Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Особенности государственного регулирования доходов населения. Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика

Государственное регулирование доходов включает в себя систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющихся общественными организациями и правомочными государственными учреждениями для достижения стабилизации доходов населения и их увеличения в зависимости от социально -- экономических условий в обществе. Целью государственного регулирования является создание необходимый условий для воспроизводства рабочей силы.

По размахам вмешательства государства в экономику страны в современной экономической теории выделяется три наиболее характерных модели государственного вторжения в экономику:

1) Тотальное, жесткое управление экономикой. Характерными чертами такой модели являются: ограничение рыночного механизма, процветание дефицита и черного рынка, распределение ВВП путем талонной (карточной) системы.

2) Либерально -- демократическая модель, которая имеет несколько модификаций, одна из которых берет курс на поддержание рыночной экономики и ведет к увеличению экономической эффективности.

Другая модификация либерально -- демократической модели -- модель «Рейгана -- Тэтчер», предполагающая умеренное государственное вмешательство в экономику посредством приватизации и разрушения монополий, ограничения протекционистской политики, низких налогов, защиты компаний через правительственные постановления и торговые ограничения.

3) Модель, которая характерна для стран с переходной экономикой. Ее характерной чертой является государственное вмешательство в рыночную экономику посредством системы ограничений внутренней конкуренции, которая в свою очередь способствует увеличению количества монополий. Проводимая протекционистская политика выключает страну из системы международной кооперации и закрывает экономику от международной конкуренции. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 12

Вследствие того, что по своей природе рыночное распределение несправедливо, в современных условиях нельзя полностью исключить государственное вмешательство в социально -- экономические процессы. Следовательно существует потребность в государственном вмешательстве. Возможность регулирования государством возникает вследствие достижения определенного уровня экономического роста, концентрации капитала и производства. Необходимость государственного регулирования доходов предполагает борьбу с количеством увеличивающихся трудностей.

В настоящее время регулирование доходов государством является составной частью воспроизводства. Государственное регулирование доходов стимулирует экономический рост, поддерживает экспорт, поощряет прогрессивные сдвиги в региональных и отраслевых структурах, регулирует налогообложение, занятость, цены. Конкретные формы, цели и масштабы регулирования государством доходов определяются в соответствии с остротой социально -- экономических проблем. Роль органов государственной власти состоит в стимулировании становления организационной инфраструктуры инновационной экономики, в создании условий для повышения эффективности существующих производств. Повышение качества жизни населения/Семенова Г. Н.//Вестник.-2010г.-№4, с.138

К основным объектам государственного регулирования доходов относятся условия, ситуации, сферы, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, нерешаемые автоматически либо решаемые, но в далекой перспективе. Устранение данных проблем способствует нормальному функционированию экономики, воспроизводству рабочей силы, поддержке стабильной ситуации.

Объекты государственного регулирования доходов:

1) Минимум оплаты труда, доходов

2) Подготовка и переподготовка кадров, занятость

3) Цены, налоги

4) Социальные отношения, социальные гарантии

5) Правовое обеспечение.

Основная задача государственного регулирования доходов -- перераспределение доходов через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения для разных групп получателей дохода. Вследствие этого значительная часть национального дохода переходит к слоям населения с низким доходом от слоев с высокими доходами. Таким образом, растущие доходы у малоимущих, создают необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, регулируют занятость, способствуют снижению социальной напряженности.

Государственную активность в данной сфере можно измерить объемом социальных расходов из местного и федерального бюджетов. Исходя из этого, получается, что возможности государства в области перераспределения доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. В случае наращивания социальных расходов поверх налоговых поступлений происходит рост инфляции и бюджетного дефицита. Если это случается, то возникает чрезмерный рост налогов и инфляционное повышение номинальных доходов.

Государственная политика доходов осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения, перераспределение доходов через государственный бюджет. Юрьева. Т,В., Марыганова. Макроэкономика., M., 2008г., с. 235

Политика регулирования доходов населения предполагает:

1) Установление минимальной заработной платы, имеющей большое значение для следующих категорий населения: женщины, малоквалифицированные рабочие, иностранные рабочие, молодежь. Также установление такого минимума нередко используется как исходная база для определения заработной платы более высоких категорий работников.

2) Регулирование в некоторых случаях верхнего порога увеличения номинальной заработной платы с целью снижения издержек производства и на этой основе роста инвестиций, сдерживания инфляции и повышения конкурентоспособности национальной продукции

3) Защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения посредством индексации, то есть повышения номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцировано в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов предполагает:

1) Сосредоточение денежных средств в государственных руках для проведения социальной политики через взимание с населения налогов: прямых и косвенных

2) Предоставление населению социальных гарантий через финансирование систем медицинского обслуживания, образования, искусства, учреждений культуры и прочее финансирование систем социальной защиты, которая включает систему социального страхования и систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. Социальная политика государства ставит задачи поддержания баланса доходов и расходов различных социальных групп и обеспечения через государственные механизмы повышения уровня жизни и, в конечном счете, воспроизводства населения, развития технического уровня страны и поддержания культуры. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 16

Социальная защита основана на выплате государством трансфертных платежей, то есть безвозвратных. Социальными трансфертами называют систему натуральных и денежных выплат населению, которые не связаны с его участием в хозяйственной деятельности в прошлом или в настоящее время. Глубина вмешательства государства в ход перераспределения доходов населения должна осуществляться в оптимальных размерах. Процесс выравнивания доходов, призванный для современного общества необходимым в силу множества причин, может привести в результате чрезмерного роста налогов к сокращению эффективности экономики, уничтожению стимулов к предпринимательству, а также к подрыву стимулов у получателей трансфертных выплат. Проведение такой политики требует немалых средств на содержание бюрократического аппарата. При проведении социальной политики, государство использует следующие инструменты: потребительские бюджеты, социальные стандарты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты - это средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальными государственными социальными стандартами являются государственные услуги, которые предоставляются гражданам на безвозвратной и безвозмездной основах (за счет финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов) и гарантируются государством на минимально уровне на всей территории Российской Федерации. Они используются для определения финансовых нормативов, которые необходимы для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по здравоохранению, образованию, науке устанавливаются объемы их финансирования.

Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. За счет в основном налогов образуется доходная часть бюджета государ­ства, где содержится роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (кос­венных налогов на товары массового потребления и на услуги), на­логов на предметы потребления.

Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы фи­зических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхо­вание (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан).

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источ­ников.

По законодательству обычно разрешается из валового дохода про­извести вычеты:

Производственные, транспортные, командировочные и реклам­ные расходы;

Различные налоговые льготы (необлагаемый минимум дохо­дов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.).

Важно установить налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент уплаты налогов независи­мо от размеров доходов (в нашей стране такой налог составляет 13%);

Регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).


При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются стимулы к труду и новаторству.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стрем­лению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооб­лагаемая база - заработная плата и прибыль.

Но и без установления очень высоких ставок налога многие биз­несмены, получающие большие суммы прибыли, изыскивают все новые способы избавления от налогов.

Система налогов и сборов в России установлена Налоговым ко­дексом РФ (части первая и вторая).

V Задача 6.7. Какие способы избавления от уплаты налогов применяют нару­шители законодательства?

Налоги на прибыли предприятий составляют важную часть поступ­лений в бюджет (до 20%). Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пони­женные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

За счет налогов социальное государство создает условия для до­статочного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляют­ся большие расходы на социальные программы.

Государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средства­ми существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предо­ставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособ­ных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающим­ся за счет фондов - денежных или материальных средств определен­ного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят пла­тежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (рис. 2).


Государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти сред­ства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству насе­ления (информация населения о положении на рынке труда, орга­низация общественных работ и др.).

Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые со­ответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи предприятия, учреждения, организации независимо от форм соб­ственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназна­ченные для оплаты труда.

Пенсионный фонд - самостоятельное финансово-кредитное уч­реждение, которое осуществляет государственное управление денеж­ными средствами, предназначенными на выплаты пенсии. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В какой же мере денежные доходы выравнивают социальное по­ложение граждан?

Можно определить дифференциацию (от лат. differentia - разли­чие) денежных доходов среди населения. Это - коэффициент Джини.

Коэффициент Джини характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распре­деления доходов от полностью равного их распределения между все­ми жителями страны.

Так, для определения степени концентрации (скопления) доходов разных слоев общества все денежные доходы населения (принятые за 100%) делятся на пять 20%-ных групп. При этом выделяется пер­вая группа с наименьшими фактически полученными доходами и пятая группа с наибольшими доходами. Коэффициент Джини пока­зывает, что при абсолютно равномерном распределении доходов между всеми группами населения расхождение величины получа­емых сумм денег приближается к нулю, а при усилении дифферен­циации доли групп - к единице.

О коэффициенте Джини на практике можно судить по статисти­ческим данным, касающимся нашей страны (табл. 2).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Показатели 1992 г. 2007 г.
Денежные доходы, всего, 100 100
в том числе по 20%-ным группам
населения:
первая (наименьшие доходы); 6 5
вторая; 12 10
третья; 18 15
четвертая; 26 22
пятая (наибольшие доходы) 38 48
Коэффициент Джини 0,29 0,42

В России коэффициент Джини возрос с 0,29 в 1992 г. до 0,4 в 2007 г., что свидетельствует об углублении дифференциации денеж­ных доходов. Пятая группа увеличила долю получаемых денег с 38 до 46%, в то время как доля первой группы уменьшилась с 6 до 5% всех доходов.

Существенно различался коэффициент Джини в ряде развитых стран. По последним опубликованным данным он составлял следу­ющие величины:

Германия - 28,3;

Франция - 32,7;

Италия - 36,0;

Великобритания - 36,0;

США - 40,8.

Нетрудно заметить, что наибольшей величиной коэффициент Джини достиг в США и России. Этот факт свидетельствует о боль­шом разрыве здесь в уровне денежных доходов самых богатых и са­мых бедных слоев населения. Нетрудно понять, что неограниченный рост коэффициента Джини ведет к наибольшему обогащению круп­ных собственников средств производства. Это, конечно, усиливает социально-экономическое расслоение общества.

Вполне очевидно, что достичь оптимального (от лат. optimus - наилучший) распределения национального дохода в обществе спо­собно только демократическое и социальное государство. Такое го­сударство предотвращает обострение социально-экономических противоречий в обществе.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально - ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятом смысле является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объемом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в РФ. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее.

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в регионах характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

(Таблица 2) Методы государственного регулирования доходов и потребления населения.

Прямые - административные меры Косвенные - экономические меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование цен

Индексация и компенсация расходов

Социальные программы Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим,

Государственный контроль цен,

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды,

Благотворительные фонды

Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной оплаты труда, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифферинцированным по регионам и природно- климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно - договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно - договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно - договорная система регулирования социально - трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества.

Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1) регулирование доходов населения;

2) перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов включает:

Государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;

Индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

Законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

Налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;

Установление государственных гарантий по оплате труда. Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. Однако установленная государством минимальная заработная плата почти втрое ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ).

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC). ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций. Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо. Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

1) различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);

2) различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8-2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;

Предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;

Финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий,

систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заклю­чается в их перераспределении через бюджет путем дифференциро­ванного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля нацио­нального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличе­нию общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потреб­ления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении воз­можности потребления каждым индивидуумом не ниже минималь­ного набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного ми­нимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать мето­ды регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потреб­ления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабо­чей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Сте­пень воздействия государства на процесс перераспределения дохо­дов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весь­ма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в пере­распределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно боль­шое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде за­падноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские стра­ны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

* Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. На­ращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая си­туация характерна для российской экономики периода рыночных ре­форм. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспе­ченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, пред­ставлены в табл. 9.4.

Таблица 9.4.

Методы регулирования доходов и потребления

Прямые - административные меры

Косвенные - экономические меры

Среди прямых (административных) методов государственного ре­гулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пен­сионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределе­ние и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октяб­ре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и по­степенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффек­тивно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Законодательное установление минимума заработной платы

Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и за­работной платы является законодательное установление размера ми­нимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой ме­тодике.*

* Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 // Российская газета. 1999. 17 марта.

Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на об­щегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложивше­муся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточ­ным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направле­нии, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отрас­левых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров (см. п. 11.2), позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.

Индексация доходов и начисленной заработной платы

Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их ин­дексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов населения - одна из основных форм социаль­ной защиты населения в условиях инфляции, направленная на под­держание и восстановление покупательной способности получен­ных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация дохо­дов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудя­щихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Пол­ная индексация (процент повышения заработной платы и других вы­плат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет не­обходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индекса­ция будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, час­тичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и каче­ственных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, отно­сятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного ха­рактера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пен­сии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного це­нообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпри­нимательской и другой разрешенной законом деятельности (более по­дробно об индексации см. гл. 14.).

Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов

Социальный потенциал налоговой системы в современной Рос­сии, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не ис­пользуется.

Существующая система налогообложения не учитывает положе­ния в российской экономике и связанного с ним резкого имущест­венного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрес­сивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изы­мается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, по­лучающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнитель­ные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Используемая в России налоговая политика стимулирует и за­крепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых не­престижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах эко­номики, определяющих перспективы ее развития, - в промышлен­ности, науке, культуре.

В российской переходной экономике государственное регулиро­вание доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рас­сматриваться как необходимое условие прекращения спада производ­ства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

  • высокодоходные группы населения России не склонны к сбе­режениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;
  • при сокращении производства и снижении доходов у большин­ства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно со­кращается потребление таких услуг, как образование, здравоохране­ние, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ре­сурсов;
  • повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоход­ных) групп населения, ориентированных на потребление отечествен­ных товаров и услуг, способствует развитию отечественного произ­водства, инвестиционной активности и росту занятости. Если поли­тика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;
  • более взвешенный подход к распределению доходов - психо­логически важный положительный фактор. Если имущественное не­равенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп на­селения будет увеличиваться, усиливается противодействие рефор­мам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной диф­ференциации с помощью прогрессивного налогообложения.


Навигация

«