Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

12 косвенные налоги. Косвенные налоги и их роль в экономике

Налоговый кодекс определяет список налогов, используемых в Российской Федерации. Весь список налогов классифицируется различными способам на основе своих критериев. Одним из таких способов является разделение налогов на прямые и косвенные.

Налогом называется обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличия прямых и косвенных налогов

Главная отличительная черта прямых и косвенных налогов заключается в том, на кого они возложены (с кого взимаются) и с чего считаются.

Прямые налоги относятся к деятельности предприятия и появляются за счет того, что предприятие работает. Примеры прямых налогов - это Налог на прибыль, Налог на имущество, Земельный налог, Транспортный налог, Фонд социального страхования и др. Главным плательщиком прямых налогов является само предприятие. Каждый вид прямого налога имеет свою базу исчисления и правила расчета.

Косвенные налоги появляются с определенных сумм и цен и напрямую ложатся на плечи покупателей (носитель налога). Примеры косвенных налогов это - НДС, Акцизы, Госпошлина, Налог на рекламу (отменили), Налог с продаж (отменили). Главным плательщиком косвенных налогов является покупатель. Для косвенных налогов характерно их включение в цену. Выглядит это так: к цене товара/услуги добавляется сумма налога. Например , для НДС - это добавление к розничной цене еще суммы, подсчитанной, как процент по ставке 10% или 18% от розничной цены (100р. + (100*18%) = 118р.)

Таблица различий между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. По поводу взимания налогов выступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

По поводу взимания налогов выступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик, как посредник между ними

2. Налоговое бремя несет непосредственно юридический плательщик

Налоговое бремя несет носитель налога, тогда как сам налог в бюджет поступает через юридического плательщика

3. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

4. Эти налоги от доходов, от имущества

Эти налоги от оборотов по реализации товаров(работ, услуг)

Налоги: план счетов бухгалтерского учета

Прямые налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Косвенные налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Классификация налогов на прямые и косвенные не единственная. Законодательство предлагает несколько принципов классификации:
- по способу взимания (прямые и косвенные)
- по субъекту налогообложения (по налогоплательщику)
- по объекту налогообложения
- по уровню бюджета, в который зачисляется налог
- по целевой направленности введения налога.

Различные варианты классификации налогов относят их к разным группам, придавая им свойства и характеристики этих групп. Тем самым, появляется возможность для Законодателя лучше изучать и познавать сущность налогов.

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Можно по-разному сгруппировать и классифицировать налоги для их определения. Но чаще всего их делят на прямые и косвенные налоги .

Виды налогов – прямые и косвенные

Прямые и косвенные налоги – это официальная законодательная классификация. Определения можно найти в Налоговом кодексе России в статье 12.

Прямыми налогами считаются те, которые налогоплательщики напрямую платят в казну. В общем, это имущественные налоги и платы за прибыль. Эти налоги обязаны платить все, кто владеет объектами налогообложения или получает прибыль. Этот вид – потомок ранней формы налогообложения, классический образец. Характерная особенность прямого налога – сложная схема расчета.

Косвенные налоги – это налоги на какие-либо товары или услуги. Платить их нужно производителям товаров и поставщикам услуг. Но эти налоговые затраты входят в итоговую стоимость продуктов. В итоге за них платит покупатель, и поэтому является косвенным плательщиком.

Косвенные налоги необходимы государству для управления внутренней экономикой, для влияния на покупателей. С помощью них можно регулировать спрос населения и в целом влиять на потребление. Также можно равномерно разделять налоговую нагрузку по всей территории страны. Косвенные налоги не так эмоционально воспринимаются людьми, поэтому они улучшают общую картину налоговой нагрузки. И самое главное – это быстрый способ закрывать дырки в бюджете, потому что средства поступают сразу после сделок и актов купли-продажи.

В разных странах по-разному формируется соотношение этих двух видов налогообложения. В США, Австралии, Великобритании прямые налоги преобладают. Но подоходный налог в этом случае довольно велик.

Существует евроконтинентальная модель, применяемая, например, в Германии. Тут население делает большие социальные взносы, а прямые налоги находятся в меньшинстве. Кроме Германии, такая налоговая модель распространена в Бельгии, Австрии и Франции.

В Латинской Америке государство пополняет бюджет за счет косвенных налогов, потому что в странах очень высокая инфляция.

В России превалируют косвенные доходы. Казна практически на 70 процентов пополняется за счет них. Однако есть тенденция движения к смешанной модели, чтобы чаша весов так значительно не склонялась в одну сторону.

Нельзя сказать, какая модель хороша, а какая – плоха. Гармоничное соотношение зависит от особенностей экономического развития стран.

Прямые налоги

Прямые налоги более честные с точки зрения рядового гражданина. Однако их сложнее собирать и высчитывать. Но в отношениях между государством и налогоплательщиком нет третьих лиц, как в случае с косвенными налогами.

Примеры основных разновидностей прямых налогов мы указали в таблице.

НАИМЕНОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Налог на доходы населения. Платить должны, в том числе, и иностранные граждане. Вносить деньги нужно в конце года. Диапазон ставки: от 12 до 45 процентов. Социальные выплаты (пенсии, пособия и т.д.) налогом не облагаются.

Физические лица платят подоходный налог из полученных доходов, а юридические лица платят налог на прибыль предприятия. Диапазон ставки: от 15 процентов (прибыль от дивидендов) до 35 процентов.

Имущественные налоги

Это , – на любое имущество. Часто люди путаются: налог на имущество – прямой или косвенный? Ответ – это самый характерный пример прямого налога.

Социальные выплаты

Деньги, которые работодатель высчитывает в пользу социальных фондов (например, пенсионного).

Косвенные налоги

Многие люди считают, что они платят в основном только подоходный налог, если имеют один официальный источник доходов. Но не все так просто. Каждый день, расплачиваясь в магазине, покупатель становится клиентом магазина, а заодно и налоговой.

Разновидности косвенных налогов:

  • налог на добавленную стоимость. Налог платится производителем на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции. И заплатить за данный налог придется покупателю. НДС существует не так долго, как другие налоги. Его ввели во Франции в середине прошлого столетия, а затем все европейские государства переняли инициативу французов.
  • индивидуальный налог, или акцизы. НДС нужно платить всем производителям, этот налог не зависит от вида деятельности. Акцизы вводятся в основном на очень популярные товары, на сверхприбыль. Рядовому человеку от этого легче не становится. Акцизы тоже входят в стоимость товара. Причем в России акцизами облагаются не только товары внутреннего рынка, но и импортные.
  • выплаты за государственные услуги. Имеется в виду плата за получение лицензии в налоговой государственного образца. Или выплаты за оформление других необходимых для работы документов.
  • таможенные пошлины – налоги на внешнюю торговлю.

Главный плюс косвенных налогов с точки зрения государства – это относительная легкость их сборов и меньший процент уклонения от налогов. Действительно, производителю нет смысла уклоняться от уплаты. А покупателю придется поневоле стать плательщиком. Причем потребителям будет сложно судить о том, сколько налогов они по-настоящему платят.

Налогообложение делится на прямое и косвенное. Последнее отличается дробной структурой. Косвенное налогообложение предусматривает большое количество статей. Дробная структура оправдана в практическом и экономическом смысле. Косвенные налоги нередко используются государством с целью пополнения казны. При этом структура налогообложения позволяет избежать резких скачков , товары, отдельные виды работ и т.п. Актуальный закон о налогообложении определяет косвенное налогообложение как систему, в которой налогооблагаемое лицо и налогоплательщик – разные субъекты.

Суть косвенного налогообложения

Применяемое сегодня в РФ косвенное налогообложение юридических лиц призвано сгладить возможные проблемные моменты, связанные с и уплатой прямых налогов. Фактически использование косвенного налога выполняет компенсаторную функцию. То есть покупатель услуги компенсирует поставщику сумму налога. При этом покупатель, как правило, не осознает своей вовлеченности в налоговую среду.

Раньше было принято считать косвенное налогообложение уделом стран третьего мира, государств с крайне нестабильной экономикой. Но современная налоговая практика показывает присутствие, причем в немалом количестве, таких налогов в бюджетах большинства развитых стран мира.

Виды косвенного налогообложения

Косвенное налогообложение включает различные виды налогов. Основными являются налоги с оборота, с продаж, таможенные сборы, пошлины, государственные пошлины, акцизы. Наглядным примером косвенного налога может служить акциз на автомобиль. Фактически он уплачивается производителем транспортного средства. Но при этом налог закладывается в стоимость автомобиля. Следовательно, сумма акциза возмещается производителю покупателем.

В целом, акцизы являются самой распространенной и обширной группой косвенных налогов. Здесь практикуется общее (стандартное) и индивидуальное налогообложение . Каждая схема имеет свои юридические, бухгалтерские (расчетные и учетные) нюансы.

Особенности косвенных налогов

Косвенные налоги, как и любые другие, имеют специфические черты. Прежде всего, это высокая собираемость и оперативность.

Высокая собираемость как характеристика косвенных налогов обусловлена простотой мониторинга . Косвенные налоги и сборы перечисляются в бюджет постоянно. Любое нарушение выявляется без труда.

Оперативность косвенных налогов предусматривает перечисление таковых в сжатые сроки. Так, например, самый распространенный налог, с которым сталкиваются практически все, НДС, перечисляется в бюджет в срок до 1 квартала.

Расчет налогообложения выполняется согласно требованиям действующего законодательства. Практика показывает, что не всегда предприниматели и юридические лица могут самостоятельно провести расчетные операции безошибочно. Особенно это касается бизнес-структур без профессиональной штатной бухгалтерии.

Хотите минимизировать риски неуплаты или несвоевременной уплаты косвенных налогов и наложения связанных с этим санкций? «Консалтинг Премиум» предлагает рациональное решение − аутсорсинг налогового учета.