Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Определение у ростоу а о развитии общества. Биография. Теоретические основы развивающего мира

Уолт Уитмен Ростоу (англ. Walt Whitman Rostow, 7 октября 1916, Нью-Йорк - 13 февраля 2003, Остин, шт. Техас) - американский экономист и политический мыслитель, профессор Массачусетского технологического института, автор теории стадий экономического роста, советник президента США по национальной безопасности в 1966-1969 годах.

Биография

Родился в семье еврейских иммигрантов из России в Нью-Йорке.

Степень бакалавра получил в Йельском университете в 1936 году, был стипендиатом Родса в Оксфорде в 1936-1938 годах, получил степень бакалавра гуманитарных наук в Баллиол-колледже. В 1940 году удостоен докторской степени в Йельском университете.

Преподавальскую деятельность начал в Колумбийском университете, затем в Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте.

Во время Второй мировой войны служил в Управлении стратегических служб. После окончания войны совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и Кембридже) с работой чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощника исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе.

С 1950 профессор экономической истории в Массачусетском технологическом институте. Участвовал в подготовке выступлений президента Д. Эйзенхауэра и сенатора Джона Кеннеди.

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х - начале 1960-х ещё до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П. Друкером, Дж. К. Гэлбрейтом и Р. Ароном, У. Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась - «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил Ростоу на пост заместителя помощника президента по национальной безопасности. С декабря 1961 по март 1966 занимал пост советника государственного департамента США и одновременно возглавлял управление планирования госдепартамента. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства - идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых - была инициирована именно Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрёл иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жёсткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л. Джонсоне, назначившем его в апреле 1966 года советником по вопросам национальной безопасности.

В Техасском университете

С приходом президента-республиканца Р. Никсона в 1969 Ростоу ушёл с государственной службы и тридцать лет преподавал экономику в созданной Л. Джонсоном Школе общественных связей при Техасском университете в Остине. Его жена также была профессором Школы, затем стала её деканом. Активно занимался научной деятельностью. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Семья

Старший брат - Юджин Ростоу (1913-2002), помощник государственного секретаря по политическим вопросам (1966-1969), директор Агентства по контролю над вооружениями и разоружению (1981-1983).

Ростоу, ставший известным благодаря той роли, которую он сыграл в формировании внешней политики США (USA) в Юго-Восточной Азии (Southeast Asia) в 60-х годах прошлого века, был убежденным антикоммунистом и непреклонно верил в эффективность капитализма и свободного предпринимательства. Он служил советником по национальной безопасности в администрациях президентов Кеннеди (Kennedy) и Джонсона и решительно поддерживал участие США в войне во Вьетнаме (Vietnam). В последние годы он преподавал в Школе государственного управления имени Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson School of Public Affairs) при Техасском Университете в Остине (University of Texas at Austin), работая вместе со своей женой, Элспет Ростоу (Elspeth Rostow), которая позже стала деканом школы.

Он был плодовитым автором и много писал в защиту экономики свободного предпринимательства, особенно в развивающихся странах. В 1960 году он опубликовал книгу "Стадии экономического роста: некоммунистический манифест" (The Stages of Economic Growth: A non-communist manifesto), которая использовалась в качестве учебника в нескольких областях общественных наук.

Его старший брат, Юджин Ростоу (Eugene Rostow), ученый-юрист и государственный служащий, также занимал немало высоких правительственных постов во внешнеполитических ведомствах.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 года в Нью-Йорке (New York City), в семье еврейских иммигрантов из России (Russia). Его родители, Виктор (Victor Rostow) и Лилиан Ростоу (Lillian Rostow), были активными сторонниками социализма, и назвали всех трех своих сыновей – Юджина Виктора Дебса Ростоу (Eugene Victor Debs Rostow), Ральфа Уолдо Эмерсона Ростоу (Ralph Waldo Emerson Rostow) и Уолта Уитмена Ростоу, - в честь профсоюзного лидера, философа и поэта, которых роднила приверженность социалистическим идеям.

В возрасте 15 лет Уолт стал студентом Йельского Университета (Yale University), получив полную стипендию на обучение, и окончил его в 19 лет, а в 1940 году 24-летний Ростоу защитил там же докторскую степень. Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) позволила ему также учиться в оксфордском колледже Баллиол (Balliol College, Oxford).

В 1936 году, во время кризиса, связанного с отречением Эдуарда VIII (Edward VIII), Ростоу помогал журналисту Алистеру Куку (Alistair Cooke), который освещал эти события для радиосети NBC. Завершив образование, Ростоу преподавал экономику в Колумбийском Университете (Columbia University).

Во время Второй мировой войны Ростоу служил в Управлении стратегических служб, предшественнике ЦРУ, под началом генерал-майора Уильяма Джозефа Донована (William Joseph Donovan). Помимо других задач, он участвовал в выборе целей для американских бомбардировок. Позже Николас Катценбах (Nicholas Katzenbach), бывший генеральный прокурор США при президенте Джонсоне, шутил, что, наконец, понял разницу между собой и Уолтом Ростоу – он был штурманом, которого сбили, и он два года провел в лагере для военнопленных, а Ростоу был тем парнем, который выбирал для него цели.

Сразу после войны Ростоу стал помощником руководителя немецко-австрийского экономического отдела в Государственном департаменте США в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.).

Лучшие дня

В 1946-1947 он вернулся в Оксфорд в качестве преподавателя американской истории, но уже в 1947-м был вынужден оставить академическую деятельность, поскольку его назначили помощником исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии. На этом посту он принимал участие в разработке плана Маршалла (Marshall Plan).

В 1949 Ростоу преподавал американскую историю в Кембриджском Университете (Cambridge University), с 1950 по 1961 был профессором истории экономики в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology) и в 1951-1961 был сотрудником Центра международных исследований (Center for International Studies) при МТИ.

В 1958 году он стал спичрайтером президента Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower).

В 1960 Ростоу присоединился к президентской кампании Джона Кеннеди, год спустя занял должность заместителя советника по национальной безопасности и в конце 1961 года был назначен одним из советников Госдепа США и председателем Совета по планированию политики.

Освободив в 1969 году должность советника по национальной безопасности, Ростоу вернулся к преподаванию истории и экономики в Техасском Университете, где оставался вплоть до своей смерти 13 февраля 2003 года, в возрасте 86 лет.

американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с 1969). Один из авторов концепции "индустриального общества". Автор концепции "стадий экономического роста". Основные сочинения: "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" (1960), "Процесс экономического роста" (второе издание - 1962), "Взгляд с седьмого этажа" (1964), "Динамика советского общества" (1967), "Соединенные Штаты на мировой арене. Эссе по современной истории" (1969), "Политика и стадии роста" (1971) и др. Р. предложил выделить пять типов общества в соответствии с разнокачественными стадиями его эволюции. По Р., это - "традиционное общество" (аграрное, иерархизированное, с концентрацией власти у землевладельцев, примитивной техникой и наукой); "переходное общество" (характеризующееся интенсификацией сельскохозяйственного производства, складыванием централизованных государств на основе "национализма", появлением нового класса "предприимчивых людей"); общество "стадии сдвига" (эпохи промышленной революции); общество "стадии зрелости" (индустриальное общество со значимым (до 20%) компонентом капиталовложений в структуре национального дохода, широким распространением достижений науки и техники, превращением горожан в преобладающий сектор населения, ростом труда высокой квалификации в общей структуре занятости); общество "эры высокого массового потребления" (доминирование сфер услуг и производства товаров массового потребления с сопряженными трансформациями "качества жизни" людей). Концепция Р., являвшая собой один из модернистских социологических вариантов опровержения гипотезы об общественно-экономических формациях, в первую очередь обращала на себя внимание акцентированным преодолением европоцентризма, присущего соответствующей доктрине Маркса.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РОСТОУ Уолт Уитмен

(1916-2003) - амер. экономист, социолог, историк соц.-экон. мысли, полит. деятель. Осн. соч.: «Капиталовложения и Великая Депрессия» (1938), «Очерк развития британской экономики в XIX в.» (1948), «Процесс экономического роста» (1952), «Переходный период в ситуации роста самообеспеченности» (1955), «Стадии экономического роста» (1959), «Политика и стадии роста» (1971), «Как это начиналось: зарождение современной экономики» (1975), «Мировая экономика: история и перспективы» (1978), «Теоретики экономического роста от Д.Юма до наших дней» (1990). Наряду с Р.Ароном явл. одним из создателей совр. варианта теории индустриального общества. В историю социологии вошел как автор концепции «стадий экон. роста». Проблема выделения стадий, к-рые должна проходить любая экон. система в процессе своего развития, историками экономики начала XX в. решалась через аналогии с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем, в середине XX в., австрал. теоретик К.Кларк описал этот процесс как последовательную смену господства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производства. Р. предложил выделить в истории об-ва 5 этапов, характеризующихся разл. уровнем технол. развития: 1) «традиц. об-во» - аграрное об-во с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической соц. структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, «доньютоновским» уровнем развития науки и техники; 2) «переходное об-во» - период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хоз-ва, появление новых типов «предприимчивых людей», выступающих как движущая сила об-ва, рост национализма, стремящегося обеспечить экон. фундамент нац. безопасности, возникновение централизованного гос-ва); 3) стадия «сдвига» (англ. take-off) - период «промышленной революции», ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту осн. отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства; 4) стадия «зрелости» - индустриальное об-во, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% нац. дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Р., для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); 5) эра «высокого массового потребления», когда осн. проблемами об-ва становятся проблемы потребления, а не производства, осн. отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиц. отрасли. Взгляды Р., его концепция стадий экон. роста, рассматриваемая как альтернатива марксизму, в дальнейшем послужили одним из источников теории постиндустриального общества. Л.Г.Скульмовская

Американский экономист, социолог и историк Уолт Ростоу в 1960 г. сформулировал теорию стадий экономического роста в своем труде «Стадии экономического роста». В нем описывается пять основных стадий роста, отдаленно схожих своей типологией с пятью формациями марксизма. Данные стадии включают в себя этапы:

1) «традиционное общество»;

2) стадия подготовки условий для «сдвига»;

3) стадия «сдвига» и перехода к индустриальному развитию;

4) «индустриальное общество»;

5) стадия «массового потребления».

Традиционное общество, по Ростоу, характеризуется примитивной ручной техникой, незначительными размерами производства на душу населения, высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве, иерархической социальной структурой и наличием политической власти в руках землевладельцев. К этой стадии он относит всю историю человечества до конца XVII в.

Вторая стадия (переходное общество) характеризуется проникновением научных открытий в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей, созданием единой национальной власти и т.п. Однако эти новшества занимают небольшое место в обществе.

Третья стадия - подъем. Эта стадия характеризуется тем, что резко повышается технологический уровень промышленности и сельского хозяйства, образуется капитал общехозяйственного назначения (транспорт, связь, дороги и т.д.), увеличивается число фабрик, растут города и новый промышленный класс.

В конце ХIX в. Западная Европа, по Ростоу, переживает четвертую стадию экономического роста - движение к зрелости. Для него типично следующее: хозяйство страны становится частью мирового хозяйства. 10-20% национального дохода инвестируется, отчего рост продукции обгоняет рост населения. Центр тяжести с отраслей угольной, металлургической промышленности, тяжелого машиностроения переносится на станкостроение, химическую и электротехническую промышленность.

Пятая стадия - век высокого массового потребления. Здесь Ростоу показывает экономику современного капитализма, полностью подчиненную задачам личного потребления, в ней нет ни погони за максимальной прибылью, ни концентрации капитала, ни господства монополии, ни эксплуатации рабочего класса. Революция в потреблении - вот что, по Ростоу, отличает данную стадию в развитии общества от предшествующих. Возникает новый средний класс: специалисты, техники, квалифицированные рабочие, мелкие и средние предприниматели и др. Ростоу считает, что на данной стадии капитализм теряет свою агрессивность, а капиталистические государства сосредоточивают свое внимание на удовлетворении потребностей собственного населения и отказываются от внешней экспансии.

В 1971 г. вышла новая книга Ростоу, являвшегося на тот момент свидетелем становления пятой стадии своей концепции - «Политика и стадии роста», где он утверждает, что так называемый «век высокого массового потребления» не принес удовлетворения массовому потребителю, поскольку ознаменовался ростом цен, безработицей, низкими темпами экономического роста, ухудшением окружающей среды, обострением проблем крупных городов, ростом преступности. Ростоу ставит вопрос о переходе американского общества к новой, шестой стадии - поиску путей качественного улучшения жизненных условий человека (“поиски качества”).

Модель Ростоу была критически воспринята современниками, так как она не показывает скрытые движущие силы изменений, и вся концепция стадий роста является лишь классификационной системой, основанной на опыте развитых стран. Данная критика лишь подтвердилась, когда стадия массового потребления не оправдала ожиданий своего создателя, который вскоре выдвинул идею появления новой, шестой по счету стадии развития общества. Таким образом, теория Ростоу является несовершенной ввиду своей неопределенной конечности и ограниченности (модель развития ориентирована на страны с большим населением и развитой экономикой).

РО́СТОУ Уолт Уитмен (Walt Whitman Rostow ; 1916, Нью-Йорк, - 2003, Остин), американский экономист, историк, политический деятель. Родился в ассимилированной еврейской семье эмигрантов из России. Благодаря частной стипендии сумел к 20 годам получить степень бакалавра в Йельском университете, а еще через четыре года защитить докторскую диссертацию. Проработав год преподавателем Колумбийского университета, Ростоу поступил на военную службу и был направлен в Управление стратегических служб (впоследствии ЦРУ). В 1943–45 гг. служил представителем Управления в штабе противовоздушной обороны Великобритании (Лондон), закончил войну в чине майора.

В 1945–46 гг. был заместителем руководителя отдела Австрии и Германии в Госдепартаменте США, 1946–47 гг. - профессор экономической истории Оксфордского университета (Великобритания), 1947–49 гг. - заместитель исполнительного секретаря Экономической комиссии ООН для Европы, 1949–50 гг. - профессор экономической истории Массачусетского технологического института, одновременно состоял сотрудником Центра международных исследований при Госдепартаменте; 1961 г. - специальный помощник президента Дж. Кеннеди по вопросам национальной безопасности, 1961–66 гг. - председатель Совета по планированию политики при Госдепартаменте, в 1964–69 гг. - посол США в Панамериканском союзе, 1966–69 гг. - специальный помощник президента Л. Джонсона.

Работая в администрации трех президентов США (Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди и Л. Джонсона), Ростоу отстаивал твердую позицию своей страны в периоды острых международных конфликтов (начало вмешательства США во вьетнамский конфликт, Карибский кризис 1962 г., конфликт на Ближнем Востоке). В период Шестидневной войны в кругах администрации президента был сторонником твердой произраильской позиции. После пересмотра политики США во Вьетнаме и ожесточенной полемики с бывшим министром обороны Дж. Макнамарой оставил политическая деятельность и полностью перешел на научную работу. В последние годы жизни - профессор экономической истории Техасского университета (Остин, штат Техас). Ростоу - автор более 30 монографий, сотни статей и других публикаций. Круг его научных интересов включает процессы экономического роста, экономику стран бывшего коммунистического блока (СССР, Китая, Кубы), экономическую историю США и Великобритании, экономические аспекты войны и мира, мировые и региональные экономические отношения, проблемы экономического неравенства.

В возрасте 82 лет в работе «Великий демографический подъем» (1998) впервые в своей научной деятельности затронул проблему прогнозирования демографических процессов и их влияния на экономическое развитие государств. По мнению Ростоу, в 21 в. наступит постепенное прекращение роста мирового населения (за исключением региона Африки к югу от Сахары), что существенно скажется на многих аспектах мирового экономического и социального развития. Работа вызвала большой интерес в научных кругах, в которых высоко ценили прогностический талант Ростоу (еще в 1953 г. он убедительно прогнозировал сокращение национального продукта СССР и коммунистического блока, начавшееся десятилетие спустя).

Особую известность приобрела работа Ростоу «Стадии экономического роста: некоммунистический манифест» (1953). В этой работе Ростоу применил обобщенный подход к вопросу развития мирового сообщества и отдельных государств, рассматривая развитие как синтез динамики национального характера (по Ростоу - «национального стиля»), динамики национальных интересов и процессов экономического развития.

Ростоу - член многих научных обществ, кавалер Президентской медали Свободы, Ордена почета Британской империи, ордена Почетного легиона (Франция).