Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налоговые льготы по земельному налогу. Льготы пенсионерам по земельному налогу

Каждый, достигая пенсионного возраста, надеется на определенную поддержку от государства. Но в разное время и поддержка осуществлялась разная.


Например, после перестройки пенсионеров освобождали от земельного налога. Но продлилось это не так долго, как того бы хотелось.

На сегодняшний же день общефедеральный закон о земле не выделяет пенсионеров как таковых в качестве льготников и субсидии лишние им не выплачивает. Предоставлять льготы старикам по земельному налогу или нет, зависит сегодня от желания каждого отдельно взятого муниципалитета.

Кому даются земельные льготы

Налоговый кодекс своей статьей 395 разрешает бесплатное землепользование лишь представителям коренных малочисленных народов Севера, Дальнего востока и Сибири.

Только жители этих труднодоступных регионов могут быть освобождены от уплаты налога. Перечислены и те, кто может надеяться на льготы по уплате.

Сэкономить 10000 рублей могут россияне, являющиеся:

  • ветеранами ВОВ;
  • военными пенсионерами любых силовых структур;
  • героями военных действий;
  • героями России или Советского Союза, кавалерами ордена Славы;
  • инвалидами;
  • жертвами лучевой болезни в результате участия в ядерных испытаниях;
  • пострадавшими от техногенных катастроф.

Автоматически делать послабление по уплате земельного налога никто не будет. Если пенсионер имеет право на льготы по этому списку, он должен подать заявление на получение этих льгот. Для этого необходимо обратиться в ближайшее отделение НИ.

Посмотрите небольшое видео о ставке земельного налога в Московской области.

К заявлению должны прилагаться документы:

  • подтверждающие право на льготу (справки об инвалидности, ранениях, заболеваниях, наградах, удостоверение ветерана);
  • паспорт;
  • относящиеся к земельному участку.

Как альтернативный вариант, можно использовать почту. Заказным письмом отправляются копии требующихся документов, при этом заверять их у нотариуса не обязательно. Работники инспекции проверят возможность получения льготы и дадут свой ответ.

Какие льготы положены пенсионеру

Помимо местных земельных льгот, всем пенсионерам России положена помощь в виде:

  • налоговых вычетов из НДФЛ. При покупке или строительстве жилплощади пенсионеру могут пересчитать уплаченную по налогу сумму за три года;
  • освобождения от имущественного налога. Освобождаемый имеет такое право лишь в отношении какого-либо одного из объектов собственности (либо на дом, либо на квартиру, либо на гараж). За остальные объекты придется платить;
  • освобождения от НДФЛ при начислении страховых и накопительных пенсий и фиксированных выплат к ним, при получении подарков и материальной помощи, при оплате санаторных путевок и медобслуживания;
  • субсидии по оплате ЖКХ, если за жилищно-коммунальный комфорт отдается более 22% пенсии;
  • доплаты к мизерного размера пенсии. Пособие должно приравнивать размер пенсии к прожиточному минимуму.

Земельный налог в Московской области

Общие для всей Московской области законы умалчивают о пенсионерах. Внутри области отдельные муниципалитеты все же идут навстречу достигшим почтенного возраста людям:

  • в Одинцово освобождаться от земельного налога имеют право все неработающие пенсионеры;
  • в Павлово-Посадском районе субсидии облегчают жизнь только одиноким пенсионерам, полностью погашая собою налог;
  • в Ивантеевке не берут денег с малоимущих стариков, а одиноким снижают размер налога вдвое;
  • власти Королева дают субсидии в размере 50 % от налога тем неработающим пенсионерам, которые проживают на участке постоянно. При этом сама земля не должна занимать более 1200 кв. м.;
  • в Лотошино малоимущие обладатели пенсий могут рассчитывать на налог, уменьшенный на четверть.

Жителям самой Москвы никаких послаблений не положено.

Предлагаю посмотреть короткую видеоинструкцию о том, как проверить и скорректировать земельный налог.

В целом, Московская область только лишь усиливает тяготы вышедших на заслуженный отдых граждан.

В результате недобросовестно сделанной кадастровой оценки сумма налога выросла здесь в несколько раз. Подчас за свои обычные участки в несколько соток жителям Подмосковья приходилось уплачивать пятизначные суммы.

На сегодня ситуацию удалось более-менее нормализовать. Профильные комиссии по переоценке продолжают работу, и любой желающий может оспорить размер своего земельного налога.

Расчёт

Кадастровая стоимость участка определяется по состоянию на 1 января. Если участку меньше года, ориентируются на ту дату, когда был осуществлен кадастровый учет.

Размер ставки устанавливается региональными властями и будет меняться ежегодно. Планируется плавное повышение суммы земельного налога к 2020 году. По МО для физических лиц сегодня действуют ставки размером 0,1-0,3%.

В стадии проекта находится закон, увеличивающий размер налога на землю в пять раз для тех собственников, которые не пожелали оформить находящиеся на участке постройки.

При помощи аэрофотосъемки наделы с незаконными строениями вычисляются легко. Как вариант пятикратному размеру налога рассматривается иная формула получения казной денег.

Предлагается стоимость неоформленных построек определять как кадастровую стоимость участка, умноженную на определенный коэффициент. Подобные меры позволят казне получить до 1,8 млрд. рублей с нерадивых собственников, коих в Подмосковье около 30%.

Впрочем, депутаты Госдумы предлагают делать различие между жилыми незарегистрированными домами и садовыми домиками. Льготы пенсионерам при этом также остаются на усмотрение муниципалитетов, равно как и получение ими государственной субсидии.

Вполне возможно, что ужесточение экономической ситуации приведет к тому, что пенсия недостаточного размера вынудит пожилых людей просто продавать собственную землю за бесценок.

И, как обычно, небольшой видеоролик, в котором эксперты расскажут, как можно оспорить кадастровую стоимость земли.

22.02.2019, Сашка Букашка

Налоги составляют неотъемлемую часть нашей жизни. Платить их никому не нравится, но делать это нужно, в том числе и в части имущества, например недвижимости или дачных участков. Поэтому любые исключения являются для налогоплательщика той конфеткой, которая может существенно подсластить горькую пилюлю. Но все ли знают, кто имеет льготы на земельный налог и как ими пользоваться?

Заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу

Предоставление льготы на земельный налог инвалидам 3 группы и другим категориям плательщиков носит заявительный характер. Это значит, что они должны самостоятельно принести в ФНС документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы или освобождение от платежа совсем. Подавать такие документы следует по месту нахождения земельного участка. Порядок подачи таких документов и сроки, которые отведены на это, устанавливают местные органы власти.

При этом порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов муниципальных образований. Вместе с документами налогоплательщик должен предоставить заявление по форме, утвержденной Приказом от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@. Заполнить его можно как от руки, так и на компьютере. При заполнении от руки необходимо писать заглавными печатными буквами, чернилами черного цвета. На компьютере нужно использовать шрифт размера 16-18. Пустых ячеек быть не должно, поэтому нужно проставлять прочерки, если осталось свободное место.

Заполнение заявления на льготу затруднений вызвать не должно, но для удобства рассмотрим подробнее, как это сделать. Первым заполняется титульный лист, на котором нужно указать:

  • ИНН налогоплательщика (необязательно);
  • фамилию, имя, отчество полностью;
  • данные о месте и дате рождения;
  • реквизиты ;
  • код инспекции ФНС, куда подается заявление (можно узнать по ссылке).

Нужно обратить внимание, что если плательщик указал свой ИНН, то ему не нужно указывать сведения о документе, дате и месте рождения.

Внизу ставится дата и подпись. Вверху обязательно нумеруются листы, поскольку заявление предназначено для получения льгот сразу по нескольким налогам, и заполнять следует только нужные страницы. Выглядеть корректно заполненное заявление на льготу по земельному налогу пенсионерам (титульный лист, образец 2019 года) будет так:

Далее необходимо заполнить лист заявления о льготе по земельному налогу. Поскольку сам бланк включает в себя несколько обязательных платежей, нужно выбрать и заполнить только те, которые нужны в конкретном случае. Остальные не заполняются и не сдаются в орган ФНС. Поэтому если заполняется только один лист, его номер будет «002». Далее в нем нужно указать:

  • кадастровый номер земли;
  • тип льготы: имеющая срок действия или бессрочная;
  • период действия льготной оплаты или освобождения (обратите внимание, что началом действия льготы является дата выдачи документа, подтверждающего право на нее, ведь человек мог им просто не пользоваться по разным причинам);
  • наименование документа, подтверждающего статус льготника;
  • реквизиты этого документа.

Заполненный лист будет выглядеть так:

Далее на листе есть место для информации еще об одном участке и, при необходимости, можно заполнить несколько таких листов. В конце заявитель должен поставить подпись и дату заполнения. После чего он может отдавать документы в налоговую службу.

Льготы на земельный налог ветеранам труда и пенсионерам

Вопрос, платят ли земельный налог ветераны труда и пенсионеры, волнует граждан, так как к этим категориям относятся многие плательщики. Еще совсем недавно федеральных преференций для них не было предусмотрено. Но местные власти некоторых регионов исправили это упущение, поэтому точную информацию о том, какая установлена налоговая льгота на земельный участок для пенсионеров, можно получить в территориальных органах ФНС. Например, в соответствии со статьей 5 Решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 № 172-3-РС, лица, получающие пенсию и имеющие землю в Курске, должны платить в бюджет только 50 % установленной ставки налога.

Но в декабре прошлого года был принят закон о , в котором также предусмотрена . Теперь налоговая база при расчете уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади их земельного участка. То есть сначала из всей площади земли вычитаются 600 метров, а с кадастровой стоимости оставшейся земли и рассчитывается сбор.

Поэтому обладатели 6 соток, к которым и относится большинство наших пенсионеров, теперь освобождены от уплаты дани государству за свое землевладение.

Земельный налог относится к местным налогам, поступления от него идут на пополнение местной казны. В связи с этим местные власти имеют ряд полномочий по установлению ставок земельного налога, порядка и сроков его уплаты, а также определяют налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков. При этом ряд льгот установлен на федеральном уровне.

В каком виде устанавливаются льготы?

Льготы могут устанавливаться в виде:

  • освобождения от уплаты налога;
  • снижения налоговой ставки;
  • доли площади земельного участка, не облагаемой налогом;
  • суммы, на которую уменьшается налоговая база (стоимость земельного участка) и которая не облагается налогом;
  • суммы, на которую уменьшается исчисленный налог.

У каждого вида льготы есть свой код, который должен указываться при заполнении декларации.

Федеральные льготы по земельному налогу

Данные льготы установлены непосредственно в НК РФ как для организаций, так и для граждан, в том числе предпринимателей. На федеральном уровне льгота по земельному налогу для юридических лиц предоставляется в виде освобождения от уплаты налога. Категории налогоплательщиков, которые имеют право на льготы, определены в статье 395 Налогового кодекса . К ним относятся организации УИС (уголовно-исполнительной системы), религиозные организации, организации инвалидов, организации - участники СЭЗ (свободных экономических зон) и др.

В отношении физических лиц льготы предусмотрены как в виде освобождений, так и виде не облагаемой налогом суммы. Право на освобождение имеют представители коренных малочисленных народов ().

Уменьшение налоговой базы предусмотрено для инвалидов, Героев СССР и РФ, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и других категорий льготников, указанных в статье 391 Налогового кодекса .

Местные льготы по земельному налогу

Местные власти вправе устанавливать свои льготы. Для того, чтобы с ними ознакомиться, необходимо обратиться к местным нормативным правовым актам. Сделать это можно с помощью специального сервиса ФНС России . Выбрав нужный регион, вид налога, налоговый период и муниципалитет (за исключением Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга), вы сможете получить нужную информацию о видах местных льгот, налоговых ставках, действующих в данной местности. В Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге льготы устанавливаются региональными властями.

Так, в городе Санкт-Петербурге инвалиды 1 группы, инвалиды с детства, инвалиды и ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся радиации, полностью освобождены от уплаты налога (Закон г. Санкт-Петербурга «О земельном налоге» от 23.11.2012). Таким образом, законодатели Санкт-Петербурга расширили объем льготы, предоставляемой федеральным льготникам.

Кроме того, на основании регионального закона льготы получили, в частности, отдельные категории уволенных военнослужащих; родители, опекуны, попечители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; родители, опекуны, попечители, имеющие ребенка-инвалида; пенсионеры.

Региональным законом установлены и льготы для отдельных категорий юридических лиц. Так, не платят налог на землю региональные органы власти, автономные, казенные и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга.

В Москве принят Закон «О земельном налоге» от 24.11.2004 , по которому освобождение от земельного налога получили органы региональной власти и местного самоуправления Москвы, а также московские бюджетные, казенные, автономные учреждения и учреждения профсоюзов; организации, привлекающие к труду инвалидов; ТСЖ, ЖСК, потребительские, жилищные и иные кооперативы; частные некоммерческие организации.

В отношении физических лиц в Москве предусмотрен увеличенный размер льгот. Так, Герои РФ и СССР полностью освобождаются налога. На 1 млн рублей могут уменьшить базу для налогообложения инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, ветераны ВОВ и другие категории федеральных льготников.

Местные льготы установлены в отношении Героев труда, которые полностью освобождаются от налога. Земельный налог для многодетных семей исчисляется с налоговой базы, уменьшенной на 1 млн руб.

Пенсионеры? Данная тема интересует многих. Ведь пожилые люди - это вечные льготники. И поэтому нередко на них родственники оформляют недвижимость. Зачем? Чтобы не платить денежные средства в виде налогов. Что можно сказать о плате за землю? Полагаются ли пенсионерам какие-то бонусы от государства в данной области? О чем должно знать население в отношении изучаемого платежа?

Вечные льготники

Платят ли земельный налог пенсионеры? Некоторые склонны полагать, что пожилые люди в России полностью освобождены от данной категории платежей. На самом деле это не так. Существует определенный список налогов, которые не взимаются с граждан, достигших пенсионного возраста. Но некоторые платежи все равно приходится уплачивать. Если такое происходит, то, как правило, старикам предоставляют определенные бонусы или снижение налоговой ставки. Поэтому в какой-то мере пенсионеры - это вечные льготники. И лишь в крайнем случае налоги они платят в полной мере. Этот факт придется учитывать.

Имущество или земля?

Есть ли земельный налог для пенсионеров? Дело все в том, что изучаемый платеж вызывает очень много вопросов. Ведь, как уже было сказано, у пожилых людей на большинство налогов распространяются льготы. И это необходимо принять во внимание. Земельный налог нередко считают платежом за имеющуюся в собственности недвижимость. А точнее, его называют имущественным взносом. Это неправильно. Население должно четко понимать, что собственность и земля у налоговых служб четко разделены.

Зачем нужно учитывать данный факт? Все из-за того, что имущественный налог пенсионеры не платят. А вот относительно земельного ситуация складывается неоднозначная. Какая именно? Что ждет пожилых пенсионеров, которые имеют в собственности землю или участок? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется. Особенно если не путать имущественный платеж и земельный. Тогда без особых проблем удастся ответить на поставленный вопрос.

Нет освобождения

Платят ли земельный налог пенсионеры? В России от данного платежа ни один гражданин не освобождается полностью. Это значит, что все собственники, которые относятся к категории налогоплательщиков (то есть после совершеннолетия), должны в той или иной степени оплачивать налоги за землю. И никаких исключений. Все равно, о ком идет речь - об инвалидах, многодетных семьях или пожилых гражданах.

Соответственно, следует сделать вывод: земельный налог для пенсионеров имеет место. Но при этом не стоит забывать о принадлежности данной категории лиц к льготникам. Несмотря на то что денежные средства за участки отдавать придется, можно в некоторых случаях рассчитывать не бонусы от государства. Какие именно? Есть ли льгота по земельному налогу пенсионерам?

Уменьшение базы

Да, она имеется. Правда, как уже было сказано, предоставляется льгота не всем. О категориях пенсионеров, которым можно воспользоваться "бонусом" от государства, поговорим немного позже. Для начала требуется понять, в чем заключается льгота. Это немаловажный момент. Может нет никакого смысла в ней?

Снова ошибочное мнение. Любая льгота в России позволяет получить неплохую отдачу. Относительно платы на землю можно сказать только то, что ставка земельного налога для пенсионеров применяется к уменьшенной базе. Соответственно, платят пожилые люди не полную сумму денежных средств. И этот факт уже радует. К каким суммам будет применяться ставка земельного налога? Она, в соответствии с НК РФ, устанавливается правительством страны в определенном размере. Но вот налоговая база для пенсионеров уменьшается на 10 000 рублей. К примеру, если участок стоит 300 000, то пожилой человек должен учитывать стоимость равную 290 000. И от второй суммы высчитывать налог.

Категории льготников

Уже было подчеркнуто, что не все имеют право на подобный бонус. Платят ли земельный налог пенсионеры? Да. Но в некоторых случаях не полную сумму, с уменьшенной на несколько тысяч рублей налоговой базой. Кто имеет право на получение подобной льготы? В НК РФ прописываются категории лиц, которые способны воспользоваться предложением от государства. Кто к ним относится? Выделяют следующих граждан:

  • Кавалерию ордена Славы.
  • Героев России и СССР.
  • Инвалидов (1 и 2 групп). А также тех, кто получил свой статус в детстве или стал таковым при ядерных учениях.
  • Ветеранов боевых действий, инвалидов ВОВ.
  • или иных серьезных аварий (этот момент лучше уточнять).
  • Людей, которые испытывали ядерное оружие или ликвидировали подобного рода аварии.
  • Лиц, получивших лучевую болезнь.

Можно заметить, что обычные пенсионеры без каких-либо особенностей сюда не включены. Поэтому они будут платить налоги на землю в полной мере.

Неоднозначность законов

Теперь понятно, что налоговые льготы на земельный налог пенсионерам положены. Но только в некоторых ситуациях. Тем не менее многие подчеркивают довольно интересные факты. А именно неоднозначность Российского законодательства. Дело все в том, что налоги на землю регулируются муниципалитетами. В каждом регионе установлены свои порядки и ставки в данном вопросе. Налоговый Кодекс указывает, что в том или ином регионе пенсионерам могут назначать особые льготы. Например, полное освобождение от уплаты налогов за землю. Это не запрещено. Поэтому не всегда получается быстро разобраться в изучаемом вопросе.

Платить или нет?

Льготы по земельному налогу для пенсионеров имеются в России. Причем в некоторых случаях для всех категорий лиц, вышедших на заслуженный отдых. Многие интересуются, стоит ли пенсионерам оплачивать пришедшие им квитанции за землю? На самом деле этот вопрос довольно спорный. Опять же, из-за всего ранее сказанного. Дело все в том, что все налоговые квитанции необходимо оплачивать. Но при этом рекомендуется позвонить сначала в администрацию городского округа и узнать там о предоставляемых бонусах пенсионерам. Либо обратиться в налоговую службу и уточнить всю интересующую информацию.

Вполне вероятно, что налог на землю пожилому человеку не нужно будет уплачивать в принципе. Редкое явление, но оно встречается. А вот если речь идет о ранее перечисленных категориях лиц, то им не нужно платить за землю. Вместо этого рекомендуется предпринять одно действие, которое поможет избежать получения лишних квитанций.

Имею право!

Довольно часто пенсионеры жалуются на то, что им, льготникам, приходят земельного налога. Это не самое лучшее явление. Следует отметить, что речь идет исключительно о гражданах, которые 100% освобождены от уплаты денежных средств за землю. Как быть в таком случае? Требуется обратиться в налоговую службу с присланной квитанцией и заявлением установленного образца. В документе нужно указать наличие у пожилого человека тех или иных льгот. К заявлению прикладываются доказательства. А именно:

  • награды и ордена;
  • медали;
  • пенсионное удостоверение;
  • справки об инвалидности;
  • документы на землю;
  • удостоверения ветеранов или участников боевых действий (в том числе ВОВ);
  • паспорта гражданские.

Желательно приложить еще СНИЛС, но это не обязательно. Так подтверждаются льготы пенсионерам по налогу на земельный участок. После этого платежки не будут высылаться гражданину. И можно будет не беспокоиться об оплате налога за землю.

Если пришла платежка?

Как поступить, если пришла квитанция на оплату земельного налога? Как уже было подмечено, не стоит паниковать. Небольшая памятка поможет четко действовать в данной ситуации. На самом деле решить поставленный вопрос проще, чем кажется. Итак, гражданин должен:

  1. Узнать: от внесения взноса освобождается ли пенсионер? Земельного налога, возможно, ему и не придется платить. Для этого требуется позвонить в налоговую службу.
  2. Если льготы есть, то к квитанции прикладываются ранее перечисленные документы и заявление установленного образца.
  3. Далее пенсионер должен оформить льготу на земельный налог. Достаточно подачи заявления с пакетом документов. Оплачивать квитанцию не нужно. При льготах (скидках) на налог плательщику выдадут новую платежку. И уже она должна оплачиваться.
  4. Когда гражданин не имеет прав на льготы или полное освобождение, взнос должен быть внесен в полной мере.
  5. Если до обращения в налоговую квитанция была оплачена, то при наличии льгот потребуется оформить возврат. Для этого нужно написать заявление, к указанным ранее документам приложить реквизиты счета, на который переводить деньги.

Выводы

Какие можно сделать выводы из всего сказанного? Земельный налог для пенсионеров - довольно трудная тема. В ней полно особенностей, которые придется уточнять в каждом городе в отдельности. Причем делать это необходимо регулярно. А точнее ежегодно. Ведь по закону налог на землю полностью регулируется муниципалитетами. При этом существуют льготники среди пожилых лиц, которые в любой местности вообще не платят изучаемый платеж. Но о своих правах придется заявить в установленном законом порядке.

Соответственно, земельный налог для пенсионеров существует. И довольно часто граждане должны полностью оплачивать пришедшие им квитанции. Изучаемый платеж - один из немногих, который труден для понимания. Ведь в основном пенсионеров или полностью освобождают от уплаты, или предоставляют всем ушедшим на заслуженный отдых некого рода бонусы.

За недвижимость, которая находится на участке, как уже было подчеркнуто, пенсионеры обычно не платят. Имущественный налог для данной категории лиц не имеет места. И об этом требуется помнить. Самым лучшим решением относительно изучаемого вопроса является звонок в администрацию города и районную налоговую службу. Только там смогут ответить: положены льготы по земельному налогу для пенсионеров или нет.

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу