Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоги на детей новый закон. Россиян хотят обложить налогом за бездетность. Будут ли россияне платить за бездетность

Приветствую вас, дорогие читатели! Совсем недавно общественность всколыхнула невиданная новость: с 1 июня 2017 года вводится новый налог на малодетность. Звучит устрашающе и как-то нелепо. Насколько велики будут его размеры, и кто будет платить? Давайте вместе разберемся в этом правительственном новшестве.

В памяти россиян еще свежо заявление Президента России В.В. Путина о том, что хорошо бы уменьшить количество и размер налогов. В противовес высказыванию главы государства, чиновники, словно соревнуясь, предлагают все новые налоги.

Недоумение вызвало предложение директора Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова. Он выдвинул на рассмотрение проект закона о налоге на бездетность и малодетность. Он уточнил, что это лишь одна из десятка мер по улучшению демографической ситуации в России и одновременно способ пополнить казну.

Еще ранее Ю. Крупнов предложил В.Путину поддержать многодетные семьи и приравнять воспитание нескольких детей к полноценному трудовому стажу. Закон о налоге на малодетность – лишь часть этого проекта. Так, по заявлению руководителя Минтруда Максима Топилина, в России предполагают увеличивать рождаемость.

Кто будет платить и сколько?

Каковы же детали закона, и кто будет платить за «удовольствие»? С 1 июня 2017 года налог вводится пока только для москвичей.

Как считают в правительстве, в этом регионе проживают самые обеспеченные граждане, которые по разным причинам либо вовсе отказываются иметь детей, либо довольствуются одним ребенком, имея средства содержать гораздо больше. О действии налога на территории всей России власть пока не распространяется.

Законопроект не заставляет граждан ежемесячно наведываться в налоговую и вносить определенные суммы. Все необходимое будет высчитываться из зарплаты, как это делалось в советские времена.

За год до принятия окончательного решения о введении налога предлагалось взимать по 2% с потенциальных родителей, получающих около 100 тысяч рублей в месяц, и 3% с тех, чьи доходы гораздо выше. Видимо, такой способ пополнить казну нашли неэффективным, поскольку найти человека, который в 20-30 лет получает указанные суммы, очень сложно.

Теперь, судя по всему, подсчет будет выглядеть так. Все официально трудоустроенные лица каждый месяц отчисляют в бюджет 13% от заработной платы. Если в семье есть дети, этот налог удерживаться не будет. Остальные же будут, как и прежде, отчислять по 13%, что и представляет собой налог на бездетность.

Кто попадает в «зону риска»?


Какой должен быть возраст потенциальных родителей, пока сказать трудно. Ранее высказанные предложения касались возрастной категории от 22 до 50 лет и до 45 лет для женщин.

Если говорить о том, сколько детей должно быть для признания отсутствия малодетности, то получается, что не менее двух. Семьи, в которых воспитывается 3 и более ребенка, будут получать от государства помощь:

  • от 25 тысяч на трех детей (сумма возрастает в зависимости от количества детей);
  • многодетная мама может получать зарплату как работающая;
  • предоставление бесплатно дорогих вещей, лекарств, путевок и других материальных благ.

Какой налог примут чиновники, будет ясно после 1 июня, когда закон будет доступен всем для ознакомления.

Пока, если рассуждать, возникает много нюансов и нестыковок, которые чиновникам придется учитывать:

  • Потенциально женщина может родить, но появление очередного ребенка в семье может быть связано с серьезными нарушениями ее здоровья, поэтому многие отказываются от второго или третьего малыша. Например, при патологии почек выносить плод можно, но риск для матери слишком велик. Пока непонятно, как будет учитываться в законе этот момент.
  • Если семья не имеет подходящие жилищные условия, будет ли предусмотрена программа по расширению жилья при появлении на свет очередного малыша.


  • Когда в семье дети достигают совершеннолетия, а родители еще находятся в детородном возрасте, вынуждены ли они будут вновь платить налог?
  • Обязательно должен учитываться факт бесплодия в результате медицинских исследований.

Это далеко не единственные «но», приходящие на ум при глубоком размышлении над грозящим москвичам налогом. При этом закон явно противоречит Конституции, поскольку каждый человек волен в создании своей семьи, а может и вовсе не жениться и не рожать детей по собственным убеждениям.

Сколько продержится этот налог в действии, покажет время. Пока население крайне недовольно предпринятыми правительством мерами.

Налог на малодетность: отзывы

Давайте рассмотрим, каково отношение к проекту в народе и в правительственных кругах. Когда предложение о введении налога еще только поступило в Думу, Дмитрий Медведев не раз высказывался о том, что решение вряд ли понравится населению.


Многим это было ясно, как день. И если и стоило вводить законопроект, то пока лишь в качестве эксперимента в одной из областей. Видимо, таким регионом после многих измышлений и стала Москва.

Перед принятием решения правительство провело опрос, который охватил 140 миллионов человек. В ходе него стало понятно, что против налога высказалось 70% опрашиваемых. Отзывы в соц. сетях тоже нельзя назвать удовлетворительными.

Люди видят в решении не попытку улучшить демографическую ситуацию, а средство пополнить казну. В качестве действенного способа по увеличению количества населения предлагается задуматься о предоставлении доступного жилья, что реально может увеличить рождаемость.

Если открыть любой форум, посвященный этой теме, можно увидеть, что отношение к налогу у населения резко негативное. Дело в том, что те 13% от зарплаты, которые предлагается оставлять родителям, имеющим ребенка, вряд ли перекроют все расходы на дитя.


Так что решение, заводить или не заводить малышей в семье, точно не будет основано на желании не платить налог. В то же время для пар, живущих для себя, такая сумма тоже не станет роковой. Преимущество законопроекта для правительственных кругов очевидно: от граждан сильно не убудет, а в казну прибавится.

Поможет ли новый налог улучшить демографическую ситуацию, покажет время. Если опыт Москвы окажется удачным, россиян ожидает территориальное расширение действия закона на всю территорию России. В соц. сетях уже включили налог в список самых абсурдных в истории человечества.

Давайте посмотрим, имеется ли подобных опыт у других стран?

Опыт других стран

В истории человечества с древних времен были случаи, когда правительство решало свои финансовые проблемы за счет бездетных. Но в практике других стран такое случалось редко.

Еще в Древнем Риме, в 351 году до н.э., цензор Камилл принял первый налог на бездетность. Опыт повторился почти через 2 тысячи лет, в 1909 году в Болгарии. Эстафету подхватила Италия в 1926 году, когда взимания были введены Бенито Муссолини.


Следующим преемником идеи стал Советский Союз. Он появился с приходом Второй Мировой войны в 1941 году, когда встал вопрос об увеличении рождаемости и одновременно пополнении казны. Согласно нему, мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет, не имевшие детей, отчисляли 6% зарплаты в казну помимо остальных налогов. После 1949 года ставка была повышена для сельского населения.

  • лица, которые не могли иметь детей по состоянию здоровья;
  • люди, у которых дети погибли или пропали без вести во время войны;
  • учащиеся специальных и высших учебных заведений до 25 лет.

В 1980-х годах было введено послабление. Молодожены, зарегистрировавшие брак, в течение 1 года освобождались от уплаты. Постепенно в начале 1990-х годов выплаты сошли на нет. Летом 1990 года ставка была уменьшена для тех, чья зарплата составляла менее 150 рублей. Полностью отменен налог был в 1992 году с распадом СССР.

В России до 2016 года существовал своеобразный аналога взиманий за бездетность. Это была стандартная налоговая вычета на детей. Ввести налог на бездетность предложил еще протоиерей Димитрий Смирнов в 2013 году. К его официальному принятию подошли только в 2017 году.


Насколько будет эффективна эта мера, и одобрит ли население такой подход, пока остается неясным. Опыт покажет. Неизвестно, на какие цели поступят вырученные от налога средства. Предполагается, что они пойдут на помощь многодетным малоимущим семьям и детским домам, но вряд ли россияне захотят из собственного кармана содержать чужих детей.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели возможный размер и все нюансы введения в практику налога на бездетность. Если вы хотите высказать свое мнение по этому поводу, оставляйте комментарий. Проблема может всерьез коснуться ваших друзей или близких. Вы можете проинформировать их, поделившись статьей в соц. сетях.

До новых обсуждений, друзья!

Налог за бездетность в 2017 году в России

В ответ на поступившее 10 мая 2017 года в адрес Владимира Путина предложение ввести в России в рамках концепции федерального закона «О статусе многодетной семьи» налог на малодетность , специалисты напомнили о существовании в действующей редакции Налогового кодекса статьи 218, предусматривающей налоговые вычеты на детей , благодаря которым сейчас налоговая база с зарплаты родителя и его супруга при исчислении подоходного налога (НДФЛ) за каждый месяц налогового периода может быть уменьшена:

  • на 1400 руб. при наличии одного ребенка ;
  • на 2800 руб. - на двух детей ;
  • еще по 3000 сверху на третьего и каждого последующего ребенка (соответственно, 5800 руб. на троих, 8800 руб. на четверых и т.д.).;
  • за каждого ребенка-инвалида или обучающегося очно инвалида 1 и 2 группы в возрасте до 24 лет:
    • на 12000 руб. - родителю и его супругу, усыновителю;
    • на 6000 руб. - если он воспитывается в семье опекунов, попечителей, приемных родителей.

С указанных сумм налогового вычета в составе так называемой «грязной» заработной платы не будет удерживаться подоходный налог в размере 13%, благодаря чему каждый месяц гражданин, имеющий хотя бы одного ребенка, сейчас имеет прибавку к зарплате «чистыми» в размере 182 руб. (13% × 1400 руб.). Соответственно, с бездетных граждан указанная сумма в счет НДФЛ будет удерживаться - это и есть современный аналог так называемого «налога на бездетность».

Таким образом, уже сейчас в России благодаря предусматриваемым налоговым льготам формально бездетные и малодетные граждане платят более высокий походный налог, чем многодетные.

При этом удерживаемая в виде НДФЛ сумма поступает в региональный и местный бюджет (в пропорции соответственно 85% на 15%), деньги из которого идут на социальную поддержку, содержание дорог, образование, медицину и т.п. А в представленном Владимиру Путину предложении новую обязательную выплату предлагалось направлять в пока еще не существующий «Государственный фонд поддержки многодетной семьи», из которого должны финансироваться только дополнительные меры поддержки многодетных семей (включая высокие ежемесячные пособия).

Напомним, в СССР налог за бездетность составлял 6% от заработной платы и платить его были обязаны:

  • бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 лет независимо от их семейного положения;
  • не имеющие детей замужние женщины в возрасте от 20 до 45 лет.

На практике многие граждане, сравнивая сумму налога на бездетных и объемы средств, необходимых на содержание семьи, предпочитали уплачивать 6% с зарплаты как меньшее из двух зол и не спешили обзаводиться потомством (об этом, в частности, в отношении своего собственного примера отмечал известный эрудит, публицист и телеведущий Анатолий Вассерман ).

Журналист Александра Баязитова - о том, почему фрикам с налоговыми инициативами хорошо бы начать разбираться в предмете.

"Необходимо ввести налог на малодетность" - этот заголовок не выходил вчера из топа "Яндекса". Некий фрик, автор книги "Гнев орка" и проекта колонизации Марса, направил Владимиру Путину "концепцию законопроекта" по обложению всех россиян налогом на бездетность - по мысли разработчика, он должен быть небольшим, но обидным. Настолько, чтобы рождаемость мигом повысилась. Средства от налога, он считает, надо бы направить на поддержку многодетных семей. Журналисты стали дружно копипастить "новость" (Клики! Клики! Клики!), а многомудрые аналитики - рассуждать о целесообразности введения этого "новшества".

И почему-то никто не додумался, собственно, открыть Налоговый кодекс и выяснить… что такой налог давно уже есть!

Называется он не так громко и красиво, как предлагает автор "концепции", но всякая бездетная семья его платит - хотя многие и не подозревают об этом. И он действительно небольшой, правда, насчёт обидности не уверена. Называется "налоговый вычет на детей". На эту сумму семьи с детьми могут уменьшить свой подоходный налог, а вот бездетные граждане этой льготы лишены. Разница между льготой и полной суммой НДФЛ - и есть искомый "налог на малодетность". Давайте подсчитаем. Возьмём, для примера две семьи: бездетную и ту, в которой трое детей (так как только семьи с тремя и более детьми считаются многодетными, а значит, по мысли автора "концепции," будут освобождены от налога на "малодетность").

По Росстату, средняя зарплата россиянина в конце прошлого года составила 36,2 тысячи рублей. То есть бездетная семейная чета с доходом 72,4 тысячи рублей заплатит в бюджет 9412 рублей подоходного налога.

Для семьи с тремя детьми расчёт будет более сложным. Налоговый вычет с зарплаты каждого из родителей на первых двух детей составит 2800 рублей, на третьего - 3 тысячи рублей. То есть со своего налогооблагаемого дохода в 72,4 тысячи рублей они "вычтут" 11,6 тысячи рублей. И в итоге всего заплатят в бюджет 7904 рубля налога - на 1500 рублей меньше, чем бездетная пара.

Но я, правда, не уверена, что выгода от государства в 1500 рублей на троих детей как-то способствует повышению рождаемости. И что кто-то из бездетных может завидовать такому "прибытку".

О "налоге на малодетность" за одну минуту

В мае Владимиру Путину был направлен законопроект «О статусе многодетных семей», в котором, в частности, предлагается ввести налог на малодетность. Как отреагировали на идею наверху, и придется ли небольшим семьям нести новые расходы, - в нашем обзоре.

В пользу будущего

Идея о налоге на малодетность в России 2017 обсуждалась как одна из мер стимулирования рождаемости. По статистике, в стране сегодня 6,5% многодетных семей, которые растят 20% всех рожденных детей. В другом лагере - бездетные семьи, и таковыми признана каждая третья «ячейка общества», при этом их количество за последние 10 лет выросло на 7,4%.

С инициативой введения налога на бездетность и малодетность выступил глава Института демографии Юрий Крупнов, включив его как одно из положений законопроекта в поддержку многодетных семей. Автор назвал его «налогом в пользу будущего». И это уже вторая подобная инициатива за последние месяцы, так как ранее вице-спикер Мосгордумы Николай Губенко предложил реанимировать действующее в 40-е годы прошлого века правило.

Назад в СССР?

Налог на малодетность в СССР был введен осенью 1941 года, - и такой шаг вполне объяснялся «законами военного времени». Шесть процентов с каждой зарплаты обязаны были отчислять в госказну бездетные:

    мужчины 20-50 лет;

    замужние женщины 20-45 лет.

Пополнялся бюджет легко, ведь все предприятия были государственными, и деньги просто вычитались из зарплат.

Кто не хочет, того заставят

Почему в России предлагают ввести налог на малодетность, вполне объяснимо. Россиян хотят в принудительно-добровольном порядке заставить рожать детей, чтобы предотвратить демографический кризис. Тревожные прогнозы демографов о стремительном сокращении населения страны пока не оправдываются: формально россиян в последние 8 лет становится больше, но демографическая проблема остается.

Важно! 147 миллионов - слишком мало для столь большой территории, ведь, по оценкам экспертов, нас должно быть не менее 500 миллионов.

Увеличить число жителей как минимум втрое - задача нереальная, разве что перевезти разом треть Поднебесной. Смягчить ситуацию помогло присоединение Крыма в 2014 году - тогда прирост разом составил 2,5 миллиона. Но это капля в море вряд ли спасет положение, ведь при ухудшении экономического положения демографы обещают, что к 2050 году нас останется всего 116 млн.

После предложения концепции, новость о появлении новых поборов не выходила из топа Яндекса, но в погоне за сенсацией многие СМИ забыли уточнить, что фактически бездетные уже отдают часть доходов в казну. Существует налоговый вычет на детей - на его размер семейные граждане уменьшают свой подоходный налог. У бездетных такой льготы нет.

Вредная идея

Несмотря на все «страшилки», большинство депутатов негативно среагировали на идеи тех, кто предложил налог на малодетность.

В частности, предком по вопросам семьи Елена Мизулина охарактеризовала идею как «вредно-ошибочную», посчитав, что положительно повлиять на рождаемость может поддержка родителей, а не пинки тех, у кого ребенка нет.

Если бы ввели налог на малодетность - сколько детей пришлось бы родить, чтобы его не платить? Мизулина напомнила, что «недостаточное число детей» в семьях, где растут 1-2 ребенка.

Справедливости ради отметим, что большая часть упомянутой концепции закона «О статусе многодетных семей» все-таки посвящена именно вопросам поддержки многодетных. Предлагается:

    усилить меры господдержки семей с 3 и более детьми;

    предоставить бесплатную землю с подведенным электричеством и газом для строительства дома;

    ввести ежемесячные доплаты: за воспитание 3-4 детей - 25 тысяч, за 5-7 отпрысков - 45 тысяч, а если в семье растут 8-10 маленьких граждан России - 100 тысяч;

    помогать с покупкой конкретных вещей и услугами: приобретать музыкальные инструменты, льготные абонементы в фитнес-центры, театры, консерватории.

Чтобы помощь государства оказалась максимально адресной, в концепции предлагается поделить большие семьи на три группы:

    малоимущие - госпомощь предоставляется в максимальном объеме;

    зажиточные - могут пользоваться льготами частично;

    состоятельные - в сторонней помощи не нуждаются.

Что дано Юпитеру, не дано быку

Елена Мизулина неоднократно подчеркивала, что выступает категорически против налога на малодетность. Его введение она считает «провокацией», ведь во многих регионах большим достижением стало рождение хотя бы второго ребенка (и таких случаев 60-70% по стране). А вот материнский капитал - «справедливый и позитивный путь», в котором акцент сделан на поддержку, а не на ущемление интересов.

Эксперты убеждены, что задачей властей должно стать не «болезненное» стремление повысить рождаемость любыми способами, а понижение смертности - детской и взрослой. Что для этого нужно, хорошо известно - улучшение качества медицинских услуг, рост уровня жизни и благосостояния населения, технико-экономическое развитие, которое сделает труд эффективным и восполнит недостаток рабочей силы.

В современном мире акценты смещены не на количество, а на качество человеческого капитала. К тому же, как показывает мировой опыт, по сути, удачной практики контроля рождаемости на государственном уровне нет. В каких странах есть налог на малодетность? В подобной формулировке - ни в каких, но существуют меры стимулирования рождаемости. Например, одна из самых жестких систем налогообложения действует во Франции, и там, чем больше у тебя детей, тем меньше ты отдашь государству налогов.

Как среагировали на предложение наверху? Пресс-секретарь Путина налог на малодетность фактически отказался комментировать. Дмитрий Песков лишь сказал журналистам, что «не понимает, о чем идет речь».

А вот Дмитрий Медведев однозначно заявил, что закон о налоге на малодетность в правительство не поступал. В ходе майского рабочего визита в Северную столицу премьер-министр подтвердил, что планов о введении новых поборов нет, поэтому «мужчины и женщины в этом смысле могут успокоиться».

Предложенный налог на малодетность 2017 году отзывы получил только негативные - и от обычных граждан, и от депутатов, и от высших представителей власти, поэтому россияне действительно «в этом плане» могут спать спокойно.

Поощрять юных россиян (младше 23 лет) рожать первенцев. И вот - совершенно противоположная инициатива - обложить россиян налогом на малодетность (семья с одним ребенком считается малодетной). Давайте разберемся, что за странные колебания между кнутом и пряником.

Сразу нужно отметить - не стоит относиться к этой инициативе всерьез. В конце концов, ее автор - общественный деятель Юрий Крупнов (член Федерального совета Всероссийской политической партии «Партия Дела», председатель Движения Развития, председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития) хоть и все время где-то «возле власти», но отнюдь не депутат, сенатор и, тем более, не премьер-министр. Однако это далеко не первая попытка перераспределить затраты на рождение и воспитание детей в нашей стране. Давайте вспомним историю.

Рожай или плати

Впервые налог «на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» появился в нашей стране в самое, казалось бы, неподходящее время: в ноябре 1941 года.

С сегодняшней точки зрения событие необъяснимое: немецкие войска стоят под Москвой, вокруг Ленинграда смыкается кольцо блокады, а Президиум Верховного Совета СССР озабочен усовершенствованием налогового кодекса!

Вряд ли речь шла о долгосрочных демографических перспективах, скорее - о быстром способе пополнения государственного бюджета. Когда война подошла к концу, стали очевидны и колоссальные людские потери, которые требовалось восполнить - Указ совершенствуют и дорабатывают в 1944 году.

Итак, кто должен был платить налог на бездетность?

  • Все мужчины от 20 до 50 лет, независимо от семейного положения - 6% от зарплаты.
  • Все замужние женщины от 20 до 45 лет - 6% от зарплаты.
  • Жители села: не имеющие детей 150 рублей в год, одного ребенка - 50 рублей, двух детей - 25 рублей в год (с 1949 по 1952 год).

От уплаты налога освобождались те, кто не мог иметь детей по медицинским причинам, а также те, чьи дети погибли на фронте. Другие причины смерти детей во внимание не принимались.

Совершенно абсурдной была ситуация, когда молодая женщина, вышедшая замуж, тут же облагалась «налогом на бездетность» - год отсрочки молодожены получили только в 1980 году.

А в 1992 году, вместе с Советским Союзом ушел в историю и налог на бездетность.

Стало интересно, а где еще в мире взимают налог на бездетность? Не будем категорично говорить «нигде», выразимся более корректно - нам не удалось найти информацию об аналогичных налогах. Так что, можем смело считать его нашей национальной экзотикой, наряду с баней, медведем, балалайкой и матрешкой.

«Дай миллион!»

На самом деле налог на бездетность у нас в стране есть, только в завуалированном виде - в форме налоговых вычетов «на детей». То есть не у бездетных граждан берут деньги, а налогоплательщикам-родителям немножко возвращают. Однако очередной, 401-й способ «сравнительно честного отъема денег у населения» не дает покоя депутатам.

Первым проявил инициативу депутат Госдумы от Партии «Родина» Александр Чуев в 2003 году. Он полагал, что было бы неплохо «отщипнуть» 3-5% доходов у всех бездетных мужчин и женщин детородного возраста, вне зависимости от их семейного положения .

Спустя пару лет это же предложение прозвучало со стороны сопредседателя партии «Правое дело» и главы общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова. Он вообще оказался очень практично мыслящим политиком. К примеру, предложил позволить юношам, не желающим служить в армии, «вносить компенсацию», то есть, попросту официально откупаться от исполнения священного долга. Что до бездетности, то Борис Титов предлагал обложить 2%-ным налогом только граждан 22-25 лет, доходы которых составляют от 100 тыс. рублей.

Как тут не вспомнить фразу, с которой начинается знаменитый роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен: «Всем известно, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

Две попытки, проваленные законодательным собранием, - достаточный повод отказаться от идеи ведения налога, но нет: в 2006 году с аналогичной инициативой выступает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. На этот раз ВЦИОМ даже провел опрос общественного мнения (69% опрошенных высказались против введения налога ), а инициативного депутата попытался урезонить тогдашний председатель Совета Федерации Сергей Миронов, заметивший, что у нас и так молодые семьи откладывают рождение первенца до тех пор, пока не приобретут жилье, и новый налог никак не ускорит этот процесс.

Казалось бы, тут и точку можно поставить. Но в 2013 году внезапно сделал заявление Дмитрий Смирнов, который являлся на тот момент главой синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной церкви.

«Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей... или не можешь, то поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом» , - заявил священнослужитель.

Наконец, в 2015 году в ход пошла тяжелая артиллерия: с предложением вернуть шестипроцентный налог к президенту обратился Владимир Жириновский. А, как известно, экстремальные высказывания этого политика часто становятся своего рода «пробными шарами» в отношении спорных инициатив власти.

Последняя глава саги о налоге: с концепцией федерального закона «О статусе многодетных семей в Российской Федерации» выступил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Вымирание или демографическая волна?

Не остановиться на предложенной концепции закона невозможно - это крайне любопытный документ, в полной мере отображающий личность его автора. Поэтому кратко познакомимся с Юрием Васильевичем.

В 1984 году он окончил сельскохозяйственный факультет Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (отделение агрономии, специализация «биофизика и физиология растений»), после чего последовательно выстроил карьеру в области образования. Однако привычка мыслить с размахом не позволила ему вести размеренную жизнь заурядного бюрократа: он учредил собственную «Партию Развития» (не зарегистрирована), поработал помощником Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, а попутно создал полтора десятка концепций государственной политики: «Новый Средний Восток», «Альтернативная усадебная урбанизация», «Тысяча новых городов для России», «Афганская политика России», «Северная цивилизация», «Промышленная доктрина России», «Ядерная доктрина России», «Кавказская доктрина России»

Но самой любимой, надо полагать, стала «Демографическая доктрина России», ведь …

«В настоящее время в Российской Федерации наблюдается эпидемия сверхсмертности и чрезвычайно низкой рождаемости. Без всякого преувеличения следует сказать: Россия вымирает. Это требует определить ситуацию как чрезвычайную, как демографическую катастрофу и цивилизационный вызов народам России и самому будущему нашей страны. Если мы ничего не будем предпринимать, то уже в ближайшие десятилетия Россия исчезнет с карты мира по демографическим причинам».

Напрасно ученые-демографы уверяли, что прирост населения носит волнообразный, а не линейный характер, и сейчас мы не столько вымираем, сколько пожинаем плоды очередной демографической ямы - «эха» Великой Отечественной войны, усугубленного сумятицей Перестройки. Обеспокоенный грядущим вымиранием Юрий Крупнов учреждает автономную некоммерческую организацию «Институт демографии, миграции и регионального развития», которая с 2007 года выпускает различные доктрины - продуктивность АНО такова, что испытываешь зависть и оторопь одновременно. Жаль, что с научным обоснованием у «Института…» все обстроит не так оптимистично.

«О статусе многодетных семей в Российской Федерации»

Итак, вернемся к концепции предполагаемого федерального закона (мы сохраняем орфографию авторов).

«В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей».

К счастью, автор не только ставит грандиозные задачи, но и указывает, как их добиться. Многодетные семьи поделят на три категории: малоимущие (на обеспечении государства), зажиточные (на частичном гособеспечении) и состоятельные.

Малоимущим, если они сумеют как-то доказать (не очень понятно, как именно), что достойно воспитывают своих детей, будут выделяться довольно крупные суммы: ежемесячно 25 тысяч на 3-4 детей, 45 тысяч - родителям 5-7 детей, 100 тысяч - тем, у кого детей еще больше. Впрочем, денег-то малоимущие многодетные как раз не увидят:

«Принципом материальной поддержки является отказ от денежных выплат в пользу конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутёвка, специальные смены в лагерях труда и отдыха или отдельные лагеря типа «Артек», «Орлёнок» и др.)»

Конечно, за абонементы в консерваторию придется чем-то поступиться, в данном случае «малоимущим» и «зажиточным» многодетным семьям - некоторой свободой.

«К каждой малоимущей семье прикрепляется в целях содействия и консультирования среднезажиточная семья-консультант (модератор, инструктор…), которым содействуют в их работе с «отстающими» семьями социальные педагоги из системы Агентства демографического развития».

Встает вопрос, как семье с 8 детьми стать хотя бы среднезажиточными, ведь смысл концепции не в выплатах, а в способах их сокращения: «всячески стимулируется и поощряется переход семей в более материально устойчивую и статусную категорию». И на это у коллектива авторов есть ответ - «вводятся широкие возможности по надомным и иным специальным формам занятости» . Впрочем, как раз с этим проблем не будет, ведь…

«Одним из важных нововведений явится отнесение деятельности по уходу и воспитанию детей в многодетных семьях к общественно полезной, профессионализируемой (имеющей квалификацию) и оплачиваемой государством деятельности, что потребует введения соответствующих выплат («зарплат») и с 2025 года компенсации пенсионному фонду, поскольку данная деятельность будет включаться в общий трудовой стаж».

Встает закономерный вопрос - откуда брать деньги на многочисленные льготы и выплаты, если ровно половина населения страны будет занята надомным воспитанием своих детей на платной основе? И здесь нашлось простое решение!

«В целях реализации законопроекта создаётся Государственный Фонд поддержки многодетных семей - Фонд Будущего, который формируется из средств федерального бюджета, 2-х процентного отчисления от продажи сырьевых ресурсов, 1-процентного всеобщего налога в поддержку многодетности («налога в пользу будущего»), а также через специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей».

Это же… неспроста?

Мы не знаем, какой именно вариант концепции отправил Юрий Крупнов президенту Путину, но, судя по присутствующим в сети черновым вариантам, лидеру страны предстоит вечер увлекательного чтения: по жанру этот законопроект ближе всего к классическому роману-утопии. Вы можете судить об этом сами - загляните под спойлер.

Концепци я федерального закона

«О с татусе многодетных семей в Российской Федерации»

В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.

Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен . В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.

По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих » (N 76-ФЗ ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » (N 3-ФЗ ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.

Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.

Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях к ардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.

Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.

Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.

Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» , был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.

Таким образом, версия законопроекта 1999 года не содержала принципиально нового понимания роли и статуса многодетных семей, рассматривала их исключительно в качестве одной из многочисленных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке и не устанавливала новых объектов правового регулирования.

Настоящая версия законопроекта строится на принципиально иных основаниях, поскольку на сегодня демографическая проблема заключается в том, что всеми установками и социально-экономическими институтами российское население по существу интегрально ориентируется на минимальное количество детей, то есть государством, обществом и экономикой целенаправленно культивируется малодетность, что в совокупности всех норм и социально -культурного давления формирует феномен фактически принудительной малодетности.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей, однако растят почти 20 % всех детей. Одновременно в стране растёт число бездетных семей, за период между двумя переписями населения 2002 и 2010 годов их число выросло на 7,4% и каждая 3-я семья в России является бездетной. То есть в стране ещё и очевиден тренд на рост числа малодетных или бездетных семей, что уже к 2030 году окончательно подорвёт систему и режимы воспроизводства российского населения.

Принятие нового закона позволит не только непосредственно реализовать позицию государства по комплексной поддержке многодетных семей, но и стимулированию многодетности, ориентационному заданию мощного вектора интереса у подростков и молодёжи к жизни в большой многодетной семье.

Принципиальной новацией является разделение многодетных семей на три категории: (малоимущие) на обеспечении государства, (зажиточные) на частичном гособеспечении и состоятельные - что позволяет дифференцировать меры поддержки и делать их максимально адресными. При этом всячески стимулируется и поощряется переход семей в более материально устойчивую и статусную категорию. В этих целях каждой малоимущей семье помимо мер государственной поддержки прикрепляется в целях содействия и консультирования среднезажиточная семья-консультант (модератор или инструктор ), которым содействуют в их работе с «отстающими» семьями социальные педагоги из системы Агентства демографического развития (см. далее).

Задачей нового закона станет применение правовых предпосылок для организации приоритетной поддержки многодетных семей, подтверждающих качество воспитания своих детей.

Также дифференцируются семьи, имеющие 3-4, 5-7 и 8 и более детей, которым при надлежащем уходе за детьми и воспитании устанавливаются ежемесячные выплаты (гонорары) в размере, соответственно, 25 тыс ., 45 тыс. и 100 тысяч рублей.

Одновременно с правовым стимулированием на добровольной основе роста качества воспитания детей организуется стимулирование семей с 1-2 детьми на многодетность. В настоящее время в 12 субъектах РФ законами уже было в разные периоды введено законодательное право малодетной семьи заключать социальный контракт с государством по поводу рождения новых детей и перехода в статус многодетной семьи в течение 5 - 7 лет. Анализ показывает, что данная норма является мощным механизмом стимулирования многодетности и её следует распространить на Федерацию.

При этом вся система по предоставлению мер государственной поддержки организуется адресно и персонально, реализуя через персонализацию максимальный эффекты для материального и социально-культурного благополучия семей.

Для реализации мер государственной поддержки организуется единая инфраструктура обеспечения многодетных семей, которая будет состоять из пяти блоков: социального, культурно-образовательного, детского, материнского и статусного.

Социальный блок - увеличенные льготы и компенсации, особенно для неимущих - общий размер до 50 процентов ниже по всем видам выплат, но главное предоставление многодетным семьям тех же возможностей, что имеются у малодетных (соблюдение нормы жилья, среднего дохода на члена семьи, доля затрат на проезд всех видов транспорта и др .), повышение пенсий пропорционально числу детей, дружественная кредитная политика и т. д. Вводится единый социальный пакет и единая социально-платёжная карта (личные инвестиционные счета) для каждой многодетной семьи, позволяющей получать все положенные льготы на всей территории РФ. В рамках данного раздела будет произведена систематизация и кодификация всех имеющихся норм поддержки, максимальное упрощение схем предоставления льгот, а также введение новых.

Культурный блок предполагает повышение компетенций родителей и их близких для увеличения эффективности воспитания детей, включая полномасштабную систему подготовки и переподготовки, вводятся широкие возможности по надомным и иным специальным формам занятости, образования и профессионального роста.

Детский блок предоставляет конкретные возможности для развития детям, от базовых (сертифицированное школьное образование, учебники, поликлиники и т.п.) до специальных (например, музыкальные инструменты для занимающихся музыкой, специальный образовательные и оздоровительные туры и др.).

Материнский блок представляет систему мер по поддержке материнства и обеспечения здоровья и социального статуса матери - в частности, программа «мягкие роды», «грудное вскармливание», «добровольные помощники (волонтеры и социальные няни)», государственная социальная сеть многодетных мам и др.

Статусный или престижный блок связан с целевым продвижением достижений многодетных семей через государственные и иные СМИ, административные и иные поощрения, государственные и общественные награды, увеличенная квота доступа к статусным общественным мероприятиям (парадам, фестивалям и т.п.), предоставлению преференций на рынке труда как в плане материальных доходов, так и карьеры, включение в государственные программы по дополнительной поддержке семейных форм бизнеса и самозанятости, специальный обратный избирательный ценз у родителей, которым предоставляется на выборах дополнительное количество голосов по количеству детей, и др.

При этом общим принципом материальной поддержки является отказ от денежных выплат в пользу конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутёвка, специальные смены в лагерях труда и отдыха или отдельные лагеря типа «Артек», «Орлёнок» и др.).

Интегральным видом государственной поддержки является предоставление права многодетным семьям на расселение в передовых по качеству жизни специализированных поселениях - городках демографического будущего, опирающуюся на меры государства по обеспечению многодетных семей земельными участками, создаваемых через единую специализированную градостроительную корпорацию при Фонде Будущего.

Этим реализуется гарантированное право многодетной семьи на бесплатное получение земельного участка, инфраструктурно оборудованного по европейским стандартам, а также системой мер по поддержке строительства дома типовыми архитектурными проектами, материалами, подключениями к сетям и др.

Также многодетной семье, имеющей ипотечный кредит, компенсиру ется возврат кредита по факту рождения четвертого и каждого следующего ребенка - порядка 20% кредита за каждого.

В целях реализации законопроекта создаётся Государственный Фонд поддержки многодетных семей - Фонд Будущего, который формируется из средств федерального бюджета (0,01 %), региональных бюджетов (0,5 %), 2-х процентного отчисления от продажи сырьевых ресурсов, 1-процентного всеобщего налога в поддержку многодетности («налога в пользу будущего»), а также через специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей.

Таким образом, финансово-экономическое обеспечение нового законопроекта строится на введении в Федеральный бюджет защищённой стратегической статьи - демографической статьи - на реализацию и координацию государственной политики по поддержке многодетных семей и создании специального бюджетного фонда под задачи политики.

Учитывая то обстоятельство, что все упомянутые в законопроекте права и льготы многодетным семьям уже действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации реализация данного законопроекта дополнительных затрат из по-новому организованного федерального бюджета не потребует.

Одним из важных нововведений явится отнесение деятельности по уходу и воспитанию детей в многодетных семьях к общественно полезной, профессионализируемой (имеющей квалификацию) и оплачиваемой государством деятельности, что потребует введения соответствующих выплат («зарплат») и с 2025 года компенсации пенсионному фонду, поскольку данная деятельность будет включаться в общий трудовой стаж.

Важной составляющей ресурсного обеспечения многодетности является применение ресурса СМИ, где до 15 процентов всего времени, в т.ч. 7 % праймтайм, выделяется в интересах многодетных семей и их продвижения, повышения статуса.

Существенная экономия и сокращению затрат на реализацию данного законопроекта будет связана с реализацией механизма адресности и персонализации мер государственной поддержки.

Особым направлением нового закона станет введение комплексной поддержки многодетных пап, в том числе введение ордена «Заслуженный Отец России» , предоставление права на льготное приобретение автомобиля и др.

Для организации федеральной «сквозной» работы создаётся сетевое Национальное Агентство демографического развития (или Национальное Агентство демографической безопасности), координирующее работу по реализации федерального закона и напрямую работающее с «отстающими» семьями, защищая и исполняя права многодетных семей.

Базовым принципом закона станет введение единого федерального сквозного формата и уровня поддержки, который в субъектах федерации и на муниципальном уровне может изменяться исключительно в сторону превышения.

В данном законе предлагается принять следующее определение: многодетная семья - полная семья, за исключением случаев смерти одного из супругов, имеющая тр ёх и более детей любого возраста.

В связи с инновационным характером документы, реализующие данный закон, следует организовывать не в логике предыдущих законопроектов, изменив название с «Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» на «Федеральный закон «О статусе многодетных семей в Российской Федерации».

Разработка закона может быть произведена в течение трёх месяцев.

Концепци я предложен а и разрабатывается АНО «Институтом демографии, миграции и регионального развития» в инициативном порядке с марта 2014 года.

И, пожалуй, интереснее всего шумиха, которую подняли СМИ, уцепившись за одну-единственную фразу концепции: «специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей».

«Сколько вешать в граммах?» - буквально атаковали журналисты потенциального спасителя нации. «Полагаю, 0,5% дохода с каждого без- или малодетного гражданина старше 25 лет - достаточно» , - заверил их господин Крупнов.

И, несмотря на крайнюю сомнительность самого законотворческого опуса, заголовки о новом «налоге на бездетность» появились в каждом СМИ, даже, вот, на Сибмаме. Действительно, если каждые пару лет вопрос с шумом реанимируется - может, и готовый ответ просто ждет удобного момента, чтобы увидеть свет?

Но что лично до меня, то мне гораздо более концептуальным показался пассаж о «специальном обратном избирательном цензе у родителей, которым предоставляется на выборах дополнительное количество голосов по количеству детей».

Может быть, в мечтах господин Юрий Крупнов уже пропустил малоинтересный этап внедрения нового закона, и уже видит себя на президентских выборах этак 2023 года? Счастливая многодетная семья несет к урне дюжину (по числу детей) бюллетеней с его именем - и никаких подтасовок результатов!