Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Пособия за счет фсс с 01.07

Как известно всем, «детские» — это пособия, которые начисляются по факту рождения ребенка. Как указано в «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», к детским пособиям относятся:

  • пособие за обращение в консультацию и постановку на учет на раннем сроке беременности (до 12 недель);
  • единовременное пособие после рождения ребенка (на основании справки из родильного дома);
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до возраста 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам (оплата больничного листа).

Все перечисленные пособия родившая ребенка женщина получает у работодателя. Принцип начисления, а также верхнюю и нижнюю планки детских пособий хорошо знать всем — и руководителям, и мамам.

Повышение пособий на детей в 2017 году

В этом году «детские» пособия повысились не с 1 января 2017 года, а с 1 февраля 2017 года — на коэффициент 1,054 (в таком размере определяют рост потребительской корзины). Значит и пособия в январе остаются прежними, а в феврале меняются. Этот факт необходимо всем взять на заметку.

А сейчас — внимание: посмотрите, как изменились пособия в начале 2017 года:

  1. Пособие за постановку на учет до 12 недель: с 1 января 2017 года женщина получала — 581,73 руб., с 1 февраля 2017 года стала получать — 613,14 руб.
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка: с 1 января 2017 года женщина получала — 15 512,65 руб., с 1 февраля 2017 года стала получать — 16 350,33 руб.
  3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до возраста 1,5 лет: рассчитывается в процентах от фактического заработка за два предшествующих года (наивысший показатель — 40%).

Отметим, что при расчете этого пособия законодательно разработаны определенные критерии, их уровни в 2017 году следующие:

  • при рождении первого ребенка нижний критерий — с 1 января 2017 года составлял 2908,62 руб., с 1 февраля 2017 года составляет 3065,69 руб.
  • при рождении второго ребенка и последующих нижний критерий — с 1 января 2017 года составлял 5817,24 руб., с 1 февраля 2017 года составляет 6131,37 руб.
  • верхний критерий для женщин, которым пришлось уволиться во время декретного отпуска — с 1 января 2017 года составлял 11 634,50 руб., с 1 февраля 2017 года составляет 12 262,76 руб.
  • верхний критерий для работающих — с 1 января 2017 года — 21 554,85 руб., с 1 февраля 2017 года — 23 120,66 руб.

4. Выплата по беременности и родам («декретные»): основанием для нее является представленный женщиной больничный лист из медицинского учреждения, а расчет производится по факту реального заработка за промежуток времени в два предыдущих года (то есть 2016 и 2015 годы).

Размер пособия исчисляется из количества дней больничного листа:

  • в 140 дней, нижний размер пособия с 1 февраля 2017 года — 34 473 руб.
  • в 156 дней, нижний размер пособия с 1 февраля 2017 года — 38 413 руб.
  • в 194 дней, нижний размер пособия с 1 февраля 2017 года — 47 770 руб.

Вышеуказанное пособие выплачивается женщинам один раз при предъявлении больничного листа.

Декретный отпуск женщины и расчет его оплаты

Рассчитывая среднедневной заработок женщине-роженице , необходимо учитывать фактически начисленную заработную плату за период времени в два предыдущих года (в этом году за 2015 и 2016). Надо хорошенько запомнить, что на максимум пособия за счет средств ФСС в текущем году влияют тариф в 670 000 руб. за 2015 год и тариф в 718 000 руб. за 2016 год. Не забудьте, что расчетный период в этом году составляет 731 день, ведь прошлый год отмечен как високосный.

Следует вывод, что максимум оплаты декретного отпуска за счет средств соцстраха можно рассчитать так:

  • при длительности больничного листа в 140 дней: (670+718)/731=1898,80 руб. × 140 дней = 265 832 руб.;
  • при длительности больничного листа в 194 дня: 1898,80 руб. × 194 дней = 368 367 руб.;
  • при длительности больничного листа в 156 дней: 1898,80 руб. × 156 дней = 29 6212 руб.

Как известно всем, минимальный размер декретного отпуска напрямую зависит от величины МРОТ. Так как с 1 января текущего года МРОТ не изменился и составляет 7500 руб., то рассчитать минимум среднего заработка легко и просто (7500 руб. × 24 / 731). Такой расчет можно использовать, если зарплата женщины-роженицы окажется ниже.

Теперь подсчитаем минимум пособия по беременности и родам в январе 2017 года:

  • при длительности больничного листа в 140 дней: (7500 × 24)/731=246,24 руб. × 140 дней = 34 473 руб.
  • при длительности больничного листа в 194 дня: 246,24 руб. × 194 дней = 47 770 руб.
  • при длительности больничного листа в 156 дней: 246,24 руб. × 156 дней = 38 413 руб.

Нужно ли пересчитать пособие до 1,5 лет?

На этот вопрос можно ответить однозначно — нет. Общее правило гласит: пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается один раз и только на дату начала отпуска.

Пересчитать пособие нужно будет, если в 2016 году произойдет перерыв отпуска по уходу, а в 2017 году вновь появится необходимость в нем. В виду того, что для нового отпуска, оформленного в 2017 году, возьмутся 2015 и 2016 годы. И, конечно, сумма пособия может значительно измениться.

Материнский капитал в 2017 году

Размер маткапитала на второго ребенка в текущем году не изменится и составит 45 3026 руб . Последнее повышение сертификата произошло два года назад, и с тех пор сумма не менялась.

Заморозку маткапитала Правительство РФ связывает с дефицитом бюджета и понижением инфляции. К тому же цена 1 кв.м жилья (куда в основном идут средства капитала) в нашей стране не растет, а даже снижается.

Повышение МРОТ с 1 июля 2017 года

Необходимо помнить о том, что с 1 июля 2017 года произошло повышение МРОТ до 7800 руб., следовательно, это отразится на всех видах пособий.

Павел Тимохин , руководитель управления бухгалтерского консалтинга «

С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличится на 300 рублей и составит 7800 руб. В связи с этим некоторые виды детских пособий будут назначаться в повышенных размерах.

Внимание, эта статья устарела!

Минимальное пособие по уходу с 1 июля 2017 года.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет работающим гражданам выплачивается по месту работы ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка за два календарных года. Данное пособие не может быть меньше установленного минимального размера.

  • 3065,69 рублей – за первым ребенком;
  • 6131, 37 рублей

В соответствии с частью 1.1. статьи 14 Закона № 255-ФЗ , если лицо, которое оформляет пособие по уходу, не имело заработка за 2 календарных года, или заработок за этот период ниже минимального размера оплаты труда, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая .

Пример 1 . Женщина устроилась на работу в марте 2016 года с заработком в 15 000 руб. Это первое место работы. У женщины в июле 2017 года наступает отпуск по уходу за первым ребенком .
Расчетный период - 2 календарных года, до года ухода в отпуск по уходу - 2016 и 2015 годы.
За время работы в расчетном периоде начислено 150 000 руб. (в 2015 году – 0, в 2016 года 150 тыс.).
Ежемесячное пособие по уходу исходя из фактического заработка составит: 150000: 731 дн. × 30,4 × 40% = 2495,23 руб., что меньше минимально установленного. 2495,23 руб. Следовательно пособие по уходу должно быть рассчитано из МРОТ на дату наступления отпуска по уходу: 7800*40%= 3120 руб .

Пример 2 . Те же условия, что и в первом примере, но отпуск по уходу наступает ранее июля 2017 года – в июне. Расчет ежемесячного пособия по уходу из МРОТ составит: 7500× 40% = 3000 руб. Пособие, рассчитанное из МРОТ меньше минимально установленного, 3000 руб. 3065,69 руб.

  • Для неработающих:
    • 3065,69 рублей – за первым ребенком;
    • 6131,37 рублей – за вторым и последующими детьми.
  • Для работающих менее 2 лет и/или с низким заработком:
    • 3120,00 рублей – за первым ребенком;
    • 6131,37 рублей – за вторым и последующими детьми.

Выводы :

  1. МРОТ влияет на размер минимального пособия по уходу за первым ребенком (минимальный размер пособия по уходу за вторым и последующими детьми не изменился).
  2. МРОТ применяется только к работающим женщинам с низким заработком и/или с неполным расчетным периодом. Для неработающих граждан минимальное пособие по уходу немного ниже .
  3. Пособие из увеличенного МРОТ рассчитывается только тем, у кого отпуск по уходу начался с 1 июля 2017 года и позднее.
  4. Если отпуск по уходу за первым ребенком начался до 1 июля и пособие назначено в минимальном размере, то с увеличением МРОТ пособие не пересчитывается.

Минимальное пособие по беременности и родам с 1 июля 2017 года.

Если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году, то минимальная величина среднего дневного заработка до 1.07.2017 равна 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Минимальный размер пособия по беременности и родам до 1 июля 2017 года составит:

  • (7500 р. × 24 / 730) = 246,58 р. × 140 дней = 34 521,20 р.
  • (7800 р. × 24 / 730) = 256,44 р. × 140 дней = 35 901,60 р.

Если женщина ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ (7800) необходимо только в том случае, если размер пособия был ограничен МРОТ. То есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев. Если женщина ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, а отпуск продолжается и после, то сумму выплаченного пособия необходимо пересчитать с учетом нового МРОТ и доплатить разницу.

Еще в 2011 году Законодатель впервые обмолвился о том, что было бы неплохо рассчитывать страховые выплаты не компаниям, а непосредственно самой ФСС для тех работников, кто в них нуждается. К такой инициативе отнеслись с настороженностью, но все же на первые шаги пошли. Так, «первопроходцами» пилотного проекта по прямым выплатам пособий из ФСС стали Карачаево-Черкесия и Нижегородская область. Как выяснилось, задумка оправдала себя и с тех пор каждый год к этому проекту стали подключиться другие регионы страны. К 30 июня 2017 года в нем участвовали: Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская область, Курганская область, Новгородская область, Новосибирская область, Калининградская область, Калужская область, Крым, Липецкая область, Мордовия, Ростовская область, Самарская область, Севастополь, Тамбовская область, Татарстан, Ульяновская область и Хабаровский край. Как мы видим, их немало. С 1 июля 2017 года к ним прибавятся еще 13 субъектов Российской Федерации, а с 2018 и 2019 года «подтянутся» оставшиеся. Чем же оказался полезен этот проект для государства, как он себя оправдал и почему нововведение будет выгодно для рядовых граждан? Попробуем ответить на эти вопросы:

Польза для государства - это…

Если мы хотим определить для себя, что может быть «хорошо» для государства, нам потребуется проанализировать события последних лет в разрезе тех изменений законодательства, которые уже вступили в силу и какие только намечаются к вступлению. В подавляющем большинстве случаев мы будем наблюдать за такими вещами как «централизация» (яркий тому пример – смена адресата страховых платежей в сторону ФНС), а также «ужесточение» на многочисленных примерах, где речь идет об увеличении штрафов для юридических лиц. В целом эти два явления формируют так называемую «вертикаль власти», когда все-все государственные структуры в конечном итоге сводятся к некой пирамиде. Возможно, это даже хорошо в условиях обострившейся геополитической обстановки вокруг России, которую мы имеем возможность наблюдать сегодня. Однако должно ли это настолько сильно заботить обычных граждан нашей страны, работяг, которые желают за свой труд получать достойную оплату, а в случае некого чрезвычайного происшествия (травмы, аварии, прочей трагедии) не чувствовать себя «оставленным» государством? Мы смеем предположить, что должно, но не в той степени, как, например, высшие эшелоны власти, которые, в общем-то, и формируют внешнюю политику. Надо отдать должное, «там наверху» это, похоже, понимают. Собственно, поэтому сегодня мы имеем такие новости, как о прямых выплатах пособий. Суть здесь достаточно простая – не дать возможности компаниям обманывать своих сотрудников. Государство здесь убивает сразу двух зайцев. Во-первых, когда ФСС будет самостоятельно рассчитывать и выплачивать страховые компенсации, у компаний не останется никакой возможности «наказывать» своих подчиненных (это даже технически будет невозможно). Во-вторых, работники должны остаться довольными тем, что с ними рассчитываются, как следует – это еще одно очко в пользу государства. Есть, правда, еще и третий подстреленный заяц – экономия. Как Вы думаете, мало ли нашлось тех деятелей, кто не «нарисовал» пару-тройку производственных травм в сговоре с руководством компаний и не получил в последующем дополнительные деньги? Нам почему-то кажется, что такие соотечественники были. В разрезе наших нововведений это сделать будет куда сложнее, чем раньше. Как-никак государство медленно, но верно искореняет из практики «бумажные» больничные, а переходит на новый формат взаимодействия с работниками. Электронный документ невозможно подделать, а врач в этом будет крайне не заинтересован. Вот и представьте себе ситуацию: гражданин Петренко заболевает пневмонией. Его отвозят в больницу, и там его обследует медик. По результатам осмотра врач ставит пациенту диагноз и создает соответствующую запись в общей базе данных с ФСС. Господину Петренко благополучно назначают лечение и оставляют его в стационаре. По прошествии времени он выздоравливает и выходит на работу. К этому моменту ФСС уже точно знает, сколько ему причитается «страховых», а работодатель уже не в силах «скосить» эту сумму в меньшую строну. Может показаться на первых взгляд, что государство здесь теряет денег больше, чем если бы его (Петренко) обманул работодатель. И все же нет. Государство хочет быть для него «хорошим», дабы он в дальнейшем не стал выказывать свое недовольство на улице. Что ж, это правильно.

А работа все идет…

Материал данной статьи пишется уже после вступления в силу изменений для еще большего перечня регионов. В частности, речь идет об Адыгее, Алтае, Алтайском крае, Амурской области, Бурятии, Вологодской области, Еврейской автономной области, Калмыкии, Магаданской области, Приморском крае, Омской области, Орловской области и Томской области. Отныне и в этих субъектах Российской Федерации выплаты пособий будет осуществляться напрямую из фонда ФСС. Выше мы разобрали с Вами пример, когда работодатель хотел бы обмануть своего сотрудника, да не смог бы. Все же нельзя грешить на все организации – среди них найдется множество порядочных, привыкших долгие годы работать, что это называется, «по-белому». В данных тринадцати регионах любая добросовестная компания получит дополнительный бонус – теперь им не потребуется «вытаскивать» деньги со своих счетов и платить их работникам в страховых случаях, а далее ждать, когда ФСС возместит эти средства. За фирмой, в данном случае, остается обязанность только принять заявление от своего подчиненного, а далее просто переправить его в Фонд. Остальное остается за Ведомством. Очень редко, но происходили случаи, когда в силу непреодолимых обстоятельств половина коллектива организации могла «выйти из строя», например, если большая его часть отравилась в столовой. В этом случае фирме приходилось на время отдавать существенную сумму на покрытие всех причитающихся процедур, связанных с лечением пострадавших, что могло крайне негативно отразиться на ее хозяйственной деятельности. С вступлением последних изменений в законодательство, такая проблема должна отпасть сама по себе.

Гражданская позиция

Не стоят забывать, что под страховые выплаты попадают также компенсации, связанные с беременностью. Ввиду этого, многим работающим женщинам можно быть спокойными за те средства, которые они гарантированно получат от государства в связи с этим. Было немало прецедентов, когда беременные девушки были «оставлены за бортом» из-за жадности работодателя. Отпускные по беременности и родам кое-как, но платили, а вот пособия по уходу за ребенком могли остаться в стороне. Теперь же недобросовестный работодатель будет не заинтересован в том, чтобы чинить препятствия своим сотрудницам – он фактически никаких затрат нести не будет, и деньги из оборота не «выпадут».

Однако мы разбираем сейчас с вами тот случай, когда человек фактически трудоустроен у своего работодателя и исполняет свои должностные обязанности по трудовому договору. Как быть гражданину, если на страховые выплаты он может рассчитывать, но при этом нигде не работает в силу различных обстоятельств? Здесь все остается без изменений – такой гражданин обязан обратиться в ФСС с заявлением лично. Кстати, на рассмотрение такого обращения государство отводит не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующей бумаги, после чего деньги должны быть перечислены на банковскую карту заявителя, что опять-таки достаточно удобно. Если вернуться к трудоустроенным гражданам, то аналогичный срок рассмотрения их заявлений также гарантирован. Здесь не лишним будет напомнить, какие выплаты контролируются ФСС:

    Временная нетрудоспособность, по состоянию здоровья, которое не позволяет в полном объеме заниматься профессиональной деятельностью;

    В случае беременности и родам;

    Единовременная помощь женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности;

    Единовременная помощь при рождении младенца;

    Пособие на руки одному из родителей которые ухаживают за ребенком до полутора лет;

    Оплата отпускных, которые могут быть как планированными, так и дополнительными. Если работнику необходимо пройти санаторно-курортное лечение после нечастного случая. В этом случае оплачиваются все дни пребывания в санатории, а также дорога в оба конца.

Послесловие

Очевидно, что текущее нововведение если не создано для людей, то, по крайней мере, должно служить им на пользу. Государство не остается в проигрыше, т.к. сохраняет за собой возможность той самой «централизации», о которой шла речь выше. Более того, здесь можно сказать о том, что правительство показывает редкий пример эффективного государственного управления, т.к. новшество упрощает жизнь граждан и при этом руководство государства получает то, что ему нужно. К сожалению, нам не так часто удается столкнуться именно с таким проявлением «заботы», если хотите. Мы смеем только надеяться на то, что впереди нас ждет еще немало поистине положительных инициатив, а также их успешного претворения в жизнь. На схожих примерах начинаешь понимать, как все-таки нам их не хватает, ибо мы уже в достаточной степени привыкли к глупости и неразумности в чиновничьей работе.

Спасибо за внимание, дорогие читатели, пользователи услуги « ». Скоро увидимся снова!


Индексация пособий – это процесс увеличения заработка и сбережений граждан государством во время инфляции. В сегодняшней теме разберем процесс индексации пособий с 1 июля 2017 года. Увеличат ли пособия граждан, и если да – то какие именно? Кроме всего прочего, в конце статьи будет подробная таблица, где будет наглядно показана индексация пособий с 1 июля 2017 года , размеры пособий и виды пособий, которые будут увеличены.

Индексация пособий с 1 июля 2017 года – будет или не будет?

Начнем с того, что индексацией будем называть увеличение зарплат и пособий только условно. Поскольку как таковой не будет. Связано это с тем, что постановления от Правительства РФ, утверждающего индексацию к указанному сроку, не выходило. Но при этом, например, размер минимальной заплаты увеличится с 7500 до 7800 рублей. Поэтому некоторые изменения нас всё-таки ждут. Рассмотрим, какие именно.

Увеличение размера среднего заработка (МРОТ)

Размер декретных, больничных и детских пособий рассчитывают по следующей схеме. Это средний заработок за два года до начала получения пособия. К примеру, чтобы определить, какой размер больничного пособия должен получить работник, заболевший в 2017 году, рассчитывают среднюю сумму заработка за 2015 и 2016 год. При этом есть фиксированная сумма, меньше которой пособие быть не может в любом случае. В этом случае для вычисления размеров пособия отталкиваются от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Если отталкиваться от индексации пособий с 1 июля 2017 года , то минимальный заработок будет равен 187,200 рублей (7,800 рублей × 24 месяцев). Это минимальная сумма пособия в страховом случае (болезни, декрете или отпуске по уходу за ребенком).

Если страховой случай (болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком) наступил после 1 июля 2017 года,

Для вычисления минимального среднедневного заработка используется формула:


МРОТ на время начала болезни, декрета или отпуска × 24 / 730 = минимальный среднедневной заработок.


Если брать в расчет индексацию пособий с 1 июля 2017 года , то минимальный среднедневной заработок составит 256 рублей в день . Это минимальный размер зарплаты за день для расчета размера пособия.

Это число берется во внимание в следующих случаях:

  1. За последние два года до получения пособия заработка не было вовсе или он меньше минимального
  2. Работник находится на нынешнем месте работы меньше полугода
  3. Или если больничный режим был нарушен

Увеличение размера минимального пособия по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком выплачивается каждый месяц и составляет 40% от суммы среднего заработка. Однако получившаяся сумма, опять же, не должна быть меньше минимальной. С 19 мая 1995 года размер пособия по уходу за ребенком следующий. Для ухода за первым ребенком – 1,500 рублей в месяц, за вторым, третьим и далее – 3,000 рублей в месяц.

Индексация по состоянию на 1 февраля 2017 года сделала размеры минимальных пособий по уходу за ребенком с 1 июля 2017 года следующими. На первого ребенка – 3065,69 рублей, на второго, третьего и далее – 6131,37 рублей.

Процесс индексации пособий с 1 июля 2017 года также будет напрямую связана с увлечением минимального размера оплаты труда. Если рассчитывать размер минимальной суммы пособия из нового МРОТ, то размер пособия по уходу за ребенком с 1 июля 2017 года составит 3.120 рублей. Примечательно, что при этом минимальное пособие по уходу за вторым и последующим детьми изменениям не подлежат и по-прежнему составит 6.131 рублей.

Увеличение размера минимального пособия по уходу в декрет

Чтобы определить размер минимального пособия по уходу в декрет и родам с 1 июля 2017 года , обратимся к формуле, которая поможет вычислить размер минимального заработка за день. На основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ сумма минимального заработка рассчитывается следующим образом:

МРОТ на время начала декретного отпуска × 24 / 730 = минимальный среднедневной заработок


Актуальный сейчас МРОТ, утвержденный Правительством с 1 февраля 2017 года составляет 7 500 рублей.

Если декретный отпуск начался с 1 февраля по 30 июня 2017 года, то минимальная величина среднего дневного заработка равна 246 рублей . Сейчас актуальны следующие размеры пособий по беременности и родам:

  1. 34,521 рублей в общем случае;
  2. 47,835 рублей при многоплодной беременности
  3. 38,465 рублей при осложненных родах
Если же отпуск начался после 30 июня, то в расчет берутся размеры пособий с 1 июля 2017 года, а именно: С 1 июля 2017 года федеральный МРОТ увеличится и составит 7800 рублей . Благодаря этому размер среднедневного заработка с 1 июля 2017 года будет равен 256 рублей.
  1. 35,901 рублей в общем случае
  2. 49,749 рублей при многоплодной беременности
  3. 40,004 рублей при осложненных родах

Таблица индексации пособий с 1 июля 2017 года

Давайте обобщим нововведения по размерам пособий с 1 июля 2017 года и представим значения в виде таблицы. Слева – значения с 1 февраля 2017 года, а справа размеры пособий с 1 июля 2017 года . Напоминаем, что увеличился не сам размер пособий, а размер минимального пособия исходя из размера минимальной оплаты труда.

Пособие

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 23 120, 66 р. 23 120, 66 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам 34 521,20 р. – в общем случае;
47 835,62 р. – при многоплодной беременности;
38 465,75 р. – при осложненных родах.
· 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
· 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
· 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам 266 191,8 р. – в общем случае;
368 865,78 р. – при многоплодной беременности;

296 613,72 р. – при осложненных родах.

· 266 191,8 р. – в общем случае;
· 368 865,78 р. – при многоплодной беременности;
· 296 613,72 р. – при осложненных родах.
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет 3065,69 рублей – на первого ребенка;
6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.
· 3120 рублей – на первого ребенка;
· 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 23 120,66 р. 23 120,66 р.
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613,14 р. 613,14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350,33 р. 16 350,33 р.

10.05.2017, 23:49

С 1 июля 2017 года МРОТ повысился до 7800 рублей. В связи с этим произошли изменения в расчете некоторых пособий. Какие именно размеры пособий проиндексированы? Какие размеры детских пособий с 1 июля 2017 года? Какие стали минимальные размеры пособия по уходу за ребенком и пособия по беременности и родам? Давайте разбираться. В данной статье вы найдете все, что нужно знать кадровику о повышении пособий.

Почему повышение с июля

С 1 июля 2017 года организации и ИП обязаны выплачивать работникам заработную плату не менее 7800 рублей (не меньше нового МРОТ). Новый размер минимального размера оплаты труда установлен статьей 1Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ. До этого МРОТ был на уровне 7500 рублей.

Повышение МРОТ с 1 июля 2017 года в некоторых ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Поясним подробнее, на что именно влияет повышение МРОТ.

Минимальный заработок за расчетный период

Больничные, декретные и некоторые детские пособия, в общем случае, работодателя следует рассчитывать из среднего заработка сотрудника за расчетный период. Расчетный период – это два календарных года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска по уходу за ребенком (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работник заболел в 2017 году, то расчетным периодом будет 2015 и 2016 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

При этом меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Пособие можно определить исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется по такой формуле:

Минимальный заработок за расчетный период

Следовательно, если страховой случай (болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком) наступил после 1 июля 2017 года, то минимальный заработок за расчетный период составит 187 200 р. (7800 р. × 24 мес.). До 1 июля минимальный заработок из МРОТ составлял 180 000 р. (7500 р. × 24 мес.).

Минимальный среднедневной заработок

Также для определения полагающихся работникам пособий нужно рассчитаться еще одно значение – среднедневной заработок. При этом у этого заработка также есть «минимальная планка», меньше которого за один день зарабатывать, с точки зрения законодателя, нельзя. Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий «минималку» за расчетный период нужно разделить на 730. Применяется такая формула:

Как считают минимальный среднедневной заработок

МРОТ x 24 / 730

Соответственно, с 1 июля 2017 года минимальный среднедневной заработок составляет 256,44 (187 200 р. / 730). Меньше данной величины с 1 июля 2017 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.

До 1 июля 2017 года среднедневной заработок составлял 246,58 рублей в день (180 000 р. / 730 дн.) То есть, среднедневной заработок увеличился на 9,86 рубля (256,44 р. – 246,58 р.).

Что именно изменится в расчетах

Но как озвученные нами цифры повлияют на размеры пособий? Для наших читателей мы уже произвели все расчеты и предлагаем с ними ознакомиться.

Заработок меньше минимального: пример

Допустим, страховой случай (болезнь, декрет или начало отпуска по уходу за ребенком) произошел в июле 2017 года. Расчетный период – 2015-2016 годы. Как мы уже сказали, что среднедневной заработок с 1 июля 2017 года не может быть меньше 256, 44 рубля.
Для наглядности размер пособия с 1 июля 2017 года рассмотрим на примере оплаты периода нетрудоспособности (болезни).

О.В. Лопатина болела с 3 по 17 июля 2017 года (14 календарных дней). Её страховой стаж 2 года и 4 месяца. Сумма выплат в ее пользу за расчетный период (2015 и 2016 годы) составила 161 320 рублей.

При таких условиях фактический среднедневной заработок О.В. Лопатиной равен 220,99 р. (161 320 р. / 730). Однако средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730). Эта сумма выше, чем фактический заработок сотрудницы: (256,44 р. > 220,99 р.) Поэтому для расчета пособия по болезни бухгалтеру следует принять величину, рассчитанную исходя из нового МРОТ. Поскольку стаж работницы менее 5 лет, размер её пособия составит 60% среднего заработка (п.3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В результате сумма пособия по болезни составит – 2154,096 р. (256,44 р. × 60% ×14 дн.).

Так, на примере, можно проследить повышение пособий с 1 июля 2017 года. Ведь если бы МРОТ не повысили, то в качестве среднедневного заработка нужно было бы использовать среднедневной заработок в меньшем размере – 246,58 рублей.

Если в вашей местности действует районный коэффициент, умножьте на него минимальное пособие, рассчитанное из МРОТ. То есть, если бы в местности, где занята О.В. Лопатина был установлен коэффициент, допустим, 1,7, то размер полагающегося ей пособия составил бы 3661,96 р. (256,44 р. × 60% × 14 дн. × 1,7).

Если в расчетом периоде нулевой заработок

Если расчетном периоде (2015-2016) у челвоека вообще нет заработка, то для расчета пособий вместо «нуля» следует принимать заработок, рассчитанный МРОТ, который установлен на момент наступления страхового случая. Такая ситуация может произойти, если сотрудник в расчетном периоде вообще не работал и не имеет права на замену лет расчетного периода. Приведем примеры.

И.К. Островский болел с 3 по 12 июля 2017 года (то есть, 10 календарных дней). Заработка в расчетном периоде (2015-2016) у него не было. Стаж – 5 лет и 1 месяц. И.К. Островский занят полный рабочий день. В такой ситуации для расчетов нужно взять среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, а именно 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730).

Стаж работника более 5 лет. Это значит, что ему полагается 80 процентов среднего заработка (п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия составит 205,152 р. (256,44 р. × 80 %). Работник болел 10 календарных дней. За этот период сумма полагающегося ему пособия составит 2051,52 (205,14 р. × 10 дн.).

А.В. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,44 р. (256,44 р. × 100%). В итоге, сумма пособия А.В. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ, составит 35 901,6 р. (256,44 р. × 140 дн.).

Обратите внимание: сотрудница, которой назначается пособие по болезни, декретное пособие или пособие по уходу за ребенком, вправе обратиться в бухгалтерию и попросить заменить один или оба года расчетного периода другими годами. Для этого ей потребуется написать заявление. При этом бухгалтер должен будет произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  • женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  • по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Таким образом, перед тем как рассчитывать пособие из нового МРОТ (7800 рублей), бухгалтеру имеет смысл проверить, нет ли у работницы права на замену лет расчетного периода.

Когда стаж менее 6 месяцев

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут превышать МРОТ за календарный месяц (с учетом районных коэффициентов), если стаж человека не более шести месяцев (ч. 6 ст. 7, ч.3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому при стаже меньше шести месяцев пособие может быть меньше, но не больше МРОТ. Чтобы это проконтролировать, требуется вычислить максимальное дневное пособие в каждом месяце (чтобы понять, больше какой суммы учитывать в расчетах нельзя). Для этого используйте такую формулу (п.20 Положения о расчете пособий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375):

Максимальное дневное пособие при стаже меньше 6 месяцев = МРОТ в каждом месяце болезни или отпуска / количество календарных дней в этом месяце.

Соответственно, если мы говорим, допустим, про болезнь в июле 2017 года, то максимальное дневное пособие в этом месяцев составит 251,6129 р. (7800 р. / 31 дн.), поскольку в июле 2017 года – 31 календарный день. Поясним расчеты на примере.

Пример расчета пособия по нетрудоспособности при стаже меньше шести месяцев

М.В. Тругманов болел с 11 по 28 июля 2017 года (18 календарных дней). Стаж работника – менее шести месяцев. В расчетном периоде (2015-2016 годы) выплат в пользу работника нет (это его первое место работы).

Как мы уже выяснили, минимальный средний дневной заработок, исходя из МРОТ, с 1 июля 2017 года составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730). При этом если страховой стаж до пяти лет, то при расчете пособия по болезни следует учесть 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия М.В. Тругманова составит 153,864 р. (256,44 р. × 60%). В результате за 18 календарных дней болезни размер пособия составит 2769,55 р. (153,864 × 18 дн.).

Теперь проверим, не завышена ли эта сумма. Для этого возьмем максимальную сумму дневного пособия в июле, рассчитанную из МРОТ, то есть 251,6129 (7800 р. / 31 дн.). Если взять эту сумму, то за 18 дней болезни максимальное пособие составит 4529,03 р. (251,6129 р. × 18 дн.). Стаж работника мы уже не учитываем.

4529,03 рублей больше 2769,55 рублей. Значит, за июль М.В. Тругманову нужно выплатить меньшую сумму – 2769,55 рублей. Превышения максимально допустимой суммы не будет.

Также приведем и расчета пособия по беременности и родам при стаже менее шести месяцев.

Пример расчета декретного пособия при стаже меньше 6 месяцев

Л.С. Садовская с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется. Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. × 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

  • в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ. дн.);
  • июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

  • 246,58 р. < 250 р.;
  • 246,58 р. < 251,6129 р.;
  • 246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Нарушение больничного режима: особенности расчетов

Работодатель вправе ограничить размер пособия по болезни за полный календарный месяц величиной МРОТ, если работник без уважительной причины (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • нарушил больничный режим – со дня, когда нарушение было допущено;
  • не пришел на прием к врачу или на проведение медико-социальной экспертизы – со дня неявки;
  • заболел или получил травму вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения – за весь период нетрудоспособности.

Расскажем, как можно ограничить размер пособия, используя МРОТ.

Пример ограничения пособия по болезни при нарушении режима

А.Г. Петров принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности за период болезни с 11 по 28 июля 2017 года. Однако в больничном листке есть отметка о нарушении режима 18 июля (работник не явился на прием к врачу по неуважительной причине). В такой ситуации больничное пособие до 18 июля нужно посчитать по общим правилам, исходя их среднего заработка. А с 18 по 28 июля (то есть, за 10 дней с даты нарушения) пособие можно оплатить исходя из МРОТ. В регионе, где работает А.Г. Петров, районный коэффициент не установлен. Его страховой стаж – восемь лет. Значит, ему положено пособие в размере 100 процентов заработка (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный средний дневной заработок за июль, рассчитанный из МРОТ, составит 251,6129 р. (7800 р./ 31 дн.)

Сумма пособия за 18-28 июля (то есть, за период нарушения режима) составит: 2516,13 рублей. (251,6129 р. × 10 дн.). До даты нарушения пособие можно рассчитать по общим правилам (не из МРОТ).

Новый минимальный размер по уходу за ребенком

Теперь расскажем об увеличении детских пособий с 1 июля 2017 года. Итак, напомним, что пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

При этом минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы каждый год индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2017 года минимальные пособия по уходу за ребенком были следующие:

  • 3065,69 рублей – на первого ребенка;
  • 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.

Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер пособия на ребенка с 1 июля 2017 года, установленный на 1 февраля 2017 год, станет больше. Ведь сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. x 40%).

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком с 1 июля 2017 года – 3120 р. (7800 р. × 40%). Однако использовать новое значение можно только если отпуск начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не изменилась. Она останется в размере 6131 рублей и после 1 июля.

Новый минимальный размер пособия по беременности и родам

При расчете пособия по беременности и родам средний дневной заработок не может быть меньше величины, определяемой по следующей формуле (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730

С 1 января 2017 год федеральный МРОТ составлял 7500 рублей. Поэтому если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам с января по июнь 2017 года (включительно) такие:

  • 34 521,20 р. (246,58 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 835,62 р. (246,58 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 465,75 р. (246,58 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года федеральный МРОТ увеличится и составит 7800 рублей. Поэтому по страховым случаям после 30 июня 2017 года заработок для пособий по беременности и родам нужно сравнивать новой «минималкой» – 256,438356 р. (187 200 р. / 730) Если фактический заработок будет ниже минимального, то назначьте пособие из этого значения. Приведем минимальные размеры пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года:

  • 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
  • 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Пособие по безработице и другие

Увеличение МРОТ никак не повлияет на размер пособие по безработице с 1 июля 2017 года. Дело в том, что размер этого пособия ограничен максимальной (4 900 рублей) и минимальной (850 рублей + районный коэффициент, если он установлен) суммой. Эти суммы на 2017 год определены Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1326. В связи с этим, несмотря на то, что с 1 июля МРОТ повысился до 7800 рублей, пособие по безработице больше 4900 быть, все равно, не может.

Размер некоторых других видов пособий также никак не изменится в связи с увеличением в МРОТ. Так, к примеру, не изменится с 1 июля единовременное пособие при рождении ребенка. Его размер, по-прежнему, останется на уровне 16 350, 33 р.

Таблица с новыми размерами: как они изменились

В таблице ниже мы обобщили значения, связанные с пособиями. В таблице, в частности, можно увидеть изменения в размерах детских пособий с 1 июля.

Пособие С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2017 года
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 23 120, 66 р. 23 120, 66 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам · 34 521,20 р. – в общем случае;
· 47 835,62 р. – при многоплодной беременности;
· 38 465,75 р. – при осложненных родах.
· 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
· 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
· 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам
· 266 191,8 р. – в общем случае;
· 368 865,78 р. – при многоплодной беременности;
· 296 613,72 р. – при осложненных родах.
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет · 3065,69 рублей – на первого ребенка;
· 3120 рублей – на первого ребенка;
· 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 23 120,66 р. 23 120,66 р.
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613, 14 р. 613, 14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350, 33 р. 16 350, 33 р.

Новые участники пилотного проекта

В 2017 году ФСС продолжается пилотный проект. В рамках этого проекта работники получают пособия через ФСС, а не через работодателей. С 1 июля к пилотному проекту дополнительно присоединяться несколько субъектов. Перечислим их в таблице:

Регион
Республика Адыгея (Адыгея)
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Калмыкия
Алтайский край
Приморский край
Амурская область
Вологодская область
Омская область
Орловская область
Магаданская область
Томская область
Еврейская автономная область

Новые цифры: таблица

В заключение мы обобщили наиболее важные цифры, которые изменились в связи с увеличением МРОТ и расчетом пособий, возмещаемых из ФСС. Эта таблица поможет закрепить информацию об увеличении пособий с 1 июля 2017 года.