Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Кто должен платить единый социальный налог. Налоги и налогообложение. Кто должен делать отчисления по ЕСН

Когда отменили ЕСН ? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН ? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011-2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в последнее время активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. Уже подписан вступающий в силу с 2017 года закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополняет часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавляет страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, будет контролировать взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы передаются под контроль налоговых органов.

Как ИП, так и юридические лица, согласно законодательству РФ, обязаны платить такой налог, как ЕСН. При этом с данными платежами связано много нюансов, касающихся порядка исчисления и уплаты. По этой причине данному виду обложения стоит уделить особенное внимание.

В чем суть ЕСН

При помощи этого сокращения обозначается единый социальный налог, который является федеральным. Средства, взимаемые с его помощью, необходимы для качественной реализации прав граждан на пенсионное и государственное социальное обеспечение, равно как и на медицинскую помощь. ЕСН - это налог, направляющий средства в государственный бюджет и различные внебюджетные фонды (социальное, медицинское и пенсионное страхование).

При этом налогоплательщиков, подлежащих данному обложению, можно разделить на 2 вида:

  • работники (предприниматели, работающие самостоятельно, нотариусы и адвокаты, которые не используют возможность найма рабочей силы и осуществляют отчисления ЕСН со своих собственных средств);
  • работодатели (речь идет о предприятиях, а также ИП, которые имеют штат сотрудников и выплачивают налог с их доходов).

Как определяется налоговая база

Данный показатель определяют исходя из стоимостной оценки объекта налогообложения, которая была установлена НК.

Для налогоплательщиков, являющихся работодателями, налоговая база высчитывается как сумма выплат, которую можно определить в качестве объекта налогообложения и начисляется в пользу работников за конкретный период. В процессе определения налоговой базы, учитываться будут любые виды выплат, начисленные сотрудникам предприятия независимо от того, какую форму они имеют. Исключение составляют те выплаты, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 238 НК.

Важно понимать, что налог ЕСН претерпел некоторые изменения. Сейчас, в отличие от прежнего порядка отчислений средств во внебюджетные фонды, работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно.

Налогоплательщики-предприниматели, в свою очередь, должны определять в качестве базы доходы, полученные на протяжении налогового периода как в натуральной, так и в финансовой форме. При этом расчет ЕСН производится с учетом того факта, что данные средства были получены от любой профессиональной или предпринимательской деятельности за вычетом тех расходов, которые имели отношение к их извлечению.

При этом есть некоторые виды выплат, не подлежащие обложению ЕСН (ст. 238 НК). Речь идет об определенных компенсационных выплатах , суммах единовременной материальной помощи, государственных пособиях и др.

Стоит учитывать и тот факт, что ЕСН - это налог, подразумевающий наличие определенных льгот. Например, если полученные инвалидами I-III группы в течение налогового периода доходы, выплаты или различные вознаграждения не превышают отметку в 100 тыс. р., то необходимости в уплате ЕСН нет. Данный принцип справедлив и для организаций инвалидов, производящих выплаты любым физическим лицам в тех же размерах.

В качестве налогового периода стоит рассматривать календарный год. Отчетными периодами являются девять месяцев, полугодие и первый квартал.

Как определять плательщиков ЕСН

Подавляющее большинство плательщиков данного налога - это работодатели. Но определение данной категории, используемое в рамках действующего трудового законодательства и в целях уплаты ЕСН (1, ст 235) несколько отличаются. Поэтому стоит разобраться в том, кто является работодателем, обязанным платить ЕСН.

В данную группу можно включить следующие виды компаний и физлиц:

  • Иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, через обособленное подразделение в том числе.
  • Должен быть начислен ЕСН, если физические и юридические лица задействуют трудовые ресурсы на основании гражданско-правовых отношений.
  • Статус работодателя присваивается тем российским организациям, которые являются юридическим лицом.
  • Предприниматели. Речь идет о физических лицах, которые осуществляют свою деятельность без юридического статуса. Это могут быть частные детективы, нотариусы и другие ИП, приравненные к нормам абз. 3 п. 2 ст. 11 НК.
  • Семейные и родовые общины малочисленных народов Севера, осуществляющие деятельность в рамках традиционных направлений хозяйствования, а также фермерства. Ставка ЕСН актуальна для них в том случае, когда привлекаются наемные работники и осуществляются выплаты физическим лицам.

Важным является следующая особенность данного налога: если субъект относится одновременно к двум группам плательщиков, то он должен платить налоги по каждому основанию.

Как влияет на обложение ЕСН упрощенная система

Если обратить внимание на статью 346. 11 НК РФ, то можно заметить, что законодательство России освобождает от уплаты ЕСН тех индивидуальных предпринимателей или организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

При этом ЕСН не платится как с различных вознаграждений и выплат, начисляемых физическим лицам, так и с тех средств, которые были получены в результате осуществления предпринимателем своей деятельности.

Вывод очень простой: ЕСН - это налог, который неактуален для тех, кто использует упрощенную систему обложения.

В том случае, если деятельность предпринимателя или организации подпадает под налог на вмененный доход для конкретных видов деятельности, то ЕСН также платить не нужно.

Ставка ЕСН

Для тех плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам есть две актуальные шкалы регрессивных ставок:

  • Для сельскохозяйственных производителей, семейных общин народов Севера и организаций народных промыслов, которые развиваются в сфере традиционных отраслей хозяйствования.
  • Для ИП, физических лиц и организаций. Исключение составляют те работодатели, которые занимаются сельхозпроизводством и народным художественным промыслом. Общины Севера также попадают в категорию исключений.

Таблицы, в которых отображен процент ЕСН, находятся в свободном доступе, так что их без труда можно использовать для расчета налога.

Если речь идет о первой группе налогоплательщиков, приведенной выше, то в их случае действуют следующие проценты. Когда налоговая база ограничена 280 тыс. руб. - 20 %, от 280 000 до 60 000 ставка будет равна 50 000 руб. и 10 % с той суммы, которая превышает установленный лимит. Свыше 600 000 руб. ЕСН составляет 88 000 руб., а в случае превышения лимита в 600 тыс. - платить нужно 2,0 % с превышающей суммы.

Для тех организаций и предприятий, которые производят отчисления физическим лицам, действует несколько иная ставка. До 280 тыс. - 26 %, до 600 тыс. придется заплатить 78 тыс. руб. и 10 % с превышающей суммы, если речь идет о налоговой базе выше 600 тыс., то отчисления составят 104 800 и 2,0 % с той суммы, которая выходит за пределы лимита.

При помощи таких данных можно без трудна вычислить какой размер ЕСН нужно платить конкретному предприятию или ИП.

Ставки по единому социальному налогу для адвокатов и предпринимателей можно найти в пункте 3 статьи № 241 НК РФ.

Порядок исчисления налога

Условия исчисления сформулированы в статье 243-245 НК РФ. При этом стоит отметить, что ЕСН - это налог, сумму которого необходимо определять каждый месяц. Для этого нужно использовать данные по процентной ставке. Важно не забыть вычесть из получившейся суммы для отчисления в федеральный бюджет, взносы в ПФР. В свою очередь, тот платеж, который направляется в ФСС, нужно уменьшить на сумму больничных и прочих выплат в пользу работников. Важно обратить внимание на тот факт, что уменьшаться будет именно ежемесячный авансовый платеж.

Если затронуть тему больничных выплат и прочих расходов, которые покрывает ФСС, то стоит заметить, что в этом случае ЕСН нужно уменьшить на сумму, реально выплаченную в течение месяца.

Когда платить ЕСН

Для того чтобы производить выплаты правильно необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Платить ЕСН необходимо на основании итогов отчетного периода (3, 6, 9 месяцев) до 20 числа того месяца, который следует за отчетным периодом. При этом рассчитывается и уплачивается разница между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН, после чего предоставляется расчет в налоговый орган.
  • Исчисление размера авансовых платежей происходит на основании итогов каждого месяца в рамках отчетного периода. При этом сам факт оплаты не должен быть произведен позже 15-го числа следующего месяца.
  • Сдача декларации происходит после подведения итогов налогового периода (имеется в виду год) не позже 30 марта.

На какие суммы не распространяется ЕСН

В статье 238 НК РФ отображен перечень тех выплат, которые не подлежат обложению ЕСН. К ним можно отнести государственные пособия, выплата которых происходит в соответствии с законодательством РФ и решениями правительственных органов в рамках местного самоуправления. От обложения также освобождаются пособия по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности, родам и беременности.

Не подлежат обложению ЕСН и любые компенсационные выплаты, имеющие отношение к увольнению работника, компенсации неиспользованного отпуска и возмещению вреда вследствие увечья или по другой причине с сопутствующим предоставлением бесплатного жилья и коммунальных услуг, а также топлива, продуктов питания и различных денежных возмещений.

Отчетность

Расчет по форме, которая была утверждена МФ РФ, должен предоставляться в налоговый орган не позже 20-го числа месяца, после завершения отчетного периода, всеми плательщиками ЕСН (1, ст. 235). В этой форме нужно отразить данные о начисленных и уплаченных суммах авансовых платежей. В отчете также должны присутствовать сведения о сумме налогового вычета, который использовал налогоплательщик и о размерах страховых взносов, уплаченных в этот же период.

Каждый квартал, не позже 15 числа, следующего за истекшим отчетным периодом, в региональные отделения ФСС должны быть предоставлены налогоплательщиками отчеты по форме, которую утвердил ФСС РФ. В этих отчетах отображаются сведения о суммах, использованных для выплаты пособий по беременности и родам, уходу за ребенком до момента достижения им возраст в 1,5 года, при рождении детей. В отчете нужно отобразить данные о пособиях по безработице, суммах, которые были расходованы на санитарно-курортное обслуживание работников, а также их семей.

Сдавать налоговую декларацию по ЕСН нужно до 30 марта того года, который следует за отчетным. Причем использовать необходимо форму № 21. Копию декларации с отметкой налогового органа или другим документом, который будет подтверждать факт сдачи отчетности, нужно предоставить в ПФ РФ не позже 3 июля.

Сложности в процессе исчисления ЕСН

Если работодатель не перечисляет или делает неполные отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для сотрудников своего предприятия, то работник вынужден столкнуться со следующими негативными последствиями:

  • заниженный размер накопительной и страховой части трудовой пенсии;
  • отсутствие возможности использовать средства пенсионных накоплений для инвестирования;
  • отсутствие стажа, который необходим для того, чтобы получить право на трудовую пенсию;
  • заниженная сумма расчетного пенсионного капитала на момент его индексации по причине несвоевременной уплаты страховых взносов.

Итогом нарушений, ведущих к таким последствиям, стала судебная практика подачи исков работников на страхователей. Суть требования в подобных ситуация была проста - уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование.

Осуществление контроля за уплатой взносов

Факт отчисления суммы ЕСН контролируется налоговыми органами, на основании законодательства РФ. Непосредственно саму проверку факта уплаты производят должностные лица в рамках своей компетенции. Это означает возможность изучения данных отчетности и учета, получения объяснений плательщиков и налоговых агентов, а также осмотр территорий и помещений, которые используются для получения дохода. Такие же меры могут использоваться для того, чтобы осуществить контроль за уплатой страховых взносов.

Внимания заслуживает и тот факт, что закон позволяет взыскивать недоимки по страховым взносам, а также штрафы и пени без участия суда, посредством решения территориального органа ПФРФ. Такие меры могут быть использованы при следующих условиях:

  • если сумма, которую должен заплатить ИП не превышает отметку в 5000 рублей;
  • в случае когда страховой взнос юридических лиц ограничивается суммой в 50 000 руб.

Если же размер недоплаченных средств выше данных лимитов, то взыскание будет проводиться исключительно в судебном порядке.

Что касается внесудебных методик взыскания, то перед тем, как принимать конкретные меры, территориальный орган Пенсионного фонда должен направить страхователю письмо, содержащее требование, касающееся уплаты конкретных сумм.

В таком документе должны быть отображены данные относительно штрафов, пеней, суммы недоимки и сроков ее уплаты. Но решение территориального органа ПФРФ может быть приостановлено, если оно было обжаловано в вышестоящем органе страховщика.

В том случае, когда страхователь выбрал судебный порядок обжалования вместо административного, то исполнение решения, касающегося взыскания, приостанавливается только по инициативе суда.

Касаясь размера пеней важно отметить, что они не начисляются на ту часть недоимки, которая оказалась погашена страхователем по причине ареста имущества или приостановления операций.

Начисление пеней осуществляется за каждый день просроченной уплаты страховых взносов.

На основе изложенной выше информации нетрудно заметить, какой ЕСН непростой налог (имеется в виду порядок исчисления). Поэтому предпринимателям и юридическим лицам стоит основательно подходить к процессу его уплаты.

В российском законодательстве есть налоги, которые уплачивается всеми, вне зависимости от того, чем занимается человек, на размер ставки налога влияет деятельность гражданина страны.

Рассмотрим на примере таблицы ставок ЕСН в 2019 году, сколько придётся платить работодателям и сотрудникам. Зачем нужен этот налог и будет ли изменен размер самой ставки? Как произвести правильный расчет?

Схема уплаты «ЕСН» представлена на этом рисунке:

Налог был отменен более шести лет назад, на смену ему пришли обязательные платежи, которые платят все граждане – Пенсионный, Мед. и Соцстрах. По привычке эти налоги называют единым социальным. Правительство планирует вернуть данный налог.

Он освободит от обязанности разделять платежи, упростит процедуру проверки. И, как рассчитывают налоговики, будет собирать деньги даже с тех, кто пытался уклониться от уплаты налогов.

В то же время этот налог дает своим гражданам защиту – обеспечивает будущую пенсию, предоставляет бесплатную медицинскую помощь в определенных учреждениях. Дает социальные гарантии каждому гражданину, который уплачивает взнос.

Кто должен платить и за что

Если опираться на законодательство, то платить данный налог обязаны все официально работающие лица. И они разделяются на две группы – работников и работодателей. Итак, уплачивать налог должны:

  • Индивидуальные предприниматели без работников.
  • Коммерсанты, которые имеют штат сотрудников.
  • Мелкие и крупные предприниматели.
  • Лица, которые не относятся к ИП, получающин какие-либо денежные вознаграждения.

У этих категорий граждан отличается объект, подлежащий налогообложению. Крупные и мелкие предприятия должны производить начисление взноса по конкретным выплатам – заработная плата, иное вознаграждение, которые попадает под трудовой или правовой договор.

Индивидуальные предприниматели, если не имеют сотрудников, платят сами за себя.

Как рассчитывается ставка ЕСН для работодателей

Практически все плательщики делают отчисления государству по единой ставке ЕСН, она состоит из следующих частей:

  • Пенсионный фонд России – 22 %.
  • Медицинское страхование – 5,1 %.
  • Социальное страхование – 2,9 %.

Итого «Ставка ЕСН» равна 30% .

Организации, которые делают перечисление взносов и общая сумма которых достигает лимита – 155 тыс. руб. для пенсионного фонда, могут рассчитывать на снижение ставки до 20% и ниже.

Если выплаты более 718 000, то ставка будет снижена до 10 процентов. Для соц. страха достижение лимита 718 тыс. рублей освобождает от уплаты налога совсем.

Для всех остальных плательщиков ставка единого налога в 2019 году будет составлять 30%.

Ставка ЕСН ИП «за себя» и 1% с дохода

Для предпринимателей, которые работают «на себя», совсем иная система расчетов. Они не обязаны уплачивать в фонд социального страхования, это не является обязательным страховым взносом.

Обязательные платежи, которые обязан делать коммерсант, – это ПФР и Медицинское страхование. Здесь расчет производится от минимальной оплаты труда, которая установлена на данном этапе.

Например, в 2019 году минимальный размер зарплаты составляет 7 500 рублей. То есть исходя из этого производится расчет обязательных взносов. На примере покажем, как как рассчитать ЕСН.

Ставка Пенсионного фонда составляет 26%, значит, производим расчет следующим образом:

  • 7 500 (МРОТ) * % (ставка фонда) *12 (месяцев в году) = 400 рублей. Значит, коммерсант должен уплатить в Пенсионный фонд данную сумму.

Для расчета в мед. страх воспользуемся аналогичным способом, только будет изменена ставка – 5,1 %.

  • 7 500 * 5,1 % * 12 = 4 590 рублей.
  • Итого общий обязательный взнос для ИП без работников будет составлять – 400 + 4 590 = 27 990 .

Нужно помнить, если доход коммерсанта превышает 300 тыс. рублей, он должен к этой сумме прибавить 1%.

Могут ли коммерсанты надеяться на уменьшение налога? Да, и каждый год коммерсантам малого и среднего бизнеса государством оказывается поддержка. Она позволяет снижать налоговое бремя. Упрощенцы, которые используют систему «доходы» 6%, могут воспользоваться уменьшением налога.

Посмотрим, как это будет выглядеть, если упрощенец работает на себя и не имеет работников.

В течение года коммерсант имел прибыль, которая разбита поквартально.

Сумма доходов коммерсанта за год составила 760 тыс. рублей. Рассчитаем налог:

  • 6% * 760 000 = 45 600 рублей.

Все страховые обязательные взносы коммерсант уплачивал ежеквартально, чтобы снизить авансовый платеж по ЕСН.

Как мы уже определили, сумма взносов предпринимателей составляет 27 900. Учитываем, что доход нашего коммерсанта превысил 300 тыс., значит, при расчете налога нужно прибавить один процент:

  • (760 000 — 300 00 = 360 000) * 1% = 3 600 + 27 900 = 31 590 рублей.

В итоге получается, что упрощенец, работающий на себя и не имеющий работников, должен уплатить обязательный единый социальный налог в размере – 31 590 рублей.

Смотрите также обучающие видео про страховые взносы:

В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый страховой сбор. По сути страна должна была вернуться к уплате единого социального налога (ЕСН), с которым бухгалтеры попрощались еще семь лет назад. В конечном итоге правительство решило не менять название платежа. По-прежнему страхователи исчисляют страховые взносы, но платят их в федеральную налоговую службу. Есть одно исключение: как и до смены администратора взносов, нужно платить в ФСС взносы от несчастных случаев на производстве.

Многие бухгалтеры среди своих коллег для упрощения именуют страховые взносы ЕСН. В данной статье мы тоже будем использовать это понятие. Но стоит помнить, что НК РФ не содержит такого термина.

Ставки взносов в 2019 году (таблица)

Страховые взносы в 2019 году включает в себя четыре вида взносов:

  • на случай материнства и болезни;
  • медицинские;
  • пенсионные;
  • на травматизм.

Общая ставка взносов в 2019 году составляет 30 % плюс ставка страховых взносов от несчастных случаев (величина переменная и зависит от опасности производства). Тарифы в 2019 году напрямую зависят от максимального значения базы для расчета страховых взносов. Размеры тарифов для преобладающей массы плательщиков (ст. 425 НК РФ) приведены в таблице.

Таблица Тарифы

Сдавайте единый расчет по страховым взносам в срок и без ошибок!
Пользуйтесь Контур.Экстерном 3 месяца бесплатно!

Попробовать

Куда сдавать отчетность

В 2019 году по взносам нужно отчитываться в ФНС и ФСС.

Помимо данного расчета страхователям нужно сдавать форму 4-ФСС . С 2017 года форма стала более упрощенной и содержит цифры только по «травматическим» взносам. Бумажный вариант формы нужно сдавать до 20-го числа, а электронный вариант — до 25-го числа месяца, наступающего за отчетным периодом.

Пример расчета

Фонд зарплаты ООО «КГБ» в феврале 2019 года составил 358 378 рублей. Ни у кого из сотрудников выплаты не вышли за рамки установленного законом лимита. ООО «КГБ» не имеет льгот. По ставке 0,3 % ООО «КГБ» платит «травматические» взносы.

Бухгалтер ООО «КГБ» рассчитал взносы и получил такие значения:

ОПС = 358 378 х 22 % = 78 843,16 рубля

ОМС = 358 378 х 5,1 % = 18 277,28 рубля

ОСС = 358 378 х 2,9 % = 10 392,96 рубля

Взносы на травматизм = 358 378 х 0,3 % = 1 075,13 рубля.

Итого в ФНС по разным КБК ООО «КГБ» перечислит взносы на сумму 107 513,40 рубля (78 843,16 + 18 277,28 + 10 392,96). В ФСС нужно отправить 1 075,13 рубля.

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Наименование

платежа

20 Юг,

2011 г,

  • 2012-

В том числе:

Фонд занятости

Отчисления работников в ПФР

Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета

Коэффициент замещения пеней-