Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Необходимость государственного регулирования. Необходимость регулирования рыноч­ной экономики


Необходимость государственного регулирования экономиш объясняется следующими основными причинами:

Концентрация производства и рост монополизма приводит к диспропорциям и частым кризисам в экономике. Поэтому необходима антимонопольная политика государства.

Рыночный механизм порождает богатство и бедность. Целью ГРЭ является создание условий для сближения людей по уровню благосостояния.

Есть сферы и отрасли, которые представляют государственный интерес. В частности, национальная оборона, защита окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоду для предпринимателей.

Рыночные законы действуют стихийно, экономике свойственны колебания и кризисы. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста.

Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму.

В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цели получения

максимальной прибыли как это свойственно предпринимательству. Это есть главный принцип ГРЭ.

Общая стратегия ГРЭ базируется на следующих других принципах:

ГРЭ не должно подчинять себе естественное действие законов рынка. Тем самым государственное регулирование обязано придерживаться принципов рынка: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция.

Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки, негативные последствия рыночных отношений. Допускается государственное предпринимательство. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно облечено.

Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государство не ставит и не способно ставить цель - обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. При этом нужно учитывать, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат общественному прогрессу.

Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное вмешательство в экономику или недорегулирование экономики может нарушить естественный рыночный механизм и обострить социальные проблемы.

Направления государственного регулирования экономики:

Стабилизация экономического развития - борьба с безработицей, спадом производства и достижение экономического роста;

Интенсификация экономики с помощью НТП;

Укрепление позиции на международном рынке;

Создание сильного предпринимательского сектора, защита конкуренции;

Укрепление национальной валюты, денежного обращения;

Преодоление региональных и отраслевых диспропорций развития;

Поддержка малоимущих и незащищенных слоев населения;

Развитие социально- значимых отраслей.

Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях:

Создание законодательной базы экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или реализация экономических решений зависит от эффективности законодательной базы этих решений. К примеру, частная собственность на землю не будет внедрена без четкой системы правовых отношений между государством и земельными собственниками, между работодателями и наемными работниками в аграрной сфере.

Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и образованием монополий, что обеспечивает возможность им получать сверхприбыль и диктовать условия на контролируемых ими рынках. Тем самым, ущемляются интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на данных рынках. Поэтому важная регулирующая роль в целях поддержания справедливой конкуренции отводится государству.

Обеспечение общественными товарами. Примерами общественных товаров или благ являются асфальтированные дороги, уличные фонари, работа служб безопасности и т. п. Их характеризует общедоступность и бесплатность в использовании. Общественные товары необязательно производятся за счет государств. Предположим, строительство дорог может быть выполнено частными фирмами по государственному заказу.

Такие товары, которые по характеру являются также общественными, как автобус, стадион, зоопарк на самом деле представляются частными. Их владельцы рассчитывают получать доходы и прибыли.

Распределение и перераспределение доходов. Современное государство представляет собой мощный механизм по распределению и перераспределению национального дохода. В развитых странах государством перераспределяется до 50 и более процентов созданного ВВП. Тем самым, государство стремится создать социально-экономические балансы в обществе, благоприятные условия жизнедеятельности для большинства населения. Главным инструментом такой политики являются государственные расходы через госбюджет.

Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и охрана окружающей среды - одна из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами разработаны альтернативные варианты: установление стандартов по выбросам, платежей и штрафов, временного режима для осуществления выбросов. Тем самым, государство призывает загрязняющие предприятия к ответственности и необходимым дополнительным издержкам самих предприятий.

Внешние эффекты бывают не только отрицательными, но и положительными.

Стабилизирование экономики. Государство с помощью инструментов (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. п.) регулирования экономики способно снизить уровень цен, стимулировать деловую активность в стране, решать неотложные социальные проблемы.

Осуществляя свои экономические функции, государство призвано руководствоваться социальными целями. Базой реализации этих целей являются экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем добиваться социальных результатов по благосостоянию населения нужно добиваться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям справедливой конкуренции, борьбы с диктатом монополий, достижения равновесия по уровню благосостояния разных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой об отечественном производителе, реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей веру в будущее и перспективу своего общества.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Важнейшими элементами денежной системы являются следующие:

Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (например, тенге, рубль);

Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (золотое содержание бумажной денежной единицы);

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации);

Формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квазиденьги" (от лат.gasi - как будто, почти), то есть денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочных денежных обязательствах.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:

1) агрегат М-1 ("деньги для сделок") - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги;

2) агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных вкладах, а также депозитные сертификаты. Эти деньги не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а также их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами";

3) наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трасакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и измеряется прямо пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки.необходимость этого регулирования ...

  • Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики . "Фиаско рынка" и "фиаско государства"

    Контрольная работа >> Экономика

    По предмету: Государственное регулирование экономики на тему: Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики . "Фиаско рынка" ... перекосы в распределении ресурсов. 2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер...

  • Объективная необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

    Реферат >> Экономика

    ... необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) План 1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы 3 2. Объективная необходимость ... сферах. Таким образом, государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие...

  • Государственное регулирование экономики на примере России

    Реферат >> Экономическая теория

    Явления, как государственное регулирование экономики . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие... Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие1: невозможность успешного экономического...

  • Необходимость государственного регулирования экономики

    Государство это политическая форма организации жизни общества, основной инструмент политической власти.

    Многие глобальные проблемы нашего общества не могут быть решены без государственного участия. Государство продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей.

    Государственное регулирование экономики это воздействие государственных органов на экономические объекты и процессы. Оно осуществляется для придания экономическим процессам организованный характер, соблюдения законов, государственных и общественных интересов.

    Необходимость государственного вмешательства в экономику происходит в случаях сбоев в работе рыночного механизма, невозможности рыночного хозяйства разрешать задачи развития экономики, при наличии поиска вариантов для удовлетворения потребностей общества в общественных благах.

    История государственного регулирования восходит к концу средневековья. Первой школой экономической науки является меркантилизм.

    Приверженцы этого учения доказывали вмешательство государства в развитие экономики просто необходимо. роль государства в регулировании внешней торговли была достаточно высокой.

    Развитие меркантилизма происходило в два этапа. Первый этап - ранний меркантилизм, был связан с утверждением монетарной системы. Второй этап - развитой меркантилизм, называемый мануфактурной системой.

    Но в период развития капитализма и свободной конкуренции появилось мнение, что рыночная экономика способна саморегулироваться, без вмешательства государства. Так появилась классическая школа экономики.

    В основе классической школы лежат три принципа: неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности и свободная конкуренция.

    По мнению Адама Смита, государство должно выполнять три обязанности:

    • - Ограждение общества от насилия и вторжений;
    • - Ограждение каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, установление правосудия;
    • - Создание и содержание определённых общественных сооружений в интересах отдельных лиц или небольших групп.

    Повторяющиеся кризисы, инфляция, безработица конца ХIX - начала XX века, повлекшие за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок и обострение конкуренции, показали неспособность рыночной системы обеспечить нормальный процесс общественного воспроизводства и заставили усилить контролирующие меры государства.

    Главной задачей государства стало обеспечение правовых норм, общественных благ и устойчивости национальной валюты.

    Первая и вторая мировые войны потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но, главной причиной вмешательства государства в регулирование экономикой стал экономический кризис 30-х годов прошлого века.

    Новая система взглядов на регулирование экономика оформилась с учения Дж. М. Кейнса.

    Английский экономистом Дж. М. Кейнсом была обоснована необходимость государственного регулирования экономики.

    Кейнсианская модель государственного регулирования показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.

    Кризис показал, что рыночная экономика, основанная на крупном промышленном производстве, утрачивает способность к саморегулированию.

    Потому что индустриальное производство порождает монополизм, а монополизм - это отрицание основ рыночной экономики.

    Кейнсианство показало, что рыночная экономика нуждается в регулировании, и что это регулирование может осуществить только государство. Суть теории Кейнса сводится к государственно-регулируемой рыночной экономике. Но данное регулирование имело цель сохранить конкуренцию и свободное ценообразование при государственном регулировании.

    Со второй половины 70-х годов из-за дефицита государственного бюджета, высокого уровня инфляции и нефтяного кризиса, начались нападки на кейнсианство представителей либеральной мысли, таких как М. Фридман и Ф. Хайек.

    Фридмен считал, что на экономику влияет совокупность наличных денег и банковских резервов.

    На этот раз причиной кризиса было чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая сводила бы вмешательство государства к минимуму, то есть только к регулированию денежной сферы. Монетаристы стали сворачивать государственные социальные программы и увеличивать долю частной собственности.

    Теоретической основой неоклассической модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники экономики предложения считают нужным воссоздать классический механизм скопления и возродить полную свободу частного предпринимательства. Поэтому в согласовании с данной теорией правительство обязано обеспечить условия для процесса скопления капитала и повышения производительности производства.

    Главные препятствия на этом пути -- высокие налоги на прибыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет внедрение заемных средств для скопления.

    Таким образом, на протяжении ХХ века в экономике постоянно сменялись приоритеты между государственным и рыночным регулированием.

    Это означает, что при внешнем противоречии неоклассической, кейнсианской и монетаристской теориями все эти теории имеют одно родство, все они исходили из приоритета общерыночных ценностей, таких как индивидуальность, конкуренция, цена. И все они опираются на одни и те же положения, такие как ограниченность, рациональность, предельность и равновесие.

    Из этого следует, что главными составляющими всех трёх теорий являются:

    • - Конкуренция и ценообразование;
    • - Форма монополизма;
    • - Экономический потенциал государства.

    Активная роль государства в экономических процессах обусловлено, как минимум, тремя причинами.

    Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма -- конкуренция. Прямым следствием развития данной рыночной категории является монополизация экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкуренцию, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности производства.

    Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых нереально в рамках рыночного механизма.

    В-третьих, существуют предпосылки, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов:

    • - обеспечение равновесия в экономике;
    • - поддержание должного уровня занятости населения;
    • - правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
    • - разработка теории и принципов оптимального экономического поведения.

    В системе свободного рынка не может быть монополий, исключается инфляция, безработица, перепроизводство. Но в действительности всё значительно сложнее. И особую роль здесь играет государственное регулирование рыночных отношений.

    Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому, там, где свободный рынок не может дать хороший результат, необходимо экономическое вмешательство государства.

    Даже в самой идеальной экономике свободного предпринимательства всегда будут существовать три проблемы, не подвластные рыночному механизму.

    1. Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок не может охватить все социально-экономические отношения участников. В ходе деятельности как производителей, так и потребителей появляются внешние эффекты, непосредственно не имеющие денежной меры. Например, загрязнение окружающей среды, социальная защита незащищённых слоёв населения. В этих случаях без вмешательства государства не обойтись.

    Учёт внешних эффектов даёт основание разделить частные и социальные расходы и результаты производства. Равенство частных расходов и результатов образуют рыночное равновесие. А равенство социальных затрат и результатов образуют псевдорыночное равновесие. Псевдорыночное равновесие устанавливается совместными усилиями государства и механизма спроса и предложения.

    • 2. Предоставление населению общественных товаров является одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.
    • 3. Именно государство обеспечивает экономические процессы нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не способен решить такую проблему.

    В итоге выделяются два ведущих звена механизма свободного предпринимательства - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства заключается в том, чтобы решать те проблемы, которые рынок решить не в состоянии. Если посмотреть на реальную деятельность рынка, то можно заметить, что механизм рынка не даёт должного эффекта обществу.

    Чисто рыночное распределение не может гарантировать обществу достойное существование и благосостояние. Но государство не может называться демократическим, если в нём не соблюдаются права всех его граждан. Так кто же будет защищать интересы нетрудоспособных - пенсионеров, детей и инвалидов в условиях рыночной экономики? Именно для этого государство разрабатывает соответствующие социальные программы.

    Рынок не может гарантировать соблюдения права на труд даже для тех, кто хочет работать. И поэтому в рыночной экономике безработица неизбежна. Этот факт ставит перед государством много проблем. Поэтому государство также берёт на себя регулировать рынок рабочей силы для поддержания полной занятости и сокращения безработицы.

    Также рынок не может обеспечить развитие науки и высоких технологий, преобразование производства. Только государство заинтересовано в капитальных вложениях в фундаментальную науку, разработки высоких технологий, прибыль от которых может быть пока не определена.

    Для решения региональных программ также требуется вмешательство государства. Без регулирования на национальном и межгосударственном уровнях невозможно эффективное развитие мировой экономики.

    Любая экономика подвержена инфляции и монополии, и поэтому рынок нуждается в антиинфляционной и антимонопольной политике, проводимых государством.

    Экономика в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В настоящее время понятие «экономика» стало намного шире и означает:

    • 1. Комплекс производственных отношений, экономическая основа общества;
    • 2. Народное хозяйство страны;
    • 3. Наука, изучающая экономические отношения.

    Основу экономики образуют отношения собственности на средства производства. Определяющим фактором развития экономики считают производительные силы.

    Экономический базис - это основа для всех общественных отношений, он играет решающую роль в развитии общества.

    Народное хозяйство представляет собой систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов.

    Экономика взаимосвязана с политикой и характер их взаимоотношений выражается в следующих формулировках:

    • - Политика - самое концентрированное выражение экономики;
    • - Политика всегда главенствует над экономикой.

    Различаются внешняя и внутренняя политики, но это различие условно, так как внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики.

    Важнейшей частью политики является экономическая политика, система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса.

    Государственная экономическая политика складывается из бюджетной, структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной, политики труда и занятости.

    В настоящее время вмешательство государства в экономику сводится к следующим действиям:

    • - Разработка экономической политики;
    • - Управление предприятиями и организациями, находящимися в собственности государства. К таким предприятиям относятся объекты ядерной энергетики, космические, транспорт, связь, энергетические системы;
    • - Установление правовых основ рынка и ценовой политики - стимулирование предпринимательства, защита прав всех форм собственности, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя;
    • - Регулирование внешнеэкономических отношений. Вмешательство государства в экономику усиливается в периоды экономических кризисов, на переходных этапах развития экономики. Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в нашей стране в данный момент, не может быть результативной без активного вмешательства государства в экономические процессы.

    В настоящее время выделяются экономические функции государства, связанные с его общими функциями.

    • 1. Социальная функция - многообразна по содержанию. Главное предназначение - обеспечение общественного благополучия, создание равных возможностей для всех граждан. Государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ, осуществление социальной защиты инвалидов, пожилых, беженцев, многодетных семей и детей-сирот, учащихся, безработных, национальных меньшинств.
    • 2. Экологическая функция - обязывает государство обеспечить экологическое благополучие граждан. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф, предоставляет компенсации. В России действует Закон об охране окружающей среды.
    • 3. Налогообложение и взимание налогов - одна из самых важных функций государства, обусловленная тем, что бюджет Российской Федерации практически полностью состоит из налогов.
    • 4. Руководство и регулирование хозяйственной деятельностью всех звеньев экономики;
    • 5. Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Согласно декларации прав человека от 22 ноября 1991 года и Конституции РФ, государство гарантирует каждому гражданину судебную помощь и защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов. Надзор за исполнением законов возлагается на органы прокуратуры;
    • 6. Вхождение России в мировое сообщество значительно изменило её внешнюю политику и побудила признать гуманистические и общедемократические нормы в межгосударственном общении. Установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.
    • 7. Функция интеграции в мировую экономику основана на признании экономической взаимозависимости государств.
    • 8. Функция обороны одна из самых важных функций государства. В настоящее время эта функция основывается на принципе поддержания уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

    Основные направления государственного регулирования экономики включают в себя:

    • 1. Управление государственной собственностью;
    • 2. Стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям;
    • 3. Региональное регулирование экономики;
    • 4. Политика занятости;
    • 5. Антиинфляционное регулирование.

    Все эти направления иногда противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

    1. Управление государственной собственностью направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

    Приватизация является одним из инструментов данной системы. Она отражает отношения по поводу преобразования государственной собственности в частную для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала.

    Управление государственной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей. К объектам, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, финансы, ценные бумаги и многое другое. Субъекты - федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности.

    2. Достижение сглаженности экономического развития необходимо для получения внутренней сбалансированности экономики.

    Комплекс методов регулирования можно разделить на две группы:

    • - Косвенные меры - налоги, налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии;
    • - Прямые меры - государственные заказы на продукцию, госуслуги, бюджетные инвестиции, определённые запреты правительства на выпуск ряда товаров и услуг.
    • 3. Одно из направлений экономической политики связано с решением региональных проблем.

    Региональная политика представляет собой комплекс мер государства по достижению определённого пространственно-производственного равновесия в экономике.

    Применительно к регионам государство реализует следующие меры:

    • - Определение границ региона, нуждающегося в поддержке;
    • - Выработка концепции специализации региона4
    • - Координация деятельности субъектов экономики, реализующих региональную политику.
    • 4. Разрабатывая политику занятости и социальной защиты безработных, государство старается не допустить дальнейшего нарастания напряжённости в обществе и предотвратить социальный взрыв.

    В мировой практике существует два типа воздействия на уровень занятости: активная и пассивная государственная политика.

    Активная политика на рынке труда предусматривает комплекс правовых, организационных и экономических мер, которые проводит государство в целях снижения уровня безработицы.

    • - Создание новых рабочих мест;
    • - Обучение, переподготовка и повышение квалификации;
    • - Активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей;
    • - Субсидирование создания новых рабочих мест;
    • - Организация рабочих мест через систему общественных работ;
    • - Проведение мер по предупреждению увольнений работников.

    Пассивная политика государства направлена на сглаживание негативных последствий безработицы и предполагает следующие действия:

    • - Выплата пособий по безработице;
    • - Оказание материальной помощи безработным;
    • - Осуществление доплат на иждивенцев;
    • - Выдача малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости;
    • - Организация питания в специальных столовых.

    В настоящее время центр тяжести смещается в сторону усиления активных мер.

    5. Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Антиинфляционная политика направлена на регулирование её темпа в безопасных для экономики государства пределах.

    По мировому опыту, набор основных антиинфляционных мер типичен практически для всех государств. Важное значение для сдерживания инфляции имеют общеэкономические меры, которые направляются на поддержание относительно устойчивых темпов экономического роста. Типичные меры по сдерживанию инфляции:

    • - Преодоление бюджетного дефицита;
    • - Регулирование государственного долга;
    • - Кредитно-денежная политика;
    • - Регулирование цен;
    • - Политика доходов;
    • - Планы стабилизации;
    • - Внешние факторы.

    В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от опасности со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в публичных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных граждан, решает вопросы государственной обороны.

    Подводя итоги по всему вышесказанному, хочу отметить, что наиглавнейшей задачей всего государственного механизма является достижение баланса в процессе регулирования экономики.

    государственное регулирование экономический социальный

    Список литературы

    • 1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 345 c.
    • 2. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 704с.
    • 3. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. -- Киров: АСА,2007-.515 c
    • 4. Серёгина С.Ф., Агапова Т.А., Макроэкономика. М., 2006.
    • 5. Экономика, учебник, под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова, М. 2007.
    • 6. А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина, Макроэкономика. М., 2007.

    Государство в рыночной экономике - это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

    Роль государства в рыночной экономике

    Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

    Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:

    1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.

    2) Государство в условиях рыночной экономики имеет положение монополии в сфере принятия законов, которые есть обязательными для всех, кто находится под юрисдикцией данного государства. Если рассматривать это относительно рыночных отношений, то все субъекты хозяйствования подчиняются нормам, которые приняты и утверждены аппаратом государственного управления.

    3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.

    4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

    Значение государства в рыночных экономических отношениях

    Тенденции частого изменения условий рынка порождают массу дискуссий, исходя из которых, роль государства в экономике страны понимается по-разному. При любом изменении рыночных условий государство должно оперативно вмешаться в положение вещей и ввести новые правила, налоги, нормативно - правовые акты.

    Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.

    Функции государства в рыночной экономике

    Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.

    • Функция правового регулирования - выражается в регулировании государственным аппаратом всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
    • Защитная - обеспечивает условия гарантий для функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Такая функция реализуется антимонопольным комитетом.
    • Функция поощрения развития технологий о расширения производства.
    • Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.
    • Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.
    • Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.

    Правовая функция

    Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.

    Производственная функция

    Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально - техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;

    Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:

    • перераспределение доходов;
    • перераспределение ресурсов.

    Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).

    Функция обеспечения добросовестной конкуренции

    Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.

    Функция стабилизации

    Заключается в принятии таких законов, которые обеспечивали бы равные условия деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизации. Само понятие стабилизации подразумевает создание новых рабочих мест для не трудоустроенного населения, вследствие чего платежеспособность населения повысится, что позитивно отобразится на условиях функционирования рынка. Но это направление имеет риск, который заключается в непредвиденности развития событий. Что бы расширить масштабы производства необходимо быть готовыми к тому, что так же возрастут и сопутствующие расходы, которые потянут за собой безработицу и обесценивание денег.

    Функция прогнозирования

    Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.

    Функция регулирования

    Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:

    • свести к минимуму все негативные последствия, которые возникают в процессе осуществления рыночной деятельности;
    • регулирование основ правового поля, в котором функционирует рыночная система;
    • обеспечить социальную защиту объектов управления.

    Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Необходимость государственного регулирования экономиш объясняется следующими основными причинами:

    Концентрация производства и рост монополизма приводит к диспропорциям и частым кризисам в экономике. Поэтому необходима антимонопольная политика государства.

    Рыночный механизм порождает богатство и бедность. Целью ГРЭ является создание условий для сближения людей по уровню благосостояния.

    Есть сферы и отрасли, которые представляют государственный интерес. В частности, национальная оборона, защита окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоду для предпринимателей.

    Рыночные законы действуют стихийно, экономике свойственны колебания и кризисы. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста.

    Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму.

    В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цели получения

    максимальной прибыли как это свойственно предпринимательству. Это есть главный принцип ГРЭ.

    Общая стратегия ГРЭ базируется на следующих других принципах:

    ГРЭ не должно подчинять себе естественное действие законов рынка. Тем самым государственное регулирование обязано придерживаться принципов рынка: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция.

    Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки, негативные последствия рыночных отношений. Допускается государственное предпринимательство. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно облечено.

    Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

    Государство не ставит и не способно ставить цель - обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. При этом нужно учитывать, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат общественному прогрессу.

    Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное вмешательство в экономику или недорегулирование экономики может нарушить естественный рыночный механизм и обострить социальные проблемы.

    Направления государственного регулирования экономики:

    Стабилизация экономического развития - борьба с безработицей, спадом производства и достижение экономического роста;

    Интенсификация экономики с помощью НТП;

    Укрепление позиции на международном рынке;

    Создание сильного предпринимательского сектора, защита конкуренции;

    Укрепление национальной валюты, денежного обращения;

    Преодоление региональных и отраслевых диспропорций развития;

    Поддержка малоимущих и незащищенных слоев населения;

    Развитие социально- значимых отраслей.

    Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях:

    Создание законодательной базы экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или реализация экономических решений зависит от эффективности законодательной базы этих решений. К примеру, частная собственность на землю не будет внедрена без четкой системы правовых отношений между государством и земельными собственниками, между работодателями и наемными работниками в аграрной сфере.

    Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и образованием монополий, что обеспечивает возможность им получать сверхприбыль и диктовать условия на контролируемых ими рынках. Тем самым, ущемляются интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на данных рынках. Поэтому важная регулирующая роль в целях поддержания справедливой конкуренции отводится государству.

    Обеспечение общественными товарами. Примерами общественных товаров или благ являются асфальтированные дороги, уличные фонари, работа служб безопасности и т. п. Их характеризует общедоступность и бесплатность в использовании. Общественные товары необязательно производятся засчет государств. Предположим, строительство дорог может быть выполнено частными фирмами по государственному заказу.

    Такие товары, которые по характеру являются также общественными, как автобус, стадион, зоопарк на самом деле представляются частными. Их владельцы рассчитывают получать доходы и прибыли.

    Распределение и перераспределение доходов. Современное государство представляет собой мощный механизм по распределению и перераспределению национального дохода. В развитых странах государством перераспределяется до 50 и более процентов созданного ВВП. Тем самым, государство стремится создать социально-экономические балансы в обществе, благоприятные условия жизнедеятельности для большинства населения. Главным инструментом такой политики являются государственные расходы через госбюджет.

    Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и охрана окружающей среды - одна из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами разработаны альтернативные варианты: установление стандартов по выбросам, платежей и штрафов, временного режима для осуществления выбросов. Тем самым, государство призывает загрязняющие предприятия к ответственности и необходимым дополнительным издержкам самих предприятий.

    Внешние эффекты бывают не только отрицательными, но и положительными.

    Стабилизирование экономики. Государство с помощью инструментов (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. п.) регулирования экономики способно снизить уровень цен, стимулировать деловую активность в стране, решать неотложные социальные проблемы.

    Осуществляя свои экономические функции, государство призвано руководствоваться социальными целями. Базой реализации этих целей являются экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем добиваться социальных результатов по благосостоянию населения нужно добиваться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям справедливой конкуренции, борьбы с диктатом монополий, достижения равновесия по уровню благосостояния разных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой об отечественном производителе, реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей веру в будущее и перспективу своего общества.

    Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

    Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

    Важнейшими элементами денежной системы являются следующие:

    Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (например, тенге, рубль);

    Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (золотое содержание бумажной денежной единицы);

    Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации);

    Формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

    Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

    Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

    В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно.

    Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

    В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квазиденьги" (от лат.gasi - как будто, почти), то есть денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочных денежных обязательствах.

    Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

    Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования.

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

    Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании

    безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.

    Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. При этом последователи А.Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т. е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

    Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде где необходимо. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

    Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

    Во- первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма – конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена антимонополисти-ческая деятельность государства.

    Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

    Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие

    которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

    В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей

    рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

    Государственное вмешательство в экономику является объективно

    необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это

    экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

    Литература:

    1.Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М: 1998, стр. 102

    2.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 453.

    3. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999,

    4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36