Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Списание основного средства пришедшего в негодность ндс. Компания списала основное средство, обязана ли она восстановить НДС? Описание хозяйственной операции

Учитывая, что некоторые субъекты предпринимательства могут быть зарегистрированы в налоговой службе по двум КПП, зачастую возникает вопрос о том, какой необходимо указывать КПП крупнейшего налогоплательщика в счет-фактуре при его формировании.

Рассмотрим понятие, особенности, структуру КПП, и особенности формирования счета-фактуры для предприятий с данным статусом.

КПП крупнейшего налогоплательщика: понятие и особенности постановки на учет

Постановку на учет в налоговой в качестве крупнейшего налогоплательщика регламентирует п. 1ст.83 НК РФ и Приложение к Приказу Минфина РФ № 85н от 11.07.2005 года, согласно которым такие организации регистрируются:

  • в межрегиональной ФНС, где предприятию присваивается соответствующий код причины постановки (КПП) . Присвоенный идентификатор определяет:
  • причину постановки субъекта на налоговый учет;
  • принадлежность к конкретной региональной налоговой инспекции.
  • по месту дислокации непосредственно самой организации, и принадлежащего ей и недвижимого имущества и ТС.

Таким образом, если находящееся в распоряжении крупнейшего налогоплательщика имущество зарегистрировано одновременно в нескольких региональных отделениях ФНС, КПП в качестве крупнейшего налогоплательщика у организации будет более двух – для каждого из его обособленных структур собственный, присваиваемый налоговым органом, на подведомственном участке которого находится каждый из множественных объектов.

КПП крупнейшего налогоплательщика: где посмотреть присвоенный код

В подтверждение факта регистрации организации выдается уведомление, в котором указан присвоенный плательщику КПП. Документ должен быть составлен по форме № 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ № САЭ-3-09/178@ от 26.04.2005 года.

Однако не всегда данное уведомление может оказаться под рукой. Как узнать КПП крупнейшего налогоплательщика в этом случае?

По ИНН , присвоенному субъекту предпринимательства – на официальном сайте ФНС РФ или специальных онлайн-сервисах, введя ИНН организации можно получить регистрационные данные искомого объекта.

Структура кода

Девятизначная структура КПП крупнейшего налогоплательщика, формируется четырьмя информационными блоками:

  • блок 1
  • первые два цифровых символа – неизменное значение «99», демонстрируют что идентификатор присвоен именно крупнейшему налогоплательщику, а компания поставлена на налоговый учет в Межрегиональной инспекции в данном статусе;
  • блок 2
  • третья и четвертая цифры – указывают на конкретный налоговый орган, в котором произведена регистрация. Третий в значении кода символ – «7», неизменный. Указывает на то, что регистрацию провел межрегиональный налоговый орган. Четвертый символ – изменяемый, и демонстрирует номер, присвоенный межрегиональной НИ. Т.е.: значение «71» в блоке 2 читается следующим образом: крупнейший налогоплательщик прошел регистрацию в Межрегиональной ИФНС № 1;
  • блок 3
  • цифровые символы на пятой и шестой позиции определяют признак отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков. В коде-индентификаторе это статичное значение «50»;
  • блок 4
  • с седьмой по девятую цифру кода. Изменяемое значение, встречающееся в таких вариантах:
  • «001» – указывает на то, что плательщик поставлен на налоговый учет по месту дислокации;
  • «006 – 008» – присваиваются налогоплательщикам, поставленным на учет по месту регистрации находящихся в ее собственности недвижимого имущества, или ТС;
  • «002 – 005», «031» и «032» – указывают на регистрацию субъекта по месту региональной принадлежности его обособленных объектов.

Используя приведенную структуру, приведем пример дешифрации наиболее распространенного кода 997650001 КПП крупнейшего налогоплательщика:

  1. Субъект предпринимательства зарегистрирован в качестве крупнейшего налогоплательщика межрегиональной ИФНС № 5, отнесен к данной группе в соответствии со справочником ФНС, и поставлен на учет в данном статусе по месту своего расположения.

Какой КПП указывать в счет-фактуре?

Зачастую возникают вопросы, связанные с формированием счетов-фактур организацией, зарегистрированной, как крупнейший налогоплательщик, какой КПП указывать в соответствующих информационных полях данного документа?

Ответ на этот вопрос однозначен: заполняя счет-фактуру в строку «2 б » следует вписывать КПП, присвоенный субъекту предпринимательства, как крупнейшему налогоплательщику (т.е. – идентификатор, присвоенный межрегиональной инспекцией), а в строке «3» – адрес регистрации, согласно местонахождения.

Данный вывод нашел свое обоснование в письме Минфина № 03-07-09/49236 от 20.08.2015 года. В нем указано, что субъекты хозяйствования, зарегистрированные в качестве крупнейших налогоплательщиков, предоставляют декларацию по НДС непосредственно в тот налоговый орган, где он был поставлен на учет в этом статусе, и для продуктивного администрирования по данному виду налога именно КПП, присвоенный в межрегиональной ФНС следует использовать при формировании счета-фактуры.

Больше информации о том, как и какие реквизиты должны указываться в счетах-фактурах различных видов, найдете .

Нумерация

Основные требования:

  1. номера должны быть порядковыми;
  2. нумерация возрастающая;
  3. исключение возможности составление в разных подразделениях двух счетов-фактур с одинаковыми номерами.

Налогоплательщик вправе сам выбирать порядок выставления номеров счетов-фактур, а также период, с которого начинается нумерация (год, квартал, месяц).

Правила выставления

Оформление

  1. В строке «Счет-фактура №» ставится порядковый , к нему добавляется индекс подразделения.
  2. Проставляется дата формирования СФ. Дата в счете не должна значится числом позднее даты,указанной в первичной документации (журнале учета).
  3. Строка «Исправление» заполняется только в случае внесения исправлений, при этом указывается дата и номер исправления.
  4. В пункте (2) «Продавец» указывается название организации, которой ОП. Пример: ООО «Хорошие товары».
  5. Пункт (2а) «Адрес» должен содержать адрес продавца, то есть организации.
  6. В пункте (2б) содержится ИНН организации, а вот КПП – обособленного подразделения. В заполнении этого пункта чаще всего возникают трудности.
  7. Пункт (3) «Грузоотправитель» содержит информацию об удаленном подразделении, его наименование и адрес.
  8. В Пункте (4) «Грузополучатель и его адрес» указывается название и адрес компании, которой товар отгружен, либо его удаленное подразделение.
  9. Пункт (5) «К платежному документу №» – вводится номер платежной документации, к которой приложен СФ.
  10. В Пункт (6) «Покупатель» вписывается наименование организации, приобретающей товар.
  11. Пункт (6а) «Адрес» содержит информацию об адресе организации-покупателя.
  12. Пункт (6б) «ИНН/КПП – в случае если товар направляется в ОП покупателя, то в данной строке указывается ИНН самой организации и КПП подразделения. Если же Покупатель и Грузополучатель находятся в одном месте, то пишется КПП организации.
  13. Пункт (7) «Валюта: наименование, код». посмотреть код и наименование валюты можно в Постановлении Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст . Пример: Российский рубль, 643. О том, можно ли выставлять счет-фактуру в валюте другой страны, где узнать и отобразить такой код, узнаете из нашего .
  14. Далее заполняется таблица с перечислением и спецификацией отгружаемого товара, его ценой, суммой налога, предъявляемой покупателю и т.д. Порядок заполнения таблицы общий как для ОП, так и для отгрузки непосредственно из головной организации.
  15. В конце документа проставляются подписи и штампы руководителя и главного бухгалтера. В ситуации выставления счета-фактуры удаленным подразделением, требуется наличие у руководителя ОП доверенности на его подписание и проставление штампов от имени организации. Доверенные лица проставляют подписи в строках «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер», рядом пишется расшифровка подписи и должность подписавшегося.

Как предъявляется документ, если филиал иностранный?

В ситуации подразделения иностранной фирмы возможны следующие варианты развития событий:


Заключение

Счет-фактура является очень важным документом налоговой отчетности, только предъявление правильно и своевременно заполненных оригиналов СФ может стать основанием для принятия к вычету НДС.

Часто компании в силу экономической ситуации приходится списывать лишнее имущество. Возникает вопрос, надо ли восстанавливать НДС. Судя по сложившейся арбитражной практике, нет.

Некоторые инспекторы считают, что при списании недоамортизированных основных средств суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, восстанавливают в части, приходящейся на остаточную стоимость такого имущества. Попробуем разобраться в правомерности такого подхода.

Законодательство

Вычеты сумм НДС, предъявленные продавцами компании при приобретении основных средств, производят в полном объеме после принятия на учет указанного имущества*(1).

При продаже основного средства, которое подлежит обложению НДС, сумму налога, ранее принятую к вычету, не восстанавливают. Ведь Налоговым кодексом установлен закрытый перечень оснований, при которых ранее принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению*(2):

— передача в качестве вклада или паевых взносов;
— дальнейшее использование для операций: не облагаемых НДС, либо местом реализации которых не признается Россия, либо которые не признаются реализацией, либо осуществляемых в рамках ЕНВД и УСН или в деятельности, по которой получено освобождение;
— перечисление покупателем предоплаты;
— изменение стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
— дальнейшая реализация с налоговой ставкой 0 процентов;
— получение субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию России.

Как видим, в перечне оснований для восстановления НДС реализация основного средства не значится.

Разъяснения чиновников

Прежде представители Минфина России говорили, что ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным ОС, списываемым до окончания срока амортизации, восстанавливают*(3). Чиновники объясняли это тем, что налог подлежит восстановлению в случаях, если приобретенные основные средства не используются в деятельности, облагаемой налогом. Справедливости ради отметим, что финансисты в данном разъяснении говорят в целом о списании основных средств, не выделяя конкретно ситуацию с продажей имущества.

Позднее ведомство уточнило свою точку зрения об операциях, связанных с реализацией ОС*(4). Чиновники сказали, что ранее принятый к вычету НДС по продаваемым основным средствам восстанавливать не следует. Восстанавливают НДС в случаях дальнейшего использования имущества по операциям, не облагаемым налогом. Между тем при продаже имущества начисляют налог.

Арбитражная практика

Инспекторы продолжают утверждать, что при реализации ОС с остаточной стоимостью ранее произведенный вычет по НДС становится избыточным и подлежит восстановлению. Они объясняют это тем, что основное средство в случае реализации исключено из последующей производственной деятельности компании.

Арбитражная практика полностью на стороне фирм. И это не удивительно. Ведь гораздо убедительнее звучат доводы тех лиц, которые считают, что в случае продажи основного средства, даже с убытком, восстанавливать НДС не придется. Как было сказано ранее, в перечне оснований для восстановления налога на добавленную стоимость реализация основного средства не упомянута.

Кстати, арбитры уже не раз отмечали, что указанный перечень причин для восстановления налога является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит*(5). Даже такое основание, как реализация ОС по цене ниже остаточной стоимости, этой нормой не предусмотрена*(6).

Как показала практика, налоговики в ходе судебных разбирательств не приводят данных о том, что выбывшие основные средства не использовались в производственной деятельности либо были приобретены не для проведения операций, облагаемых НДС. При этом на необоснованность принятия НДС к вычету в периодах приобретения имущества чиновники также не ссылаются. Поэтому довод налоговиков о том, что при списании ОС с остаточной стоимостью ранее произведенный вычет становится избыточным, суды регулярно отклоняют*(7).

Так что если имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения по НДС, то право на налоговый вычет оспорить весьма сложно*(8).

Как видим, Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих компанию, списавшую с баланса основное средство по причине его реализации с убытком, восстанавливать сумму НДС с недоамортизируемой части.

Если решено восстанавливать НДС

Если компания решила не спорить с налоговиками и восстановить налог, то сумму налога, подлежащего восстановлению, исчислять надо исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом восстанавливаемый НДС можно учесть по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией*(9).

Пример
Организация приобрела в 2010 г. основное средство по цене 118 000 руб. (в т.ч. НДС — 18 000 руб.). В феврале 2012 г. общество реализовало данное основное средство. Сумма начисленной амортизации за время использования составила 20 000 руб. Рассчитаем сумму восстанавливаемого НДС.

Сумму налога, подлежащего восстановлению, исчисляют исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. В нашем случае остаточная стоимость основного средства составляет:

100 000 — 20 000 = 80 000 руб.
Следовательно, восстанавливаемая часть НДС:
80 000 руб. х 18% = 14 400 руб.
Эту сумму фирма учитывает при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов.

Налогоплательщикам зачастую приходится изымать из оборота и даже утилизировать имущество, пришедшее в непригодность вследствие истечения срока годности, морального и физического износа, хищения, уничтожения и других, подобных причин.

Списание непригодных к дальнейшему использованию или утраченных основных средств осуществляется в соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В отношении товарно-материальных ценностей применяется п.124 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Наряду со списанием имущества возникает вопрос: нужно ли восстанавливать по нему «входной» НДС, которые ранее был принят к вычету?

Этот вопрос является спорным. Перечень случаев восстановления НДС приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является исчерпывающим. Он не содержит таких оснований для восстановления налога, как уничтожение, порча, хищение имущества и т.п. По мнению некоторых экспертов и ряда судов, необходимости восстановления НДС по вышеуказанным основаниям не существует. Но мнение чиновников иное. А именно - необходимость восстановления НДС зависит от причины списания имущества.

Когда чиновники требуют восстановить НДС

По мнению чиновников, основанному на нормах п. п. 2 п.3 ст. 170 НК РФ, при списании ОС и ТМЦ в связи с моральным износом, непригодностью, недостачей и т.п., в периоде списания этого имущества следует восстановить НДС, ранее правомерно принятый к вычету (Письма Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123920.1).

Примечание:

Если НДС восстановлен, но впоследствии выяснилось, что имущество может быть использовано для облагаемых операций (например, произошел возврат похищенного имущества), то, по мнению Минфина России, нужно подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором НДС был восстановлен (Письмо от 01.11.2007 N 03-07-15/175).

Когда НДС можно не восстанавливать

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 23.08.2013 N 03-07-11/34617, ранее принятый к вычету НДС не нужно восстанавливать при единовременном соблюдении следующих условий:

  • целью списания и уничтожения недоброкачественной продукции является обеспечение безопасности производства и последующей реализации доброкачественной продукции;
  • списание и уничтожение недоброкачественной продукции осуществляются по решению органов власти.

Это разъяснения финансового ведомства относится к НДС, ранее принятому к вычету по продукции, уничтоженной в целях предотвращения угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных. По мнению экспертов, данный подход можно применять также в других ситуациях, когда возникает необходимость уничтожения продукции иных опасных производств (например, химической или атомной промышленности).

Суды о восстановлении НДС

По данному вопросу имеется Решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06, в котором Высший суд признал незаконным разъяснение ФНС о восстановлении НДС в случае недостачи товара (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@). ВАС РФ установил, что недостача товара, обнаруженная при инвентаризации имущества, а также хищение товара не относятся к случаям, перечисленным в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Позицию ВАС РФ разделяют нижестоящие арбитражные суды. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 25.12.2013 N Ф05-16440/2013, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 18.07.2012 N А45-15075/201, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 02.11.2011 N Ф03-4834/2011

Следует отметить, что до выхода указанного Решения ВАС РФ встречались судебные решения в поддержку позиции налоговых органов (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 N Ф08-1521/2006-644А).

Необходимо ли восстанавливать НДС по основным средствам, списанным до истечения срока полезного использования?


Пунктом 3 ст. 170 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда НДС, принятый к вычету по товарам, в том числе основным средствам, подлежит восстановлению.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по ОС и НМА, имущественным правам, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг и т.д.) для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (не облагаемых НДС). При этом Минфин России и налоговые органы пытаются распространить положения пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ и на случаи выбытия имущества по разным причинам.

Разъяснения Минфина России по этому вопросу содержатся в многочисленных письмах (смотрите, например, письма от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 29.01.2009 N 03-07-11/22, от 15.05.2008 N 03-07-11/194, от 01.11.2007 N 03-07-15/175).

По мнению чиновников, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по имуществу, утраченному в связи с потерей, порчей, боем, хищением, пожаром, стихийным бедствием и по другим аналогичным причинам, необходимо восстановить, так как такое выбытие имущества не является реализацией на основании ст. 39 и ст. 146 НК РФ и не подлежит обложению НДС. При этом восстановление следует производить в том налоговом периоде, в котором недостающее имущество списывается с учета.

Решения судов

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что судьи в большинстве случаев не разделяют позицию чиновников.

Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 N Ф08-6755/12 по делу N А32-36919/2011 приведена следующая аргументация.

Как уже было сказано, п. 3 ст. 170 НК РФ определены случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению при расчетах с бюджетом. Перечень оснований для восстановления НДС, указанный в п. 3 ст. 170 НК РФ, является исчерпывающим. В нем отсутствует такое основание для восстановления суммы налога, как списание товарно-материальных ценностей, утраченных, в частности, в результате аварии. Утрата имущества не подпадает под перечень случаев, приведенных в ст. 170 НК РФ во взаимосвязи со ст.ст. 39, 146 и другими нормами НК РФ.

В рассмотренном деле суд установил, что основные средства, выбывшие из эксплуатации и списанные до истечения срока их полезного использования, приобретались и использовались обществом для осуществления операций, являющихся объектом налогообложения по НДС. Факт использования данных основных средств в не облагаемой НДС деятельности после их списания налоговая инспекция не установила.

Основания к вычету сумм НДС

Поскольку выбытие оборудования в результате аварии не меняет изначальной цели его приобретения, то у налогового органа отсутствуют правовые основания для требования о восстановлении принятых ранее к вычету сумм НДС при утрате материальных ценностей.

С учетом всех рассмотренных обстоятельств судебные инстанции сделали обоснованный и соответствующий законодательству о налогах и сборах вывод об отсутствии у налогового органа оснований требовать от общества восстановления НДС при досрочном списании основных средств.

Данный вывод об отсутствии в НК РФ оснований для восстановления сумм НДС при утрате имущества согласуется и с позицией ВАС РФ, изложенной в решении от 23.10.2006 N 10652/06.

Аналогичные выводы содержатся и в других решениях судебных инстанций.

Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 N А57-3429/06-25 суд пришел к выводу, что в НК РФ отсутствуют положения, в соответствии с которыми возникает обязанность восстановить для бюджета сумму налога по основному средству, ранее принятую к вычету в установленном порядке, в части его остаточной стоимости при списании этого имущества из-за его непригодности для дальнейшего использования.

Суд, исходя из анализа ст.ст. 146, 170-172 НК РФ, пришел к выводу, что если имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, то право на налоговый вычет возникает, несмотря на последующее изменение в использовании имущества. Решение налогового органа в части доначисления НДС в таком случае неправомерно (смотрите также постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.12.2009 N А45-4004/2009 и от 27.10.2008 N Ф04-5985/2008(13340-А70-42), ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08, ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 N А56-5813/2007).

Судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 19.02.2008 N Ф09-477/08-С2 пришли к аналогичному выводу, соответствие которого положениям главы 21 НК РФ подтверждено в определении ВАС РФ от 20.06.2008 N 7520/08.

Позиция Минфина

Несмотря на наличие многочисленных положительных для налогоплательщиков решений судебных органов, Минфин России свою позицию по данному вопросу на сегодняшний день не изменил. При этом чиновники в своих письмах подчеркивают, что их разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

В рассматриваемой ситуации организации придется самостоятельно принять решение о восстановлении (или нет) НДС по имуществу, списанному до истечения срока полезного использования. При этом следует учесть, что решение организации не восстанавливать НДС может привести к спору с налоговыми органами. В этом случае доказывать свою правоту, скорее всего, придется в суде.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .