Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Политическая перестройка в сфере экономики. Конспект по истории россии на тему "политика перестройки в сфере экономики". Армения и Азербайджан

Экономическая «перестройка» в СССР

Параллельно с политической ʼʼперестройкойʼʼ проходила и ʼʼперестройкаʼʼ экономической системы. Суть экономической ʼʼперестройкиʼʼ состояла в сохранении редистрибутивной (распределительной) плановой экономики, но ее адаптации к новым условиям; требовалось ʼʼреформирование социализмаʼʼ, но не отход от него.

Предпосылки ʼʼперестройкиʼʼ экономики. Общая направленность экономической ʼʼперестройкиʼʼ заключалась в некоторой либерализации экономики. ʼʼПерестройкаʼʼ являла собой пример модернизации общества ʼʼсверхуʼʼ, характерной для России во всœе времена.

Необходимость экономических реформ диктовалась, в первую очередь, нарастанием кризисных явлений. Темпы прироста национального дохода упали с 6,5% в 1961-1965 гᴦ. до 3,5% в 1981-1985 гᴦ., темпы роста производительности труда – соответственно с 6% до 3%. На единицу национального дохода расходовалось в полтора-два раза больше ресурсов, чем в странах Европы и США. Лишь около 15% промышленных предприятий было автоматизировано или комплексно механизировано, на остальных преобладал низкоквалифицированный ручной труд. Страна значительно отставала от ведущих мировых держав по уровню развития научно-технического прогресса (за исключением оборонных отраслей). Приоритет в промышленности отдавался экстенсивным формам развития – строительству новых предприятий-гигантов, увеличению числа рабочих и т.д. Очень тяжелым оставалось положение сельского хозяйства. Несмотря на мощные финансовые вливания в аграрный сектор, сделанные в 1970-х – начале 1980-х гᴦ., страна продолжала всœе больше и больше зависеть от поставок продовольствия (в том числе – зерна) из-за рубежа. Принятая ЦК КПСС в 1982 г Продовольственная программа, предполагавшая создание крупных аграрнопромышленных комплексов (АПК) не улучшила ситуации. Некоторый рост качества жизни населœения достигался за счёт экспорта энергоресурсов – нефти и газа, но с падением цен на них и, одновременно, увеличением затрат на добычу в начале 1980-х гᴦ. и данный источник благосостояния перестал оправдывать себя. Сокращались темпы строительства жилья, постоянный рост заработной платы не обеспечивался увеличением товаров и услуг, увеличивался дефицит некоторых продуктов питания и промышленных товаров. К серединœе 1980-х гᴦ. внутренний валовой продукт на душу населœения составлял 37% от уровня США.

Экономическая перестройка делиться на три этапа:

1985-1987 гᴦ.: ʼʼускорениеʼʼ. В апрелœе 1985 ᴦ. на пленуме ЦК КПСС был взят курс на ʼʼускорениеʼʼ социально-экономического развития страны. Этого предполагалось добиться широким внедрением новейших достижений науки и техники (выработка комплексных программ НТП) и активизацией ʼʼчеловеческого фактораʼʼ (учет интересов людей и трудовых коллективов, расширение их рабочей инициативы, укрепление трудовой дисциплины (в том числе – методом борьбы с пьянством)). Для контроля за качеством продукции была введена ʼʼгосприемкаʼʼ. ʼʼУскорениеʼʼ не затрагивало основ советской экономики – государственной собственности и внеэкономических методов управления. Более того, программа ʼʼускоренияʼʼ предусматривала и обратное – дальнейшую экстенсификацию производства: поддержку тяжелой промышленности (только в машиностроение было направлено 10 млрд. рублей), увеличение добычи нефти и газа, привлечение дополнительных трудовых ресурсов (до двух млн. человек). ʼʼУскорениеʼʼ не привело к ожидаемым результатам – общие тенденции снижения темпов роста производства и производительности труда сохранялись. Популистская Жилищная программа (каждой семье – отдельную квартиру к 2000 ᴦ.) вызывала недоверие у населœения, а антиалкогольная кампания – прямой протест. В связи с интенсивной эксплуатацией устаревшего оборудования участились случаи аварий. Большой общественный резонанс имела Чернобыльская катастрофа (1986 ᴦ.), о масштабах и последствиях которой долго было мало что известно. В июне 1987 ᴦ. пленум ЦК КПСС определил новые направления реформирования экономики страны.

1988-1989 гᴦ.: ʼʼперестройкаʼʼ. С января 1988 ᴦ. началась реализация программы ʼʼперестройкиʼʼ социалистической экономики (отсюда – название всœего периода с 1985 по 1991 гᴦ.). Она в себя включала: перевод государственных предприятий на хозрасчет, замена планов госзаказом и сокращение плановых показателœей; разрешение создания частных предприятий в сфере производства потребительских товаров и услуг; разрешение создания кооперативных предприятий; разрешение частным лицам аренды сельскохозяйственных угодий на 50 лет.

ʼʼПерестройкаʼʼ не помогла справиться с кризисными явлениями в экономике. Государство по-прежнему дотировало убыточные предприятия, сдерживало развитие инициативы успешных предприятий, забирая их продукцию в качестве обеспечения госзаказов. Частный бизнес и кооперативы не пользовались моральной поддержкой населœения, их прибыль нивелировалась высокими налогами. В этих условиях предприниматели предпочитали скрывать большую часть доходов, что порождало рост преступности и ʼʼтеневого сектораʼʼ экономики. На селœе колхозники негативно относились к арендаторам-фермерам, колхозы препятствовали в выделœении им удобных земель. Рост производства не успевал за ростом доходов, что приводило к усугублению дефицита ряда товаров. На некоторые из них уже в 1989 ᴦ. были введены карточки (талоны ). В этом же году в ряде отраслей промышленности впервые был зафиксирован спад не темпов роста͵ а уже самих объёмов производства (в сельском хозяйстве спад начался еще в 1988 ᴦ.). В промышленных районах начались забастовки.

Начало экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В мае 1985 ᴦ. было издано Постановление ЦК КПСС ʼʼО мерах по преодолению пьянства и алкоголизмаʼʼ. Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 ᴦ. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет.

В начале 1986 ᴦ. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Программа ʼʼИнтенсификация-90ʼʼ предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. Помимо ʼʼИнтенсификации-90ʼʼ предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как ʼʼЖильё-2000ʼʼ и др.

19 ноября 1986 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼОб индивидуальной трудовой деятельностиʼʼ. 5 февраля 1987 ᴦ. Совет Министров СССР издал постановление ʼʼО создании кооперативов по производству товаров народного потребленияʼʼ. 26 мая 1988 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО кооперации в СССРʼʼ, разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в т.ч. торговлей. 13 января 1987 ᴦ. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. 11 июня 1987 ᴦ. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 ʼʼО переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансированиеʼʼ. 30 июня 1987 ᴦ. был принят Закон СССР ʼʼО государственном предприятии (объединœении)ʼʼ, перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителœем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во всœе отрасли народного хозяйства. При этом предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация ʼʼпустых полок и полных холодильников и забитых квартирʼʼ. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через ʼʼфарцовщиковʼʼ. Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству.

1990-1991 гᴦ.: ʼʼрегулируемый рынокʼʼ. На этом этапе ʼʼперестройкаʼʼ переросла в неконтролируемый процесс разложения социалистической системы. В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял программу Расширения рыночных отношений. Предполагались разрешение аренды промышленных предприятий, образования акционерных обществ и поддержка частного предпринимательства. Но реализация этой программы откладывалась до 1991 ᴦ., а ситуация ухудшалась. К концу 1990 ᴦ. правительство СССР, возглавляемое Н. Рыжковым, признало провал экономической политики ʼʼперестройкиʼʼ. Было подготовлено две базовых программы выхода страны из нарастающего, как снежный ком, кризиса (в 1990 ᴦ. спад промышленного производства был всœеобщим и достиг уже 10%). Обе программы сводились к расширению рыночных преобразований. Н. Рыжков и Л. Абалкин предлагали перейти к рынку поэтапно в течение шести лет, сочетания административные и экономические методы. Программа С. Шаталина и Г. Явлинского (ʼʼ500 днейʼʼ) предполагала быстрый переход к рынку путем приватизации госсобственности с последующей либерализацией цен. Осенью 1990 ᴦ. обе программы были обсуждены Верховным Советом СССР и отвергнуты, первая – как рассчитанная на чересчур большой промежуток времени, вторая – как противоречащая социализму. Н. Рыжков на посту председателя правительства в декабре 1990 ᴦ. был заменен В. Павловым. Павлов также предложил свою программу, однако ее реализация этой программы так и не началась – СССР перестал существовать.

Крах экономической ʼʼперестройкиʼʼ. В 1989 ᴦ. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 ᴦ. Н.И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную ʼʼкомиссией Абалкинаʼʼ концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли – 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 ᴦ. Верховный Совет СССР принял Постановление ʼʼО концепции перехода к рыночной экономикеʼʼ, а в октябре 1990 ᴦ. ʼʼОсновные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономикеʼʼ. Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

В декабре 1990 ᴦ. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинœет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В.С. Павловым. Но деятельность Кабинœета Министров в 1991 ᴦ. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 ᴦ. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (денежная реформа Павлова). Обмен проводился в течение всœего 3 дней – 23-25 января 1991 – и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Итак, аналогично тому, как и политические преобразования Горбачева, экономическая ʼʼперестройкаʼʼ закончилась полным провалом и стала одной из базовых причин распада СССР.

Экономическая «перестройка» в СССР - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая «перестройка» в СССР" 2017, 2018.

Слайд 2

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.

Слайд 3

Первый этап реформ (1985г.)Стратегия ускорения

Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.

  1. Увеличение выпуска машин и оборудования
  2. Модернизация производства
  3. Госприемка (контроль за качеством продукции
  4. Ужесточение трудовой дисциплины

Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

Слайд 4

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия».Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции..

Слайд 5

Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации

  1. Падение цен на нефть и нефтепродукты осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это вызывало экономический кризис.
  2. Антиалкогольная компания. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей.
  3. Авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г., позже – землетрясения в Армении.
  4. Огромные капиталовложения в машиностроение.

Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.

Слайд 6

Второй этап реформ. Перестройка

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.

Слайд 7

Второй этап реформ (1987г.)

Перестройка

  • Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (перевод на хозрасчет и самоокупаемость)
  • Создание кооперативов и разрешение индивид. трудовой деятельности.
  • Создание фермерских хозяйств (1989 г..)
  • Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
  • Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
  • Слайд 8

    Головокружение от перестройки

    Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
    В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.
    На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.

    Слайд 9

    Л. Абалкин
    В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.

    Г. Явлинский
    Комиссия Шаталина-Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней».

    Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина-Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.

    Слайд 10

    К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
    Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.

    Слайд 11

    Провал второго этапа

    • Сопротивление
    • Безответственность
    • Ограниченное развитие
    • Криминалитет

    Раскройте каждую характеристику применительно к причинам провала второго этапа реформ (стр. 375-377).

    НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА про экономические и политические реформы в ходе "перестройки" СССР? И какие последствия? и получил лучший ответ

    Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
    Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-1991 гг. - реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.
    К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.) , роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.
    1.Экономическое содержание "перестройки".
    В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.) , экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года. "
    Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
    Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров.
    Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
    Впервые после войны был включен денежный станок.
    В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими. Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования. В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты "Основные положения коренной перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.

    Название предмета История

    Класс 11

    УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

    Уровень обучения базовый

    Тема урока Политика перестройки в сфере экономики

    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

    Место урока в системе уроков по теме Урок № 52 в разделе 8 – «Перестройка и распад советского общества».

    Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.

    Задачи урока

    Образовательные: охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991 гг., определить причины неудач в реформирования в эти годы.

    Воспитательная: способствовать формированию у учащихся понятия, о том, что любое дело необходимо доводить до конца и осознания ими ответственности за принятые решения.

    Развивающие: развивать свои исследовательские умения, у меть доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное, составляя схему в тетради; уметь дать оценку этим событиям и их итогам.

    Отработать навык работы документами и таблицей как с историческим источником.

    Планируемые результаты

    Знать - причины трудностей в экономике СССР и обострения социальных проблем;

    • причины неудач в реформировании экономики;
    • причины и последствия роста забастовочного движения;
    • определения понятий: «перестройка», ускорение, государственная приемка, рыночная экономика, кооператив, фермерское хозяйство, арендный и бригадный подряд.

    Уметь - составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева (используя учебник и дополнительную информацию)

    • высказывать и аргументировать свое суждение;
    • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
    • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
    • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • определять собственную позицию по отношению к перестройке;
    • собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

    Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, презентация, видео сюжеты, таблица

    Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний

    Вид урока урок-исследование

    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

    1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
    2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
    3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М.: Русское слово, 2011.
    4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
    5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
    6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
    7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

    Готовность к уроку

    1. Мотивация к изучению новой темы.

    В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. Он унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

    Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни. Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства. Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент? Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием?

    Формулируют: тему урока «Политика перестройки в сфере экономики”

    Цель урока: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

    1. Актуализация знаний

    Назовите проблемы нашего общества начала 80-х гг. и ответьте на поставленные вопросы.

    1. Падение темпов роста промышленного производства и производительности труда
    2. Научно-технический разрыв с Западом. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ
    3. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.
    4. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеэкономической изоляции.
    5. Продовольственные проблемы
    6. Падение дисциплины
    7. паралич общественного сознания.
    8. Отсутствие товаров массового спроса, затоваривание некачественными.

    Выполнение задания.

    IV. Изложение новой темы

    1. Начало перестройки

    Просмотр видеосюжета «Горбачев»

    Что можете сказать о М.С. Горбачеве по этому сюжету?

    Первые же выступления нового лидера привлекли к нему симпатии общественности. Он откровенно говорил о проблемах, не уходил от острых вопросов, открыт для общения с рядовыми гражданами.

    2. По пути экономических реформ

    Проанализировать этапы перестройки

    по плану

    а) Хронология

    б) Цели,

    В) Мероприятия,

    Г) Сопутствующие факторы

    д) Итоги

    Дать оценку.

    Каковы были альтернативы каждого этапа

    1 группа характеризует 1 этап

    Ускорение? Реформы?

    2 группа характеризует 2 этап

    План? Рынок?

    3 группа характеризует 3 этап

    Какой рынок? Социалистический? Нормальный?

    Класс делится на 3 группы

    Результаты 1 группы Слайд № 7

    I этап реформы .

    Хронология: апрель1985 – первая половина 1987г.

    Цели: ускорение научно-технического прогресса.

    Мероприятия: 1) шире использовать «скрытые резервы»; 2) укрепить трудовую дисциплину; 3) развивать социалистическое соревнование; 4) госприемка; 5) антиалкогольная кампания.

    Итоги: 1) бюджет потерял 10млрд. руб. за счет сокращения продажи спиртного; 2) рост управленческого аппарата на предприятиях

    3) авария в Чернобыле.

    Вывод: Необходима смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития.

    Результаты 2 группы Слайд № 10

    II этап реформ

    Хронология: вторая половина 1987 – первая половина 1989г. Цели: Либерализация государственной экономики.

    Мероприятия: 1) расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет,самофинансирование) 2) разрешение индивидуальной трудовой деятельности; 3) аренда земли; 4) самостоятельность местных рынков; 5) конверсия.

    Итоги: 1) начало товарного голода; 2) появление инфляции; 3) социальная напряженность;

    4) рост денег на сберкнижках, не обеспеченных товарами.

    Результаты 3 группы Слайд 12

    III этап реформ

    Хронология : вторая половина 1989 - первая половина 1991гг.

    Цель : поиски пути перехода к регулируемому рынку

    Программа «500 дней» Шаталина –Явлинского

    Быстрый, решительный переход к рынку;

    Передача в частные руки торговых и промышленных предприятий.

    Правительственная программа Павлова:

    Отказ от программы «500 дней»;

    Обмен 50-100-рублевых купюр;

    Итоги: 1) начало абсолютного спада промышленного производства

    2) в 1990 году национальный доход сократился на 4% 3) бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей

    4) введение «визитных карточек покупателя»

    V. Первичное применение новых знаний

    Работа с документом

    Рабочий лист № 1

    1. В чем вы видите традиционализм первых попыток ускорения социально-экономического развития страны, предпринятых в 1985 г.? Почему нельзя было обеспечить на этом пути реального ускорения?
    2. В чем руководство партии видело причины отсутствия прогресса в реформировании экономики в 1987 г.? Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

    3. Чем вы можете объяснить решение властей о переходе экономики страны к рынку? Что вам известно о разногласиях по этому вопросу в руководстве партии?

    4. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям: смену модели общественного развития, снятие социальной напряженности, возникшей из-за ухудшения ситуации на потребительском рынке, или что-то иное?

    Примерные ответы учащихся

    1. Ускорение научно-технического прогресса, активизация "человеческого фактора", техническое перевооружение машиностроения. Но одни призывы не могли исправить положение в экономике, нужны были экономические реформы.

    2. Неэффективность работы аппарата управления. Выходы: переход рыночной экономики, демократизация управления.

    3. Переложить все управление предприятиями на плечи самих предприятий по средствам приватизации

    4. Улучшение жизни людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности. Консерваторы были против перехода.

    VI. Первичное закрепление

    Задание 2. Проанализируйте представленные данные и ответьте на вопросы.

    Приложение № 3

    1. Чем вы можете объяснить резкое увеличение фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985 - 1991 гг.?

    2. Каковы, на ваш взгляд, причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989 - 1991 гг.?

    3. По каким причинам, с вашей точки зрения, неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги достиг таких астрономических размеров?

    1. Резкое увеличение цен (инфляция).

    2. Реформирование сельского хозяйства носило половинчатый характер. Ни одна из реформ не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве.

    3. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности, так как реформы проводились непоследовательно и вели к усугублению экономического кризиса.

    VII. Подведение итогов урока

    В чем вы видите причины неудач 1985-1990 гг.?

    1. Экономическая политика непоследовательна и половинчатая

    2. Многие правильные законы, принятые «наверху» саботировались бюрократами

    3. Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики

    4. Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно

    5. Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку

    VIII. Инструктаж домашнего задания

    §39,

    1 группе. Сравнить политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева

    2 группе. Сравнить политику Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева

    Распределяют задания по группам

    С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

    Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

    В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.

    С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

    В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.

    Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

    В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.


    В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

    Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

    Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

    Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

    Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.

    Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.