Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоговый агент по купле-продаже лома: новый закон. Реализация лома и отходов цветных металлов

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома - это уже свершившийся факт.

Вместе с тем, далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

При этом счет-фактуру должен будет составить сам продавец. В нем нужно будет указать стоимость реализации лома без НДС и сделать запись о том, что «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель в свою очередь должен будет начислить НДС по ставке 18% и указать его в книге продаж, не оформляя при этом счет-фактуру сам себе (как это делают налоговые агенты в других ситуациях). Впоследствии покупатель сможет принять к вычету этот НДС, конечно если применяет общий режим налогообложения. А покупатель на спецрежиме также должен будет исчислить НДС со стоимости лома, но заявить к вычету указанную сумму налога он не сможет. Как следствие, покупатель должен будет уплатить его в бюджет в полной сумме, а сам лом принять к учету по стоимости вместе с НДС (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кстати, в связи с внесенными поправками по НДС при реализации металлолома с 2018 года планируются изменения и в декларацию по НДС. Но по предварительной информации обновленную форму налогоплательщики начнут применять не ранее, чем с III квартала 2018 г.

Если же при реализации металлолома или шкур в 2018 году покупателями будут физические лица, то с НДС продавцу придется разбираться самостоятельно, в том числе платить налог в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). То есть для него это будет обычная облагаемая НДС операция.

Если продавец не является плательщиком НДС

Каких-либо льгот по НДС при реализации металлолома отныне НК РФ не предусматривает. Но если организация (ИП) применяет специальный налоговый режим либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ , то для нее реализация металлолома в 2018 году не облагается НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ).

При этом в договоре, первичных учетных документах должно быть указано, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение. Можно проставить отметку «Без налога (НДС)». Тогда покупателю-организации (покупателю-ИП) не придется выполнять обязанности налогового агента по НДС.

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Напомним, что с 01.01.2018 начался эксперимент, предполагающий исчисление и уплату налога при реализации некоторых видов товаров не продавцами, а покупателями – налоговыми агентами. Это следует из п. 8 ст. 161 и п. 3.1 ст. 166 НК РФ. В число таких товаров вошли:

    Лом и отходы черных и цветных металлов;

    Алюминий вторичный и его сплавы.

До указанной даты реализация лома и отходов черных и цветных металлов НДС не облагалась в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сего­дня данная норма утратила силу, тем самым реализация указанного продукта (с добавлением вторичного алюминия и его сплавов) вновь введена в налогооблагаемый оборот.

Определяемся с налоговой базой.

В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названных объектов (далее по тексту перечислять их не будем, обобщим – «металлолом»). Но только в случае, если их контр­агентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Обратите внимание:

Налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Оплата товара продавцу производится за вычетом налога. Расчеты покупателя с продавцом металлолома (стоимость покупки условно 118 руб., в том числе НДС 18 руб.) покажем в таблице.

Налоговый агент, приобретающий металлолом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров по ст. 105.3 НК РФ (из договорной стоимости), с учетом налога (абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Из нормы п. 15 ст. 167 НК РФ следует, что порядок исчисления НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, обозначенных в п. 4 и 5 ст. 161. То есть налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость товаров без включения в нее суммы НДС.

Расчетный метод исчисления налога предполагает применение расчетной ставки – в нашем случае 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Принимая во внимание приведенные нормы, покажем, как налоговому агенту, обязанному исчислить НДС, определить налоговую базу с учетом того, что стоимость металлолома в договоре может указываться по-разному, в частности:

    С налогом, например, «118 руб., в том числе НДС». Тогда налоговая база равна 118 руб. Налог, определяемый расчетным методом, соответственно равен 18 руб.;

    Без НДС, например, «100 руб. без НДС». Налоговая база в этом случае также равна 118 руб. (100 руб. + 100 руб. х 18 %). Сумма НДС – 18 руб. (118 руб. х 18/118).

Поскольку налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из средств, перечисляемых налогоплательщику (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета налога, в любом случае продавец получает оплату за вычетом НДС.

Налоговый кодекс предусматривает особенности исчисления НДС налоговыми агентами и при предварительной оплате, и при возврате, и в случаях изменения стоимости металлолома. Остановимся подробнее на «авансовом» НДС.

«Авансовый» НДС.

С учетом п. 15 ст. 167 НК РФ покупатели металлолома определяют момент определения налоговой базы в порядке, установленном п. 1 ст. 167, – либо на дату отгрузки продавцом товара, либо на дату получения последним предварительной оплаты товара.

В пункте 2 Письма № СД-4-3/480@ ФНС разъяснила: при предоплате предстоящих поставок металлолома налоговый агент исчисляет НДС как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки металлолома в счет этой оплаты (частичной оплаты). Далее ведомство, ссылаясь на ст. 171 НК РФ (п. 3, 5, 8, 12 и 13, в частности), указывает: суммы исчисленного «агентского» («авансового») налога подлежат вычетам. А принятые к вычету суммы налога (в силу пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170) подлежат восстановлению.

Обратите внимание:

Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

По мнению автора, рекомендация главного налогового ведомства страны не вызывает вопросов у налоговых агентов – плательщиков НДС. Мы же говорим об «упрощенцах» – а у них здесь может возникнуть «запинка». Дело в налоговом вычете – вправе ли его применить плательщик «упрощенного» налога?

Однако если внимательнее изучить нормы НК РФ, сомнения развеются. Пункты 12 (о вычете «авансового» НДС) и 13 (о вычете НДС при корректировке отгрузки) ст. 171 могут применять и те, кто не платит НДС (в отличие от п. 3, 5 и 8, из которых четко следует, что эти нормы адресованы только налогоплательщикам).

При таком подходе покупатель-«упрощенец» при перечислении предоплаты будущей поставки металлолома исчислит «авансовый» НДС. Когда же продавец отгрузит товар, исчисленный за продавца «авансовый» НДС покупатель может принять к вычету.

Пример 1:

«Упрощенец» закупает лом черных металлов у организации на условиях предоплаты товара. Стоимость лома (по договору) – 500 000 руб. (без НДС).

Аванс (60 % стоимости договора – 300 000 руб.) перечислен в январе 2018 года, оставшаяся сумма – при отгрузке металлолома (в марте).

В январе «упрощенец» исчислит «авансовый» НДС. Сумма налога составит 54 000 руб. ((300 000 руб. + 300 000 руб. х 18 %) х 18/118).

В марте (при отгрузке металлолома покупателю) будет исчислена сумма «отгрузочного» НДС в размере 90 000 руб. ((500 000 руб. + 500 000 руб. х 18 %) х 18/118).

При этом «авансовый» НДС в сумме 54 000 руб. «упрощенец» примет к вычету.

Вычет «авансового» и «отгрузочного» НДС за себя «упрощенцу» не полагается!

Покупатель, перечисляющий аванс в счет будущей поставки, вправе рассчитывать на вычет НДС с предоплаты (за себя – покупателя) только в случае, если он является плательщиком НДС. В нашем случае «упрощенец» (лицо, не признающееся плательщиком НДС в силу применения специального налогового режима – п. 2 ст. 346.11 НК РФ) НДС с аванса за себя к вычету не принимает (поэтому в дальнейшем и не восстанавливает данный налог).

По той же причине покупатель не сможет принять к вычету НДС, исчисленный по отгрузке металлолома. Таким правом (о чем сказано в абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ) располагают покупатели – налоговые агенты (поименованы в п. 8 ст. 161 НК РФ), исчислившие НДС в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ, при условии, что металлолом приобретен ими для целей, указанных в п. 2 ст. 171, в частности:

    Для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных в п. 2 ст. 170, по которым налог учитывается в их стоимости);

  •  для перепродажи.

Пример 2:

Воспользуемся условием примера 1.

Заявить вычет НДС, исчисленный в марте при отгрузке металлолома в сумме 90 000 руб., покупатель-«упрощенец» не вправе.

Когда обязанностей налогового агента у «упрощенца» не возникает

Если металлолом приобретен у продавцов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), или «спецрежимников», НДС покупатели (в том числе «упрощенцы») не рассчитывают и не уплачивают. В этом случае в договоре, первичных документах продавец делает отметку «Без налога (НДС)» (абз. 6 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Пример 3:

При ликвидации объекта ОС организацией (освобожденной от обязанностей плательщика НДС в силу ст. 145 НК РФ) получен металлолом, которого установлена в сумме 150 000 руб. (без НДС). Металлолом продан компании, применяющей УСНО.

В данном случае покупатель (налоговый агент) НДС не исчисляет, так как продавец не уплачивает НДС.

Сумма налога, исчисленная на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивается на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычета НДС при экспорте товаров.

Обратите внимание:

Для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не определены, поскольку такие агенты не вправе принимать к вычету налог, восстановление которого предусмотрено пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ. Иными словами, так как НДС к вычету не принимался, и восстанавливать нечего.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по каналам ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

И еще. «Доходно-расходные» «упрощенцы» суммы уплаченного «агентского» налога по приобретенному металлолому могут учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ).

«Упрощенец» – продавец металлолома.

«Упрощенец» может быть и продавцом металлолома. Что нужно иметь в виду при таких обстоятельствах?

По общему правилу продавцы при реализации металлолома НДС не исчисляют. В договоре и первичном учетном документе продавцы-«упрощенцы» делает соответствующую запись («Без налога (НДС)»).

Но при утрате права на применение УСНО согласно гл. 26.2 НК РФ бывший «упрощенец» исчисляет и уплачивает налог по операциям реализации металлолома самостоятельно. Это следует из абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчисление и уплата налога производятся начиная с периода, в котором плательщик перешел на ОСНО, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на применение УСНО.

Пример 4:

Организация, применяющая УСНО и соответственно сопровождающая документы записью «Без налога (НДС)», 15.04.2018 продала металлолом.

На 10.06.2018 у нее была превышена максимальная величина дохода (150 млн руб.) для применения УСНО и поэтому компания потеряла право на применение спецрежима с начала II квартала 2018 года (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

По лому, отгруженному во II квартале 2018 года за период с 01.04.2018 до 10.06.2018 (в данном случае продажа состоялась 15.04.2018), организация исчислит НДС самостоятельно, не передавая «процедуру» покупателю.

Обобщим сказанное.

Покупатели – налоговые агенты, находящиеся на УСНО, при покупке металлолома у плательщиков НДС исчисляют «агентский» НДС. В отношении налога, исчисленного при предоплате за продавца, они смогут применить вычет. По «авансовому» и «отгрузочному» НДС за себя такого права у них нет.

Заинтересованному читателю рекомендуем ознакомиться с Письмом от 16.01.2018 № СА-4-3/480@, в котором ФНС привела примеры заполнения НДС-документов при совершении сделок с металлоломом. Здесь же приведены новые группы кодов видов операций (КВО). Первая группа КВО – для использования в книге покупок и книге продаж продавца, а также в журнале учета посредника (33 и 34), вторая – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя (41, 42, 43, 44).

Счет-фактура на металлолом - 2018 год привнес определенные новшества не только в оформление данного документа, но и в порядок проведения сделки по его реализации. Рассмотрим в нашей статье, что это за новшества, а также обговорим основные правила, согласно которым нужно составлять документы при продаже металлолома.

Какие изменения в законодательстве коснулись операций, связанных с реализацией лома?

До нынешнего года продажа лома черных и цветных металлов являлась операцией, освобожденной от начисления и уплаты НДС. Однако начиная с 01.01.2018 подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ был упразднен, вследствие чего реализация лома подпала под обложение НДС.

Произошло это с введением в действие закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Его положения не только отменили льготу по лому, но и определили совершенно новую категорию налоговых агентов . Теперь таковыми выступают те, кто приобретает металлический лом, будь то цветной металл или черный, алюминий вторичный и его сплавы, а также сырые шкуры.

ВАЖНО! Операции, связанные с продажами сырых шкур животных, ранее не льготировались. НДС с них исчислял и уплачивал продавец в обычном порядке.

При каких обстоятельствах принимающая лом сторона будет выступать в качестве налогового агента?

Выполнить агентские функции по НДС придется экономическим субъектам — приобретателям лома, но лишь если продавцы находятся на общем режиме и не применяют никаких освобождений по налогу. В подобных ситуациях совершенно неважно, является ли агент плательщиком НДС или нет.

ВАЖНО! Посредники, приобретающие металлолом и пр. для третьих лиц, налоговыми агентами не выступают. Все обязательства, связанные с подсчетом и уплатой налога, должны будут исполнить именно покупатели указанного товара — комитенты и принципалы.

Порядок действий при оформлении сделки будет следующим:

  1. При получении аванса или выписке отгрузочных документов продавец делает особую пометку на счете-фактуре «НДС исчисляется налоговым агентом».
  2. Принимающая лом сторона при получении приведенного выше документа от продавца высчитывает базу и начисляет налог к уплате.

Когда же лом приобретается у спецрежимников, лиц освобожденных от уплаты НДС, физлиц без предпринимательского статуса — одним словом, неплательщиков НДС, покупателю не нужно выполнять функции агента по НДС. Спецрежимники и «освобожденцы» выставляют счет-фактуру с отметкой «Без НДС» . При его невыставлении данная отметка должна присутствовать в передаточном документе (накладной, закупочном акте) либо же в договоре прописывается отдельное условие.

Об особенностях выставления и оформления всей необходимой документации более подробно в каждой из приведенных ситуаций мы остановимся в разделах ниже, а далее расскажем о случаях, когда продающая металлолома сторона самостоятельно рассчитывает и перечисляет НДС в бюджет.

Когда приобретающая лом участница сделки не должна исполнять агентские обязанности, а НДС считает и платит в госбюджет сам продавец?

Продавец должен сам исчислить и перевести налог в бюджет в следующих ситуациях:

  1. Безосновательное проставление им отметки «Без НДС» в документации и последующее выявление данного факта контролирующими органами. Покупатель не должен нести ответственность за совершение нарушения продавцом.
  2. Потеря в течение налогового периода продавцом права на использование спецрежима. Хозсубъект должен сам исчислить и уплатить НДС со всех операций по продаже лома с 1-го числа квартала, в котором право на спецрежим было потеряно, до момента утраты такого права.

Пример: продавец лома слетел с УСН в связи с превышением лимита доходов 08.11.2018. С 1 октября по 7 ноября по всем отгрузкам он должен начислить и заплатить НДС, что отразится в декларации за четвертый квартал. С 8 ноября он начнет выписывать счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

  1. Потеря в течение месяца права на освобождение от уплаты НДС, предоставляемого ст. 145 НК РФ. Экономический субъект исчисляет НДС с 1-го числа месяца потери права на освобождение до момента его утраты.
  2. Продажа металлического лома физлицу, не зарегистрированному в качестве ИП.
  3. Продажа лома зарубежному партнеру (экспортная операция). Здесь используется ставка НДС 0%.

База по НДС: особенности и этапы ее определения

Налоговый кодекс закрепил следующие моменты, в которые возникает объект по НДС и, следовательно, перед агентом встает необходимость в определении базы. Это происходит либо:

  • в день перечисления авансовой суммы приобретателем лома — указан в поручении банку на осуществление платежа;
  • в день отгрузки металлолома — определен в передаточном документе.

В эти даты покупателю следует начислить НДС к уплате в госказну. Обычно это происходит при получении счета-фактуры от продавца с соответствующей пометкой. А что же предпринять, если документ запаздывает и приходит лишь в следующем налоговом периоде? Это в принципе ничего не меняет для агентов — расчет и уплата налога всё равно должны произойти в квартале получения аванса продавцом или отгрузки лома. Такое мнение содержится в письмах ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 и Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14162. А вот вычет (о нем речь пойдет дальше) заявить можно будет, только получив документ от продающей стороны.

Приведем несколько формул, позволяющих корректно рассчитать необходимые показатели.

Налоговая база при перечислении аванса определяется так:

Налоговая база = аванс × ставка 18%

Величина налога находится расчетным методом:

НДС Ав = (аванс + аванс × 18%) × 18/118

Налоговая база = стоимость отгрузки × ставка 18%

НДС Отгр. = (стоимость отгрузки + стоимость отгрузки × 18%) × 18/118

Каким образом происходит расчет налога к уплате в бюджет у налогового агента?

НДС к уплате в бюджет за квартал, который является налоговым периодом для оговариваемого налога, покупатель металлолома — налоговый агент должен рассчитать по следующей формуле:

Про начисление НДС мы уже рассказали. Остановимся на двух других показателях формулы.

Восстанавливать НДС покупателю нужно (абз. 4 подп. 3 п. 3 и абз. 6 подп. 4 п. 3 ст. 170 НК):

  • при получении металлического лома, в счет которого ранее перечислялся аванс и принимался НДС к вычету;
  • возврате аванса;
  • уменьшении стоимости/количества лома по соглашению с продавцом, т. е. при корректировке суммы налога, ранее предъявленной к вычету.

Вычеты по НДС приобретателя лома описаны в п. 4.1 ст. 173 НК.

Как происходит оформление налоговых регистров и счетов-фактур при реализации металлолома, если продающая сторона — плательщик НДС?

Итак, мы разобрались, что рассчитать и уплатить НДС при реализации лома придется в общих случаях покупателю. Теперь посмотрим, каким образом оформляются документы налогового учета по НДС для корректного исчисления налога и принятия его к вычету с операций, связанных с реализацией металлического лома.

Особенности по выставлению счета-фактуры в обговариваемой ситуации будут зависеть от того, является ли продавец лома плательщиком НДС или нет. Рассмотрим, по каким правилам происходит документальное оформление продаж всем участникам сделки. Чиновники ФНС привели эти правила в обобщенном виде в письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480.

Продавец лома выставляет счет-фактуру: основные правила

При реализации, а также получении авансов в счет предстоящих отгрузок продавцы лома передают покупателю счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». При этом покупатели самостоятельно счет-фактуру при наступлении указанных событий не выписывают.

  1. При отгрузке лома указанная пометка проставляется в гр. 7 «Налоговая ставка», а гр. 8 «Сумма налога» прочеркивается. Стоимость товара без учета НДС отражается в гр. 5, гр. 9 «Стоимость с НДС» опять же прочеркивается.
  2. Счет-фактура на аванс числовой показатель будет содержать лишь в гр. 5. Гр. 3 и 4 (количество и цена), а также уже упомянутые нами гр. 8 и 9 прочеркиваются.

Порядок выставления исправленных и корректировочных счетов-фактур соответствует тому, что мы привели для отгрузочных и авансовых счетов-фактур.

Что касается первички (договоров, накладных, передаточных актов), то здесь ситуация немного иная. В товарно-передаточных документах стоимость лома фигурирует с учетом НДС, а в договор или приложение к нему включается условие о том, что приобретатель металлолома — налоговый агент производит оплату не всей стоимости товара, а лишь той его части, что не включает в себя налог, исчисляемый затем агентом самостоятельно к уплате в госказну. Отмеченное условие обеспечит корректное отражение выручки в бухгалтерском учете продавца и ее соответствие всей первичной документации.

Внесение записей в книгу продаж и книгу покупок продавцом: нюансы

При выставлении счетов-фактур на отгрузку отгружающая сторона должна зафиксировать их в книге продаж . Существуют определенные нюансы заполнения этого налогового регистра в данной ситуации:

  1. В гр. 2 «Код вида операции» должен быть отражен код либо 33, либо 34 — в зависимости от того, при совершении какого события выписывается счет-фактура (получение аванса или осуществление отгрузки).
  2. В гр. 14 «Стоимость без НДС» находит свое отражение или сумма полученного аванса без налога, либо стоимость отгруженного лома. И тот и другой показатель отражаются, соответственно, без учета налога.
  3. Гр. 13б «Стоимость с НДС» и 17 «НДС» прочеркиваются или же заполняются нулевым значением.

Заполнение книги покупок продавцом будет происходить, только если последний выписал корректировочный счет-фактуру на уменьшение поставки. В гр. 2 пойдет код 34, в гр. 15 — разность в стоимости с НДС, в гр. 16 «НДС к вычету» — 0 или прочерк.

Основные нормы заполнения книги продаж приобретателем лома

Каждую счет-фактуру, полученную от продавца, принимающая лом сторона должна занести в книгу продаж, ведь по сделке она выступает налоговым агентом по исчислению и уплате налога. Сразу оговоримся, что ею ведется единый регистр, несмотря на то что она действует и в качестве продавца в части исчисления и уплаты НДС, и в качестве покупателя.

В гр. 2 при операциях с ломом нужно занести один из кодов для соответствующей ситуации:

  • 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного документа, чтобы исчислить НДС с аванса/отгрузки вместо продавца;
  • 43 — при отражении авансового счета-фактуры, чтобы после отгрузки лома продавцом восстановить вычет НДС с аванса в качестве покупателя.

Также возможно приведение и других кодов.

Гр. 13б (стоимость с НДС) заполняется или суммой аванса с НДС, или суммой, отражающей стоимость товаров с НДС. Всё зависит от того, происходит ли регистрация авансового или отгрузочного документа.

В гр. 14 (стоимость без НДС) проставляется или сумма аванса без НДС, или стоимость товаров без НДС.

Для внесения значения в гр. 17 сумма НДС с аванса или с отгрузки определяется расчетным методом по формулам, представленным нами выше.

Главные принципы заполнения книги покупок покупателем лома

Сторона, приобретающая лом у налогоплательщика НДС, вносит в книгу покупок полученные авансовые и отгрузочные счета-фактуры. Так же, как и книга продаж, книга покупок у налогового агента одна, хотя действует он и вместо продавца, и как покупатель.

В гр. 2 книги покупок покупатель отражает коды:

  • 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного счета-фактуры для вычета НДС с аванса/покупки в качестве покупателя;
  • 43 — при фиксации авансового счета-фактуры для вычета НДС с аванса вместо продавца.

Возможно отражение и других кодов.

Гр. 15 (стоимость с НДС) будет служить для указания либо аванса за лом с НДС либо стоимости самого лома с НДС.

Для отражения значения в гр. 16 (сумма НДС) книги покупок налоговый агент — покупатель металлолома должен вычислить величину налога расчетным методом.

Как происходит выписка счетов-фактур, если продающая лом сторона сделки освобождена от уплаты НДС или применяет спецрежим?

В случаях, когда продавец применяет освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, счет-фактура им выписывается в обязательном порядке, но с особой отметкой: «Без НДС». Здесь при реализации лома особых правил оформления счетов-фактур, книги продаж и покупок нет.

Спецрежимники и вовсе освобождены от обязанности выставлять счета-фактуры. Тогда соответствующая отметка «Без НДС» должна быть прописана в договоре в качестве одного из условий и в передаточном документе, например в накладной.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие отметки «Без НДС» необходимо и в документе, подтверждающем покупку металлического лома у простого физического лица, не зарегистрированного в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, например в закупочном акте.

Итоги

Итак, мы выяснили, что при реализации лома начислять и уплачивать НДС должна приобретающая сторона. Но делать это она будет только в том случае, если продавец лома является плательщиком НДС и не освобожден от уплаты налога, например по ст. 145 НК РФ. Существуют и некоторые особенности в выставлении счетов-фактур на аванс и на отгрузку продавцами-налогоплательщиками, которые нами также были рассмотрены. Кроме того, мы рассказали, каким образом происходит заполнение налоговых регистров по учету НДС каждой стороной — участницей сделки по реализации лома.

В том случае если продавец лома освобожден от уплаты НДС или же применяет специальный налоговый режим, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Главное — очень внимательно подойти к оформлению первички (договоров, накладных, актов и т. д.), чтобы у контролеров не возникло никаких претензий ни к продающей, ни к приобретающей стороне.