Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Элементы налога и их характеристика. Элементы налогообложения и их характеристика

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.

    Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют налог. Установление данных элементов в законе и порождает обязанность уплачивать налоги. Они имеют большое значение, т.к. при отсутствии хотя бы одного обязательного элемента налог не будет считаться установленным. Что касается необязательных налоговых элементов, то их не установление так же может привести к коллизиям, поэтому они тоже имеют значение в определенных случаях. Согласно российскому законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие, обязательные элементы налогообложения.

    Субъект налогообложения;

    Объект налогообложения;

    Налоговая база;

    Налоговая ставка;

    Порядок исчисления налога (субъект и метод исчисления);

    Порядок уплаты налога (вид, основание, метод, форма уплаты);

    Сроки уплаты налога.

    Эти основные (обязательные) элементы налога составляют всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства. В противном случае налог не будет считаться введенным.

    Факультативные элементы – это элементы налогообложения, которые являются не обязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К таким элементам налога относятся следующие:

    Налоговые льготы – возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его не в полном объеме;

    Порядок зачета или переплаты налога;

    Порядок принудительного взыскания недоимки;

    Порядок взыскания налоговых санкций.

    35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.

    Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. К задачам налогового контроля относятся: неотвратимое наказание правонарушителей; обеспечение правильного, своевременного и полного исчисления и внесения налогов в бюджет; предупреждение нарушения законодательства о налогах и сборах, а так же возмещение вреда.

    Форма налогового контроля – это способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Принято выделять три формы налогового контроля: надзор, ревизия и проверка.

    Надзор – предполагает осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных субъектов на предмет соблюдения последними положений законодательства о налогах и сборах.

    Ревизия – охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, поэтому предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий.

    Проверка – проводится по определенному кругу вопросов посредством исследования отдельных аспектов деятельности налогообязанных лиц. Для этого, например, может проводиться инвентаризация – мероприятие, проводимое с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

    Налоговый контроль можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от времени проведения: предварительный, текущий, последующий. По объекту: комплексный, тематический. По методу: сплошной (проверяются все документы); выборочный (только первичные).

    Введение

    1.3 Налоговая база

    1.4 Налоговая ставка

    1.5 Налоговый период

    1.6 Порядок исчисления налога

    1.7 Порядок и сроки уплаты налога

    2. Практическое задание

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.


    1. Элементы налога и их характеристика

    1.1 Субъект налогообложения (налогоплательщик)

    К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:

    Налог должен сокращать доходы субъекта налогообложения. Согласно ст. 19 НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

    Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода.

    Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. «Если рассматривать понятие носитель налога как экономическую категорию, то оно означает физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов».

    Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов представлено в таблице 1.1.

    Таблица 1.1. Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов

    Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

    По налоговому законодательству большинства стран физической лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).

    Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран (таблица 1.2).

    Таблица 1.2. Виды субъектов налогообложения по принципу резиденства.

    1.2 Предмет и объект налогообложения

    Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

    В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

    Объектами налогообложения могут являться:

    1) операции по реализации товаров, (работ, услуг);

    2) владение имуществом;

    3) совершение сделки купли-продажи;

    4) вступление в наследство;

    5) получение дохода.

    Отличие объекта от предмета налогообложения представлено в табл. 1.3.

    Таблица 1.3. Отличие объекта от предмета налогообложения

    «Следует отличать объект налогообложения от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели: себестоимость, финансовый результат; прибыль».

    Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными бумагами. Под результатом хозяйственной деятельности принято понимать добавленную стоимость, доход, прибыль.

    «Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; при этом его можно рассматривать как ориентир, с помощью которого законодатель может связывать возникновение (происхождение) налога. В качестве объекта налогообложения понимается: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также иное экономическое обоснование».

    1.3 Налоговая база

    «Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения». Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

    Налоговые базы различают:

    1) со стоимостными показателями - сумма дохода;

    2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

    3) физическими показателями - объем добытого сырья.

    Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

    Современное государство оказывает влияние на экономическую систему при помощи налогообложения. При наличии правильно сбалансированного комплекса мер и грамотной финансовой политики эффективность воздействия достаточно высока. Налоги используются для стимулирования отдельных направлений производства и сферы услуг, обеспечения социальной и политической стабильности, развития предпринимательской деятельности, т.е. для создания благоприятной экономической ситуации.

    Налоги

    Сущность системы налогообложения заключается в изъятии части валового дохода общества государством. В дальнейшем данные средства перераспределяются с учетом политической и экономической необходимости на формирование бюджетов различного уровня, содержание министерств и ведомств, аппарата государства. Обязательство для уплаты налога возникает у юридического лица с момента регистрации в качестве субъекта хозяйственно-экономической деятельности и постановки на учет в фискальных государственных органах. Элементы юридического состава налога должны быть закреплены законодательно. Налоговый кодекс РФ и соответствующие нормативные акты при разнообразии видов платежей устанавливает универсальные элементы налога, наличие которых делает их определенными и обязательными к оплате.

    Элементы налога

    Система налогообложения для полноценного функционирования имеет ряд основных принципов, правил и соответствующую терминологию. Элементы налога имеют различный правовой статус, они подразделяются на три группы: обязательные, факультативные и дополнительные. Основная группа состоит из следующих видов:

    Факультативные элементы налога прописываются в дополнениях и расшифровках к законодательным актам, к данной группе относят различные льготы по расчету и уплате. Дополнительные элементы служат для конкретизации основных, как правило, они регламентируют последовательность действий по исполнению обязательств налогоплательщика перед конкретным бюджетом. Данная информация содержится в нормативных актах, созданных для каждого налога.

    Объект налогообложения

    Элементы налога и их характеристика регламентируются Налоговым Кодексом РФ. Объектом налогообложения, исходя из 38 статьи НК, может являться:

    Продажа (реализация) продукции, работ, товаров, услуг;

    Право обладания имуществом;

    Полученный доход (сделки купли-продажи, получение наследства);

    Прибыль;

    Иной объект, который имеет стоимостную (количественную, физическую) характеристику. В зависимости от объекта налоги подразделяются на виды и часто имеют соответствующее название, например, НДФЛ, налог на прибыль, транспортный и т. д.

    Налогоплательщики

    Субъектом налогообложения является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с законодательством возлагается обязательство по уплате сбора. Принцип постоянного пребывания является определяющим при возникновении отношений между резидентом (налогоплательщиком) и государством. Для организаций (юр. лиц) статус резидента присваивается по месту их регистрации (административного центра). Физическое лицо определяется в качестве налогоплательщика с момента проживания более 6 календарных месяцев в стране, наличии гражданства или фактического пребывания. Налог может уплачиваться самим резидентом (налогоплательщиком) или удерживаться у источника получения дохода.

    Налоговая база

    Для расчета налога, сбора юридические лица ведут бухгалтерский учет деятельности. База для исчисления конкретного вида налога формируется в конце каждого отчетного периода, она имеет четкое стоимостное выражение и подтверждается документально. В случае ошибки или искажения предоставленных в налоговую инспекцию данных, налоговая база текущего периода корректируется на сумму выявленных недочетов. Индивидуальные предприниматели, частные адвокатские конторы определяют показатель для расчета налога на основании полученных доходов и расходов в конце каждого отчетного периода согласно ст. 54 НК. При самостоятельной уплате налога физические лица отражают полученный доход (налоговую базу) в декларации 3НДФЛ, с приложением соответствующих платежных документов. Подоходный налог, как правило, в бюджет перечисляет организация-работодатель, с указанием всех исходных данных. Расчет базы для перечисления производит каждый налогоплательщик самостоятельно.

    Налоговая ставка

    В соответствии с законодательством РФ и местными (региональными) нормативными актами налогоплательщики платят несколько видов сборов. Каждый из них имеет закрепленную документально налоговую ставку, которая определяется как величина начисления на единицу налоговой базы. В зависимости от вида налога, базы, налогоплательщика, ставки бывают следующих типов:

    1. Твердые (фиксированный размер налога без учета роста или уменьшения дохода).
    2. Пропорциональные (фиксированный процент к доходу).
    3. Прогрессивные (увеличиваются с ростом объекта обложения).
    4. Регрессивные (уменьшаются при росте облагаемой базы).

    Расчетный период

    Статья 55 НК РФ трактует понятие "налоговый период" как временной промежуток, по окончании которого рассчитывается платеж, т.е. формируется налоговая база, по отношению к которой применяется соответствующая ставка. Чаще всего в качестве расчетного периода выступает календарный год, квартал или месяц. В зависимости от вида налога и применяемой системы налогообложения в течение года перечисляются авансовые суммы, которые корректируются перед окончанием отчетного периода.

    Сроки, порядок уплаты налогов

    Данные элементы налога определяются в зависимости от конкретного вида сбора. Статьи 57, 58 НК РФ регламентируют срок уплаты налога, который отражается определенной датой на момент окончания отчетного периода. Порядок перечисления суммы начисленного платежа может быть единовременным или поэтапным (авансовым), при этом расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. В случае начисления сбора налоговым органом срок перечисления суммы налога наступает при получении соответствующего уведомления. При нарушении сроков, порядка уплаты налоговый резидент несет ответственность перед фискальными государственными органами, которые применяют штрафные санкции, начисляют пеню и т.д.

    Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.

    Налог – это принудительный характер изъятия в пользу государства определенной части финансовых средств организаций и физ. лиц.

    Более точное определение налога дает НК РФ ч. 1:

    Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоги устанавливают только органы законодательной власти: гос. дума, думы субъектов РФ, совет города/поселения.

    Черты налога:

    Обязательность,

    Безвозмездность

    Отчуждение принадлежащей налогоплательщику части имущества в денежной форме в пользу государства,

    Финансовое обеспечение деятельности государства.

    Функции налога как фин. категории:

    1) фискальная – аккумуляция средств в бюджет,

    2) регулирующая – государство решает задачи налоговой политики:

    3 составляющих регулирующей функции:

    - стимулирующая (льготы и освобождения),

    - дестимулирующая (ограничение вида деят-ти, установление иного режима налогообложения, повышенные ставки),



    - воспроизводственная – аккумулирование средств, связанных с восстановлением используемых природных ресурсов.

    3) контрольная – количественно оцениваются налоговые поступления и сопоставляются с потребностями государства, она позволяет оценивать эффективность того или иного налогового канала и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство;

    Принципы налогообложения.

    Принципы налогообложения – это основные понятия, методы построения налогообложения (первые принципы положены А. Смитом).

    Разделены на 3 группы:

    1) экономические :

    Удобства,

    Простоты,

    Учета интересов налогоплательщиков,

    2) юридические (правовые):

    Равное налоговое бремя,

    Установление налогов законами (только законодательные органы власти в праве устанавливать налоги – фед, рег госдумы и представительные органы местного самоуправления),

    Верховенство налогового закона над неналоговым.

    3) организационные – основа построения налоговой системы:

    Единство налоговой системы,

    Множественность налогов,

    Ограниченный перечень налогов

    и другие.

    Элементы налога и их характеристика.

    Ст. 17 ч. 1 НК РФ налог считается установленным, когда определены плательщики и элементы налога.

    1. Субъект налога – налогоплательщиком и плательщиком сбора признаются юридические и физические лица, на которые в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент. Резидент – физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а нерезидент – менее 183 дней в календарном году.

    2. Объект налога – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

    3. Налоговая база – стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения – количественное выражение объекта и основа для исчисления сумм налога, т.е. применительно к ней применяется ставка.

    Определяется 2 методами:

    1. Метод начисления (по отгрузке) – доходы признаются в том периоде, в кот они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. Расходы признаются независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты за них. – НДС, налог на прибыль.

    2. Кассовый метод (по оплате) – УСН, с/х налог, частично налог на прибыль (если сумма выручки за предыдущих год не превышает 4 млн). Дата получения дохода – день поступления средств на счетах в банках или в кассу; расходы – затраты после их фактической оплаты.

    4. Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется налоговое обязательство. Это календарный год или иной период времени.

    5. Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые – определяются в абсолютной сумме и долевые ставки – выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Пропорциональные – ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налог на имущество физических лиц взимается в размере 0,1% от стоимости). Прогрессивные – ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок. (например, подоходный налог с физических лиц). Регрессивные – понижаются по мере роста объекта налога (например, ЕС). Есть еще равные, повышенные (30, 35 по НДФЛ), пониженные (0, 10 по НДС) ставки.

    6. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

    3 вида льгот: налоговое освобождение, налоговый вычет, налоговый кредит (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит).

    7. Порядок и способы исчисления – налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот.

    Обязанность по исчислению налога может быть возложена и на:

    Налогового агента – например, НДФЛ

    Налоговые органы – в части начисления налога физическим лицам

    8. Порядок и способы уплаты – способы внесения налога в бюджет: направление платежа, средство уплаты (в рублях), механизм платежа (наличный и безналичный). – уплата по декларации, - уплата у источника выплаты, - кадастровый способ – когда налог взимается на основе предполагаемой средней доходности имущества.

    Согласно принципу определенности налогообложения, сформулированному А. Смитом, налог, который лицо обязано платить, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно для плательщика и для другого лица.

    Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах.

    Принцип определения элементов налога в российском законодательстве закреплен п. 6 ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

    Таким образом, в законе о каждом конкретном налоге должен содержаться исчерпывающий перечень информации: лицо, обязанное платить налог; размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

    Совокупность элементов налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

    Элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называютсущественными элементами налога (табл. 1.2).

    Следует отметить, что в Налоговом кодексе некоторые элементы налога укрупнены. Например, налоговую базу невозможно рассчитать без определения предмета и масштаба налога, а также единицы налогообложения.

    Предмет налога обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание конкретного налога. Так, объектом транспортного налога является право собственности на транспортное средство, а не само транспортное средство, например легковой автомобиль. Сам по себе автомобиль не порождает налоговых последствий. Обязанность по уплате налога возникает при определенном состоянии субъекта по отношению к предмету налога, в данном случае – собственность.

    Таблица 1.2

    Существенные элементы налога

    Элемент налога

    Определение

    В соответствии с НК РФ

    Субъект налога

    Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

    Организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст. 19 НК РФ)

    Объект налога

    Юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог

    Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38.1 НК РФ)

    Налоговая база

    Количественное выражение предмета налогообложения,основа налога, к которой применяется ставка налога

    Стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения (ст. 53.1 НК РФ)

    Налоговая ставка

    Размер налога, установленный на единицу налогообложения

    Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ)

    Налоговый период

    Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т. е. оклада налога

    Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ)

    Порядок исчисления налога

    Определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т. е. нарастающим итогом)

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)

    Срок уплаты налога

    Календарная дата, истечение вре­мени со дня события или конкретное событие, которые обусловливают обязанность уплатить налог

    Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст. 57 НК РФ)

    Порядок уплаты налога

    Технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд)

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу

    Масштаб налога – единица измерения предмета налога, принятая за основу для его исчисления.

    Единица налогообложения – единица масштаба налога, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

    Например, масштабом транспортного налога является мощность двигателя автомобиля, которая может быть определена в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица мощности и будет являться единицей налогообложения.

    Кроме указанных элементов, существуют факультативные элементы налога, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

      порядок удержания и возврат неправильно удержанных сумм налога;

      ответственность за налоговые правонарушения.

    Данные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о конкретном налоге. В РФ вопросы взимания недоимок и возврата налогов, вопросы ответственности применительно ко всем налогам решены в части первой НК РФ.

    В соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком». В этой связи к факультативным элементам можно отнести налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

      Классификация налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Права органов государственной власти субъектов РФ и органов власти муниципальных образований по введению соответствующих налогов.