Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Образовательный портал. Практикум «Типы экономических систем

Тема урока «Типы экономических систем» Образовательная цель: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, доказывать преимущества и недостатки каждой системы. Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес. Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.




Три основных вопроса в любой экономической системе 1. Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2. Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3. Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)








Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.




Достоинства и недостатки Традиционная экономика Стабильность общества Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм


Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. В настоящее время такая экономика существует на Кубе и в Северной Корее.


Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Командная экономика Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из-за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.






Достоинства и недостатки Достоинства и недостатки Рыночная экономика Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Широкий выбор товаров и услуг. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.




Смешанная система Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная


Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?» Экономическая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены.


1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.




Три основных вопроса в любой экономической системе 1.Что производить? (какие товары и услуги, в каком количестве) 2.Как производить? (с использование каких технологий и какими ресурсами) 3.Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться)




Традиционная система – способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями и обычаями. Традиционные экономические системы характерны для ряда слаборазвитых стран так называемого третьего мира, к которым относятся страны Африки и Латинской Америки.


Традиционная экономика Достоинства Стабильность общества Недостатки Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса Плохая приспособляемость к изменению внешних условий Ограниченность числа производимых благ Кастовость, патриархальность Принцип наследственности Сырьевая направленность экономики В духовной и культурной областях консерватизм


– Командная (плановая) система – способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом. способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.


Командная экономика Достоинства Удовлетворительный уровень жизни для всех Устойчивость цен Своевременная выплата зарплаты Уверенность в завтрашнем дне Отсутствие разрыва в доходах граждан Отсутствие безработицы Социальная защищенность Бесплатность основных услуг Недостатки Отсутствие у предприятий возможности принимать самостоятельные решения. Нехватка товаров Невысокое качество товаров Слабое внедрение передовых технологий из- за его направленности на план, а не на прибыль. Низкий уровень развития сельского хозяйства. Продовольственная проблема.




Рыночная экономика Достоинства Большая свобода выбора для производителей и потребителей. Внедрение передовых технологий. Высокое качество продукции. Широкий выбор товаров и услуг. Воздействие конкуренции на эффективность, повышение качества Отсутствие дефицита Высокая продуктивность фермерских хозяйств Недостатки Значительная разница в доходах граждан, в уровне жизни. Проблемы социальной справедливости Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. Безработица Неуверенность в завтрашнем дне. Платность большинства услуг.


Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.


Экономичес кая система Способ принятия решения Что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционн ая Те товары, которые производились предками По традиции, одинаково Согласно обычаям. Командная (плановая) Товары по государственному плану Вопрос решается государством, предприятия мало заинтересованы в обновлении оборудования Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством. Рыночная Те товары, которое нужны людям, иначе их не удастся продать Вопрос решается частными фирмами, выбирается самая передовая технология. Конкуренция между фирмами. Для тех, у кого есть деньги на их покупку. Существует неравенство, т.к. люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены. Таблица. «Как отвечают традиционная, командная (плановая) и рыночная экономика на главные вопросы экономики?»

Конспект интегрированного урока по географии и экономике (10 класс)

Типы экономических систем

Федорова Елена Юрьевна,
ГБОУ СОШ №53 Приморского района
Санкт-Петербурга

Тип урока: урок обобщения знаний

Технология: фронтальный опрос с элементами обучающей игры

Оборудование: «Политическая карта мира» - настенная; «экодоллар», скрепки, приложение №1.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Типология государств» в географии через экономические понятия.

Задачи урока:

1. Учить комплексному применению знаний, полученных на уроках географии и экономики, для решения основных вопросов экономики в странах с разными типами экономических систем.

2. Развивать память, абстрактное мышление.

3. Воспитывать культуру коллективного общения.

План урока:

  1. Организационный этап. Актуализация знаний - 2 мин.
  2. Изучение нового материала и повторение изученного - 35-37 мин.
  3. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся - 5 мин.
  4. Домашнее задание - 1мин.

Ход урока.

I . Организационный этап урока. Актуализация знаний.

При входе в помещение учащиеся делятся на две группы. Группы занимают места напротив друг друга. Учитель приветствуют учащихся.

На примере данного урока я хочу показать связь между уроками географии и элективным курсом по экономике. Так как экономикой занимаются на элективном курсе только половина учащихся класса, поэтому условно я разделила вас на две группы «Географы» и «Экономисты». В экономике принято стимулировать наиболее активных участников, поэтому за правильные ответы вы будете получать «экодоллары», которые в конце урока я по условному курсу переведу в оценки за урок. Курс: 1 «экодоллар» = 1 балл. Для того, чтобы «Географам» было легче ориентироваться в экономических понятиях, которые «Экономисты» должны будут использовать при ответах, я выдаю вам «Экономический словарь» (приложение№1).

II . Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

Не случайно курс географии в 10 классе называется «Экономическая и социальная география мира», а в первой теме мы познакомились с разнообразием стран современного мира, которые по разным признакам можно разделить на группы. Напомню, что современная российская география разделяет страны, используя трехчленную типологию:

  1. Экономические развитые
  2. Развивающиеся
  3. Страны с переходной экономикой

В целях повторения курса географии назовите:

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.

  • Страны «Большой семерки»?
  • Ключевые развивающиеся страны?
  • «Новые индустриальные страны» - «четыре азиатских тигра»?

Все страны живут по экономическим законам и проходят на своем историческом пути определенные стадии развития цивилизации (как у человека: младенчество - детство - отрочество - юность - кризис среднего возраста или бальзаковский возраст - старость).

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы, выделяется четыре основных типа экономических систем.

  • Назовите главные вопросы экономики?

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Каким образом распределять?

(Известны всем с 5-ого класса - записываются на доске)

Самая древняя - традиционная или аграрная экономическая система. Большинство стран мира через эту систему уже прошли, но некоторые задержались.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики традиционной системы?

1. Коллективная собственность на землю и капитал.

2.Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

ВОПРОСЫ ГЕОГРАФАМ.

  • В каких странах до сих пор живут на основе ведения традиционного хозяйства?

- Самые отсталые страны мира, расположенные в Африке и Азии: Гвинея, Сенегал, Бенин, Афганистан, Бангладеш - страны четвертого мира (развивающиеся страны). ВНП на душу населения не превышает 400 долларов в год.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

  • Как решаются главные вопросы экономики в этих странах?

1.Что и в каком количестве производить? - Большая часть населения занята в сельском хозяйстве: в африканских странах выращивают маниоку или финики, в азиатских - рис. Ремесленники производят свои изделия на заказ.

2. Как производить? - Крестьяне используют примитивные орудия труда. Ремесленники копируют приемы работы своих учителей.

3. Каким образом распределять? - Продукты питания распределяются согласно обычаям. Ремесленники заранее знают своих покупателей. Небольшая часть продуктов или изделий поступает на рынок, где также действуют традиционные правила торговли.

  • Назовите традиции, сохранившиеся в нашей стране.

Традиции существует в любой системе. Например, кустарные промыслы в России: хохломская роспись или палехская миниатюра. На Крайнем Севере ненцы и чукчи продолжают заниматься оленеводством и промыслом морского зверя, рыболовством. Занимаются резьбой по кости. Изготавливают национальные одежды. Продолжают жить в традиционных постройках.

Особенно сильны семейные традиции: мужчина зарабатывает деньги; женщина готовят еду и убирает квартир; если родители занимались мызукой, то дети ходят в музыкальную школу.

Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в частной собственности.

В Российской империи реформы Петра Аркадьевича Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, отдав ее во владения отдельным семьям. Но с 1917 года в Советской России земля опять стала «общенародной собственностью». Однако на протяжении 70 лет в СССР так и не смогли добиться продовольственного изобилия, а на майском Пленуме КПСС в 1982 году была принята «Продовольственная программа», которая тоже не была выполнена. Отмечу, что в США 4% фермеров кормят население страны и вывозят свою продукцию на экспорт.

На смену традиционной пришла рыночная система экономики (капитализм).

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики рыночной системы экономики?

1.Право частной собственности отдельных граждан на определенные виды и объемы ограниченных ресурсов.

2.Частная хозяйственная инициатива - свобода выбора для производителей и потребителей.

3. Конкуренция - экономическое соперничество, которое способствует развитию

экономики в целом и приводит к снижению рыночных цен.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

- Идеально ни одна страна в мире не подходит под данную характеристику. Больше всего это подходит не к самым экономически развитым странам, а развивающимся странам с крупными иностранными инвестициями, в которых идет добыча полезных ископаемых или ведется плантационное сельское хозяйство по выращиванию кофе, бананов, мандаринов. Это отдельные районы Бразилии, Мексики, Марокко, туристические районы Турции или нефтедобывающие страны - Габон, Алжир, или Новые индустриальные страны»

  • Как в этих странах решаются главные вопросы экономики?

1. Что производить? - исходя из спроса потребителя.

2. Как производить? - исходя из ресурсов, но максимализировать результат при минимуме затрат.

3. Как распределять? - исходя из денежных доходов потребителей (платишь - получаешь).

Идеальная модель исключает какое-либо государственное вмешательство. На этом настаивал «отец экономической науки» - ирландский экономист XVIII века Адам Смит.

Главный недостаток рыночной экономической системы - это огромные различия в уровнях доходов и богатств граждан. Немецкий журналист и экономист К.Маркс в XIX веке и его последователи трактовали капитализм как «несправедливую» экономическую систему, которая исчерпала свои возможности развития и стала тормозом для дальнейшего благосостояния человечества, и предлагал заменить новой экономической системой - социалистической. В.И.Ленин и И.В.Сталин стали разработчиками конкретной командной экономической системы, которая постепенно распространилась не только на СССР, но еще на 14 стран мира: 8 стран в Европе, 5 стран в Азии и одну страну в Америке.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИСТАМ.

  • Назовите основные характеристики командной экономической системы?

1.Земля и капитал находятся в собственности государства.

2.Централизованные методы управления.

3. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов.

Результат: сильная монополизация и бюрократизация экономики.

ВОПРОСЫ ВСЕМ:

  • Для каких стран характерна эта система?

В настоящий момент это - КНДР и Куба, которые продолжают политику на построение коммунизма.. В Китае и Вьетнаме присутствует значительный частный сектор. На 2010 год Никарагуа, Венесуэла, Эквадор и Боливия уже проводят в жизнь социалистическую политику.

  • Как в Советском Союзе решались главные вопросы экономики?

1.Что производить? - устанавливал Государственный плановый комитет.

2.Как производить? - определяло отраслевое Министерство и давало денег на покупку оборудования.

3. Кому продавать? - решал Государственный комитет по снабжению.

4. По какой цене продавать? - диктовал Государственный комитет по ценообразованию.

5.Сколько платить рабочим? - назначал Государственный комитет по труду и заработной плате.

6. Как использовать доходы? - решало Министерство финансов.

Как распределять? - действовала уравнительная система распределения. Так как разница в доходах была незначительна, а ассортимент товаров ограничен, то потребление было почти одинаковое. Официально существовала система дополнительного вознаграждения «за долгий и безупречный труд» или продовольственных заказов к праздникам. Стихийным механизмом, сохраняющим равновесие между спросом и предложением, стал «черный рынок», на котором можно было приобрести импортные товары, но это и, естественно, каралось государством.

Можно сделать вывод, что «Социализм - это равное распределение нищеты».

Современная экономическая система большинства стран мира носит смешанный характер, так как многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

  1. Общество возлагает на государство создание широкого ассортимента общественных благ, те которые не могут быть решены частным сектором: содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями т.д.
  2. Государство смягчает негативные последствия деятельности рыночных механизмов: контролирует деятельность крупных предприятий, через механизм налогообложений перераспределяет доходы в обществе, контролирует ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм, проводит политику направленную против безработицы и инфляции и т.д.

К такой экономической системе относятся самые экономически развитые страны: США, Япония, Великобритания, Швеция и другие.

Теперь на примере конкретного упражнения мы хотим показать вам (экономисты географам) разницу между командной и рыночной экономическими системами. Для этого выходим в рекреацию, слушаем и выполняем задания, предложенные Олей и Колей.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Участвуют 9 или 12 человек. На полу чертим квадрат или прямоугольник, разделенный на такое же количество частей.

Берем 40 скрепок - алмазов и разбрасываем их по квадрату.

Задание участникам на Iраунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Они должны собрать «алмазы» по всему участку два раза по одной минуте - отсчет времени будет вестись через каждые 15 секунд; за собранные «алмазы» в течение второй минуты получат денег в пять раз больше. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Предупредить, что если кто-то из участников откажется собирать «алмазы», то будет наказан; если соберет больше всех «алмазов» - будет награжден.

Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего все «алмазы» будут собраны в первый период. По окончанию первой части подсчитайте собранные «алмазы» у каждого участника, соберите их, похвалите участников и выдайте каждому одинаковую «зарплату» независимо от количества, собранных ими «алмазов», но самому удачливому дополнительный приз - медаль.

Задание участникам на II раунд: собрать «алмазы» за два периода и выполнить следующие условия. Каждый занимает свой маленький квадратик - это его частные владения. Каждый имеет право собирать «алмазы» только со своего участка два раза по одной минуте. Собранные «алмазы» в течение второй минуты стоят в пять раз дороже. Нельзя собрать «алмазы» в первый период, а потом опять положить на пол и собрать повторно во второй период. Если кто-то возьмет «алмаз» с чужого участка, то будет наказан: передадут все его «алмазы» пострадавшему.

Спросите, всем ли понятны условия; затем начните отсчет времени. Скорее всего большая часть «алмазов» будет собрана во второй период. По окончанию второй части обменяйте «алмазы» на деньги.

ВЫВОДЫ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.

По первому раунду:

  • Какой экономической системе соответствовал первый раунд нашего упражнения?

Командной экономической системе.

Общий земельный участок, государственная собственность на продукцию, равная заработная плата, фиктивное поощрение победителей, зависимость рабочих перед администрацией, хищническое отношение к ограниченным природным ресурсам.

Обратить внимание на способ оплаты труда: размер оплаты труда не зависит от производительности труда. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм.

По второму раунду:

  • Какой экономической системе соответствовал второй раунд нашего упражнения?

Рыночной экономической системе.

По каким признакам вы это определили?

Частная собственность на землю, продажа товара, обдумывают свои действия в течение всего времени (могут собрать несколько «алмазов» в течение первой минуты, как текущую прибыль, могут оставить «алмазы» не собранными - для будущего поколения), рациональное обращение с ограниченными природными ресурсами.

III . Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Собрать «экодоллары» у учащихся, перевести по курсу в оценки и выставить за работу на уроке (можно выставить только «4» и «5»). Спросить мнение учащихся об уроке: что понравилось и почему, что не очень и почему.

IV . Домашнее задание: повторение темы «Современная политическая карта мира» и подготовка к тесту.

Приложение №1.

Основные экономические определения и понятия к уроку:

«Типы экономических систем»

Экономические ресурсы или факторы производства - это та часть ресурсов, в результате взаимодействия которых, будет произведено экономическое благо (труд, земля, капитал).

Труд - фактор производства, включающий использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

Земля - фактор производства, включающий в себя природные ресурсы (пошлин и квот) в торговле между собой.

Капитал - все то, что создано для производства человеческим трудом, например здания, сооружения, станки, машины и т.п.

Экономические системы - формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства;2) типу собственности на экономические ресурсы.

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Частная собственность - признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Командная экономическая система(социализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

§ 1 Что такое экономическая система?

Экономика решает очень важные вопросы в жизни общества. Что производить - какие потребности считать необходимыми и как распределить ограниченные ресурсы для их удовлетворения. Как производить - какой способ производства выбрать. И для кого производить - это проблема распределения и обмена произведенных товаров и услуг. Решение вопросов Что? Как? Для кого? зависит от типа экономической системы.

Прежде нужно выяснить, что такое экономическая система. Для нормальной работы экономики любой страны необходима организация и согласование хозяйственной деятельности людей.

Совокупность способов организации экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.

Способы организации и координации экономической жизни в обществе зависят от трех позиций:

Какие формы собственности преобладают в обществе;

Как принимаются экономические решения об организации производства и распределении благ;

Как привлекаются люди к хозяйственной деятельности, через принуждение, материальную заинтересованность или интерес.

§ 2 Типы экономических систем и их особенности

В истории человечества ученые выделяют несколько типов экономических систем. Это традиционная, рыночная, командно - административная и смешанная. В чистом виде они практически нигде не существуют, и деление достаточно условное. Рассмотрим преобладающие черты каждой из экономических систем.

Главная особенность традиционной экономической системы заключена в самом названии: основой ее являются обычаи и традиции, и именно с их помощью решаются основные экономические вопросы.

Перечислим основные черты этой системы:

Сельское хозяйство является основой экономики, земля и капитал находятся во владении общины;

Применяются примитивные ручные орудия труда; на протяжении столетий в сельском хозяйстве и производстве вырабатывается одна и та же продукция;

Существует замкнутое натуральное хозяйство и уравнительное распределение продукта, неразвитость обмена.

Распределение в таком обществе также происходит согласно традициям и обычаям. Элементы традиционной экономической системы можно встретить в основном в слаборазвитых и развивающихся странах.

Рыночная система основана на нескольких принципах:

Многообразие форм собственности, главной из которых является частная;

Свобода предпринимательства;

Конкуренция и свободное ценообразование.

В данной экономической системе вопросы что, как и для кого производить, решаются в процессе общения продавцов и покупателей на рынке. Здесь возможна путаница - иногда мы употребляем термин рынок в значении базар, место для торговли. В нашем случае, рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. Рынок создает условия, благодаря которым продавцы и покупатели встречаются и совершают сделки. В условиях рыночной экономики большая часть ресурсов производства находятся в частной собственности. Каждый предприниматель сам принимает решение, что, как и для кого, он будет производить, и сам отвечает за последствия своего решения. Это может быть прибыль, или же в случае неудачи - разорение. Потребитель в условиях рынка самостоятельно принимает решение, покупать или нет данный товар или услугу, надеясь получить большую пользу. В условиях свободной рыночной экономики спрос рождает предложение. Производятся те товары, и по той технологии, в результате применения которых возможно получить максимальную прибыль. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. То есть, рыночная экономика, в отличие от традиционной, благоприятствует техническому прогрессу. Роль государства заключается в том, что оно создает законодательную базу и поддерживает конкуренцию среди производителей. Рыночная экономика приводит к значительному социальному расслоению: одни имеют большие возможности и материальные ресурсы, чтобы пользоваться товарами и услугами лучшего качества, чем другие, менее обеспеченные. В чистом виде рыночная экономика не существует.

Командная экономика, также ее называют административная, плановая, централизованная - это такая экономическая система, где основные решения принимаются государством. Основные черты такой экономической системы:

Государственная собственность на средства производства, на экономические и природные ресурсы;

Хозяйство ведется строго по плану;

Нет свободы экономической деятельности и нет конкуренции;

Цены устанавливает государство;

На большую часть товаров существует дефицит;

Технический прогресс ограничен;

Малая заинтересованность в результатах труда у работников, т.к. способ оплаты преимущественно уравнительный.

При этом типе экономики не существует безработицы, устанавливаются низкие цены на товары повседневного спроса, гарантирована заработная плата. В годы Великой отечественной войны именно то, что экономика нашей страны была командно-административной, позволило очень быстро перестроить ее на военный лад.

В большинстве стран мира экономическая модель сейчас смешанная. В ее основе лежит рыночная система, но государство при этом использует различные формы регулирования экономики, в основном правовые и через налоговое законодательство. Виды собственности частная и государственная взаимодействуют друг с другом. В разных странах соотношение отличается - где-то частный сектор имеет преимущество, где-то государственный.

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Итак, задачей экономической системы является эффективно использовать имеющиеся ограниченные экономические и природные ресурсы. Любая экономическая система решает доступными ей способами главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен».

Использованные изображения: