Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Повторной выездной налоговой проверкой признается. Повторная выездная налоговая проверка: особенности проведения. Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Периоды, за которые проводится проверка;

Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения .

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

5.2. В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях", не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

(см. текст в предыдущей редакции)

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Для налогоплательщика даже одна выездная проверка доставляет много хлопот, не говоря уже о двух. Потому полезно знать, во-первых, в каком случае может проводиться такая проверка, а во-вторых, какие существуют дополнительные основания для признания результатов такой проверки недействительными.

По общему правилу проведение повторной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период запрещено. Это установлено ст. 87, 89 НК РФ и подтверждено судебной практикой: Постановлениями ФАС ЗСО от 01.07.2002 № Ф04/2274-816/А45-2002, от 17.05.2000 № Ф04/1198-169/А67-2000 и т. д., но существует и один прецедент, свидетельствующий об обратном: Постановление ФАС УО от 16.08.2001 № Ф09-1839/01ПК. Сначала определимся с тем, что можно считать повторной проверкой.

Критерии повторности.

Проверка считается повторной, если она проводится во второй (третий и т. д.) раз по одним и тем же налогам за один и тот же период. Свидетельством повторности могут являться сведения из решения о назначении налоговой проверки либо фактически повторный характер. В последнем случае налицо проверка одних и тех же налоговых периодов по одним и тем же налогам, например, выражающееся в фиксации при ее проведении тех же обстоятельств, что были установлены ранее проведенной проверкой (Постановление ФАС ЦО от 23.04.2002 № А54-3825/01-С1) и т. д.

Необходимо отличать от повторных проверок встречные, которые применяются в рамках налогового контроля над деятельностью других налогоплательщиков. При таких встречных проверках налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. В противном случае (параллельная проверка самой организации) проверка допускается только на общих основаниях ст. 89 НК РФ. Такая проверка может быть квалифицирована как повторная со всеми вытекающими отсюда последствиями (Постановление ФАС СЗО от 20.08.2001 № А42-7493/00-23-1336/01).

Органы, полномочные проводить налоговую проверку, в том числе и повторную:

Налоговые органы, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации; Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. При проведении проверки вышестоящим органом необходимо проверить подчиненность органов. Так, налоговый орган не может проверять деятельность таможенного органа: Органы налоговой полиции не вправе проводить налоговые проверки в рамках налогового контроля. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции полномочны проводить проверки в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, указанные проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок в смысле ст. 87 НК РФ (Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5).

Основания проведения повторной налоговой проверки.
  • Реорганизация или ликвидация юридического лица.
  • Ликвидация или реорганизация филиала налогоплательщика не дает права на проведение повторной налоговой проверки, которая имеет место только при реорганизации и ликвидации юридического лица (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № 6048).

  • Контроль над деятельностью нижестоящего органа.
  • Повторная выездная налоговая проверка производится в целях осуществления контроля над деятельностью органа, проводившего первую налоговую проверку, а не за исчислением налога налогоплательщиком (Постановлением ФАС СЗО от 16.01.2002 № А01-1415/01-104/13 отменено Постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки с целью оперативного контроля за исчислением налогов налогоплательщиком). Вместе с тем в решении вышестоящего органа о проведении повторной налоговой проверки не обязательно должны содержаться мотивы и ссылки на основания и обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения повторной налоговой проверки (Постановление ФАС ЗСО от 27.03.2000 № Ф04/788-93/А67-2000). Таким образом, если в решении налогового органа указаны ненадлежащие основания проведения проверки, то такое решение может быть обжаловано, но при отсутствии каких-либо основания проведении проверки решение не может быть признано незаконным.

    Включение в состав лиц, проводящих повторную выездную налоговую проверку, сотрудника нижестоящего налогового органа свидетельствует об отсутствии цели проверки деятельности нижестоящего органа и является одним из оснований для признания недействительным решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам повторной выездной налоговой проверки (Постановление ФАС СЗО от 16.01.2002 № А05-1415/01-104/13).

    Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не является основанием для проведения повторной налоговой проверки, а привлечение к ответственности по ее результатам признается судом незаконным (Постановление ФАС ВСО от 14.08.2001 № А19-1256/01-26-Ф02-1855/01-С1).

    Привлечение к ответственности по результатам повторной налоговой проверки.

    Привлечение налогоплательщика к ответственности по результатам повторной проверки производится на общих основаниях в соответствии с разделом 6 НК РФ (Постановление ФАС ЦО от 07.06.2002 № А14-9515-01/76/1).

    Таким образом, повторная налоговая проверка является исключительной мерой налогового контроля, и к ее проведению предъявляются дополнительные требования, что дает дополнительные гарантии налогоплательщикам.

    Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за 2012 год. По ее результатам нарушений налогового законодательства выявлено не было. Управлением Федеральной налоговой службы было принято решение о проведении повторной выездной налоговой проверки в отношении общества за тот же период по всем налогам и сборам. Полагая, что решение управления о проведении повторной проверки нарушает права и интересы общества,
    а также не является необходимым и обоснованным видом контроля, общество подало иск
    в арбитражный суд.

    Позиция налогоплательщика

    Налогоплательщик полагает, что повторная выездная налоговая проверка, проводимая управлением сразу после окончания инспекционного контроля, незаконна, она создает дополнительные финансовые и материальные трудности. А также возлагает на общество определенные обязанности по выполнению требований в рамках повторной проверки.
    По мнению общества, назначение повторной проверки в отношении добросовестного налогоплательщика не соответствует законодательству.

    Позиция налогового органа

    Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства,
    а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 32 НК РФ).

    Для этого специалисты налоговых инспекций проводят налоговые проверки, в том числе выездные, которые являются одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 87 НК РФ).

    Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться в целях контроля за деятельностью проводившего ее налогового органа. Повторная проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

    Решение управления о проведении повторной выездной налоговой проверки принято для проведения проверки и налогового контроля за деятельностью территориальной налоговой инспекции. Таким образом, проведение повторной проверки правомерно, требования налогового законодательства не нарушены.

    Суд решил

    Определение Верховного Суда РФ
    от 4 июля 2016 года № 303-КГ16-7781 по делу № А80-231/2015

    Судьи в своем решении согласились с выводами налогового органа и указали, что целью проведения повторной выездной проверки является не повторная проверка общества
    по тем же вопросам, которые являлись предметом предыдущей налоговой проверки, а оценка эффективности деятельности инспекции.

    По мнению судей, проведение повторных мероприятий налогового контроля не возлагает на налогоплательщика какие-либо незаконные и необоснованные обязанности, не мешает осуществлять ему финансово-хозяйственную деятельность и не обязывает выполнять дополнительные требования в рамках повторной проверки. Такая правовая позиция относительно обстоятельств рассматриваемого дела согласуется с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 5-П.

    Цели и мотивы проведения повторной выездной проверки не связаны с высокими рисками уклонения от уплаты налогов того или иного налогоплательщика, а направлены на проверку эффективности, законности и обоснованности принятых нижестоящим налоговым органом решений, устранение недостатков в его работе и улучшение механизма взимания налога.

    В передаче кассационной жалобы обществу отказано. Судьи пришли к выводу, что требования налогового законодательства соблюдены, а налогоплательщиком не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении их законных прав и интересов.

    Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени про ведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ).

    В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НКРФ).

    Повторная выездная налоговая проверка может проводиться по следующим основаниям:

    а) в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, который такую проверку проводил у налогоплательщика;

    б) в случае представления налогоплательщиком уточненной на логовой декларации, в которой указана сумма налога, меньшая по сравнению с ранее заявлявшейся. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, проверяется период, за который представлена налоговая декларация;

    в) при реорганизации или ликвидации организации налогоплательщика.

    Наиболее распространенными являются повторные про верки, которые про водятся вышестоящим налоговым органом.

    Повторные выездные налоговые проверки отличаются от внутриведомственных комплексных проверок, которые проводятся вышестоящими налоговыми органами в соответствии с внутриведомственными нормативными актами и направлены на совершенствование деятельности налоговых органов. Проверка соблюдения налогового законодательства конкретным налогоплательщиком в предмет такой проверки не входит, соответственно указанные проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами1.

    Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной про верки, то налоговые санкции к налогоплательщику не применяются. В том случае, если правонарушения были не выявлены в результате сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа, то к налогоплательщику применяются налоговые санкции.

    Общий порядок проведения повторных проверок аналогичен порядку проведения первоначальных выездных налоговых проверок, в том числе в части сроков проверки.

    Начало выездной налоговой проверки совпадает с моментом вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о назначении проверки. Срок назначения проверки и дата фактического начала проверки могут относиться к разным периодам. Например, выездная налоговая проверка была назначена 29 декабря 2010 г., фактические контрольные мероприятия в рамках выездной налоговой проверки будут осуществляться уже 2011 г. Однако в контролируемый диапазон в данном случае попадают налоговые периоды 2007-2009 гг.



    При реализации форм налогового контроля, в т. ч. В виде выездной налоговой проверки применяются следующие методы налогового контроля: истребование документов, выемка документов, осмотр территорий, опрос свидетелей, проведение экспертизы, инвентаризация и т. д.

    Одним из самых распространенных мероприятий налогового контроля является истребование документов.

    В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой про верки, представляются в течение 1О рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Требование о представлении документов должно быть действительно получено проверяемым лицом (п. 1 ст. 93 НК РФ). В связи с этим требование (по установленной форме1) вручается либо под расписку, либо направляется заказным письмом.

    Если у проверяемого налогоплательщика отсутствует реальная возможность представить все истребуемые документы в течение указанного срока, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, налогоплательщик обязан уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин и с указанием сроков представления требуемых документов.

    В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на сновании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

    Налоговые органы имеют право истребовать документы у налогоплательщика только в рамках налоговой проверки. Несмотря на то, что срок представления документов составляет 1О рабочих дней, а срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, формально налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование в последний день проверки.

    Документы, ранее представленные в налоговые органы, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок не могут быть истребованы повторно. Это правило не действует в том случае, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены налогоплательщику, либо когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

    Статьей 93.1 Налогового кодекса РФ предусматривается возможность истребования налоговым органом документов (информации) о проверяемом лице как у контрагентов данного лица (фактически встречная проверка), так и у иных лиц, располагающих какой-либо информацией о проверяемом лице. Порядок истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, аналогичен ранее рассмотренному порядку истребования документов у проверяемого налогоплательщика за исключением следующих случаев:

    Налоговый орган первоначально направляет письменное поручение налоговому органу по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы. Налоговый орган, в котором зарегистрирован контрагент проверяемого налогоплательщика, в течение пяти дней с момента получения данного поручения направляет требование о представлении документов указанному лицу;

    срок для представления документов лицом, которому направлено требование в рамках проведения проверки его контрагента составляет 5 рабочих дней, однако предусмотрена процедура продления вышеуказанного срока.

    Ранее существовала практика проведения встречных проверок только во время налоговой проверки, что находило подтверждение в судебной практике

    В настоящее время истребование документов возможно как в рамках проведения налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании реlllения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или ИНЫХ лиц, располагающих информацией об этой сделке.

    Лица, не представившие в срок по требованию налоговых органов информацию о налогоплательщике, привлекаются к налоговой ответственности только по ст. 129.1 НК РФ.

    Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов установлен в Приказе ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-З-06/892@.

    Еще одним мероприятием налогового контроля является выемка документов. Данное мероприятие осуществляется, как правило, в тех случаях, когда проверяемое лицо не представило документы, которые были запрошены налоговым органом в соответствии с законодательно установленным порядком (ст. 93 НК РФ).

    В налоговом законодательстве понятие выемки отсутствует. В то же время изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, административно-правовая мера воздействия, состоящая в принудительном лишении организаций возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами1,

    Выемка производится при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, заменены (п. 14 ст. 89 НК РФ).

    Выемка может быть осуществлена только в рамках выездной налоговой проверки на основании мотивированного постановления

    должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

    До начала выемки сотрудники налогового органа должны предложить проверяемому лицу добровольно выдать необходимые документы и предметы. Отказ добровольно выдать предметы или документы не является правонарушением и не влечет карательных мер, но является основанием для применения мер принудительного характера.

    Выемка начинается с предъявления должностным лицом налогового органа постановления о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

    Не могут быть изъяты документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки (указанному в решении о назначении выездной налоговой проверки), т. е. изъяты могут быть только те документы и предметы, которые касаются правильного исчисления, полной, своевременной уплаты налогов за периоды, включенные в предмет проверки.

    Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Если проверяемое лицо отказалось скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

    Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых (не менее двух человек) и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Без понятых и проверяемого лица (его представителя) выемка производиться не может.

    При проведении выездной налоговой проверки представители налоговых органов имеют право осуществлять осмотр (ст. 92 нк РФ) территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого про водятся контрольные мероприятия.

    Осмотр осуществляется, если у налогового органа имеется информация, требующая уточнения. Например, в налоговом органе имеется информация, что налогоплательщик не ведет полный учет поступающих материалов, занижает действительные объемы производства, не полностью отражает выручку от реализованной продукции и т. д.

    Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой про верки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

    Осмотр производится в присутствии понятых.

    В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре про изводятся фото и киносъемка, снимаются копии с документов или другие действия.

    О производстве осмотра составляется протокол.1

    Если в процессе осуществления контрольных мероприятий налоговым органам для выводов не хватает специальных знаний, могут привлекаться эксперты. Как правило, экспертиза назначается, когда требуется установить подлинность документов; восстановить документ; уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг; определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в производстве, объему продукции или технологии ее производства; определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

    Экспертиза, которая назначена в связи с проведением налоговой проверки, по срокам должна быть проведена до ее окончания. Также экспертиза может быть проведена в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, т. е. уже после ее завершения (абз. 3 п. 6 ст. 101 НКРФ).

    Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, которое осуществляет выездную проверку по установленной форме. В постановлении о назначении экспертизы указываются:

    1)основания для назначения экспертизы;

    2) фамилия эксперта и наименование организации, в которой

    должна быть проведена экспертиза;

    3)вопросы, поставленные перед экспертом;

    4) материалы, передаваемые в распоряжение эксперта.

    Эксперты привлекаются к участию в налоговой проверке на договорной основе. Одной из сторон договора на привлечение эксперта является налоговый орган. Эксперты получают вознаграждение за работу, если она не входит в круг их служебных обязанностей, им возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган, на проезд и наем жилого помещения, могут выплачиваться суточные (ст. 131 НК РФ).

    Вопросы к рассмотрению в рамках экспертизы должны требовать специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

    Налогоплательщик вправе задавать дополнительные вопросы эксперту. Причем может сделать это как при назначении экспертизы (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ), так и при ознакомлении с заключением эксперта (просьба налогоплательщика выполняется должностным лицом налогового органа по своему усмотрению).

    При проведении экспертизы эксперт имеет право:

    1) знакомиться с материалами проверки, которые касаются предмета экспертизы (п. 4 ст. 95 НК РФ);

    2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов проверки (п. 4 ст. 95 НК РФ);

    3) отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения или эксперт не обладает необходимыми знаниями ДЛЯ проведения экспертизы (п. 5 ст. 95 НК РФ).

    В этом случае эксперт составляет сообщение о не возможности дать заключение и направляет его в налоговый орган, который вынес постановление о назначении экспертизы (п. 9 ст. 95 НК РФ). По другим основаниям отказ эксперта от проведения экспертизы влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей (п. 1 ст. 129 НК РФ). Налоговым кодексом РФ предусмотрена также ответственность за дачу заведомо ложного заключения. Штраф за такое правонарушение 5000 рублей (п. 2 СТ. 129 НК РФ);

    4) включить в свое заключение выводы об обстоятельствах, по которым ему не были поставлены вопросы, если считает, что они имеют значение для дела (п. 8 ст. 95 НК РФ).

    Эксперт обязан дать от своего имени письменное заключение с изложением содержания проведенных исследований, выводов и обоснованных ответов на поставленные вопросы (п. 8 ст. 95 НК РФ). Налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, имеет право ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95 НК РФ), заявить отвод эксперту (пп. 1 п. 7 ст. 95 НК РФ); просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц (пп. 2 п. 7 ст. 95 НК РФ); предложить дополнительные вопросы эксперту (пп. 3 п. 7 ст. 95 НК РФ); требовать, чтобы ему разъяснили его права (п. 6 ст. 95 НК РФ); присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; ознакомиться с заключением эксперта или с сообщением эксперта о невозможности дать заключение; дать свои объяснения по заключению эксперта; заявить возражение на заключение эксперта; просить о постановке дополнительных вопросов эксперту; просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

    После про ведения экспертизы составляется протокол. Требования к составлению Протокола аналогичны требованиям при осуществлении других мероприятий налогового контроля", Налогоплательщик (его представитель) в протоколе расписывается, также может вносить замечания (п. 3,4 ст. 99 НК РФ).

    Кроме проведения первичной экспертизы нк РФ предусматривает также дополнительную и повторную экспертизы (п. 1 ст. 95 НКРФ).

    Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта по предыдущей экспертизе не достаточно ясное и полное. Она может быть поручена тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу, либо другому эксперту (п. 10 ст. 95 НК РФ).

    Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта необоснованно или возникают сомнения в его правильности. В такой ситуации экспертиза поручается другому эксперту (п. 10 ст. 95 НК РФ).

    Налоговым кодексом РФ не установлена последовательность назначения дополнительной и повторной экспертиз. Соответственно, и дополнительная, и повторная экспертизы могут быть назначены не только после первичной экспертизы, но также после дополнительной и (или) повторной.

    Дополнительная и повторная экспертизы назначаются в порядке, аналогичном порядку проведения первичной экспертизы (п. 10 ст. 95 НК РФ).

    Налоговые органы вправе вызывать на допрос в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ). Вопрос о доказательной силе фактов, полученных в результате допроса, неоднозначен, поскольку существует разная судебная практика, в том числе свидетельствующая, что существенный вес протоколы при обретают, если используются в деле о налоговом правонарушении вместе с другими доказательствами.

    Для дачи свидетельских показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. ст. 90 НК РФ).

    Вероятность того, что лицо может обладать необходимой информацией, налоговые органы оценивают самостоятельно, выводы обоснования не требуют.

    Список лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, закрыт (п. 2 ст. 90 нк РФ):

    1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

    2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

    Допрос свидетеля проводится в налоговом органе должностным лицом. Также показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ), если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности; в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

    Перед началом допроса изучаются документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НКРФ). Выясняется также, владеет ли свидетель русским языком и требуется ли приглашение переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ).

    Далее свидетель предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, О предупреждении свидетеля об ответственности делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п.5 ст. 90 НК РФ).

    В допросе, как правило, участвуют только должностное лицо, которое его про изводит, и сам свидетель. Присутствие налогоплательщика (его представителя) при допросе не предусмотрено. ход и результаты допроса допрашивающий отражает в протоколе. Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (пп.1, 2 ст. 99 НК РФ):

    1) его наименование;

    2) место и дату производства допроса;

    3) время начала и окончания допроса;

    4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

    5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

    7) выявленные факты и обстоятельства.

    В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Протокол подписывают все участники допроса (п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

    Свидетели имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов на проезд и наем жилого помещения. Также им выплачиваются суточные (п. 1 ст. 131 НК РФ).

    Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (п. 4 ст. 131 НК РФ). Они финансируются из федерального бюджета.

    Порядок выплаты и размеры сумм, на которые имеют право свидетели, предусмотрены Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым ДЛЯ участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

    За неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность. Штраф установлен в размере 1000 рублей. Привлечение к ответственности возможно в том случае, если у налоговых органов есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос; неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами. Отказ от дачи свидетельских показаний предполагает штраф в размере 3000 рублей (ч. 2 ст. 128 НК РФ). Отказ от дачи свидетельских показаний возможен для лиц, которые получили информацию в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей (п. 2 ст. 90 НК РФ). Кроме того, никто не обязан давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

    При проведении выездной налоговой проверки налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию имущества проверяемого налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации утвержден в Положении о порядке проведения инвентаризации документов при налоговой проверке.

    Инвентаризация проводится с целью определения соответствия фактического финансово-хозяйственного положения налогоплательщика данным, зафиксированным в бухгалтерском учете. Инвентаризация в рамках проведения выездной налоговой проверки проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) о про ведении инвентаризации имущества при выездной проверке по месту регистрации налогоплательщика, либо по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств. В распоряжении указываются:

    Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика, в отношении имущества которого проводится инвентаризация;

    Юридический адрес или место жительства налогоплательщика;

    Состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем;

    Конкретный перечень имущества, подлежащего инвентаризации, и его местонахождение;

    Сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

    Причина проведения инвентаризации.

    Инвентаризация может проводиться в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, кредиторской задолженности и т. д.

    Правила проведения инвентаризации при налоговой проверке практически идентичны правилам проведения инвентаризации на предприятии в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

    Инвентаризация может про водиться в течение одного или нескольких дней. В последнем случае помещения, в которых хранятся ценности, опечатываются на время отсутствия комиссии. В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии.

    Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.