Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Прогноз развития событий в белоруссии в ближайшем будущем. Эксперты: Беларусь в будущем с высокой вероятностью поглотит кто-то из соседей

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.

Необходимо четко представлять себе, что такое Беларусь, в чем состоят исторические основания белорусской государственности. Сегодня наиболее распространенными являются три позиции. Первая: Беларусь – часть Европы. (ВКЛ, Речь Посполитая). Вторая: Беларусь – часть русского народа либо очень близкий его «родственник». (Киевская Русь, период с раздела Речи Посполитой). Третья: Беларусь - «пограничье» между двумя цивилизациями. Однако ни одна из них не отражает сущности суверенной белорусской государственности. Отражает ее официально принятая в Беларуси идеология, в основе которой - общая для белорусского и других народов Победа во Второй мировой войне. Белорусы своей самоотверженной борьбой заслужили право в качестве суверенного государства подписать Устав ООН и стать сооснователями нового, более справедливого мирового порядка. Во время борьбы за Победу белорусы впервые стали активным субъектом всемирно-исторического, а не только регионального действия. Нации формируются великими победами, а не заучиванием национального языка и разговорами о необходимости формирования нации.

Проблема, которая стоит сегодня перед Беларусью и перед всем миром, – это проблема нового общественного (цивилизационного) уклада. Поэтому сегодня Беларусь ни в коем случае не должна делать «геополитический выбор». Страсть Беларуси – это страсть по справедливому и правильному общественному укладу, а не геополитические предпочтения и борьба за сферы влияния.

Экономика

С учетом взятых кредитов и резко увеличившегося ныне дефицита платежного баланса Беларусь должна создать новые производства, которые принесли бы ей до $ 6 млрд в год чистой прибыли. Ключевым критерием, применяемым при осуществлении преобразований, должно быть реальное совершенствование структуры рынка труда в республике за счет резкого роста количества рабочих мест высокой и высшей квалификации. Ключевую роль в формировании белорусской экономики развития должен сыграть процесс белорусско-российской экономической интеграции. Только в едином с Россией, Казахстаном и, возможно, другими странами региона и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки. Для развития суверенной Беларуси нужно решать вопрос не о том, будет ли ее экономика либеральной или «административной», а о том, что и как она будет производить на мировом уровне.

Проекты развития

Доминирование АЭС

В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» – гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

Новый станочный парк

Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

Качество жизни

Пока не будет «разгадана тайна» привлекательности жизни на территории, мы будем строить агрогородки, обреченные на запустение.

Существующая ныне система социальной защиты (и программа демографической безопасности) основывается на довольно примитивных представлениях о жизни человека, неадекватных тем парадоксам, которыми полно современное белорусское (и не только белорусское) общество. Например, с точки зрения старых подходов трудно объяснить, почему увеличение количества объектов для занятий спортом не ведет к росту числа людей, занимающихся спортом. Чтобы справляться с такого рода «парадоксами», система госуправления должна освоить инструментарий измерения и управления качеством жизни, а показатели качества жизни и комплексной мощи территории должны стать главными критериями социально-экономического развития страны.

Белорусское государство должно будет найти совершенно новые формы организации местного управления и самоуправления, с опорой на церковные приходы традиционных для Беларуси религий; проживающих в регионах офицеров Вооруженных Сил и других силовых ведомств; школы и клубы патриотического воспитания; кружки по интересам, научные школы и другие сообщества научно-образовательного характера. Необходимо находить социальные и организационно-правовые формы, позволяющие этим сообществам реально включаться в благоустройство и перепроектирование своего быта.

Это потребует создания сети общественно-государственных лабораторий качества жизни (ЛКЖ). Главная задача ЛКЖ - помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни.

* Белорусская группа развития - коллектив , сформировавшийся на базе семинара « Теория и практика суверенного развития Беларуси ». Руководитель проекта - аналитик Юрий Царик .

КОММЕНТАРИИ

Григорий МИНЕНКОВ, кандидат философских наук, декан бакалаврской школы ЕГУ, профессор:

Вопрос об исторической точке отсчета белорусской государственности - это область идеологии и мифологии. Главное все же не в том, за что нам зацепиться в истории, а в том, как ответить на не имеющие исторических аналогов вызовы сегодняшнего дня. А потому намного более серьезной является проблема субъекта выбора и механизма выбора. Мы должны вести тут речь о самостоятельной и автономной личности с критическим мышлением, делающей собственный выбор без всякой подсказки со стороны столь вездесущего в концепции государства. Да, в концепции присутствует принцип личности. Авторы пишут, что «рассмотрение личности каждого человека как безусловной и высшей ценности может быть принято как основа настоящего и будущего общественного уклада Беларуси». Но при этом ни слова не говорят о демократии, правах человека, гражданственности, развитии публичных пространств в Беларуси. История XX в. убедительно показала, что там, где государство выходит на передний план, превращая автономные личности в подданных, развитие останавливается, а затем начинается социальная деградация. Не спасает подобные схемы и обращение к важным историческим событиям. Конечно, каждая нация создает свою мифологию. Наверно, через пару столетий люди будут думать о роли Беларуси во Второй мировой войне и о значении Победы в нашей истории именно так, как предлагают авторы концепции. Но не сегодня, когда еще живы поколения, тяжело изживавшие плоды этой победы и восстанавливавшие страну после катастрофы, в которую ее втянула большевистская власть. Неужели авторы всерьез думают о том, что в результате победы в войне белорусский народ стал «субъектом всемирно-исторического действия», потому что БССР вследствие различного рода политических маневров приняли в ООН?

Ольга ШПАРАГА, кандидат философских наук, редактор интернет-журнала «Новая Еўропа»:

Если согласиться с тем, что «справедливый общественный уклад» - это, действительно, то, чего мы, белорусы разных социальных групп, хотим, то от геополитического выбора нам никак не удастся отказаться. Ведь идея «справедливого общественного устройства», создаваемого самими гражданами через легитимные государственные и общественные институты, родилась в Европе вместе с Великой Французской революцией, с ограничением монархических правлений и борьбой за независимость. Это значит, что справедливое общественное устройство всегда было целью демократических правлений, которые делали ставку не только на сильную государственную власть, но и на сильное гражданское общество и право людей на индивидуальную и коллективную свободу. И если мы действительно стремимся к справедливому устройству, то пути к нему пролегают через приближение к стандартам европейских демократий и Европу в целом.

Анатолий ФИЛОНОВ, заместитель министра экономики РБ:

Показатель $6 млрд в год чистой прибыли за счет новых производств нуждается в обосновании. Его достижение, по укрупненным расчетам, означает до 30% прироста ВВП в год, что является сверхмобилизационным уровнем.

Национальная модель социально ориентированной экономики хо­рошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основ­ном будет сохранена в перспективе. Вместе с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики. Ключевая задача нового пятилетия – создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию V и VI технологических укладов.

Идея строительства на территории Беларуси трех АЭС, на наш взгляд, является недостаточно обоснованной. Вряд ли Литва и Польша согласятся на такой вариант, поскольку энергетические стратегии этих стран ориентированы на создание собственных энергоисточников, включая АЭС. Литва планирует ввод новой АЭС в 2016 году, Польша – строительство не менее 2 АЭС до 2020 года. Таким образом, эти страны стремятся обеспечить производство электро- и теплоэнергии без использования импортных энергоносителей. Строительство до 2018 года сразу трех АЭС будет иметь для страны негативные макроэкономические последствия, поскольку потребует огромных финансовых вливаний в виде иностранных кредитов и займов, что в условиях нарастания отрицательного сальдо внешней торговли и внешнего долга еще более увеличит давление на валютный курс. Это может привести к дестабилизации финансовой системы, а через нее – и реального сектора экономики. Следует учитывать, что удовлетворение потребностей экономики в электроэнергии помимо ядерной энергетики будет идти в республике в рамках модернизации традиционной энергетики с применением высоких технологий, более широкого использования местных видов топлива, а также развития возобновляемой энергетики. Стратегией развития энергетического потенциала определено, что в 2011–2015 годах может быть построено ветроустановок суммарной мощностью до 300 МВт, ГЭС – мощностью около 120 МВт. Планируется строительство 161 энергоисточника на местных видах топлива суммарной электрической мощностью около 48 МВт и тепловой мощностью до 1026 МВт. В 2010–2012 годах будет построено 39 биогазовых комплексов мощностью 40,4 МВт.

Леонид ЗЛОТНИКОВ, ученый-экономист:

Намерения авторов самые благие: в промышленности перескочить с 4-го к 6-му и 7-му технологическим укладам, развить «новую промышленную систему» с «опорой на отечественные научные и промышленные заделы». Но при этом авторы концепции убеждены, что «только в едином с Россией, Казахстаном и отделенном от глобального рынка экономическом пространстве возможно сохранение и развитие в Беларуси высокотехнологичной промышленности и фундаментальной науки». Это звучит наивно. И белорусские, и российские специалисты понимают, что за счет собственных заделов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИИОКР) ни в Беларуси, ни в России технологический рывок обеспечить уже невозможно. Даже М. Мясникович, глава Академии наук, который ранее заявлял об инновационном развитии Беларуси с опорой на разработки отечественных ученых, в одной из последних статей пишет, что для развития белорусских предприятий их необходимо включать в технологические цепочки зарубежных транснациональных корпораций.

Марина НАРАНОВИЧ, член правления ОО «Белорусская ассоциация социальных работников»:

Чтобы обеспечить качество жизни, нужно сначала узнать потребности людей. Сегодня в зарубежной практике социальной работы выдвигают на первый план человекоцентрированный подход: когда ориентируются на потребности человека, а не на возможности организации. Но для того, чтобы узнать реальные потребности каждого, необходимы технологии и механизмы опроса и включения местного сообщества в систему принятия решений. Такие технологии есть. Например, открытое пространство (open spase). Она дает возможность собраться людям с разными взглядами, статусами, образованием. Чиновники, заявляя проблему, знают о ней в общих чертах, с позиций теории, и могут только предполагать, какие, к примеру, проблемы испытывает семья с ребенком–инвалидом. Сами же нуждающиеся обозначают проблему и вид помощи объективней. Поэтому начинать нужно с широкого внедрения таких технологий. За качество жизни должна отвечать местная власть. Но для этого местному самоуправлению должны быть даны широкие возможности. В повестке «Восточного партнерства» стоит вопрос о возможности подписания Беларусью Европейской Хартии местного самоуправления. Это своевременно, если мы хотим реально повышать качество жизни во всех регионах, а не только в центре.

«АиФ»-ФАКТ: Беларусь поднялась на 7 позиций в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала.

По сравнению с данными аналогичного доклада 2009 года Беларусь поднялась на 7 позиций. Так, в соответствии с Докладом ПРООН «Реальное богатство народов: пути развития человека», Беларусь заняла 61-е место в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала и прочно удерживает в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития.

Индекс развития человеческого потенциала - уникальный комплексный показатель, который позволяет отразить, в какой мере рост экономики отдельного государства трансформируется в конечном итоге в улучшение качества жизни людей и повышение уровня их благосостояния.

Недавно в Беларуси была представлена концепция развития страны «Беларусь 2018: к региональному лидерству на основе суверенного развития страны». Авторы - «Белорусская группа развития»*- дискуссионая площадка, созданная в структуре общественного объединения «Белая русь». По мнению группы, Беларусь сегодня стоит перед лицом угрозы утери государственности, если не сможет организовать свое суверенное развитие. И, публикуя свое видение пути Беларуси, авторы призывают к широкой дискуссии. «АиФ» решил опубликовать некоторые тезисы этой аналитической работы (полный текст можно прочитать www.bgr.by) и взял первые комментарии. Ждем читательских откликов и мнения экспертов на эту тему.

Экс-помощник президента Кирилл Рудый, известный своими «непричесанными» мыслями, выпустил новую книгу - «Потому что так решили мы». В книге автор объясняет корни белорусской экономической модели и пытается найти ответы на извечные вопросы, которые стоят перед страной.

Особенности национального страха

Доктор финансов, директор аспирантуры Университета Аризоны (США) Юрий Церлюкевич назвал вышедшую книгу первой в своем роде, которая «связывает национальные особенности мышления белорусов с экономическим и социальным развитием».

Экс-помощник президента Кирилл Рудый на примере поведения как простых, так и высокопоставленных белорусов попытался найти объяснение нынешнему лицу национальной экономики. В частности, доктор экономических наук акцентирует свое внимание на страхах как одном из главных факторов поведенческой экономики Беларуси.

«В Беларуси фобии объясняют многие черты поведенческой белорусской экономики. Страх потерять заработанные деньги, например, из-за обесценения вследствие инфляции, превышает желание заработать новые, что формирует большую склонность к сбережениям, чем к инвестициям. Страх потери работы при смене собственника по примеру 90-х годов в России вызывает настороженное отношение к приватизации», - пишет Рудый.

«Страх находится в топе причин, которые сдерживают деловую активность в стране. Когда дело, например, касается приватизации, ни власти, ни директора предприятий не выражают готовность сегодня ее инициировать. Первые боятся социальных потрясений, вторые - потерять свою должность» , - отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова .

По наблюдениям экс-помощника президента, страхи достаточно прочно закрепились в головах сотрудников госаппарата.

«Страх «прослушки» приводит к тому, что коммерческие переговоры с госпредприятиями иногда ведутся шепотом, в коридоре, на улице, чтобы случайные слова не были неправильно истолкованы и не так доложены. Риск и страх сделать ошибку в госаппарате не компенсируется ничем»,

Страх в сегодняшней Беларуси существенно сокращает возможность обсуждения с властью важных для бизнеса, а значит и для построения рыночной экономики, вопросов.

В качестве иллюстрации можно взять банковскую систему. Казалось бы, продвинутый сектор экономики. В отличие от многих белорусских предприятий, банки уже давно привлекли в акционерный капитал иностранные инвестиции, используют международные стандарты финансовой отчетности и принципы корпоративного управления. Но при этом страх оказывает сильное влияние на поведение банкиров, когда дело доходит до обсуждения вопросов их деятельности с государством.

«Мы не будем возражать и писать письмо в Нацбанк - регулятор может обидеться», - говорит член правления одного из банков. «На расширенном правлении Нацбанка в первом ряду сидят сотрудники силовых ведомств, поэтому выражать там свое мнение - себе дороже» , - рассказывает топ-менеджер другого банка.

Страх, который по разным причинам существует у представителей власти, бизнеса и в белорусском обществе в целом, мешает откровенному диалогу и обсуждению ключевых вопросов национальной экономики. А без ответа на них, уверен Кирилл Рудый, невозможно сделать четкий выбор в пользу пути, который может привести экономику к устойчивому росту.

Ответы на извечные вопросы

Чтобы сделать будущее Беларуси определенным и обеспечить тем самым устойчивый экономический рост, необходимо, считает экс-помощник президента, ответить на несколько извечных вопросов - «капитализм или коммунизм?», «рыночные или административные инструменты?», «Европа или Россия?».

Красной нитью через книгу проходит мысль о том, что нынешняя национальная экономика сочетает в себе элементы административных и рыночных отношений, и четкого выбора в пользу одних или других до сих пор не сделано.

Белорусские экономисты отмечают, что такой дуализм возник закономерно и является следствием нескольких факторов.

«В Беларуси внешнеторговый оборот существенно выше 100% к ВВП. Поэтому если посмотреть с одной стороны, то страна вынуждена конкурировать с внешним миром, и поэтому естественным образом формируются предпосылки для рыночной экономики, когда не государство, а потребитель определяет, что нужно производить и продавать», - говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

Однако, с другой стороны, продолжает он, значительная часть экономики все еще остается за госпредприятиями, которые во многих случаях выполняют доводимые целевые показатели, характерные для плановой экономики.

«Беларусь до сих пор не может определиться, по какому пути двигаться, и какие отношения (административные или рыночные) положить в основу экономики» , - отмечает эксперт.

Но постоянное нахождение в пограничном состоянии между коммунизмом и капитализмом, подчеркивает в книге Рудый, - «это иллюзия».

«При ориентации на советское прошлое естественным образом происходит возрождение социалистических элементов в экономике, что ведет к сползанию в социализм и движению в конечном итоге к коммунизму. Поэтому важно помнить, что если общество определяет своим приоритетом благосостояние и развитие, то выбор капитализма неизбежен», - убежден доктор экономических наук.

Отвечая на другой извечный вопрос - Европа или Россия, экс-помощник президента приходит к выводу, что Беларуси лучше выстраивать отношения с двумя геополитическими центрами с позиции прагматизма.

«Если выгодно сотрудничать и с Европой, и с Россией, то нет необходимости выбирать. На платформе всеобщей выгоды возможно объединение европейской матрицы с русской. Географическая предопределенность подталкивает Беларусь сыграть роль площадки переплетения европейских и российских экономических интересов, их совместного бизнеса», - считает Кирилл Рудый.

По его мнению, белорусам следует осознать, что у них не может быть «старшего брата» ни в чьем лице, «никто им не должен» и «никто им не поможет, кроме самих себя».

«Такой синдром одиночества, ощущение принадлежности к малой стране, стремление к самодостаточности в условиях дефицита человеческих, природных ресурсов и есть чувство независимости», - убежден доктор экономических наук.

Вместо хеппи-энда

Обычно долгосрочные прогнозы, принимаемые в Беларуси на государственном уровне, заканчиваются выводами о том, что светлое будущее у страны обязательно наступит, впереди нас ждет инновационное развитие отраслей, которые обеспечат высокие темпы экономического роста и повышение благосостояния народа.

В книге экс-помощника президента такой хеппи-энд отсутствует. Вместо него автор привел два возможных сценария развития событий Беларуси до 2030 года.

Первый - пессимистичный: «отсутствие новых точек роста, исчерпание старых, придавленность белорусской экономики долговым навесом проецируют ее инерционный рост в размере 1% в год». В этом случае, полагает экономист, Беларусь отстанет к 2030 году от стран-соседей лет на 20.

Второй сценарий - желательный: приход в Беларусь лучших мировых практик и капитала создаст никому не известные сегодня новые точки роста, и экономика станет прибавлять на 5-7% ежегодно.

«Но следует понимать, что и в таком случае чуда, например, к 2030 году не произойдет. Беларусь не преодолеет отставание, но сократит его. И главное - могут измениться целевые ориентиры. Появится шанс догнать не соседние, а передовые страны», - предполагает Кирилл Рудый.

Белорусские экономисты, как и доктор наук, надеются на лучшее.

«Хочется рассчитывать на реализацию второго сценария. При этом совершенно очевидно, что без привлечения большого объема иностранных инвестиций не удастся привлечь в экономику страны лучшие мировые практики. Соседние страны (Литва, Польша), догонять которые сегодня нужно нам, именно благодаря иностранным инвестициям достигли нынешнего уровня развития», - констатирует Мария Акулова.

Главный практический вопрос - с чего начинать движение в направлении, которое приведет белорусскую экономику к устойчивому росту.

С общественного диалога, считает Рудый. «Это первый реальный шаг. Для этого всем потребуется проявить мудрость, преодолеть себя и не загонять друг друга в угол. Следует выйти на обсуждение конкретных вопросов, согласия, сплочения внутри против внешних проблем», - советует автор книги.

Общественный диалог, считают эксперты, крайне важен для признания на всех уровнях глубины проблем национальной экономики.

«Отток квалифицированных кадров, постоянная придавленность долговым навесом и затяжная стагнация будут приводить к отставанию Беларуси от соседних стран. Общественный диалог позволяет увидеть эту угрозу, и страх перед ней должен мотивировать всех в государстве, а не парализовать людей», - резюмировал Александр Чубрик.

Рано или поздно режим олигархистов в Российской Федерации рухнет. Произойдёт это вследствие исчерпания его пропагандистского ресурса. Воры и коррупционеры не смогут бесконечно долго изображать русских патриотов, натужно возрождающих Россию в противостоянии с Западом. Постепенное прозрение мыслящей части российского общества уже происходит. Это можно отчётливо наблюдать в социальных сетях.


Прогнозировать сроки завершения этого процесса невозможно. Об их относительной близости вполне можно судить по поведению белорусского президента, политическое чутьё которого более точно, чем аналитические способности всех политологов вместе взятых.


Лукашенко не оформляет институционально преемственность своей власти. Во всяком случае, в белорусском социуме напрочь отсутствует такой дискурс. Это говорит о том, что Президент рассчитывает лично политически пережить завершение нынешнего периода исторического межвременья. Новая эпоха начнётся тогда, когда на смену временщикам придёт другой режим. Вероятнее всего, это будет военная диктатура, как это обычно бывает.


Судя по прекрасному физическому состоянию Главы белорусского государства, лет 15-20 он ещё пропрезиденствует без проблем. Опыт Фиделя Кастро это наглядно показывает.


Новая российская элита, которая сместит временщиков-приватизаторов, организовавших расхищение природных ресурсов путём выведения капитала на Запад, сразу же войдёт с ним в жёсткий конфликт. Он будет реальным, а не медийным спектаклем, как сейчас.


У представителей новой элиты по этой причине уже не будет двойного гражданства, недвижимости, банковских счетов на Западе. Они не будут держать там своих жён, детей и любовниц, как поступает нынешняя элита, компрадорская, по сути, и патриотическая - по форме. Новая власть не будет давать деньги в долг Соединённым Штатам путём покупки их ГКО.


В таких условиях резко возрастёт ценность геополитического ресурса Республики Беларусь, восточная граница которой проходит в 400-х километрах от Москвы.


Запад будет крайне заинтересован в том, чтобы военно-политическое взаимодействие РБ и РФ не принимало формат реального союзничества. Нынешнее же формальное 20-летнее союзничество наших государств не подтверждено ни одним историческим событием и существует лишь на бумаге. Глобальный Запад в новых условиях крайне не заинтересован в том, чтобы Республика Беларусь и другие постсоветские республики усиливали бы своими ресурсами враждебную ему Российскую Федерацию. Для него предпочтительней будет нейтралитет Беларуси, а в идеале вообще включение её в свои военно-политические структуры.


Новая же российская власть будет заинтересована в противоположном.


Всё это обеспечит Беларуси те условия, которые были у Финляндии в промежутке между 1945 и 1990 годами. Финляндия была тогда успешным государством-шантажистом и извлекала выгоду из идеологического противостояния двух геополитических центров силы. Её облизывали с двух сторон. Запад ради недопущения страны в сферу влияния СССР выдавал ей щедрые льготные кредиты, открыл свои рынки сбыта, предоставил доступ к своим передовым технологиям, не вмешивался во внутренние дела. Он не провоцировал там деиндустриализацию навязыванием «структурных реформ» и не разрушал систему госуправления навязыванием «демократии и прав человека». С другой стороны, СССР, которому не хотелось иметь обширную границу с НАТО и Евросоюзом особенно вблизи города Октябрьской Революции, предоставлял Финляндии дешёвое сырьё и размещал там госзаказ на финскую продукцию. Эти искусственно шоколадные условия обеспечили маленькой северной стране то окно возможностей, благодаря которым она за короткий исторический срок поднялась от уровня среднеразвитых стран до уровня высокоразвитых. Такое же окно откроется и перед Беларусью, когда противостояние Москвы и Вашингтона будет реальным, а не медийно срежиссированным, как сейчас.


Беларусь, являющаяся неотъемлемой частью русской цивилизации справедливости, не хочет быть государством-шантажистом типа Сингапура или Южной Кореи. Наша страна всегда стремилась быть равноправным союзником восточно-русского государства, но не вассалом его. Примером подобного союзничества являются отношения Канады и США.


В условиях военно-политического и идейного противостояния с Западом для Российской Федерации гораздо более предпочтительно видеть Беларусь союзником, нежели нейтральным шантажистом или тем более членом НАТО. Новое российское руководство будет клясться белорусам в братской любви и равноправии и вспоминать общее героическое прошлое.


Это будет основной причиной, по которой Союзное государство обретёт, наконец, реальное наполнение.


Мы сможем получить выгоду от синергетического эффекта полноценного союзничества с остальным постсоветским пространством и теми странами, которые к нам примкнут в той или иной политико-правовой форме. Предположительно это будут балканские страны, Монголия, Иран и некоторые страны Ближнего Востока.


Таким образом, экономика Беларуси, будучи на постсоветском пространстве технически самой развитой, получит мощнейший импульс. Перед нами откроются необъятные рынки гарантированного сбыта. Белорусские предприятия машиностроения получат предоплаченный наперёд госзаказ. Постсоветское пространство начнёт ускоренно модернизироваться, поэтому потребность в машинах и оборудовании резко возрастёт. В таких условиях белорусам придётся спешно наращивать объёмы производства техники, организовывать ускоренное обучение персонала вновь набираемого на заводы. Эти проблемы роста вместо проблем сбыта можно будет считать приятными хлопотами.


Итак: позитивные сдвиги в жизни белорусов произойдут не вследствие изменения общественного сознания россиян, развития их имперско-евразийского сознания, а исключительно как результат политического прагматизма будущих элит РФ. То, что к власти придут прагматики, можно не сомневаться. Никто другой к власти не приходит.


Михаил Малаш

До конца года остаются считанные недели, а по вопросу экономических перспектив Беларуси в 2018-м мнения расходятся. Всемирный банк предположил, что в будущем году сохранятся низкие темпы роста, а правительство, напротив, заявило, что экономика будет ускоряться. Впрочем, эксперты сомневаются, что в 2018 году Беларусь ждет светлое будущее.

Оптимизм правительства никто не разделяет

В конце ноября Центр развития Высшей школы экономики России провел опрос среди экономистов 11 авторитетных организаций, которые попытались оценить перспективы белорусской экономики. Консенсус-прогноз, с результатами которого ознакомился БелаПАН , показал редкое единодушие.

Экономисты банков Беларуси и России, а также девяти исследовательских организаций сошлись во мнении, что в 2018 году рост ВВП Беларуси будет находиться в районе 2%. Заметного ускорения белорусской экономики эксперты не ждут.

Так, например, эксперты Венского института международных экономических исследований ожидают, что рост ВВП Беларуси по итогам 2017-го составит 2%, по итогам 2018-го - 2,3%. Экономисты Центра макроэкономических исследований российского «Сбербанка» предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2017-2018 годы сложится на уровне 1,9% и 2,1% соответственно.

Всемирный банк придерживается такого же мнения. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, который был представлен в Минске на прошлой неделе, рост белорусской экономики останется низким в ближайшие годы (в 2017-м -1,8%, в 2018-м - 2,1%, в 2019-м - 2,4%).

«Мы хотели бы, чтобы белорусская экономика росла быстрее. Это возможно в том случае, если будет проводиться осторожная макроэкономическая политика и будут реализовываться структурные реформы, которые позволят повысить эффективность белорусской экономики» , - заявила на прошлой неделе в Минске старший экономист Всемирного банка Галина Андронова-Винцелет , отвечая на вопросы БелаПАН.

Расширение частного сектора в экономике, повышение качества управления госпредприятиями, эффективное распределение финансовых и трудовых ресурсов внутри страны может позволить ускорить темпы экономического роста, считает страновой экономист Всемирного банка Кирилл Гайдук .

«Однако если перечисленные изменения будут происходить, положительный эффект от них мы увидим только в среднесрочном периоде. В краткосрочной перспективе, на 2018 год, наиболее вероятный сценарий, который мы ожидаем, предполагает рост ВВН Беларуси на 2,1% », - отметил Кирилл Гайдук в беседе с корреспондентом БелаПАН .

Обращает на себя внимание тот факт, что пока и долгосрочные ожидания экспертов практически не отличаются от краткосрочных. К слову, все 11 организаций, которые приняли участие в упомянутом опросе Центра развития Высшей школы экономики России, высказались в пользу того, что до 2021 года темпы роста ВВП Беларуси не превысят 2,5%.

Ранее эксперты неоднократно подчеркивали, что низкие темпы роста в долгосрочном периоде чреваты отставанием Беларуси от развитых и даже соседних европейских стран.

Однако белорусское правительство куда более оптимистично смотрит на перспективы страны. На прошлой неделе премьер-министр Андрей Кобяков заявил о том, что в нынешнем году власти ожидают рост ВВП на 2%, а уже в следующем - на 3,5%. Сбудутся ли планы властей?

Страховка от дурака

По мнению наблюдателей, существует несколько ограничителей, которые не позволяют экономике Беларуси расти быстрее 2% в год.

«Последние официальные и неофициальные прогнозы говорят о том, что темпы роста экономики России, которая является нашим основным торговым партнером, в 2018 году не превысят 2%. Поэтому верить в то, что Беларусь сможет расти в будущем году быстрее, чем основной торговый партнер, вряд ли стоит» , - считает экономист Антон Болточко .

По его мнению, известные внешние факторы и отсутствие серьезных изменений внутри страны указывают на то, что потенциал роста белорусской экономики в 2018 году будет явно ограничен.

«Принятый декрет о предпринимательстве и ожидаемый декрет о цифровизации экономики вряд ли окажут серьезное влияние на динамику ВВП» , - полагает Антон Болточко.

Рост ВВП Беларуси в 2018 году, прогнозируют эксперты, будет во многом зависить от динамики белорусского экспорта.

«При благоприятной внешней конъюнктуре мы будем видеть рост экономики на 2-2,5%. Если экспорт станет стагнировать, рост экономики будет приближаться к нулю» , - предполагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук .

С учетом этого эксперты приходят к выводу, что заметного ускорения белорусской экономики в 2018 году можно будет добиться только искусственным образом.

«Искусственное стимулирование экономики в краткосрочном периоде может привести к ускорению темпов экономического роста. Однако такая политика чревата возникновением серьезных проблем в будущем», - полагает Кирилл Гайдук.

Впрочем, как считают экономисты, возможности использовать административный ресурс для ускорения экономики у властей крайне ограничены.

По мнению экспертов, главное отличие сегодняшних реалий от предыдущих лет, когда искусственно стимулировался рост экономики, состоит в том, что Беларусь теперь придерживается плавающего обменного курс. Действующий режим курсообразования экономисты неформально называют «страховкой от дурака».

«Административное стимулирование экономики за счет разогревания внутреннего спроса достаточно быстро приведет к росту цен и ослаблению обменного курса рубля. Естественно, этого допускать никто не хочет. Поэтому можно сказать, что нынешний режим курсообразования - это страховка от чрезмерного использования административного ресурса в экономике» , - отмечает Дмитрий Крук.

Белорусские экономисты предупреждают, что потенциальные угрозы для валютного рынка уже формируются, и лить масло в огонь точно не стоит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что по итогам трех кварталов 2017 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. По итогам года с учетом наблюдаемой тенденции дефицит счета текущих операций может превысить показатель прошлого года, считают экономисты Исследовательского центра ИПМ.

«Если административно наращивать инвестиционную активность и зарплаты, это выльется в увеличение импорта и спроса на валюту, приведет к автоматической корректировке плавающего курса белорусского рубля. Поэтому никакого административного стимулирования инвестиций и зарплат быть не должно. Макроэкономическая стабильность, которую мы наблюдаем, сейчас достаточно хрупкая» , - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .