Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

План для разрешения на строительство. Инструкция: Как и где получить разрешение на строительство жилого дома. Нужно ли к уведомлению прилагать какие-нибудь документы

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - , , и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Документы, указанные в пунктах 1 , и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.2. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 11 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.1. В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на строительство уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в целях строительства, реконструкции которого выдано разрешение на строительство.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведений, документов, материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 и 6 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра недвижимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.

21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. частью 21.7 пунктами 1 21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренный ч. 21.14 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.

21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство. настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение; требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Для ИЖС разрешение на строительство является одним из самых необходимых документов. Более того, без разрешения на строительство ИЖС может попросту оказаться под угрозой, т. к. без него невозможно, например, взять кредит на строительство и мн. др.

Получение разрешения на строительство при ИЖС

Любой владелец участка рано или поздно задумывается о том, чтобы построить свой дом или другой объект индивидуального жилищного строительства.

Безусловно, при принятии такого решения учитывается вид разрешенного использования земли, площадь и расположение надела. Не слушайте тех, кто говорит, что разрешения на строительство не требуется! Без него на дом не получится зарегистрировать право собственности, ввести его в эксплуатацию, подключаться к коммунальным сетям.

Основным нормативным правовым актом в сфере индивидуального жилищного строительства является Градостроительный кодекс — именно на его нормы следует ориентироваться в вопросе получения разрешения на строительство.

Разрешение на строительство при ИЖС — это бумага, которая подтверждает, что проектная документация на строение соответствует плану участка (проекту планировки участка) и проекту межевания территории (если строится или реконструируется линейный объект). Данный документ официально разрешает застройщику осуществлять строительство и реконструкционные работы с объектом.

Где можно получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома

Итак, какими же органами выдается разрешение на строительство?

  • по общему правилу — органом местного самоуправления района, в котором расположен земельный участок;
  • если проводятся работы, которые связаны с использованием недр, — Министерством природных ресурсов и экологии РФ и его территориальными органами и т.д.

Полный перечень органов перечислен в статье Градостроительного кодекса. Конечно, при индивидуальном жилищном строительстве такие ситуации вряд ли могут возникнуть, но лучше знать об этом заранее.

Получение разрешения на строительство обязательно в том числе:

  • если вы планируете взять кредит в банке на строительство, то в числе подтверждающих документов может потребоваться и разрешение;
  • если строительство идет на дачном участке, то для подключения газа, к примеру, вам также потребуется разрешение на строительство.

Как оформляется разрешительная документация на строительство частного дома, сколько стоит разрешение

Подача документов для получения разрешения на строительство возможна при непосредственном обращении заявителя в соответствующий орган, через представителя и через МФЦ.

Прежде всего необходимо собрать следующий пакет документов:

  • правоустанавливающий документ на участок;
  • градостроительный план участка;
  • документ, удостоверяющий личность обратившегося;
  • доверенность (если подача производится через представителя);
  • проектная документация (в том числе пояснительная записка, сведения об инженерных сетях, план расположения построек, план сноса объектов капитального строительства на участке и т. д.);
  • положительное заключение на проектную документацию объекта капитального строительства (если она подлежит экспертизе);
  • если заключение на проектную документацию было выдано негосударственным органом, то необходимо представить документы, подтверждающие право юридического лица осуществлять такие экспертизы.

Здесь стоит сделать небольшую оговорку по поводу проектной документации. Законодательно предусмотрено, что подготовка проектной документации необязательна в случае, если речь идет об объекте индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящем доме не выше 3 этажей, который предназначается для проживания одной семьи. В этом случае застройщик может по своему усмотрению собрать проектную документацию и представить ее в орган, выдающий разрешение на строительство.

После того как заявление и все необходимые документы переданы в уполномоченный орган, тот, в свою очередь, в течение 10 дней проводит проверку представленных документов и сверяет проектную документацию земельного участка с требованиями градостроительного плана.

В итоге орган может принять одно из следующих решений:

  • отказать в выдаче разрешения на строительство;
  • выдать разрешение на строительство.

Выдача разрешения осуществляется бесплатно. Госпошлину в данном случае платить не нужно!

Не знаете свои права?

Отказ может быть обжалован заявителем через суд.

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается сроком на 10 лет. После получения разрешения застройщик в течение 10 дней должен представить в орган, выдавший разрешение, документацию об инженерных изысканиях, этажности, площади объекта и т. д.

Когда разрешения на строительство не требуется

Законодатель предусмотрел также случаи, когда не требуется получение разрешения на индивидуальное жилищное строительство, например:

  1. Строительство гаража, если участок предоставлен собственнику не для осуществления предпринимательской деятельности.
  2. Строительство сооружений, которые не являются объектами капитального строительства (например, киоска, павильона и т. д.).
  3. Строительство сооружения для вспомогательного использования.
  4. Изменение объектов строительства или их частей, если это не приводит к существенным изменениям.
  5. Иные случаи, предусмотренные законодательством.

Регистрация права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства.

Органом, ответственными за регистрацию права собственности на объекты ИЖС, является территориальное управление Росреестра.

Какие документы необходимы для регистрации?

  1. Если право на земельный участок зарегистрировано и о нем есть сведения в ЕГРН, потребуются:
  • заявление о регистрации права;
  • паспорт заявителя;
  • документ об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости (см. «Как получить кадастровую карту и план земельного участка онлайн?») .
  • Если земельный участок не зарегистрирован в установленном законом порядке, понадобится представить:
    • заявление;
    • кадастровый паспорт объекта;
    • паспорт заявителя;
    • документ об уплате государственной пошлины;
    • доверенность на представителя;
    • правоустанавливающий документ на земельный участок;
    • документ, который подтверждает нахождение объекта ИЖС в пределах данного участка.

    Срок рассмотрения документов — 7 рабочих дней.

    Результат рассмотрения документов:

    1. Выдача выписки из ЕГРН, подтверждающей регистрацию права собственности на объект ИЖС.
    2. Выдача аналогичного документа о праве собственности на земельный участок (если он не зарегистрирован).
    3. Если регистрируется право собственности на земельный участок, но сведения о нем отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, то возможно принятие решения о приостановлении регистрации или отказе.

    Прекращение срока действия разрешения на строительство

    Как уже отмечалось ранее, разрешение на строительство выдается на срок всего строительства и может быть продлено по решению органа власти. В случае ИЖС разрешение выдается на 10 лет.

    При этом Градостроительным кодексом предусмотрены обстоятельства, при наступлении которых разрешение на строительство прекращает свое действие:

    1. Если право собственности на земельный участок было прекращено в принудительном порядке, в том числе путем изъятия участка для нужд государства.
    2. Отказ владельца от права собственности на участок.
    3. Расторжение договоров, на основании которых у гражданина возникло право на земельный участок.
    4. Прекращение права пользования недрами, если оно необходимо для дальнейшего строительства.

    В течение 30 дней с момента прекращения прав на участок органом, выдавшим разрешение на строительство, принимается решение об отзыве разрешения. Такое решение может быть принято на основании:

    • уведомления соответствующего органа власти о том, что у владельца участка прекращены все права пользования этим участком;
    • уведомления уполномоченного органа о том, что прекращено право пользования недрами.

    В порядке межведомственного взаимодействия органы, ответственные за выдачу разрешения, уведомляют территориальные органы Росреестра о том, что право на земельный участок у гражданина прекратилось.

    Нюансы получения разрешения на строительство частного дома

    На практике встречаются ситуации, когда во время строительства право на земельный участок переходит к другому лицу. Как же в этом случае быть с разрешением на строительство и стоит ли его переоформлять?

    Разрешение на строительство переоформлять не нужно! При переходе права на земельный участок или объект капитального строительства оно сохраняет свое действие. То есть если срок разрешения не истекает, то оно просто переходит к новому владельцу.

    Если земельный участок, на котором осуществляется строительство, подлежит разделу, объединению или выделению, то строительство объектов может быть продолжено в соответствии с имеющимся разрешением — но в этом случае требуется получение нового градостроительного плана на участок.

    Выше было сказано о том, что разрешение на строительство нет необходимости получать тем, кто возводит на своем участке объекты, не относящиеся к капитальному строительству. Услышав это, зачастую некоторые предприимчивые хозяева строят магазин, не получая разрешения, но впоследствии оказывается, что это и есть не что иное, как объект капитального строительства. Что делает в таком случае суд? Выносит решение о демонтаже объекта как незаконной постройки.

    Встречаются в судебной практике по данному вопросу и другие неприятные для владельцев новостроек случаи.

    Администрация *** района подала исковое заявление на И., указав, что у того имеется в собственности участок, относящийся к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для ИЖС. На этом участке был возведен 3-этажный жилой дом площадью 1440 кв. м. По мнению администрации, данное строение не соответствует целевому назначению участка и подлежит сносу. В ходе судебного разбирательства было установлено, что постройка действительно имеет признак многоквартирности и допускает раздельное проживание нескольких семей. В итоге суд заявленные требования удовлетворил и признал строение подлежащим сносу.

    Иногда такое выявляется и на начальных стадиях строительства, еще до введения здания в эксплуатацию. Также в ходе проверки, на которую уполномочены соответствующие органы, может быть выявлено, что строительство осуществляется без разрешительных документов. В этом случае владельцу участка выносится предписание об устранении недостатков, а строительство приостанавливается.

    Плюсы и минусы ИЖС как вида разрешенного использования земельного участка

    Владельцы участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, имеют ряд преимуществ:

    1. Такой вид земель может участвовать в различных государственных программах поддержки строительства.
    2. Владелец участка не будет зависеть от других собственников (если собственность на участок не общая).
    3. На таком участке можно построить дом для жилья абсолютно без ограничений и лишней мороки по вопросу перевода земель в другую категорию.
    4. Хозяин участка может быть прописан на этом участке и пользоваться всеми услугами социальных учреждений (больницы, школы и т. д.).

    Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Индивидуальное жилое строение — это отдельно стоящий дом высотой не более 3 этажей, предназначенный для проживания не более одной семьи, причем возведение на участке домов смешанной этажности и таунхаусов не допускается.

    Заключение

    Безусловно, процесс получения разрешения на строительство занимает много времени и требует определенных затрат, но без этого документа при дальнейшем вводе жилья в эксплуатацию могут возникнуть проблемы. Именно поэтому лучше позаботиться о разрешительных документах заранее, чтобы гарантированно предотвратить все неприятные моменты в будущем.

    Какие документы нужны для строительства частного дома — важный вопрос, который волнует многих. Ведь, иметь собственный дом — это мечта многих людей.

    Однако, ее воплощение в реальность требует немалых усилий. В отношении недвижимости законодательством устанавливается особый режим регулирования. При возведении различные разрешения, выполнять иные требования закона.

    Рассмотрим, какие документы нужны для строительства частного дома, его регистрации и эксплуатации.

    Как построить частный дом?

    С чего начинать строительство дома на участке? Иногда это не закупка стройматериалов, а сбор необходимых бумаг. Какие документы для постройки дома на своём участке могут понадобиться?

    Решив приступить к возведению дома, многие не задумываются о получении на это разрешения. Однако, как следует из положений Градостроительного кодекса РФ, его наличие требуется для придания постройке законного статуса.

    Согласно его положениям для постройки или реконструкции любых капитальных объектов такое разрешение является обязательным.

    Частные дома также относятся к категории капитальных строений, и представляют собой здания (до 3 этажей по высоте), в которых проживает одна семья. Дома, построенные при наличии данного документа, не могут признаваться незаконно возведенными.

    При его отсутствии могут иметь место проблемы с внесением сведений в единый кадастр, регистрации прав собственника, подведении коммуникаций. Получение кредитов на постройку частных домов без наличия разрешений также будет проблематично. Государственными учреждениями и органами такие здания признаются фактически самовольно построенными в нарушение закона. За их возведение предусмотрено взимание штрафов.

    Когда разрешение не требуется?

    Какие объекты недвижимости не потребуют получения дополнительных разрешений?

    Поскольку обычно застройка одним домом не ограничивается, у граждан зачастую возникает вопрос о получении разрешений на все постройки. Отвечая на этот вопрос, следует обратиться к статье 51 Градостроительного кодекса РФ. Ее положения содержат перечень случаев, когда такое разрешение не является обязательным:

    • для хозяйственных вспомогательных строений;
    • для гаража на дачном или ином участке, неиспользуемом для предпринимательской деятельности;
    • при возведении, реконструкции строений, которые не относящихся к объектам капитального строительства;
    • ремонт, реконструкция объектов без существенных изменений их конструкции и основных характеристик.

    Этот перечень не является окончательным и закрытым, положением градостроительного законодательства могут быть предусмотрены и другие случаи.

    Как получить разрешение?

    Легализация строительных работ на частном земельном участке.

    Как оформить документы на строительство дома на своем участке? Для получения разрешений на легальное возведение частного дома нужно подготовить пакет необходимых документов и обратиться с заявлением в соответствующий орган. Согласно законодательству решением таких вопросов уполномочены заниматься местные администрации (иные органы в местах расположения участка).

    В настоящее время у граждан также имеется возможность подавать заявление для получения разрешения в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Еще один способ – отправить заявление через Единый портал госулуг в электронном виде.

    Подавать (направлять) заявления можно не только самому, но и через представителей. В таких случаях необходимо подтвердить их полномочия на подписание и подачу документов.

    Помимо заявлений для решения вопроса о получении разрешений, предоставляются следующий перечень документов:

    • правоустанавливающие документы на участок;
    • градостроительный план данного участка;
    • схема планированной организации участка;
    • документы, подтверждающие личность заявителя.

    Что касается проектной документации, то она делается и предоставляется только по желанию застройщиков. Действовать данное правило будет вплоть до первого марта 2018 года.

    Рассматривается поданное заявление не более десяти дней.

    По истечении данного срока выносится решение о выдаче разрешения либо об отказе с объяснением причин. Отказ в удовлетворении заявления может быть обжалован через суд.

    Нюансы получения разрешения для строительства объектов ИЖС

    Смена собственника земельного участка, выделенного под ИЖС.

    В связи с получением разрешений для ИЖС, у потенциальных застройщиков возникает немало вопросов. В первую очередь следует отметить, что до 2018 года действует упрощенная процедура их получения для ИЖС. Готовить проектную документацию на сегодня для этого не требуется. Сама процедура является бесплатной, никаких сборов и пошлин при не берется.

    Особо стоит рассмотреть случаи, когда происходит смена собственников земельного участка или самого строения. Что делать, если после получения разрешения участок, отведенный для строительства, переходит во владение другого лица?

    Многие думают, что в этом случае придется снова или переоформлять старые. На самом деле этого делать не нужно, если его срок не истек. Таким образом, оно будет действительно для всех владельцев участка, пока не выйдут сроки.

    При разделении или объединении земельных участков для ИЖС, постройка также может осуществляться на основании выданных ранее разрешений.

    Прекращение разрешения на строительство

    Согласно нынешним законодательным нормам, срок действия разрешений на возведение объектов ИЖС составляет десять лет. Следовательно, по общему правилу, прекращается его действие в связи с истечением данного срока.

    Однако, при наличии некоторых обстоятельств, оно может быть прекращено и раньше. К их числу относится:

    • отказ от прав собственности на участок;
    • при прекращении такого права в принудительном порядке, в том числе и для государственных нужд;
    • прекращении (расторжении) договоров-оснований прав собственности на землю;
    • прекращение прав пользования недрами, если без них дальнейшее строительство невозможно.

    На основании сведений о прекращении прав на землю, уполномоченными органами осуществляется отзыв разрешения в течение месяца.

    Регистрация прав собственности на объекты ИЖС

    Регистрация прав на жилой дом

    Для того, чтобы стать полноправным владельцем построенного дома, необходимо пройти процедуру регистрации. При этом можно обращаться за регистрацией как полностью отстроенного дома, так и незавершенного строительства.

    Занимаются вопросами регистрации территориальные подразделения Росреестра. До марта 2018 года в отношении объектов ИЖС сохраняется возможность регистрации в упрощенном порядке.

    Для обращения в органы Росреестра понадобятся:

    • заявление о регистрации;
    • паспорт заявителя (иной удостоверяющий документ);
    • документы, подтверждающие строительство.

    Если участок зарегистрирован в установленном порядке и поставлен на учет в кадастре недвижимости, то процедура регистрации будет проще. В таком случае представлять какие-либо документы на него не нужно, вся информация у Росреестра уже имеется.

    Если земельный участок не внесен в кадастр, то регистрация возведенного на нем объекта ИЖС с начала 2017 года не может быть произведена. Однако, вплоть до 2020 года имеется возможность осуществить его постановку на учет и регистрацию на основании декларации с описанием объектов.

    Что касается документов, подтверждающих постройку объекта, то к ним относятся кадастровый . Последнее требуется для объектов, постройка которых не завершена. В свою очередь, кадастровый паспорт составляется на основе технического плана, оформленного с учетом полученного на постройку разрешения. Кроме указанных документов необходимо произвести оплату госпошлины.

    При предоставлении всех необходимых документов заявление рассматривается в срок до десяти дней.

    Документы для оформления земельного участка под ИЖС

    Какие документы необходимы для получения земельного участка под индивидуальное строительство?

    Прежде чем приступать к строительству собственного частного дома, необходимо приобрести землю, предназначенную для этого. Вопросы предоставления таких участков находятся в компетенции администраций муниципальных образований. Каждый желающий получить участок земли под ИЖС должен обратиться туда с заявлением, указав цели использования.

    Распределение участков осуществляется на основе аукциона. Некоторые категории лиц имеют право на бесплатное получение земли, в частности, многодетные семьи, ветераны, инвалиды. Решение о выделении земель данным лицам решается в порядке очередности специальной комиссией.

    Второй возможностью приобрести землю под ИЖС является ее покупка у другого частного лица по договору. Независимо от основания его приобретения, право на него нужно зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться с заявлением и определенным пакетом документов. К их числу относятся:

    • паспорт (иное удостоверение личности);
    • документ, удостоверяющий права человека на недвижимость;
    • кадастровый план участка;
    • заявление о регистрации;
    • квитанция об уплате госпошлины.

    Проект частного дома и его паспорт

    Составление проекта частного дома и его паспорта

    Для получения разрешения на постройку своего дома предоставление проектной документации не требуется. Вместе с тем, застройщик может по собственному желанию ее подготовить. Проект дома включает все основные данные и характеристики, необходимые для его постройки. В него входят архитектурно-строительная и инженерная информация, в том числе планы, чертежи всех частей дома, его коммуникаций, смета, паспорт проекта.

    Разработку проекта можно поручить специализированной фирме, либо сделать самому. Однако без специальных знаний учесть все тонкости будет сложно. Ведь проект включает большой объем информации, помимо количества этажей и комнат дома, вида материалов и отделки. При постройке дома приходится решать вопросы его размещения на участке, обустройства всех коммуникаций.

    Паспорт проекта включает в себя все основные документы, относящиеся к возведению строительства, в частности:

    • разрешение на постройку;
    • о правах на землю;
    • договор о постройке дома;
    • выкопировка из генплана;
    • задание на проектирование частного дома;
    • планы, чертежи здания;
    • условия присоединения к инженерным сетям.

    Подведение коммуникаций

    План подведения коммуникаций к жилому дому

    Приобретая участки для ИЖС, не всегда получаешь готовый для эксплуатации кусок земли. Если участок находится в дачном кооперативе или другом населенном месте, то вопрос с подключением коммуникаций решается проще.

    Водоснабжение, канализация, газ или электричество необходимы для организации нормального функционирования дома. В зависимости от расположения самого участка, имеющихся рядом коммуникаций, вопросы их подведения могут повлечь большие временные и финансовые затраты.

    Если возможности подключения к общим сетям нет или это слишком дорого, можно установить автономные коммуникации самостоятельно.

    Ввод в эксплуатацию жилого дома

    Получение разрешения на ввод в эксплуатацию построенного жилища

    Логичным завершением постройки частного дома является его ввод в эксплуатацию. Для получения соответствующего разрешения нужно обращаться в местные администрации. Эта процедура является бесплатной и не требует никаких затрат.

    Согласно нормам градостроительного законодательства такое разрешение требуется для регистрации прав собственника на возведенное строение. Однако временно, до первого марта 2018 года, данное требование можно не исполнять.

    Для ввода постройки в эксплуатацию нужно подать заявление с приложением следующих документов:

    • документы о правах на земельный участок;
    • градостроительный план участка;
    • технический план;
    • документ о соответствии всем техническим нормам;
    • план коммуникаций и технических сооружений;
    • акт приема постройки;

    Заявление и приложенные к нему документы рассматриваются уполномоченными органами. Как правило, срок рассмотрения не превышает десяти дней.

    Плюсы и минусы ИЖС

    Участок земли с целью использования для ИЖС обладает рядом значительных преимуществ. Являясь владельцем собственного куска земли и другие постройки по своему плану и проекту. Многих частные дома привлекают отсутствием соседей.

    Объекты ИЖС подпадают под упрощенную процедуру регистрации и оформления налоговых вычетов. Однако владельцам таких участков придется смириться и с некоторыми ограничениями. В первую очередь, они касаются размеров самого участка и возводимого на нем строения.

    Кроме того, получение участков, строительство частных домов строго регламентируются и требуют оформления разрешений и подготовки большого объема документов. Такой вид землепользования является более дорогостоящим.

    Что нужно чтобы построить дом? Какие документы нужны перед началом строительства частного дома? Как получить разрешение на строительство индивидуального жилого дома смотрите в видео:

    Ответить

    До 3 августа 2018 года и в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного Кодекса для начала строительства требовалось разрешение, которое призвано зафиксировать факт соответствия проекта строительства жилого дома планам использования участка в данном поселении или его структурной части. Также признаются разрешения, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

    Получение разрешения на строительство занимало 10 дней и требовало финансовых и временных затрат на подготовку следующих документов:

    1. Проект строительства дома или его реконструкции;
    2. Акт экспертизы соответствия проекта градостроительному плану ;
    3. Общий план застройки в масштабе 1:500 с указанием осей строений;
    4. на земельный участок или свидетельство о собственности, либо договор аренды.

    Однако, согласно новой статьи 51.1 ГрК РФ, с 3 августа 2018 начал действовать уведомительный порядок и получать разрешение на строительство больше не нужно.

    Уведомительный порядок был введён с целью уменьшения сроков рассмотрения заявок и увеличения темпов строительства. Однако срок выдачи разрешений сокращен и для тех объектов, которые не попадают под данный порядок. К ним относятся особо опасные, сложные и уникальные строения. Как правило, жилые дома таковыми не являются.

    Целесообразность введения уведомительного порядка оспаривается специалистами. Главные аргументы: увеличение жилых строений, не соответствующих нормам безопасности, а также использование земли не по назначению. Новые проблемы, конечно, решаемы с помощью органов государственного контроля, но они же создают дополнительную нагрузку на контролирующий орган. В общем, замкнутый круг.

    Получается, что уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС представляет собой вариант договорных отношений, когда одна из сторон принимает на себя обязанности по возведению строения в соответствии с представленными документами, а другая дает на это разрешение и осуществляет контроль соответствия действий застройщика заявленным документам.

    Какие документы нужны для начала строительства дома в 2020

    Для легального начала строительства жилого дома требуется:

    1. Уведомление о начале строительства (порядок получения рассмотрим ниже);
    2. Выписка из ЕГРН на земельный участок, в которой заявитель указан собственником или арендатором. Заказать документ можно не выходя из дома.

    Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через - так вы получите документ в течение часа. Стоимость та же - 250 рублей, данные официальные - из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

    Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через

    О строительстве каких объектов нужно уведомлять

    Под уведомительный порядок попадает строительство:

    1. Индивидуального жилого дома на землях под ИЖС или ;
    2. Садового дома на землях СНТ.

    Обратите внимание, что с1 января 2019 земли находящиеся в пользовании дачников, делятся на два типа: садовые и огороднические. Строительство жилого дома теперь возможно лишь на участках первого типа и только после уведомления муниципалитета. Земли для огородничества имеют иное целевое назначение и жилой застройке больше не подлежат.

    В каких случаях уведомление не требуется

    Если исходить из принципа «все, что не запрещено, разрешено», то в соответствии с нормами Градостроительного кодекса, уведомление о планируемом строительстве необходимо только для зданий, которые находятся под действием градостроительного регламента. Для всех остальных объектов такое разрешение не требуется. Таким образом, в перечень объектов, свободных от разрешительных процедур попадают:

    1. строения выполняющие вспомогательную функцию (гараж, баня, сарай, теплица и т. п.), расположенные на землях не предназначенных для коммерческого использования;
    2. объекты, не являющиеся капитальными;
    3. временные строения, возведенные для обеспечения каких-либо работ (добыча полезных ископаемых, земляные работы, прокладка коммуникаций и т.п.);
    4. объекты, в которых планируются не существенные изменения в проект строительства.

    Один из комментариев к ст. 51.1 ГрК РФ: направление уведомления по ст. 51.1, не требуется, если заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС подано до 04.08.2018.

    Логично было бы внести в этот список здания, построенные без предварительного разрешения и которые удалось легализовать в упрощенном порядке, например по . Однако эта ситуация не совсем вписывается в существующие нормативы и является показателем наличия противоречий переходного периода.

    Как заполнить уведомление о планируемом строительстве

    Для начала нужно скачать официальный бланк уведомления, который утвержден Приказом Минстроя России 19 сентября 2018 года: № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

    Еще одна странность нового законодательства: уведомительный порядок введен 3 августа 2018 года, а официальный бланк уведомления утвержден лишь спустя 1.5 месяца - 19 сентября 2018.

    После загрузки официального уведомления, вам останется только распечатать бланк и заполнить его согласно образцу ниже.

    Образец заполнения

    Как подать уведомление о начале строительства

    Подавать уведомление о начале строительства должен собственник земельного участка, который указан в , либо нотариально заверенный представитель. Когда документы готовы, уведомить администрацию можно следующими способами:

    • Лично через МФЦ «Мои документы»;
    • Лично передать документы секретарю Департамента земельно-имущественных отношений (ДИЗО) Администрации, на территории которой расположен земельный участок. Не забудьте взять у секретаря входящий номер обращения;
    • Отправить оригиналы документов почтой с уведомлением;
    • Отправить скан-копии документов через портал «Госуслуги». Нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).
    1. Инспекция ГосАрхСтройНадзора Московской области проводит сверку соответствия заявленной документации реальной ситуации.
    2. После этого орган архитектуры и градостроительства муниципалитета подает документацию на регистрацию в ГосАрхСтройНадзор Московской области.
    3. Пакет документов рассматривается в течение семи дней, после чего объект регистрируется, либо заявка отклоняется.

    После проверки параметров дома на соответствии градостроительным нормам и правилам, администрация муниципалитета выдает «Уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке» (согласитесь, что название можно было бы придумать и покороче), а застройщик получает законное право начать строительство.

    Образец уведомления о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке

    Как получить разрешение на строительство старого образца

    Уведомительный порядок распространяется на объекты планируемого строительства менее 500 кв. метров. Для строительства зданий площадью свыше 500 кв. метров, а также особо опасных и уникальных строений, придется получать разрешение на строительство старого образца со всеми вытекающими из этого пакетами документов (приводил выше).

    Поскольку Градостроительный кодекс является главным законом, регламентирующим жилищное строительство, в том числе и индивидуальное, разрешение на строительство может быть выдано только тем застройщикам, земли которых находятся под действием градостроительных регламентов. Там, где градостроительный регламент не действует, вопрос о разрешении на строительство может быть решен на федеральном уровне, а также на уровнях субъектов федерации и местного самоуправления. Однако это возможно только в случае, если на территорию есть план застройки.

    ГК РФ содержит лишь общие требования к застройщикам. В каждом конкретном случае алгоритм действий может иметь свои нюансы, но обычно индивидуальное жилое строительство проводится на землях муниципалитета. Если это действительно так, то нужно идти в Градостроительный комитет данной территориальной подчинённости.

    Фактическую выдачу разрешения на строительство производит главный городской или районный архитектор. Утверждает документ глава города, района или другого органа муниципалитета.

    Срок действия разрешения на строительство

    Разрешение на строительство является юридическим документом и частью прав на недвижимость. Это означает, что участок с недостроенным объектом можно продать и разрешение при этом перейдет к новому владельцу на законных основаниях.

    Поэтому, если срок действия разрешение на строительство истек, а дом ещё не введен в эксплуатацию, нужно только уведомить местную администрацию о смене владельца. К примеру, срок действия разрешения на индивидуальное строительство жилого дома - 10 лет.

    Какие ограничения при строительстве дома

    Обратите внимание, что летом 2018 Правительство России утвердило проекты законов, касающихся самовольной застройки и устанавливающих единые параметры строящегося индивидуального жилья (ИЖС). По словам главы Минстроя РФ Михаила Меня, ИЖС представляет собой:

    1. Отдельный жилой дом не более трех надземных этажей и высотой до 20 м.
    2. Такой дом не должен состоять из отдельных квартир или блок-секций.
    3. Приведенные ограничения также распространяются на садовые и жилые дома на дачных участках.
    4. Закон устанавливает правовое регулирование возведения ИЖС площадью до 500 и более 500 кв. м.

    В заключение

    1. Уведомительный порядок выгоден застройщикам: во-первых, согласование ускоряется и упрощается; во-вторых, вносить изменения в проект по ходу строительства теперь можно без громоздких процедур согласований, которые по срокам и затратам сравнимы с получением нового разрешения.
    2. Однако появились и минусы. Кажущаяся бесконтрольность и свобода действий могут привести к недопустимым отклонениям от существующих норм строительства и использования земли в будущем. В итоге всё может закончиться для застройщика постановлением о сносе объекта или существенными изменениями в его структуре. Но самым печальным последствием может стать изъятие земли на основании её нецелевого использования.

    Разрешение на строительство частного дома является обязательным. Допуск к строительству оформляется только при предъявлении перечня требуемых документов. Если представляется не полный список бумаг или они имеют ошибки, то заявление отклоняется. Возведение здания будет незаконным при отсутствии документа от ответственных органов.

    Зачем нужно разрешение

    ГрК РФ – свод законодательных актов, определяющий, как получить разрешение на строительство дома, регулирующий процессы возведения объектов любого вида. Согласно пунктам, документ обязательный, без него возведение здания будет незаконным.

    Разрешение используется для подтверждения, что процесс возведения здания был проведен согласно действующим правовым и нормативным актам. Так построенное помещение будет соответствовать условиям безопасности и не позволит наносить ущерб природе и остальной инфраструктуре.

    Кем выдается разрешение на строительство

    За выдачу ответственным органом назначено муниципальное самоуправление, определяемое по месту расположения земельного участка, на котором планируется развернуться застройка. Но место, где можно получить разрешение на строительство, может изменяться в зависимости от нюансов:

    • На строительство частного дома на собственном участке ИЖС разрешение выдается органами местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности района, в котором расположен участок под строительство.
    • Орган, уполномоченный охранять объекты культурного наследия в субъекте РФ – если строительные работы ведутся в границах исторических поселений;
    • Министерство природных ресурсов и экологии РФ – если при строительных работах будут использованы недра;
    • «Роскосмос» – если возводится объект космической инфраструктуры;
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – если объект предназначен для работы в атомной промышленности.

    Получение разрешения на строительство дома

    Вся процедура того, как получают разрешение на строительство, регулируется статьей 51 ГК РФ. Первым этапом при необходимости получения разрешения является создание проекта, разработкой которого должен заниматься профессионал. Найти специалиста можно в соответствующих организациях, где подготовят индивидуальный проект или представят готовый план. Здесь же подготовят необходимую документацию, которая потребуется при застройке.

    Когда разрешение не потребуется

    В статье 51 ГК РФ также указаны случаи, когда строительство может проходить без получения разрешения:

    • внутриканальные соединения;
    • возведение гаража на некоммерческой территории;
    • возведение некапитальных сооружений;
    • сооружения, необходимые для подключения к инженерным сетям.

    Интересный факт! К некапитальным сооружениям относятся легкие конструкции, которые не имеют глубоких фундаментов (беседка, сарай, погреб, колодец и так далее).

    Получение разрешения на строительство ИЖС

    Получение разрешения на строительство ИЖС осуществляется по принципу, действующему для капитальных объектов. Различия имеются в пакете собираемых документов и месте обращения, куда необходимо подавать заявление с бумагами.

    Допускается регистрация только одного капитального дома на территории участка. Постройка гостевого домика разрешается, только если он будет относиться к вспомогательному объекту, для строительства которого не потребуется получение документации. Аналогичное правило работает и для строительства других некапитальных объектов.

    Дом, построенный по ИЖС, не может иметь более 3 этажей. Всегда строится для проживания одной семьи. Если же объект превышает установленный лимит, то список собираемых документов изменится.

    Минимальные значения для дома ИСЖ:

    • площадь кухни — 6 кв.м.;
    • площадь одной жилой комнаты: гостиная – 12 кв.м. или спальня – 8 кв.м.;
    • ширина коридора – 0,85 м.;
    • ширина раздельного санузла: ванная комната – 1,5 м. и туалет – 0,8 м.

    Интересный факт! Объект ИЖС может возводиться только при наличии учета минимального расстояния от дома до общей территорий. При несоблюдении условия разрешение выдано не будет.

    Куда обращаться

    Для оформления потребуется обратиться с заявлением в ближайший МФЦ. Регистрация обращения осуществляется в течение дня. Если застройка проводится с использованием недр или на территории исторического поселения, то потребуются дополнительные бумаги.

    Сопроводительные документы

    Что нужно из документов, чтобы получить разрешение на строительство:

    • заявление, составляемое в МФЦ;
    • паспорт гражданина;
    • подтверждение наличия прав на владение землей, где будет проводиться строительство;
    • проект.

    Под правоустанавливающими документами подразумевается свидетельство о государственной регистрации. Если же оно отсутствует, то заменой является бумага, на основании которой территория была передана во владение (договор купли-продажи, завещания, дарения).

    Проектные бумаги определяется статьей 51 ГК РФ. Для объектов капитального строительства потребуется следующая документация:

    • архитектурные решения;
    • доступность для людей с ограничениями;
    • заключение экспертизы (специалист направляется от государственных органов);
    • инженерно-технический план;
    • пояснительная записка;
    • проект демонтажа, сноса;
    • проект строительства;
    • разрешение для отклонения от незначительных параметров;
    • согласие от владельца здания на его реконструкцию (если проводится);
    • схема планировки участка;
    • схема планировочной организации.

    Регулирование документации при строительстве ИЖС осуществляется тем же законодательным актом. Перед тем, как получить разрешение на строительство частного дома , потребуется собрать следующий пакет бумаг:

    • план участка (максимальная давность – 3 года);
    • описание внешнего вида объекта (потребуется только при строительстве в исторических поселениях);
    • планировочная организация участка.

    Получение отказа

    После передачи документации и заявления, решение принимается комиссией в течение одной недели, что указано в статье 51 ГК РФ. Срок увеличивается до 30 дней, если проект относится к капитальному строительству, которое не является линейным или возведение осуществляется в историческом поселении.

    Результатом рассмотрения заявки может стать отказ в выдаче разрешения. Основания для отклонения указаны в статье 51 ГК РФ. Если его причиной стали недостатки, неточности или недостаток приложенных документов, то потребуется устранить недочеты, после чего вновь подать заявление туда, где обращающийся получил отказ в получении разрешения на строительство частного дома.

    Другие причины отклонения заявления, описанные в законодательном акте:

    • заявитель не является владельцем территории;
    • строительство проходит в особо охраняемой зоне;
    • участок требуется государству.

    Если обращающееся лицо считает, что решение об отказе было принято незаконно, то ему потребуется составить иск для передачи в суд. Документ должен включать в себя:

    • данные адресата;
    • данные заявителя;
    • данные органа, чье решение обжалуется;
    • разъяснение ситуации;
    • просьба о признании вынесенного решения незаконным;
    • список приложенных документов.

    Срок действия разрешения

    Документ действует следующие 10 лет с даты выдачи. Его нужно сохранять в течение всей реализации проекта. Если же здание не введено в эксплуатацию по истечении 10 лет, то он может продлеваться на дополнительный срок по решению органа, выдавшего документ.

    Чтобы продлить разрешение, необходимо обратиться до истечения последних 60 дней действия документа. Заявление подается в орган, выдавший разрешение. Прошение о продлении может быть отклонено по причине отсутствия начала работ.

    Последствия строительства без разрешения

    Если строительство жилья будет проведено без получения соответствующей разрешительной документации, то построенное здание будет признанно незаконным. Минимальные последствия, которые могут быть – запрет на подключение коммуникации, максимальные – привлечение к административной ответственности. Последний случай имеет место быть, если при строительстве не учитывались нормы и правила возведения. Из-за невозможности регистрации здания, с построенным объектом нельзя будет проводить любые сделки (продажа, аренда и так далее).

    Интересный факт! Регистрация права собственности обойдется в 350 рублей, уплачиваемых в качестве государственной пошлины.

    При самостоятельном получении разрешения оно будет бесплатным. Если сбором документации и остальными процедурами будет заниматься профильная компания, то стоимость получения разрешения на строительство частного дома различается в зависимости от разных факторов, но в среднем стоит от 15 000 до 50 000 рублей.

    Нужно ли получать разрешение на строительство частного дома ответит статья 9.5 КоАП РФ, определяющая наказание при отсутствии этого документа:

    Преимущества и недостатки ИЖС

    Преимущества ИЖС заключаются в следующих нюансах:

    • в доме можно прописаться, что позволит пользоваться социальными государственными учреждениями;
    • действуют программы от государства;
    • допускается строительство дома без лишних ограничений;
    • собственность принадлежит только ее владельцу.

    Интересно: Как недвижимости? Пошаговая инструкция и советы эксперта.

    Недостатки ИЖС заключаются в следующих нюансах:

    • ограниченный размер участка;
    • начало строительства допускается в течение 3 лет с момента регистрации владения территорией;
    • если на территории не появится дом в течение 10 лет, то размер налога увеличится в два раза.

    Разрешение на строительство является документом, позволяющим узаконить возведение здания. В противном случае гражданин может понести административную ответственность за пренебрежение законодательством.