Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основные положения теории кейнса. Теория кейнса

Из всех экономических теорий XX века наибольший вклад в экономику США и Западной Европы внесла теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946, Англия). Его работа «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная в 1936 г. произвела подлинную революцию в экономической теории, подвергнув резкой критике теорию неоклассиков .

Непосредственной причиной появления концепции Дж. Кейнса был самый сильный кризис 1929-1933 гг. названный Великой депрессией , который характеризовался огромной безработицей, с одной стороны, и избытком совершенно неиспользуемых мощностей - с другой.

Кризис 1929–1933 гг. обнаружил несоответствие между теориями неоклассиков и реальной действительностью. Неоклассики считали, что капитализм есть саморегулирующаяся система. Помощь государства в регулировании экономики является излишней и, более того, вредной.

Кейнс, проанализировав современную ему капиталистическую экономику, пришел к выводу: эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, капиталистическая экономика не полностью использует возможности производительных и трудовых ресурсов и сотрясается периодическими кризисами.

Основное положение теории Кейнса - признание того, что развите экономики носит цикличный характер , а кризис - явление, органически присущее рыночной экономике, признание неспособности экономики к саморегулированию. Поскольку рыночная экономика не является совершенной и саморегулируемой, то максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Государство должно активно стабилизировать экономику путем увеличения или уменьшения спроса (потребительского и инвестиционного), применяя инструменты как денежно-кредитной политики (в первую очередь - снижение процентной ставки), так и налогово-бюджетной политики (финансирование частных компаний из госбюджета и манипулирование ставкой налога).

Разработанная Кейнсом теория государственного регулирования капиталистической экономики получила название кейнсианства (кейнсианской теории) .

Значение кейнсианской теории заключается в следующем:

  • Кейнс положил начало новому направлению в экономической науке, которое продолжает уточняться и углубляться по сей день. Он перешел в анализе экономических процессов с микроуровня на макроуровень. Его теория - это макроэкономическая теория.
  • Предложен новый подход к регулированию производства и занятости в обществе с помощью государства, показана роль государства как очень активной экономической силы, важнейшего участника и регулятора экономической жизни общества.
  • Дж. Кейнс нашел взаимосвязь между психологией поведения человека и реальными экономическими процессами, обозначил взаимосвязь между склонностью людей к сбережениям и инвестициями в экономику.
  • Теория Дж. Кейнса дала многим государствам конкретные рекомендации по организации экономического процесса, имела прямой выход на практику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм». Формирование неоклассического направления происходило в ходемаржиналистской научной революции . Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Неоклассики полнос­тью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме, Они допускают использование госу­дарства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельнос­ти пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешатель­ства резко сужены - Оно допускается на основе всемерного оживле­ния рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешаю­щих деятельности крупного бизнеса.

"Золотое правило" накопления Э. Фелпса

Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения (накопления), возникла проблема поиска оптимальной нормы накопления.

Исследование ее принадлежит стороннику рассматриваемой концепции Э. Фелпсу.

Э. Фелпс вывел "золотое правило", согласно которому оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления.

Если в исходном состоянии экономика имеет запас капитала больший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа по снижению нормы накопления. Она обусловливает увеличение потребления и снижение инвестиций.

Если же в исходном состоянии экономика имеет запас капитала меньший, чем это соответствует "золотому правилу", необходима программа, направленная на повышение нормы накопления. Эта программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. В результате экономика достигает нового равновесия, но уже как результат определенной регулирующей деятельности. В зависимости от межвременных предпочтений политиков она может оказаться эффективной в коротком или долгом периоде.

Вопрос 41.

Противоположность взглядов неоклассиков и кейнсианцев на проблему макроэкономического равновесия подразумевает дифференцированные подходы к различным типам экономической политики.

Неоклассики придерживаются пассивной экономической политики. Они считают, что государство не должно препятствовать цикличности экономики, разрабатывая антицикличные мероприятия, поскольку именно посредством динамики экономика способна достигнуть равновесия только с помощью одних рыночных механизмов. Основные функции государства заключаются в данном случае в контроле над денежным обращением, поддержании денежного предложения на определенном оптимальном уровне, не грозящем наступлением инфляции, и общем обеспечении устойчивого ценообразования.

Активную политику поддерживают кейнсианцы, полагающие, что она должна ориентироваться не только на текущее развитие экономики, но и на анализ потенциального будущего ее состояния. Активная политика имеет две направленности:

1) слаженность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик, которые призваны поддержать экономическую стабильность в случае отклонения от положения равновесия. Так правительства некоторых стран во времена глубоких кризисов вытягивали экономику;

2) так называемая тонкая настройка подразумевает корректировку номинальных и реальных переменных посредством фискальной и денежной политик. Например, с увеличением доходов граждан автоматически падают налоговые ставки, что позволяет сохранить структуру потребления и совокупного спроса на прежнем уровне.

Увеличение трансфертных платежей в периоды затяжных спадов (пособий по безработице, субсидий и т.д.). Такая мера позволяет сохранить равновесие бюджета отдельного экономического субъекта. В данном случае другие элементы фискальной политики не допускаются. Таким образом, активная политика имеет антицикличную направленность и подразумевает высокую долю участия государства в принятии экономических решений, что позволяет быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и приступить к поиску методов воздействия на экономику.

В любом случае наиболее действенной все же является активная экономическая политика, поскольку цикличность экономики требует быстрого реагирования на экономические изменения.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между "политикой твердого курса" и "свободой действий". Последовательная макроэкономическая политика ("политика твердого курса" или "игра по правилам") предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Ц Б. "Твердый курс" означает, что меры правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных "правил игры".

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика "свободы действий" или "свободы инициативы") означает, что правительство и ЦБ дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо более широкое, чем в контексте дискреционной фискальной политики, о которой шла речь в "Свобода действий" означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика сни жает риск принятия некомпетентных решений.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.

В переходных экономиках, в том числе и в российской, выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования вообще и опыт координации действий правительства и ЦБ, в частности. Во-вторых, объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и ЦБ еще более усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным лицам. В-третьих, не­редко отсутствуют необходимые социальные условия для обеспечения успешно­го антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в России развитой инфраструктуры рынка труда, которая позволила бы вытесненным из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает социально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по методике "шоковой терапии".

Сочетание указанных обстоятельств приводит к преобладанию произвольной макроэкономической политики правительства и ЦБ, которая не способствует укреплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий. Однако, некоторые меры экономической политики, - например, установление валютного коридора - позволяют думать о том, что правительство и ЦБ начинают процесс "обучения" экономических агентов формам рационального поведения. В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, "рациональные" прогнозы будущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор будет принимать экономические решения.

В то же время, на фоне негибкости рынка труда усиливается тенденция к "жесткости" заработной платы и цен, корректировки которых значительно расходятся по времени. Снижение уровня инфляции и стабилизация доли бюджетного дефицита в ВВП России частично достигаются путем "задержек" в выплате заработной платы и накопления отсроченных платежей, а также активного долгового финансирования бюджетных расходов. В этой ситуации эффекты антиинфляционной политики вряд ли могут оказаться долговременными.

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д. Наиболее известные и значимые в макроэкономической теории модели потребления: кейнсианская (Дж. Кейнса), «жизненного цикла» (Ф. Модильяни), постоянного дохода (М. Фридмана), модель меж временного выбора (И.Фишера).

Как же остановить спад? Эта проблема достигла апогея, когда в конце 20-х - начале 30-х и США, Западная Европа, практически весь капиталистический мир, переживали «великую депрессию». Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Падение производства составило десятки процентов. Официальные показатели безработицы в Великобритании не опускались ниже 20%. В Германии они были еще выше. В США без работы оставались 25% и более семь человек из десяти трудоспособных работали, а трое искали работу, стояли в очереди на бирже труда, жили на пособие.

Экономисты не были едины в поисках причин спада. Предлагались различные рецепты выхода из экономического кризиса. Одни искали объяснение в перенасыщенности спроса, другие, напротив, считали, что спрос упал до чрезмерно низкого уровня. Кто-то видел причину в падении капиталовложении, а кто-то в просчетах системы банковского регулирования.

Правящие круги, бизнесмены, специалисты ломали голову над тем, как вывести экономику из длительной депрессии, преодолеть нарастание массовой безработицы. В тот период это была наиболее острая, самая неотложная проблема практики и теории.

Большинство экономистов считали, что безработица вызвана недостаточным потреблением и низким уровнем спроса. В качестве спасительного средства они предлагали использовать общественные работы. Государство должно «запустить экономический двигатель», предоставив людям работу на строительстве дорог и прочее. Затраченные деньги, кроме прямого воздействия на уровень занятости, послужат к созданию других рабочих мест, связанных с производством товаров и услуг для тех, кто уже получил работу. Таким способом экономика сама вытянет себя из застоя.

Однако, эти предложения не получили поддержки у правительств. Именно в тех условиях появилась книга английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил отличное экономическое и математическое образование. В 1929 году Кейнс стал членом Британской академии наук.

Кейнс был не только ученым, но и функционером: главным представителем Британского казначейства на Парижской мирной конференции во время первой мировой войны, заместителем канцлера казначейства, членом совета директоров Английского банка, членом правительственного комитета по финансам и промышленности, экономического консультативного совета, разрабатывал основы послевоенных международных финансовых отношений, которые с некоторыми изменениями были приняты Бреттон-Вудской конференцией, состоявшейся в 1944 году, и привели к созданию Международного Валютного Фонда и Международного Банка реконструкции и развития.

Кейнс был также членом попечительского совета Национальной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и искусств, казначеем Королевского колледжа, возглавлял журналы «Nation» и «New-Statesmen», а также национальное общество по страхованию жизни. Кроме того, он был управляющим инвестиционных компаний, организовал балетную труппу «Комарго», построил художественный театр в Кембридже. Играя на бирже, нажил 2 миллиона долларов. Б. Рассел сказал о нем так: «Интеллект Кейнса отличался такой ясностью и остротой, каких я более не встречал... Мне иногда казалось, что столь большая острота ума не может совмещаться с глубиной. Но я думаю, что эти мои ощущения были неверны».

Свою основную работу Кейнс и задумал, как систематическое обоснование тезиса о необходимости системы общественных работ, правительственных субсидий и займов на жилищное строительство в условиях массовой безработицы. Но Кейнс сделал гораздо больше. В «Общей теории» он показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику. По сути «Общая теория» подводила теоретическую базу под рекомендации тех, кто предлагал для снижения безработицы широко использовать общественные работы, усилить воздействие государства на уровень занятости, стимулирование спроса.

До Кейнса в экономической литературе были распространены взгляды, согласно которым инвестициям отводилась относительно пассивная роль: нужны прежде всею сбережения, которые, дескать, сами неизбежно приведут к инвестициям. Образно говоря, «сбережения - собака, виляющая хвостом инвестиций». Кейнс перевернул прежнюю формулу, отстаивая точку зрения, по которой, скорее всего, «инвестиции - собака, виляющая хвостом сбережений». Иначе, решающую роль призваны играть инвестиции, а сбережениям в большинстве случаев отводится пассивная роль.

Прежде чем подробнее остановиться на аргументации Кейнса, хотелось бы объяснить, в чем причины неизменной популярности Кейнса и его теории. Ведь со времени выхода в свет его основной работы, с 1936 года, прошло более полувека. Существенно изменилась экономическая обстановка, проблемы, стоящие перед экономической наукой. Не остались неизменными методы, инструменты регулирования. Эволюционировали или пересмотрены концепции, на которые они опираются. По-новому сформированы взгляды теоретиков на факторы экономического роста, пути преодоления нестабильности экономики.

Так почему же они считают себя кейнсианцами? И почему теория Кейнса столь популярна? Попытаюсь высказать несколько соображений.

Во-первых, наряду с несомненными различиями между взглядами сегодняшних сторонников кейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х годах, сохраняются общие подходы, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса. Теория Кейнса - это, прежде всего, теория эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория, как было упомянуто выше, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Рыночная экономика сама себя (без участия государства) «вылечить» не может.

Во-вторых, теория Кейнса остается значимой и популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и, как уже я упоминала ранее, принимал активное участие в работе правительственных органов, выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения; редактировал журнал «Economic journal». Авторитет Кейнса, как крупного специалиста и влиятельного экономиста, подкреплял значимость выдвигаемых им рекомендаций.

В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Великие классики прошлого не различали микро- и макроэкономические аспекты экономики.

Однако, поскольку условия процветания отдельной фирмы не тождественны эффективности экономики в целом, то макроэкономический подход не может не отличаться от микроэкономического. Поэтому дальнейшее развитие экономической науки потребовало построения двух разных уровней экономического анализа. Микроэкономический анализ был создан неоклассической экономикой, а вот создание основ краткосрочного макроэкономического анализа выпало на долю Кейнса.

Прежде всего, по его мнению, необходимо решить задачу агрегирования, т. е. представить экономическое поведение в виде функции от небольшого числа основных переменных, количественная характеристика которых требует простых единиц измерения. При макроэкономическом подходе многих ненужных осложнений удастся избежать, если при анализе функционирования экономической системы в целом строго ограничиваться двумя единицами измерения - денежной единицей и единицей труда. Единица труда - это есть один час труда неквалифицированного рабочего.

Кейнс ввел в теоретический обиход экономической науки макроэкономические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа наблюдаемых переменных, а общее равновесие экономики - к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда. Причиной возможной нестабильности экономики он считал колебания в уровне дохода, вызванные неожиданными изменениями объема инвестиций. Последние, если они достигают опасной границы, не могут быть скорректированы только силами рыночной саморегуляции и требуют дополнительного (но не заменяющего рынка) вмешательства государства. Тем самым, Кейнс предложил новую технологию экономического анализа, усовершенствовав не только методы, но и язык экономической теории. Возможно, что самой большой заслугой Кейнса стало создание нового языка

экономической теории. Этот язык имеет дело с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегированных величин, что позволило свести всю экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков: рынка товаров и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг.

С учетом достижений маржиналистов, возник двухэтажный мир микро- и макроэкономической теории, в котором математическое моделирование стало возможным не только на микроуровне, но также и на макроуровне. Первая такая модель появилась уже в 1937 г. - это знаменитая IS/LM-модель Хикса. Ключевым в экономическом поведении Кейнс считал роль предположений. «Когда ждут повышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение еще более усиливается. То же наблюдается когда ожидают падения цен. Относительно слабый предварительный толчок в состоянии вызвать значительное понижение».

Кейнс вводит связанное с ожиданиями понятие предельной эффективности капитала mec . Например, пусть цена предложения капитального имущества -это наименьшая цена, достаточная для того, чтобы побудить производителя к выпуску новой добавочной единицы этого имущества. Тогда предельная эффективность капитала есть отношение ожидаемого дохода от капитального имущества к цене предложения этого имущества. Mec уменьшается, когда увеличивается предложение капитала, и возрастает, когда открываются новые возможности его применения, когда ожидается хорошая экономическая конъюнктура. Mec может принимать отрицательные значения, если ожидаются убытки, а не прибыль. Разновидностью предельной эффективности капитала является предельная эффективность инвестиций (mei ).

Взгляды Кейнса пользовались огромной популярностью до конца 50-х годов, но позже, особенно когда изменились условия функционирования послевоенной экономики, стали подвергаться все большей критике. Однако даже самые ярые его противники открыто признают, что современную экономическую науку нельзя даже представить себе без того, что было привнесено в нее творчеством Джона Мейнарда Кейнса.

Автор «Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов.

1. Государство активно вмешивается в регулирование экономики

2. Государство становится ведущим субъектом экономики, обладающим собственностью

3. В рыночной экономике должно действовать регулирование

4. Государственный план определяет направления экономического и социального развития страны

5. Государство поддерживает «эффективность» спроса

Причины спадов производства и увеличения безработицы Кейнс видел в недостаточности покупательского спроса. Потребители с увеличением дохода увеличивают потребление, но не в той мере, поскольку все большая часть дохода уходит в сбережения. Отсюда возникает недостаточность спроса.

Государство должно стимулировать:

1. Спрос потребителей на предметы потребления

2. Спрос предпринимателей на инвестиционные товары

3. Государственные расходы на экономические и социальные цели

4. Кейнсианская концепция нашла применение в государственной политике многих стран, что принесло им ощутимые результаты. В 50 – начале 70-х годов повысились темпы экономического роста, занятость и уровень жизни разных стран.

НЕОКОНСЕРВАТОРЫ

1. Середина 70-х годов ознаменовалась глубоким мировым экономическим спадом, вызванным совпадением кризиса перепроизводства и спадом большого цикла.

Также существенное повышение цен на мировом рынке на сырье, спровоцировало существенное увеличение темпов роста инфляции издержек.

Кейнсианская теория преодоления цикличности развития экономики с помощью государственного регулирования не оправдала себя. Более того, появилась стагфляция, совмещающая в себе инфляцию и спад производства.

Активировались неоклассики, разбившиеся на два течения:

· Последователи кейнсианства , опирающиеся на основную роль государства в экономике

· Неоконсерваторы , выступившие за невмешательство государства в экономическую деятельность

2. Основные направления неоконсервативной критики кейнсианской теории:

· Кейнс пренебрегал дефицитностью бюджета, если спрос надо было увеличить. погашение дефицита за счет займов и дополнительных эмиссий порождало инфляцию. Кейнс считал, что умеренная инфляция способствует росту спроса.

· Для обеспечения государственных расходов Кейнс вводил большие ставки налогов. Но увеличение налогов снижает стимулы к труду, падает доход и, следовательно, налоговые поступления.

3. Неоконсерваторы разбились на 3 школы , предлагавшие свои методы преодоления стагфляции:

· Монетаризм , поддерживающий количественную теорию денег.

Стагфляция объяснялась большой денежной массой. Объем денежной массы влияет на уровень производства в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – на инфляцию.

Представитель монетаризма Милтон Фридмен признавал систему цен регулятором рыночной экономики, основывавшимся на 3-х функциях цен: инфляционной, стимулирующей и распределительной.

Предлагаемые меры по преодолению инфляции (государство регулирует только денежную массу):

o Ограничение денежной массы

o Недоступность дополнительных эмиссий

o Ограничение социальных выплат

· Теория рациональных ожиданий отвергала государственное регулирование и планирование.

Рынки равновесны, отклонения объясняются недостатком информации. Хозяйственные субъекты оценивают экономическое положение и принимают решения. На правильность решений влияет непредсказуемость действий государства. Причиной цикличного развития экономики являются шоки, основными из которых являются изменения производительности и объема государственных расходов.

· Теория предложения выступает за свободу частного предпринимательства и саморегулируемость рынка. Мерой против стагфляции признавалось снижение налогов на зарплату и прибыль. увеличатся стимулы к труду, повысится доход и, следовательно, налоговые поступления.

Разработанное неоконсерваторами рыночное регулирование экономики опиралось на принцип «эффективного предложения» - поощрение частного предпринимательства.

4. Наиболее последовательно неоконсервативная теория применялась в экономической политике США и Англии в период правления Р. Рейгана и М. Тэтчер, получив соответствующие названия «рейгономики» и «тэтчеризма». Снижение налогов на прибыль и доходы, частичная приватизация государственных предприятий снизили темпы инфляции и дефицит бюджета и увеличили темпы экономического роста. Но и неоконсервативная политика не преодолела цикличность развития экономики (кризис 1979 – 1981 гг.).

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

1. После краха кейнсианской концепции, отстаивающей главную роль государства в регулировании экономики, потерпела неудачу и теория неоконсерваторов, опиравшаяся на саморегулируемость рынка.

Применение чистого государственного или чистого рыночного регулирования экономики показало свою неэффективность и нецелесообразность.

2. Необходимость смешанного регулирования экономически породила неоклассический синтез.

Основой неоклассического синтеза является отрицание существования макроэкономического регулятора, избавляющего экономику от цикличности развития, инфляции и безработицы. Неоклассический синтез подразумевает смешанное управление.

Признается необходимость государственного регулирования для производства общественных благ и для социальной сферы. Рыночное регулирование применяется для производства потребительских товаров.

3. Основными целями смешанного управления является поддержание:

· Эффективности экономики

· Постоянства экономического роста

· Социальной справедливости

Посредством смешанного управления, достигается равновесие совокупного спроса и предложения, являющееся результатом действия и рыночного, и государственного регулирования.

И наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику, построенную на принципах рынка, ее государственного регулирования подтверждается последними исследованиями.

В 2001 г. Нобелевская премия в области экономики присуждена трем американским экономистам – Стиглицу, Акерлофу и Спенсу за исследование по теории рынков с ассиметричной информацией.

Исследование, которое проводилось ими в течение 13 лет, показало, что в условиях абсолютно свободного, стихийного рынка продавец и покупатель поставлены в заведомо неравные условия. Возникает масса проблем, что ведет (при отсутствии государственного вмешательства) к дестабилизации рынка, к кризису.


ВОПРОСЫ:

1. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем она обусловлена?

2. Какую связь вы видите между развитием рынка и НТП?

3. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

4. Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста Олкена: «Больше или меньше государственности – такая постановка проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».

(Подсказка: процесс производства может и должен регулироваться самонастраивающимся экономическим механизмом, государство же должно присматривать за созданием этого механизма, а далее – за его исправностью).

5. Расскажите о:

· Либеральном направлении отношения к государственному регулированию рыночного хозяйства

· Консервативном направлении

· Неоконсервативном направлении

6. Раскройте содержание опыта США по выходу из кризиса 1929 – 1933 гг. на основе государственного регулирования хозяйственной жизни.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЖ. М. КЕЙНСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.. 4

1.1. Кейнсианская революция. 4

1.2. Основные положения кейнсианской теории. 9

1.3. Тенденции в послевоенной эволюции кейнсианства. 17

2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙНСИАНСКОЙ ТЕОРИИ.. 19

2.1. Применение кейнсианских концепций за рубежом.. 19

2.2. Применение кейнсианских концепций в России. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 34


ВВЕДЕНИЕ

Углубление процессов глобализации на рубеже ХХ-ХХI веков вызывает ряд остро дискуссионных проблем, связанных с трансформацией роли и места государства в меняющихся параметрах мировой экономики. Сохранит ли национальное государство суверенитет и реальную возможность влиять на социально-экономические процессы? Как изменятся функции национального государства в рамках «глобальных институций»? Как сложится баланс национального и наднационального регулирования. Эти ключевые проблемы, как и вопросы более частного порядка, требуют тщательного анализа и теоретического обоснования.

Существуют разные оценки формирующихся тенденций. Среди них доминирует точка зрения, что речь идет, в сущности, о новом этапе эволюционного процесса, основанном на использовании новейших информационных технологий и дальнейшей либерализации экономических режимов. В этих условиях представляется правомерным прогнозировать дальнейшую эволюцию роли государства и ее теоретическое обоснование с учетом исторически сложившейся траектории развития научных представлений о роли и функциях государства в социально экономическом развитии.

Важную роль в формировании представления о роли государства в регулировании экономики сыграла теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, а современная парадигма макроэкономического регулирования, опирающаяся на фундаментальные принципы неоклассической теории общего равновесия, обнаруживает тенденцию к интеграции с «новым» кейнсианством и институциональными концепциями.

Целью данной курсовой работы исследование вопросов эволюции кейнсианства и опыта его применения в России и зарубежных странах.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЖ. М. КЕЙНСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Кейнсианская революция

Кейнсианская концепция базируется на идеях одного из крупнейших экономистов ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он произвел революцию в экономической науке своего времени, создав концепцию рыночной экономики как целостной системы.

Имя английского экономиста Дж. Кейнса является одним из самых громких среди экономистов XX века. Ему самому и его теории посвящено огромное количество литературы.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) - выдающийся английский экономист, государственный деятель и публицист. Профессор Кембриджского университета. Основные работы: «Трактат о деньгах» (1930 г.), «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Основоположник одного из наиболее значимых течений экономической жизни ХХ столетия - кейнсианства. Автор теории мультипликатора накопления.

В 1944 г. Кейнс совместно с Гарри Декстером Уайтом разработали Бретен-Вудскую валютную систему. В основе этой системы лежала привязка курса валют стран-участниц системы к доллару США, обеспеченному золотом.

Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие «макроэкономики», которая как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его главной книги «Общая теория занятости, процента и денег». Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но и собственный измеритель - деньги.

Кейнс имеет ряд несомненных и по-настоящему крупных заслуг: во-первых, он открыл новое направление в развитии экономической науки - макроэкономический анализ; во-вторых, он обосновал идею о необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь, а в-третьих, тесно связал экономическую теорию с практикой жизни, предложив практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса и снижения уровня безработицы.

В 20-е годы Кейнс разрабатывает проблему денег (Трактат о денежной реформе (A Tract on Monetary Reform), 1923) и публикует итоги теоретических и практических исследований в Трактате о деньгах (A Treatise on Money, 1930). Совместно с группой молодых экономистов, членов «Кембриджского кружка» (в частности, Ричардом Каном, Остином и Джоан Робинсон, Пьеро Сраффой) он предлагает план анализа ситуации, сложившейся в результате кризиса 1929 г., возложив интеллектуальную ответственность за нее на маржиналистскую теорию. Единственным путем выхода из кризиса могло, по мнению Кейнса, стать доказательство неверности последней. С этой целью в 1936 г. им публикуется Общая теория стоимости, процента и денег.

Не принимая активного участия в становлении того, что стало известно как кейнсианство, Кейнс во время второй мировой войны вновь обращается к проблемам денег. Он предлагает план образования международной денежной системы, Клирингового союза, предполагавший введение международной валюты, обеспечивающей стабильность обменов и запасы наличных денег у стран и сохраняющей возможность проведения национальной денежной политики. Он отстаивает ее от имени британского правительства на конференции в Бреттон Вудсе в 1944 г., выступая против «Белого плана», предложенного США. Несмотря на неудачу, Кейнс, тем не менее, принимает активное участие в создании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). В 1946 г., вскоре после возвращения с одной из конференций, посвященных становлению новой системы, Кейнс умирает от сердечного приступа.

Большая часть экономических работ Кейнса была опубликована по заказу Королевского экономического общества Кембриджским университетом и издательством Макмиллан в тридцати томах Собрания сочинений с 1971 по 1989 годы. Столь значительное наследие невозможно охватить в рамках данной главы. Поэтому мы ограничимся изложением важнейших идей основной работы Кейнса, написанной в 1936 г., Общей теории занятости, процента и денег..

Этот труд был подготовлен Кейнсом в особых условиях. С одной стороны, последствия кризиса 1929 г., особенно устойчивая массовая безработица, поставили под сомнение положение маржинализма о возможности рыночного механизма восстановить полную занятость после выхода из кризиса. С другой стороны, доминирующее направление маржинализма, у истоков которого стояли Альфред Маршалл и Артур Питу, представители Кембриджского университета, подвергалось все более резкой критике в стенах породившего его университета. В своей работе Кейнс использовал как свои знания экономики, полученные на службе в Казначействе и в бизнесе, так и полемику с «Кембриджским кружком».

В результате появилась книга, адресованная одновременно коллегам Кейнса, указывающая на их ошибки, и научной общественности, с целью демонстрации иного видения экономической ситуации в целом. Практические рекомендации и критика теории были приняты большинством и, спустя шестьдесят лет после «маржиналистской революции», появилось понятие «кейнсианской революции». На основе Общей теории, популяризированной Джоном Хиксом и Алвином Хансеном, в течение более чем тридцати лет велось преподавание макроэкономики и осуществлялось конъюнктурное регулирование. На неолиберальной волне восьмидесятых годов престиж этой работы несколько уменьшился, однако она остается в центре большинства дискуссий, касающихся совокупной деятельности, занятости, денег и финансов.

Название работы, Общая теория стоимости, процента и денег, - удачное резюме причинных отношений между перечисленными понятиями. В эпоху, когда недооценка работ Леона Вальраса привела к забвению введенного им понятия общего равновесия, термин «общий» оказался синонимом термина совокупный, относящийся к системе в целом. Кейнса интересовала не основная для маржинализма проблема - распределение ресурсов между отраслями и определение цен благ, а одно из ее следствий - общий уровень использования ресурсов и производства, который, согласно его мнению, в течение длительного времени может находиться ниже своего потенциального уровня.

На первом этапе исследования им была пересмотрена маржиналистская теория занятости. Согласно Кейнсу, уровень общей занятости не определяется взаимодействием на рынке труда его предложения и спроса на труд, предъявляемого предприятиями, а зависит исключительно от решений предпринимателей относительно объемов производства, принимаемых на основе ожидаемого ими и адресованного им спроса на блага. Уровень занятости, следовательно, определяется общим уровнем производства, зависящим от ожидаемого уровня «эффективного спроса».

Совокупный спрос складывается из двух элементов: спроса домашних хозяйств на потребительские блага и спроса предпринимателей на инвестиционные блага. Инвестиции автономны, т.е. их величину определяют ожидания предпринимателей относительно величины предельной эффективности капитала. Чем значительнее инвестиции, тем, в результате действия механизма мультипликации, больше национальный продукт.

Инвестиционная деятельность определяется также нормой процента по займам, осуществляемым предприятиями с целью полного или частичного финансирования своих инвестиций. Чем выше норма процента (и, следовательно, финансовые издержки предприятий), тем ниже уровень совокупных инвестиций, и, следовательно, национальный продукт и занятость. Таким образом, существует причинная (обратная) зависимость между процентом и занятостью.

Последнее утверждение противоречит выводам маржиналистов, которые считали, что норма процента определяется на рынке ссудного капитала при взаимодействии предложения домашними хозяйствами их сбережений и спроса предприятий на инвестиции. Кейнс полагал, что норма процента является платой, требуемой экономическими субъектами за отказ от ликвидности, обеспечиваемой деньгами, и согласие на хранение своих сбережений в форме финансовых активов. «Стремление к ликвидности» - источник спроса на деньги, который, взаимодействуя с предложением денежных властей, определяющих денежную политику, определяет и норму процента.

Чем больше экономических субъектов предпочитает хранить деньги, тем выше норма процента, и, следовательно, ниже уровень занятости. Устойчивый характер безработицы является, таким образом, следствием денежного характера рыночной экономики и не может спонтанным образом измениться.

Кейнс пессимистически оценивал возможности снижения нормы процента путем увеличения предложения денег органами денежного регулирования. В Общей теории он указывает на возможности, путем осуществления государственных инвестиций, довести эффективный спрос до уровня, соответствующего полной занятости в случае, когда объем частных инвестиций недостаточно высок. Денежный подход привел Кейнса к антилиберальным выводам о необходимости государственного вмешательства в работу рыночного механизма путем влияния (через государственные расходы) на уровень совокупных инвестиций (а не на структуру частных инвестиций). Многочисленные последователи Кейнса выступали впоследствии за проведение денежной политики, пока не предпочли метод общей взаимозависимости Вальраса каузальному анализу Общей теории. «Неоклассический синтез» постепенно затмил революционную значимость идей этой работы, что не раз приводило к ее повторному «открытию».

Общая теория основана на детальной критике того, что Кейнс называл «классической теорией». Это понятие обычно используется для обозначения течения, основанного Адамом Смитом, апогеем которого стали работы Давида Рикардо. Хотя Кейнс признавал, что маржиналистская теория ценности, существующая с 1870 г., значительно отличается от рикардианской теории ценности, он относил к классическому направлению и работы основных авторов-маржиналистов. Как мы видели, его интересует макроэкономическая теория, а не теория ценности, в основе которой, как у Рикардо и Стюарта Милля, так и у Маршалла и Питу, лежит «закон Сэя», связующий воедино данную «классическую теорию». Мы, вслед за Кейнсом, рассмотрим ключевые элементы упомянутой теории, а затем основные направления критики и предлагаемые решения.

Основные положения кейнсианской теории

Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Утверждается, что экономика может и быть сбалансированной - то есть может достичь равновесия совокупного объема производства - при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна. Капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе». Более того, нельзя связывать экономические колебания исключительно лишь с внешними факторами, такими, как воины, засуха и другие подобные аномалии. Наоборот, причины безработицы и инфляции кроются в значительной мере в отсутствии полной синхронности в принятии некоторых основных экономических решений, в частности решений о сбережениях и инвестициях. Кроме того, цены на продукцию и заработная плата устойчивы к понижению - значительному снижению цен и заработной платы предшествуют, таким образом, внутренние факторы, которые в дополнение к внешним вносят свой вклад в нестабильность экономики.

Кейнсианцы подкрепляют свои утверждения тем, что отрицают сам механизм, на котором основана классическая платформа, - автоматическое регулирование ставки процента и соотношения цен и заработной платы.

В центр своей теории эффективного спроса Дж. Кейнс поставил исследование зависимостей и пропорций между совокупными народно-хозяйственными величинами: национальным доходом, инвестициями, совокупным спросом и сбережениями. Основную задачу Кейнс видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Он подверг критике закон рынков Ж. Б. Сэя. Несостоятельность этого закона в годы великой депрессии стала очевидной. В противовес Сэю и неоклассикам, считавшим, что проблема спроса (т.е. реализация общественного продукта) решается сама собой, Кейнс поставил ее в центр своих исследований, сделал исходным пунктом макроэкономического анализа. Исходной посылкой теории Кейнса является убеждение, что динамика производства национального дохода и уровень занятости определяются непосредственно не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов.

В теории Кейнса они получили название «эффективный спрос» - сумма потребительских расходов и инвестиций. В своей знаменитой работе «Общая теория занятости процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс основное внимание посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций. Согласно Кейнсу, прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов не существенна. С ростом же доходов предельная склонность к потреблению уменьшается. Такую динамику потребления Кейнс связывал с так называемым основным психологическим законом - уменьшение доли потребления и соответственно увеличение доли сбережений с ростом доходов. Отсюда следует, что при росте дохода доля эффективного спроса, обеспечиваемая личным потреблением, постоянно падает и поэтому расширяющийся объем сбережений должен поглощаться растущим спросом на инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса и, как следствие, роста национального дохода. Для поддержания постоянного роста национального дохода должны увеличиваться капитальные вложения, призванные поглощать все более расширяющийся объем сбережений. Именно инвестиционному компоненту эффективного спроса принадлежит определяющая роль в определении уровня национального дохода и занятости.

Ключевым уравнением кейнсианской теории можно считать следующее равенство:

где GNP - валовый национальный продукт;

С - потребительские расходы;

I - инвестиции.

В теории Д. Кейнса уровень сбережений определяется уровнем дохода, а уровень капиталовложений иными факторами. Поэтому равенство сбережений и инвестиций представляет собой скорее случайность, чем закономерность. По Кейнсу, реальный размер инвестиций зависит от двух величин: ожидаемого дохода от капиталовложений или их предельной эффективности от нормы процента. Предприниматель продолжает процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Следовательно, существующая норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем, при прочих равных условиях, оживленней инвестиционный процесс и наоборот.

Уровень занятости по Кейнсу определяется динамикой эффективного спроса - ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых капитальных вложений Этот фактор, а не предложение ресурсов и изменение их относительных цен обусловливает уровень занятости и национального дохода. Понижение заработной платы влияет на капиталистическую экономику через независимые переменные: предельную склонность к потреблению и предельную эффективность капитала. Поэтому Кейнс был противником снижения заработной платы.

В масштабе же народного хозяйства снижение заработной платы уменьшит размеры потребительского спроса, что приведет к сокращению производства и инвестиций, вызывая дальнейшее уменьшение совокупного спроса вследствие уменьшения заработной платы и повышения безработицы. За счет выталкивания в ряды безработных какой-то части экономически активного населения в системе восстанавливается равновесие. Следовательно, в теории Кейнса оказывается возможно достижение общего равновесия при неполной занятости. Кейнс доказал, что возможность длительной безработицы существует в самой системе. Он выделяет, помимо добровольной и фрикционной безработицы, еще так называемую, вынужденную безработицу. Реальная зарплата зависит от спроса на труд, но поскольку он ограничен, существуют безработные. В тезисе о вынужденной безработице Кейнс в очередной раз связал объем занятости с объемом совокупного спроса. Далее, Кейнс утверждает, что денежная (номинальная) заработная плата не участвует ни в регулировании рынка труда, ни в процессе достижения макроэкономического равновесия. Кейнс отметил, что под влиянием профсоюзов и других социальных факторов денежная заработная плата вообще не может снижаться.

Итак, в теории Кейнса снижение заработной платы является фактором уменьшения совокупного спроса, в том числе и такой ее составляющей, как инвестиционный спрос. В его модели экономического развития именно размеры эффективного спроса определяют уровень и темпы роста валового национального продукта.

Согласно теории Кейнса основой экономического роста является эффективный спрос, главным элементом экономической политики является его стимулирование, а средством - активная фискальная политика государства, направленная на стимулирование инвестиций и поддержание высокого уровня потребительского спроса за счет государственных расходов. Следствиями такой политики являются дефицит бюджета и рост денежной массы в экономике. Увеличение денежной массы в обращении будет приводить к инфляционному росту цен в той же пропорции только в условиях полной занятости. В условиях же неполной занятости рост денежной массы будет приводить к увеличению степени использования ресурсов. Чем дальше от состояния полной занятости находится экономика, тем в большей степени увеличение денежной массы будет сказываться на росте производства и занятости, а не на росте цен. Рост денежной массы, инфляция, по мнению Кейнса, являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильное повышение уровня национального дохода. В работе Дж. Кейнса заложены основы инфляции издержек, т.е. роста цен, связанного с увеличением заработной платы.

Кейнс полагал, что первоочередными задачами государства являются увеличение эффективного спроса и снижение остроты проблемы реализации продукта. Решающими факторами эффективного спроса Кейнс считал инвестиции. Он уделял их стимулированию первостепенное значение.

Кейнс в своих работах рекомендует два основных метода увеличения инвестиций: денежно-кредитную и бюджетную. Бюджетная предполагает активное финансирование, кредитование из госбюджета частных предпринимателей. Такую политику он называл социализацией инвестиций. С целью оживления экономической конъюнктуры Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые бы играли роль запускающего механизм мультипликатора. В условиях депрессии частные инвестиции резко сокращаются, поэтому государство должно взять на себя решение о стимулировании инвестиций. Главным критерием успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, является увеличение платежеспособного спроса. Государственные расходы на непроизводительные цели предпочтительнее, так как они не сопровождаются ростом предложения товаров, а мультипликационный эффект будет обеспечен. Потребление, как канал подкачки эффективного спроса, имеет в практических рекомендациях характер подчинения.

Джон Кейнс фактически утверждает допустимость инфляции, ибо считает ее меньшим злом, чем безработица.

Кейнс считал необходимым пересмотреть отношение государства к внешнеэкономической политике.

Сущность его экономических воззрений заключается в отказе от ряда аксиом, общепринятых в неоклассической школе и именно в этом проявляется сущность «кейнсианской революции». К этим аксиомам он относит:

· тезис об автоматическом установлении равновесия спроса и предложения;

· взгляды на национальный доход как величину постоянную при данном экономическом потенциале;

· убеждение о нейтральном характере денег по отношению к экономическим процессам. Дж. Кейнс выразил несогласие со всеми указанными тезисами. В отличие от представителей классического и неоклассического направлений, которые сосредоточили свое внимание на потенциальных факторах экономического роста, лежащих на стороне предложения, Дж. Кейнс сделал акцент на факторах экономического роста, лежащих на стороне спроса, разрушив представление об автоматическом достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

В кейнсианской теории уровень процентной ставки тесно связан с величиной денежного спроса, которая, в свою очередь, складывается из двух компонентов. Первый - так называемый трансакционный спрос, то есть спрос на деньги: если растут доходы, то увеличивается и число сделок. И второй компонент - так называемый спекулятивный спрос, рождаемый состоянием риска и неопределенности на финансовых рынках. Этот последний вид спроса крайне капризен и неустойчив. Поэтому с ним связано стремление сохранять наличные деньги - склонность к ликвидности. Эта склонность, по Кейнсу, и воздействует на уровень процентной ставки, определяя ее колебания: чем больше стремление хранить денежную наличность, тем выше процентная ставка. И наоборот, чем слабее склонность к ликвидности, тем ниже процентная ставка, тем сильнее стимулы для инвестирования.

Кейнс отмечает, что в нормальных обстоятельствах количество денег, требуемое для того, чтобы удовлетворить мотивы обращения и предосторожности, зависит главным образом от общей активности экономической системы и от уровня денежного дохода. Но именно посредством воздействия на спекулятивный мотив управление денежной системой (а при отсутствии такого управления - случайные изменения количества денег) приводит к желаемым экономическим результатам. Спрос на деньги, отвечающий остальным мотивам, обычно не реагирует на какие бы то ни было воздействия, за исключением случаев действительных изменений уровня общей экономической активности и величины дохода. В то же время опыт показывает, что совокупный спрос на деньги, отвечающий спекулятивному мотиву, обычно гибко реагирует на постепенные изменения нормы процента, т.е. существует непрерывная кривая, связывающая изменение спроса на деньги по спекулятивным соображениям и изменение нормы процента, задаваемые изменениями цен облигаций и долговых обязательств разных сроков.

В самом деле, если бы это было не так, то «операции на открытом рынке» были бы неосуществимы. Кейнс утверждает, что опыт подтверждает наличие такой постоянной связи, потому что при нормальных обстоятельствах банковская система фактически всегда в состоянии купить (или продать) облигации в обмен на наличные деньги, предложив на рынке умеренную прибавку (или уступку) в цене. И чем больше количество наличных денег, которое банки стремятся создать (или изъять) посредством покупок (или продаж) облигаций и долговых обязательств, тем в большей степени должна упасть (или возрасти) норма процента. Однако там, где операции на открытом рынке свелись к покупке лишь краткосрочных ценных бумаг (как в Соединенных Штатах в 1933-1934 гг.), их возможный эффект, разумеется, ограничен в основном краткосрочной нормой процента и слабо сказывается на долгосрочной норме процента, имеющей гораздо большее значение.

Рассматривая спекулятивный мотив, очень важно, однако, проводить различие между изменениями нормы процента, которые вызваны изменениями в предложении денег для удовлетворения спекулятивного мотива (без каких-либо изменений в функции ликвидности), и изменениями, которые в первую очередь связаны с изменениями в предположениях, затрагивающих саму функцию ликвидности.

Операции на открытом рынке могут влиять на норму процента по обоим каналам, поскольку они могут не только изменить количество денег, но и послужить поводом к изменению предположений, касающихся будущей политики центрального банка или правительства. Изменения в самой функции ликвидности, вызванные появлением новостей, которые побуждают к пересмотру предположений, зачастую носят скачкообразный характер и потому дают импульсы к столь же скачкообразным изменениям нормы процента. Вероятность роста активности на рынке облигаций возникает лишь в той мере, в какой появление новостей по-разному интерпретируется различными людьми или по-разному затронет индивидуальные интересы. Если новости оказывают совершенно одинаковое влияние на суждения и запросы каждого, то норма процента (как она отражается в цене облигаций и долговых обязательств) приспособится к новой ситуации без малейшей необходимости рыночных сделок купли-продажи.

Каждой конкретной совокупности обстоятельств и предположений соответствует своя определенная норма процента, и ни перед кем не возникнет вопрос о каком-либо изменении своего обычного запаса наличных денег.

Норма процента, по Кейнсу, - в значительной степени психологический феномен. Норма процента не может находиться в равновесии на уровне ниже того, какой соответствует полной занятости, потому что при таком уровне возникло бы состояние подлинной инфляции, в результате чего M1 поглощало бы все новые и новые увеличения денежной наличности. Но при уровне выше той нормы, которая соответствует полной занятости, рыночная ставка процента по долгосрочным долгам зависит не только от текущей политики органов, регулирующих денежное обращение, но также и от господствующих на рынке предположений относительно их будущей политики. Норма процента по краткосрочным займам легко контролируется этими органами и потому, что нетрудно создать убеждение, что их политика не подвергнется большим изменениям в самом ближайшем будущем, и потому, что возможный убыток мал по сравнению с текущей выгодой (если только она не приближается к крайне малой величине). Но долгосрочная норма процента может оказаться более неподатливой, стоит ей только упасть до уровня, который в типичном мнении выглядит как «ненадежный» на основании прошлого опыта и нынешних предположений относительно будущей денежной политики. Кейнс отмечал, что в стране, привязанной к международной системе золотого стандарта, на норму процента, меньшую, чем где-либо в другом месте, будут смотреть с законным недоверием; однако внутренняя норма процента, подтянутая до паритета с наивысшей нормой (наивысшей с поправкой на риск), существующей в странах, принадлежащих к международной системе, может быть много выше, чем это совместимо с полной занятостью внутри первой страны.


Похожая информация.


Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи сты этого направления являются сторонниками рыночной эко номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи рует и направляет преимущественно рынок - механизм сво бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике. "Провалырынка". Кейнс и его последователи создали строй ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий ного рыночного механизма и причин государственного вмеша тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша тельства; в) определение направлений, форм и методов госу дарственного регулирования экономики. Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных ин ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле мы и что рыночная система не имеет минусов. Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква-лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци альной справедливости. К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды. Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не устойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд ших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон кретные формы и методы государственной экономической по литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак тике государственного регулирования экономики получили те ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк турным) регулирования и экономического роста. Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное на-правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Ос новными ее инструментами являются государственный бюд жет, налоговая политика, регулирование нормы процента. В условиях экономического спада предлагается стимулиро вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы сить как производственный, так и потребительский спрос Такова система государственных мер, стимулирующих рас ширение производства в условиях спада. В периоды же начина ющегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предла гаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства. Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис пользовались правительствами всех развитых капиталистичес ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве стиций. Из методов регулирования решающее значение прида ется государственным расходам, расширение которых обеспе чивается в определенной степени дефицитным финансирова нием. Основная цель роста государственных расходов - увели чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе ний. Важнейшие направления государственных расходов, со гласно этой концепции, - научные исследования, производст венная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание). И теории роста, и антициклическое регулирование экономи ки отводят главную роль государственному воздействию на инве стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди намике национального дохода, занятости и потребления. Меха низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз никает цепная реакция, в результате которой происходит воз растание национального дохода, обеспечивается полная заня тость ресурсов труда и капитала. Использование кейнсианских концепций в практике госу-дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, по правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви-детельством тому был мировой экономический кризис середи ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те орией задачи - ликвидировать "вредные" для общества по следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без работицей, и неравенством, и другими нежелательными по следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по литики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму лирование экономического роста, социальная политика, обес-печение социальной справедливости в распределении.

Еще по теме 2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика:

  1. 20.5. Спрос на деньги. Монетаристская и кейнсианская теории спроса. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Психологические мотивы хранения сбережений в денежной форме