Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Премия какая очередность платежа. Очередность списания средств со счета: основные правила, распространенные ситуации

Очередность платежа в платежном поручении 2018 года устанавливается по нормам ГК РФ. Для чего нужен этот реквизит и как правильно его заполнять в разных случаях, будем разбираться.

Когда нужно заполнять реквизит 21 «Очередность платежа» в платежном поручении

Заполнять поле «Очередность платежа» нужно всегда при составлении платежного поручения. Но особенно актуально это становится, когда на расчетном счете организации недостаточно денег для того, чтобы расплатиться по всем обязательствам. В этом случае порядок выплат регулируется п. 2 ст. 855 ГК РФ.

О том, какие поля, обязательные для заполнения, есть у платежного поручения, читайте в этой .

Порядок выплат с расчетного счета, установленный ГК РФ

Очередность платежей в 2018 году такова:

  • Сначала будут производиться выплаты по исполнительным листам по алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью.
  • Затем — по исполнительным листам на выплату задолженности по зарплате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  • В 3 очередь — по зарплате по платежным поручениям, а также по налогам, сборам и взносам на основании инкассовых поручений.
  • Выплаты по другим исполнительным листам — в 4 очередь.
  • Самыми последними будут погашены обязательства по распоряжению организации, в т. ч. последняя очередность платежа — для налогов.

Об очередности платежей по НДС читайте в материале .

Что ставить в очередности платежа при уплате налогов

С зарплатой все просто и понятно: оформляем платежку с очередностью платежа 3 и отправляем ее в банк. А вот с оформлением платежного поручения для уплаты налогов часто возникает вопрос: какую очередность платежа в платежном поручении выбрать — 3 или 5?

Такая неоднозначность связана с внесением изменений в ст. 855 ГК РФ, которые вступили в силу 14.12.2013 года. До этой даты к 3 очереди относились выплаты по налогам, сборам и взносам не только по поручениям контролирующих органов, но и по распоряжениям организаций.

После указанной даты добровольное погашение задолженности отнесли в 5 очередь. Но многие организации продолжают оформлять платежки по старинке с цифрой 3. Банк может попросить исправить такие документы.

Считается ли уплаченным налог, если банк в бюджет деньги не перевел (мнение судебных органов), см. .

Так как же все-таки правильно?

Нужно запомнить: хотите заплатить налоги — ставьте цифру 5 в очередности платежей по налогам в 2018 году. Тем самым вы будете соблюдать требования Гражданского кодекса.

Банк не принимает платежку с неверно заполненным реквизитом — исправлять или нет?

Согласно положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П неправильно заполненный реквизит «Очередность платежа» не является основанием для отказа в перечислении денег. По мнению Минфина России (письмо от 04.10.2017 № 05-07-06/64623), ошибка бухгалтера в очередности платежа не может быть основанием для возврата платежки банкирами.

Поэтому формально банк должен принимать такие платежки. Но существует практика, когда банки просят переделать документы и заполнить указанный реквизит правильно. Исправлять документы или нет — решать вам. Но нужно при этом учесть, что переделать платежку нетрудно, а вот споры с банком могут занять время и задержать выплаты.

О том, где узнать, что ваши налоговые платежи поступили к адресату, читайте в статье «Удостоверьтесь, что ваши платежи попали по назначению» .

Итоги

Реквизит «Очередность платежа» заполняют всегда, поскольку этого требует положение № 383-П. Особенно нужно обратить внимание на это поле, когда финансовое положение организации хромает и в силу вступает ст. 855 ГК РФ. Следует изучить, в какой последовательности исполняются платежи, и в зависимости от этого указать правильную очередность. Для отражения очередности платежа в платежном поручении - 2018 для налогов приводится символ 5, для выплаты заработной платы — 3. Изменения в очередность платежей в 2018 году не вносились.

Очередность списания денежных средств со счета установлена ст. 855 ГК РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

    в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

    во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

    в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетовпо оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; фонды обязательного медицинского страхования;

    в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

    в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

    в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Схема расчетов платежными поручениями

1. Между поставщиком и покупателем заключается договор-контракт.

2. Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).

3. Покупатель передает платежное поручение о перечислении суммы средств со своего расчетного счета на счет получателя.

4. Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.

5. Банк плательщика передает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на его расчетный счет.

6. Банк поставщика передает выписку с расчетного счета о зачислении суммы платежа.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными поручениями могут производиться:

    перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

    перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

    перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;

    перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 Гражданского кодекса РФ.

Поручение оплачивается с соблюдением установленной законодательством очередности платежей (ст. 855 ГК РФ).

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 в соответствии с приложением 1 к Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Очень важно уметь правильно заполнить платежное поручение. Несмотря на кажущуюся простоту этого «процесса», часто возникают различные проблемы, и поручение приходится переделывать. А это значит потерянное время, нервы, недовольство начальства, а то и упущенная предприятием выгода.

Банки зачастую выдвигают «дополнительные требования», поэтому при возникновении каких-либо сомнений лучше всего проконсультироваться у конкретного операциониста обслуживающего банка.

Новая редакция Ст. 855 ГК РФ

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

Судебная практика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ, статье 19 (ч. 1) (третьей очереди).

Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.

Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу - об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом - шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько "усеченном" виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды "переведены" в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше "вычитания" из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь - платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации", N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.

5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 - 559. Автор комментария к ст. 255 - Д.Л. Комягин).

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Комментируемая статья устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентам, так и кредитным организациям.

Первое правило относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа — при акцептной форме расчетов или в случае, если срок платежа определен самим расчетным документом). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлена для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абз. 7 п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 комментируемой статьи устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи.

Абзац 4 (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции РФ (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» . В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2010 — 2012 гг. такая норма установлена ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ). При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Из указанной нормы следует, что налоговые и неналоговые платежи в бюджет, а также перечисления на заработную плату относятся к одной очереди и должны перечисляться в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов. Платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования также следует считать платежами в бюджет согласно ст. ст. 10 и 144 БК РФ, а также указанию о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н.

Следовательно, налоговые и неналоговые платежи в бюджет, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также перечисления на заработную плату должны списываться со счета клиента банка в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов после платежей, отнесенных комментируемой статьей к платежам первой и второй очереди.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 5 Закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 комментируемой статьи без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. Смысловое содержание термина «оплата труда» для целей выявления перечня платежей, которые надлежит совершать во вторую очередь, следует определять следующим образом. Для этого необходимо использовать различные источники права, главным образом трудового или налогового, а также судебные акты. Однако указанные акты, во-первых, содержат разные перечни таких выплат; во-вторых, как правило, имеют узкоприкладной характер и предназначены для решения конкретных проблем (расчет среднего заработка, исчисление единого социального налога и т.п.); в-третьих, содержат открытый перечень платежей. Кроме того, перечни выплат, которые включаются в систему оплаты труда, различаются у каждого работодателя (см., например, подп. «о» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для целей толкования абз. 3 п. 2 комментируемой статьи необоснованно использование актов трудового или налогового права, посвященных конкретным проблемам правового регулирования. Используя термин «оплата труда» в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, законодатель имел в виду создание льготной очереди для всех выплат, производимых работодателем в пользу работника за работу по трудовому договору, в том числе по контракту. Представляется, что слова «по трудовому договору, в том числе по контракту» являются важными для толкования нормы абз. 3 п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, указанные слова позволяют исключить иные выплаты, производимые юридическим лицом не в связи с трудовыми отношениями; во-вторых, они имеют консолидирующее значение, т.е. указывают на все выплаты, которые могут быть произведены по трудовому договору, включая компенсацию за неиспользуемый отпуск как в связи с увольнением, так и без увольнения работника. Таким образом, термин «оплата труда» употреблен в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи в широком значении.

4. Понятие платежей в бюджетную систему РФ, подлежащих перечислению в третью очередь, не исчерпывается указанными выше налоговыми и неналоговыми платежами, а также платежами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Под платежами в бюджетную систему следует понимать любые платежи на счет получателя средств, являющийся бюджетным счетом. В связи с этим платеж, направленный в бюджетную систему РФ, определяется по реквизиту расчетного документа «Счет получателя» или по аналогичной информации, содержащейся в документе (например, в постановлении судебного пристава-исполнителя), представленном в банк. Если в этих документах указан соответствующий бюджетный счет, то платеж должен списываться со счета плательщика в третью очередь. В связи с этим в состав платежей в бюджетную систему может попасть, например, сумма арендной платы, подлежащая зачислению на счет получателя средств федерального бюджета, открытый в учетном регистре Федерального казначейства. В этом примере последним банковским счетом, на который необходимо зачислить переводимую сумму, будет счет федерального бюджета. Данное обстоятельство позволяет списать эту сумму со счета плательщика в третью очередь.

На практике возникло несколько частных проблем при выяснении состава группы платежей в бюджетную систему РФ.

Во-первых, на практике существует проблема определения очередности списания со счета плательщика суммы исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Она связана со следующими обстоятельствами. В Законе об исполнительном производстве отсутствует подробно урегулированный механизм взыскания и перечисления исполнительского сбора. Известно, что исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Однако вначале он должен быть перечислен на депозитный счет службы судебных приставов вместе с иными платежами в погашение суммы долга. Вся поступившая сумма подлежит распределению в порядке, установленном ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве. Причем с депозитного счета службы судебных приставов исполнительский сбор перечисляется в федеральный бюджет только в третью очередь. Соответственно, допустима ситуация, когда средства, списанные со счета должника как исполнительский сбор, фактически будут использованы на удовлетворение требований взыскателя. Отсюда следует, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, скорее всего, будет предписывать банку перечислить сумму исполнительского сбора, списанного со счета должника, не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, открытый в обычной кредитной организации.

На основании изложенного представляется, что такой платеж должен быть совершен в пятую очередь. При этом банк не должен вносить каких-либо исправлений в документы, представленные судебным приставом-исполнителем. Достаточно исполнить платеж в установленной законом очередности.

Во-вторых, на практике были выявлены различия в определении очередности списания со счета налогоплательщика сумм по требованиям налоговой инспекции в зависимости от избранного ею порядка исполнения такого решения. В тех случаях, когда решение налогового органа исполняется путем направления в банк соответствующего поручения налогового органа (п. 4 ст. 46 НК), суммы, списанные со счета налогоплательщика, перечисляются непосредственно в бюджетную систему РФ и списываются со счета налогоплательщика в третью очередь.

В случае, когда это же решение налогового органа исполняется через судебного пристава-исполнителя, списываемая сумма вначале перечисляется на счет службы судебных приставов, а затем на счет бюджета соответствующего уровня. Проблема определения очередности списания средств со счета налогоплательщика в данном случае является спорной и решается на практике по-разному.

Согласно неформальному подходу необходимо принять во внимание, что списанная на основании постановления судебного пристава-исполнителя сумма в конечном счете подлежит перечислению в бюджетную систему РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что взыскиваемые платежи являются платежами в бюджетную систему РФ, несмотря на то, что их перечисление осуществляется не напрямую в бюджет, а через подразделение службы судебных приставов. Если согласиться с этой точкой зрения, то необходимо последовательно применять аналогичный подход и в других сходных случаях взыскания платежей в бюджетную систему РФ через службу судебных приставов. Например, в рассмотренной выше ситуации взыскание арендной платы в пользу взыскателя-организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня, также фактически осуществляется в бюджетную систему РФ, если счет взыскателя открыт в Федеральном казначействе. В этом случае сумма арендной платы должна быть зачислена на счет федерального бюджета. Однако при взыскании указанных сумм арендной платы через судебного пристава-исполнителя данное обстоятельство трудно установить.

Представляется, что для корректного применения закона следует использовать формальный критерий — вид счета, на который подлежат зачислению взыскиваемые суммы. Если в расчетном или исполнительном документе в качестве счета получателя платежа указан счет бюджета соответствующего уровня, следует применять законодательство о взыскании платежей в бюджетную систему РФ. Счет службы судебных приставов не относится к категории счетов, на которых учитываются средства бюджетной системы РФ. Поэтому при взыскании недоимки и сумм штрафных санкций через службу судебных приставов представляется, что платежи должны быть списаны со счета должника в пятую очередь.

5. Предложенный формальный подход позволит решить следующую проблему, возникшую на практике. Судебный пристав-исполнитель включил в свое постановление не только сумму недоимки в бюджет по решению налогового органа, но также и налоговые штрафы, и исполнительский сбор. Таким образом, в одном и том же исполнительном документе содержатся два платежа, относимые к разным группам очередности платежей. Кроме того, по условиям рассматриваемого примера к счету должника по решению налогового органа в соответствии со ст. 76 НК РФ применена мера по приостановлению операций по счету. Как следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, эта мера не препятствует перечислению платежей в бюджетную систему РФ. Поэтому любые инкассовые поручения налоговых органов или платежные поручения самого владельца счета о перечислении налогов и иных платежей в бюджет должны исполняться без учета меры по приостановлению операций. Эти же платежи, но взыскиваемые по постановлению судебного пристава-исполнителя первоначально подлежат зачислению не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, поэтому такой платеж нельзя квалифицировать как платеж в бюджетную систему РФ.

Если руководствоваться формальным подходом, то оба указанных платежа следует отнести к пятой группе очередности платежей, и, соответственно, мера по приостановлению операций «заблокирует» оба рассматриваемых платежа. Если же придерживаться неформального подхода, то недоимку и штрафы следует списать со счета, невзирая на приостановление операций (п. 1 ст. 76 НК), а исполнительский сбор задержать. В этом случае речь может идти о частичном исполнении исполнительного документа. Однако право банка на частичное исполнение исполнительного документа в данном случае законодательством не предусмотрено с учетом того, что рассматриваемый случай не прописан в п. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

Анализ рассмотренных выше ситуаций показывает, что формальный подход удобнее для правоприменительной практики, так как проблема частичного неисполнения исполнительного документа здесь вообще не возникает. Кроме того, он гораздо более обоснован. Если он не устраивает налоговые органы, они имеют право произвести исполнение самостоятельно через банк должника, в этом случае все взыскиваемые ими суммы будут квалифицированы как платежи в бюджетную систему РФ.

6. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

7. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций» (Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П). По традиции их называют «картотеки N 2″, хотя такого термина в законодательстве уже не содержится. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31 июля 1996 г. N 011-31-5318-96).

Картотека N 2 представляет собой технический прием, позволяющий банку соблюдать установленную законодательством очередность платежей к счету клиента при недостаточности средств на счете (п. 2 комментируемой статьи).

К сожалению, картотека N 2 ведется не к любому банковскому счету клиента. Например, в соответствии с п. 1.1.3 Положения ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям. Таким образом, п. 2 комментируемой статьи фактически не применяется к текущим счетам физических лиц, что необоснованно, учитывая, что комментируемая статья не содержит подобных исключений.

8. На практике нередко возникает вопрос: какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы? В письме от 19 ноября 1996 г. N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

9. В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

10. Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П.

11. Очередность платежей, установленная комментируемой статьей, представляет собой общий порядок исполнения банком договора банковского счета. Поэтому норма комментируемой статьи адресована непосредственно банку.

Помимо нормы комментируемой статьи в законодательстве имеются другие правила об очередности распределения имущества. Однако эти правила адресованы не банку, а иным лицам. Например, в случае признания юридического лица банкротом его имущество распределяется в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 138, 211 Закона о банкротстве. Эти правила адресованы конкурсному управляющему. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная гл. 14 Закона об исполнительном производстве. В указанной очередности имущество должника распределяется судебным приставом-исполнителем. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Закона об исполнительном производстве в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется комментируемой статьей.

Следовательно, очередность, установленная иными актами для соответствующих специальных случаев, не должна применяться для списания средств с банковского счета.

12. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная комментируемой статьей, применяется по каждому счету в отдельности.

13. Арест средств ответчика, налагаемый по требованию кредитора как мера по обеспечению иска, нередко лишает других кредиторов владельца счета возможности получать платежи с арестованного счета. В соответствии со ст. 27 Закона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно при получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Таким образом, арест как мера по ограничению распоряжения счетом означает прекращение всех расходных операций независимо от очередности исполнения платежных документов, находящихся в картотеке N 2, и очередности платежей, в обеспечение исполнения которых был применен арест средств на счете.

Поэтому банк не должен совершать платежи, отнесенные законодательством к первой, второй, третьей очереди, даже, если имеется постановление судебного пристава-исполнителя об аресте средств на счете для исполнения платежа, отнесенного законодательством к шестой очереди.

В тех случаях, когда требования третьих лиц отнесены комментируемой статьей к более льготной очереди, чем требования, обеспечиваемые арестом, возникает вопрос: насколько обоснованно препятствовать исполнению тех расчетных документов, которые по закону должны исполняться ранее обеспечиваемого требования?

В п. II информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики» (далее — информационное письмо ВАС РФ N 6) указан следующий механизм решения поставленной проблемы. При наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1996. N 10.

К сожалению, описанный в вышеназванном информационном письме механизм списания с арестованного счета платежей привилегированным кредиторам оказался нежизнеспособным. Фактов, когда практика пользовалась этим механизмом, немного, одновременно выявлены некоторые проблемы его применения. Например, в рассматриваемом информационном письме не указано, какой суд должен вынести определение, разрешающее списание средств с арестованного счета. На практике были случаи, когда арест применялся одним арбитражным судом, а определение, разрешающее списание средств привилегированным кредиторам, выносилось другим арбитражным судом, у которого не было достаточных сведений. Это обусловлено тем, что обмен информацией между судами не обеспечен.

14. В п. II информационного письма ВАС РФ N 6 содержится вывод о том, что арест средств на счете не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной комментируемой статьей. Это означает, что применение режима ареста к счету ответчика должно приводить к прекращению всех расходных операций.

Данный вывод является обоснованным, поскольку направлен против обхода правила об очередности платежей. Когда арест будет в установленном порядке снят, расходные операции должны быть возобновлены в соответствии с очередностью, установленной комментируемой статьей. Это означает, что арест средств на счете не дает практически никаких преимуществ лицу, по инициативе которого он применен, и по своей сути не может в полной мере служить мерой по обеспечению иска. Допустим, что необходимо обеспечить иск на 100 тыс. рублей. Указанная сумма была арестована на счете, т.е. судом был применен арест как мера по обеспечению иска. Предположим, что суд вынес решение о взыскании со счета ответчика 100 тыс. рублей и отменил арест как меру по обеспечению иска, учитывая, что он уже удовлетворен. Соответствующий исполнительный лист поступил в банк должника. Допустим, что банк должен исполнить решение суда в пятую очередь и к счету представлены иные привилегированные требования на сумму, превышающую 100 тыс. рублей. К этому же счету имеется картотека N 2, включающая расчетные документы, которые отнесены п. 2 комментируемой статьи к первым четырем очередям. В указанной ситуации банк должен списать со счета все первоочередные платежи, а затем — в пятую очередь — исполнить решение суда. Очевидно, что арестованная ранее сумма будет израсходована на первоочередные платежи. Ее не хватит для исполнения решения суда, и, следовательно, она никак не может обеспечивать этот иск.

Указанная ситуация является не вполне нормальной, но она точно вытекает из действующего законодательства об очередности платежей. Такой же подход необходимо использовать при применении меры по приостановлению операций по счету во всех случаях, кроме случая, предусмотренного нормой п. 1 ст. 76 НК РФ. Ею установлено, что приостановление операций по счету является особым способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора и оно не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Отсюда следует, что приостановление операций по счету, примененное налоговыми органами, не должно препятствовать списанию со счета налогоплательщика платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди, а также всех платежей, направляемых в бюджетную систему РФ (далее — налоги и иные платежи в бюджет).

Редакция процитированной ст. 76 НК РФ действует с 1 января 2007 г. В прежней редакции эта же статья не содержала указаний на возможность списания со счета, к которому применена мера по приостановлению операций, налогов и иных платежей в бюджет. Исходя из точного смысла первоначальной редакции рассматриваемой статьи списание средств со счета, по которому приостановлены операции, было возможно только в отношении платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди. Между тем судебная практика того периода признавала возможным списывать со счета налогоплательщика суммы налогов, не считаясь с приостановлением операций по счету. Суды обосновывали такой вывод особой обеспечительной ролью рассматриваемой меры (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23 октября 2002 г. N ФОЗ-А73/02-2/2191; ФАС Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03-АК, от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03-АК).

Представляется, что указанный подход судебной практики и законодателя, изменившего редакцию ст. 76 НК РФ и разрешившего тем самым списывать со счета налогоплательщика с приостановленными операциями налоги и иные платежи в бюджет, нельзя признать обоснованным. Он нарушает очередность платежей, установленную законодательством, т.е. направлен на обход закона. При анализе указанной ситуации следует учесть, что налоги и иные платежи в бюджет должны уплачиваться в третью очередь одновременно с выплатой заработной платы и иными приравненными к ней платежами. Это правило установлено во исполнение Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П. Именно в данном Постановлении КС РФ впервые было установлено, что исполнение конституционной обязанности по уплате налогов должно осуществляться одновременно с выплатой заработной платы; иной подход противоречит Конституции РФ. Новая редакция ст. 76 НК РФ фактически позволила уплачивать налоги и иные платежи в бюджет ранее заработной платы, учитывая, что мера по приостановлению операций по счету не распространяется на налоги, но приостанавливает выплату заработной платы. Таким образом, новая редакция ст. 76 НК РФ не отвечает требованиям Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П.

В этой связи вывод информационного письма ВАС РФ N 6 о том, что арест средств на счете не должен нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством, представляется более обоснованным. Он не нарушает вывода Конституционного Суда РФ о необходимости выплачивать налоги и заработную плату одновременно, так как не нарушает установленную законодательством очередность платежей.

15. В случае совершения банком операций, нарушающих очередность исполнения расчетных документов, предъявленных к счету, возможен вывод о ненадлежащем исполнении банком своих обязательств по договору банковского счета. Учитывая, что указанное нарушение отсутствует в диспозиции ст. 856 ГК РФ, представляется, что клиент может предъявить к банку требование только о возмещении убытков.

Вниманию предпринимателей, осуществляющих безналичные расчеты! С 14 декабря 2013 года изменились правила указания очередности платежа в платежных поручениях. Кроме этого, уменьшилось количество очередей списания денежных средств с расчетных счетов организаций и индивидуальных предпринимателей. Теперь их всего пять. Как показала практика, большинство сотрудников российских банков не правильно понимают и применяют нормы Гражданского кодекса РФ в части очередности платежей. Подробнее далее.

Профессиональный учет для организаций и индивидуальных предпринимателей в Иваново. Мы избавим Вас от проблем и ежедневных забот по ведению всех видов учета и сдачи отчетности. LLC NEW тел. 929-553

Довольно давно, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П, признано не соответствующим Конституции РФ положение пункта 2 статьи 855 ГК РФ, устанавливающего очередность списания денежных средств со счета. Но законодатели что-то не спешили вносить необходимые изменения в Кодекс. И вот свершилось! Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 345-ФЗ, вступающим в силу с 14.12.2013 года, пункт 2 статьи 855 изменён. Теперь очередей списания денежных средств, номера которых требуется указывать в платежных поручениях, осталось только пять. Однако законодатели таким текстом закона только запутали всех ещё больше. Впрочем, как всегда.

Заголовки отдельных частей разворачивают и сворачивают их содержимое. Так вам будет удобнее читать, надеемся.

В первую очередь осуществляется оплата по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов. То есть, это все платежные требования, являющимися распоряжениями о переводе денежных средств в уплату алиментов, а так же требования, касающиеся выплат различных компенсаций и страховок гражданам, связанных с нанесённым вредом их здоровью или повлекшим смерть человека.

Может ли входить в первую очередь не требование, а платежное поручение или кассовый чек, например, по выплате компенсации работнику по несчастному случаю на производстве? Конечно может. Но только при одном условии: обоснованность всех платежей и требований в первой очереди должна быть подтверждена соответствующим исполнительным документом. Иначе, аналогичные требования, по которым нет исполнительных документов, подлежат оплате в пятую очередь.

Вторая очередь списания денежных средств так же, как и первая, может быть применена для удовлетворения требований и осуществления платежей только по исполнительным документам. Однако в отличие от платежей первой очереди, во вторую очередь осуществляется перечисление или выдача денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Другими словами, если работникам или бывшим работникам не просто выплачивается или перечисляется заработная плата и различные компенсации и гарантии, связанные с трудовой деятельностью, но подобные выплаты должны быть произведены по решению суда, либо иному аналогичному документу, то это вторая очередность платежа. Аналогично для авторских вознаграждений. Если исполнительных документов нет, то по таким же платежам для работников это будет третья, а для авторов пятая очередность.

С формулировкой третьей очереди и возникла неопредённость в действиях налогоплательщиков, да и сотрудников банков тоже. Конституционный Суд РФ, в своём Постановлении от 23 декабря 1997 года № 21-П требовал от законодателей совсем другого.

Третья очередь предусматривает расчеты по заработной плате с сотрудниками. В эту же очередность исполняются все поручения налоговых органов и внебюджетных фондов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Про платежные поручения на уплату налогов и страховых взносов самим налогоплательщиком ничего не сказано.

Вот текст пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда, цитируем:

"1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 1), положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что установленное в абзаце пятом этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер".

Поясним. Конституционный Суд признал незаконным разделение очередей по списанию денег со счетов по требованиям налоговых органов (ранее 4 очередь) и по платежкам самих налогоплательщиков (ранее 3 очередь). И постановил, что списание средств на заработную плату, перечисления налогов по требованиям налоговых органов, и по платежным поручениям самих налогоплательщиков должны производиться в одной очереди .

А теперь читаем текст новой нормы, которую законодатели ввели в действие с 14.12.2013 года, цитируем:

"в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;".

Как видите, однозначно понять , что третья очередь распространяется и на поручения налоговых органов, внебюджетных фондов, и на платежные поручения самого налогоплательщика, из такой формулировки невозможно .

Однако следует понимать, что словосочетание «платежным документам», указанное в начале абзаца третьей очереди может относиться и к налоговым платежкам предпринимателей и организаций, поскольку, это одно предложение. Кроме того, налоговые органы и внебюджетные фонды не направляют в банки "поручения" на перечисление задолженности со счетов клиентов банка. Они направляют "требования", либо "инкассовые поручения" на списание задолженности со счетов налогоплательщиков. И ещё. Если внимательно читать норму абзаца о третьей очереди платежа, то в пользу проставления третьей очереди самими налогоплательщиками говорит и фраза "на списание и перечисление" . Поручения на перечисление задолженности направляют только сами плательщики и владельцы банковских счетов. Поэтому, следовало бы понимать правильно текст данного абзаца со словом "поручения". И, учитывая Постановление Конституционного Суда от 23.12.97 г. № 21-П (см. выше), следовало бы ставить цифру 3 в поле «очередность платежа» для всех перечислений:

  • налогов;
  • сборов, то есть любой оплаты за совершение юридически значимых действий в бюджеты всех уровней: за выдачу лицензий, выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, копий уставов и т.п.;
  • государственных пошлин;
  • страховых взносов в ПФР, ФФОМС РФ и ФСС РФ;
  • заработной платы на карточки работникам.

Если же считать, что платежки самих предпринимателей на уплату налогов и страховых взносов такой формулировкой нового закона депутаты и чиновники отнесли к очереди 5, то это будет означать, что они приняли закон, снова противоречащий Конституции РФ и вопреки Постановлению Конституционного Суда РФ. Но мы с вами знаем, что так поступить депутаты не могут:) А, значит, платежки по налогам, сборам и страховым взносам нужно бы формировать с указанием очереди 3. Значительная часть банков в России так и требует. Но таких банков с каждым днем всё меньше. Вот и Сбербанк России, в котором сотрудники начиная с 14 декабря требовали писать очередь 3 при оформлении платежек по налогам и взносам, с 23 декабря изменил своё же решение и теперь требует ставить очередь 5 в поручениях на перечисление в бюджеты и внебюджетные фонды. Банк "Акция" же, напротив, даже сегодня, 17 апреля требует ставить в платежках очередность 3. Дурдом:)

В том случае, если ваш банк не станет принимать платежные поручения по налогам и взносам с 3-й очередью, и тем более, покажет вам, например, разъяснения Банка России на этот счет, то у вас два выхода. Либо поставить такую очередь, какую требует ваш банк, либо внимательно прочитайте заключительную часть данной статьи. Ничего не поделаешь - анархия в государственном управлении возрастает, и мы все становимся жертвами такой ситуации в стране. Это не первый, и, думается, не последний криво написанный закон. И не первый случай, когда разработчики законов не учитывают или не правильно учитывают судебные акты Высших Судов Российской Федерации.

Будет очень странно, если Коституционный Суд РФ пропустит подобный "ляп" сочинителей закона из правительства и законодателей. Возможно, следует ожидать нового судебного акта КС РФ. И, тогда, всё начнется с начала, как в 1997 году.

Кстати, даже Центральный Банк России воздержался от каких-либо подробных комментариев нового порядка списания средств со счетов плательщиков. Вот текст письма ЦБ РФ, опубликованный в "Вестнике Банка России" полностью:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ
РАСПОРЯЖЕНИЙ О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 345-ФЗ

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 декабря 2013 года N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 345-ФЗ) Банк России разъясняет следующее.

Распоряжения о переводе денежных средств, помещенные в очередь не исполненных в срок распоряжений до вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ, подлежат исполнению в очередности, установленной Федеральным законом N 345-ФЗ. При этом значение очередности платежа, указанное в распоряжении о переводе денежных средств, банками не изменяется.

Со вступлением в силу Федерального закона N 345-ФЗ нормы пункта 2.10 Положения Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" применяются с учетом его требований.

Доведите настоящее письмо до кредитных организаций и других клиентов Банка России. Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель Председателя
Банка России Т.Н.ЧУГУНОВА

А вот Минфин России, в своем письме от 20.01.14 № 02−03−11/1603 выразился более конкретно. Однако, письмо и не является нормативным документом, но лишь выражает мнение финансового ведомства, мы теперь хотя бы мнение официального органа знаем. И будем писать очередь 5 во всех платежных поручениях на уплату налогов и страховых взносов, если изготавливаем их сами, даже если уплачивается задолженность по имеющемуся требованию налогового органа или внебюджетного фонда. Хотя это и выглядит абсурдным, в том числе, и с точки зрения Конституционного Суда РФ, но свои нервы дороже.

Вот цитата из этого письма:

"Учитывая вышеуказанные нормы Кодекса и Положения N 383−П, по мнению Департамента, в реквизите «Очередность платежа» платежных поручений по перечислению платежей в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представленных в подразделение банка на бумажном носителе, при наличии на банковском счете необходимого для осуществления указанных платежей остатка денежных средств плательщик указывает цифру 5."

Полный текст письма вы можете скачать по ссылке внизу статьи, поскольку в нём так же подтверждается наше мнение, изложенное в заключительной части данной статьи.

Оформлять перечисление работнику оплаты по договору подряда, а так же страховых взносов по договорам добровольного страхования, следует уже с указанием 5-й очереди.

Здесь всё просто. В четвертую очередь производится списание денег по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований. То есть, если есть исполнительный документ, но требование его удовлетворения не относится к первой или второй очереди, оплата по таким документам производится в четвертую очередь.

В пятую очередь производится списание денежных средств с расчетных счетов клиентов банков по любым другим платежным документам, которые не относятся ни к одной из очередей с первой по четвертую включительно. Исполнение этих платежей производится в порядке календарной очередности. То есть по времени поступления распоряжений в банк. Исходя из последнего мнения Минфина, пятую очередь пишем в платежках на уплату налогов и страховых взносов.

Эта очередность ранее была под номером 6. Так что, будьте внимательны! Уже начиная с полудня 13 декабря 2013 года, не ставьте в платежках очередность платежа 6, во избежание недоразумений и споров с сотрудниками банков. Они, бедные, и так запутались в последнее время. Не говоря уже о том, что не замечают самого главного в нормах рассмотренной статьи. Что делать, налицо оглупление населения за последние 20 лет, и сотрудники банков не являются исключением.

А главное заключается в том, что статья 855 ГК РФ устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентам, так и кредитным организациям.

Первое правило определяет те случаи, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем требованиям, предъявленным к счету клиента. В этой ситуации предъявленные к счету расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, то есть в порядке их поступления в банк плательщика (наступления срока платежа). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока никак не сочинят и не примут законодатели.

Второе правило применяется, когда на счете плательщика не хватает денег для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Вот именно для этого случая данная статья и устанавливает пять групп очередности платежей, номера которых мы и проставляем в платежках.

Если же денег на счете хватает для всех перечислений, номер, указанный в платежном поручении в поле для очередности платежа не играет никакой роли. Причем, даже если очередность платежа в распоряжении на перечисление денег указана не верно. Банк обязан исполнить такое поручение. Но на практике, сотрудники банков возвращают такие платежки клиентам для исправления. А это уже неправомерное действие сотрудника банка. Такого же мнения и Министерство финансов РФ, выраженное в письме, которое мы процитировали в разделе об очереди 3. Вы можете скачать .
Если, конечно, вы не будете ставить шестерку в поле указания очередности, поскольку такой очереди больше не существует.

Резюме (сжатое содержание всех разделов статьи)

Очередность платежа в платежных документах в разных случаях (ст.855 ГК РФ)
Номер очереди Документы для списания средств со счета в данной очереди
В первую очередь По исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь По исполнительным документам , по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В третью очередь По платежным документам для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов, поручениям государственных внебюджетных фондов на списание и перечисление сумм страховых взносов.
В четвертую очередь По исполнительным документам , не относящимся к первой и второй очереди.
В пятую очередь По любым другим платежным документам , не относящимся к 1, 2, 3, 4 очереди, в порядке календарной очередности. В том числе по платежкам на перечисление налогов, сборов и страховых взносов, составленным налогоплательщиком самостоятельно.
В шестую очередь Такого номера очереди больше не существует!
Документы с одной и той же очередностью платежа Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Самое главное Списание денежных средств в установленной очередности осуществляется при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований (п. 2).
Если денег на счете достаточно, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность) (п. 1). В этом случае указанная в документе очередность платежа не имеет значения, и банк обязан исполнить распоряжение клиента даже тогда, когда номер очереди в платежке указан не верно.

Надеемся, что статья была вам полезна.