Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Восточно-сибирский экономический район россии. Ведущие отрасли хозяйства

Расположена между Западно-Сибирским и районами, в глубине российской территории, на значительном удалении от развитых Центральных районов.

Развитие района, богатого разнообразным спектром природных ресурсов (уголь, металлические руды, и ) напрямую зависит от сети транспортных артерий. Основные пути - Транссибирская и Байкало-Амурская железные дороги, водный путь по . Природно-климатические условия края суровые (1/4 территории лежит в Заполярье), поэтому освоение его требует больших капиталовложений.

ЭГП Восточной Сибири сложное. Восточная Сибирь очень удалена от основных экономически развитых районов страны и океанов, что существенно влияет на её хозяйство. Природные условия экстремальные. 3/4 поверхности занимают горы и плоскогорья; суровый, резко-континентальный, 25% территории расположено за полярным кругом. Господствуют и . Для южных районов характерна высокая . Большая часть занята и лишь на крайнем юге встречаются островки и .

Природные ресурсы Восточной Сибири очень богатые. В Восточной Сибири сосредоточено 70% угольных запасов России. Имеются крупные месторождения руд чёрных и цветных металлов (медь, олово, вольфрам и др.). Много нерудных - асбеста, графита, слюды, солей. Огромны гидроэнергетические ресурсы Енисея, Ангары; 20% мировой пресной воды содержится в уникальном . Ведущее место занимает Восточная Сибирь и по запасам древесины.

Размещено крайне неравномерно - основная часть сосредоточена на юге вдоль , на остальной территории заселение очаговое - по и в степных межгорных котловинах. Наблюдается дефицит . Степень высокая -72%, крупные города - Красноярск, Иркутск, Братск, Чита, Норильск.

Хозяйство Восточной Сибири . Освоение богатых ресурсов Восточной Сибири затруднено из-за суровых природных условий, отсутствия сети и дефицита трудовых ресурсов. В экономике страны регион выделяется как база производства дешевой электроэнергии.

Восточная Сибирь специализируется на производстве дешевой электроэнергии, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности.

На долю Восточной Сибири приходится 1/4 часть золота, добываемого в России.

На базе использования дешевой энергии, продуктов нефтепереработки, лесопиления, угля, поваренных и калийных солей развита химическая и . В районе производятся: химические волокна, синтетический каучук, глины, резинотехнические изделия, хлоропродукты. Центры - Ачинск и Ангарск. В Красноярске. Братске, Усть-Илимске, Лесосибирске, Байкальске, Селенгинске построены предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. Лес также транспортируется по Енисею, а затем - по Северному морскому пути в другие районы.

Района производит оборудование для горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии (Абакан, Красноярск, Иркутск, Черемхово), комбайны, речные суда, экскаваторы (Красноярск), приборы, станки, электротехническое оборудование.

Агропромышленный комплекс развит, в основном, на юге района. специализируется на зерновом хозяйстве и мясомолочном скотоводстве. В Читинской области, Бурятии и Туве развито овцеводство.

Ведущее место в принадлежит зерновым культурам. Возделываются яровая пшеница, овес, ячмень, кормовые культуры, выращиваются картофель, овощи. На севере разводят оленей. Развиты также охота и рыболовство

Представлена кожевенными (Чита, Улан-Удэ), обувными (Иркутск, Красноярск, Кызыл), меховыми (Красноярск, Чита), текстильными предприятиями и производством шерсти.

Транспорт. Важнейшими путями района являются Транссиб, БАМ, Енисей, а также проходящий у северного побережья Северный морской путь.

Отрасли специализации:

  • Углеэнергетика, использующая бурый уголь, добываемый в Канско-Ачинском бассейне открытым способом. Крупные ТЭС — Назаровская, Читинская, Иркутская.
  • Гидроэнергетика. Самые мощные в России ГЭС построены на Енисее (Саяно-Шушенская, Красноярская, на - Братская, Усть-Илимская).
  • Цветная металлургия представлена энергоемкими отраслями. В Братске, Красноярске, Саяногорске, Шелехово выплавляют алюминий, в Норильске - медь и никель, в Удокане - медь.
  • Химическая, нефте- и лесохимическая промышленность производит разнообразную водо-энергоемкую продукцию - пластмассы, химические волокна, полимеры. Сырьем служат продукты переработки (Ангарск, Усолье Сибирское) и древесины (Красноярск).
  • Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность развита в Иркутской области и Красноярском крае, - здесь производятся самые большие промышленные рубки леса в стране. Крупнейшие комбинаты построены в Братске, Усть-Илимске, Енисейске, Байкальске.

На базе взаимосвязанных производств угле - и гидроэнергетики, цветной металлургии, лесной и , а также в Восточной Сибири сформированы крупные ТПК-Норильский, Канско-Ачинский, Братско-Усть-Илимский, Иркутско-Черемховский.

Будущее Восточной Сибири связано с формированием транспортной сети, новых энергетических ТПК, развитием обрабатывающей промышленности, в том числе современных . Большую тревогу вызывает экологическая обстановка в районах концентрации промышленных производств - Норильске, котловине Байкала, вдоль трассы БАМа.

По удельному весу промышленного производства ли­дировали: Тюменская обл. - 39%, Томская и Кемеровская обл. - 38%, а по удельному весу сельского хозяйства Республика Ал­тай - 24,5% и Алтайский край - 16,5%. В производстве услуг выделялись Новосибирская обл. - 57% и Республика Алтай - 52%, предоставляющие комплекс научных и коммерческих ус­луг - первая и рекреационных - вторая.

Промышленные комплексы. Отрасли рыночной специализа­ции Западно-Сибирского экономического района входят в состав ТЭК (топливная), металлургического (черная металлургия) и ма­шиностроительного комплексов. Топливная промышленность Западной Сибири имеет обще­российское и мировое значение благодаря добыче, транспорти­ровке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональ­ный бюджеты.

Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в Рос­сии

Суммарная протяженность системы транспортировки запад­но-сибирской нефти около 35 тыс. км,. Из Ханты-Мансийского АО со­оружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж - в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина). В настоящее время нефть стала поступать на побережье Финского залива, где введены в эксплуатацию тер­миналы для экспорта нефти.

В г. Омске размещается один из лучших в стране нефтепере­рабатывающих заводов, выделяющийся рекордной для России глубиной переработки нефти - порядка 80%. Нефть перерабатыва­ется также в Тюменской обл. - в г. Тобольске. Имеются благо­приятные предпосылки для переработки нефти и попутного газа в местах нефтедо­бычи - в Тюменской и Томской обл., для чего намечается строи­тельство экономичных мини-НПЗ, призванных обеспечивать ме­стные потребности в топливе.

Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад - в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, ос­танутся базовыми в районе на обозримую перспективу,

Добычу газа в северных районах Западной Сибири намечает­ся значительно увеличить за счет освоения Ямальского газопро­мыслового района. Первый этап освоения Ямальских месторож­дений происходит на базе использования действующей системы газопроводов, проложенных из Надым-Пуртазовского района, с подключением к ней новых газопроводов системы Ямал-Ев­ропа, первая магистраль которой отчасти уже сооружена. Добыча газа на полуострове Ямал должна полностью обеспечить внут­ренние потребности России и увеличение экспорта.

Угольная промышленность Западной Сибири сконцентриро­вана в Кемеровской обл., где активно разрабатываются место­рождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.

Коксующиеся угли Кузбасса поступают на крупные предпри­ятия черной металлургии Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и боль­шинство рынков европейской части России.

Электроэнергетика ЗСЭР в основном тепловая, работающая на попутном газе: Сургутские ГРЭС 1 и 2 я) и Нижневартовская ГРЭС в Ханты-Мансийском АО, а также на угле: ЮжкузбассГРЭС, Беловская и Томь-Усинская КЭС, не­сколько крупных ТЭЦ в Кемеровской обл., Омске, Новосибирске и Томске. Завершается строительство крупной газовой ГРЭС в г. Уренгое Ямало-Ненецкого АО. Есть единственная крупная Но­восибирская ГЭС на р. Обь (400 Мвт).

Черпая металлургия ЗСЭР сосредоточена в Кемеровской обл.: Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибир­ский завод полного цикла, Гурьевский передельный завод. Про­изводство готового сортового проката и стальных труб имеется в г. Новосибирске.

Машиностроительный комплекс , крупнейшие центры кото­рого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких станков), энергетическое, сельскохозяйственное и ра­диотехническое (г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); пред­приятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».

В Алтайском крае приоритет отдается расширению производства дизельных двигателей на алтайских моторных за­водах, а также тракторов и энергетического оборудования.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Совре­менные нефтегазохимические комплексы развиваются в городах Тобольске (Тюменская обл.), Омске и Томске, где налажено произ­водство различных полимеров, синтетических смол и пластмасс.В Омске производят также синтетический каучук и шины. Ис­кусственные волокна выпускают в Новосибирске и Барнауле Ке­меровской обл. Крупное производство азотных минеральных удобрений с параллельным выпуском серной кислоты и других химических продуктов на базе коксохимии на ОАО «Азот» в Ке­меровской обл. В той же области в г. Прокопьевске развивается производство резиновых изделий. В г. Северске Томской обл. Си­бирский атомный химический комбинат в настоящее время на­лаживает производство редкоземельных элементов.

Агропромышленный комплекс выделяется своими размера­ми - это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, ком­пактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских сте­пей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

К началу 2000-х гг. сельское хозяйство ЗСЭР производило око­ло 11%.

В районе ведутся работы по орошению Кулундинской степи и осушению Барабинской лесостепи. Особую направленность име­ет сельское хозяйство в северных районах, где распространены оленеводство, рыболовство, пушной промысел и звероводство, а также в районах Горного Алтая, где преобладают пантовое оле­неводство, заготовки лекарственных растений и пчеловодство.

Транспортный комплекс Западной Сибири наибольшее раз­витие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магист­рали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи

Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложе­на магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).

Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тю­мень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии. Же­лезные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимает­ся большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного за­воза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Восточная Сибирь - территориальная единица России, которая расположена к западу от Енисея. Восточной границей региона выступают водораздельные хребты, идущие вдоль тихоокеанского побережья.

Богатые земли Восточной Сибири имеют огромный потенциал для индустриального развития, но сегодня используются менее чем на 10 %.

Население

Среди всех регионов Сибири, только Восток характеризуется депопуляцией населения. Ежегодно фиксируется снижение численности жителей на 2,5 % от каждой 1000 людей. Даже такой небольшой показатель приводит к тому, что некоторые области Восточной Сибири близки к тому, что в ближайшие годы они не будут заселены.

Что касается средней плотности населения в регионе, то она в 4 раз ниже, аналогично показателя по стране. При этом в Эвенкийском округе эта цифра составляет 3 чел. На 100 км 2 , в то время как в южной части региона количество населения даже превышает средние государственные показатели. По этнической принадлежности коренные жители региона являются носителями многих национальностей и культур. Смешение этнических групп происходило несколько веков, поэтому определить принадлежность современного населения к любой из них достаточно сложно. По территориальной привязке восточной Сибири проживают народы тюркской, монгольской и других групп.

Промышленность Восточной Сибири

Несмотря на малочисленность населения, Восточная Сибирь является хорошо развитым промышленным регионом со специализированной структурой. Особенностью является то, что производственное направление каждой области обусловлено доступностью ресурсной базы.

Все промышленные восточносибирские центры - это населенные пункты, в которых развиты несколько направлений одной отрасли. Исключением являются лишь несколько самых крупных городов, в которых промышленность имеет более сложную структуру. Развить несколько отраслевых направлений смогли лишь такие города, как Чита, Красноярск, и Иркутск, благодаря наличию железнодорожного сообщения.

Наиболее развитым направлением промышленности в Восточной Сибири выступает цветная металлургия, удельный вес которой составил около 30 % от общих показателей страны. Переработка сырья осуществляется на нескольких предприятиях среднего звена.

Второй отраслью промышленности, которая имеет для страны важное значение, является лесобумажное производство. Продукция данной отрасли Восточной Сибири занимает 17 % от общегосударственного объема.

В целом регион богат природными ископаемыми и имеет все предпосылки для активного индустриального развития. Но пока, есть более экономично выгодные и транспортно доступные месторождения, Восточная Сибирь остается не особо развитым и мало заселенным регионом страны.

Сельское хозяйство Восточной Сибири

Агропромышленный комплекс восточной части Сибири представлен несколькими направлениями, среди которых растениеводство, рыболовство, животноводство и другие виды сельскохозяйственных промыслов. В сельском хозяйстве задействована четверть населения региона.

Большая часть выделенных под сельскохозяйственные угодья земель в регионе приходится на пастбища и сенокосы, что способствует развитию мясного и молочного животноводства.

В некоторых областях специализируются на развитии овец, и заготовке шерсти. Что касается земледелия, то больше всего в регионе оно направленно на выращивание основных зерновых культуры, в частности на пшеницу, ячмень, овес и другие.

Богатство флоры и фауны региона, позволило сельским жителям кроме основных направлений сельского хозяйства, получать выгоду от других видов промысла. В том числе, от сбора грибов и ягод, охоты, рыбной ловли и других.

Состав района: Красноярский край с Таймырским (или Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским округом) и Читинская (с Агинским Бурятским округом) области, республики Бурятия, Тува, Хакасия.

Площадь района 4,1 млн. кв. км, население - 9,0 млн. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: горнодобывающая, лесная и химическая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия.

Географическое положение . Восточная Сибирь удалена на значительное расстояние от высокоразвитых западных районов, часть ее территории находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.

Природные условия . Сильно пересеченный рельеф (3/4 поверхности района - возвышенности, плоскогорья и горы), суровый резко континентальный климат (короткий вегетационный период, очень низкие зимние, высокие летние температуры), огромные площади вечной мерзлоты (вечная мерзлота распространена почти на всей территории района, за исключением южной его части), повышенная сейсмичность существенно затрудняют хозяйственное освоение района.

Природные ресурсы . Велики запасы угля (Таймырский, Тунгусский, Канско-Ачинский, Иркутский, Минусинский и др. бассейны), железных (Хакасия, Ангаро-Питский и Ангаро-Илимский бассейны), медных (Удоканское, Талнахское и др. месторождения), никелевых (район Норильска), полиметаллических (Нерчинская группа месторождений, Хапчеранга), золота (Бодайбо, Алдан, Балей), олова (Шерловая гора), поваренной соли (Усольское, Зиминское и др. месторождения), пресной воды (озеро Байкал), гидроресурсов (реки Енисей, Ангара), лесных и биологических ресурсов.

Население . При средней плотности 2,2 чел. на 1 кв. км наиболее густо заселена южная часть района, где плотность населения достигает 25-30 человек на 1 кв. км.

Промышленность . Старейшая отрасль хозяйства Восточной Сибири - горнодобывающая промышленность. Район занимает видное место в Федерации по добыче цветных, благородных и редких металлов, железных руд и угля, поваренной соли, слюды, графита, талька и асбеста.

Топливно-энергетическая промышленность . Ее развитию в районе способствуют наличие огромных запасов угля и гидроресурсов рек, благоприятные горно-геологические условия залегания угля (большая мощность угольных пластов, небольшая глубина их залегания и т.д.), гидрологические и инженерно-геологические условия строительства ГЭС (естественная зарегулированность рек, скальный фундамент и др.).

Здесь производят самые дешевые в федерации уголь и электроэнергию.

На большинстве угольных бассейнов(Канско-Ачинский, Иркутско-Черемховский, Минусинский) и месторождений (Читинская область, Бурятия) разработки угля ведутся открытым (карьерным - сайт) способом. В местах добычи угля созданы мощные тепловые (Назаровская, Березовская и Ирша-Бородинская ГРЭС в Красноярском крае; Гусино-Озерская ГРЭС в Бурятии, Харанорская ГРЭС в Читинской области), а на Ангаре и Енисее - крупные гидроэлектростанции (Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).

Цветная металлургия . Главные отрасли - алюминиевая, медно-никелевая, свинцово-цинковая, вольфрамово-молибденовая, оловянная и золотодобывающая промышленность. Алюминиевые заводы расположены вблизи крупных электростанций - в Красноярске, Братске, Шелехове и Саяногорске. Медь, никель, кобальт, платину и др. металлы выплавляют на Норильском горно-металлургическом комбинате. Свинцово-цинковые концентраты производят в Забайкалье (Нерчинск), молибденовые - в Хакасии (Сорский комбинат), оловянные - в Читинской области (Шерловогорский ГОК).

Черная металлургия представлена передельными заводами в Красноярске и Петровске-Забайкальском.

Лесная промышленность . По размерам лесозаготовок Восточная Сибирь уступает только Северному району. Основные районы заготовок леса - бассейны рек Ангары, Енисея, Лены и их притоков. Лесопромышленные комплексы (Красноярский, Енисейский, Братский и Усть-Илимский ЛПК) включают, помимо механической обработки, лесохимию и целлюлозно-бумажное производство.

Химическая промышленность развивается в районе благодаря наличию разнообразного сырья, дешевого топлива и электроэнергии. Здесь производят синтетический каучук, химические волокна и шины (Красноярск), пластмассы и смолы (Ангарск), соду (Ачинск), лаки, краски и лекарственные препараты (Красноярск). Машиностроение. Машиностроительные заводы района выпускают мостовые краны, экскаваторы, зерноуборочные комбайны, речные суда (Красноярск), оборудование для горнорудной промышленности (Иркутск), локомотивы (Улан-Удэ) и вагоны (Абакан).

Сельское хозяйство . Ведущая отрасль - животноводство и зерновое хозяйство. В лесостепной зоне разводят скот мясомолочного направления, в степных районах юга (Хакасия, Бурятия, Тува и Читинская область) - овец тонкорунного и полутонкорунного, шерстного и мясошерстного направления, на севере Красноярского края - оленей.. Пахотные угодья занимают небольшие площади (они в основном сосредоточены в лесостепных и степных районах, расположенных к западу от Байкала). Главная зерновая культура - яровая пшеница. Выращивают также овес и ячмень, сахарную свеклу (на юге Красноярского края и в Бурятии), бахчевые культуры (Минусинская котловина). Продукция земледелия не покрывает местные потребности, поэтому большое количество зерна, овощей и плодов район завозит.

Транспорт . На юге района решающая роль в транспортировке грузов принадлежит железнодорожному (Транссибирская Южно-Сибирская и Байкало-Амурская магистрали), на севере - речному (реки Енисей, Лена, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, Хатанга) транспорту.

Речной транспорт дополняют оз. Байкал, Северный морской путь. Морские порты - Диксон, Игарка, Дудинка, Нордвик. По территории района проходят автомобильные тракты: Усинский (Абакан - Кызыл), Енисейский (связывает Красноярск с Енисейском) и автомагистрали (Абаза – Ак - Довурак и др.), трубопроводы (нефтепровод Нижневартовск - Томск - Анжеро-Судженск - Красноярск - Ангарск). Большое значение имеет воздушный транспорт.

В Восточной Сибири вывоз грузов преобладает над ввозом. Вывозятся лес и лесоматериалы, уголь, электроэнергия, цветные металлы, железная руда, пушнина; ввозятся нефть, машины и оборудование, продукция легкой промышленности и др.

Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электроэнергетика, цветная металлургия, лесная и цел­люлозно-бумажная промышленность.

Уникальная природно-ресурсная база региона, как и база Западной Сибири, удовлетворяет потребности всего государства. За годы реформ сырьевая ориентация экономики Восточной Си­бири лишь усилилась и сохранится в ближайшее время. И так же как и в других районах России здесь значительно увеличилась доля ТЭК (до 25 %), почти в полтора раза вырос удельный вес цветной металлургии, продукция которой идет практически вся на экспорт и почти вдвое снизилась доля машиностроения.

Стержень современного хозяйства Восточной Сибири -электроэнергетика. Наиболее мощные тепловые электростанции в районе - Назаровская, Читинская, Гусиноозерская ГРЭС, Но­рильская и Иркутская ТЭЦ. Ряд крупнейших ГРЭС намечается построить еще на углях Канско-Ачинского бассейна, который протянулся на 800 км вдоль Транссибирской магистрали (от Кан-ска до Ачинска). Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности. Добыча ведется в крупных карьерах от­крытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать на месте для производства электроэнергии на крупных тепловых электростанциях, чем транспортировать на большие расстояния (КАТЭК - Канско-Ачинский топливно-энергетичес­кий комплекс).

Также Восточная Сибирь выделяется крупнейшими в стра­не гидроэлектростанциями, построенными на Енисее (Краснояр­ская и Саяно-Шушинская мощностью свыше 6 млн. кВт.) и на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская ГЭС).

Вырабатывая дешевую электроэнергию и располагая раз­нообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоем­кие производства (цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность). Например, предприятия по выплавке алю­миния (Шелехово, Братск, Красноярск, Саяногорск). Сырье -местные нефелины и привозное сырье. Комплексная их перера­ботка с попутным получением цемента и соды делает производ­ство алюминия в Восточной Сибири самым дешевым. Саянский и Братский алюминиевые заводы являются крупнейшими в мире.

Также в районе добывают золото, серебро, молибден, вольфрам, никель, свинцово - цинковые руды. В некоторых рай­онах на месте добыч создаются комбинаты. Например, Нориль­ский медно - никелевый комбинат (на севере - за Полярным кру­гом), где попутно с выплавкой многих металлов производят хи­мические продукты и стройматериалы.

Нефтеперерабатывающая и химическая промышлен­ность представлена предприятиями в городах Ачинск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Зима и др. Там получили разви­тие переработка нефти (на пути нефтепровода из Западной Сиби­ри - НПЗ в Ачинске и Ангарске), развито производство синтети­ческого аммиака, азотной кислоты, селитры (Усолье-Сибирское), спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на химической переработке древесины, поли­меров и минеральных удобрений. Химические комбинаты работают на отходах целлюлозно-бумажной промышленности, на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, используя дешевую электроэнергию ГРЭС и ГЭС. Воду дают реки Восточной Сиби­ри, так как многие производства водоемкие.


Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ве­дутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспорти­руют к океану и далее - по Северному морскому пути, а также к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки по ним леса в другие районы страны. За северным Полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной промышленности находятся в Краснояр­ске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на р.Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо, однако, отметить, что пред­приятия наносят значительный ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.

Машиностроение обслуживает в основном потребности региона. Крупными предприятиями машиностроительного ком­плекса являются заводы в Красноярске ("Сибтяжмаш", комбай­новый и завод тяжелых экскаваторов) и в Иркутске (завод тяже­лого машиностроения). В Чите представлена автосборка.

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство раз­вито в основном на юге района. Животноводство специализиру­ется на производстве мяса и шерсти, так как две трети сельскохо­зяйственных угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве.

Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым куль­турам. Возделывают яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны посевы кормовых культур, развиваются картофелеводство и ово­щеводство. На севере, в тундре, занимаются разведением оленей, в тайге охотой.

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика - отрасль специализации промышленности района. Здесь рабо­тают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, использующие ме­стные топливные и гидроэнергетические ресурсы. ТЭЦ Нориль­ска работала ранее на угле, а сейчас работает на природном газеиз Западной Сибири, который подается по газопроводу от место­рождения в 150 км от Дудинки. Электростанции района объеди­нены линиями электропередачи и подключены к энергосистеме Западной Сибири.

На территории района в Иркутской области открыто новое газоконденсатное месторождение - Ковыткинское (доказанные запасы (по оценкам) - 869 млрд. м 3 газа и 58 млн. т - конденсата). В 1997 г. Подписано соглашение об экспорте газа из этого место­рождения в Китай по газопроводу. Предполагаемая трасса газо­провода пройдет параллельно железнодорожной магистрали Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин (длина 3384 км), затем до порта Жичжао (Китай), а далее - по дну Желтого моря в южнокорей­ский город Самхо (а затем в сжиженном виде газ будет закачи­ваться в танкеры и отправляться в Японию и на Тайвань).

Транспорт. Разработка природных богатств, развитие про­мышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью самая низкая по стране. Лишь на юге Восточно-Сибирского района проходит Трансси­бирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и XX вв. (Челябинск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ -Чита - Владивосток). В 80-е годы была построена Байкало-Амурская магистраль (общая ее протяженность - более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобай-кальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольске-на-Амуре (на Дальнем Востоке).

Магистраль вместе с ранее построенными западными (Тай­шет - Братск - Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре - Ванино) образует второй, более короткий по сравне­нию с Транссибом, путь к Тихому океану. На севере района есть небольшая электрифицированная железная дорога, которая свя­зала Норильск с портом Дудинка.

Крупнейшей транспортной артерией является река Енисей. К западу от устья Енисея судоходство по Северному морскому пути осуществляется даже зимой, С помощью ледоколов прово­дятся суда и к востоку от Енисея. Игарка и Дудинка - лесоэкс-портные порты.