Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Изменение учетной политики вводится. Основания внесения изменений в учетную политику

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются учетной политики. Какие изменения предстоят в 2019 году, для чего вводятся изменения и каким образом их внести, в каком случае может производиться изменение.

Политика учета ведется всеми предприятиями без исключения – в бюджетном учреждении, казенном, муниципальном. Каждый год она применяется по новым правилам, 2019 не станет исключением.

Поэтому в конце 2019 года организации обязаны утвердить политику, ссылаясь на эти новшества. На что стоит обратить внимание при ее составлении – об этом далее.

Базовые сведения

Несмотря на форму собственности, каждое предприятие обязано вести политику учета. После ее принятия и утверждения все филиалы компании обязаны руководствоваться ею.

Применяется учетная политика из года в год. Изменения или дополнения вносятся в случае:

Для правильного внесения изменений нужно выполнить следующие шаги:

  1. Определить точный список поправок и обосновать их.
  2. Получить приказ от руководителя об утверждении изменений.
  3. Сформировать отчетность бухгалтерии по новым правилам.
  4. Выяснить, необходимо ли производить перерасчет отчетов.
  5. Сделать перерасчет всех показателей.
  6. В отчете бухгалтерии указать разницу, которая получилась при перерасчете.
  7. Все изменения отобразить в пояснительной записке.

Как правило, политика учета составляется главным бухгалтером фирмы или его заместителем, а утверждается начальником. Приказ оформляется в произвольном виде, четко установленной формы нет.

Что же входит в учетную политику:

  • план работы счетов;
  • бланки документов;
  • порядок осуществления инвентаризации;
  • все моменты, касающиеся бухгалтерского учета.

Политика учета бывает нескольких типов – для целей ведения бухгалтерского учета и обложения налогами. Каждая из них имеет свои особенности и принципы осуществления деятельности.

Во время формирования политики учета для бухгалтерии выбирается один метод из всех предложенных Законодательством Российской Федерации.

Начинают применяться эти способы, вносимые в , на год, следующий за отчетным. То есть 1 января.

Учетная политика для целей обложения налогов должна быть принята организацией с момента ее основания и до .

Если политика не меняется, то ежегодно принимать новую нет необходимости. По окончании года бухгалтер обязан составить отчет.

Учетная политика составляется на основании Налогового Кодекса Российской Федерации и .

Во время составления политики учета допускаются некоторые моменты:

Тип допущения Характеристика
Имущественная обособленность Активы и обязательства компаний действуют отдельно от собственников
Непрерывность деятельности Компания будет и дальше продолжать вести деятельность и она не имеет намерений ликвидироваться. Поэтому все обязательства погашаются по правилам
Последовательность использования политики учета При выборе учетной политики она применяется каждый год, что гарантирует правильное ведение бухгалтерской деятельности
Временная определенность Все моменты деятельности отображаются в отчетном периоде в сроки и не зависят от даты поступления финансов

Основные понятия

Учетная политика Совокупность методов и принципов осуществления бухгалтерской деятельности предприятий
Бюджетное учреждение Муниципальное (от государства) объединение, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета державы
Налоговый учет Система сбора и обработки информации на основе документов, используемая плательщиками налогов для ведения налоговой базы. Предприятие определяет ее самостоятельно и отображает в политике учета
Бухгалтерский учет Сбор информации о финансовом состоянии предприятия. Ведется с помощью отображения всех выполняемых организацией операций
Инвентаризация Проверка имущества предприятия, которая осуществляется путем подсчета, взвешивания и так далее
Муниципальный Государственный
Ретроспективно Ссылаясь на прошлое, учитывая моменты предыдущих периодов
Ретроспективный пересчет Поправка суммы элементов отчетов по финансам таким образом, как если бы ошибки и не было
Стандарт Указание по действиям в определенных ситуациях

С какой целью они вносятся

Политика учета – единственный тип документации, которым предприятие может распоряжаться самостоятельно. При правильном ее составлении компания может избежать многих проблем.

Изменения могут производиться при следующих условиях:

  • когда организация начинает новый вид деятельности;
  • когда этого требует Закон.

При этом изменением не считается, если бухгалтерия принимает новый способ ведения отчетности. В этом случае вносятся дополнения. Это может касаться учета новых типов активов, операций и прочего.

Действующие нормативы

Принятие учетной политики является обязательным условием для всех предприятий, независимо от их типа. Это указано в 1 и 3 пунктах Положения о бухгалтерском учете.

Она подлежит изменению или дополнениям, это также предусмотрено в 16 пункте .

Порядок произведения операций по документу в организации

Чтобы обеспечить своевременное предоставление отчета бухгалтерии, необходимо правильно осуществлять операции. Порядок их устанавливает бухгалтер предприятия.

Документы необходимо предоставлять в сроки. Например:

Также эффективность зависит от контроля всех операций. Он может происходить:

  • на основе первичных документов – расходы, потери;
  • по разнице в показателях документов;
  • на основе счетов;
  • по форме отчетности.

В каких случаях допускается изменение учетной политики Изменение учетной политики допускается в случаях:

  1. Законодательство Российской Федерации принимает новые законы.
  2. Принятие компанией новых методов ведения деятельности.
  3. При изменении условия деятельности, смене начальства.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января следующего месяца. Все последствия отображаются в отчетности бухгалтерии.

В 2019 году произойдут следующие изменения:

Форма первичных документов Выбирается руководителями организаций самостоятельно. Также можно продолжать использовать ранее утвержденные формы
Если в бухгалтерских регистрах не предвидятся изменения То об этом необходимо написать в учетной политике
Бухгалтерский учет имеет право вести директор Но это касается деятельности малого и среднего типов предпринимательства. В остальном деятельность осуществляет бухгалтер
Хозяйственную деятельность Переименовали в «учет фактов хозяйственной жизни»
Если на предприятии предусмотрен То формирование внутреннего контроля обязательно

Не является основанием для изменения политики учета:

  • новые события или операции, которые ранее были несущественными;
  • условия, отличающиеся от предыдущих.

Как их можно внести

Чтобы внести изменения в утвержденную новую политику учета, нужно проделать ряд шагов:

Формирование приказа (образец)

Приказ по формированию политики учета должен детально раскрывать все моменты деятельности предприятия.

Приказ должен содержать такие разделы:

  • общая информация об организации (структура, управление);
  • задачи бухгалтерии;
  • данные, которые касаются политики учета – когда принята, изменения в ней, отчетность;
  • формы отчетности, используемые бухгалтерией;
  • кто имеет право подписывать документацию;
  • оценка имущества предприятия;
  • рабочие планы;
  • любая информация, касающаяся деятельности организации.

Если нельзя определить влияние на какой-либо период деятельности предприятия, то о ретроспективном отображении нельзя говорить. При этом используется перспективное отображение.

Ретроспективно отображать изменения необходимо следующим образом (информация, которую стоит высветить):

  • название стандарта;
  • сущность изменения;
  • сумму исправлений для каждого периода, на которые повлияли изменения.

МСФО 8 – стандарт, целью которого является установить критерии выбора политики учета. Помогает найти МСФО 8 в бухгалтерских отчетах и ошибки, их исправить. Ошибки прошлых периодов – искажения в отчетах по финансам.

Возникают они от невнимательности, при мошенничестве, неправильного толкования терминов. Данный стандарт призван улучшить качество финансовой отчетности организаций.

Таким образом, политик учета – обязательный документ ведения бухгалтерской и налоговой деятельности любой организации. Ее можно изменять, вносить поправки или дополнения.

При этом ссылаясь на законы или нормативные акты. Применяется она ежегодно, следовать политике должны все предприятия без исключения.

Коррективы вносит бухгалтер, утверждает их руководитель организации. Все изменения начинают действовать с 1 января предшествующего им года.

Изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

Существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

"Бухучет в строительных организациях", 2012, N 10

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Вместе с тем в нее могут быть внесены изменения. При их внесении необходимо иметь представление о последствиях, а также порядке ретроспективного или перспективного отражения этих последствий. Это зависит от причин изменения учетной политики.

Причины изменения учетной политики

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" изменение учетной политики может производиться в следующих случаях: при изменении законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; при существенном изменении условий хозяйствования. Изменение учетной политики также может быть обусловлено применением нормативного акта впервые.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Пример 1 . Организация, занимающаяся производственной деятельностью, сформировала учетную политику на 2013 г. и зафиксировала ее в приказе от 30 декабря 2012 г.

В 2013 г. организация помимо производственной деятельности стала осуществлять торговую деятельность, в связи с чем возникла необходимость определиться с порядком оценки и учета покупных товаров, а также расходов, связанных с их продажей. Поэтому вносятся дополнения в ранее сформированную учетную политику. Утверждение новых способов ведения бухгалтерского учета не считается изменением учетной политики.

Оформление изменения учетной политики

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией. В связи с этим изменения целесообразно оформить приказом руководителя организации, содержащим либо полный текст учетной политики (включая изменения), либо только текст изменений.

В приказе об изменении учетной политики должно быть обоснование причин внесения изменений в учетную политику. Пунктом 9 ПБУ 1/2008 установлено, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Таким образом, в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала отчетного года. Однако из этого правила есть исключение: изменения учетной политики могут быть введены и в течение года, если имеются причины такого изменения. Например , в течение года может происходить изменение видов деятельности или реорганизация организации.

Оценка последствий изменения учетной политики

В соответствии с п. 13 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном измерении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику организации, неодинаковы. Если изменения касаются ее организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка методических приемов может отразиться на финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, что, в свою очередь, повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете в зависимости от их причины.

Изменение учетной политики при изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

На основании положений п. 14 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного при изменении законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Так, в п. 3 Приказа Минфина России от 25.12.2007 N 47н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" содержались переходные положения для учета выраженной в иностранной валюте стоимости долгосрочных ценных бумаг (за исключением акций).

По состоянию на 1 января 2008 г. организация обязана была пересчитать в рубли стоимость долгосрочных ценных бумаг, выраженных в валюте, числящихся на балансе (независимо от даты их поступления). При пересчете применялся официальный курс Банка России либо иной курс, установленный законом или соглашением сторон. Образовавшиеся при пересчете суммы увеличения или уменьшения стоимости указанных ценных бумаг должны быть отнесены на счета учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

В п. 3 Приказа Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" содержались переходные положения по исключению из состава НМА организационных расходов. По состоянию на 1 января 2008 г. организации должны были произвести в бухгалтерском учете списание величины организационных расходов, учитываемых в составе НМА (за минусом начисленной амортизации), на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Согласно п. 14 ПБУ 1/2008 если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно .

Так, например, Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" отменил применение к оценке материально-производственных запасов в бухгалтерском учете ранее используемого способа ЛИФО. Однако в названном Приказе не содержалось переходных положений по переходу на другой способ оценки материально-производственных запасов.

Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.) были внесены следующие существенные изменения в порядок бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности:

  • принятие к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объектов недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке;
  • изменения стоимостного критерия (не более 40 000 руб. за единицу) активов, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов;
  • проведение и отражение результатов переоценки основных средств и нематериальных активов - по состоянию на конец отчетного периода;
  • классификация активов в качестве расходов будущих периодов;
  • изменения в порядок формирования резервов по сомнительным долгам;
  • изменения в порядок формирования резервов предстоящих расходов;
  • изменения в порядок отражения курсовой разницы по активам и обязательствам организации, используемым для ведения деятельности за пределами РФ;
  • отражения изменения величины отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и т.д.

В Приказе Минфина России N 186н также не был установлен порядок внесения изменений в учетную политику организации. При таких обстоятельствах последствия изменения учетной политики должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности ретроспективно. Приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н были внесены изменения в ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", согласно которым оценочное обязательство формируется в отношении трудовых договоров.

В связи с этим оценочное обязательство должно быть сформировано по оплате ежегодных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск. Кроме того, Приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н были внесены изменения в порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств по заведомо убыточным договорам. Величина такого оценочного обязательства должна определяться как наименьшая из двух величин: превышения неизбежных расходов на выполнение такого договора и ожидаемых поступлений по нему или сумма санкций за расторжение договора. Если учетная политика организации по признанию оценочных обязательств существенно отличалась от принятого ранее порядка, то последствия учетной политики должны быть отражены в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" . Корректировка производится за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректируются также значения показателей бухгалтерской отчетности, связанных со статьей "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректировка производится так, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При ретроспективном изменении учетной политики корректируются значения показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, которые связаны со статьей "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Последствия изменений учетной политики, вносимых в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету на основе положений, установленных в п. 15 ПБУ 1/2008, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности перспективно , если:

  • эти последствия не оказали или не способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью .

Перспективное отражение последствий изменения учетной политики означает, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после его введения. В этом случае не корректируются значения показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды.

Таким образом, при отражении последствий изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, организация должна определить, какое влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств оказывают эти последствия: существенное или несущественное.

При определении существенности влияния можно руководствоваться положениями п. 17 ПБУ 1/2008, в соответствии с которым существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Кроме того, необходимо определить, может ли быть произведена с достаточной надежностью за предыдущие периоды оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики.

Пример 2 . В учетную политику организации на 2012 г. были внесены следующие изменения в соответствии с изменениями, введенными в ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", определен порядок отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств, согласно которому в учете организации формируется оценочное обязательство по выплате отпускных работникам организации. Общая сумма оценочных обязательств за предыдущие годы составляет 700 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. - 500 тыс. руб., в 2010 г. - 200 тыс. руб., что отражается в разделе баланса "Краткосрочные обязательства". Определяются последствия изменения в учетную политику (табл. 1, 2).

Таблица 1

Корректировка показателей бухгалтерского баланса за предыдущие периоды в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (тыс. руб.)

Наименование
показателя
Период Название
нормативного
документа
Влияние на
финансовое
положение
организации
Оценка в
денежном
выражении этого
последствия в
отношении
периодов,
предшествовавших
отчетному
Сумма до
корректировки
Корректировка Сумма после
корректировки
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел
"Внеоборотные
активы"
за
2011 г.
1000 1000
за
2010 г.
400 400
Раздел "Оборотные
активы"
за
2011 г.
за
2010 г.
Раздел "Капитал и
резервы"
за
2011 г.
за
2010 г.
В том числе
статья
"Нераспределенная
прибыль
(непокрытый
убыток)"
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
1000 -500 500
за
2010 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
400 -200 200
Раздел
"Долгосрочные
обязательства"
за
2011 г.
за
2010 г.
Раздел
"Краткосрочные
обязательства"
за
2011 г.
за
2010 г.
В том числе
статья "Оценочные
обязательства"
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
+500 500
за
2010 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное Производится с
достаточной
надежностью
+200 200

Таблица 2

Корректировка отчета о прибылях и убытках за предыдущий период в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

Наименование
показателя
Период Название
нормативного
документа
Характер
изменения в
учетной
политике
Сумма до
корректировки
Корректировка Сумма после
корректировки
1 2 3 4 5 6 7
Выручка за
2011 г.
2000 2000
Себестоимость
продаж
за
2011 г.
(700) +500 (1200)
В том числе
создание
резерва на
оплату отпусков
за
2011 г.
Приказ
Минфина
России от
14.02.2012
N 23н
Существенное
влияние на
финансовые
результаты
деятельности
организации
+500
Валовая прибыль
(убыток)
за
2011 г.
1300 -500 (800)
Прибыль
(убыток) до
налогообложения
за
2011 г.
1300 -500 (800)
Текущий налог
на прибыль
за
2011 г.
(300) (300)
Прочее за
2011 г.
Чистая прибыль за
2011 г.
1000 -500 500

Показатель по строке "Текущий налог на прибыль" не корректируется, поскольку уточняются только данные бухгалтерской отчетности. В нашем случае текущий налог на прибыль исчислен сложением условного расхода по налогу на прибыль, который определен на основании бухгалтерской прибыли (260 тыс. руб.) и постоянных налоговых обязательств (40 тыс. руб.). Постоянные налоговые обязательства возникли в связи с непризнанием для целей налогообложения расходов в виде материальной помощи работникам организации.

С учетом произведенных изменений формируются показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за отчетный 2012 г.

Бухгалтерский баланс на 31.12.2012 (фрагмент) (тыс. руб.)

Корректировка в связи с изменениями учетной политики будет показана в отчете об изменениях капитала (табл. 3).

Таблица 3

Порядок формирования данных Отчета об изменении капитала за 2012 год. Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок (фрагмент)

Пояснения Наименование
показателя
Код
строки
На
31 декабря
2010 г.
Изменения
капитала за
2011 г.
На
31 декабря
2011 г.
за счет
чистой
прибыли
(убытка)
за счет
иных
факторов
1 2 3 4 5 6 7
Капитал - всего 3300
до корректировок 3400 400 1000 - 1000
корректировка в
связи с:
изменением
учетной политики
3410 (200) (500) - (500)
После
корректировок
3500 200 500 - 500
в том числе:
нераспределенная
прибыль
(непокрытый
убыток):
до корректировок 3401 400 1000 - 1000
корректировка в
связи с:
изменением
учетной политики
3411 (200) (500) - (500)
После
корректировок
3501 200 500 - 500

Изменение учетной политики при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Новые способы ведения бухгалтерского учета могут быть применены в следующих ситуациях:

  • организация принимает решение о регулярной переоценке основных средств и нематериальных активов;
  • принимается решение об отражении в бухгалтерском балансе в разд. I "Внеоборотные активы" сумм выданных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств (в соответствии с рекомендациями аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 г.);
  • при раскрытии информации о расходах будущих периодов в бухгалтерском балансе активы представляют с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока погашения (в соответствии с рекомендациями аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 г.);
  • организация определяет, что в составе эквивалентов денежных средств отражаются депозиты до востребования, открытые в кредитных организациях (на основании положений п. 23 ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств");
  • организация переходит с одного способа учета на другой, альтернативный, предлагаемый нормативными документами о бухгалтерском учете.

Согласно п. 15 ПБУ 2/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного разработкой новых способов ведения бухгалтерского учета, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно .

Ретроспективное применение необходимо для отражения в бухгалтерской отчетности сравнительной информации за несколько отчетных периодов. Вместе с тем последствия изменений учетной политики, вносимых в связи с разработкой организацией нового способа бухгалтерского учета или существенным изменением условий хозяйствования, могут быть отражены в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Перспективное отражение возможно при следующих обстоятельствах:

  • последствия изменения учетной политики не оказали или не способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Пример 3 . В соответствии с учетной политикой в течение ряда лет организация производила оценку готовой продукции по фактической производственной себестоимости.

С 1 января 2013 г. организация вносит изменения в учетную политику. С целью осуществления оперативного учета движения готовой продукции и выявления отклонений оценку готовой продукции предусматривается производить по нормативной себестоимости. Однако в силу невозможности надежной оценки последствий изменения учетной политики в связи с большой номенклатурой выпускаемой продукции и ее значительными остатками на складе организация применяет перспективный подход к отражению последствий изменений учетной политики. Новый метод оценки готовой продукции будет применяться начиная с 1 января 2013 г. При этом не корректируется отчетность предыдущих периодов.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4 . Участники ООО "Прогресс" приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО "Торговый Дом". До реорганизации ООО "Прогресс" занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО "Торговый Дом". В данном случае вновь созданное юридическое лицо - ООО "Торговый Дом" - будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО "Прогресс".

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5 . Участники ООО "Прогресс" приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО "Торговый Дом" и ООО "Сигнал". Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО "Торговый Дом" и ООО "Сигнал" сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6 . Участники ООО "Прогресс" приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО "Прогресс". Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО "Прогресс" будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО "Прогресс".

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно .

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Л.И.Куликова

профессор

Казанский федеральный университет

Компания приняла решение из-за убытков не начислять резерв на годовое вознаграждение. Можно ли внести изменения в учетную политику, и как сделать перерасчет?

Вопрос: Как правильно поступить в такой ситуации. В Учетной политике на 2017 год было закреплено начисление резерва на годовое вознаграждение, и за полугодие 2017 года он был начислен. В настоящее время из-за убытков принято решение не начислять резерв на годовое вознаграждение. Могу ли я сделать изменение в Учетную политику, и как сделать перерасчет, нужны ли уточненки

Ответ: Нет, внести изменение в УП в середине года в данном случае нельзя. Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику в БУ можно вносить только в случаях, когда:

Такой порядок предусмотрен частью 6 пунктом 10 ПБУ 1/2008

Изменения в учетную политику в НУ можно внести только в двух случаях:

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

при смене метода учета - с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);

при изменении законодательства - не ранее даты вступления изменений в силу.

Обоснование

Как изменить учетную политику для целей бухучета

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Дополнения учетной политики

Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).

Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в к промежуточной отчетности. А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности ().

Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .

Пример внесения дополнений в учетную политику для целей бухучета

ООО «Альфа» получило в банке кредит на пополнение оборотных средств. Срок кредитования - 5 лет. Прежде «Альфа» не привлекала заемных средств, поэтому вучетной политике организации не было указаний по их учету. Дополнения в учетную политику были внесены на основании приказа руководителя.

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:

изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;

организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);

существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Пример: как скорректировать учетную политику для целей бухучета. В середине года появились новые льготы для субъектов малого предпринимательства.

С 20 июня 2016 года изменились правила бухучета для субъектов малого предпринимательства. В связи с этим генеральный директор ООО «Альфа» Львов подписалприказ , которым изменил учетную политику для целей бухучета.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Как составить учетную политику для целей налогообложения

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

вы решили поменять ранее выбранный метод учета;

меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода - задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены ( , абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

оценки остатков незавершенного производства ();

формирования покупной стоимости товаров ().

Как использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам года) в налоговом учете

Инвентаризация резерва

По состоянию на 31 декабря проведите инвентаризацию созданных резервов предстоящих выплат сотрудникам. В ходе инвентаризации сравните фактическую сумму расходов с фактической суммой отчислений в резервы.

Если окажется, что сумма начисленного резерва меньше суммы фактических расходов (перерасход резерва), то разницу включите в состав текущих затрат (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Если окажется, что сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов (резерв использован не полностью), то порядок учета разницы зависит от того, будет ли организация создавать такой же резерв в следующем году или нет.

Если при формировании учетной политики на следующий год организация отказалась от создания какого-либо резерва, то всю сумму недоиспользованного резерва по состоянию на 31 декабря текущего года включите в состав внереализационных доходов текущего года. Такое правило установлено пунктом 5 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

Если организация решила продолжить создавать резервы, то остаток недоиспользованного резерва можно не включать в состав внереализационных доходов, а учесть эту разницу при формировании резерва на следующий год (письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11148).

Налоговый учет отчислений в резерв

Ежемесячную сумму отчислений в резерв учтите при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

Момент включения суммы отчислений в налоговую базу зависит от того, к прямым или косвенным расходам относятся выплаты, для покрытия которых создан тот или иной резерв (п. 1 ст. 318 , п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Организации могут самостоятельно устанавливать в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Соответственно, решение о том, к каким именно расходам (прямым или косвенным) относить отчисления в резерв, бухгалтер вправе принять самостоятельно. Например, расходы на формирование резерва на оплату отпусков сотрудников, непосредственно занятых в процессе производства, можно отнести к прямым расходам, если согласно учетной политике их зарплата включается в состав прямых расходов. Вместе с тем, бухгалтер вправе выбрать и другой порядок. Например, включать все отчисления в резерв в состав косвенных расходов независимо от того, на оплату чьих отпусков он формируется - сотрудников, занятых в производстве, или людей, непосредственно не связанных с производственным процессом.

Отчисления в резерв, которые относятся к прямым расходам, учтите при расчете налога на прибыль по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Отчисления в резерв, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы, как и косвенные, можно учесть в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях отчисления в резерв предстоящих выплат сотрудникам признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об ее утверждении. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае изменения законодательства, разработки фирмой новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации в случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности. О внесении изменений и дополнений в учетную политику рассказывает А.А. Луцкая, бухгалтер-консультант.

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет предприятия. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. После вступления в силу главы 25 НК РФ перед предприятиями встала необходимость формирования также учетной политики для целей налогообложения, целью которой является установление порядка формирования баз для исчисления различных видов налогов, а также порядка их исчисления.

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 раскрывают в ней способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов. При этом также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде норм главы 25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

В главе 25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки "по отгрузке" на метод "по оплате" для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому "учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации" .

Рассмотрим еще один пример, касающийся изменения учетной политики в целях налогообложения для исчисления налога на прибыль: в середине года произошла реорганизация юридического лица путем присоединения другого юридического лица, которое применяет отличный порядок уплаты налога на прибыль. В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 20.08.2003 № 26-12/45486, при реорганизации юридического лица путем присоединения применяется порядок уплаты налога на прибыль, используемый в организации, к которой произошло присоединение юридических лиц. Этот порядок применяется до конца налогового периода, в котором произошло присоединение.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае невнесения в нее какой-либо информации, которая ранее не считалась существенной, а с определенного момента организация не может не отразить информацию о ней, так как начинает осуществлять операции, связанные с данной информацией. Например, при формировании учетной политики не были предусмотрены виды расходов будущих периодов. Но в какой-то момент организация, приобретя лицензию на определенный вид деятельности, решила, что данные затраты для нее - расходы будущих периодов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:

  • изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
  • фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • существенно изменились условия деятельности фирмы.

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подпунктов 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить также, что, в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

Ряд специалистов Минфина России в своих публикациях в специализированной литературе приводят мнение, что изменения в учетной политике регулируются за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, то есть капитала организации, ссылаясь при этом на пункты 20, 21 ПБУ 1/98. Хотя напрямую из этих пунктов такой вывод не следует.

Рассмотрим следующий пример.

Пример

До 2004 года ООО "Омега" распределяло свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2004 года в бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2004 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)

На 31.12.2003 остаток НЗП ООО "Омега" составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы - 73 000 руб.

Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2004 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2003 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

В пояснительной записке* ООО "Омега" необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2004 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2003 год.

Примечание:
* Подробнее о составлении пояснительной записки читайте

Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.

Таким образом, учетная политика фирмы остается неизменной в течение всего года. Однако в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Дело в том, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику фирмы нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Отметим, что применять такой порядок можно и при внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику. НК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит.

Если же фирма утвердила учетную политику сразу, что называется, на все случаи жизни, то впервые возникшие события, по которым ранее были приняты неверные решения, приведут к изменениям учетной политики. И тогда соответствующие изменения можно будет внести не ранее чем с 1 января следующего года. В связи с этим не стоит заранее выбирать способы ведения учета по тем хозяйственным операциям, которых у вас нет на момент формирования учетной политики.

Еще раз напоминаем, что все изменения, произошедшие в учетной политике, а также оказавшие влияние на финансовый результат деятельности предприятия должны быть отражены в пояснительной записке к финансовой отчетности за соответствующий период.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.

Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.