Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Соцстрах проценты взносов. Ставка и процент страховых взносов в фсс

Социальная защита граждан является гарантией правительственных органов РФ перед населением. В связи с этим разработаны законы, позволяющие контролировать процесс распределения благ между гражданами.

Фонды социального накопления позволяют поддержать достаточный уровень жизни в период наступления несчастных случаев или кризисов, происходящих на уровне всей страны, когда снижается уровень доходов трудящегося населения.

Что это такое

Плательщиками отчислений на социальное страхование являются работодатели. Поступившие средства распределяются между социальными фондами и обеспечивают право, получение пособий граждан, в случае необходимости.

Выплачивать пособия могут государственные фонды страхования, негосударственные пенсионные фонды, иные страховые организации.

В случае если:

  • у гражданина возникает необходимость в лечении после получения травмы, болезни. Выплаты пособия предусматриваются при рождении ребенка, инвалидности;
  • потеря кормильца, предусматривает содержание оставшихся иждивенцев, в их числе дети, инвалиды;
  • доход граждан находятся ниже прожиточного минимума, к числу получателей пособий будут относиться многодетные семьи, пенсионеры.

Отчисления в социальные фонды от работодателей можно разделить на два вида:

  • фактическое. Предусматривает выплаты третьей стороне. В их число входят государственные или негосударственные фонды. Фактические отчисления производятся в рамках действующих социальных программ. Начиная с 2001 года, платежи объединены в единый социальный налог.

В настоящие время определены три направления выплат: Пенсионный фонд, медицинское и социальное страхование РФ.

Фактический фонд предусматривает взносы от несчастных случаев на производстве и на заболевания, связанные с профессией, приобретенные во время трудовой деятельности работников. Данное страхование выплачивается Социальным фондом РФ, в которые работодатель производит отдельные выплаты.

  • условное. Не предусматривает привлечение третьих сторон, осуществляется работодателем для обеспечения достаточного уровня жизни своих бывших работников или сотрудников, находящихся на иждивении организации после получения производственной травмы.

Для определения размера выплат используется фактическое значение отчислений, произведенных в текущем периоде работодателем. К ним относятся:

  • выплаты в случае несчастных случаев, которые привели к частичной или полной нетрудоспособности работника;
  • компенсирование морального вреда, его размер определяет в судебном порядке;
  • выплаты, сотрудницам по уходу за ребенком.
  • размер выходного пособия при прекращении действия трудового договора;
  • выплаты работникам при ликвидации фирмы или сокращения численности персонала.

Ставка

Ставки по отчислению в пенсионный фонд претерпели значительные изменения в законодательный актах РФ.

По состоянию на 2015 год общая ставка социального налога составляет 30%.
В пенсионный фонд работодатели направляют 22% из фонда заработной платы, на медицинское обслуживание направляется 5,1%, фонд социального страхования получает 2,9%.

В отношении пенсионного фонда проводятся реформы, которые изменяют размер ставок для разных категорий граждан. Так, новые изменения разделили ставку в Пенсионный вонд России на две части, для лиц, которые выбрали негосударственную страховую компанию и те, что с выбором не определились.

Для первых, 16% направляется в ПФР, а 6% является накопительной частью пенсии и отчисляется в НПФ. В пенсионном фонде действует также понятие предельной базы начисления страховых взносов.

Размер предельной величины ежегодно изменяется, по состоянию на 2015 год он составляет 711 тысяч рублей. В случае превышения данной величины ставка будет равняться 10%.

Для фонда социального страхования также действует предельная величина отчислений. Если сумма платежа составляет 670 тысяч рублей, направлять в фонд необходимо только 10%. В отношении медицинского фонда предельный размер отменен, в связи с разработанным законопроектом, который вступил в силу в 2015 году.

Отчисления в ПФР предполагает ряд дополнительный взносов для работников тяжелой и вредной промышленности, которая также обеспечивает для них ранний выход на пенсию. Внедрение данных ставок произошло в начале 2013 года, размер которых к настоящему моменту достиг 6 и 4%.

Более высокой дополнительной ставкой облагаются работники подземных производств. Остальные категории трудового населения, попадающий под действие закона, прописаны в ФЗ . Дополнительные отчисления производятся вне зависимости от достижения предельной суммы заработной платы.

Процент

Предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность на общих положениях и не относятся к льготной категории, уплачивают в социальный фонд 30%. Но Федеральным Законом предусмотрено разделения категорий работодателей и выплаты ими сниженных процентов.

К ним относятся предприятия, которые занимаются внедрением интеллектуальных разработок в области производства.

Организации, созданные при финансировании бюджетными средствами научного направления, участвующие в проектах или являющиеся постоянными партнерами, компаний по разработке и внедрению интеллектуальных продуктов. В их числе также организации, занимающиеся разработкой и реализацией программ для компьютеров.

В их число включаются организации, которые являются участниками проектов инновационного центра Сколково. Данный ФЗ действует с 2010 года.

Наименование Процент
ПФР 6
ФСС 1,5
ФОМС 0,1

Для отчислений платежей по данному тарифу организация должна получить статус участника свободной зоны, которая действует на территории Крыма и Севастополя.

Отчисления работодателей на социальное страхование

На основании действующих законов, регулирующих деятельность социальных фондов, все предприятия должны производить выплаты.

Размеры отчислений определяются ФЗ, а также региональными постановлениями. На действующие ставки имеет влияние отрасль, в которой организация ведет свою деятельность.

Следует отметить, что случаи неуплаты работодателем социальных взносов не являются поводом для лишения гражданина социальных выплат по старости, временной нетрудоспособности или инвалидности.

Нарушения сроков выплат предполагает ответственность работодателя перед контролирующими органами и выплаты штрафов. Для выявления подобного рода нарушений налоговые органы совершают выездные проверки, с 2015 года их длительность будет составлять до полугода.

С наступившего года вводится отсрочка платежей в страховые социальные фонды. Данное изменение внесено в законодательство РФ. Ранее оплатить социальные обязательства организации должны были в срок до 31 декабря. Теперь у них есть возможность воспользоваться рассрочкой, превышающий период одного года.

Для этого компания должна вести свою деятельность с сезонным характером работ или быть признанной, пострадавшей от стихийных бедствий. За некоторым исключением получить отсрочку могут бюджетные организации.

Формула отчислений

Для расчета отчислений в пенсионный фонд применяется формула, в которой учитываются издержки, понесенные предприятием на производство и реализацию товара, она имеет следующий вид :

Отчисления в ПФР=З/П работника*процент отчислений/ 100;

Для расчета размера отчислений в ФСС РФ применяется формула:

Отчисления в ФСС=З/П работника*процент отчислений/100;

Расчет взноса на медицинское страхование производится по формуле:

Отчисления в ОМС= З/П работника*процент отчислений/100.

Исчисляются полученные значения в рублях, поэтому для нахождения полной суммы отчисления следует сложить полученные результаты.

Подводя итог, следует сделать вывод, что социальные отчисления в фонды являются отложенной частью заработной платы каждого работника, возвращение которой происходит в момент наступления чрезвычайной ситуации или обеспечивает старость гражданина.

В идеализированном представлении социальное отчисление является договоренностью между трудовым коллективом и предприятием. Как показывает практика западных стран, путь снижения государственного посредничества в данной системе является наиболее эффективным.

Видео: Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования РФ

Но при этом стоит руководствоваться законодательством, чтобы не допускать ошибок и исполнять свои обязательства вовремя. Каков же порядок произведения платежей?

Общие сведения

Как функционирует такая инстанция, как ФСС, что собой представляет и какие нормативные акты являются основными для плательщиков страховых взносов? Проанализируем действующую законную базу.

Определения

Одним из основных внебюджетных фондов является ФСС (Фонд социального страхования). Его работа имеет два направления. Это:

Суммы, что направлены на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности, могут быть сформированы за счет:

  • сумм взносов, что в обязательном порядке уплачиваются страхователем;
  • штрафа и пени, которые могут быть начислены плательщику при нарушении норм законодательства.

Средства на осуществление обязательного соцстрахования при нетрудоспособности временного характера и в связи с материнством формируются за счет:

  • обязательных взносов страхового плата лиц;
  • штрафов и пени, что будут взиматься при нарушениях.

Те суммы, что перечисляются по страхованию от несчастного случая и профзаболеваний, формируют за счет:

  • средств, что в обязательном порядке перечисляются страхователями (страховые взносы);
  • штрафы и пени по таким платежам;
  • средств, что поступают от страхователей при ликвидации предприятия;
  • других сумм, что не противоречат нормативной документации РФ.

Основная задача Фонда – обеспечить защиту работников компаний не тот случай, когда он определенный период не могут исполнять свои трудовые обязательства.

Перечислим функции ФСС:

  • обеспечение страховой защиты при наступлении несчастного случая на рабочих местах или профессиональном заболевании.
  • страховое покрытие в случае материнства (беременности и родов), которое включает:
  1. Оплату .
  2. Пособия по беременности.
  3. Единовременное пособие, когда осуществляется постановка на учет к специалисту на ранних сроках беременности.
  4. Пособие по уходу за новорожденным.
  • обеспечение спонсирования .
  • оказание финансовой помощи при предупредительном мероприятии, направленном на уменьшение рисков травматизма на работе и снижение риска возникновения профболезни.
  • предоставление путевок в санатории для отдыха и лечения льготных категорий граждан.
  • предоставление инвалидам протезов и техсредств при реабилитационном процессе.

Представители откажут в оплате больничного:

  1. При наступлении временной нетрудоспособности из-за травм или болезней, что не были получены на работе.
  2. При осуществлении ухода за больными детьми или другими членами семьи.
  3. При уходе за малолетним ребенком или несовершеннолетним ребенком с инвалидностью, если их родитель/попечитель сам болеет.
  4. При карантине, лечении в санаторном учреждении.
  5. При переводе застрахованных лиц временно по медицинским показаниям на более легкий труд, оплата за который также производится в меньшем размере.

То есть, ФСС не компенсирует ущерб, что нанесен не на рабочих местах, а в быту.

Кто является плательщиками?

Действующая нормативная база

Плательщикам страховых взносов в Фонд по социальному страхованию стоит опираться на такие нормативные документы, в которых содержатся правила исчисления и уплаты сумм:

  1. Закон от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Срок предоставления отчетности и уплаты сумм в бюджет может отличаться. Влияющий фактор – категория плательщика взносов. Расчеты подаются по .

Плательщик должен уплатить страховые взносы по истечению каждого отчетного периода. Допускается:

На страхование от травм взносы перечисляются каждый месяц в сроки, установленные для получения в банковском учреждении зарплат за прошедший месяц.

Страхователь платит страховые суммы в соответствии с в сроки, что устанавливались страховщиками (закон № 125-ФЗ ст. 22).

При перечислении нельзя допускать ошибок в КБК, названии компании или банковского учреждения, иначе обязательство по уплате страховых взносов не будет считаться исполненным (ст. 18 документа № 212-ФЗ).

Если последний день, в который еще можно произвести уплату, пришелся на выходной, то он переносится на ближайший рабочий день. Но это касается не всех взносов.

Например, при уплате взносов на травматизм стоит опираться на правила закона № 125-ФЗ, где сказано, что уплачивать нужно в рабочий день, что предшествует последнему, если это выходной.

За плательщиками остается обязанность обеспечить ведение учета начислений и взносов. Учет осуществляется в отношении каждого лица в индивидуальном порядке.

Размер страховых взносов в ФСС

Плательщики делятся на 4 группы в соответствии с общими и пониженными тарифами:

Условие Пояснение
Лица, которые не должны платить страховые взносы в ФСС Это касается участников проекта «Сколково», а также, если ИП за себя
Лица, что перечисляют 1,9% Это фирмы, что работают на ЕСХН, являются сельскохозяйственными производителями. Правило распространяется и на общественную организацию граждан с ограниченными возможностями
Лица, что платят 2% Это касается IT-компаний, резидентов технической внедренческой особой экономической зоны, обществ, что создавались после 13.08.09 года бюджетным учреждением
Лица, что платят 2,9% Это организации на ОСНО, УСН, ЕНВД

База для начисления

База для начисления сумм взносов – перечисления, что осуществляются физическим лицам. В 2015 году лимит установлен в размере 670 тыс. рублей ().

То есть, страховые взносы будут уплачиваться в структуры до тех пор, пока сумма выплат работнику не будет превышать норматив. Регулирование сумм осуществляется п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ.

Как произвести расчет?

Начисления не должны превысить лимит базы. Расчеты сумм страховых взносов базы осуществляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

При уплате страховых сумм стоит учитывать такие моменты:

  1. Платежи определяются согласно величине выплат, что начислялись сотруднику с начала года до того месяца, когда производятся подсчеты.
  2. При расчетах стоит учесть тарифы. Из начисленных сумм стоит отнять платежи, которые осуществляются каждый месяц, за срок от начала года до текущего месяца.
  3. Страховые взносы могут уменьшаться на произведенные расчеты на перечисление пособия по такому виду страхования. Уплатить средства необходимо на конкретные счета в федеральный бюджет ФСС.

Используемая формула:

Возможен ли возврат излишне уплаченных сумм?

Иногда возникает недовольство у лиц по такому поводу: региональным отделением Фонда осуществляется излишнее взыскание сумм по страховым взносам с предприятий.

Причиной может быть, например, сбой в программах. При этом не всегда компания получает требование о перечислении недоимки. Как быть в подобных ситуациях? Возможно ли возмещение страховых взносов?

Суммы, что излишне взыскиваются, плательщики вправе вернуть, причем с процентами, рассчитанными по такой формуле:

За пользование чужими средствами дополнительные суммы с уполномоченного органа взыскать не удастся, так как не применяется в сфере социального страхования.

Для получения причитающейся суммы назад стоит подать (). На это у вас есть 1 месяц с того момента, когда вы выяснили о списанной сумме в излишках.

Обычно плательщики узнают об этом при получении по расчетным счетам. Если такие сроки будут пропущены, то вопрос придется решать в судебном порядке.

Для подачи отводится период в 3 года. При составлении заявления учтите, что нужно отражать не только сумму переплаты, но и процентов, которые должен вернуть ФСС.

Региональным представительством будет возвращено указанную в заявлении сумму процентов. Но так как вы не знаете, когда именно произойдет возврат на момент обращения, сумма может отличаться от отраженной в документе.

Остаток процентов исчисляется представителями Фонда в течение 3 дней с момента получения плательщиком уведомления. Сроки возврата излишне перечисленных сумм может затянуться, так как органами может проводиться сверка всех расчетов.

Сумму процентов в налоговом учете отражать не нужно. В бухучете стоит использовать такие проводки:

Может быть использована и одна прямая проводка: Дт 51 Кт 91-1.

Возникающие нюансы

Даже при исполнении своих обязательств в полной мере, вы не можете предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности.

А значит, помимо основ уплаты средств в фонд следует разобраться и в нюансах: возможных штрафах, недоимках и т. д.

Какой штраф за неуплату взносов?

При несвоевременном представлении расчетных ведомостей в фонд по соцстрахованию, плательщик должен будет заплатить штраф в размере 5% от суммы, которая подлежит уплате в каждом месяце.

Минимальная сумма – 100 рублей, максимальная – 30%. Если лицо опоздает с уплатой больше чем на 180 дней, то штрафные санкции будут такими:

30% Штраф
10% За каждый месяц, когда не внесено средства

Минимальный размер – 1000 рублей. Дополнительно понесет ответственность и руководство организации. Штраф руководителя – 300 – 500 рублей.

Если несвоевременно подано отчетность по рассчитанным страховым платежам, то плательщика также ожидает штраф. О санкциях говорится в ст. 46 закона № 212-Фз и ст. 19 закона № 125-ФЗ.

Когда расчет по страховым взносам предоставлен с нарушением законодательства в отношении электронного формата подачи, сумма штрафа – 200 рублей.

Если не полностью уплачено сумму в связи с неправильных проведение расчетов, то предусмотрен штраф, размер которого составит 20%.

При умышленной неуплате лицо заплатит 40%. При не предоставлении документа – 200 рублей за одну справку.

Отражение проводками недоимки

Начисления на обязательный вид страхования влияют на размер базы налога на прибыль. Они должны включаться в составе остальных затрат и уменьшать налогооблагаемый доход в том периоде, когда средства были начислены или уплачены в ФСС.

Уточнения могут быть трех видов:

Как можно проверить отчисления?

Лицо может не знать об образовавшихся задолженностях по страховым взносам. В одних случаях основной причиной является пропуск крайних сроков уплаты, в других – неправильное исчисление платежей.

Чтобы не понести ответственность за нарушения, стоит контролировать отчисления во внебюджетные структуры, и потребовать в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов.

Для проверки информации вам стоит обратиться в региональное отделение ФСС с письменным запросом, составленным в произвольной форме. С собой необходимо будет взять документ, который подтвердит вашу личность.

Можно также подождать письменное уведомление-квитанцию на оплату страховых взносов от уполномоченного органа, хотя оно не во всех случаях доходит до адресата.

Работник может также проконтролировать, платит ли за него в ФСС работодатель или нет, попросив предъявить , в которой отражены реальные доходы физического лица.

Облагается ли лечение сотрудника?

К примеру, работодатель изъявил желание покрыть работнику фирмы расходы на проведения операции. Является ли такая сумма облагаемой взносами? На размер компенсации затрат на лечение администрация должна начислять страховые взносы в ФСС.

Но если сумма матпомощи не превысила лимита 4 тыс. рублей, то начисления можно не осуществлять. Основанием для этого является п. 11 ч. 1 ст. 9 документа № 212-ФЗ.

Перспективы администрирования СВ

Разберемся, какие проблемы являются актуальными и как они решаются.

Мировой опыт показывает, что самый надежный – метод трехканального финансирования, при котором:

Государственные средства направляются на осуществление всеобщих выплат и на обеспечение минимальных пособий по страхования, если указанных выше сумм не достаточно. Таким образом, ответственность за риски несут 3 субъекта.

Страховой и накопительный принцип дают понятие о том, что безвозмездной социальной помощи быть не может, что необходимо инвестировать суммы в развитие компаний. ФСС получает определенные проценты, что устанавливаются правительственными органами.

Чтобы обеспечить координацию работы всей системы по социальному страхованию, а также провести республиканских мероприятий, выполнять программы, в фонд федерального уровня также направляется определенная часть полученных средств.

Суммы страховых взносов, что отчуждаются на законных основаниях, являются собственностью застрахованного лица и не могут быть изъяты.

Они не используются за пределами страховой системы, не являются налогооблагаемыми другими платежами и с них не нужно производить отчисления. Средствами может управлять такой субъект – фонд или страховая касса, который финансирует все мероприятия.

Для того чтобы система рыночных отношений была более устойчива, фонд и касса имеет коммерческие права на управление суммами соцстрахования, если большая ее часть направлена в систему соцстрахования. Актуален вопрос о том, как участвуют средства государственного бюджета в такой системе.

При отказе от госфинансирования части затрат в сфере социального обеспечения может увеличиться доля взносов страхователя, или невозможность возместить застрахованному лицу 100% перечисленной зарплаты.

Но факт того, что средства государственного бюджета участвуют, создает прецеденты вмешательства правительства в финансовый вид деятельности системы соцстрахования.

Финансирование осуществляется в фонды по остаточным принципам, а существующие бюджетные дефициты не могут удовлетворить потребности всех граждан.

Поэтому создатели модели финансирования соцстраха предлагают 2 варианта, которые являются альтернативными:

Потерянную зарплату возмещать в размере 80% от средней прибыли застрахованных лиц Из них 73% — из прибыли организации, 7% — из сумм, что накоплены. Остаток (20%) может быть возмещена с участием государственного бюджета или структур соцстрахвоания, что накоплены за счет коммерческого вида управления. При нехватке средств на первых этапах будет осуществляться возмещение установленного минимума
Сумма страховых возмещений составит 75% — это минимум В том числе из денег организации платится 55№ от указанной суммы и 25% — за счет средств государственного бюджета. Остаток может распределяться между фирмой (75 процентов) и застрахованным лицом (25%). Минимальное возмещение утраченных средств заработной платы взят как определенный средний размер от выплаченных раньше возмещений, когда величина зависела от стажа сотрудника

Те средства, что не были израсходованы в текущем бюджетном периоде, могут поступить в распоряжение страхователя, что направляют деньги с целью обеспечить потребности застрахованного лица.

Видео: ФСС, пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

Так может обеспечиваться принцип возвратности сумм, что не израсходованы. Фонд получит прибыль за счет управления коммерческого и контрольно-ревизионного характера, а также за средства штрафов, пеней и иных мероприятий регрессивного типа.

Современная система страхования является усовершенствованной в сравнении с той, что действовала ранее. Но на пути стоит еще много проблем, которые предстоит решить правительственным органам.

Разобравшись в особенностях уплаты страховых взносов в ФСС, вы сможете вовремя их перечислять в соответствии с установленными тарифами и сроками.

Что такое отчет 4-ФСС, как выглядит бланк в 2019 году и какие правила заполнения документа действительны в текущем году? В этом поможет разобраться инструкция формирования бланка. Ежегодно предприниматели и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью предоставить в структуры Фонда социального страхования отчетность по форме...

Недавние реформы законодательства сделали возможным отправку отчетов и документов иного типа в Фонд социального страхования при помощи специального телекоммуникационного канала – через шлюз. Файлы должны быть в обязательном порядке зашифрованы специальным образом, как это требует законодательство. Данный процесс...

Относительно недавно была осуществлена реформа действующего законодательства, касающаяся выплаты компенсации по больничным листам. Это привело к необходимости формирования специальной структуры – Фонда социального страхования. Следствием этого является дополнительная отчетность, строго обязательная для выплачивающих...

Отечественный Фонд соцстраха осуществляет выплаты застрахованным лицам. Данные отчисления производятся, в т.ч., при открытии работниками больничных листков или в связи с рождением ребенка. При этом работодатели обязаны регулярно уплачивать страховые взносы в ФСС в размерах и порядке, определяемом нормами отечественного законодательства. Далее пойдет речь об отчислениях в 2017 году.

Социальное страхование

Основным актом нормотворчества, регулирующим отношения в сфере социального страхования в России, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ .

Также система регулирования соцстраха на территории российского государства включает в себя следующие нормативные предписания:

  • Закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 , регулирующий отношения в области гарантий по беременности и родам;
  • Фед. закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ , применяющийся при производственном травматизме и выявлении профзаболеваний.

Законодатель прямо указал, что социальное страхование является составной частью государственного механизма по защите и минимизации потерь населения в случае изменения их статуса или состояния здоровья.

Как следует из буквального толкования предписаний законодателя России, страховые взносы в ФСС являются обязательными и перечисляются в счет обеспечения гарантий застрахованных лиц.

Однако начиная с 1 января 2017 года указанный выше нормативный акт утрачивает свою силу и больше на территории Российской Федерации применяться не будет.

Вместо названного Федерального закона в часть 2 НК РФ включена глава 34 , аккумулирующая в себе правовое регулирование взносов ФСС в 2017 году (и в дальнейшем).

Отчисления в 2017 году

Несмотря на существенные изменения актов нормотворчества России в области социального страхования, на 2017 год был также установлен предельный размер базы для определения взносов. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 .

Начиная с 01.01.2017 базой для расчета размера отчислений в фонд социального страхования следует принимать утвержденные величины, умноженные на повышающие коэффициенты. Вычисление искомых значений осуществляется нарастающим итогом.

В пределах максимального дохода работника, составляющего 755000 рублей, страхователь в 2017 году будет производить отчисления в размере 2,9%. Как только доход сотрудника превышает вышеназванную сумму, налог в ФСС не рассчитывается и не уплачивается. Указанный тариф применяется к случаям нахождения сотрудников на больничном, а также материнству и родам.

Важно отметить, что после 01.01.2017 отчисления на соцстрах в отношении иностранных работников будут рассчитываться из показателя, составляющего 1,8%.

При расчете размера взноса, подлежащего уплате в соцстрах, также следует принимать во внимание наличие понижающих коэффициентов и оснований для освобождения от уплаты, введенных в обиход предписаниями отечественного законодательства.

Ниже приведена таблица отчислений в ФСС в 2017 году.

Плательщики взносов Тариф Максимальная база
Выплаты предприятиями, гражданами и предпринимателями российским сотрудникам 2,9% 755000 рублей
Доходы, выплачиваемые компаниями, физическими лицами и ИП в пользу иностранцев 1,8% 755000 рублей
Суммы пособий и компенсаций, предусмотренных статьей 422 Налогового кодекса России Не установлен Не установлена
Отчисления в ФСС с сумм оплаты, превышающей базу Не установлен Не устанволена
Предприятия, внедряющие плоды интеллектуального труда 2% 755000 рублей
Технико-внедренческая деятельность в особых экономических зонах 2% 755000 рублей
Предпринимательство в сфере ИТ-технологий 2% 755000 рублей
Заработная плата экипажей судов 0% 755000 рублей
Налогоплательщики, применяющие УСН, по ОКВЭД, перечисленным в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ 0% 755000 рублей
Аптеки и ИП-фармацевты, применяющие ЕНВД 0% 755000 рублей
Некоммерческие организации 0% 755000 рублей
Благотворительные организации 0% 755000 рублей
ИП, применяющие патент 0% 755000 рублей
Организации — участники «Сколково» 0% 755000 рублей
Участники свободных экономических зон 1,5% 755000 рублей
Субъекты территорий опережающего развития 1,5% 755000 рублей
Резиденты порта «Владивосток» 1,5% 755000 рублей
Плательщики, не выплачивающие вознаграждение физическим лицам Не установлен Отсутствует
Оплата труда летных экипажей 14% 755000 рублей
Заработная плата отдельных работников горнодобывающей промышленности 6,7% 755000 рублей

Бухгалтерская проводка произведенных отчислений на социальное страхование

В бухгалтерском учете отечественных компаний отражать операции по уплате взносов в пользу ФСС надо в следующем порядке:

  • дебет счета 69.1;
  • ему корреспондирует кредит 51.

После налогов. С начала этого года практически все полномочия перешли к налоговикам. Теперь они контролируют отчисления и взыскание долгов по страховым взносам, а также отчетность сдаваемую предпринимателями и юридическими лицами. Все эти изменения прописаны в новой, 34 главе Налогового кодекса, в то время как Закон о страховых взносах №212-ФЗ канул в лету.

Что стало причиной?

До 2010 года ФНС уже принимала страховые платежи. Это был единый взнос под названием ЕСН - единый Но его по какой-то причине сменили страховые платежи, которые перешли под юрисдикцию ФОМС, ПФР и ФСС. Передача полномочий по уплате взносов и их учету налоговикам была следствием выполнения указа президента, требовавшего укрепить платежную дисциплину. Документ, в свою очередь, появился после обнаружения низкой собираемости платежей, идущих на страхование индивидуальных предпринимателей и наемных работников.

В докладе главе нашей страны были представлены задолженности по различным бюджетным платежам. Но хуже всего дела обстояли с пенсионными сборами: долг превышает 200 млрд рублей. Взносы на «травматизм» и несчастные случаи оставили за Фондом социального страхования, потому как он с возложенными на него функциями справляется значительно лучше Пенсионного фонда.

Что изменилось?

Под контроль налоговой службы перешли страховые фонды медицинского страхования, пенсионного и на случай материнства или временной нетрудоспособности. Были внесены поправки в бланки и формы отчетности и сроки ее сдачи, конкретизировано право на применение понижающих тарифов и пополнен перечень критериев, которым нужно соответствовать.

А также изменился момент утери права на тариф, уменьшающий страховой взнос: теперь это происходит с начала календарного года, то есть «задним числом».

Что осталось прежним?

Контроль над расчетом и уплатой страховых взносов по несчастным случаям и травматизму в процессе производства оставили за Фондом соцстраха. Процедура начисления страховых взносов и процент от зарплаты тоже не изменились. Отчетные периоды также сохранились (первый квартал, шесть и девять месяцев), как и годовой расчетный период с размерами пониженных тарифов. Еще процент страхового взноса в ПФР остался на уровне прошлого года: 22%, а в случае превышения базового лимита - 10%

Какие процентные ставки существуют?

В законодательстве прописано несколько разновидностей страховых платежей, предусмотренных к уплате той или иной категорией налогоплательщиков. Проценты страховых взносов определяются их типом и характеристиками бизнесмена. Это может быть его статус, вид деятельности, регион ведения бизнеса и прочее.

  • Обычные.
  • Нулевые.
  • Пониженные.
  • Дополнительные.

Обычная процентная ставка

Она применяется в стандартной своей величине, если нет оснований применять понижающие коэффициенты, предусмотренные ст. 427 Налогового кодекса (или иными положениями). Рассмотрим, сколько процентов страховых взносов берется с работодателя:

  • По взносам в Пенсионный фонд на заработную плату, не превышающую расчетный максимум, - 22 %.
  • По взносам сверх максимальной базовой ставки - 10 %.
  • По взносам в Фонд соцстраха за работников с российским гражданством - 2,9 % (при максимуме - 755 000 рублей), за иностранных резидентов - 1,8 %.
  • По взносам в Фонд медицинского страхования - 5,1 %.

В 2017 году верхний предел страховой базы составляет 876 000 рублей. Величина страховых взносов для предпринимателя без наемных работников рассчитывается так:

ПЗС = ПЗС (ПФР) + ПЗС (ФФОМС), где:

  • ПЗС (ПФР) - платежи ИП в Пенсионный фонд за себя;
  • ПЗС (ФФОМС) - те же платежи, только в Фонд соцстраха.

Первые определяются так:

ПЗС (ПФР) = МРОТ × 12 × 0,26 + (В - 300) × 0,01, где:

  • МРОТ - 7 800 рублей (с 1 июля текущего года);
  • (В-300) - годовая выручка предпринимателя, превышающая максимум в 300 000 рублей.

Взносы в Фонд страхования рассчитываются следующим образом:

ПЗС (ФФОМС) = МРОТ × 12 × 0,051.

В этом случае максимальную величину платежей за себя в ПФР определяют так:

ВЗС (ПФР) = 8 × МРОТ × 12 × 0,26.

Здесь нужно напомнить, что предприниматели не обязаны оплачивать свое обязательное страхование. В итоге получаются суммы процентов страховых взносов, которые мы представили в таблице ниже.

Пониженная ставка

На применение имеют право налогоплательщики, достигшие максимального базового предела для начисления и прописанные в пунктах 4-10 статьи 427 Налогового кодекса. Однако последняя категория налогоплательщиков, будь то юридическое или физическое лицо, в случае несоблюдения условий НК РФ утрачивает право на использование пониженной ставки по страховым взносам в ФФОМС, ПФР, и ФСС.

Согласно законодательству они разделяются на группы:

  • Льготные с дифференциацией по годам.
  • Льготные недифференцированные.
  • Льготные в комбинации с нулевыми.

Льготные с дифференциацией по годам

Проценты по страховым взносам для наглядности сведем в таблицу.

Эти ставки при соблюдении условий, прописанных в ст. 427 НК, обязательны для:

  • Организаций, внедряющих интеллектуальные разработки.
  • Хозяйств, выплачивающих заработную плату сотрудникам, работающим в особо выделенных экономических зонах (технико-внедренческих или производственно-промышленных).

Льготные недифференцированные

Какой процент страховых взносов относится к этой группе? Год от года не изменяются ставки для:

  • Взносов на ОПС (8 %).
  • Взносов на ОСС (2 %, для иностранцев - 1,8 %).
  • Взносов на ОМС (4 %).

Они будут действовать до 2023 года для организаций, ведущих деятельность в сфере IT на всей территории страны, за исключением ОЭЗ или СЭЗ (особых или свободных экономических зон). Проценты по страховым взносам в СЭЗ Крыма, Севастополя и порту Владивостока закреплены следующие:

  • Ставка на ОПС - 6 %.
  • Ставка на ОСС - 1,5 %.
  • Ставка на ОМС - 0,1 %.

Льготные в комбинации с нулевыми

Опция при соблюдении норм ст. 427 Налогового кодекса действует только для:

  • Предпринимателей на ПСН (кроме видов деятельности, прописанных в подпунктах 19, 45-48 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ).
  • Организаций, работающих на УСН в сфере оказания услуг и производства товаров, прописанных в подп. 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ.
  • Благотворительных фирм и НКО.
  • Фармацевтических компаний, применяющих ЕНВД.

Действующие ставки:

  • На ОПС - 20 %.
  • На ОСС и ОМС - нулевая.

Для резидентов «Сколково» - 14 % при нулевом проценте уплаты страховых взносов на ОСС и ОМС.

Дополнительные процентные ставки

Согласно статье 428 НК РФ, применять их, рассчитывая взносы на ОПС, должны работодатели на вредных (ставка - 9 %) и тяжелых (ставка - 6 %) производствах. При этом специальная оценка рабочего места не проводится. Вредность и тяжесть определяется по нормам законодательства. Если экспертиза прошла и документально доказана нестандартность рабочего места подкласса не ниже 3,1, то работодатель обязан платить дополнительные взносы, которые рассчитываются согласно ставкам этих подклассов. Так, например, за вредные условия труда страховой взнос составляет 2 %, а за опасные - 4.

Дополнительные ставки применяют и организации, которые предоставляют рабочие места:

  • для членов экипажей вертолетов и самолетов (взносы на ОСС для них установлены в пределах 14 %);
  • в сфере угольно-добывающей промышленности (взносы составляют - 6,7 %).

В обоих случаях платежи переводятся в ФНС России по линии начислений дополнительного социального страхования.

Право на нулевые ставки

Вплоть до 2027 года этой льготой пользуются организации-работодатели для судовых экипажей, зарегистрированных в Российском международном реестре. Это не касается танкеров, перевозящих или хранящих сырую нефть или продукты из нее в портах нашей страны. Также взносы за себя могут не платить предприниматели:

  • Призванные на срочную службу в вооруженные силы РФ.
  • Ухаживающие за ребенком до полутора лет (в сумме не более шести лет).
  • Проживающие с супругом, работающем в деловом или дипломатическом представительстве России за границей (не более пяти лет подряд).
  • Ухаживающие за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет.

Страховые взносы индивидуальных предпринимателей

Нововведения этого года не коснулись алгоритма расчета платежей в различные фонды ИП за себя. Все так же необходимо перечислять взносы в фиксированном размере в ФФОМС и ПФР. Если годовой доход превысил 300 000 рублей, в Пенсионный фонд предприниматель обязан уплатить дополнительную сумму в размере 1 % от полученного сверх лимита дохода.

То есть ни суммы, ни учет страховых взносов для не изменились, за исключением конечного контрагента. Теперь это Федеральная Налоговая служба.

Страховые взносы с процентов по займу

Договор займа совершается в гражданско-правовом поле и регулируется Гражданским кодексом РФ. Выплаты по такому договору могут включаться в базу по страховым взносам, только если предметом соглашения будут выступать оказание услуг или выполнение работ. То есть указанные проценты не являются вознаграждением, поэтому с них не будут взиматься страховые взносы ни на обязательное медицинское или пенсионное страхование, ни на социальное страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на рабочем месте.

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (