Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Федеральная резервная система. Федеральные резервные банки сша

Федеральная резервная система (ФРС) – организация, выполняющая функции Центрального банка США.

Свою историю ФРС ведет с 1913 года, когда был принят закон «О федеральном резерве». Предшественниками ФРС были последовательно несколько частных банков, которые оказались не в состоянии создать эффективную централизованную финансовую систему страны. Создание ФРС явилось результатом противодействия ряду межбанковских кризисов в 1873-м, 1893-м и 1907 году, из-за которых стала очевидной необходимость в едином регулирующем и эмиссионном органе.

На сегодняшний день ФРС берет на себя следующие функции:

  • выполнение задач Центрального банка страны;
  • соблюдение баланса между общественными интересами в США и интересами коммерческих банков;
  • надзор и регулирование банковской системы страны, защита интересов инвесторов и клиентов кредитных организаций;
  • проведение эмиссии денег – долларов США ;
  • регулирование и стабилизация финансовых рынков, контроль за рисками;
  • оказание депозитарных услуг для правительства США и официальных международных учреждений;
  • участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
  • устранение проблем с ликвидностью на местном уровне и предоставление займов кредитным организациям;
  • укрепление роли США в мировой экономике.

На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых конгрессом сроком на 14 лет; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации – участники системы.

Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции . Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.

Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.

Одна из самых важных функций ФРС – денежная эмиссия. На практике она производится следующим образом. Выпущенные деньги идут в основном на покупку долговых операций правительства США – казначейских обязательств. Лишь потом банкноты поступают в обращение.

Часть прибыли ФРС, получаемая по госбумагам, а также в результате операций на открытых рынках, идет на выплаты зарплат сотрудникам, дивидендов банкам – участникам системы. Основная доля доходов перечисляется в доход федерального бюджета.

В этой статье рассмотрим, что представляет собой Федеральная Резервная Система (ФРС) США , как она была создана, что включает в себя, как функционирует и т.д. Все это очень важно знать и понимать, поскольку ФРС США оказывает существенное влияние на экономические процессы не только в Америке, но и во всем мире.

Итак, Федеральная Резервная Система (Federal Reserve, Fed, ФРС, Федрезерв) – это структура, выполняющая функции Центрального банка США. Свою деятельность ФРС ведет с 23 декабря 1913 года, когда она была создана с целью противодействия мощным , постигавшим банковскую системы страны (до этого функции ЦБ в США выполняли сразу несколько Национальных банков, которые уже не справлялись со своей задачей и не могли достойно противостоять негативным процессам в экономике).

Структура ФРС США.

В первые годы своего существования структура ФРС США несколько раз менялась, и наконец, в 1935 году обрела тот вид, в котором и функционирует по сегодняшний день. Федеральная Резервная Система США включает в себя:

Федеральные резервные банки в количестве 12 штук, они же – региональные отделения ФРС. Банки Федеральной Резервной Системы территориально находятся в 11 разных городах разных штатов США: в Бостоне (Масачусетс), Нью-Йорке (Нью-Йорк), Филадельфии (Пенсильвания), Кливленде (Огайо), Ричмонде (Виргиния), Атланте (Джорджия), Чикаго (Иллинойс), Сент-Луисе (Миссури), Канзас-Сити (Миссури), Миннеаполисе (Миннесота), Далласе (Техас), Сан-Франциско (Калифорния). И, соответственно, имеют названия Федеральный резервный банк Бостона, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, и т.д.

В каждом банке ФРС есть свой совет управляющих, состоящий из 9 членов трех категорий: A, B и C, у каждой из которых есть свои функции. Федеральные резервные банки ФРС являются коммерческими, а не государственными структурами.

Совет управляющих ФРС – орган, управляющий системой, состоящий из 7 сотрудников, которых назначает президент США, а затем утверждает Сенат. Члены Совета управляющих назначаются на 14 лет, без права переназначения. В полномочиях Совета управляющих ФРС сосредоточены все ключевые функции любого Центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы резервирования для коммерческих банков.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (известен как FOMC) – орган, который отвечает за стабильность цен в стране, обеспечение экономического роста, регулирование рынка труда, а также за вопросы международной торговли и внешних платежей. В состав этого комитета входят 12 человек: 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных банков.

Это основные институты, составляющие структуру ФРС США. Помимо них, туда еще входят 3 консультативных совета:

  • Потребительский;
  • Общества депозитарных институтов;
  • Федеральный.

Таким образом, высшим органом руководства Федеральной Резервной Системы США выступает Совет управляющих, который, в свою очередь назначается президентом и утверждается Сенатом. На сегодняшний день председателем Совета управляющих является Джанет Йеллен .

Главной особенностью Федеральной Резервной Системы США, отличающей ее от Центробанков других стран, является то, что ФРС – это коммерческая структура, созданная за счет не государственного, а частного капитала. ФРС является акционерным обществом, акции которого могут свободно приобретать коммерческие банки США, отвечающие определенным требованиям. После приобретения пакета акций, кредитная структура становится банком-членом ФРС. На сегодняшний день членами ФРС являются более 1900 национальных банков США и более 800 банков отдельных штатов. При этом в целом по стране акционерами-членами ФРС выступают только около 40% кредитных учреждений.

Важно отметить, что акционеры ФРС имеют довольно ограниченные права в сравнении с акционерами других компаний. Например, они не могут влиять на принятие важных решений по монетарной политике – это находится в компетенции Совета управляющих.

При этом в стране существуют и 2 органа, которые контролируют деятельность Федеральной Резервной Системы – это Палата представителей конгресса США и Банковский комитет конгресса США. Эти структуры проводят аудиторские проверки ФРС и анализируют ее отчетность. Также, согласно Закону о Федеральной резервной системе, президент страны имеет право уволить любого члена Совета управляющих, но на практике таких случаев еще не было. А вот наложить вето на любое решение Совета управляющих уже не может никто.

Функции ФРС США.

Давайте рассмотрим основные функции, которые выполняет Федеральная Резервная Система США.

  1. Денежная эмиссия. Исключительные полномочия по определению необходимости и объема эмиссии долларов принадлежат именно ФРС. На практике эмитированные доллары в подавляющем большинстве вкладываются в покупку государственных казначейских облигаций США как главный актив ФРС, после чего поступают в обращение.
  2. Надзорно-регулятивные функции. Как и любой Центральный банк, ФРС США осуществляет надзор и регулирование банковской системы страны: выпускает нормативные акты для коммерческих банков, лицензирует их, контролирует их работу и т.д.
  3. Баланс соблюдения интересов граждан и кредитных структур. В частности, сюда входит защита прав заемщиков и вкладчиков банков, регулирование процентных ставок и т.д.
  4. Обеспечение экономической стабильности в стране. Тоже одна из важных функций ФРС, которую система выполняет наряду с некоторыми другими структурами США.
  5. Обеспечение ликвидности и кредитование банковской системы. Как и любой ЦБ, ФРС США следит за выполнением банками страны обязательных нормативов ликвидности, и при необходимости предоставляет коммерческим банкам кредиты. Также в ФРС хранятся отчисляемые обязательные резервы банков страны.
  6. Управление системой внутренних и внешних платежей.
  7. Оказание услуг депозитария для государственных органов и официальных международных компаний.
  8. Укрепление влияния и роли США в мировой экономике.

Главная цель ФРС США, как и любого Центрального банка – обеспечить стабильный экономический рост в стране при оптимальных показателях инфляции.

Федеральная резервная система США: интересные факты.

Поскольку ФРС – это коммерческая акционерная структура, она зарабатывает прибыль, которую использует для оплаты труда персонала, а также распределяет среди своих акционеров в виде . Но основная доля дохода Федеральной Резервной Системы США при этом перечисляется в федеральный бюджет страны – в Казначейство США.

Интересен и сам принцип денежной эмиссии, которую проводит ФРС. Фактически получается, что доллары США не принадлежат государству, а принадлежат частной акционерной компании. На долларовых банкнотах написано “Federal Reserve note”, то есть “Банкнота федерального резерва” (а не банкнота США). Государство фактически берет в долг доллары у ФРС за свои облигации, которые потом погашает еще и с процентами. Вот такая интересная схема.

Особую важность всегда имеют заседания ФРС США, на которых принимаются определенные решения, касающиеся монетарной политики страны. Сами заседания проходят несколько раз в год, иногда – каждый месяц, иногда нет. Расписание заседаний ФРС США составляется заранее на весь год, их даты всегда известны. Так, например, на 2016 год всего запланировано 8 таких мероприятий.

Поскольку доллар – это основная мировая валюта, такие решения всегда оказывают очень существенное влияние не только на экономику США, но и на все мировые : на котировки ценных бумаг, курсы валют, стоимость товаров мирового спроса и т.д. Поэтому к заседаниям ФРС США всегда приковано внимание финансистов, аналитиков, биржевых трейдеров всего мира. Заседания всегда заканчиваются пресс-конференцией Председателя ФРС, а их результаты публикуются в 14 часов по Нью-Йорку. Именно в момент пресс-конференции и публикации отчетов всегда происходят существенные колебания на мировых рынках.

История ФРС США говорит о том, что системой чаще всего руководили грамотные и независимые в своих решениях финансисты, не занимающиеся популизмом, а действительно решающие глобальные задачи, стоящие перед структурой, иногда действуя новыми, нестандартными методами. Так, например, именно Федеральная Резервная Система США разработала и успешно внедрила . Федрезерв не раз продемонстрировал грамотную борьбу с инфляцией и дефляцией и успешное преодоление мощных финансовых кризисов.

Лидирующие позиции экономики США и американской валюты в мире тоже можно считать одним из показательных достижений ФРС.

Теперь вы имеете представление о том, что такое Федеральная Резервная Система США, из чего она состоит и как функционирует.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность вместе с нами!

Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС , Федеральный резерв, Fed) - это специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят (FRB), расположенных в крупнейших городах США, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый Президентом США , Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является «Закон о Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

Money For Nothing - Liberty Street Films , 2013 (Trailer, оригинал с Ютуба удаляют..):

Высшее руководство и Глава ФРС

Руководящим органом ФРС является в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения Сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.

С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимал . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу ФРС Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

6 января 2014 года Сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке.

Who owns the Federal Reserve?:

Банки Федеральной резервной системы ФРС США

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых « », которые созданы на основе «Закона о Федрезерве» и составляют основу структуры ФРС США. Региональные отделения географически расположены в двадцати пяти филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:

  • Бостон;
  • Нью-Йорк;
  • Филадельфия;
  • Кливленд;
  • Ричмонд;
  • Атланта;
  • Чикаго;
  • Сент-Луис;
  • Миннеаполис;
  • Канзас-Сити;
  • Даллас;
  • Сан-Франциско.

Двенадцать банков ФРС имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США Совету управляющих ФРС.

Основными функциями федеральных резервных банков являются:

  • Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
  • Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
  • Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.

Функции ФРС

Текущими функциями Федеральной резервной системы ФРС США являются:

  • Выполнение обязанностей США;
  • Поддержание баланса между интересами и общенациональными интересами;
  • Обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
  • Защита кредитных прав потребителей;
  • Управление денежной эмиссией (нередко с конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
  • Обеспечение стабильности финансовой системы США, контроль системных рисков на
Базовая учётная ставка 1.0% (+0.25%) 15.03.2017. Базовая депозитная ставка 0.50 % (-0.75%) 16.12.2008. Веб-сайт www.federalreserve.gov Федеральная резервная система на Викискладе

С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .

С 2006 по 2014 год пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 года его сменила Джанет Йеллен , которая в течение двух лет работала его заместителем . С 5 февраля 2018 года главой Федеральной резервной системы является Джером Пауэлл .

История ФРС

Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов ; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 года в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 годах, - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
  • 1863 - 1913: Национальные банки
  • 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.

Создание третьего центрального банка

В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.

Закон о Федеральном резерве

В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .

Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.

1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.

1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.

1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.

1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящего из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .

Современная история ФРС

В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .

Юридический статус ФРС

В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.

Функции ФРС

Текущие функции ФРС:

Организационная структура

Структура ФРС

  1. Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
  2. (англ.) русск.
  3. Федеральный консультационный совет (англ.) русск.

Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).

Федеральное правительство через президента США
назначение
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты
совет
Совет управляющих Федеральной резервной системы Банки-члены
управление акционеры
Советы управляющих Федеральных резервных банков

управление

12 региональных Федеральных резервных банков

Высшее руководство

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.

Совет управляющих возглавляют председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .

Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .

Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.

Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .

Функции Совета:

  • надзор за системным функционированием ФРС;
  • принятие решений в области регулирования;
  • определение требований к валютному резервированию.

Федеральные резервные банки

Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).

Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :

Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.

Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:

Номер территории Буква Расположение центра Федеральный резервный банк Сайт
1 A Бостон (штат Массачусетс) Федеральный резервный банк Бостона http://www.bos.frb.org
2 B Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) Федеральный резервный банк Нью-Йорка http://www.newyorkfed.org
3 C Филадельфия (штат Пенсильвания) Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. http://www.philadelphiafed.org
4 D Кливленд (штат Огайо) Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. http://www.clevelandfed.org
5 E Ричмонд (штат Виргиния) Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. http://www.richmondfed.org
6 F Атланта (штат Джорджия) Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. http://www.frbatlanta.org
7 G Чикаго (штат Иллинойс) Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. http://www.chicagofed.org
8 H Сент-Луис (штат Миссури) Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. http://www.stlouisfed.org
9 I Миннеаполис (штат Миннесота) Федеральный резервный банк Миннеаполиса http://www.minneapolisfed.org
10 J Канзас-Сити (штат Миссури) Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. http://www.kansascityfed.org
11 K Даллас (штат Техас) Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. http://www.dallasfed.org
12 L Сан-Франциско (штат Калифорния) Федеральный резервный банк Сан-Франциско http://www.frbsf.org

Функции региональных отделений ФРС:

  • устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
  • отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
  • предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.

Федеральный комитет по открытому рынку

Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :

  • 7 членов совета управляющих ФРС
  • 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырёх групп:
  1. Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
  2. Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
  3. Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
  4. Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
  • президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.

Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях и оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.

Банки-члены

Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.

  • Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
  • Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банков являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.

Функции банков-акционеров ФРБ:

  • получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
  • участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).

Особенности ФРС как центрального банка

Форма собственности капитала

Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).

Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .

Операционная прибыль

Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)

Самостоятельность

Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.

Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.

Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office) или крупных независимых аудиторских фирм национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.

Денежная масса в обращении

Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает также динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.

Методика расчета показателей определяется ФРС :

Показатель Описание
M0 Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные.
M1 M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанных к дебетным пластиковым картам)).
M2 M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до 100,000 долларов.
M3 M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО .

Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .

Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года количество денег центрального банка было 750,5 миллиардов долларов, в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) составляло 6,33 триллиона долларов.

Критика деятельности ФРС

Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .

  • По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
  • На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов» (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов

Федеральная резервная система (Federal Reserve System) – это специально уполномоченное государством независимое федеральное агентство, которое выполняет функции центрального банка, а также контроль деятельности коммерческих банков Соединённых Штатов Америки. В структуре ФРС работает 12 федеральных резервных банков, которые расположены в крупнейших городах Америки, примерно 3000 коммерческих банков, которые имеют статус «банков-членов», Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, а также консультационные советы. ФРС работает на основе Закона о Федеральном резерве, а значит, подконтрольна государству, но с другой стороны FRS – это акционерное общество частной формы собственности, акции которого имеют свой особый статус.

ФРС в структуре государственных органов США

С позиции управления, ФРС – это независимый орган, который работает в составе правительства Соединенных Штатов Америки и выполняет функции Центрального банка, пользуясь полномочиями, делегированными Конгрессом США. Независимость FRS обеспечивается тем, что ее решения, в том числе, в сфере кредитно-денежной политики (определение размера учетной ставки) не требуют одобрения Конгрессом и Президентом США. ФРС не финансируется Конгрессом, а срок полномочий любого из членов Совета управляющих ФРС охватывает сразу несколько сроков полномочий членов Конгресса и Президента. С другой стороны ФРС подконтрольна Конгрессу США, который анализирует деятельность ФРС, заслушивает отчеты Управляющего и может изменить функции ФРС путем принятия дополнений и изменений к Закону о Федеральном Резерве.

История ФРС начата еще в 1791 году, когда Александром Гамильтоном в 1791 был создан Первый банк Соединённых Штатов, на который были возложены функции Центрального Банка США. Полномочия указанного органа не были продлены в 1811 году и вместо него в 1816 году был образован Второй банк США, который просуществовал до 1836 года и был упразднен в связи с критикой президента Эндрю Джексона. В период с 1837 по 1862 гг. в США не существовало Центрального регулятора. Этот период времени называют «эрой свободных банков», которая просуществовала с 1862 до 1913 гг. однако после серии банковских паник, прошедших в 1873 г., 1893г. и 1907 г. опять возник вопрос о создании Центрального Банка, который бы регулировал банковскую систему США. Поэтому в 1913 году была создана Федеральная резервная система (изначально созданный регулятор получил название Третий Центральный Банка США). Закон о Федеральном резерве, который регламентирует функции и полномочия ФРС был принят Конгрессом в 1913 г.

Федеральная Резервная система в текущее время выполняет следующие функции, которые определены Законом о Федеральном Резерве:

  1. Выполнение функций Центрального Банка.
  2. Регулирование баланса между интересами частных банков и государства.
  3. Обеспечение надзора и регуляции банковских учреждений.
  4. Защита прав потребителей банковских услуг.
  5. Управление денежной эмиссией.
  6. Обеспечение стабильности работы финансовой системы США.
  7. Предоставление финансовых услуг для депозитариев (включая правительство США и иностранные официальные учреждения).
  8. Участие в системе международных платежей.
  9. Участие в системе внутренних платежей.
  10. Устранение проблем с ликвидностью.

Выполнение ФРС возложенных на нее полномочий осуществляется через следующую структуру субъектов, которые входят в ее состав:

  • 12 региональных федеральных резервных банков - предоставляют банковские услуги для федерального правительства и депозитных учреждений. Указанные банки обслуживают счета депозитарных институтов, обеспечивая: инкассацию чеков, электронные переводы, распределение и сбор наличных средств. Одновременно региональные резервные банки играют роль фискальных агентов, которые управляют денежными фондами государства (обслуживают счета государства, обеспечивают государственные расходы, хранят государственные резервы, управляют внешними и внутренними государственными долгами).

  • Банки-члены - это банки, которые подписаны на акции региональных федеральных резервных банков в объеме 6 процентов от их капитала. В соответствии с Законом, за эти акции банки-члены получают ежегодные дивиденды в размере 6% и имеют право принимать участие в выборе членов совета директоров региональных резервных банков.
  • Национальные банки - те банки, которыми получен чартер (разрешение на осуществление кредитно-финансовой деятельности) от федерального правительства. Указанные банки в соответствии с Законом о ФРС также входят в состав Федеральной Резервной системы и имеют право на осуществление деятельности на всей территории США.
  • Банки штатов - это банки, которые зарегистрированы властями штата США и ведут операции только в пределах указанного штата.
  • Совет управляющих ФРС - федеральный орган власти, который состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США с последующим утверждением Сенатом.
  • — Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС.

Состоит из:

  1. потребительского консультативного совета
  2. консультативного совета общества депозитарных институтов
  3. федерального консультационного совета
  • Совет управляющих ФРС — структура, которая руководит деятельностью всей Федеральной резервной системы. В состав Совета входит 7 членов, назначаемых Президентом США с последующим одобрением сената. Члены Совета осуществляют свои полномочия 14 лет без права их продления. Каждый новый член совета назначается каждые 2 года. Поэтому президент за один срок выполнения своих полномочий не может назначить более 2 членов Совета.

Совет управляющих возглавляет и заместитель, которые выбираются Президентом США из семи членов Совета каждые 4 года. При этом, Законом о ФРС предусмотрено право президента уволить любого из членов Совета.

Особенности ФРС как центрального банка

ФРС по своей сути – это государственный орган с частной формой капитала, который формируется за счет продажи акций региональных резервных банков в пользу банков-членов (коммерческие банки, которые не имеют права голоса, но имеют полномочия участвовать в процессе назначения на должность управляющих региональных резервных банков). В этом плане США существенно отличаются от регуляторов других стран, где капитал регулятора принадлежит государству полностью либо является акционерным, но с обязательной долей в нем государства.

Ценные бумаги федеральных резервных банков, которые получают банки-члены в обмен на резервный капитал невозможно продать и обменять. По указанным акциям выплачиваются фиксированные дивиденды - 6 % в год, которые не зависят от размера прибыли самого ФРС.

ФРС осуществляет эмиссию денег в США, которую в большинстве использует на покупку обязательств казначейства США. И, по сути, все обменные операции с американскими долларами – это операции, которые основаны на доверии к правительству США, а также финансовой системе Америки.

Кроме дохода по облигациям Госказначейства, ФРС получает доходы от депозитов, платежных операций и операций с ценными бумагами.

Правление и члены ФРС не являются государственными служащими, однако размер их вознаграждения устанавливается Конгрессом США. К примеру в 2008 году годовое жалование председателя Совета ФРС составляло 191 300 долларов, а остальных членов- 172 200 долларов.

При этом, после выплаты всех зарплат, фиксированных дивидендов по акциям, остаток прибыли ФРС перечисляет в Госказначейство, которое оприходует указанную сумму в качестве доходов бюджета.

К примеру, в 2010 году ФРС был получен доход в размере $81,689 млрд., из которого 1,583 млрд. было выплачено, как дивидендный доход банкам-членам, а в доходную часть американского бюджета направлено 79,268 млрд.

Самостоятельность ФРС

Широкая автономия ФРС в принятии решений балансирует между подотчётностью регулятора и проверяемостью его деятельности.

Закон о Федеральном резерве заставляет ФРС ежегодно отчитываться перед Конгрессом США о результатах своей деятельности. При этом, деятельность региональных банков ФРС ежегодно проходит аудит Счётной палаты, а также крупных независимых аудиторских фирм национального масштаба. В поле зрения аудита попадают также и операции ФРС на открытом рынке и ее международные транзакции.

Ну а теперь, в окончание изложения официальных данных о ФРС, хотелось бы обнародовать мнения большинства аналитиков и экспертов со всего мира, касающиеся Федеральной Резервной Системы и ее функционирования.

  • ФРС – частное предприятие. Как уже было сказано выше, ФРС не является государственным учреждением. Это Центральный Банк, который находится в частной собственности и принадлежит 12 банкам, которые входят в структуру ФРС. Кто в действительности управляет ФРС доподлинно не известно.
  • ФРС – вечный двигатель для создания госдолга. Согласно сложившейся практике, чем больше денег в бюджете США, тем больше внешний долг Штатов. При этом, если правительству Соединенных Штатов нужны средства, оно обращается в ФРС. Далее правительство выпускает трежерис, которые выкупает ФРС и получает взамен доллары. Откуда берутся деньги ФРС? Федеральная Резервная Система их печатает. Таким образом, американские доллары не является собственностью США – их выпускает частная корпорация для того, чтобы одолжить правительству США.
  • ФРС обесценивает доллар. После того, как Бен Бернанке стал во главе ФРС, ставка рефинансирования снизилась почти до нуля, а, начиная с 1900 г. доллар США потерял около 96% собственной стоимости. При этом, основные потери начались после того, как в 1913 г. была создана ФРС. Предложение денег постоянно растет, а уровень производства остается почти неизменным… Побочным эффектом непрекращающейся эмиссии является инфляция, которая постоянно «подтачивает» экономику США.

  • ФРС лично решает кого спасать, а кого нет. Во время финансовых кризисов ФРС помогает банкам. При этом самолично решает, кому помочь, а кому нет. Благодаря своей ограниченной подотчетности, одобренной самим Конгрессом, ФРС может выдавать займы, составляющие триллионы долларов, направо и налево.
  • ФРС создает идеальные условия для финансовых пузырей. Абсолютное большинство финансовых экспертов сходятся во мнении, что большинство финансовых кризисов, которые начинались в США, стали возможны исключительно благодаря монетарной политике ФРС. Это факт.