Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Все экономические школы и учения таблица. Основные экономические школы и их характеристики

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основные экономические школы

Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов: "политикос" - государственный, общественный; "ойкос" - домашнее хозяйство, дом; "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 в. это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).

Таблица 1

Основные экономические школы

Важнейшие школы Период развития Крупнейшие представители Основные труды
Меркантилизм 16 - 18 вв. Томас Ман (1571-1641) "Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы 18 в. Франсуа Кенэ (1694-1774) "Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика к. 18 - нач. 19вв. Адам Смит (1723-1790) "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм 2-я пол. 19 - 20вв. Карл Маркс (1818-1883) Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория Кон. 19 - 20вв. Альфред Маршалл (1842-1924) "Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство 20 – нач. 21вв. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм 20 – нач. 21вв. Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) "Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм 20 – нач. 21вв. Милтон Фридмен (р. 1912) "Капитализм и свобода" (1962)

Первой школой экономической теории (политической экономии) был меркантилизм. Слово "меркантилизм" произошло от итальянского "мерканте" - торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.

Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства" (издана в 1664 г.).

Главным объектом наблюдений меркантилистов была внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.

В середине 18 века во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа - школа физиократов. "Физиократия" буквально означает "природовластие" (от греческого "физис" - природа и "кратос" - сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа "Экономическая таблица" (1758).

Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего - на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. "Чистый доход", возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.

В своей работе "Экономичекая таблица" Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами. По существу, это была первая макроэкономическая модель.

Промышленный переворот в конце 18 - начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.

Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговяля). В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате, ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем, развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Всё это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков. Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине 19 века и получившей широкое распространение во второй половине 19 и в 20 веке, был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.

В своём экономическом учении К.Маркс опирался на труды классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории. В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.
К.Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Во второй половине 19 века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А.Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты - маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение). Неоклассическая экономическая теория также, как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Современная экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Кейнсианство как направление экономической теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, - мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.

По существу, Дж.М.Кейнс был основателем современной макроэкономики. Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того, кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.

Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением, как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Наряду с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление, институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.
Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.

Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961). В современной рыночной экономике, "новом индустриальном обществе", по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а "техноструктура". Техноструктура - этот слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы. Техноструктура планирует работу корпорации на годы вперёд. А планирование в свою очередь требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. Институционализм во многом близок кейнсианству.

Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского "монета" - денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является "Капитализм и свобода" (1962).

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: "Деньги имеют значение" ("Money matters"). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?
3. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?

5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?

6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.

7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, и кейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

МЕТОД, ФУНКЦИИ

История становления экономической

Теории как науки.

Основные экономические школы (теории)

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

В Клубе Частных инвесторов мы много внимания уделяем экономическим теориям, рассматриваем взгляды известных экономистов, предпринимателей, теперь же проведём небольшой блиц по школам. Так можно нагляднее увидеть их разницу и противоречия.

Одной из первых школ политической экономии стал меркантилизм (от ит. merkante). Золото считалось основой богатства. Основные положения раннего меркантилизма сводились к ограничению вывоза золота и серебра. Поздний меркантилизм предполагал снятие жестких ограничений на импорт, поощрял продавать больше товаров, чем покупать.

Новое направление в науке появилось благодаря физиократии (от гр. рhysis и kratos). Школа основана во Франции экономистом Франсуа Кенэ. В теории появляется утверждение, что первоисточником богатства является не торговля, а производство. Развитие земледельческого труда и сельского хозяйства считалось приоритетной деятельностью, а земля являлась главенствующим фактором производства.

Классическая политическая экономия связана с такими ведущими именами, как и Д. Рикардо. Были заложены основы рыночного механизма как системы, понятия трудовой теории стоимости и невидимой руки рынка. Конечная стоимость товара зависит от вложенных затрат, к такому выводу приходит А.Смит в своем труде. Цены на рынке определяются в зависимости от установленного спроса и предложения.

Марксизм является продолжением классической школы. Была обоснована немецким экономистом К. в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.

Марксизм — теория научного социализма, согласно которой были формированы основные социалистические принципы:

  • средства производства являются общественной собственностью;
  • не приемлема эксплуатация человеческого труда;
  • плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех;
  • в обществе должна быть полная занятость.

По мнению Маркса, капиталистическое общество, со временем изживет себя, под действием меняющихся взглядов рабочего класса и к власти придут трудящиеся. В России идеи Марксизма проповедовал .

Далее получило распространение неоклассическое течение в экономической науке. Ярким представителем направления является австрийская школа. В рамках школы получил распространение маржинализм. Маржинализм заключался в использовании предельных величин, предельной полезности и производительности. Также школа получила название математическая.

В основу кейнсианства легли идеи английского экономиста . На смену другим теориям приходит необходимость государственного вмешательства и регулирования хозяйства, а также таких показателей, как инфляция, безработица, инвестиции и сбережения на уровне макроэкономики.

В 20 в. возникает институционально-социологическая концепция Т.Веблена. Особая роль уделяется социальным институтам в экономическом становлении общества. В понятие «институты» входят не только
обособленные подразделения (государство, фирма, рынок), но и традиции, обычаи, законы современного общества.

Теория (от анг. money) принадлежит основоположнику – ученому М.Фридману. Монетаризм относится к макроэкономической мысли, ведущая роль отводится спросу и предложению денег и регулированию денежной массы.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

"> Этапы развития экономической теории.

"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)

">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">Меркантилизм – ">1; "> Институционализм – ">4; "> классическая школа политической экономии – ">2; ">

">маржинализм – ">3. ">

">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.

">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.

;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.

">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.

">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями

">Меркантилизм – ">А. Монкретьен; ">

">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">

">Монетаризм – ">М. Фридмен; ">

">Институционализм – ">Т. Веблен. ">

;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...

"> маржинализм

"> неоклассицизм

"> кейнсианство

"> институционализм

">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">неоклассическая школа политической экономии – ">3; "> канонизм – ">1 ">; кейнсианство – ">4 ">;

">классическая школа политической экономии - ">2. ">

;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.

;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).

">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.

;color:#000000">13. ">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это... "> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются... – ">Платон; ">- ">Аристотель; "> - ">Ксенофонт.

">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.

">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... – ">кейсианство; "> - "> монетаризм.

">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.

">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.

">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.

">21.Установите соответствие между трудами и их авторами

">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;

">О скудости и богатстве ">– Посошков ">;

">Трактат политической экономии ">– Монкретьен ">;

">Исследование о природе и причинах богатства народов – ">Смит. ">

">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.

">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.

">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.

">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.