Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основание для переоценки имущества в сторону уменьшения. Переоценка основных средств (проводки)

Изменение стоимости активов хозяйствующих субъектов, учет которых является одной из задач современного бухгалтерского учета, обусловлено инфляционными процессами и другими атрибутами рыночной экономики. Методы проведения оценки имущества, исследование теоретических и прикладных проблем, связанных с оценкой бизнеса в целом, занимают в настоящее время одно из центральных мест не только в бухгалтерском учете, но и в оценочной деятельности. Однако в отличие от оценки бизнеса данные проблемы в бухгалтерском учете необходимо рассматривать в комплексе с проблемами отражения операций по переоценке на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Основной целью переоценки основных средств в учете является определение их восстановительной стоимости, обусловленной необходимостью формирования источника воспроизводства основных средств, исходя из потребностей и уровня цен на подобные объекты применительно к условиям рынка на данный момент времени, достоверностью определения показателей себестоимости, прибыли и коэффициентов, характеризующих эффективность использования основных средств.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) коммерческая организация может не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) производить переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При изменении первоначальной стоимости основных средств в результате их дооценки увеличиваются суммы накопленной амортизации и амортизационных отчислений в последующих отчетных периодах. При принятии решения о переоценке основных средств организации следует учитывать, что в последующем они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Результаты переоценки учитываются при формировании показателей бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

В российской практике до 2002 г. текущая (восстановительная) стоимость (с учетом переоценки) основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения принималась одинаковой.

С введением гл. 25 "налог на прибыль организаций" НК РФ установлены разные правила включения сумм переоценки в стоимость основных средств для целей налогообложения в зависимости от даты проведения переоценки (ст. 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества"):

1) сумма переоценки основных средств, осуществленной по решению налогоплательщика по состоянию на 01.01.2002 и отраженной в бухгалтерском учете налогоплательщиком после 01.01.2002, принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30% от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2001. При этом величина переоценки по состоянию на 01.01.2002, отраженной налогоплательщиком в 2002 г., не признается его доходом (расходом) для целей налогообложения. В аналогичном порядке принимается соответствующая переоценка сумм амортизации;

2) суммы переоценок объектов основных средств, проведенных в последующих отчетных (налоговых) периодах, не признаются доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимаются при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и начислении амортизации.

Весомой причиной отказа многих экономических субъектов от проведения переоценки является то обстоятельство, что результаты переоценки не учитываются в целях налогообложения прибыли. При отражении результатов переоценки возникают разницы в бухгалтерском и налоговом учете, методика учета которых является довольно сложным и трудоемким процессом, требующим значительных затрат рабочего времени бухгалтеров, а также определенного уровня профессиональных знаний. Возникающие разницы отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В случае превышения фактических расходов по данным бухгалтерского учета над расходами, признанными в налоговом учете, по которым предусмотрены ограничения, возникают постоянные разницы и постоянное налоговое обязательство.

Сумма постоянного налогового обязательства определяется как произведение постоянной разницы и ставки налога на прибыль (24%). В бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство отражается следующими записями:

Дебет 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство"

Кредит 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам".

Опыт последних лет показал, что переоценка может быть весьма эффективным инструментом решения целого ряда вопросов, а именно:

Учета интересов акционеров (участников) хозяйственных обществ и самих обществ как субъектов экономических отношений;

Формирования увеличенных уставных капиталов;

Учета интересов хозяйствующих субъектов в условиях государственного регулирования отдельных видов цен и тарифов.

Интересы предприятий (как хозяйствующих субъектов) и интересы акционеров (участников), в основном, не совпадают. Акционеры (участники) заинтересованы в максимально возможной величине дивидендов, тогда как предприятие заинтересовано в максимальной величине оборотных средств и средств, направляемых на модернизацию производства и на оплату труда, причем общие экономические показатели деятельности предприятий определяются по данным бухгалтерского учета.

В условиях, когда налоговый и бухгалтерский учет амортизации ОС (в силу положений ст. 257 НК РФ) не совпадают, акционеры могут получить относительно больший размер дивидендов при сближении налоговой и бухгалтерской стоимости основных средств, но сами предприятия могут оказаться финансово "обескровленными". Именно за счет переоценки удается найти сбалансированное решение, удовлетворяющее интересы акционеров (участников) и предприятий как хозяйствующих субъектов.

Переоценка основных средств в российском учете производится с учетом начисленной на дату переоценки амортизации, т.е. переоцениваются как суммы, учтенные на счете 01 "Основные средства", так и суммы, учтенные на счете 02 "Амортизация основных средств". В результате переоценки фактически переоценивается остаточная стоимость основных средств, которая может быть дооценена (увеличена) или уценена (уменьшена) по сравнению с оценкой на дату переоценки.

Результаты переоценки основных средств по российским правилам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от того, проводилась ли ранее переоценка объекта основного средства или эта переоценка производится впервые.

Так, если проводится первая переоценка, в результате которой производится дооценка объекта основного средства или увеличение его стоимости, то сумма дооценки отражается по дебету счета 01 "Основные средства" кредиту счета 83 "Добавочный капитал". Доначисление сумм амортизации по объекту переоценки оформляется бухгалтерской записью: дебет счета 83 "Добавочный капитал" кредит счета 02 "Амортизация основных средств". В результате прирост стоимости основных средств от переоценки отражается как сальдо одноименного субсчета, открываемого при этом к счету 83 "Добавочный капитал". Если результатом первой переоценки является уценка объектов основных средств, то сумма уценки показывается по корреспонденции: дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" кредит счета 01 "Основные средства" с одновременной корректировкой сумм начисленной амортизации по кредиту этого счета и по дебету счета 02 "Амортизация основных средств".

Отражение результатов последующих переоценок зависит от того, как была отражена ранее произведенная переоценка. Например, если в результате второй переоценки стоимость объектов основных средств увеличивается, как и при первой переоценке, то эти операции отражаются на увеличении добавочного капитала с одновременным оформлением записей по доначислению сумм амортизации по переоцененным объектам основных средств. Если в результате второй переоценки произведена уценка, то оформляются следующие проводки:

1) Д-т сч. 83 "Добавочный капитал" К-т сч. 01"Основные средства" - на сумму уценки в пределах предыдущей дооценки основных средств;

2) Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" К-т сч. 01 "Основные средства" - на сумму превышения последующей уценки над предыдущей уценкой.

В случае если в результате второй переоценки вновь производится уценка основных средств, то ее результаты также списываются, как и в первом случае, в дебет счета 84 в корреспонденции со счетом 01 - на сумму уценки с одновременной корректировкой суммы амортизации по кредиту указанного счета и дебету счета 02. Если в результате второй переоценки происходит увеличение стоимости объекта переоценки, то вначале производится списание сумм, отраженных ранее на счете 84, затем на счете 83 показывается превышение последующей дооценки над суммой предыдущей уценкой как увеличение добавочного капитала.

Порядок отражения в учете последующих переоценок (третьей, четвертой и т.д.) производится таким же образом в зависимости от отражения на счетах бухгалтерского учета сумм ранее произведенных переоценок.

Таким образом, в российском учете возможны два варианта отражения на счетах бухгалтерского учета результатов переоценки основных средств: на счете добавочного капитала и на счете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Анализ приведенных бухгалтерских проводок по оформлению результатов переоценки позволяет сделать вывод о том, что на счете 83 "Добавочный капитал" эти результаты отражаются в следующих случаях:

1) при дооценке основных средств по результатам первой переоценки;

2) при дооценке основных средств по результатам последующей переоценки, но при условии, что предыдущая уценка объектов основных средств не отражалась на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

3) при уценке основных средств, но при условии, что в предыдущем отчетном периоде был сформирован добавочный капитал за счет дооценки основных средств.

Результаты переоценки отражаются на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":

1) если основные средства уценены при проведенной первой переоценке объектов основных средств;

2) если основные средства уценены, но по результатам предыдущих переоценок не сформирован добавочный капитал за счет дооценки объектов основных средств;

3) если основные средства дооценены, но по результатам предыдущих переоценок была произведена уценка объектов основных средств, которая отражена на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Налоговые последствия переоценки

Напрямую переоценка влияет только на налог на имущество. Напомним, что Налоговый кодекс для этого налога признает показатели бухгалтерского учета. Согласно ст. 374 Налогового кодекса для российских организаций объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Под порядком ведения понимается ПБУ 6/01.

Пунктом 15 ПБУ 6/01 установлено, что коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Отдельно следует отметить, что результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно, не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

В Налоговом кодексе п. 4 ст. 376 установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Данная норма Налогового кодекса породила ряд коллизий:

1) если предприятие произвело переоценку основных средств, то результаты переоценки "не видны" в годовой отчетности, т.е. бухгалтерская отчетность (за налоговый период) как единственный источник сведений для контроля начисления налога на имущество не может содержать результатов переоценки;

2) если же следовать нормам уже упомянутой ст. 376 в ее взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 Налогового кодекса, то при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Таким образом, прямое прочтение норм гл. 30 Налогового кодекса обязывает предприятие для целей исчисления налоговой базы за истекший налоговый период применять показатели, которые войдут в учет только в следующем периоде. Именно так трактует ситуацию Минфин России в своем Письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69.

Однако, на наш взгляд, это положение более чем спорно. Как мы уже указали, переоценки производились и раньше. Правительством был принят порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество предприятий, согласно которому результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января налогового периода по данному налогу не учитывались при исчислении налога на имущество предприятий за предыдущий налоговый период. Интересно, что Минфин в уже упомянутом Письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69 утверждает, что правила учета переоценки, регулировавшиеся, в частности, Постановлениями Правительства РФ от 25.11.1995 N 1148 "О переоценке основных фондов" (п. 7), от 07.12.1996 N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" (п. 5), применялись до признания утратившим силу Закона "О налоге на имущество предприятий". Однако это утверждение ничем не подкреплено. Все эти Постановления считаются действующими в полном объеме и сейчас.

Больше того, в иных разъяснениях, касающихся налогообложения имущества (основных средств, прошедших переоценку), Минфин придерживается прямо противоположной точки зрения (см., например, Письмо от 19.05.2004 N 04-05-06/57).

Отдельную позицию занимают кредитные организации. Напомним, что правила бухгалтерского учета для них устанавливает ЦБ РФ. В частности, Приложением N 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 05.12.2002 N 205-П предусмотрено, что результаты переоценки основных средств на 1 января отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете оборотами за январь. При невозможности отражения в этот срок в силу определенных причин крайний срок для отражения переоценки - последний рабочий день марта отчетного года. При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной переоценки (п. 2.8.5).

Это означает, что банки, проведшие переоценку своих основных средств, в отличие от хозяйственных обществ, включают результаты переоценки в обороты следующего года и избавлены от необходимости уплачивать налог на имущество за истекший налоговый период с учетом переоценки.

Все это вместе взятое показывает, что формулировки гл. 30 Налогового кодекса содержат элементы неопределенности. И сам Минфин в упомянутом выше Письме от 22.03.2006 N 03-06-01-04/69 с этим, по сути, соглашается. Специалисты отмечают, учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов ОС подлежат отражению в бухучете обособленно и не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего расчетного года, но принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года, вопрос об уточнении порядка определения среднегодовой стоимости имущества заслуживает внимания и требует законодательного урегулирования.

Стоит отметить, что пунктом 46 ст. 1 Федерального закона N 216-ФЗ в п. 4 ст. 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Предусмотренный п. 4 ст. 376 Кодекса новый порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества установлен для определения налоговой базы за налоговый период.

Положения п. 46 ст. 1 Федерального закона N 216-ФЗ, опубликованного в "Российской газете" 01.08.2007, вступают в силу с 1 января 2008 г. и, следовательно, распространяются на следующий за 2007 г. налоговый период, т.е. на 2008 г. и последующие налоговые периоды.

В заключение сделаем несколько выводов:

1. Действующее законодательство содержит неопределенность, касающуюся результатов учета переоценки основных средств для целей исчисления налога на имущество. С 01.01.08г. данная неопределенность в законодательстве устранена.

2. Налогоплательщики (хозяйствующие субъекты, кредитные организации и бюджетные организации) фактически поставлены в неравные условия по налогообложению налогом на имущество по результатам переоценки.

3. В результате переоценки образуются разницы между показателями бухгалтерского и налогового учета. Возникающие разницы отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Эти разницы должны быть учтены как постоянные с формированием ПНО или ПНА.

Раздел 1. Переоценка основных фондов.

Раздел 2. Переоценка основных средств.

Раздел 3. Переоценка основных фондов в Российской Федерации.

Раздел 4. Переоценка продукта.

Переоценка - это изменение суммы оценки, новая оценка стоимости товаров, основных средств, имущества, изменение нарицательной стоимости вкладов в связи с материальным и моральным износом, инфляцией, подвижностью цен .

Переоценка основных фондов

переоценка основных фондов - регулярно проводимая переоценка основных фондов с целью приведения их фактически сложившейся стоимости к ее реальному рыночному уровню. Неравномерная рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, исходной стоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции.

На практике переоценка основных фондов часто воспринимается как сугубо механическая, бухгалтерская процедура. В действительности же переоценка основных фондов самым непосредственным образом выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, служит интересам предприятий и организаций любых форм собственности. Поэтому целью переоценки основных фондов является определение рыночной стоимости основных фондов и создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. В советский переоценки основных фондов проводились крайне редко (за семь десятилетий всего несколько раз), обычно через год-два после реформы оптовых цен. С начала 90-х гг. Переоценка основных фондов осуществляется систематически (ежегодно) с большим или меньшим размахом. Переоценка основных фондов проводится по состоянию на 1 января соответствующего года.

Основанием для проведения переоценки основных фондов обычно служат постановления Правительства РФ , во исполнение которых соответствующими министерствами и ведомствами РФ (Госкомстат РФ, мин фин РФ и др.) принимаются нормативные документы, конкретизирующие порядок переоценки основных фондов, выпускаются специальные письма, разъясняющие отдельные вопросы переоценки основных фондов.

Предметом переоценки основных фондов являются: здания, сооружения, рабочие силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, другие виды основных фондов, которые действуют, находятся на консервации, в резерве, подготовлены к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также объекты, которые не завершены строительством, оборудование, предназначенное к установке.

При переоценке основных фондов определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, т. е. Стоимость новых аналогичных объектов по рыночным ценам и тарифам на дату переоценки основных фондов, включая на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, а для подученных по импорту - включая таможенные платежи и т. д. Предприятия и компании имеют право самостоятельно определять метод переоценки основных фондов. Таких методов два.

1. Метод прямой оценки состоит в пересчете стоимости отдельных элементов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым (на 1 января соответствующего года). Для подтверждения используемых цен могут быть привлечены: данные оценок на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и др.; сведения об уровне цен, опубликованные СМИ и в специальной литературе; экспертные заключения.

2. Метод индексной оценки состоит в индексации отдельных объектов основных фондов с применением индивидуальных индексов стоимости основных фондов. Индексы сообщаются органам исполнительной власти письмами Госкомстата РФ и публикуются в СМИ.

Переоценка основных средств

14 августа 1992 года Правительство Российской Федерации приняло первое постановление № 595 «О переоценке основных фондов (средств) в России», в соответствии с которым все фирмы , независимо от форм собственности, были обязаны провести переоценку своих основных средств по состоянию на 01.07.92 для приведения балансовой стоимости основных фондов (средств) в соответствие с действующими ценами и условиями их воспроизводства.

Переоценка основных средств проводилась в соответствии с коэффициентами переоценки, разработанными Госкомстатом Российской Федерации в централизованном порядке. После этого обязательные переоценки проводились (по постановлениям правительства) по состоянию на 01.01.94, на 0101.95, на 01.01.96 и на01.01.97.

Согласно постановлению Правительства России от 07.12.96 № 442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» переоценке подлежали все основные средства, а также оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, принадлежащие компании посостоянию на 01.01.97.

В соответствии с данным постановлением был принят Порядок проведенияпереоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденный Госкомстатом Российской Федерации, Минэкономики Российской Федерации и Минфином Российской Федерации 18.02.97 № ВД-1-24/336 (далее Порядок проведения переоценки).

В соответствии с Порядком проведения переоценки все основные средства, принадлежащие фирмы на праве собственности, находящиеся в ее хозяйственном ведении либо оперативном управлении, долгосрочной ренте с правом выкупа, оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, должны были быть переоценены по их восстановительной стоимости.

Под восстановительной стоимостью объектов основных средств согласно п. 1.3 Порядка проведения переоценки понимается полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, ими владеющая, если бы она должна была полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая расхода на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов - также таможенные платежи и т.д.

Согласно п.1.5 Порядка проведения переоценки она должна была осуществляться либо методом прямой оценки - путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившимся на 01.01.97, либо индексным методом - путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и других основных фондов, по регионам, периодам изготовления, приобретения

переоценка основных фондов в Российской Федерации

Бухгалтерский и статистический учет основных фондов предполагает отражение полной балансовой стоимости и остаточной балансовой стоимости. Полная балансовая стоимость учитывается в ценах приобретения данных объектов. Поскольку однотипные объекты могут быть приобретены в разное время, по разным ценам (особенно в связи с инфляцией), на балансе между переоценками фактически учитываются основные фонды в смешанной оценке. Для перехода к сопоставимой оценке проводятся переоценки основных фондов.

Задачей переоценки основных фондов является определение реальной стоимости основных фондов, в той мере, в какой это возможно на современном этапе становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу .

Переоценка основных фондов являются частью общегосударственного мероприятия по установлению стоимостного выражения имущества предприятия .

В условиях административно - командной системы и отсутствия рынка искажалась стоимостная общественная оценка основных фондов и преобладал не эквивалентный обмен. В результате происходило принудительное и произвольное перераспределение выгодой между хозяйственными субъектами и деформировались отношения собственности. Такая деформация отношений собственности, заложенная в первоначальной стоимости основных фондов, постоянно воспроизводилась и накапливалась через амортизацию. Сохранилась она и до сих пор. Исходная стоимость основных фондов, сформированная в таких условиях, не реальная оценка собственности, а условная. Это касается основных фондов не только государственной, но и не государственной форм собственности.

Усиливает искажение цен и деформацию отношений собственности, поскольку не эквивалентный обмен принимает невиданные масштабы, углубляется разрыв в оценке основных и оборотных фондов предприятия. Единовременная переоценка основных фондов в определенной мере позволяет устранить эту деформацию и решить ряд первоочередных задач в экономике:

Каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении. Для субъектов всех форм собственности это крайне важно, чтобы объективно оценить свой уставной и производственный потенциал, обеспечить гарантии в экономических отношениях со своими партнерами, банками, инвесторами и т.д.

Выравнивается оценка как основных, так и оборотных фондов, а новый масштаб цен становится всеобъемлющим. Это необходимое условие формирования рынка товаров, фондов, кредита, жилья и т.д. Без единовременной оценки переход к новому масштабу цен невозможен. Поскольку нет широкого оборота фондов и рынка акций, не срабатывает рыночный механизм оценки.


Следует отметить, что если в государственном и негосударственном секторах будут действовать цены разного масштаба, то нельзя создать полноценный рынок акций , а отношения собственности будут деформированы.

Неодинаковый уровень цен на основные фонды субъектов различных форм собственности приведет к деформации формирующегося фондовой биржи , т.н. в оборот будут поступать ценные бумаги с несопоставимым фондовым наполнением, с недостоверной номинальной стоимостью. При этом курс ценных бумаг окажется искаженным, что дезориентирует как собственников - эмитентов, так и собственников - инвесторов.

Процесс воспроизводства основных фондов в государственном и негосударственном секторах приобретает реальное экономическое значение. У собственника, не осуществившего переоценку, стоимость основных фондов будет во много раз занижена против восстановительной, во столько же раз будут занижены амортизационные отчисления на полное восстановление, и на капитальный ремонт.

Становится возможным объективно оценить амортизационную составляющую в структуре рыночной цены и соответственно обеспечить эквивалентность обмена между субъектами хозяйствования. Уровень оценки основных фондов через амортизацию непосредственно влияет на затраты производства и на цену продажи продукта . Рыночная продукта формируется на базе затрат производства товаропроизводителей, выпускающих основную массу продукции.

Следовательно, уровень оценки основных фондов и расходов производства этих субъектов хозяйствования будет определять рыночную цену продукта. Для субъектов собственности структура рыночной цены в зависимости от уровня оценки основных фондов приведет к различным экономическим последствиям.

Если преобладающая масса данного продукта выпускается на предприятии, на котором основные фонды переоценены, то рыночная цена продукта формируется на базе затрат производства данной группы производителей. Субъекты хозяйствования, не проведшие переоценку основных фондов, будут иметь дополнительную , равную разности между величиной износа , фактически начисленной, и той, которая была бы начислена при переоценке основных фондов. В случае, когда на рынке преобладает продукция субъектов собственности, которые не провели переоценку основных фондов, рыночная цена окажется меньше на сумму, равную не начисленной износа. При той же цене прибыль предприятий, проведших переоценку основных фондов, будет меньше на разницу в сумме износа на основные фонды по старым и новым ценам. Не исключено, что затраты производства данной группы субъектов окажутся выше цены продажи продукта, их конкурентоспособность снизится, различные субъекты собственности будут поставлены в разные экономические условия получения и присвоения прибыли.

Рассмотренный вопрос имеет и обратную сторону. Завышенная прибыль фактически включает в себя недоначисленную амортизацию, в результате под налогообложение попадает не только собственно , но и «не произведенные» амортизационные отчисления, часть которых изымается в . Подрываются возможности нормального хода индивидуального роспроизводственного процесса, ограничивается инвестиционная база предприятия.

В соответствие с постановлением Правительства «О переоценке основных фондов» определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и компании при их продажи на аукционе и по аукциону осуществляются без учета переоценки основных фондов. Принятый подход нереализуем на практике, а попытки его осуществить на деле приведут к серьезным осложнениям между субъектами собственности.

Прежде всего, необходимо оценить правомерность распродажи государственной собственности, но по цене без переоценки основных фондов, да еще и по остаточной стоимости. Эта цена как отмечалось ранее - величина условная. По такой цене имущества льготные акции распространяются не только среди своих работников, но и происходит продажа остальных акций на тех же условиях. Продажа акций на приватизационные чеки (ваучеры), курсовая стоимость которых намного меньше номинальной означает снижение и без того мизерной продажной цены государственного имущества.

Следовательно, предусмотренный Правительством порядок определения размера уставного капитала и начальной цены приватизации государственных и муниципальных предприятий без учета переоценки основных фондов приводит к тому, что за бесценок общественная собственность перекачивается в частную.

Оценка стоимости имущества в ценах, приближенных к рыночным, играет существенную роль в случае признания предприятия банкротом. Заниженная стоимость имущества, показанная на балансе, вводит в заблуждение заемщиков при рассмотрении ими возврата средств путем распродажи имущества предприятия должника. применения к такому должнику предусмотренных законом санкций несколько снижается. Налицо косвенное ущемление прав собственности заемщиков .

Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и правового обеспечения.

Что касается 1998 года, то согласно следующему постановлению Правительства, а именно от 24 июня 1998г № 667 переоценка на 1 января 1998г стала необязательной. Анализируя данное постановление можно сделать вывод, что переоценку основных фондов во II полугодии 1998г имели право сделать предприятия независимо от организационно-правовой формы в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены.

Но как водится в таких случаях многими расценивается так - необязательна, значит, и не нужна. Но действительно ли это так? Для тех предприятий, которые занимаются обновлением основных фондов, это принципиальный момент. Амортизационные отчисления оказывают существенное влияние на их деятельность: износится оборудование, чем его заменять, на какие средства покупать,

Переоценка основных фондов по состоянию на 01.01.98г дает дополнительные возможности по уточнению стоимости основных фондов. Например, цены на некоторые виды оборудования, оргтехники, строительно- монтажные работы и др. группы основных фондов на указанную дату существенно ниже, чем на аналогичный период прошлого года.

Так, как порядок проведения переоценки в 1998г остается таким же, как и в предыдущем, руководители и бухгалтера предприятий вправе сами решать, какие виды основных фондов им оценивать своими силами с помощью коэффициентов, а какие - с привлечением экспертов-оценщиков. Отсюда вытекает легитимная возможность вариации стоимости основных фондов. Еще одно удобство заключается в том, что отразить результаты переоценки по постановлению № 627 можно в течение 1988г в следующем после проведения переоценки квартале.

В связи с прошедшим в августе финансовым кризисом специалисты прогнозируют появление очередного постановления Правительства о проведении переоценки на 1 января 1999 года, которая видимо снова будет обязательной. Но зачем же тогда было проводить переоценку в 1998 году? Ответ достаточно прост - база для проведения грядущей переоценки будет для предприятий более оптимальной. А особенно в ней нуждаются предприятия, которые находятся в состоянии реорганизации, например, создают дочерние структуры, сливаются, передают основные фонды в совместную деятельность или уставные капиталы других организаций. Зачастую эти изменения длятся не один год. При этом не проводятся переоценки перемещаемых основных фондов, а значит есть перекосы в их балансовой стоимости, например, они завышены, тогда давит налог на имущество, увеличивается , или, наоборот, занижены, тогда теряется амортизационный поток, необходимый для восстановления основных фондов. Кроме того, могут быть проблемы с налогом на добавленную стоимость, возникающим при передаче основных фондов с баланса одного предприятия на баланс другого. Например, удельный вес проблем, имеющихся у предприятий с основными фондами, не превышает 10-15% от вопросов, связанных с НДС. НО от того насколько подогнаны эти звенья под потребности предприятия, зависит в целом успех его работы .

Переоценка продукта

Различается переоценка внешняя и переоценка внутренняя. Переоценка внешняя - это когда мы договариваеся с поставщиком о другой цене продукта. Переоценка внутренняя - это когда продукт уценивается внутри предприятия.

Для внутренней переоценки предназначен Акт внутренней переоценки . Для внешней переоценки - .

Внешняя переоценка (накладная на товар переоценки продукта)

Для создания накладной на товар переоценки продукта нажмите на кнопку F4 . Щёлкните на закладке Другое . Откройте группу кнопок переоценка .

Щёлкните на кнопке накладная на товар переоценки продукта .

Перейдите на табличную часть документа и нажмите кнопку Insert . Щёлкните в столбце Название на кнопке.

Выбрать для вставки в документ.

Укажите новую цену продукта.

Внутренняя переоценка (Акт внутренней переоценки)

Акт внутренней переоценки создаётся таким же образом, как на товар переоценки продукта, но щёлкаете на кнопке Акт внутренней переоценки.

Перейдите на табличную часть и нажмите Insert . Щёлкните левой клавишей мыши на кнопке в столбце Название .

поставщиком%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0">

Выберите товары и нажмите на кнопке Выбрать .

Укажите новые цены для продукта.

Источники

abc.informbureau.com - Экономический словарь

bestreferat.com.ua - Рефераты

vedomosti.ru Ведомости - словарь бизнеса


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Переоценка основных средств - это процесс пересчета стоимости объектов ОС. Переоценка основных фондов проводится для того, чтобы стоимость объектов соответствовала реальным рыночным ценам. Стоимость основных фондов, полученная в результате переоценки, называется восстановительная.

Организация сама определяет, что она будет переоценивать (это могут быть либо одиночные объекты основных фондов либо группы однородных объектов) и когда (но не чаще одного раза в год в конце отчетного периода). Желание организации провести переоценку отражается в .

Для проведения переоценки в коммерческих организациях применяется метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Переоценка основных средств (д ооценка и уценка)

В результате переоценки допускается как увеличение (дооценка), так и уменьшение (уценка) стоимости имущества.

Результаты переоценки отражаются в бухгалтерии на и 91 Прочие доходы и расходы. Результаты проведенной переоценки в бухгалтерском учете отражаются в начале нового отчетного периода.

Проводка при дооценке основных средств: Д01 К83 - стоимость увеличилась.

Проводка при уценке основных средств: Д91/2 К01 - стоимость уменьшилась.

При проведении переоценки основных фондов помимо пересчета стоимости объектов, нужно также проводить пересчет .

Для этого сначала считаем степень износа, то есть находим отношение начисленной амортизации к в процентах. Затем переоцененную стоимость объекта ОС умножаем на степень износа и получаем пересчитанную амортизацию.

В случае дооценки пересчет амортизации отражается проводкой: Д83 К02 .

В случае уценки проводка выглядит следующим образом: Д02 К91/1 .

Переоценка основных средств (проводки)

Переоценка основных средств. Примеры дооценки и уценки

Пример переоценки объекта основных фондов (дооценка):

Основное средство первоначальной стоимостью 20000 рублей. По нему начислена амортизация 4000 рублей.

В результате анализа рынка была выявлена текущая среднерыночная цена на данное ОС, которая составила 25000 рублей. То есть стоимость увеличилась на 5000 рублей.

Проведем пересчет амортизации:

А = 25000 * 20% / 100% = 5000 рублей. То есть стоимость амортизации увеличилась на 1000.

Проводки при дооценки основных средств:

Сумма Дебет Кредит Название операции
5000 01 83 Дооценка ОС
1000 83 02 Дооценка начисленной амортизации

Пример переоценки основных средств (уценка):

Основное средство первоначальной стоимостью 20 000.

Сумма начисленной амортизации 4000.

Среднерыночная стоимость на аналогичные ОС 16000 (уменьшилась на 4000 рублей).

Степень износа = 4000*100% / 20000 = 20%.

Амортизация в результате переоценки: 16000 * 20% / 100% = 3200 (уменьшилась на 800).

Проводки при уценки основных средств:

Сумма Дебет Кредит Название операции
4000 91/2 01 Уценка ОС
800 02 91/1 Уценка начисленной амортизации

В конце темы хочу отметить, что все изменения, возникшие в результате переоценки основных фондов, нужно вносить в .

Продолжаем изучать тему основных средств, в следующей статье разберем, что такое и .

Видео-урок “Переоценка основных средств в 1С Бухгалтерия”

Переоценка основных средств (ОС) для целей бухгалтерского учета предусмотрена п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПБУ 6/01».

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При этом производится пересчет первоначальной (или текущей (восстановительной) стоимости) и суммы начисленной амортизации за все время использования объекта.

Текущая (восстановительная) стоимость - сумма денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Подробности порядка проведения переоценки ОС и примеры в помощь бухгалтеру, занятому переоценкой ОС организации изложены в Методических указаниях Минфина РФ (Приказ от 13.10.2003 N 91н - далее Методические указания N 91н).

Цель переоценки ОС - определение реальной стоимости объектов основных средств .
Переоценка ОС актуальна для организаций, у которых основные средства составляют существенную часть активов. Проводится она путем приведения первоначальной стоимости объектов ОС в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. В зависимости от рыночных колебаний стоимость основных средств организации может расти и увеличивать тем самым чистые активы (ЧА) организации, а при снижении рыночных цен на основные средства показатели ЧА будут падать. С другой стороны, дооценка стоимости основных средств увеличивает сумму амортизационных отчислений, тем самым возрастает себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, соответственно снижается бухгалтерская прибыль организации.

Переоценку проводят на конец отчетного года, т.е. дата переоценки 31 декабря отчетного года. Переоценку ОС за 2018 год отражают в учете 31.12.2018.

Если организация проводит переоценку первый раз, сумма дооценки активов зачисляется в добавочный капитал организации, то есть происходит увеличение раздела «Капиталы и резервы». Сумма прироста стоимости основных средств по результатам их переоценки, учтенная обособленно на счете 83, в бухгалтерском балансе отражается по строке 1340 «Переоценка внеоборотных активов» разд. III «Капитал и резервы». При заполнении строки 1340 используются данные о кредитовом сальдо по счету 83, в том числе аналитические счета учета сумм дооценки основных средств.

Если при проведении первой переоценки проводится уценка ОС, то ее результаты относятся к прочим расходам текущего периода, т.е. отражаются через счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если при очередной переоценке выяснится, что объекты ОС подлежат уценке, при этом имеется добавочный капитал, образованный за счет предыдущих дооценок этих объектов ОС, то на сумму уценки сначала уменьшают этот добавочный капитал.

Превышение суммы уценки над суммой дооценки, зачисленной в добавочный капитал в результате предыдущих переоценок отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства». Если дооцененный объект ОС выбывает с баланса организации, на сумму его дооценки уменьшается соответствующая статья добавочного капитала и увеличивается счет нераспределенной прибыли организации.

Способы переоценки ОС

В ПБУ 6/01 не закреплены допустимые способы переоценки, при этом п. 43 Методических указаний N 91н предписывает использование одного из двух методов:

  1. Индексный метод, когда основные средства переоцениваются путем индексации балансовой стоимости объектов ОС.
    Метод основан на применении специальных индексов переоценки, разработанных государственными органами статистики. В настоящее время такие индексы Росстат не публикует. Если организация выберет это способ, то ей придется самостоятельно разрабатывать индексы для переоценки. Это трудоемко и требует определенного уровня квалификации работников организации. Другой вариант - за разработкой индексов на возмездной основе обратиться в НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Такие рекомендации даны Минфином РФ в письме от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63.
  2. Метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
    При этом восстановительная стоимость ОС определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на дату переоценки.

Для документального обоснования рыночной стоимости при применении метода прямой оценки используются:

  • данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • отчеты оценщиков о стоимости объектов основных фондов.

На наш взгляд, наиболее оптимальным способом является привлечение независимых специалистов - оценщиков.

Отчет об оценке основных средств, используемый для их переоценки, должен содержать прямое указание о том, что оценка проведена именно для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете.

Отчет об оценке рыночной стоимости для иных целей (для продажи или залога, привлечения инвестиций, получения кредита, составления отчетности по МСФО, принятия управленческих или коммерческих решений) не может быть использован для переоценки основных средств в целях бухгалтерского учета. Это подтверждается судебной практикой (постановления 20 ААС от 21.08.2016 N 20АП-3195/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2011 N Ф07-14162/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2008 N Ф08-1464/08-537А).

На что обратить внимание в порядке проведения переоценки

Проведение переоценки является правом, а не обязанностью организации (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2016 N Ф10-4867/2016 по делу N А23-7674/2015).

Как разъясняет Минфин РФ в письме от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462, исходя из требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в учетной политике необходимо закрепить периодичность проведения переоценки, группы однородных объектов основных средств и т.п.

Таким образом, первый шаг - включение в учетную политику организации положений о проведении переоценки, выбор групп ОС, которые будут в дальнейшем переоцениваться, выбора метода проведения переоценки.

Непосредственно перед проведением переоценки организация оформляет распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.), обязательный для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств. Кроме этого, следует подготовить перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке. Минфин рекомендует указать в перечне следующие данные об объекте основных средств: точное название; дату приобретения, сооружения, изготовления; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний N 91н).

Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов.

Данные о переоценках отражаются в Инвентарной карточке учета объекта основных средств ОС-6.

При проведении в отчетном периоде переоценок основных средств по состоянию на 31 декабря сравнительные данные за периоды, предшествующие отчетному, не изменяются (см. письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Данная точка зрения соответствует нормам международных стандартов учета (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Пунктами 17 и 18 (IAS) 8 установлено, что изменение учетной политики при первоначальном применении переоценки активов должно рассматриваться как переоценка, т.е. как изменение оценочных значений без ретроспективного отражения в учете.

Если организация выбрала модель учета с проведением переоценки ОС, то проводить переоценку нужно регулярно.

Для проведения переоценки объектов основных средств организация проводит подготовительную работу, в частности, проверку наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке. Результаты тестирования объектов ОС следует оформить документально.

Периодичность переоценки зависит от существенности отклонения стоимости основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете и отчетности, от текущей (восстановительной) стоимости. Уровень существенности отклонения организация устанавливает самостоятельно в учетной политике.

Пример определения существенности отклонения стоимости ОС .

Стоимость объектов ОС, включенных в однородную группу, на конец предыдущего отчетного года - 300 млн. рублей; текущая (восстановительная) стоимость объектов этой группы на конец отчетного года 345 млн. рублей. Уровень существенности отклонений - 10%.

Результаты проведенной переоценки отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной: 15 %= (345 - 300) : 300.

Переоценка ОС: отражение в бухгалтерском учете

Рассмотрим пример бухгалтерских проводок при переоценке ОС. Организация впервые решила переоценить две группы ОС - группу машин и механизмов и группу вычислительной техники. Данные по группам представлены в таблице.

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Дооценка по группе машин и механизмов отнесена на увеличение добавочного капитала

30 млн. руб.

(180 млн. руб.-150 млн. руб.)

Корректировка накопленной амортизации в связи с дооценкой группы машин и механизмов

5,6 млн. руб.

(28 млн. руб. х 1,2 - 28 млн. руб.)

Уценка первоначальной стоимости по группе вычислительной техники отнесена на прочие расходы организации

6 млн. руб.

(16 млн. руб. - 10 млн. руб.)

Корректировка накопленной амортизации в связи с уценкой по группе вычислительной техники

1,875 млн. руб.

(5 млн. руб. - 5 млн. руб. х 0,625)

Переоценка ОС: отражение в налоговом учете

По налогу на прибыль переоценка основных средств не влечет налоговых последствий. Представители Минфина РФ неоднократно подчеркивали, что глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не предусматривает переоценку основных средств.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении переоценки (уценки) объектов основных средств исходя из рыночной стоимости, положительная или отрицательная такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412, от 20.02.2018 N 03-03-06/1/10621 и др.).

Сумма дооценки объекта ОС, относится на добавочный капитал организации в бухгалтерском учете, не участвует в формировании ни финансового результата в бухгалтерском учете, ни налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поэтому в бухгалтерском учете не возникает разниц, учитываемых по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Так как при дооценке ОС в бухгалтерском учете происходит увеличение суммы амортизации, а в налоговом учете сумма амортизации остается неизменной, в учете ежемесячно начисляется постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

При уценке, относимой на добавочный капитал организации, также не возникает разниц по ПБУ 18/02. После уценки ОС из-за разницы в суммах налоговой и бухгалтерской амортизации ежемесячно возникает ОНА. Сумма уценки ОС, относимая в бухгалтерском учете на прочие расходы можно классифицировать как ПНА.

Существенное влияние переоценка ОС оказывает на сумму налога на имущество, в тех случаях, когда сумма налога исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Т.к. переоценка отражается на 31 декабря, то в расчете среднегодовой стоимости имущества на 31 декабря применяется новая (переоцененная) стоимость имущества организации.

Таким образом, рост рыночной стоимости имущества организации приводит к увеличению сумм налога на имущество. Исключение составляют случаи, когда имущество организации облагается по кадастровой стоимости, т.к. в этом случае переоценка не изменяет размер налога на имущество.

Получите
консультацию
эксперта

Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

Зачем это нужно: организация год назад купила станок за 100 000 руб, за год начисленная амортизация - 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но! В истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости - 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности.

На практике переоценка основных средств может быть использована:

  • для определения реальной рыночной стоимости основного средства;
  • привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);
  • при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг);
  • в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности.

Переоценку основных средств и нематериальных активов следует проводить не чаще одного раза в год на конец отчетного года. Если организация приняла решение о переоценке основных средств или нематериальных активов, входящих в однородную группу, то в дальнейшем эти объекты должны переоцениваться регулярно (Приказ № 186н от 24.12 2010г).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:

  • какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
  • методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,
  • лиц, ответственных за проведение переоценки.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость .

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:

Содержание операции Дебет Кредит
1. ДООЦЕНКА: Сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
1.1. Увеличена первоначальная стоимость основных средств 01 83/91.1
1.2. Увеличена начисленная амортизация основных средств 83/91.2 02
3. УЦЕНКА: Сумма уценки объекта основных средств относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.
3.1. Уменьшена первоначальная стоимость основных средств 83/91.2 01
3.2. Уменьшена начисленная амортизация основных средств 02 83/91.1

Выбытие объекта основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.