Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

В чем особенности доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономики? Какие рубежи их разделяют? Типология общества

Основные черты и этапы развития доиндустриальной экономики

Экономическая цивилизация прошла в своём развитии два крупных качественно отличающихся этапа, которые получили названия этапов присваивающего и производящего хозяйства. Присваивающее хозяйство (его хронологические рамки – от возникновения человеческого общества до неолитической революции 10-12 тыс. лет назад) характеризовалось тем, что люди потребляли продукты природы, не влияя на их естественное воспроизводство, или влияя косвенно, самим фактом потребления. Отличие общества от биологической среды состояло при этом в использовании специально изготовленных орудий труда в целях облегчения форм присвоения природных объектов, но, в то же время, пассивный характер присвоения выступал как общая черта хозяйствования людей и потребления природных благ животными.

Качественно иной характер имеет производящее хозяйство, в системе которого люди сознательно и целœенаправленно формируют условия и координируют природные факторы в целях создания необходимых им продуктов. К настоящему времени производящее хозяйство прошло два крупных этапа – доиндустриального и индустриального хозяйства и находится в состоянии перехода к третьему – постиндустриальному хозяйству. В широком смысле слова к доиндустриальному относят также присваивающее и всœе разновидности доиндустриальных форм производящего хозяйства. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, доиндустриальная экономика господствовала с древнейших времён до эпохи машинного переворота͵ ᴛ.ᴇ. до XVIII-XIX вв. С точки зрения технологических особенностей орудий труда в качестве базовых этапов развития доиндустриальной экономики можно выделить каменный, бронзовый и желœезный век; с точки зрения общественно-экономических форм – первобытное, рабовладельческое и феодальное хозяйство.

Всем историческим разновидностям доиндустриальной экономики присущ ряд общих черт. Прежде всœего - ϶ᴛᴏ сохранение, в условиях относительно неразвитых орудий труда, высокой степени зависимости от окружающей природной среды и природных факторов производства. Основным средством производства является в экономических системах данного типа земля. Степень совершенства хозяйствования определяется характером и формами землепользования (с учётом тех особенностей, которые присущи растениеводству и животноводству). Чётко выражен сезонный характер производства; сохраняется значительное влияние благоприятных или неблагоприятных природных условий на результаты труда. Условия ʼʼурожайногоʼʼ или ʼʼнеурожайногоʼʼ года, природные стихии – засухи, наводнения и т.п. – оказывают на ход и результаты производства не меньшее, а во многих случаях – большее воздействие, чем труд людей. Высокая степень зависимости экономики и жизнедеятельности общества в целом от неподвластных людям природных стихий выступает в качестве одной из важнейших причин господства религиозных представлений в сфере идеологии.

Для обусловленной природными циклами и ориентированной, преимущественно, на хозяйственную эксплуатацию земли доиндустриальной экономики особо важное значение имело накопление и передача производственного опыта предшествующих поколений. Отсюда – большая роль традиций, следование многовековым образцам хозяйственной деятельности, доказавшим свою эффективность. В связи с этим, общество данного типа иногда именуют ʼʼтрадиционнымʼʼ или ʼʼархаичнымʼʼ. К числу отличительных особенностей традиционной доиндустриальной экономики относятся также преимущественно натуральный характер хозяйствования и преобладание простого воспроизводства в количественном и качественном аспектах. Доминирование натуральных форм богатства обусловливало естественные ограничения в накоплении благ, что в сочетании с природной цикличностью и способствовало преобладанию простого воспроизводства. Тенденции расширенного воспроизводства проявлялись лишь в масштабах очень значительных временных интервалов – тысяч и сотен лет, или в географически ограниченных и количественно второстепенных ареалах развития рыночных укладов.

В сфере организационно-экономических отношений для большинства разновидностей доиндустриальной экономики типичным было сохранение ведущей хозяйственной роли крестьянской (сосœедской) общины. Общинное землепользование и совместная хозяйственная эксплуатация земельных угодий – существенная особенность доиндустриальной экономики, проявляющаяся в условиях как присваивающего, так и производящего хозяйства, в первобытных общинах, в хозяйственных системах древневосточных цивилизаций и при феодализме. Возникающая частная собственность в течение длительного исторического интервала оставалась второстепенной социально-экономической формой. Община являлась, как правило, основной единицей налогообложения и основным объектом экономического управления. В то же время, ведущей формой собственности являлась земельная собственность; превращение рабовладельцев и феодалов в собственников земли сопровождалось подчинœением их экономическим интересам хозяйственной деятельности общин. Рабовладельцы и феодалы на базе сочетания земельной собственности и полной или неполной собственности на личность работников превращались в экономически и политически господствующий класс общества.

Развитие производительных сил во второй половинœе I тыс. н.э. привело к накоплению технологических предпосылок для перехода от доиндустриального к индустриальному хозяйству, с доминированием машинных орудий труда. В социально-экономической сфере это сопровождалось утверждением частной собственности и широким распространением рыночных форм хозяйствования.

3. Этапы развития первобытного хозяйства. Первобытнообщинный способ производства.

Периодизацию первобытного хозяйства можно осуществлять по разным критериям. Исходным при этом является критерий характера и форм обработки орудий труда, а также неотделимый от него критерий совершенствования главной производительной силы – трудящегося человека. Поскольку решающую роль на ранних этапах человеческой истории играли каменные орудия труда (хотя использовались также деревянные и костяные), то рассматриваемую эпоху определяют как каменный век, в рамках которого выделяют древнекаменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит). Два последних периода составляют, по времени их существования, незначительную долю от времени существования палеолита͵ в рамках которого, в свою очередь, основной временной интервал приходится на его древнейшую часть – ʼʼнижний палеолитʼʼ, и гораздо меньшая относительная доля времени – на средний и верхний палеолит. В эпоху нижнего палеолита применялись, главным образом, грубо обработанные (оббитые, сколотые) универсальные каменные орудия.

Предположительно в период среднего палеолита люди овладели способами искусственного добывания огня. Преимущественными формами хозяйствования были собирательство и охота; с течением времени возникло также рыболовство. Формы охоты значительно усовершенствовались и усложнились в эпоху мезолита͵ когда получили распространение лук и стрелы.

По критерию форм связи с окружающей природной средой выделяются два базовых этапа развития первобытного хозяйства - ϶ᴛᴏ присваивающее и производящее хозяйство. Первое господствовало вплоть до ʼʼнеолитической революцииʼʼ (примерно 10-12 тыс. лет назад), второе, в качестве устойчивой системы, стало результатом этой революции. Исторически начальными формами производящего хозяйства стали земледелие (растениеводство) и скотоводство. Сегодня выяснено, что становление производящего хозяйства произошло сразу в комплексной земледельческо-скотоводческой форме; обособленное развитие скотоводства началось примерно 4 тыс. лет назад, а распространение кочевого скотоводства – примерно 3 тыс. лет назад.

В рамках первобытного способа производства единство производительных сил и производственных отношений выступало в непосредственно наглядной форме. Исходной основой жизнедеятельности являлась всœеобщность труда. Ключевое значение имела также кооперация труда, являвшаяся и основой функционирования производительных сил, и всœеобщей организационной формой производственных отношений и отражавшая их непосредственное единство. Присвоение (потребление) продуктов на территории обитания общины, будучи первой формой производства, выступало, вместе с тем, и как первая историческая форма собственности. Отдельный человек не существовал как социальное явление вне общины; присвоение условий и результатов производства могло осуществляться лишь посредством коллективной общинной собственности. И индивидуальное производственное использование тех или иных орудий труда, и особенности индивидуального потребления опосредствовались отношениями данного индивида к общинœе как целому.

Для первобытного способа производства, в основном, характерно уравнительное распределœение. Хотя абсолютной уравнительности не могло существовать, и более производительные работники неизбежно должны были иметь некоторые преимущества в потреблении, но эти преимущества ограничивались крайне важно стью поддержания жизни каждого члена общины, в чём заключались условия её выживания и конкурентные преимущества в борьбе с другими общинами.

В качестве всœеобщей технологической системы и социально-экономической формы хозяйствования первобытнообщинный способ производства господствовал до возникновения древневосточных цивилизаций (примерно 6-5 тыс. лет назад); отдельные реликты первобытного хозяйства существуют в некоторых регионах вплоть до настоящего времени.

Основные черты и этапы развития доиндустриальной экономики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные черты и этапы развития доиндустриальной экономики" 2017, 2018.

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии служит выбор политических отношений , форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у и я общества различаются по типу государственного устройства : монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия . В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ .

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, . Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития , производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность , что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами : ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества .

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля , тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества . Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм . Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину , предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Основные типологии общества

В истории социальной мысли было предложено несколько типологий общества.

Типологии общества в период формирования социологической науки

Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:

  • стадия военного господства;
  • стадия феодального господства;
  • стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

Типологии общества в классический период развития социологии

Данные типологии отличаются от описанных выше. Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует механическая солидарность, потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных — органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка).
  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

В современном мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое общество; либерально-демократическое общество, построенное по принципам коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и т.д.

Типологии общества современной социологии

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое », т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.

Теория постэкономического общества связана с новой периодизацией истории человечества, в которой можно выделить три масштабные эпохи — доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личности и общества. Постэкономический тип общества определяется как такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и в силу этого вытесненных на периферию общества. Однако у каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

Доиндустриальное общество

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, если не был связан с землей, с земледельческим процессом. Земля была главным фактором производства. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия в соответствии с биологическими ритмами сельскохозяйственного производства.

Место производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкретными лицами: это была либо ассоциация трудящихся, к которой принадлежал данный индивид (первобытной или крестьянской общиной); либо когда производитель находился в личной зависимости у сборщика ренты-налога, рабовладельца или феодала.

Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, изолированность от внешнего мира, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение всех потребностей за счет своих собственных ресурсов - главные черты натурального хозяйства. Для такого хозяйства важно было качество продуктов, а не их цена, его целью было личное потребление. Не случайно в современных экономических курсах такую экономическую систему называют традиционной.

Личная зависимость охватывала не только отношения непосредственного производства. Она распространялась и на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к тому или иному коллективу предопределяла место человека не только в производстве, но и обществе, а, следовательно, отражалась в его образе жизни, масштабах личного богатства, размерах доходов. Распределение, обмен и потребление материальных благ приобретали форму личных отношений, закреплялись традицией, нормами права, морали, а иногда и политическими учреждениями, отражались в социальной психологии, освящались религией.

Индустриальное общество

Совершенствование искусственных, орудий труда, которые были созданы человеком способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку увеличить власть над природой. Человек уже не был так зависим от внешней природы, как в случае с доиндустриальным обществом. Техника выступает как "вторая природа", как природа, преобразованная человеком. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное, происходят глубокие изменения в содержании и характере труда. Индустриальный труд вытесняет аграрный, город теснит деревню. Большими темпами растет урбанизация населения. Товаро-денежные отношения приобретают всеобщий характер.

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизненных средств, не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель, хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию.

Постиндустриальное общество

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая, производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла легкая и тяжелая промышленность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной - капитал, то в современной - этим фактором становится информация и накопленные знания.

Новые технологии стали результатом труда уже не "талантливых жестянщиков", а "высоколобых интеллектуалов". Итог их деятельности - революция в сфере телекоммуникаций. Если в XIX - первой половине XX вв. главными способами коммуникации были газеты, журналы, книги, а затем и телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи.

Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит, прежде всего, к кардинальным изменениям в территориальном размещении производительных сил.

В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США). Далеко не для всех стран и народов и для России в том числе, индустриальная модель полностью исчерпала себя. Там, где сохраняется сфера ручного и малоквалифицированного труда, неразвитая рабочая сила и отсталая технология, индустриальные ценности по-прежнему остаются привлекательными.

11. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ доиндустриальной И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Доиндустриальное общество, или как его еще называют традиционное общество, было характерно для ранних этапов исторического развития, когда люди еще не занимались промышленным производством. Характерным для экономики доиндустриального общества является доминирование натурального хозяйства. Товарно - денежные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо используются в примитивном виде среди малочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений выступает иерархическая стратификация общества. При этом, основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства членов сообщества является преимущественно замкнутая изолированная община. Политическая власть монополизирована в руках определенной группы лиц (семьи, касты, клана), осуществляется преимущественно в авторитарных формах и является главной целью членов общества. Основными институтами социализации выступают семья, община, каста. Индустриальное общество - является следующим после традиционного. Это уже тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность или индустрия. Характерным для него являются: четкое разделение труда; массовое производство товаров потребления; механизация производства; значительное развитие средств массовой коммуникации и сферы услуг, высокий уровень урбанизации. В обществе возрастает роль государства в регулировании социально - экономической сферы, поведение индивидов определяют личные ценности, в первую очередь деньги, активизирующие индивидуальность, усиливают выбор, самостоятельность решений, собственную точку зрения.

12.ХАРАКТЕРНИ ОСОБЕННОСТИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО (ИНФОРМАЦИОННОГО) ОБЩЕСТВА Понятие « постиндустриальное общество» было впервые предложено американским социологом Дэниелом Беллом (род. в 1919) на рубеже 50 -60 - х годов. В частности, широкое признание концепция постиндустриального общества получила после выхода в 1973 году его книги «Будущее постиндустриального общества». Это понятие зафиксировало вступление в конце 50 - х - начале 60- х годов развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Можно выделить следующие особенности постиндустриального общества: - Переход от производственной сферы в сферу услуг. Постиндустриальным считается общество, в сфере услуг которого занято не менее 50 % работающего населения. Производство аграрных и промышленных товаров и услуг намного превышает собственные потребности; - Развитие информационных технологий и науки приводит к превращению инфраструктуры общества и образа жизни людей. Усиливаются взаимосвязи и коммуникация в обществе и между каждым человеком лично; - Собственность перестает быть основным критерием социальной дифференциации. Формируется «класс интеллектуалов» , а власть принадлежит интеллектуальной элите. Владение знаниями и контроль над информацией становятся более важными, чем владение собственностью. В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его еще называют информационным обществом. В нем интеллектуальные технологии, информация, обработки знаний приобретают все большее значение. Термин « информационное общество» ввел японский ученый И.Масуда. Информационное общество характеризуется развитием производства информационных, а не материальных ценностей. Движущей силой его развития является широкое внедрение и использование вычислительной техники. Информатизация имеет четкую связь с эколого - безопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики - знания или интеллектуально - информационный ресурс. Однако новые технологии, определяющие особенности постиндустриального информационного общества, имеют и негативные последствия. Названное общество не замещает аграрное и индустриальное общества, а должен некоторое время сосуществовать с ними, что приводит к конфликтам. Существует разделение на тех, кто проиграл, и тех, кто выиграл: одни сферы такого общества процветают, другие страдают от трудностей. А если коснуться чисто информационных особенностей современного общества, то ощутимо напоминает о себе проблема информационной безопасности личности. Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности Итак, постиндустриальное - информационное общество, приходит на смену индустриальному, выделяет сферу услуг. Приоритетными в нем есть и знания, научные исследования, информация, образованность, переход к общим рынков и развитие взаимосвязей. Однако оно также имеет существенные негативные особенности.



13 . ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА, ЕЕ ВИДЫ И стержневые ИДЕИ Существует широкое толкование модернизации. Она может трактоваться и как научная теория, и как процесс совершенствования общества. Модернизация - процесс и механизм обеспечения способности социальных систем к совершенствованию. Распространенным является линейное толкование модернизации как процесса трансформации общества от до индустриального, а затем к постиндустриальному состоянию, которое сопровождается кардинальными изменениями в экономической, политической, социальных сферах. В социологии различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация происходит благодаря ресурсам собственного развития, подготовленная внутренней эволюцией общества (п ре ход Англии от феодализма к капитализму) Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики, а не по культуре, ее принципы не успевают охватить большинство населения, поэтому не имеют достаточной поддержки. Именно такой вид модернизации присущ постсоветским странам. Теория « модернизации » содержит такие стержневые идеи: а) развитой может считаться только та страна, которая имеет значительный уровень индустриализации, стабильное экономическое развитие, веру общества в силу рационального научного знания как основу прогресса, высокий уровень и качество жизни, развитые политические структуры, весомую долю среднего класса в структуре населения, б) общества, которые не соответствуют указанным выше критериям, относятся либо к « Традиционных» , или к « переходных », в) образцом развитости являются западные страны (именно поэтому теорию модернизации иногда называют теорией « вестернизации »),г) модернизованисть, развитость - комплексный феномен, имеющий технологические, политические, экономические, социальные, психологические аспекты; основой модернизации является научно - технический и технологический прогресс. Позже возникла теория « запоздалой модернизации» , ее авторы исходят из того что существует линейный прогресс и постепенность стадий развития общества. Согласно доиндустриальная фаза сменяется индустриальной, а затем - постиндустриальной. А заимствования « рациональных » социально - экономических моделей развитых стран, не подкрепленное соответствующими социальными институтами, структурами, социальными качествами человека, приводит к « иррацианально индустриального » общества, которое поглощает больше социальных ресурсов, чем приносит социальной отдачи.

Во второй половине XX в., особенно на рубеже XX-XXI вв., особый интерес вызывает, укрупненная градация в развитии общества, а именно: выделение трех эпох (цивилизаций) - доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной (в терминологии Д. Белла), или первой, второй и третьей волны цивилизации (по Э. Тоффлеру), или, премодернистского (премодернити), модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш), или доэкономического, экономического и постэкономического общества (по В. Иноземцеву).

Большую терминологическую устойчивость к настоящему времени приобрело вычленение доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, характеристики особенностей которых даны в работах Д. Белла, Э. Тоффлера, Р. Арона и многих других.

Доиндустриальное общество.

Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (сельское хозяйство, рыболовство, лесничество, горная промышленность). Уровень технологии низкий или отсутствует вообще. Продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва, физическая сила человека. Человек действует унаследованными от предыдущих поколений методами (традиционное общество), и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности: смены времен года, ураганов и бурь, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых, периодических засух и наводнений. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней работы. Возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг.

Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д.

Доиндустриальная цивилизация наиболее длительная, продолжительность ее существования исчисляется тысячелетиями.

И в наше время существуют страны, «в которых до сих пор преобладают общинно-родовые, родоплеменные, феодальные и полукапиталистические уклады. По данным ООН, в конце XX в. насчитывалось 48 таких государств, находящихся на стадии доиндустриального развития (около 40% всех стран современного мира). Общая численность населения, проживающего в этих странах, по данным на 1996 г., насчитывает около 550 млн человек, или около 11% мирового населения».

Индустриальное общество

Переход к индустриальному обществу начался около 300 лет назад. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров, основанное на применении энергии. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, заменили мускульную силу. Разделение труда распространяется все дальше, люди, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Именно количество товаров, которыми обладает личность, является индикатором образа жизни.