Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Зарубежная Азия: общая характеристика. Пути развития стран азии, африки и латинской америки

Экономикам азиатских стран были присущи многие структурные недостатки. Большинство фирм находились в семейном владении, а в соответствии с конфуцианской традицией семьи стремились сохранить над ними контроль. Если они и выпускали акции в открытую продажу, то обычно игнорировали права акционеров, находившихся в меньшинстве. Если им не удавалось финансировать рост фирмы за счет доходов, они полагались на кредит, но не рисковали утратой контроля. В то же время правительственные чиновники использовали банковский кредит в качестве инструмента финансовой политики; они использовали его также с целью вознаградить свои семьи и друзей. Существовала порочная связь между бизнесом и органами управления, и отмеченное выше - лишь одно из ее проявлений. Сочетание таких факторов привело к тому, что соотношение задолженности к собственному капиталу оказалось крайне завышенным, а финансовый сектор лишился прозрачности и здоровой основы. Идея о том, что «банковский кредит» будет дисциплинировать акционеров компании, попросту не сработала.

Структурные изъяны в банковской системе и формах владения предприятиями; порочная связь между бизнесом и политиками; недостаточная прозрачность и отсутствие политической свободы - все это также минусы «азиатской модели». Хотя перечисленные недостатки были присущи многим охваченным кризисом странам, но не все они характерны для каждой страны. Гонконг был свободен от большинства из этих недостатков. В Японии и на Тайване существует политическая свобода. Крупные японские компании не являются семейной собственностью. В Сингапуре существует прочная банковская система. Кроме того, «азиатская модель» как таковая оказалась исключительно успешной стратегией экономического развития и пользовалась широкой популярностью в деловых кругах. «Азиатская модель» обеспечила резкое повышение уровня жизни, ежегодный прирост среднедушевого дохода в соответствующих странах на протяжении длительного периода составил в среднем 5,5%, что намного превышает аналогичный показатель практически во всех формирующихся рыночных экономиках. Азиатские лидеры - Ли Кван Ю в Сингапуре, Сухарто в Индонезии и Махатира в Малайзии - с гордостью заявляли о своей уверенности в том, что азиатские ценности выше западных, даже когда кризис уже разразился. Они зашли настолько далеко, что поставили под сомнения Декларацию ООН о правах человека. Ли Кван Ю назвал западные демократии упадническими, Махатир осудил традиции колониализма, а Сухарто превозносил достоинства непотизма. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) приняла в свои члены в июне 1997 г. Мьянму, бросив прямой вызов западным демократиям, которые считают репрессивный режим Мьянмы неприемлемым в политическом и гуманитарном плане.

Почему же тогда начался Азиатский кризис? Дать удовлетворительное объяснение этому явлению пока невозможно, если не учитывать изъянов мировой капиталистической системы. Тот факт, что Азиатский кризис не ограничился Азией, а охватил также Россию, Южную Африку и Бразилию. Затронул все формирующиеся рынки, подтверждает вывод, что главная причина нестабильности кроется в самой международной финансовой системе.

До начала 1960-х гг. государства Восточной, и уж, тем более, Юго-Восточной Азии ничем особым не выделялись на экономической карте мира. Корея и Тайвань, Индонезия и Таиланд воспринимались на Западе как типичные развивающиеся страны: экзотические, нищие, коррумпированные. Во многом это соответствовало действительности - и нищеты, и коррупции там хватало. Правда, к тому же культурному региону относилась и Япония, ставшая развитой страной еще в начале XX века. Тем не менее, Япония воспринималась, тогда как исключение, а в целом Дальний Восток, несмотря на свое огромное население, казался экономически бесперспективным регионом. Однако в шестидесятые годы ситуация стала меняться, а в восьмидесятые успехи «новых индустриальных стран» Восточной Азии стали темой ученых дискуссий и восторженных журналистских очерков.

Юго-Восточная Азия демонстрировала экстраординарные темпы экономического роста. Резкий взлет экономик ЮВА был вызван уникальным сочетанием нескольких факторов. В первую очередь это макроэкономическая стабильность, которая выгодно отличала азиатские страны от конкурентов в Латинской Америке.

Перемены, произошедшие в Восточной Азии в 1960-1990 гг., действительно заслуживают наименования «чуда». Среднегодовой рост ВВП в 1960-1990 гг. составил от 6,3% в Гонконге до 7,0% в Сингапуре. В результате ВВП на душу населения, который в 1960 г. находился где-то на уровне Нигерии и Эфиопии, приблизился к европейскому уровню, а в некоторых случаях - и превзошел его. Например, Сингапур (ВВП 26.500$ на душу населения) по этому показателю сейчас опережает большинство стран Западной Европы, в том числе Германию и Францию.

Ни в одной стране региона за исключением Индонезии с начала 1970-х не было периодов гиперинфляции, проводимая налоговая политика была понятна и благоприятна для инвесторов, при этом большинству стран удавалось поддерживать пусть небольшой, но все же профицит бюджета. Второй важный фактор - высокий уровень сбережений, от 20-30% ВВП у Тайваня более чем до 40% у Китая, Малайзии и Сингапура. Эти сбережения реинвестировались в индустриальные и инфраструктурные проекты, что становилось главной движущей силой развития экономики.

Положительную роль сыграло качество азиатской бюрократии, выгодно отличавшейся от чиновников в развивающихся странах в других регионах мира. Наконец, большинство этих стран проводили политику стимулирования экспорта, в том числе с помощью механизмов валютного контроля, что также привлекало иностранные инвестиции.

Но ускоренная индустриализация требовала все больше ресурсов, источники которых были ограничены. Внутренних сбережений стало не хватать - доля инвестиций в ВВП у большинства стран превышала долю внутренних сбережений. Новыми драйверами роста становились прямые и портфельные иностранные инвестиции, включая банковские займы. Большинство краткосрочных займов проводилось через местные банки и было номинировано в долларах США, таким образом, местные финансовые системы начали брать на себя повышенные валютные риски.

Ущербность юго-восточной модели никогда не была секретом для профессионалов: задолго до краха (в 1994 году) профессор Массачусетского технологического института Пол Кругман развенчал миф «азиатского экономического чуда» в статье, в которой он описывал иллюзорность успеха, выстроенного не на достижениях реальной экономики и совокупной ее производительности, а на безудержном вливании иностранного капитала. «Азиатские тигры», однако, относились к любой критике с оправданной (как им казалось) долей беспечности, поскольку не сомневались: случись беда, Дядюшка Сэм непременно вытащит!

Особенности развития стран Азии и Африки

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности развития стран Азии и Африки
Рубрика (тематическая категория) Политика

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Влияние. войны и революций в России. 3а годы Пер­вой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, африканские колонии. В ар­миях Антанты сражались выходцы из колоний. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулиро­вание будет сопровождаться предоставлением им свободы и независимости.

Парижская мирная конференция обманула эти ожида­ния. Прибывшие в Париж представители ряда колоний вернулись домой ни с чем. Колониальные державы не со­бирались предоставлять независимость своим колониям.

Более того, судьба колоний решалась традиционным пу­тем ~ путем узаконенного раздела колониальных владе­ний Германии и Османской империи между великими державами (получение мандатов Лиги Наций). Но ситуация по сравнению с началом века всœе же изме­нилась. Приходилось считаться и с новой расстановкой сил на международной арене- появлением Советской России и ее позицией в отношении стран Востока, и с внут­ренней обстановкой в колониальных и зависимых стра­нах освободительным движением и революциями. Большое влияние на активность антиколониального осво­бодительного движения, оказали российская революция 1905 ᴦ., Февральская и Октябрьская революции 1917 ᴦ. Обращение Советской России с призывом К народам Вос­тока подняться на борьбу за независимость было услыша­но во многих уголках Азии и Африки. В колониях росли силы национального освобождения. Создавались условия для перехода стихийного национально-освободительного движения в организованную сознательную борьбу. Одна­ко в период между двумя мировыми войнами только немногим странам Востока удалось укрепить свою незави­симость или добиться заметных успехов на пути к освобо­ждению от зависимости.

Для крушения колониальной системы еще не сложи­лись благоприятные международные обстоятельства, а внутри самих колониальных стран шло формирование сил, способных противостоять колонизаторам.

Между тем в 20-30-е гᴦ. в странах Азии, и особенно в трех важнейших цивилизационно-культурных зонах, произошли важные перемены, без учета которых трудно понять революционную ломку колониальной системы, которая совершилась после Второй мировой войны. Эти три зоны - исламский мир на Ближнем и Среднем Вос­токе, конфуцианский Китай и самобытная цивилиза­ция Индии.

Рассмотрим различие культурно-цивилизационных про­цессов в крупнейших странах Востока. Кемалистская ре­волюция 1918-1923 гᴦ. превратил а Турцию в светское го­сударство. Революции, гражданские войны и объединœение Китая ускорили его капиталистическое развитие. Индия демонстрировала своеобразие теории и практики ненасильственного сопротивления колониальному режиму.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демокра­тических задач революции 1908 ᴦ. породила новую нацио­нальную антиимпериалистическую революцию в Турции

1918-1923 гᴦ. под руководством Мустафы Кемаля. Рево­люция, в немалой степени вызванная и поражением в вой­не, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и ха­лифат (1924). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 ᴦ. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 ᴦ. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 ᴦ. Иран) Во время Граждан­ской войны и интервенции в России Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован анг­лийскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 ᴦ. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода анг­лийских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 ᴦ. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освобо­дительное движение завершилось завоеванием независи­мости в 1919 ᴦ. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 ᴦ. в Москве был подписан советско-афганский дого­вор о дружбе. Советская Россия оказала в это время суще­ственную финансовую помощь Ирану и Афганистану. В 1918-1921 гᴦ. с помощью Советской России Народ­ная армия Монголии отбила нападение китайских мили­таристов и отстояла независимость страны.

Восстание 1919 ᴦ. в Корее, Восстания и забастовки в Ин­донезии, Малайе и других странах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения ненасильственного сопротивлению в Индии свидетельствовали о брожении в Колониальных и зависимых странах Азии и Африки. Развитие дружественных отношений с сосœедними вос­точными странами Турцией, Ираном, .Афганистаном, Мон­голией, а также с китайской провинцией Синьцзян и под­держка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось совет­ским руководством и Коминтерном как часть мировой ре­волюции, как курс на подрыв ʼʼтылов. империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гᴦ. продол­жалась борьба за независимость. В бывших владениях Ос­манской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления пат­риотических сил за независимость. И всœе же в меж военный период империалистическим, колониальным державам удалось в целом сохранить коло­ниальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конферен­ции империалистические державы условились о непри­косновенности Колониальных владений. Это шаткое рав­новесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 ᴦ. СБОЮ колони­альную экспансию в Юго-Восточной Азии, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Каковы особенности национально-освободитель­ного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии

в 20-30-е гᴦ.?

2. Почему в межвоенный период колониальным державам

3. Расскажите о по­литике Советской России в отношении стран Востока.

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: ʼʼВсемирная историяʼʼ

Тема № 11: ʼʼЯпония и Китай между двумя мировыми войнамиʼʼ

Особенности развития стран Азии и Африки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности развития стран Азии и Африки" 2017, 2018.

Дисциплина "Страноведение Азии" Лекция 1

Общая экономико-географическая характеристика Азии

Зарубежная Азия (З.А.) - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь З.А. - 27 млн. км2, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

З.А. - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. Большинство стран региона - развивающиеся.

Географическое положение. Общий обзор

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам, остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Экономика стран Азии определяется их соседским положением, приморским положением большинства стран, глубинным положением некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

Политическое устройство стран весьма разнообразно: Япония, Малайзия, Таиланд, Непал, Бутан, Иордания

Природные условия и ресурсы

Район крайне неоднороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот, здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы Азии очень разнообразны. В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах альпийско-гималайского и тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, - это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране.

Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия.

В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира.

Население

Численность населения Азии - 3.1 млрд. чел. Все страны региона, за исключением Японии, относятся к 2-му типу воспроизводства населения, причем сейчас они находятся в состоянии так называемого «демографического взрыва». Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложения продолжаются. При нынешних темпах роста населения оно может удвоиться за 30 лет. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) составляют более 100 млн. каждый.

Народы Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны - Индия, Шри-Ланка, Кипр. Для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав.

Сложный состав населения во многих частях региона (Индия, Шри-Ланка, Афганистан, Ирак, Турция и др.) приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, включая 3 мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство. Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство, даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозных противоречиях.

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 чел. на 1 км2! В отдельных районах она достигает 2000 чел. на 1 км2.

Темпы роста городского населения региона настолько велики (3,3%), что этот рост стал называться «городским взрывом», но несмотря на это, по уровню урбанизации (34%) зарубежная Азия стоит на предпоследнем месте среди регионов мира.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Хозяйство

Роль зарубежной Азии в целом в мировом хозяйстве за последние десятилетия значительно возросла. Но различия в уровнях развития и специализации отдельных стран выражены здесь лучше, чем в зарубежной Европе. Можно выделить 6 групп стран: Япония - занимает обособленное положение, так как это «держава № 2» западного мира, единственный член «большой семерки» в этом регионе. По многим важным показателям она занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада; Китай и Индия - также добились больших успехов в экономическом и социальном развитии за короткое время. Но по душевым показателям их успехи пока невелики; новые индустриальные страны Азии - Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, а также входящие в АСЕАН Таиланд и Малайзия. Сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии эападныхТНК провести в 70-80-х гг. перестройку экономики по японскому образцу. Но их экономика ориентирована на экспорт; нефтедобывающие страны - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия - страны Персидского залива, которые благодаря «нефтедолларам» за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли; страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания; наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Сельское хозяйство. В большинстве стран Азии основная часть ЭАН занята в сельском хозяйстве. В целом для региона характерно сочетание товарного и потребительного хозяйства, помещичьего землевладения и крестьянского землепользования, резкое преобладание в посевах продовольственных культур. Продовольственная проблема во многих странах еще не решена, в Южной и Юго-Восточной Азии десятки миллионов людей находятся на грани голода.

В соответствии с распределением агроклиматических ресурсов, населения и традиций сложились 3 крупных района сельского хозяйства: район рисосеяния (охватывает муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) в сочетании с выращиванием чая в более высоких частях; район субтропического земледелия (побережье Средиземноморья); на остальной территории преобладает выращивание пшеницы, проса, пастбищное животноводство.

Экология

В результате невысокой культуры ведения хозяйства отрицательное антропогенное воздействие в зарубежной Азии принимает угрожающие размеры. В результате интенсивной добычи полезных ископаемых без проведения природоохранных мероприятий, экстенсивного ведения сельского хозяйства, увеличения численности жителей происходит загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, эрозия почв, отчуждение земель, сведение лесов, оскудение естественных биоценозов. Частые конфликты и войны в регионе только усугубляют ситуацию. Например, война в Персидском заливе привела к возникновению кислотных дождей, пыльных бурь, массовому загрязнению сажей и нефтью вод и почв, нанесла непоправимый урон фауне и флоре региона. Не менее печальной известностью пользуется и экоцид во время американской агрессии во Вьетнаме, когда в течение нескольких лет были намеренно уничтожены леса нг площади около 0,5 млн. км2.

До Второй мировой войны в колониях и подмандатных территориях проживало около одной трети населения Земли, колониальные владения занимали примерно треть ее суши. Такая же доля населения приходилась на полуколониальные страны. Разгром Японии, которая захватила обширные районы Китая и страны Юго-Восточной Азии, и фашистских Германии и Италии создании благоприятные предпосылки для национального освобождения народов колониальной периферии в Азии и Африке. Процесс деколонизации растянулся на ряд десятилетий. В Азии главные события произошли в первое послевоенной десятилетие. Поражение Японии подняло на освободительную борьбу народы Индокитая, Бирмы, Малайи, Индонезии, которые провозгласили свою независимость при известии о разгроме Японии. Красная Армия, ликвидировав квантунскую группировку японских войск, помогла Китаю изгнать японских оккупантов. Обрели свободу и Филиппины.

Германия, Италия и Япония в итоге поражения во Второй мировой войне лишились не только своих колоний и империй, но и части своих территорий. Страны-победительницы тоже утратили свои колониальные владения, хотя каждая из метрополий старалась не допустить этого. Однако процесс перемен в жизни народов колоний был необратим. Не только потому, что были даны обещания и до войны и, особенно в годы войны предоставить самоуправления или независимость и их надо было выполнять. В колониях окрепли национально-освободительные движения во главе с национальными лидерами. Бремя управления и сохранения колоний стало непосильным даже для Великобритании. К тому же и США, и СССР, исходя из разных позиций, выступали против возвращения к колониальному прошлому. Атмосфера в мире после победы над фашизмом не оставляла надежд на сохранение прежнего колониализма.

Важнейшим событием в процессе деколонизации было предоставление независимости крупнейшим азиатским странам - Индии и Пакистану. Англичанам не удалось сохранить колонию на довоенных условиях самоуправления. Во время войны лидеры Индийского национального конгресса отказались сотрудничать с англичанами. Развернулось и мусульманское движение за создание своего государства. Восстание на индийском флоте в 1946 г. подтолкнуло Англию к окончательному решению. В августе 1917 г. Индия и Пакистан получили долгожданную независимость.

В азиатских владениях попытки восстановить английское колониальное управление натолкнулись на сопротивление партизан. Подавив партизанское движение в Малайе, англичане, тем не менее, вынуждены были передать власть умеренным националистам в 1957 г. В Бирме, где во время оккупации японцы создали марионеточное правительство, имелись свои вооруженные силы, и Англия даже не пыталась восстанавливать колониальный режим. В 1968 г. Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.

Мучительно рассталась Франция с дальневосточной частью империи. Война во Вьетнаме (1946-1954) завершилась тяжелым поражением и капитуляцией армии под Дьенбьенфу. Североафриканские колонии тоже стали проблемой для Франции. В 1956 г. Марокко и Тунис получили независимость. В Алжире война с повстанцам продолжалась восемь лет - до 1962 г.

Прежние итальянские колонии сначала были взяты под опеку ООН. В 1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми.

Самой нестабильной частью бывшей колониальной периферии был и останется Ближний Восток. Ряд арабских государств возник там после распада Османской империи: Ирак в 1932 г., Египет в 1936 г., хотя Великобритания почти на два десятилетия сохранила там свое военное присутствие. В 1945-1946 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан. Тогда же и Англия отказалась от Трансиордании.

Неразрешимой проблемой на Ближнем Востоке стало будущее палестинского мандата, предоставленного Великобритании Лигой Наций еще в 1920 г. Арабские националисты рассматривали Палестину как арабскую землю. Между тем известная Декларация Бальфура (1917) обещала создание еврейского «национального очага» в Палестине. И арабские, и еврейские националистические организации стали прибегать после войны к актам террора, и Англия обратилась в ООН с предложением об отмене мандата. Резолюция ООН предусматривала создание в Палестине арабского и еврейского государств. В 1948 г. Англия, подвергаясь непрестанным нападкам с двух сторон, вывела свои войска. Тогда же было создано еврейское государство Израиль. Арабское государство создано не было. Более того, фактически в Палестине началась гражданская война. Израиль захватил сектор Газа, а Трансиордания присоединила Западный берег. Таким образом, как бы исчезло пространство, которое могло бы стать территорией арабского государства. Из Палестины в Ливан, Сирию и Трансиорданию бежали свыше 600 тыс. арабов. Арабские государства заявили, что они никогда не признают государство Израиль.

В последующие десятилетия произошло несколько арабо-израильских войн. Израиль опирался на поддержку США и западных стран. СССР поддерживал арабские страны. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины. Однако среди арабских стран не было достаточно согласованных действий, что предопределило поражение арабов в так называемой Семидневной войне 1967 г. Израиль оккупировал Западный берег и Голанские высоты. В Иорданию и Ливан снова бежало более 600 тыс. арабов, свыше миллиона оказалось на оккупированных землях. В 1970 гг. взаимные ссоры и военные конфликты среди самих арабских стран не способствовали решению проблем в регионе. Сталкивались арабский национализм и мусульманский фундаментализм, христиане и мусульмане. Среди мусульман не прекращались столкновения сторонников двух ветвей религии - суннитов и шиитов. Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля, став на путь терроризма. Поиски решения палестинской проблемы продолжаются несколько десятилетий. Ситуация усложняется тем, что и в Израиле нет единого подхода к справедливым требованиям арабов о праве на организацию своего «национального очага».

Деколонизация в Африке . Африка несколько позднее освободилась от колониализма, чем другие страны. В Северной Африке в районе Средиземноморья трудно решала свои проблемы Франция. В 1956 г. французское правительство признало независимость Марокко и Туниса, однако из Алжира, где было около миллиона французов, пришлось уйти после восьмилетней войны с повстанцами Фронта освобождения Алжира (1954-1962).

Решающие события, в процессе деколонизации Африки, произошли в 1960 г. который был назван «годом Африки». В присахарской «тропической» Африке, где французские и английские владения занимали особенно большие территории, в основной вначале 1960-х гг. образовалось около 45 независимых государств. Позднее, после свержения авторитарного режима в Португалии в 1974 г., Ангола и Мозамбик фактически сами завоевали свою независимость. Последней из крупных стран на юге континента обрела свободу Намибия в 1990 г.

Деколонизация Африки и проходила в обстановке международных, внутриафриканских, межгосударственных, расовых и межплеменных конфликтов. В большинстве новых государств у власти оказались военные диктатуры (примерно половина из числа государств тропической Африки) или авторитарно-монархические режимы (примерно треть общего числа), и лишь в нескольких государствах правящие партии были более или менее терпимы к политической оппозиции.

В Африке насчитывается несколько миллионов беженцев, спасающихся от авторитарно-монархических режимов, религиозных и межплеменных конфликтов и междоусобиц.

В 80-е гг. африканское население составляло примерно 10 % населения мира, однако на этот регион приходится только 1% промышленного производства. Всеобщая бедность и роскошь малочисленной элиты усугубляются ростом численности населения. Ежегодное увеличение числа горожан примерно на 6-7 % обостряет массовую безработицу. Общий рост народонаселения вдвое превышает прирост производства. Трудная проблема Африки - быстрорастущая задолженность. Только за период 1950-1982 гг. внешние долги Африки возросли с 6 до 32 миллиардов долларов.

Возникновение около сотни новых государств на прежней колониальной периферии имеет огромное историческое значение. Эти государства стали важным фактором в мировой политике. Они составляют примерно две трети государств - членов ООН. Еще большее значение деколонизация имеет для развития человеческой цивилизации в глобальном масштабе. Превращение бывшей колониальной системы независимых государств качественно изменило вектор исторического развития Азии и Африки. У народов независимых государств появилась возможность самостоятельного развития, более того, возможность модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей. Застойность, неподвижность экономических архаических структур и общественных порядков сменились вариантностью и разнообразием путей общественного развития.

Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Существует несколько формулировок понятия «модернизация». Наиболее общая - процесс единого всеобъемлющего структурного изменения общества. Более конкретно и применительно к проблемам Востока имеется широко признанная оценка: «Исторически модернизация - это процесс изменения направления тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVIII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на Южноамериканский, Азиатский и Африканский континенты». Среди азиатских стран только Японии удалось успешно стать на путь модернизации в конце XIX - начале ХХ в. Что касается других стран Азии, и тем более Африки, этот процесс «догоняющего» развития только начался в 70-80-е гг. При этом проявилась зависимость выбора путей развития от культурно-цивилизационных традиций. Выявились мощные культурно-цивилизационные регионы, силу традиций которых не может подорвать никакое влияние Европы. Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке четыре:

  • - Китайско-конфуцианский регион,
  • - Индо-буддийско-мусульманский блок,
  • - Арабо-мусульмаский регион,
  • - Центральная и Южная Африка.

Итоги развития большинства стран «третьего мира» противоречивы. Вопреки пессимистическим прогнозам о застойности и даже прогрессирующем отставании от развитых капиталистических государств, в 50-90- е гг. несколько десятков стран «третьего мира» добились существенных успехов в индустриализации и модернизации экономики и социальной сферы. Речь идет, прежде всего, о группе малых и средних «тигров» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция) и крупных «драконов» (КНР, Индия, Индонезия, Нигерия, Пакистан). В среднем валовой внутренний продукт возрастал в странах «третьего мира» в 1950-1993 гг. на 5,1 %. Страны «третьего мира» почти вдвое обгоняли по темпам развития, ведущие капиталистические страны. Несмотря на трудности, несколько десятков развивающихся стран сумели создать относительно эффективную экономику и социальные структуры.

Во многом эти результаты связаны с форсированной индустриализацией 50 - 70-х гг., с расширением внутреннего потребления и увеличением экспорта товаром и услуг, с изменениями в структуре экономики. При создании условий, стимулирующих квалифицированный, высокопроизводительный труд, энергично использовались традиции и культурно-цивилизационные особенности. Наряду с рыночным механизмом саморегулирования народного хозяйства важную роль в развивающихся странах играли государственное регулирование и решительная поддержка приоритетных сфер хозяйства, мелкого и среднего бизнеса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры.

В 80 - 90-е гг. многие страны «третьего мира» вступили в полосу острых кризисов. Трудности преодолели те из них, которые провели эффективные реформы хозяйственного механизма.

Хотя отставание стран «третьего мира» от стран Запада остается почти десятикратным, имеет место существенный прогресс. В целом по странам «третьего мира» удельный вес населения, живущего за чертой бедности, сократился с 45-50 % в 1960 г. до 24-28 % в 1990 г. Уровень грамотности возрос до 69% в 1993 г. Сократилась детская смертность, а средняя продолжительность жизни выросла почти вдвое, 64-66 лет. Однако, несмотря на неопределенный прогресс, не решены многие социальные проблемы. По-прежнему живущих ниже порога бедности насчитывается свыше 1,2 млрд. человек, в том числе, в том числе в Азии 900 млн., в Африке около 300 млн. человек (половина населения). В 1991 г. на одну пятую часть беднейшего населения мира приходилось всего 1,4% мирового валового продукта.

В последнее десятилетие возникли новые проблемы. В мировой экономике наступила новая фаза, идет процесс перерастания мировых индустриальных производственных сил в научно-технические производственные силы. А это требует со стороны государств «третьего мира» ликвидации неэффективных структур, адаптации традиционных институтов к новым условиям, приватизации и постепенной либерализации основных сфер предпринимательства, совершенствования экономических, социальных, политических и правовых институтов, развития науки.

Отправить другу

В последние годы проявлялся огромный интерес к социально-экономическому развитию стран Восточной Азии. Экономические успехи этих стран во второй половине прошлого века не имели аналогов в истории. Успехи поствоенной Японии, затем «четырех тигров», Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня, а также таких стран как Индонезия, Малайзия и Таиланд превратили Восточную Азию в один из главных локомотивов глобального экономического роста.

Экономические достижения стран открыли дорогу к успехам в других областях развития, прежде всего, в сфере социального обеспечения. Сфера социальной политики стран Восточной Азии начала привлекать внимание мирового сообщества начиная с 80-х годов прошлого века. Несомненным преимуществом во внутреннем развитии стран региона было социальное единство, повлекшее за собой бурное экономическое развитие, которое, в свою очередь, заложило благоприятную почву для проведения рациональной социальной политики. Наряду с достижением высоких темпов экономического роста, страны Восточной Азии поддерживали сравнительно низкий уровень налогообложения и государственных расходов. Кроме этого, странам региона удавалось сохранять внутреннюю социально-политическую стабильность.

Благодаря этим факторам так называемые «восточные тигры» смогли добиться ощутимых результатов в сфере социального развития. Однако интерес к опыту Восточной Азии был обусловлен не только его успешностью, но и конкретными глобальными трендами того времени. Напомним, что уже в 70-х годах прошлого столетия социальная политика во многих западных странах «всеобщего благосостояния» начала подвергаться критике в связи со своей несостоятельностью. Фискальный кризис во многих западных странах, последовавший после глобального нефтяного шока 1970-х, открыл дорогу тем, кто выступал против государственного патернализма в социальной сфере и призывал к возврату к свободной конкуренции. Подобные голоса зазвучали впервые в Великобритании и США и перекинулись на остальной западный мир. И именно в этот момент многие на Западе открыли для себя Восточную Азию, которая могла бы служить образцом политики «laissez faire». С другой стороны, многих интересовал культурный или же цивилизационный аспект социальной политики стран региона. Так, в центре внимания оказались азиатские ценности, прежде всего, конфуцианство.

Несмотря на огромный интерес к опыту стран Восточной Азии в сфере социальной политики, на концептуально-теоретическом уровне по сей день не завершена работа по формированию единой модели социальной политики стран региона. Многие эксперты в этой области согласны в том, что опыт стран Восточной Азии представляет собой единую концептуальную категорию, в рамках которой интегрированы схожие элементы. Исходя из этой предпосылки, можно отследить общие характеристики и особенности восточноазиатской модели. Вместе с тем необходимо отметить, что по сей день не существует консенсуса по таким вопросам, как: что именно представляет собой восточноазиатская модель, или же какие основные атрибуты обусловливают ee особенность.

Первые попытки концептуализации восточноазиатской модели были сделаны с опорой на уже отмеченный культурный фактор. В рамках данного направления конфуцианство рассматривалось в качестве ведущей интегрирующей основы. Предполагалось, что конфуцианство представляет собой специфическую идеологию развития, под влиянием которой формируются принципы социальной политики в странах региона.

Другим направлением является так называемый «эволюционный подход», который исходил из анализа общей политэкономии стран Восточной . По мнению данной группы ученых, социальная политика стран региона была подчинена задачам общего экономического развития. То есть социальная политика, по сути, являлась инструментом в поддержании высоких темпов экономического роста. К примеру, низкий уровень налогообложения и зарплаты, относительно длинные рабочие дни должны были гарантировать низкие издержки производства, что, в свою очередь, стимулировало быстрое развитие экспортно-ориентированных экономик стран региона. Исходя из этого, в отношении социальной политики стран региона была предложена концепция «неохотного социального обеспечения».

Руководство стран региона сформировало свое представление о социальной политике в период начала индустриализации региона. Для поддержания высоких темпов экономического роста элиты стран Восточной Азии неохотно, но шли на развитие социальной сферы. На начальном этапе задача обеспечения «социальных прав» граждан рассматривалась в контексте стимуляции их экономического участия и увеличения государственных расходов в таких сферах, как образование, здравоохранение и жилье. С другой стороны, правительства стран региона, в особенности тех, которые стали на демократический путь развития: Япония, Южная Корея, Тайвань стремились успокоить профсоюзы и ограничить их влияние на внутреннее развитие стран посредством расширения социального обеспечения.

Все это должно было гарантировать социальную стабильность, которая являлась гарантом поступательного экономического развития. Таким образом, приоритет экономического развития и индустриализации обусловил необходимость инвестирования в социальную сферу, которая должна была поддерживать экономические начинания правительств стран региона. Именно этот фактор стал объединяющим и интегрирующим элементом восточноазиатской модели социальной политики. Исходя из этих соображений были предложены следующие моменты в качестве общих характеристик социальных политик стран Восточной Азии: минимальный уровень госрасходов, относительно гибкий рынок труда, точечное развитие социального обеспечения с прицелом на определенные группы социума.

Иан Холлидэй, известный эксперт в сфере анализа социальной политики Восточной Азии, также предложил модель «продуктивистских» стран всеобщего благосостояния, где социальная политика подчинена экономической политике. Основной посыл модели схож с «эволюционным подходом» и предполагает, что социальная политика осуществляется исходя из задач стимуляции экономического роста, поддержания социальной стабильности, развития человеческого капитала. Именно этому ученому приписывают разработку полноценной аналитической модели, которая концептуально обобщает опыт стран Восточной Азии. Уникальность модели заключается в том, что она основывалась не на анализе институционального режима стран, в рамках которого осуществлялась социальная политика, а на анализе ее задач и позитивных результатов.

Следующий подход был также основан на анализе общего политического развития стран региона. Кристиан Аспалтер, другой известный эксперт в этой сфере, предложил гипотезу, согласно которой доминирование консервативных партий в странах региона являлось основной причиной формирования уникальной восточноазиатской модели. В Японии, Южной Корее, Тайване, Сингапуре и в Гонконге консервативные партии, которые на протяжении долгих лет находились у власти, осуществляли схожую социальную политику. В этом контексте анализируется другой важный фактор: демократическая конкуренция между партиями. Для завоевания поддержки электората и растущего количества общественных организаций руководящим партиям было необходимо расширять социальное обеспечение населения.

Однако основной вызов в формировании общей восточноазиатской модели заключается в высокой гетерогенности региона. Несмотря на то что зачастую страны приписываются к одной культурно-цивилизационной единице, они разделены по многим линиям: культурным, религиозным, уровню развития и т.д. К примеру, некоторые ученые предлагают поделить Восточную Азию на южную - страны АСЕАН и северную - Япония, Южная Корея, Тайвань, КНР и исходя уже из этого обобщать опыт стран региона в развитии социальной политики.

В связи с этими трудностями представляется необходимым проведение более углубленного анализа основных моментов социальных политик стран региона, с фокусом на объединяющие и разъединяющие факторы общей модели Восточной Азии.

На момент начала «экономического чуда» в Восточной Азии страны региона, за исключением Японии поддерживали низкий уровень зарплаты и налогообложения во внутреннем развитии, а также не имели сформировавшихся демократических институтов. Несмотря на это в регионе сохранялась социальная стабильность, даже в период разгара Азиатского кризиса в 1997 году. С середины 80-х годов прошлого века страны региона начали активно развивать свою социальную сферу.

Исторически истоки социальной политики стран региона уходит корнями в начало прошлого столетия, но ее основные элементы были заложены во второй половине XX века, в период получения независимости многими странами Восточной Азии. Восточноазиатская модель социальной политики прошла несколько этапов развития. Если не брать в учет Японию, которая является пионерном в сфере внедрения социального обеспечения в регионе, развитие социальной политики в Восточной Азии можно поделить на следующие этапы: исходная стадия развития, начавшаяся в 1960-х гг. и растянувшаяся на двадцать лет. Данный этап развития характеризуется в основном минимальным социальным обеспечением и медленным развитием социальной сферы в странах региона; этап расширения социального обеспечения и активизации социальной политики, начиная с 1980-х годов. Данный этап развития социальной политики в регионе связан, в первую очередь, с имплементацией демократического правления во многих странах Восточной Азии. Одним из важных рубежей на этом этапе был азиатский финансовый кризис, после которого продолжилась реструктуризация и расширение социального обеспечения.

Системы социального обеспечения в регионе на начальном этапе развития имели много общих характеристик. К примеру, авторитарные режимы, которые находились у власти во многих странах региона, придавали определенную специфику социальной политике. Так, военные и госслужащие пользовались обширными благами социального обеспечения, в особенности это касается пенсионного обеспечения, которое выплачивалось без предварительных взносов работников. Основной акцент в развитии социальной политики уделялся сфере массового образования, и именно этот фактор сближал системы социального обеспечения стран Восточной Азии как в южной, так и в северной ее части. С другой стороны, правительства стран региона уделяли минимальное внимание другим сферам соцобеспечения. К примеру, в сфере здравоохранения государственные расходы были на относительно низком уровне почти во всех странах региона. За исключением Японии, разницу в социальных правах населения смягчали путем трансфертных платежей. В странах региона не предусматривались какие-либо формы пенсий, гарантированные государством, пособия по безработице или же льготы на содержание ребенка. Таким образом, на начальном этапе социальная сфера во многих странах Восточной Азии находилась на минимальном уровне и носила, скорее всего, выборочный характер.

Однако, несмотря на вышеотмеченные сходства, также существовало множество факторов, которое рознили системы соцобеспечения стран региона. К примеру, системы соцобеспечения «экономических тигров» разделяли элементы уже отмеченной «продуктивистской» модели. Но даже и «тигры» отличались во многом. Южная Корея и Тайвань, следовавшие опыту Японии которая, в свою очередь, использовала опыт Германии, построили систему соцобеспечения на принципах социального страхования, ограниченную в плане масштабов покрытия и государственных затрат. Гонконг построил «остаточную» систему соцобеспечения, которая основывалась на идее обширной господдержки. Сингапур же развивал социальную политику, которая делала акцент на строительстве бюджетного жилья за счет образования Центрального накопительного фонда.

Что касается южной части Восточной Азии, то Малайзия, Филиппины и Таиланд были обременены такими внутренними проблемами, как различия в доходах между сельским и городским населением, межэтнические различия в уровне социального развития. В этой связи правительства в этих странах было сосредоточено на расширении соцобеспечения сельского населения, составляющего большинство в этих странах. В качестве основных моментов социальной политики можно привести такие шаги, как земельная реформа, различные программы развития в сельской местности, развитие сельской инфраструктуры, ценовая политика, льготное кредитование, то есть те направления, которые не входили в сферу традиционной социальной политики.

В некоторых странах региона расширение границ соцобеспечения, к примеру, в сферах образования и здравоохранения, достигалось за счет зарубежной помощи. Так, Таиланд и Филиппины получали существенную материальную и иную помощь от США в развитии своих систем социального страхования.

Другой уникальный для региона случай представляет Малайзия, которая в начале 1970 года, начала осуществлять «Новую экономическую политику», нацеленную на выравнивание разницы в уровне жизни между различными этносами. До начала политической либерализации в 1980 году социальное обеспечение Таиланда находилось на минимальном уровне, за исключением системы пенсионного гарантирования госслужащим.

Второй этап развития системы соцобеспечения в регионе начался в середине 1980-х. На данном этапе наблюдается значительное качественное и количественное расширение системы соцобеспечения в странах как Южной, так и Северной Восточной Азии. Однако снова следует оговориться: при детальном анализе можно обнаружить определенные различия в опыте осуществления социальной политики. Так, прослеживаются две подгруппы среди первых «тигров»: демократические Южная Корея и Тайвань, а также авторитарные Гонконг и Сингапур. Если первая группа сделала акцент на осуществлении прогрессивных реформ в целях создания более инклюзивной и обширной системы соцобеспечения, то вторая группа стран не имела подобных успехов в этом направлении.

В Южной Корее правительство достигло существенных успехов в обеспечении социальной сети безопасности, инициировало ряд реформ по социальному контрактированию, расширив многие программы социального страхования: пенсия, здравоохранение, пособие по безработице. Кроме этого, в Корее было многое сделано для демократизации социальной политики и привлечения масс в ее формирование.

После начала периода демократизации на Тайване в 80-х годах прошлого столетия консервативная партия Гоминьдан выигрывала подряд выборы на всех уровнях вплоть до 2000 года. Для эффективного реагирования на выпады со стороны оппозиции в сфере социальной политики Гоминьдан инициировал реформирование системы соцобеспечения, которая в те годы полностью была сконцентрирована на госслужащих. Так называемое «золотое время» развития социальной сферы на Тайване в 90-х прошлого века правительство острова предприняло ряд реформ в сфере соцобеспечения. Так, в этот период на Тайване была введена универсальная система медицинского обслуживания, распространившаяся абсолютно на все слои населения. Другой важный шаг в сфере соцобеспечения - введение льгот и пособий для безработных посредством страхования рабочих, для пенсионеров посредством новой национальной системы пенсионного страхования; пенсии, основывающейся на фиксированном взносе рабочего, и возрастной пенсии основывающейся на нефиксированном взносе и для инвалидов посредством пособий, финансируемых за счет налоговых поступлений. Также правительство Тайваня предприняло ряд усилий для обеспечения равных прав мужчин и женщин при трудоустройстве, развития льготных программ по ухаживанию за детьми и т.д.

В связи с политикой по сокращению государственных расходов в Гонконге, вызванной бюджетным дефицитом, наметился пересмотр многих программ в социальной сфере, таких как здравоохранение, образование, гарантирование заработка и т.д. В Сингапуре социальная политика также строилась на принципе сокращении госрасходов. Так, Сингапур пошел по пути разделения финансового бремени поддержания социальных программ со своими гражданами. Для примера можно привести медицинскую страховку для населения, финансирование которой осуществлялось за счет государственных выделений и выплат со стороны граждан.

Таким образом, на начальном этапе различия в системе соцобеспечения между представителями первого поколения «экономических тигров» были почти незаметными: все страны уделяли минимальное внимание социальному обеспечению и игнорировали права населения на социальную помощь со стороны государства. Идеология социальной политики в странах региона в отмеченный период строилась на принципах самопомощи граждан и опоры на семью. Различия между двумя группами стали более очевидными в период демократизации стран региона.

В южной части Восточной Азии начало процесса демократизации стран также обусловило основные направления развития сферы соцобеспечения. Правительства стран Таиланда и Филиппин были вынуждены уделять внимание решению вопросов в сфере социальной защиты для сохранения своей легитимности. После осуществления демократического транзита власти Таиланда реформировали свою политику в сфере борьбы с бедностью, а также расширили социальное страхование для населения, занятого в частном секторе. В 1990 году в Таиланде был принят закон о социальной защите, который значительно расширил государственное участие в сфере социальной политики.

На Филиппинах смена политического режима привела к принятию таких инициатив, как расширение основ соцобеспечения, внедрение обязательного образования и универсального медицинского страхования, строительство бюджетного жилья и т.д.

Таким образом, существует множество различий в контексте исторической эволюции социальных политик стран Восточной Азии, которые очевидны и на сегодняшний день. Одной из основных причин является разница в экономическом потенциале стран региона. К примеру, существенно различается уровень государственных затрат на социальную сферу. Госрасходы на развитие сферы образования, здравоохранения и социальной защиты достигают 3% ВВП в Индонезии, 7-8% в Малайзии, Филиппинах и Таиланде, 11% в Южной Корее, а также 15% на Тайване. Однако, несмотря на различия в уровне госрасходов на социальную сферу между странами региона, по этому показателю страны Восточной Азии уступают развитым странам Запада, к примеру, только уровень госрасходов Франции на выплату пенсии занимает около 14% ВВП страны. По мнению многих аналитиков, основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что системы соцобеспечения стран Восточной Азии еще находятся на этапе формирования и не исчерпали свой потенциал дальнейшего развития.

Несмотря на некоторые различия между странами региона, существует еще большее количество факторов, объединяющих опыт стран Восточной Азии в сфере социальной политики в рамках единой концептуальной модели.

Как уже нами отмечалось, приоритет на выстраивание гармоничных отношений между экономическим и социальным развитием является общим знаменателем, который объединяет опыт стран Восточной Азии в сфере соцобеспечения. Согласно доминирующей идеологии в этой сфере, социальная политика должна была стать не преградой, а наоборот, стимулирующим фактором в экономическом развитии стран региона.

Другим признаком восточноазиатской модели является акцентирование внимания на развитии человеческого капитала, что проявлялось, прежде всего, в относительно высоких государственных затратах в сфере образования.

Восточноазиатская модель социальной политики также отличается повышенным вниманием, которое уделяется рынку и семье, в обеспечении социальной защиты населения. Однако, несмотря на то что государство делегировало рынку и семье ряд функций в сфере соцобеспечения, оно остается главным регулирующим актором. По сути, режим соцобеспечения в рамках восточноазиатской модели является регулятивным, что означает, что основные результаты в сфере социальной политики достигаются благодаря регулированию со стороны государства, а не благодаря его расходам.