Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Переходная экономика: сущность и особенности

Экономические развитие общества неизбежно связано с пере­ходом экономики из одного состояния в другое.

В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной.

Переходная экономика - экономическая система, в ко­торой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся систе­мам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вы­теснению первой и утверждению последней в качестве гос­подствующей.

Основные черты переходной экономики:

1) формирование новой экономической системы;

2)многоукладность экономики;

3)неустойчивость развития (стабильных переходных эконо­мик не существует);

ной экономике.

Переход от административно-командной к рыночной эконо­мической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию.

. Общие закономерности перехода от административно-командной экономики к рыночной

Главные направления формирования рыночной эконо­мики:

1) либерализация экономики. Это система мер, направлена на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений

а также государственного контроля во всех сферах собственной жизни;

2) демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для дело­вой активности всех экономических агентов, доступ на ры­нок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;

3) институциональные преобразования, включающие изме­нения отношений собственности (создание частного секто­ра), формирование рыночной инфраструктуры (коммерче­ских банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регу­лирования экономики;

4) структурные преобразования, направленные на устране­ние или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяй­ства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособ­ным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

5) формирование новой системы социальной защиты населе­ния. Это система мер, направленная на переход к адресной со­циальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие.

1. Неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений.

2. Альтернативный характер развития экономики. Пере­ход от одной экономической системы к другой может прохо­дить с использованием различных вариантов действий.

3. Проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на земле в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).

4. Особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).

Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.

Становление рыночной экономики в России с такими негативными тенденциями, как:

1) высокие социальные издержки (более 30% населения за чертой бедности);

2) высокий уровень безработицы;

3)криминализация экономики (теневой сектор эконом производит до 35-50% ВВП);

4) технологическая деградация.

Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности.

Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыноч­ной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, иму­щества) и создание новых коммерческих структур.

2. Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.

3. «Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономи­ческих систем, скорость подавления которой зависит от после­довательности и темпов рыночных преобразований.

4. Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообра­зия экономических субъектов на аграрном рынке.

5. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Переходная экономика.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всœех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут носить и локальный , и всœеобщий характер.
Размещено на реф.рф
Примеры изменений первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т.д. и ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения.

От локальных изменений в экономике следует отличать всœеобщее изменения, которые характеризуют переход всœей системы экономическихотношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, или формируются новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика - ϶ᴛᴏ переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем.

В первую очередь, в случае если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад - ϶ᴛᴏ особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в т.ч. и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. К примеру, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего развития и существования собственный труд их владельцев. При этом данный слой производителœей существует на базе, господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. Иное дело переходная экономика. Многоукладность здесь существует как элемент основы.

В переходной экономике существует и старая и новая основа и ещё только формируется новая система связей. Применительно к переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой сосœедствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. преодоление многоукладность в базе экономики – одна из целœей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует. В силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых экономических интересов, тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Это требует создание особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода.

В–четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всœего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов, - известной инœерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всœего периода переходной экономики особого механизма согласований интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении по независящим от них причинам.

Переходная экономика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Переходная экономика." 2017, 2018.

  • -

    Тема 15. Особенности современной российской экономики Время: 2 учебных часа. Вопросы лекции: 1. Переходная экономика как особый тип социально-экономического устройства общества. 2. Социально-экономические результаты рыночных преобразований российской экономики в... .


  • - Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы

    Лекция 9. Особенности переходной экономики России 9.1. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской... .


  • - Переходная экономика современной России

    Россия относится к странам с переходной экономикой нового типа, находящейся в рамках рыночной цивилизации. Осуществленные преобразования За годы реформ осуществлены два главных преобразования, превративших социалистическую экономику в рыночную: 1) проведена... .


  • - Переходная экономика как особый тип социально-экономического устройства общества.

    Переходная экономика- это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и соци­альными... [читать подробнее] .


  • - Переходная экономика

    Экономическое развитие Республики Беларусь, России в 90-е гг., как и других республик бывшего Союза ССР, а также стран Восточной Европы, можно охарактеризовать переходом от административно-командной централизованно планируемой экономики к экономике рыночного типа.... .


  • - Переходная экономика и ее особенности в России.

    Переходные экономические отношенияхарактеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование... .


  • Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые т

    смотреть на рефераты похожие на "Переходная экономика"

    1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4

    1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики …………………………………………… 4
    2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9
    3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11
    4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15
    5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16

    5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16

    5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17
    6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с переходной экономикой ………………………………………………… 21
    Заключение ……………………………………………………………… 25
    Список литературы ……………………………………………………….. 26

    Введение

    Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

    Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

    Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

    Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

    Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

    Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

    1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

    1.1. Основные черты переходной экономики.

    Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений -необратимость, неповторяемость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

    Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

    В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.
    Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

    В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

    1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.

    Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

    Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

    Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

    Утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

    Бюджетный кризис;

    Трансформационный спад.

    Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

    Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

    Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

    Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

    Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.

    Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

    Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

    Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

    В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

    Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен ли рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации.

    Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без частной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние десятилетия получили большое распространение компании со смешанным капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная собственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.

    Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.
    Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

    Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

    1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом - яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В- третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности.
    Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача - создание рыночной системы как основы экономики.

    2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хозяйство.

    Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.

    3. Экономика современных государств - это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

    2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

    Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

    Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

    Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

    Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.
    Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

    Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

    Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

    1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

    2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.

    3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во- вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

    4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

    5. Формирование рыночной инфраструктуры - системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

    6. Создание сильной системы социальной защиты населения.

    7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

    Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

    Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

    3. Структура переходной экономики

    Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них - частную, а другой - общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой.
    Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

    Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях- производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

    Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

    Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность.

    Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности: ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала; за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью; существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

    Перед странами СНГ стоит задача - перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций.
    Эта задача может быть решена только при условии формирования системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическая свобода - это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.

    В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции.
    Конкуренция на рынке труда - это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.

    3.1. Элементы переходной экономики

    Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воздействия на экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако следует учесть, что либерализация внешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики на мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

    К числу производных следует отнести и формирование предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание - структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего.

    Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в известном смысле являются также производным элементом переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой социальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т. д.).

    Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

    При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:

    Либерализация экономики;

    Структурные преобразования;

    Институциональные преобразования.

    Либерализация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

    Структурные преобразования - это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

    Институциональные преобразования - это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

    Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

    Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:

    1. Формирование системы рыночных отношений:

    1.1 Либерализация: цен; хозяйственных операций; внешнеэкономических отношений

    1.2 Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды

    1.3 Институциональные преобразования:

    Создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

    Формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);

    Подготовка кадров для рынка.

    2. Формирование социальной ориентации:

    Первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

    Создание новой системы социальной защиты

    3. Преобразование структуры народного хозяйства: конверсия; стимулирование прогрессивных отраслей; программы структурного преобразования отраслей и регионов.

    Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой экономической системы РБ.

    4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

    Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

    Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

    Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

    К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

    Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

    Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

    Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

    В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в
    "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию.
    Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

    5. Модели переходной экономики.

    5.1. Градуализм.

    В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм»
    (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов.
    Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.

    Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно- административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

    Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

    С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада.

    Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать - десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

    В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических и социальных последствий.

    Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоит прежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

    Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

    Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-первых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунистической партии. Во- вторых, благодаря национальной и культурной гомогенности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизводим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование. Обратимся к концепции «шоковой терапии».

    5.2. «Шоковая терапия»

    Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От его решения зависят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ - «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Рассмотрим проблему «шоковой терапии».

    «Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

    Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Действительно, как показывает теория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и потому не расположены к тому, чтобы допустить автономное функционирование экономики.

    Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка.
    В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

    Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

    Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

    В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в
    Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

    Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше,
    Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

    Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно
    Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.

    Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

    Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распространенному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива).

    Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

    1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

    2. Развитие частного сектора - приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

    3. Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.

    4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

    Первый пакет мер - меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

    Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

    Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства - реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово- экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение.
    Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

    Четвертый пакет мер - макроэкономическая стабилизация пред- " полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы
    (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

    Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

    6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с переходной экономикой.

    Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, - значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с древнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идет борьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси.

    Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.

    1. Охлократическая, когда общественная жизнь подчинена интересам
    "простых" людей. Такое в истории не раз происходило. Например, когда народные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие ужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются,

    С точки зрения распределения общественного богатства, "простые" люди заинтересованы в распределении по труду, при этом имеются в виду затраты труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.
    При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметь колоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому что распределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей.
    Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или директора предприятия от доходов пролетариев отличаются незначительно. Все подогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого - власть худших).

    Политические ценности массы в большой степени соответствуют
    "естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель политического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав меньшинств.

    В последние 4 года мы наблюдали результаты действительного народовластия: как во имя интересов "простых" людей экономические и политические отношения в белорусском обществе приобретают форму охлократической модели.

    2. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатства осуществляется в пользу относительно небольшой группы лиц, получающих свои доходы не в конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу, а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствует интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.

    3. Либерально-демократическая модель. Именно эта модель преобладает сегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокий уровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы среднего класса, Кто же он, этот третий класс?

    Воспользуемся белорусскими данными, отметим, что к среднему классу относят тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации можно найти выход. Их главной ценностью является личная свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего протестуют "средние русские" против необходимости соответствовать представлениям консервативной части социальных групп.

    В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и хороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда".

    Представитель среднего класса не может существовать в условиях охлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное достоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие" госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая" модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной рыночной экономике.

    Среднему классу объективно нужна демократия. Потому что любой авторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжается недолго, или/и перерождается в олигархию с ее коррупцией, всесилием бюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в пользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для среднего класса в авторитарной модели места нет.

    Охлократическая модель устройства общества генетически передается с глубокой древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в небольшие группы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только в пределах малых групп.
    Новые политические (демократия) и экономические (вместо координации деятельности из центра - свобода договоров)отношения, новая мораль
    (конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не только внутри малой группы) и новая идеология (отсутствие общей цели) - все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в полисах Древней
    Греции.

    Новая модель стала следствием колонизации и развития торговли в
    Древней Греции. Торговля подорвала устои естественного родового общества и создала цивилизацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущих начало от стада павианов.

    Родовое общество сопротивлялось развитию обмена, денежного хозяйства,
    В отдельных полисах Греции законы препятствовали развитию купеческого класса. Например, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал всякую посредническую торговлю, предписывал крестьянам самим продавать свои продукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжигание ростовщиков на кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы" вместе с носителями этого духа в нацистской Германии и т. п,
    И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке, можно определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано:
    "Всячески поощрять тех предпринимателей, которые заняты производством необходимых стране товаров и услуг", то, очевидно, эта партия в либерально- демократическую модель не вписывается.

    После укрепления власти А. Лукашенко политическая и хозяйственная жизнь страны все больше трансформируется в охлократическую модель, исчезают зачатки среднего класса. Об этом можно судить не только по состоянию предпринимательства, но и по количеству населения, принадлежащего к более обеспеченным слоям.

    Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%) было отнесено к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистике бюджетных обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-
    2,3%). Отметим, что количество бедных, то есть тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. В сельской местности за чертой бедности сегодня живет половина населения -
    50,6%, Сдвиг населения в сторону бедности расширяет опору сторонников охлократической модели.

    Но превратить Беларусь в цельную охлократическую модель, подобную той, которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "мафия" действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и квалифицированная часть белорусского общества. Например, когда Указ № 285
    (май 1999 г.) установил ограничения цен на все товары, "производимые на территории Беларуси", то Совет министров постепенно расширил круг товаров, на которые предельные индексы цен не устанавливаются. Сначала из сферы действия указа были выведены бриллианты, затем предметы роскоши, модной одежды и т.д.

    Беларусь относится к странам с переходной экономикой, поэтому ей также присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального регулирования экономики, возникающие в период постсоциалистической трансформации.

    Серьезным ограничением эффективности системы общественных финансов в постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким сокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами на стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризиса зависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной политики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения по отношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокращения бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за
    1989 г. до 5% за 1992 г.; в Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992 г. ); ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сектора; сокращения налоговых льгот; ликвидации квазибюджетного финансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательной процентной ставки, от множественности валютных курсов, от кредитов убыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смогли получить при умеренной инфляции практически сбалансированный бюджет (-2,2% от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0% в Чехии).

    Правда, после этого страны Центральной Европы настиг так называемый вторичный фискальный кризис, продолжавшийся 2-3 года. Он был связан с кризисом оборотных средств на государственных предприятиях, потерявших бюджетные субсидии, с трудностями сбыта выпускавшейся по устаревшим технологиям продукции в условиях появившейся конкуренции, а также со снижением инфляции (исчезла «бумажная прибыль» как источник налога). В этот период наблюдалось серьезное сокращение поступлений от налога на прибыль (в
    Болгарии - с 23,2% от ВВП в 1989 г. до 5,6% в 1993 г.; в Польше - с 9,7% от
    ВВП в 1989 г. до 5,3% в 1993 г.). Однако этот вторичный кризис не поразил
    Чехию, Словению, Хорватию и Эстонию, и прежде всего по той причине, что им удалось существенно упорядочить и ограничить социальные расходы бюджета.

    Заключение.

    В настоящее время практически все страны Центральной Европы достигли относительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993 г. бюджетный дефицит постепенно снижался), получив на фоне жесткой экономии бюджетных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейского варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного налога на личные доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - притока национальных и зарубежных капиталов.

    Большинство стран СНГ, в числе которых и Беларусь, пошли по пути постепенных экономических преобразований. Поэтому в начале реформ не представлялось возможным резко снизить уровень государственного субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за счет инфляционного дотирования экономики. Собранные налоги имеют большую инфляционную компоненту (скажем, в Беларуси уровень инфляции составил в
    1992 г. 793,5%, в 1997 г. - 140,1, в 1998 г. - 148,6, в 1999 г. -351,2%).

    В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствование административной стороны налоговой системы. Проведена большая работа по упорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую систему взимания НДС. Произошли позитивные налоговые изменения в 1998-2000 гг.: значительно сократились налоговые льготы, внебюджетные фонды включены в государственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Вместе с тем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулирования накоплений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена на регулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать создание условий для инвестирования и долговременного устойчивого экономического роста. Кроме того, налоговые изменения в Беларуси в 1992-1999 гг. подчинялись задачам государственных расходов. К тому же они были прочно связаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельного значения.

    Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душу населения, то уровень налогов в ВВП в ней сильно завышен. По данным
    Мирового банка, например, в Индии он составляет, включая все источники, 16% от ВВП, в Уругвае - 26%, а в РБ – 34,6%. Необходимость радикального снижения и упрощения налогов обусловлена тем, что государства с одинаковым доходом на душу населения в условиях глобализации должны иметь схожие налоговые характеристики, иначе проигрыш в мировой конкуренции за инвестиции неизбежен.

    Социально-экономическое развитие Беларуси, как и других стран, может быть успешным только при проведении выработанного мировой практикой сценария налоговых реформ, направленных на широкое привлечение национальных и иностранных инвестиций. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по кардинальному снижению налогового бремени, освобождению от налогов части дохода, идущей на сбережения, дальнейшему сокращению видов налоговых платежей, упрощению процедур их уплаты. Главное при этом - прозрачность налогового законодательства и предоставление льготного режима для малого и среднего предпринимательства как основы дальнейшего экономического развития страны.

    Список литературы:

    1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 1999г.

    2. Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок, 12(443)

    3. Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н.,

    Киселевой Е. А., Мн. 1998г.

    4. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А. Н.,

    Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.

    5. Основные направления социально-экономического развития республики

    Беларусь на период до 2010 г. //Белорусский экономический журнал №2,

    6. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. Мн.

    7. Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,1999

    8. Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д.

    Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 1998г.

    Сущность переходной экономики. Необходимость реформиро­вания экономики бывших социалистических стран назревала дав­но, что выражалось в попытках проведения различных экономи­ческих преобразований и экспериментов, однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административ­но-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуа­ции не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.

    Неэффективность функционирования административно-коман­дной системы была связана по крайней мере с двумя негативными явлениями. Во-первых, с ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные ме­ханизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых средств включа­лись лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике при­ближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморе­гулирования не работали из-за формального существования товар­но-денежных отношений и централизованного, директивного пла­нирования.

    Во-вторых, для командной экономики характерна низкая про­изводительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальней­шем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. .Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяй­ственную инициативу и, как результат, - страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

    Все это обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики, причем требовался но­вый, качественно иной подход, затрагивающий саму основу адми­нистративно-командной системы. Действительно, если страна рас­полагает значительным экономическим и интеллектуальным по­тенциалом, но нет нужных результатов от его использования, при­чину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономичес­ких отношений. Это закон изменения любой системы.

    Отсюда следует, что переход от неэффективной административ­но-командной системы к эффективной может основываться на из­менении всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного и косвенного рыночного регулирования. Следова­тельно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

    Становление современной рыночной экономики - дело доволь­но сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформи­ровать сложившуюся на протяжении десятилетий административ­но-командную систему, которая по своей природе отвергала нор­мальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на механизмах экономического развития, принципиально отлич­ных от административно-командных, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отноше­ния собственности и изменить сложившуюся социально-экономи­ческую структуру общества, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

    Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, необходимы посте­пенный "подрыв" коренных социально-экономических отношений прежней системы, зарождение а развитие в ее недрах новых, про­тиворечиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить разви­тие и усиление отношений и элементов современного рыночного хо­зяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

    Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в тече­ние которого будет существовать так называемая переходная эко­номическая система, или переходная экономика, представляю­щая собой некую смесь отношений и элементов административ­но-командной и современной рыночной систем. Переходная эко­номика характеризует как бы "промежуточное" состояние общес­тва, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только фор­мируется и развивается. И те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сло­жившейся системы.

    Основные черты переходной экономики. Изменения, происхо­дящие в переходной экономике, обусловливают и характерные чер­ты, присущие ей. Во-первых, для переходной экономики характер­ны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" ха­рактер. Эти черты не просто временно нарушают устойчивость системы, после чего она может вернуться в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место дру­гой экономической системе.

    Следовательно, в условиях переходной экономики неустойчи­вость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы обеспечить в итоге постепенный переход к другой экономической системе. Эта неус­тойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обус­ловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповтори­мость, а с другой - рост неопределенности итогов развития пере­ходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояний, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.

    Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм, например акционерной формы собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акцио­нерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыноч­ной экономики. Эта."нечистота" (переходность) экономических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости, или зре­лости, переходной экономика. По мере наполнения этих форм но­вым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.

    В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а разви­тия, т.е. противоречия нового и старого, различных, стоящих за те­ми или другими субъектами отношений, слоев общества. Измене­ния, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном сче­те к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострени­ем противоречий, приводящих к социально-политическим потря­сениям.

    В-четвертых, характерной чертой переходной экономики явля­ется ее историчность, что обусловлено особенностями экономичес­кого развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкну­лись восточноевропейские страны и новые независимые государ­ства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты и число государственных предприятий, под­лежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. Кроме того, обусловливают специфику протекания переходных процессов конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-денежных отношений и способность общества к рыночным изменениям.В Польше, например, в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было за­нято в частном секторе. В бывшем СССР, как известно, начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Поэтому общие для переходной экономики законо­мерности имеют разные формы проявления в различных условиях что необходимо учитывать при разработке программ реформирова­ния экономической системы в переходный период.

    Особенности функционирования переходной экономики. Спе­цифика переходной экономики как смешанной, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяй­ства и административно-командной системы и в которой не дей­ствуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и бу­дущей системы, обусловила следующие особенности ее функциони­рования.

    Первая особенность связана с преемственностью (инерционнос­тью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, же­лательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в про­изводственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного пе­риода старых экономических форм и отношений.

    Второй особенностью функционирования переходной экономи­ки является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъ­ективного фактора, от которого зависит правильность выбора нап­равлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается в случае, если ре­формы намечены не произвольно, а на основе познания закономер­ностей эволюции, построения системы действий в соответствую­щих направлениях.

    Понятие и сущность переходной экономики

    Определение 1

    Переходная экономика представляет собой период, когда идет смена экономической системы в стране.

    Так, например, самым последним таким переходом экономики в нашей стране стало время перехода на рыночные отношения, то есть конец 20 века. На сегодняшний день в России господствует рыночная экономика и рыночные отношения. Более наглядно основные черты переходной экономики представлены на рисунке:

    Рисунок 1. Черты переходной экономики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Основные направления изменений к переходу на новую экономику:

    1. Меняются все экономические и социальные отношения внутри государства, то есть вся система экономики претерпевает глобальные перемены в своей основе и структуре;
    2. Полностью подлежат изменениям принципы, а также методы, способы хозяйствования в стране. По-другому организовывается производственный процесс, меняются условия экономических взаимодействий, распределение ресурсов начинает происходить по другим направлениям;
    3. Меняется законодательство страны, из-за глобальных изменений экономической структуры и системы в целом, где-то вносятся дополнения в законы, а в некоторые законодательные документы подлежат полному пересмотру.

    Суть переходной экономике также отображена на рисунке:

    Особенности переходной экономики

    Переходная экономика, то есть переход к другой системе подразумевает ряд особенностей, которые характерны для всех стран и их экономик:

    • Главной особенностью переходной экономики ученые всего мира признают то, что в данном случае реализуется переход к совершенно другому типу экономической системы, но не как не способу регулирования этой системы;
    • Другая особенность заключается в том, что новая система переходной экономики сочетает в себе также и элементы старой системы, тем самым получается плавный переход, а не резкий, также большая часть нововведений переходной экономики строится на старых методах и опыте;
    • Неустойчивость новой экономической системы, что подразумевает хаос, а также кризисные процессы в период самого перехода, то есть когда новая система еще не полноценно вошла в свои права, а старая система не потеряла полностью свою власть. Данный период считается не самым лучшим для страны, так как чаще всего из-за этого страдают многие секторы экономики: торговля, производство, сельское хозяйство и т.д. Для налаживания новой экономической системы, как правило, требуется достаточно много времени, обычно от года до нескольких лет;
    • Значительные изменения в производственной сфере. Так как экономика в большей своей степени держится и зависит от производственных процессов в стране, от их развития и качества, то именно этот сектор претерпевает большие изменения, а именно, иначе начинает работать распределительная функция, меняются группы потребителей, новшества с поставщиками сырья, по-другому организован обмен и т.д.;
    • В связи с переходом на новую экономическую систему меняется сам уклад экономики. Сектор экономики страны, где рассматривается сама форма собственности в зависимости от средств производства называется укладом экономики. В экономическом укладе реализуется свой тип всех экономических отношений. Так, известны следующие уклады в экономике: муниципальный, частная собственность (мелкое производство), капиталистический, а также государственный и т.д.;
    • Длительный переход от одной системы к другой. Если переход осуществляется старой системой в совершенно новую, несхожую с ней, то этот процесс может длиться не несколько лет, а несколько десятков лет, чтобы перестроить все процессы (торговые, налоговые, законодательные, социальные и др.).

    Как правило, время, в течение которого и происходит переход, называется переходной экономикой.

    Типы переходной экономики

    В переходной экономике есть выделяют несколько ее типов:

    • Первый тип переходной экономики называется естественным или еще в некоторых экономических документах естественно – эволюционный. Само название типа экономики говорит о том, что он формируется сам по себе под влиянием определенных факторов. Такими факторами могут быть глобальное развитие научно – технического прогресса (скачек в области информационных, инновационных технологий), социальное и культурное развитие общества (повышение качества знаний, умений, навыков, обмен опытом и т.д.), совершенствование законодательной базы и т.п. Естественный тип переходной экономики проходит достаточно спокойно, без лишних проблем для страны, так как к нему страна готовится, как бы заранее осознавая, что плавно перейдет из одной экономической системы в другую;
    • Другой тип переходной экономики – это реформаторский. Он предполагает заранее спланированный правительством сценарий, в основу которого положен переход от одной системы к другой. Реформирование общества, социальной среды, в том числе и экономики страны, начинается в одночасье, то есть все меняется одним днем. Такая переходная экономика сложно адаптируется в обществе, так как подразумевает множество проблем, которые, хоть и были заранее определены, но их разрешение на практике требует множество усилий и времени. Надо отметить, что к такому типу переходной экономики государства готовится за несколько лет, проблемы также пытаются решить прогрессивными методами и способами, и выбирать такой тип нужно только в случае, если общество имеет высокоразвитую структуру и возможности.

    Замечание 1

    Данные типы экономики определяют дальнейшее развитие экономической системы, которую выбрало для себя государство. Какие - то страны подвержены естественным процессам эволюции, а другие, наоборот, используют реформаторские пути.

    Каждая страна, в зависимости от своих ресурсов, возможностей, выбирает для себя путь, но в эру высоких технологий предпочтительнее использовать все, же путь реформ, только необходимо заранее готовится к этому, создавать программы и систематизировать развитие экономических отношений.

    Таким образом, переходная экономика представляет собой время перехода от одной экономической системы к другой. Она имеет ряд особенностей, учитывая которые, можно сделать этот переход менее болезненный. Также есть два типа переходных экономик, предпочтительнее для современного времени использовать реформаторский путь.