Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Неоклассическая экономическая теория представители характеристика предмет исследования. Теории, идеи и принципы неоклассической школы. Теория благосостояния Г. Сиджвика и А. Пигу

В теории неоклассиков цена - это рыночный феномен, связанный с денежной оценкой полезности блага . Цена - это механизм уравновешивания спроса и предложения и именно эта взаимосвязь спроса, предложения и цены, их взаимного влияния - спрос и предложение воздействуют на цену, но и цена, в свою очередь, определяет спрос и предложение - является главным предметом анализа . Не поиск трудовой стоимости как основы цены, а механизм колебаний рыночных цен - вот на чем сосредоточено внимание теоретиков неоклассического направления.  

Маршалл попытался объединить в своей работе подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы . Некоторые главы Принципов... явно написаны с позиций исторической школы . Подобно классикам, он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения. В свою теорию ценности он включил анализ издержек производства, что также было близко учению классиков. Не случайно именно к Маршаллу и его последователям впоследствии стали применять термин неоклассики, подчёркивая, что их идеи в определённом смысле продолжают идеи классической школы . Однако на самом деле главное содержание книги и основные достижения Маршалла связаны с развитием маржиналистской микроэкономики. Поэтому термином неоклассическая теория со временем (с 1950-60-х гг.) стали называть маржинализм.  

Нельзя считать случайным, что в противовес трудовой теории стоимости в 70-х гг. XIX в. появилась нетрудовая концепция (совокупность взглядов) стоимости, а именно - теория предельной полезности . Ее основало неоклассическое (нео по-гречески - новый) направление экономической теории . Неоклассики дали свое объяснение стоимости (ценности) и цены благ с позиции экономической психологии покупателя. Основные положения данной теории таковы.  

Наиболее видными представителями неоклассической теории роста являются американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид. Свое название эта теория получила потому, что заимствовала у неоклассиков (английский экономист А. Маршалл) основные исходные предпосылки и инструменты анализа . Неоклассические теории роста исходят из предположения господства свободной конкуренции , в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаются в соответствии с так называемыми предельными продуктами (под ними подразумевается заработная плата , прибыль и рента). По мнению сторонников неоклассической концепции экономического роста , главные факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции , воздействующей на цены факторов производства.  

Еще больше расхождений у неоклассиков и кейнсианцев в трактовке конфигурации кривой совокупного предложения AS, о чем шла речь в гл. 18. В соответствии с неоклассической теорией кривая предложения является вертикальной линией ее положение определяется естественным уровнем безработицы, затратами капитала и не зависит от  

Неоклассики подчеркивают, что неопределенность продолжительности отклонений и лагов предопределяет неэффективность и даже дестабилизирующий характер дискреционной экономической политики . Поэтому неоклассическая теория считает, что автоматическая политика является более предпочтительной. Поскольку решающим фактором экономической активности и уровня цен, по мнению неоклассиков, является денежное предложение , постольку они отдают предпочтение автоматической кредитно-денежной политике , суть которой сводится к осуществлению политики денежного таргетирования (определению целевых показателей денежных агрегатов М1 или М2) на основе монетарного правила.  

Ценность (стоимость) благ у Смита - Рикардо - Маркса создается трудом, соответственно все виды доходов (процент, рента, прибыль, заработная плата) также создаются трудом, т.е. одним фактором - трудом неоклассики же утверждают, что в создании доходов участвуют все указанные факторы. В связи с этим большое внимание неоклассики уделяют исследованию рынка факторов производства . Соответственно рынок труда у неоклассиков трактуется как рынок одного лишь фактора производства , труд является товаром этого рынка, объектом купли-продажи . Это положение неоклассической теории рынка труда развивается во всех учебниках по Экономиксу.  

Во-вторых, неоинституциональная экономическая теория исходит из незыблемости основных постулатов неоклассической теории , как таковой, признавая так называемое "жесткое ядро" неоклассики, которое содержит следующие ключевые положения а) стабильность и внутренний характер предпочтений личности и домохозяйств б) индивиды всегда осуществляют потребительский выбор рационально  

Проблема риска и неопределенности в экономической теории долгое время недооценивалась. Так, неоклассики XX в. изучали вопросы размещения ресурсов в рыночной экономике , игнорируя факторы риска и неопределенности, считая их внешними. Отдельные основоположники неоклассической теории рынков и размещения ресурсов с изрядной долей скептицизма относились  

Мы упомянули и кратко осветили существо принципа предельной полезности , поскольку он (наряду с другими) был положен в основу неоклассической теории , предусматривающей необходимость учета как издержек производства, так и величины полезности производимых благ. Неоклассики пошли по пути согласования двух, казалось бы, несовместимых теорий - трудовой теории Д. Рикардо и теории предельной полезности Е. Бем-Ба-верка. Как было упомянуто выше, это согласование двух концепций осуществил А. Маршалл, который исходил из того, что Д. Рикардо и Е. Бем-Баверк практически сосредоточивали свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса, процесса формирования ценности. Маршалл переосмыслил, переработал теорию трудовой стоимости (объективная сторона , действие объективных факторов) и теорию предельной полезности (действие субъективных факторов) в теорию взаимных связей спроса и предложения.  

Дальнейшее развитие проблема экономического человека получила в теориях неоклассического направления , в частности, в работах представителей австрийской школы . Однако здесь мы находим сужение проблемы, так как экономический человек предстает теперь уже только в качестве агента рынка, осуществляющего свободный выбор вариантов своего экономического поведения в отношении ограниченных ресурсов . Происходит сведение экономического человека к "продавцу - покупателю", а этих последних (подспудно, иногда и явно) - к потребителю. От экономического человека в теории неоклассиков остается лишь предпосылка об экономической свободе индивида, которая, закладывается, в свою очередь, в основание экономической теории в качестве принципа методологического индивидуализма (И. Шумпетер).  

О противопоставлении свободного индивида и стихии рынка. Неоклассическая экономическая теория - единственная из всех теоретических школ открыто ставит "во главу угла" своей концепции свободного индивида, осуществляющего экономический выбор . Хотя мы уже подчеркивали, что свободный индивид лишь - одна сторона проблемы субъекта хозяйственной деятельности в неоклассической теории . Другой стороной является рыночный механизм , благодаря которому обеспечивается оптимальность индивидуальных хозяйственных решений. Противопоставление свободного индивида и стихийного рыночного механизма в большей степени характерно для "поздних" неоклассиков. Так, например, представители неоавстрийской экономической школы Ф. Хайек и Л. фон Мизес прямо озабочены этим противоречием, причем специфически формулируемым. Л. фон Мизес, сетует на то, что в экономической теории происходит "отказ от принципа методологического индивидуализма", отмечая, что при этом ничего не остается думать, как то, что "поведение  

Вокруг последнего заключения развернулась широкая дискуссия, названная в литературе 1960 гг. "кембриджской дискуссией о капитале", поскольку основными противниками являлись сторонники Сраффы из Кембриджского университета (Великобритания) и апологеты "неоклассической" теории, объединившиеся вокруг Поля Самуэльсона в Кембридже (США). Неоклассики были вынуждены признать, что концепция предельной отдачи применима только к экономике, в которой производится только одно благо, которое может быть использовано и как потребительское благо, и как капитальное. Тогда, по определению, понятие количества капитала вновь становится значимым. Мир одного блага является, по Самуэльсону, "иносказанием", поскольку для него могут быть доказаны свойства, присущие и реальному миру, для которого они недоказуемы ввиду сложности последнего.  

Научное сообщество в течение многих десятилетий ищет объяснения истокам и предпосылкам высокоэффективного экономического развития . Неоклассическая теория , по мнению Норта, в настоящее время не может дать удовлетворительного объяснения этому явлению, поскольку не раскрывает проблему взаимной обусловленности институциональных изменений и экономического роста . Она, эта теория, оказалась неспособной выявить и интерпретировать различия в функционировании обществ и экономик, в использовании рыночных механизмов как в отдельно взятый момент времени, так и в течение некоторого периода. Подход Дугласа Норта к экономическому росту идет намного дальше тех факторов, которые принимают в расчет экономисты-неоклассики он рассматривает технологию, народонаселение, идеологию, политику и институты. Создается новое понимание длительных успехов и кризисов обществ.  

Теория Кейнса и основанная на ней бюджетная политика приобрели в последующие годы огромную популярность. Кейнсианцами могли назвать себя большинство экономистов и государственных деятелей, работающих в области макроэкономических проблем. Надо отметить, что Общая теория ... Кейнса написана недостаточно чётко и строго, так что не всегда понятно, что именно автор имел в виду. Поэтому дальнейшее развитие кейнсианской теории пошло по разным направлениям. Наиболее влиятельное из них рассматривало кейнсианство как важное, но всё-таки добавление к неоклассической теории , которое объясняет возможную неустойчивость экономики негибкими ставками заработной платы и ловушкой ликвидности . Это направление получило название неоклассического синтеза (имелся в виду синтез неоклассики и кейнсианства). Важную роль здесь сыграли английский экономист Джон Ричард Хикс (1904-89), построивший так называемую модель ISLM, и американец Пол Сэмюэлсон (Самуэль-сон, родился в 1915 г.). Другие кейнси-анцы (Р. Клауэр, А. Лейонхуфвуд и др.) считали, что в неоклассическом синтезе учение Кейнса искажается. По их мнению, его в принципе нельзя синтезировать с неоклассической теорией , поскольку оно исходит из ситуации неопределённости и неравновесия, в нём большую роль играют ожидания предпринимателей, а неоклассика, наоборот, предполагает полную информацию и равновесие.  

Наиболее известные представители неоклассической теории Альфред Маршалл (Великобритания), Леон Вальрас (Швейцария), Джон Бейтс Кларк (США), Кнут Викселль (Швеция), затем американские экономисты Пол Сэ-мюэлсон (Самуэльсон), Кеннет Эрроу , Гари Беккер и др. К неоклассикам относится значительное большинство современных экономистов в мире. На основе неоклассической теории написаны все курсы микроэкономики, изучаемые в университетах и школах. Основными предпосылками, из которых исходит неоклассическая теория , можно назвать предпосылки о рациональности человека и равновесности мира. Рациональность человека означает, что в своей деятельности он стремится достичь максимального значения некоторой функции, которую принято называть целевой. Такой функцией может быть полезность для потребителя или прибыль для фирмы. Принцип максимизации целевой функции позволил применить к экономическим проблемам математические инструменты анализа , потому что математики хорошо умеют решать задачи на нахождение максимума функций.  

В целом на протяжении XX века в экономической теории сложилось господствующее положение так называемого основного течения (mainstream). Этим термином принято называть неоклассическую теорию , в том современном ее виде, который наиболее отчетливо представлен в зарубежных стандартных учебниках и ряде ведущих теоретических журналов по экономической теории . Однако следует отметить, что основное течение не сводится только к фундаментальным положениям неоклассики. Важнейшая особенность mainstream состоит в его способности впитывать в себя, делать своей составной частью выдержавшие проверку временем постулаты кейнсианства, неокейнсианства, неоинституционализма и др. Достаточно сравнить 5-е издание широко известного учебника П. Самуэльсона Экономика, переведенное на  

Конец 1950-х гг. был ознаменован исследованием проблем экономического роста экономистами неоклассического направления , основными представителями которого являются Дж. Хикс, Дж. Э. Мид (Великобритания), Р. Солоу, М. Браун (США) и др. Отправной точкой их исследований было то, что спрос автоматически является равным предложению в процессе экономического роста ведущую роль играют предложение экономических ресурсов , а также эффективность их использования основные технологические коэффициенты подвержены влиянию цен производственных факторов и характера технического прогресса . Основной предпосылкой возникновения неоклассической теории экономического роста являлась идея о существовании свободной конкуренции и цен производственных факторов , установленных на уровне их предельных продуктов , что якобы гарантирует устойчивость экономического равновесия. Базируясь на этих предпосылках, экономисты неоклассического направления создали свой собственный вариант модели экономического роста . Эта модель заключалась в производственной функции Кобба - Дугласа. Основываясь на этой и других более сложных производственных функциях , неоклассики вывели систему показателей, которые характеризуют зависимость между затратами и выпуском продукции (т. е. коэффициенты эластичности выпуска по ресурсам), между затратами как таковыми (т. е. предельная норма и эластичность замещения ресурсов) к ним также относят систему экономического воздействия количественных характеристик технического прогресса нейтрального и ненейтрального технического прогресса , который влияет на соотношение эффективности производственных факторов материализованного, который воплощен в средства производства , и нематериализованного, который не воплощен в средства производства . Эмпирическая оценка параметров производственных функций является важным аппаратом анализа количественных взаимосвязей, которые определяют потенциально возможный выпуск продукции.  

Но создается видимость, что акцент на предпринимательстве, как функции в рыночной экономике , имеет целью не столько лишний раз подтвердить принцип методологического индивидуализма, сколько все-таки выявить, из чего же складывается спонтанный порядок . Именно последнему отдается первенство в качестве координатора и регулятора распределения ресурсов и их более эффективного использования . Здесь и наблюдается у неоавстрийцев противоречие между двумя принципами, наследуемыми от неоклассиков между методологическим индивидуализмом, усиленным положением Хайека о том, что хозяйственные решения принимают люди, но ни как не фирмы, или коллективы 5, с одной стороны, и спонтанным рыночным порядком, - с другой. Если в неоклассической теории рыночная конкуренция , в случае достижения общего равновесия , обеспечивает всем участникам максимум полезности (производителям - прибыльности), то спонтанный рыночный порядок обеспечивает самое большее - "это улучшение чьих-то шансов на успех, хотя и неизвестно чьих"6. В классическом варианте методологического индивидуализма, который был сформулирован еще Смитом в известном его пассаже о мяснике и булочнике,  

В современных теориях термины и понятия исходных теорий, составивших неоклассику, зачастую используются через отрицание (принцип ограниченной рациональности , групповая мотивация и т. п.). И с этой точки зрения , не зная языка неоклассической теории , современные западные теории попросту невозможно читать, т.е. понимать. Это относится уже к первой радикальной антинеоклассической книге - работе Дж. Кейнса Общая теория занятости, процента и денег. Конечно, важнейшие идеи Кейнса можно перевести на другой язык, например марксистский, и сделать понятными и тем, кто не изучал неоклассику. Но работа Кейнса написана на языке неоклассики, и такой перевод не сможет открыть выход в научное пространство - пространство кейнсианства и антикейнсианства.  

Какое значение для написания (и тем самым для чтения) экономической истории и истории в целом имело бы недвусмысленное включение в нее институционального анализа Написание истории - это составление связного изложения того, как изменялись во времени некие аспекты человеческого существования. Подобное изложение существует только в человеческом сознании. Мы не воссоздаем прошлое мы только составляем изложение событий, происходивших в прошлом. Чтобы это изложение было хорошей, настоящей историей, оно должно быть последовательным и логичным и не выходить за рамки имеющихся у нас свидетельств и имеющейся теории. Краткий ответ на вопрос, который мы задали в самом начале главы, состоит в том, что включение институтов в историю позволяет составить гораздо лучшее изложение, чем без институтов. "Клиомет-рическая" (описательная) экономическая история фактически "вращается" вокруг институтов, и если за изложение берутся самые опытные специалисты, то она (история) предстает перед нами как континуум и последовательность институциональных изменений, т.е. в эволюционном виде. Но поскольку экономическая история опирается на неструктурированное множество частей и осколков теории и статистики, она не в состоянии произвести обобщения или анализ, которые выходили бы за рамки конкретного исторического сюжета. Вклад клиометрического подхода заключается в применении к истории систематизированного корпуса теоретических идей - неоклассической теории , - а также в применении высокоразвитых количественных методов для разработки и проверки исторических моделей. Однако мы уже заплатили высокую цену за некритическое восприятие неоклассической теории . Хотя главным вкладом неоклассики в экономическую историю явилось систематизированное применение ценовой теории, в центре внимания неоклассической теории стоит проблема размещения ресурсов в каждый данный момент времени. Это невероятно сковывает историков, для которых главный вопрос - объяснить течение изменений во времени. Более того, аллокацию ресурсов неоклассика рассматривает как процесс, который  

Научная революция 1930-х пг. не привела к полному устранению неоклассики. Да и. сам Дж. М. Кейнс е предлагал этого, поскольку писал, что в условиях полной занятости , когда товары, услуги и прочие ресурсы вновь обретают свойство редкости, основная задача неоклассической теории - нахождение оптимального варианта использования редких ресурсов- на базе законов маржинализма (предельной полезности -и производительности) - вновь становится актуальной. Уже на исходе интересующего нас периода английским экономистом Дж. Хиксом в известной статье Кейнс и классики предлагаемая интерпретация (1939) был выдвинут вариант компромисса кейнсиан-ский макроанализ предлагает методы государственного регулирования экономики с целью ликвидации массовой безработицы и достижения полной занятости ресурсов по достижении указанного результата микроэкономические проблемы (ценообразование, неоклассическую теор

(кембриджская школа).

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности , теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния , принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).

Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридман), новая институциональная теория (Р. Коуз) и др.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неоклассическая экономическая теория" в других словарях:

    Экономическая теория, согласно которой: непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность только в краткосрочном периоде; в долгосрочном периоде экономика всегда сохраняет стабильность при производстве… … Словарь бизнес-терминов

    - (neoclassical economics) Направление экономической теории, согласно которому индивиды и фирмы стремятся к максимизации своих объективных функций при условии, что их деятельность координируется ценовым механизмом (price mechanism) и что спрос на… … Экономический словарь

    Неоклассическая экономическая теория - NEOCLASSICAL ECONOMICS Школа экономической мысли, появившаяся в XIX веке и основывающая свое учение на доктринах маржинализма. Ее основателями являются Дж. Кларк, Ф. Эджворт, И. Фишер, А. Маршалл, В. Парето, Л. Вальрас и К. Виксель. Ученые… … Словарь-справочник по экономике

    Экономическая теория дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому… … Википедия

    ТЕОРИЯ, НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде; в долговременном периоде экономика сохраняет стабильность при производстве национального продукта,… … Большой экономический словарь

    - (economics) Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для… … Словарь бизнес-терминов

    - (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия

    Эконометрика наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Определение предмета эконометрики было дано в уставе… … Википедия

    Неоклассическая теория экономики - , неоклассицизм возникшее в конце ХIХ в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело т.н. маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия … Экономико-математический словарь

    неоклассическая теория экономики - Неоклассицизм возникшее в конце ХIХ в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело т.н. маржиналистскую ре­во­люцию в классической экономике минувшего столетия, которая была… … Справочник технического переводчика

Введение

Неоклассическая экономическая теория впервые была сформирована как самостоятельное течение науки в конце 1890-х годов в связи с развитием научного сообщества ученых-экономистов и становлением экономического образования после победы маржиналистской революции над прочими оппозиционными направлениями. Данная теория экономического роста основана на модели рационального (максимизирующего) в равновесном мире человека, стремящегося максимизировать свой доход и минимизировать затраты на производство. Она формировалась на базе двух источников: теории факторов производства и концепции производственной функции, учитывающей взаимодействие таких факторов как труд и капитал.

Проблема экономического роста во всем мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития, так как от механизма экономического роста зависят уровень и качество технического прогресса. Эта тема особо актуальна в XXI веке в связи с необходимостью учета мировых тенденций экономического роста для благоприятного развития экономик отдельных государств в долгосрочном периоде.

В связи с этим, подход неоклассиков к изучению экономического роста кажется наиболее рациональным, чем и объясняется его широкомасштабное применение в современном мире. Одной из причин господства неоклассической теории является ее универсальность, готовность единообразно объяснить как экономические явления, так и процессы, объединяя их во всеобъемлющую систему под конец анализа. Немаловажным фактом также является способность данной теории варьировать сложность обсуждаемых проблем, что позволяет эффективно обучать специалистов на дозированном уровне, переходя от «малого» к «большему».

Современная неоклассическая теория имеет тенденцию к специализации, уходу от обобщенного изучения экономических явлений, что дает ученым-экономистам возможность проводить более глубокий анализ важных мелкомасштабных явлений и продвигать науку вперед.

Благодаря продолжающемуся практическому применению неоклассического подхода, изучение данного направления экономики представляется значительным и важным, и данное проведенное исследование преследует цель ознакомиться с истоками неоклассической экономической теории для дальнейшего ее самостоятельного применения в сфере профессии экономиста.

неоклассический экономический рост равновесие

Основные положения неоклассической школы экономики

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

Одним из определяющих положений неоклассической школы является принцип экономического равновесия. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл, один из наиболее известных ученых «старой» школы неоклассицизма, ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

В истории неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:

- «старая» неоклассика (1890-1930-е);

- «оппозиционная» неоклассика (1930-1960-е);

Современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).

Современные же неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

Данное направление возникло в 1870–1880-х гг., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую, американскую, кембриджскую, чикагскую и др.

Особый интерес представляет австрийская школа.

Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.

Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 1880-х гг. "производственной версии" ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (от фр. marginal – предельный).

Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т.д.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном еще в 1844 г. Однако начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относится к середине 1880-х гг., когда экономистами-математиками были опубликованы "Теории политической экономии" (У. С. Джевонс), "Основания политической экономии" (К. Менгер) и "Элементы чистой политической экономии" (Л. Вальрас).

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина "политическая экономия" в пользу понятия "экономике". Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842–1924), издавший книгу "Принципы Экономикса".

Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Тем самым австрийская школа поднимает важный вопрос о роли потребителя в деле формирования не только рыночных цен на товары, но и их стоимостей. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно-необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания о стоимости и цене.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической науки. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя – "экономического человека" (homo есопотгсш), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название микроэкономического .

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теория экономики предложения (А. Лаффер, М. Эванс), теория рациональных ожиданий (Р. Лукас, Н. Уоллес и др.), теория экономического роста, теория общего экономического равновесия, теория экономики благосостояния и др. Обратимся к некоторым из них.

Либерализм – это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов.

Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа) в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хаек (1899-1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма – создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый М. Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960–1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 1990-х гг. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы предлагают поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3–5% в год. В противном случае, по их мнению, нарушается механизм частного предпринимательства, наступает кризис, развертываются инфляционные процессы. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Концепция теории экономики предложения стала разрабатываться в конце 1970-х – начале 1980-х гг. на основе английской, американской и западногерманской школ. Ее основателями явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель и др. Это течение оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительства М. Тэтчер в Англии.

Структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников данной теории, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видели причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Поэтому они предлагали роль государств резко ограничить.

Теория экономики предложения акцентирует внимание на предложении ресурсов и их эффективном использовании. Одновременно она предлагает активизировать побудительные мотивы предпринимательской деятельности экономических агентов.

Одновременно теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера: снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

Продуктом новейшей эволюции неоклассицизма, вторым изданием монетаризма принято считать теорию рациональных ожиданий .

Она сформировалась в США. Ее разрабатывали Дж. Мут, Р. Берроу, Р. Лукас и др.

Теория рациональных ожиданий основана на идее, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса.

На основе этой мысли возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. Понятие "рациональные ожидания" ввел в экономический оборот в начале 1960-х гг. американский экономист Дж. Мут. Под рациональными ожиданиями он подразумевал ожидания, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а главным образом на основе всей имеющейся в определенный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. В своей гипотезе Дж. Мут исходил из того, что ожидания максимизирующих свое положение экономических агентов рациональны. В результате на базе всей полученной экономическими агентами информации формируются представления о положении в экономике, которые автор гипотезы принимает как условные математические ожидания.

Одну из первых подобных моделей построил профессор Чикагского университета Р. Лукас.

Теория рациональных ожиданий предполагает существование идеальной экономической системы, где все предусмотренные авторами модели параметры имеются налицо. В жизни такая ситуация нереальна.

Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами.

  • 1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать "чистую экономику", отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
  • 2. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
  • 3. Используя принцип А. Смита "laisser fairer ("предоставьте свободу действовать"), г.е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
  • 4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
  • 5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, "новый классический экономике", который лежит в основе курса, преподаваемого во всех университетах под названием мейнстрим (mainstream – основное течение).
  • 6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – несоциален.

Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, испытывает волнообразное движение: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. Первые звонки о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Новой критической атаке неоклассическая теория подверглась в период глобального мирового кризиса, начавшегося в 2008 г.

Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.

1. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Сторонники нового направления объявили предметом своего исследования так называемую «чистую экономику» независимо от общественной формы ее организации. Единичным объектом исследования стали не общехозяйственные категории, связанные с поведением общественных групп, классов, а поведение и субъективные мотивы так называемого «экономического человека» (homo economicus), который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу. Такой «экономический человек», в какой бы роли он ни выступал (потребителя, предпринимателя или продавца рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия). В качестве основной количественной категории анализа сторонники неоклассической школы использовали понятие предельной (marginal), или дополнительной, величины, характеризующей эффект, получаемый от дополнительной единицы потребления продукта (предельная полезность) или затраты производственного фактора (предельная производительность). Использование предельных величин открыло широкие возможности для применения в экономическом анализе математических методов (в частности аппарата дифференциального исчисления)

Предельная полезность и предельная производительность

На этой основе представители неоклассического направления попытались обосновать так называемые «естественные» законы, определяющие стоимость и цены, в том числе и цены производственных факторов, то есть прибыль (процент), заработную плату и ренту, а также законы распределения доходов. В противовес трудовой теории стоимости они выдвинули теорию предельной полезности. В соответствии с этой теорией стоимость рассматривалась как субъективная категория, величина которой (субъективная оценка) определялась полезностью последней, дополнительной единицы предмета потребления. Предельная полезность, согласно этой теории, определяла цены предметов потребления и косвенным образом, через предметы потребления, «цены» производственных факторов.


Общие принципы теории предельной полезности получили дальнейшее развитие в теории предельной производительности факторов, особенно в теории капитала П. Уикстеда, К. Викселля и Дж. Б. Кларка . Согласно этой теории, стоимость рассматривалась как результат производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля и капитал) вносят свой «вклад» в ее образование. Этот «вклад» равен тому добавочному продукту, который будет получен при небольшом приросте одного из производственных факторов - так называемому «предельному продукту» - при неизменности всех остальных. В условиях совершенной конкуренции предельные продукты определяют и цены производственных факторов, то есть заработную плату, прибыль и ренту. Отсюда следует, что и распределение осуществляется в соответствии с «естественными» справедливыми законами.

Теория общего равновесия

Неоклассическое направление выдвинуло также теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает не только «справедливое» вознаграждение факторов производства, но и полное использование («аллокационную эффективность») экономических ресурсов. Эта теория явилась обоснованием концепции внутренней устойчивости капиталистической экономики, основанной на действии «невидимой руки» конкуренции (Л. Вальрас ).

Неоклассическая теория получила наивысшее развитие в работах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. К ним относятся так называемые экстерналии, или внешние эффекты (например, отрицательное воздействие на внешнюю среду); возможность появления монополии и необходимость создания так называемых общественных благ. Все три типа явлений рождают проблемы, с которыми рынок не может справиться (так называемые «провалы рынка»), поэтому здесь и только здесь требуется вмешательство государства. В остальном сторонников этого направления отличает от кейнсианцев (см. в этом же вопросе 2 школу) отрицательное отношение к государству как органу контроля над процессами воспроизводства, к росту государственных расходов, стремление ограничить государственное регулирование экономики с помощью бюджетных и кредитно-денежных инструментов.

Новая неоклассическая школа

В последней четверти 20 столетия в условиях критики кейнсианства значительное развитие обрела так называемая «новая неоклассическая школа», сформировавшаяся на базе теории рациональных ожиданий. Сторонники этой теории (Р. Лукас, П. Сарджент, Г. Уоллес, Р. Барро) выступили с реформой основного постулата неоклассической теории, характеризующего поведение экономического объекта. Используя абстрактные модели экономического равновесия, сторонники этой теории анализируют реакции экономической системы при условии, что ее агенты не только располагают достаточной информацией о будущем развитии экономики, включая последствия правительственных мероприятий, но и способны рационально действовать, ожидая те или иные изменения в экономической ситуации. Они считают, что обычно макроэкономическая политика базируется на моделях, обобщающих характер экономических реакций в прошлом, то есть прошлое экономическое поведение субъектов. Они не учитывают их будущее поведение, которое будет меняться в зависимости от их ожиданий и вследствие самих действий правительства. Это ведет к тому, что экономическое регулирование, особенно политика стабилизации конъюнктуры, не в состоянии корректировать ход экономического развития и лишь вносит в него дополнительные нарушения. Например, экономическая политика расширения спроса на основе увеличения денежного предложения ведет к тому, что информированные и рационально мыслящие участники производственного процесса, предвосхищая будущий рост цен, предпримут все возможное, чтобы заранее увеличить свои номинальные доходы. В итоге вместо предполагаемого оживления производства произойдет всего лишь очередное инфляционное повышение цен. Сторонники рассматриваемой теории утверждают, что экономика тяготеет к состоянию равновесия, для которого характерны «естественная норма» безработицы, «естественный» уровень использования производственных мощностей, «естественная» норма процента, реальный уровень которых макроэкономическая политика, манипулирующая денежными рычагами, изменить не в состоянии. Исходя из этого, они отвергают все формы экономической политики, связанные с ограничениями рыночного механизма, манипулированием государственными расходами и денежно-кредитной системой.

2 КЕЙНСИАНСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

«Кейнсианская революция»

Возникновение кейнсианства связано с именем выдающегося английского экономиста, теоретика и политического деятеля Д. М. Кейнса. Его многочисленные работы и особенно «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) буквально перевернули современную ему теорию, что вошло в историю экономической мысли под названием «кейнсианской революции». Фундаментальная идея этой революции состояла в том, что зрелая капиталистическая экономика не имеет склонности к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов - бюджетных и кредитно-денежных рычагов.

На основе категорий кейнсианского анализа были созданы неокейнсианские теории циклического развития экономики и теории экономического роста. В конечном счете, макроэкономические переменные и зависимости - как бы они ни уточнялись и развивались впоследствии сторонниками Кейнса - носили не просто абстрактно-теоретический характер. Как писал Кейнс, «нашей конечной задачей является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем». Развитие кейнсианской концепции макроэкономического регулирования включало три основных момента: отказ от идеи сбалансированности бюджета в качестве главного ориентира финансовой политики правительства; разработку теории воздействия дефицита на динамику производства; новое понимание роли кредитно-денежной политики как инструмента, призванного поддерживать действия министерства финансов.

Преодоление идеи сбалансированного бюджета было тесно связано с развитием концепции «встроенных стабилизаторов» экономики, роль которых способна выполнить прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты, в первую очередь пособия по безработице. С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически сжиматься и расширяться в зависимости от фазы экономического цикла в направлении, противоположном конъюнктуре. Эта концепция предполагала, что дефицит, появляющийся во время кризиса (вследствие роста социальных расходов и недобора по налогам из-за снижения доходов), будет компенсироваться во время подъема, когда возникнет бюджетный излишек.

Однако политика, предполагавшая управление денежным спросом в соответствии с фазой цикла или уровня использования потенциальных возможностей экономики и, следовательно, нацеленная не только на его расширение, но и сжатие в условиях роста производства и цен, постепенно вырождалась в политику непрерывного накачивания денег в экономику. Наблюдалось нарастание бюджетных дефицитов, увеличивалась задолженность государства.