Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какие агрегированные экономические субъекты включены в снс. Система национальных счетов и ее показатели

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов (System of National Accounts , SNA) - совокупность взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора сводных счетов и балансовых таблиц, с помощью которых измеряется совокупное производство страны и его компоненты с целью определения состояния экономики в целом.

СНС - это совокупность взаимосвязанных показателей в виде балансов, отражающих наличие ресурсов и их использование. Она дает количественное описание развития национального хозяйства за период времени. Основные показатели в СНС оцениваются в рыночных ценах, т.е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции.

К наиболее важным областям применения СНС относятся: расчет обобщающих показателей экономического развития;

Анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.

К примеру, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, роста инфляции и т.д.

Во многом СНС схожа с бухгалтерским учетом, так как построена на основе бухгалтерских расчетов и принципов двойной записи. Можно сказать, что СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом.

Функции СНС:

  • собирательная (аккумулирующая) - сбор различных статистических данных, их анализ, составление прогнозов;
  • аналитическая - сравнение экономических результатов различных стран;
  • регулирующая - осуществление определенной государственной стратегии и реализации текущей государственной экономической политики.

При этом СНС позволяет:

  • - измерить объем производства в стране; охарактеризовать функционирование экономики в долгосрочной перспективе;
  • - раскрыть факторы, определяющие функционирование экономики;
  • - создать основу для формирования и реализации государственной экономической политики.

Все субъекты национальной экономики ведут учет своей деятельности с помощью специальных счетов и балансов. Счета - важный элемент СНС. В них различают две стороны: ресурсы и использование. В этих счетах ресурсы записываются дважды - как наличные и как использованные.

Вместе со смежными разделами экономической статистики СНС обеспечивает комплексной информацией органы государственного управления для формирования и реализации ими государственной экономической политики.

Использование СНС необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического планирования прогнозирования, а также международных сопоставлений показателей валового продукта.

Таким образом, СНС представляет собой систему статистической информации для проведения расчетов на макроуровне

и организации механизма государственного регулирования

экономики.

Анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС, - важное условие обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйственных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.

Кузнеца Систему счетов национального продукта и дохода (System of National Product and Income Accounts).

Значительный вклад в развитие национальных счетов внес В. Леонтьев (также впоследствии лауреат Нобелевской премии по экономике) - изобретатель метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики, промежуточным потреблением, конечным спросом и валовым выпуском. В. Леонтьев сделал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность точного измерения фактически согласованных связей и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Позднее межотраслевой баланс был интегрирован в состав СНС. Таким образом, ключевые принципы составления межотраслевого баланса и его важнейшие показатели были строго скоординированы с СНС.

Определенный вклад в развитие национальных счетов внес норвежский ученый - экономист-математик, один из создателей эконометрики, впоследствии лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Он разработал принципы построения СНС. Фриш дал следующее определение национальным счетам, которое актуально и в паши дни: «Под национальными счетами мы понимаем не только оценки национального дохода за тот или иной период времени или оценки национального богатства на тот или иной момент, но в разумной степени полное описание всей экономической деятельности таким образом, что оно обеспечивает выявление взаимосвязей между различными аспектами экономического процесса» .

Ряд важных принципов будущей СНС сформулировал Джон Мейнард Кейнс. Ученый представлял СНС как систему взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, и показал, что воздействуя на одни переменные, можно добиваться нужных изменений других переменных. Стоит отметить, что идея изучения взаимосвязи между набором ряда макроэкономических переменных - одна из основополагающих в формировании СНС, которая была четко представлена Д. Кейнсом в его так называемом мультипликаторе, связывающим рост инвестиций и национального продукта.

В 1951 г. ученик и последователь Кейнса Ричард Стоун подготовил доклад «Упрощенная система национальных счетов». В 1952 г. Упрощенная СНС заменена «Стандартной системой национальных счетов», которая была более детальной, чем Упрощенная система. В 1953 г. статистической комиссией ООН под руководством Р. Стоуна был подготовлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который рассматривается как первый стандарт ООП в области национального счетоводства. Документ был во многом похож на Стандартную СНС, но предназначался не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся. Таким образом, считается, что непосредственно СНС была разработана в 1953 г.

Итак, СНС 1953 г. состояла из восьми счетов, дававших возможность оценить экономическое развитие страны. Большинство стран в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в СНС, что позволило проводить макроэкономические сопоставления по разным странам. Эта СНС включала в себя ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых вычислялись наиболее важные макроэкономические показатели, такие как ВВП, ВНД, национальные инвестиции и др.

В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС (ставшая известной как «Голубая книга» (по цвету обложки)), в которой, в отличие от СНС 1953 г., уже были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов. Прежде всего, СНС 1968 г. включала в себя не только традиционные счета национального продукта и национального дохода, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации, а именно: баланс национального богатства, баланс межотраслевых связей, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Кроме того, в систему входили следующие счета:

  • свободные;
  • производства;
  • потребления;
  • использования капитала;
  • доходов;
  • расходов;
  • капитальных затрат.

Еще одной важнейшей особенностью СНС 1968 г. стало то, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, заимствованный из бухгалтерского учета. СНС применялось вплоть до 1993 г.

В 1993 г. ООН одобрила новый вариант СНС. Он был направлен на гармонизацию системы со смежными разделами экономической статистики, а именно: с платежным балансом, статистикой государственных финансов и др. В 1993 г. СНС стала двухуровневой и содержала счета:

  • свободные;
  • детализированные.

В СНС 1993 г. было расширено определение ВВП и сделан акцент на анализе секторов экономики. Помимо этого в новой СНС была уточнена трактовка расходов на деятельность финансовых посредников, военные цели, а также усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции.

В 2008 г. вышла обновленная версия СНС , предназначенная для использования всеми странами. Разработана с учетом потребностей стран, находящихся на разных стадиях экономического развития. Концептуальные элементы СНС-2008:

  • институциональные единицы и секторы;
  • операции и другие потоки;
  • активы и обязательства;
  • продукты и производящие единицы (производители);
  • цели.

СНС-2008 представляет собой дополненный вариант СНС-1993 и включает баланс активов и пассивов, а также следующие счета и группы счетов:

  • производства;
  • распределения доходов;
  • перераспределения доходов;
  • использования доходов;
  • операций с капиталом;
  • финансовый;
  • других изменений в активах;
  • остального мира и их связь с платежным балансом.

Все счета между собой связаны и составляют единую

систему учета национального хозяйства. Позволяют регистрировать экономические операции, осуществляемые институциональными единицами, т.е. предприятиями, учреждениями и организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны; регистрируемые операции охватывают также операции между резидентами данной страны и резидентами остального мира.

В СНС-2008 учет результатов экономической деятельности также ведется на основе разбивки системы хозяйствования на следующие отдельные секторы.

  • 1. Нефинансовые предприятия (производственные) - создание и реализация разнообразной продукции.
  • 2. Финансовые учреждения - финансовые операции на коммерческой основе (движение денежных средств, кредитование, страхование и т.д.).
  • 3. Государственные учреждения (сектор государственного управления и государственный сектор) - перераспределение НД и национального богатства (НБ).
  • 4. Домашние хозяйства - некорпоративное производство товаров и услуг, предоставление рабочей силы. Результат деятельности - смешанный доход, включающий прибыль и заработную плату.
  • 5. Некоммерческие организации - обслуживание домашних хозяйств (общественных, политических, религиозных) и оказание бесплатных услуг.

Итак, согласно СНС все хозяйствующие субъекты объединены в пять секторов. Для всех секторов предусмотрен стандартный набор счетов, в которых фиксируются экономические операции, связанные с производством товаров, образованием и распределением доходов, образованием сбережений и их накоплением. Данная информация является наиболее полной и позволяет провести анализ экономического и финансового положения всего национального хозяйства.

В России общепринятая СНС стала внедряться с 1992 г. Тогда была утверждена программа перехода РФ на принятую в международной практике систему макроэкономического учета. Однако в связи с определенной спецификой переходной российской экономики методология СНС России незначительно отличается от принятых в международной практике стандартов. В настоящее время СНС содержит следующие счета.

  • 1. Счет товаров и услуг - сводная таблица (баланс), состоящая из двух частей. Первая часть баланса - «ресурсы», где показан объем произведенной продукции, выпущенных товаров и услуг. Вторая часть - «использование», где отражен объем потребленных товаров и услуг, а также средств, направленных на накопление основного и оборотного капитала. Этот счет характеризует общие ресурсы товаров и услуг но экономике в целом, а также направление использования этих ресурсов на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт.
  • 2. Счет образования первичных доходов - отражает величину факторных доходов, созданных в производстве; выплату первичных доходов производителями-резидентами институциональным единицам (резидентам и нерезидентам), непосредственно участвующим в производстве товаров и услуг.
  • 3. Счет распределения первичных доходов - характеризует распределение первичных доходов национальной экономики между институциональными секторами как получателями доходов: валовая прибыль, оплата труда, ссудный процент, дивиденды, рента.
  • 4. Счет вторичного перераспределения доходов - отражает государственное (бюджетное и внебюджетное) перераспределение доходов посредством налогов, субсидий и трансфертных выплат. Следовательно, счет отражает формирование располагаемого дохода в результате поступлений и передач текущих трансфертов.
  • 5. Счет использования доходов - отражает расходование располагаемого дохода общества, который в процессе использования распадается на потребляемую и сберегаемую части. Таким образом, этот счет показывает распределение располагаемого дохода между конечным потреблением и сбережением.
  • 6. Счет операций с капиталом - баланс инвестиций, показывающий потоки, которые формируют накопление основного и оборотного капиталов. Этот счет показывает изменение чистой стоимости капитала за счет сбережения и трансфертов капитала, а также приобретение различных видов нефинансовых активов институциональными едини- цами-резидентами в результате экономических операций.
  • 7. Счета внешнеэкономических связей (остального мира) - отражают все операции между институциональными единицами данной страны (резидентами) и институциональными единицами других стран (нерезидентами).
  • Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  • Система национальных счетов 2008. Нью-Йорк, 2012.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

    органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

    предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

    международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости

Эта общая, сводная величина валового продукта нас интересует, во-первых, с точки зрения того, из чего она складывается, и, во-вторых, на что она расходуется.

Следовательно, ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:

  • добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);
  • всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам, по методам использования);

    Например, ВВП России по доходам в 1998 г. составил, млрд руб.(%):

    Оплата труда наемных работников (включая скрытую) .........…… 1324 (49,3)

    Внешнеэкономические индикаторы. Состояние внешнеэкономической сферы во многом определяется сальдо внешней торговли (разницей между экспортом и импортом), сальдо платежного баланса (см. гл. 39) и стабильностью обменного курса национальной валюты.

    Если взять в качестве примера состояние экономики России в 1998 г., то за тот год ее ВВП сократился на 4,6%, объем выпуска промышленной продукции- на 5,2%, сельскохозяйственной продукции - на 12,3%, строительных работ - на 12,6%, грузооборота - на 3,5%, объем розничной торговли - на 4,5%.

    В России за 1998 г. норма безработицы.возросла с 11,4 до 12,4%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 6,7%, а реальная среднемесячная начисленная заработная плата снизилась на 13,8%.

    Что касается финансовых показателей, то рост потребительских цен за 1998 г. составил 84,4% по сравнению с 1 1 % в предыдущем году; дефицит консолидированного бюджета несколько сократился, составив за год 3,6% по сравнению с 5% в предшествующем году. Денежная масса изменилась мало, а индекс фондового рынка оказался на уровне середины 90-х гг.

    Внешнеэкономические индикаторы свидетельствовали, что положительный торговый баланс почти не изменился за год, составив 17,3 млрд долл., а счет текущих операций платежного баланса (текущий платежный баланс) хотя и был положительным, но уменьшился с 4 млрд долл. в 1997 г. до 2,4 млрд долл. в 1998 г. Драматичным оказалось положение обменного курса рубля - к концу года он упал почти в четыре раза.

    В целом можно сделать вывод, что 1998 г. был очередным кризисным годом для российской экономики. Квартальные и месячные индикаторы позволяют уточнить этот вывод, указав на август-октябрь 1998 г. как на наиболее кризисные месяцы.

    Выводы

    1. Система национальных счетов которая принята в мировой практике и переход к которой осуществляется в России, позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов.

    2. Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества (ВНП - его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при исчислении ВВП.

    3. ВВП по отраслям (по производству) рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг.

    6. На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый внутренний продукт и национальный доход.

    Термины и понятия

    Система национальных счетов
    Валовой внутренний продукт
    Валовой национальный продукт
    Добавленная стоимость
    Чистый внутренний продукт
    Национальный доход
    Макроэкономические индикаторы

    Вопросы для самопроверки

    1. Каковы отличия СНС от принятой ранее в СССР и в России статистической отчетности?

    2. В чем отличия ВВП от ВНП?

    3. Как рассчитываются ВВП по источникам доходов, по расходам, по производству?

    4. Как рассчитывается НД? Каковы его основные элементы?

    5. Каковы принципы сопоставления стоимостных макроэкономических показателей?

    6. Рассчитайте: а) ВВП; б) ЧВП; в) чистый национальный доход, используя приведенные ниже условные данные СНС, млрд ден. ед.:

    Заработная плата наемных работников…………………200,0

    Амортизация........................ ……………………………...15,0

    Государственные закупки товаров и услуг……………..60,0

    Валовое накопление………………………………………70,0

    Расходы некоммерческих организаций …………..………2,0

    Личные потребительские расходы...... ………….……..250,0

    Чистые налоги........ ……………………………………...18,0

    Экспорт товаров и услуг …………………………………16,0

    Импорт товаров и услуг ………………………….………20,0

    Доходы от собственности ………………………………100,0

    Рентные платежи………………………………………….31,0

    Поступления процентов от вложенного капитала……...10,0

  • Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

    В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

    В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

    В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

    • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
    • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
    • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

    Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

    Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

    Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
    • оказание услуг для реализации;
    • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
    • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
    • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
    • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
    • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

    В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

    Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

    Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

    • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
    • финансовые корпорации и квазикорпорации;
    • государственное управление;
    • домашние хозяйства;
    • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

    Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

    Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

    Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

    Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

    Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

    Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

    • валовой национальный доход (ВНД);
    • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
    • конечное потребление;
    • валовое накопление;
    • сальдо экспорта и импорта;
    • национальное сбережение;
    • чистое кредитование и чистое заимствование;
    • национальное богатство.

    ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

    ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

    ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

    Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

    Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

    Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

    Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

    Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

    Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

    Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

    Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

    Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

    А. Валовой внутренний продукт

    Б. Потребление основного капитала

    В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

    Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

    Д. Валовой национальный доход (А+Г)

    Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

    Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

    3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

    И. Конечное потребление

    К. Национальное сбережение (3Й)

    Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

    М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

    Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

    О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

    П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

    Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

    GDP = C + I + E,

    где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

    GDP = W + Q + R + P + Т,

    где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

    GDP = D + N - U,

    где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

    GNI = GDP + L M,

    где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

    GNDI = GNI + В - G,

    где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

    где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

    S + K = f + Z + J - О,

    где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

    где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

    Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

    Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы. Агрегирование позволяет получить статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Такие показатели называются макроэкономическими. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

    1. Валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).

    Валовой национальный продукт служит основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства.

    При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране . Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор ТТИ читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

    2. Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

    Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.

    В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.

    Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.

    Различают номинальный и реальный ВНП.

    Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.

    Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.

    Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.

    Дефлятор ВВП (D) или индекс Пааше показывает изменение цены единого продукта в отчетном году по отношению к базисному:

    D (Ip) = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП.

    Реальный ВВП = Номинальный ВНП/ D.

    3. Совокупный общественный продукт (СОП). Представляет собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.

    4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) .

    ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.

    Чистые трансферты из-за рубежа – это трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

    5. Чистый национальный продукт (ЧНП).

    Как измеритель валового годового объема производства ВНП имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов. Экономистов интересует, прежде всего, величина, которую производство реально прибавило к благосостоянию общества, а суммы амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояние общества не повышают. Уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить чистый национальный продукт (ЧНП).

    ЧНП = ВНП – стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).

    С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательскую способность, с помощью которых создан этот ЧНП.

    6. Национальный доход (НД) .

    Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».

    НД = ЧНП – Косвенные налоги + Субвенции.

    К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

    Национальный доход (НД) – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

    Это – чистый «заработный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.

    В практике различают произведенный и использованный НД.

    Произведенный НД – это весь объем вновь созданных товаров и услуг.

    Использованный НД на потребление и накопление – это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, военных действий, ущерба при хранении, транспортировки, на величину незавершённого строительства) и внешнеторгового сальдо.

    В национальный доход включают продукцию сферы материального производства, а также стоимость продукции сферы услуг. По методологии международной статистики количественная разница между валовым внутренним продуктом и национальным доходом равна стоимости амортизационных отчислений.

    НД разделяется на 5 компонентов в зависимости от способа получения дохода (как и ВНП).

    7. Личный доход (ЛД) .

    ЛД = НД – прибыль корпораций – взносы на социальное страхование – чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

    8. Располагаемый личный доход (РЛД) .

    РЛД = ЛД – Личные налоговые и неналоговые платежи.

    К личным налоговым и неналоговым платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги.

    РЛД – это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления.

    Все доходы можно разделить на две группы – доходы от труда и доходы от имущества (нетрудовые).

    Помимо вышеперечисленных потоковых величин в макроэкономике используются показатели запасов:

    1. Имущество (активы) – любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы (например, капитал, земля), так и финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), кроме того существуют имущественные права и интеллектуальная собственность.

    2. Портфель активов – совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

    3. Национальное богатство – суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам, фирмам и государству.

    4.Реальные (денежные) кассовые остатки – запас платежных средств, которые экономический субъект желает держать в форме наличности.