Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги и налогообложение (Конспект лекций). Виды, сущность и функции налогов

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Значение терминов «налог» и «сбор» приводятся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом.

Налог - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассмотрев более подробно вышеприведенные определения, можно выделить некоторые характерные черты, присущие налогу и сбору.

Налог, как платеж, отличают следующие свойства:

Обязательность;

Индивидуальность;

Безвозмездность;

Отчуждение денежных средств, принадлежащих физическим или юридическим лицам;

Ориентация на финансирование государственной системы.

Сбор, как и налог, является обязательством физических или юридических лиц. Но, в отличие от налога, сбор выступает условием совершения в отношении его плательщика каких-либо значимых юридических действий.

Существуют следующие сборы: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы на федеральном, региональном и местном уровне.

Между налогом и сбором существует большая разница. Можно выделить следующие отличия налога от сбора.

1.Взимание налога не требует согласия плательщика в то время, как при уплате сбора согласие плательщика обязательно.

2.Налог представляет собой безвозмездный платеж, в то время как сбор предполагает личностно-обменные отношения с государством.

3.Налог является платежом в денежной форме, а сбор может быть внесен разными способами.

4.Расчет суммы налога происходит путем исчисления процентного соотношения к какой-либо базовой единице, в то время как сбор предполагает фиксированную сумму платежа.

5.Налоговые платежи имеют заданную периодичность, в то время как сборы выступают разовыми взносами.

6.Целью налогообложения является финансирование расходов государства, в то время как цель сбора заключается в компенсации издержек государства, возникающих в связи с предоставлением плательщику каких-либо услуг.

7.При налогообложении учитывается фактическая способность плательщика уплатить конкретный налог, в то время как сумма сбора является фиксированной вне зависимости от материального положения физического или юридического лица.

Процедура установления налогов и сборов регламентируется законодательством Российской Федерации. В частности, Конституцией выделяется несколько требований, применяемых к порядку установления налогов и сборов.

Налоги и сборы считаются «законно установленными», если выполняются следующие условия.

1.Соответствие уровня налогов и сборов уровню законодательных органов, устанавливающих их. Это значит, что федеральные налоги и сборы могут быть установлены только федеральными законодательными органами, а региональные и местные налоги и сборы - органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

2.Надлежащая форма установления налогов и сборов. Это значит, что при установлении налогов и сборов должна соблюдаться форма их утверждения: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, законодательные акты органов местного самоуправления.

3.Соблюдение порядка принятия нормативно-правовых актов и законов о налоге. Такой порядок прописан в Конституции РФ и других законодательных документах. Существуют несколько требований, предъявляемых к процедуре принятия законов о налогах и сборов. Например, законопроекты о введении и отмене налогов, а также об освобождении от их уплаты вносятся в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, что прописано в статье 104 Конституции. Однако вовсе необязательно, что заключение Правительства должно обладать положительным характером. Данную норму можно объяснить так: Правительство информируется о законопроекте, который будет вноситься на рассмотрение, оставляя за собой право высказать свои предложения и замечания о нем. На практике подобное заключение крайне редко составляется в виде отдельного документа. Чаще мнение Правительства РФ высказывается в ходе обсуждения законопроекта.

4.Введение налога в действие в соответствии с законодательно установленными нормами. Требования, предъявляемые к процедуре введения налога, предусмотрены в Конституции РФ. Соблюдение установленной процедуры делает налоговое законодательство более стабильным и ограничивает возможность придания законам о налогах и сборах обратной силы.

Сущность налогов проявляется в исполняемых ими функциях. Можно выделить условно четыре функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную и социальную. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Фискальная функция обусловлена содержанием налогов. Практическая реализация фискальной функции формирует финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения государственной системы. Таким образом, с помощью фискальной функции создается материальная база для функционирования государства. Целью фискальной функции выступает формирование дохода каждого уровня бюджета.

Применение фискальной функции имеет некоторые ограничения. Когда налоговых платежей недостаточно, а сокращение расходов невозможно, государству приходится искать другие формы доходов. Прежде всего, к таким формам относятся внутренние и внешние государственные, региональные, местные займы. При обращении к займам формируется государственный долг, обслуживание которого, в свою очередь, требует дополнительных расходов, что влечет за собой повышение налогов в будущем, например, увеличение налоговых ставок, введение новых налогов. Такой поворот событий может вызвать недовольство со стороны плательщиков, которое выражается в производственном спаде и т.д. Таким образом, государство столкнется с новыми финансовыми проблемами, решить которые возможно только с помощью новых займов. Такая ситуация опасна крахом финансовой системы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что доля платежей, поступающих в бюджет за счет практического применения фискальной функции, прямо пропорциональна уровню доходов плательщиков.

Регулирующей функции отводится особое место в системе антикризисного регулирования. Государство стремится воздействовать на социально-экономические процессы. С помощью регулирующей функции происходит перераспределение денежных средств между различными отраслями и сферами деятельности. Также с помощью данной функции государство регулирует доходы населения, что реализуется путем введения налоговых льгот и оптимизации налоговой системы. Налоговые льготы уменьшаются обязательства конкретных плательщиков.

Система налоговых платежей и сборов регулирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Такие отчисления предназначены для восстановления ресурсов, израсходованных юридическим или физическим лицом, но принадлежащих государству. Обычно подобные платежи и взносы отличаются четкой отраслевой спецификой. Например, налог за пользование недрами, водный налог, земельный налог и т.д.

Контрольная функция позволяет оценить, нуждается ли налоговая система в изменениях. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов, а также проверяется соблюдение стоимостной пропорции при распределении доходов различных экономических субъектов. Благодаря контрольной функции государство может сопоставить количественное выражение поступающих налоговых платежей существующим финансовым потребностям.

Социальная функция связана с фискальной и регулирующей функцией. Социальная функция находит свое отражение в установлении разных условий взимания налогов с физических лиц в соответствии с их социальным обеспечением и материальным положением. Таким образом, обеспеченные слои населения платят налоги в большем размере. Механизм выполнения социальной функции можно рассмотреть на примере налога на доходы физических лиц. Законодательством установлены виды доходов, не подлежащие налогообложению, а также виды доходов, облагаемые налогом по повышенной ставке. Также в Налоговом кодексе РФ прописан перечень стандартных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и доступных лишь определенным категориям населения.

Социальное значение данной функции особенно ценно в период кризисов, когда многие слои населения нуждаются в защите государства.

К сожалению, в российской налоговой системе социальная функция реализуется не полностью, что обусловлено несовершенством налогового законодательства


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Понятие и сущность налогов и сборов 1. Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства. Формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у хозяйствующих субъектов. Следовательно, изъятие государством в пользу общества определенной стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Для налога как экономической категории присущи следующие признаки (особенности):

1)императивность (обязательность). Данный признак предполагает правовую обязанность безусловной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком.

2)индивидуальная безвозмездность – налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду (эквивалентное возмещение).

3)законность – установление, начисление и взимание налогов осуществляется в порядке, определенным законом.

4)уплата налогов в целях финансового обеспечения деятельности государства – за счет налогов в преобладающей степени формируются централизованный фонд денежных средств, который является основой обеспечения деятельности государства: содержание государственного аппарата, армии, решения комплекса задач общенационального значения.

5)абстрактность – поступление налогов на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.

6)относительная регулярность – периодическая уплата налога в установленные сроки.

Однако финансовые резервы государства формируются и за счет сборов.

Под сбором в НК РФ понимается, обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие налога от сбора состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. В настоящее время в экономической науке нет единой точки зрения на количество выполняемых налогом функции.

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, они осуществляются одновременно и определяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Можно выделить фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции налогов.

Фискальная функция–основная функция, формирует доходы, аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование межотраслевых общегосударственных программ.

Стимулирующая функция налогов оказывает влияние на процесс воспроизводства. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, налоговых санкций и налоговых преференций.

Контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в государственный бюджет.