Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Заявление в налоговую с просьбой разобраться образец. Куда пожаловаться на налоговую инспекцию

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Огромное количество частных предпринимателей и простых граждан сталкивается с нарушениями в деятельности налоговых органов. Такие нарушения чаще всего проявляются в неправомерном начислении налогов, несвоевременном возврате ошибочно начисленных сумм налога, а также незаконном вынесении штрафов и других финансовых санкций. Чтобы оспорить неправомерные действия налоговиков, необходимо подать жалобу на их решение, действия или же на бездействие налоговой инспекции.

Куда писать жалобу?

Жалоба на налоговую инспекцию может быть подана в следующие органы:

  1. Вышестоящий налоговый орган. Любое неправомерное решение налоговиков может быть отменено вышестоящим налоговым органом. Подобный административный порядок обжалования незаконных действий или бездеятельности налоговой инспекции нечасто приводит к положительным результатам, однако является достаточно оперативным способом решения тех споров, где вина налоговой очевидна.
  2. Органы прокуратуры. Наличие функции общего надзора позволяет органам прокуратуры контролировать действия любого государственного органа. Однако на практике, прокуратура редко вмешивается в налоговые споры, реагируя лишь там, где в действиях налоговиков есть признаки уголовного преступления.
  3. Суд. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, что создает предпосылки для подачи жалобы на действия налоговых органов именно в судебный орган. Вместе с очевидными преимуществами (независимость судебного органа, высокий уровень квалификации лица, рассматривающего дело), подача жалобы в суд сопряжена и с определенными недостатками, ключевым из которых является долгий срок судебного рассмотрения.

Как видим, оптимальным вариантом является подача жалобы сразу во все органы, имеющие право отменить незаконное решение налогового органа либо же повлиять на него.

Жалоба на решение ифнс должна содержать реквизиты обжалуемого решения налогового органа. Если обжалуется бездействие, следует указать, какие именно действия налоговая инспекция должна была предпринять. После описательной части, следует указать основания для признания действий или бездействия налоговой инспекции неправомерными, а также доказательства, подтверждающие такие основания. К жалобе следует также приложить копии имеющихся у вас документов.

Жалоба на инфс рассматривается уполномоченным лицом вышестоящего налогового органа. Образец жалобы на действия ифнс можно найти и скачать на нашем веб-ресурсе. Однако следует отметить, что образец жалобы на налоговую инспекцию может содержать только наиболее общие основания для обжалования, в то время как адаптация текста жалобы под конкретную ситуацию является работой профессиональных юристов.

С нарушениями в работе налоговых органов встречаются многие люди. Для этого вовсе не обязательно быть предпринимателем. Вариантов нарушения множество – от задержки перевода налогового вычета и незаконного начисления налогов до неправомерно вынесенных штрафов и неправильно проведенной налоговой проверки. Куда пожаловаться в этом случае?

В статье мы рассмотрим правила составления жалобы на деятельность налоговой службы и инстанции, в которые необходимо ее направить жителям Москвы, Московской области и других регионов России. Отдельно расскажем о способе передачи жалобы через официальный сайт ФНС РФ .

Кто принимает жалобы на работу ФНС?

Право обжаловать действия (бездействие) налоговиков каждым российским гражданином записано в . Но куда именно направить заявление?

  • В вышестоящий налоговый орган (вышестоящему уполномоченному лицу). Управление Федеральной налоговой службы имеет право отменить любое решение региональных налоговых отделений. Так, жители Москвы вначале должны жаловаться в Управление ФНС по Москве, а затем уже апеллировать к ФНС России. Аналогично, жители Подмосковья сначала обращаются в УФНС по Московской области;
  • В судебный орган – эта инстанция вправе рассматривать судебные иски из любой сферы жизнедеятельности. Явный недостаток способа – длительное рассмотрение иска. Способ предпочтителен, если жалоба подается от лица организации (юридического лица);
  • В прокуратуру. Прокуратура РФ должна следить за правильной работой всех государственных органов, но ее юрисдикция охватывает лишь деятельность, которая носит уголовный характер.

Каждый гражданин Российской Федерации может пожаловаться на действия налоговой инспекции в течение 3 месяцев после того, как было обнаружено нарушение. Однако заявитель вправе обратиться с просьбой о продлении этого срока, если на то имеются веские основания.

На рассмотрение обращения дается максимум один месяц (30 дней), а регистрируется оно в первые 3 дня (итого процедура занимает не более 33 дней). Если принятое решение не устроило заявителя, то он вправе обжаловать его в суде в 10-дневный срок.

В некоторых случаях срок рассмотрения заявление может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель будет предварительно уведомлен. Способов подачи жалобы несколько – лично в канцелярию налогового органа, суда или прокуратуры, по почте, по телекоммуникационным каналам связи и через сайт ФНС .

Как правильно составить?

Жалоба либо подается в электронном виде на официальном сайте ФНС РФ, либо пишется на компьютере и подается в распечатанном виде. Подписывает ее сам заявитель или его законный представитель.

В жалобе обязательно указывается:

  • полное наименование государственного органа, в которое подается жалоба, включая его адрес и почтовый индекс;
  • ФИО и адрес регистрации заявителя;
  • в тексте документа указываются обжалуемые документы или приводится иная информация, которая послужила поводом к написанию жалобы (действия или бездействие налогового органа);
  • подробно излагается нормативная база, на которую опирается обращение;
  • выдвигаемые заявителем законные требования;
  • контактные данные заявителя и способ получения решения о рассматриваемом деле (почта РФ, электронная почта).

К заявлению прилагаются любые документы, которые подтверждают неправомерные действий налоговой службы. Точные требования к написанию документа изложены в , а образец его составления представлен по ссылке в конце статьи.

Когда в рассмотрении жалобы могут отказать?

Сотрудник налоговой службы может не принять документ к рассмотрению в следующих случаях:

  • нет необходимых реквизитов (документ составлен неправильно, с нарушением требований ст. 139.2 НК РФ);
  • текст не поддается чтению (если документ написан от руки);
  • текст жалобы содержит нецензурные выражения, брань, угрозу жизни должностных лиц и членов их семей;
  • документ подан с нарушением сроков;
  • жалоба после подачи была полностью или частично отозвана;
  • текущая версия заявления уже направлялась ранее этим же лицом;
  • нарушение было устранено еще до момента рассмотрения заявления.

У налоговой службы есть право отклонить жалобу в течение 5 дней после ее получения. Однако заявитель после этого вправе направить повторное заявление ().

Отправка заявления через интернет

Заявление можно писать не только в налоговой службе, суде или прокуратуре. Есть возможность отправить его в электронном виде через сайт ФНС РФ . Для этого на главной странице сайта необходимо выбрать пункт «Физические лица».

На открывшейся странице выбираем раздел «Подача жалобы в налоговые органы».

На новой странице находим блок «Жизненные ситуации». Если выбрать пункт «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов», то для передачи жалобы потребуется войти в свой личный кабинет.

Если у заявителя нет доступа к личному кабинету и регистрироваться на сайте он не желает, то следует выбрать другой пункт — «Я хочу обратиться по иному вопросу».

В новом окне выбираем пункт «Физическое лицо или ИП», после чего попадаем на саму форму подачи жалобы, которую необходимо заполнить и отправить при помощи нажатия на соответствующую кнопку.

После этого обращение будет подано, остается лишь ждать ответ по почте или в электронном виде (через e-mail).

Итоги рассмотрения

Вариантов рассмотрения заявления, поданного в вышестоящий налоговый орган, несколько. Обращение может быть оставлено без удовлетворения, по результатам его рассмотрения оспариваемый акт (документ) может быть отменен или отменено принятое ранее решение.

Вышестоящий орган ФНС РФ вправе назначить дополнительную налоговую проверку или полностью прекратить производство о нарушении в сфере налогообложения.

Также уполномоченный орган вправе внести любые коррективы в принятое ранее решение нижестоящего налогового органа или вынести другое решение, отменяющее действие предыдущего или дополняющее его.

Как пожаловаться на налоговую инспекцию, если ваше общение с сотрудниками налоговых органов зашло в тупик? Вы не получили требуемых разъяснений, вам предъявляют к уплате излишние суммы или ваше обращение в налоговую осталось без ответа? Всегда есть возможность связаться с инспекцией или вышестоящим налоговым органом по интернету. Разберем, как подать жалобу на налоговую.

Устали общаться с налоговиками? Делайте это не лично, а по интернету

Вероятно вы знаете, что существует официальный сайт налоговой службы РФ – www.nalog.ru, на котором можно найти очень много полезной информации: разъяснения законодательных актов, сведения о собственной задолженности, различные справочные данные и многое-многое другое. Однако на этом же сайте можно узнать не только что-то новое и непонятное для себя, но и воспользоваться сервисом «Обращение в налоговый орган». Именно с его помощью мы и будем подавать свою онлайн жалобу.

Итак, начинаем.

1. Заходим на сайт nalog.ru, автоматически система проводит навигацию с учетом вашего города.

2. Выбираем услуги для физических лиц.

3. Опускаемся вниз и находим нужную нам позицию: «Подача жалобы в налоговые органы».

Тут можно не только подать жалобу на действие/бездействие должностных лиц, но и обжаловать решение, получить информацию о дальнейших действиях. Именно здесь и можно отправить сообщение или жалобу в налоговую.

4. Жмем подсвеченную синим строку и получаем возможность выбора из предложенных жизненных ситуаций:

5. Посмотрите и выберите, что больше подходит вам в сложившейся ситуации. Если необходимо пожаловаться на работу налоговой инспекции, выбираем первый пункт: «Я хочу подать жалобу…».

Здесь дана информация о правах налогоплательщиков.

6. Для совершения действий онлайн, необходимо войти в свой личный кабинет на nalog.ru.

7. Если же вы не регистрировались в личном кабинете (и не хотите это делать), можно пойти другим путем – воспользуйтесь возможностью свободного обращения в налоговый орган, без регистрации. Для этого выбираем:

Не забываем указать, что мы относимся к физическим лицам:

8. Заполняем информацию в обращении:

В верхнем поле необходимо выбрать, куда вы собираетесь обращаться (либо в вашу инспекцию, либо в вышестоящий орган). А далее нужно заполнить свои личные данные. Для того чтобы обращение было рассмотрено по существу, заранее приготовьте скан-копии документов, подтверждающих вашу позицию. Прикрепить их можно по следующим ссылкам:

9. Не забудьте также указать, каким способом вы желаете получить ответ – по почте или на свой электронный адрес. Теперь проверяем корректность введенных данных и жмем:

Далее, в зависимости от указанного способа связи, вы получите уведомление о приеме вашего обращения, его регистрационном номере, а также о этапах его рассмотрения – в виде смс или сообщения по электронной почте.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

С введением института обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщик уже привык к тому, что до направления заявление в суд, необходимо подготовить соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Применительно к обжалованию решений можно сказать, что в сознании рядового налогоплательщика сформировалось представление о том, что вышестоящими налоговыми органами могут быть только Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Данные представления основаны и на текстах решений налоговых инспекций, в которых разъясняется право налогоплательщика обжаловать указанное решение в конкретное управление.

Вместе с тем, вышестоящим по отношению к любому налоговому органу городского, районного или межрайонного уровня (далее - ИФНС), а равно по отношению к Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) является Федеральная налоговая служба, то есть ее центральный аппарат.

Таким образом, налогоплательщик вправе последовательно обжаловать неустраивающее его решение налогового органа низового уровня в УФНС и далее - в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России).

К подаче жалобы в ФНС России применимы все правила, установленные ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касающиеся сроков подачи жалобы и ее рассмотрения.

Ниже рассмотрим два случая исчисления сроков в зависимости от того, было ли решение нижестоящего налогового органа обжаловано в УФНС в апелляционном порядке или нет.

Допустим, что налогоплательщик пропустил десятидневный срок обжалования решения в УФНС, тогда вступившее в силу решение налогового органа по усмотрению заинтересованного в обжаловании лица можно обжаловать в течение одного года в УФНС или ФНС либо также в годичный срок написать жалобу в УФНС, дождаться ответа на нее и не позднее трех месяцев обжаловать данный ответ в ФНС России.

Если же налогоплательщик воспользовался правом апелляционного обжалования, то вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа и решение УФНС по жалобе, которым было утверждено решение ИФНС, могут быть обжалованы в трехмесячный срок в ФНС России.

Срок рассмотрения обращения налогоплательщика в ФНС России составляет один месяц со дня регистрации соответствующего обращения и может быть продлен еще на 15 дней в случае необходимости запроса документов от ИФНС.

Жалобу налогоплательщику следует подавать непосредственно в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23). Для контроля срока получения жалобы ФНС России мы рекомендуем направлять жалобу с уведомлением о вручении либо отлеживать движение регистрируемого почтового отправления с помощью сервиса сайта www.russianpost.ru.

О результатах рассмотрения жалобы налогоплательщика можно узнать, получив входящий номер в экспедиции ФНС России - подразделении, отвечающим за прием и регистрацию обращений, и затем обратившись в соответствующий отдел, которому поручено подготовка ответа на обращение.

Стоит обратить внимание на то, что ФНС России по телефону не сообщает налогоплательщику, удовлетворена его жалоба или нет, ограничиваясь указанием даты направления ответа в адрес обратившегося. Данное «молчание» ФНС можно, как правило, преодолеть, сделав звонок в отдел досудебного аудита соответствующего УФНС, до которых центральный аппарат доводит информацию по жалобам в оперативном порядке с использованием электронной почты. По крайне мере так дела обстоят в Свердловской области.

Теперь о выгодах обжалования решений в ФНС России на примере одного из дел, в котором принимали участие специалисты нашей компании.

Налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки были начислены налоги, пени и штрафы. Представление индивидуальным предпринимателем возражений привело к назначению дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проверки информации налогоплательщика и подтверждения первоначальных выводов ИФНС.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий налоговый орган направил предпринимателю уведомление о назначении места, времени и даты рассмотрения материалов проверки (с учетом дополнительно полученных сведений). Посчитав, что налогоплательщик был надлежаще уведомлен, ИФНС вынесло решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в УФНС, а затем, когда УФНС полностью в своем решении поддержало нижестоящий налоговый орган, и в ФНС России.

Как было уставлено в ходе рассмотрения жалоб, уведомление налогоплательщику, во-первых, вручено не было, а, во-вторых, было подписано не начальником или заместителем начальника налогового органа, а инспектором, проводившим проверку. Что интересно, указанные нарушения порядка рассмотрения материалов налоговой проверки были оценены УФНС как несущественные и не влекущие автоматическую отмену решения нижестоящего налогового органа, тогда как, по мнению ФНС России, допущенные ИФНС отступления от установленной Налоговым кодексом процедуры настолько серьезны, что решение налогового органа, а также решение УФНС по апелляционной жалобе следует признать незаконными в полном объеме и отменить.

Иными словами, несмотря на желание УФНС всеми способами сохранить честь мундира, закрыв глаза на явные нарушения нижестоящего налогового органа, центральный аппарат ФНС России все же имеет в определенных случаях смелость рассмотреть дело объективно, чем необходимо пользоваться каждому налогоплательщику, настроенному на свою активную защиту.