Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

4 сферы в обществе. Понятие общества. основные сферы жизни общества

Человек издревле пытался разобраться в устройстве общества и воспроизвести его структуру на бумаге. Однако социум имеет сложнейшую организацию, изобразить которую в виде одной схемы невозможно. В этой статье мы расскажем об одной из классификаций, в основу которой легли сферы общества.

Сферы жизни общества

Человек, являясь членом общества, взаимодействует с другими его представителями, вступая с ними в определенные отношения: продает и покупает, женится и разводится, голосует на выборах и вступает в ряды общественных организаций . Такие устойчивые взаимоотношения получили название сфер жизни общества.

Согласно общепринятой классификации, существует четыре основные сферы общества :

  • политическая. Затрагивает все, что имеет отношение к политике: государственное устройство, образование политических партий, политические процессы, происходящие в государстве;
  • экономическая. Представляет собой систему взаимоотношений, связанную с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг;
  • социальная. Охватывает деление общества на нации , народы, классы, социальные группы и пр.;
  • духовная. Эта сфера охватывает вопросы морали, религии, искусства, образования, науки и т. п.

Сферы деятельности общества охватывают все процессы, которые протекают в государстве, а также людей, являющихся участниками этих процессов. Покупая продукты в супермаркете, вы приобщаетесь к экономической сфере деятельности общества, вступая в брак — к социальной, выходя на митинг — к политической, а отправляясь в Третьяковскую галерею — к духовной.

Духовная и социальная сферы общества

Спор о том, какая из сфер общества является доминирующей, длится давно, но ответ до сих пор не найден. Карл Маркс считал определяющей экономическую сферу деятельности, в эпоху Средневековья в качестве основной выделялась духовная. Давайте рассмотрим каждую подробнее и решим, какая из них важнее.

Духовная сфера общества

Духовная сфера деятельности общества представляет собой совокупность отношений, которые возникают в ходе формирования, передачи и освоения нематериальных (духовных) ценностей. К ним относятся верования, культурные традиции, нормы поведения, художественное достояние и т. п.

К духовной сфере общества относятся мораль, наука, искусство, религия, образование и право. Когда в детстве ребенка учат уважать старших, его приобщают к духовной сфере общества. Учась в школе и вузе, посещая выставки и концерты, путешествуя по миру и изучая традиции национальной культуры, мы приобщаемся к духовной сфере.

Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой совокупность отношений, возникающих в результате деятельности человека как члена социума. Каждый из нас занимает в обществе определенное положение, которое определяется нашим возрастом, семейным положением, образованием, местом жительства, половой принадлежностью, национальностью и социальным статусом. Все это характеризует место индивида в социальной сфере общества.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра философии, социологии и политологии

Контрольная работа

по дисциплине: философия

Тема: Сферы общественной жизни

Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

Игнатовой Ксении Михайловны

Шифр: 101452

Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта


Введение

1. Материально-производственная сфера общества

3. Духовная сфера общества

Заключение

Библиографический список


Введение

Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Выделяют следующие сферы общества:

Материально-экономическую,

Социальную,

Политическую,

Духовную.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

общество духовность религия познание


1. Материально-производственная сфера

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

2. Политическая сфера общества

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .


Введение 3стр

Общество. Сфера жизни 4стр.

Экономическая сфера 7стр

Социальная сфера 8стр.

Политическая сфера 12стр.

Духовная сфера 14стр.

Заключение 18стр.

Введение

Термин "общество" многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:

    общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, об­щество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация", «союз", «объединение".

    общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия", "этап", «период".

    общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления", «ин­формационное общество", «традиционное общество" и т.д.). В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

    общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между со­бой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Общество. Сфера жизни.

Общество - это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Поэтому общество - это искусственная природа, надстроенная над природой естественной в результате совместной деятельности индивидов. Общество - это система совместной деятельности людей. К числу подсистем относят сферы общественной жизни:
1. экономическая;
2. социальная;
3. политическая;
4. духовная.
Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов - государство, семья, партии, трудовые коллективы и т.д.
Общество возникло одновременно с появлением человека. Общество возникло, как форма совместной жизнедеятельности людей, позволяющей решать совместные задачи на основе разделения труда и взаимопомощи. Только в обществе человек может удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним. Институты общества:
- семья;
- производство;
- государство;
- образование;
- религия.

Общество - понятие, непосредственно характеризующее организацию жизни людей в стране. Общество - это совокупность людей (индивидов), объединенных исторически сложившимися в ходе обеспечения материальных и духовных потребностей людей формами хозяйственной и социальной деятельности. В более узком смысле обществом можно назвать группу людей, объединенных сходством их происхождения и места в системе общественного разделения труда. Обществом называют также объединение людей для достижения каких-то целей.
В науке социологии существует несколько подходов к определению общества. Согласно «атомистической» теории, оно понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними (Г. Зиммель). Общество как совокупность различных пересекающихся групп людей воспринимается «групповой» теорией (Ф. Знанецкий). «Институционный» подход понимает общество как «систему институтов и организаций» (Т. Боттомор, С. Липсет). Функциональная концепция Д. Эберли трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия. Н. Смелзер определил общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (аналитический подход).
В целом для всех названных теорий характерно стремление представить общество целостной системой элементов, находящихся в тесной взаимосвязи (системный подход).
Элементами общества являются социальные группы (сословия, классы) и социальные институты (государство, церковь, семья). Степень трудности перехода из одной группы в другую, а также неравноправности групп в системе общественных институтов является показателем уровня закрытости общества. Все многообразие обществ - объединенных на различной основе больших групп людей, существующих сейчас и уже исчезнувших, - разделяют на определенные типы.
Существует множество способов типологизации (или, что то же самое, классификации) обществ. Если в качестве главного признака выбирается религиозный, то общества могут быть разделены на исламское, конфуцианское, христианское и т. п. Если язык - франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и многие другие. Если письменность - бесписьменные (дописьменные) и письменные. Положив в основу типологизации способы получения средств к существованию, получают четыре основных типа общества: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие общества; аграрные общества; промышленные (индустриальные) общества. В марксистской теории тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы. Различались первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества, предполагался переход к коммунистическому. Производным от марксистского стало деление на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество, переход современных развитых стран к которому, как принято считать, постепенно происходит после Второй мировой войны.
О путях дальнейшего развития человеческого общества не сложилось единого мнения. Оно или развивается поступательно (прогрессирует) (по теории К. Маркса), или движется к своему упадку (регрессирует) (по О. Шпенглеру). Существуют предположения, что его развитие представляет собой периодический или даже беспорядочно колеблющийся циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга регулярно либо, напротив, совершенно бессистемно. Согласно современной эволюционистской теории, общество в целом последовательно прогрессирует. В рамках циклической теории существует мнение, что вектор развития общества выглядит как спираль.
Сфера жизни общества - это определенная по какому-то признаку область, где проявляется все многообразие деятельности людей и отношений между ними. Существуют экономическая, социальная, духовная (сфера культуры), политическая (политико-правовая) и др. сферы.
Экономическая сфера связана с производством и распределением материальных благ для обеспечения жизни социума.
Социальная сфера включает взаимоотношения между людьми в области обеспечения нетрудоспособных членов общества, здравоохранения, образования.
Духовная сфера заключает в себе средства развития и удовлетворения нематериальных потребностей, а также механизмы становления и формирования общественного сознания (религиозные, идеологические и пр.).
Политическая включает в себя государственные, общественные и правовые институты регулирования общества, управления им.

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:
Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения, материальных благ в обществе.
Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.
Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

Экономическая сфера

Здесь в качестве базовых потребностей индивида выступают материальные. Следовательно, нас интересует вопрос отношения социального субъекта к своим потребностям и способам их удовлетворения.

Состояние социального субъекта здесь можно охарактеризовать по двум параметрам:

1) показатели материального положения и статуса (характеристики собственности, место в системе распределения, статуса и т.д.);

2) показатели отношений (т.е. когда индивид осмыслил все, указанное в п.1 и определил свое отношение).

Рассмотрение экономических интересов населения невозможно без выяснения их положения в системе отношений собственности и распределения. Как же действует механизм этих параметров? Сердцевину этого механизма составляет сравнение своего положения с положением других. Интегральная оценка меры удовлетворения материальных потребностей зависит не только от факта наличия и количества вещественных факторов, но и от того, как они распределены, каков механизм этого распределения. Человек имеет социальный статус, следовательно, «состоит» в определенной группе и может сравнивать:

а) материальное положение своей социальной группы с соответствующим положением других групп и

б) своего собственного положения внутри группы (а его интерес может и противоречить интересам группы в целом).

В устойчивых социальных системах существует определенный нормативный каркас - признание стандартов потребления раз- личных социальных групп, в наши же условиях (неустойчивости, переходного периода) отсутствует общественное признание необходимости дифференциации нормативов и стандартов потребления и, как следствие, завышенные экономические притязания при сравнении своего материального положения с положением наиболее продвинутых потребителей. Все это является основой для создания общественного мнения как индивидуального, так и определенной социальной общности. Мы остановились на этом достаточно подробно для того, чтобы была более ясна основа для инструментального познания исследуемого механизма в ходе социологических опросов общественного мнения. Исследования в этой сфере требуют сосредоточения на изучении трех блоков характеристик:общества есть сфера действия права, то есть социальное... данной проблемой, разделились на два основных направления - объективистское и субъективистское. Институциональная школа...

  • Политическая сфера жизни общества (2)

    Реферат >> Философия

    1 Тема: Политическая сфера жизни общества СОДЕРЖАНИЕ Происхождение государства – 1. Сущность государства – 3. ... , т.е. функционирование правового государства. Также основными признаками гражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение...

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

    Ухтинский государственный технический университет

    Кафедра философии, социологии и политологии


    Контрольная работа

    по дисциплине: философия

    Тема: Сферы общественной жизни


    Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

    Игнатовой Ксении Михайловны

    Шифр: 101452

    Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта




    Введение

    1. Материально-производственная сфера общества

    3. Духовная сфера общества

    Заключение

    Библиографический список


    Введение

    Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

    1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

    2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

    Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

    Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

    Выделяют следующие сферы общества:

    Материально-экономическую,

    Социальную,

    Политическую,

    Духовную.

    Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

    общество духовность религия познание

    1. Материально-производственная сфера

    Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

    Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

    1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

    2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

    3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

    4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

    5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

    Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

    В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

    Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

    Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

    Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

    В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

    Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

    При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

    Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.


    2. Политическая сфера общества

    Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

    Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .

    Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

    Обязательным наличием социальной основы правящих сил;

    Наличием специального аппарата власти;

    Наличием государственной территории;

    Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

    Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

    Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

    В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет и функции политической системы общества.

    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

      социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

      экономическую (производительные силы, производственные отношения)

      политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

      духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

    В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

    Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

      производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

      производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

    Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

      политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

      политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

      политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

      политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

    Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

      религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

      мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

      искусство- художественное освоение мира;

      наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

      право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

      образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

    6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

    Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

    Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

    Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.