Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как рассчитать налоговую нагрузку предприятия. Как рассчитать налоговую нагрузку Размер налоговой нагрузки в году

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё . Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц , поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для , чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ .

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.
  • Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

    Способ №2

    Следующий метод учитывает показатели:

    1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
    2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
    3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
    4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

    По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

    АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.
  • Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

    Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

    ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

    • ВСС – вновь созданная стоимость;
    • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
    • П – величина прибыли компании.

    ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

    При таком способе:

    • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
    • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
    • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

    Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

    Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

    Методы снижения показателя

    Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

    Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

    К первым из них принадлежит налоговое планирование :

    1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
    2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
    3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
    4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

    Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30% , значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

    Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

    Для нефтегазового сектора рост налоговой нагрузки не критичен, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главным образом налоговая нагрузка на сектор добычи в нефтяной отрасли выросла из-за роста цен на нефть, это особенность российской системы, говорит он: чем выше цена барреля, тем больше НДПИ. В отрасли давно привыкли к такой системе, кроме того, сейчас нефтяники прекрасно себя чувствуют из-за высоких цен на нефть и дешевого рубля, заключает эксперт.

    Сопоставить данные ФНС по налоговой нагрузке год к году затруднительно: с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка. Но сектора добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и, например, продовольствия и напитков не претерпели изменений.

    Акцизы и ИТ

    Почти в полтора раза за прошлый год выросла нагрузка на пищевой сектор (производство продуктов, напитков и табака), составив 28,2 против 19,7% в 2016 году. Причем если нагрузка на сырьевой сектор достигала и более высоких показателей, то для пищевого сектора это максимум с 2006 года (именно с этого года ведет учет ФНС). Причиной тому является рост акцизов на алкоголь и табак, отмечает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Впрочем, по словам заместителя гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, настолько высокий рост в данном секторе не объясняется даже растущими акцизами и выглядит скорее парадоксальным.

    Нагрузка в области информации и связи достигла в прошлом году 16,4% (против 12,6% в 2016-м). По мнению Прониной из РАНХиГС, это обусловлено введением «налога на Google» (НДС в размере 18%, который с 1 января 2017 года должны уплачивать все иностранные ИТ-компании, ведущие деятельность на территории России). Сумма «налога на Google» для иностранных компаний по итогам 2017 года составит 9,4 млрд руб., глава ФНС Михаил Мишустин.

    Среди отраслей с высокой налоговой нагрузкой также можно выделить операции с недвижимым имуществом (21,3%), административную деятельность (15,4%), строительство (10,2%) и производство компьютеров и электронных изделий (12,5%).

    Обещания​ властей

    В целом налоговая нагрузка на российские компании в 2017 году выросла до 10,8% (против 9,6% годом ранее). При этом ФНС отдельно посчитала фискальную нагрузку по страховым взносам — за 2017 год она составила 3,6% от оборота компаний.

    Министр финансов Антон Силуанов, занявший также пост первого вице-премьера в новом правительстве, неоднократно говорил (например , на Гайдаровском форуме в 2017 году), что налоговая нагрузка в экономике в ближайшие годы расти не будет. Отчитываясь на ежегодной коллегии своего ведомства в апреле, он , что внедрение новых технологий и меры по обелению экономики позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов.

    Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

    Налоговая нагрузка

    В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

    На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

    Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

    Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

    Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

    В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

    Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

    ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

    • Выручка 45 млн руб.,
    • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
    • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
    • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
    • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
    • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

    ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

    В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

    Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

    Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

    Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

    По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

    Если налоговая нагрузка низкая

    Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

    Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

    Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

    Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

    Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

    Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

    • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
    • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
    • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

    Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

    Что такое налоговая нагрузка

    Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

    • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
    • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

    1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

    Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

    • для государства в целом или по его регионам;
    • по отраслям хозяйства страны или регионов;
    • по группе сходных предприятий;
    • по отдельным хозяйствующим субъектам;
    • на конкретного человека.

    В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

    • выручка (с НДС или без него);
    • доходы;
    • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
    • вновь созданная стоимость;
    • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

    Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

    Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

    Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

    • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
    • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
    • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

    К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

    • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
    • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

    Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

    Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

    • привести к снижению налогового бремени;
    • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
    • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

    Как рассчитать налоговую нагрузку

    Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

    • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
    • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

    В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

    Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

    • По налогу на прибыль:

    ННп = Нп / (Др + Двн),

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

    Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

    Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

    • По НДС (1-й способ):

    ННндс = Нндс / НБрф,

    • По НДС (2-й способ):

    ННндс = Нндс / НБобщ,

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

    НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

    • Для ИП:

    ННндфл = Нндфл / Дндфл,

    Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

    Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

    • Для УСН:

    ННусн = Нусн / Дусн,

    Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Дусн — доход по УСН-декларации.

    • Для ЕСХН:

    ННесхн = Несхн / Десхн,

    Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

    • Для ОСНО:

    ННосно = (Нндс + Нп) / В,

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

    В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

    К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

    В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

    Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

    Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

    Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

    Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

    Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

    Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

    • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

    С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

    • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

    При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

    • неверно определенный код вида деятельности;
    • временные проблемы с реализацией;
    • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
    • осуществление инвестиций;
    • создание запаса товара;
    • наличие экспортных операций.

    Итоги

    Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

    Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году - опубликованые ФНС России данные о налоговой нагрузке, на основании которых налоговая служба определяет, кого будет проверять. Данные налоговой нагрузки публикуются ежегодно в Приложении 3 к .

    Здесь приведены данные за 2016 год, которые были опубликованы в мае 2017 года.

    Данные по налоговой нагрузке за 2017 год (опубликовано в мае 2018 года) по ссылке:

    Комментарий

    Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности ежегодно рассчитывается Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и публикуется в Приложении 3 к .

    Налоговая нагрузка используется ФНС РФ как один из критериев для назначения выездной налоговой проверки. Так, если фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган считает это как подозрительный признак и может провести налоговую проверку (см. ).

    Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

    В 2017 году известна налоговая нагрузка за 2016 год. Дело в том, что налоговая нагрузка рассчитывается после обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности за календарный год. Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за календарный год ФНС получает к концу марта следующего года. Затем ФНС РФ обрабатывает эти данные и к началу мая следующего года публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности за календарный год (например, в мае 2017 года публикуется налоговая нагрузка за 2016 год).

    Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2016 год *

    Вид экономической деятельности 2014 год** 2015 год** 2016 год**
    ВСЕГО 9,8 9,7 9,6
    Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,5 3,5
    Рыболовство, рыбоводство 6,2 6,5 7,7
    Добыча полезных ископаемых
    в том числе:
    38,5 37,9 32,3
    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 42,6 41,5 35,6
    добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 8,3 11,3 11,9
    Обрабатывающие производства
    в том числе:
    7,1 7,1 7,9
    производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 19,4 18,2 19,7
    текстильное и швейное производство 8,1 7,8 7,7
    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,3 6,2 7,3
    обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,9 2,8 2,2
    производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 2,8 3,5 4,3
    издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 13,3 13,4 11,6
    производство кокса и нефтепродуктов 3,4 2,6 4,7
    химическое производство 3,2 4,2 3,5
    производство резиновых и пластмассовых изделий 5,6 5,6 6,0
    производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,0 8,6 8,6
    металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3,8 4,5 4,3
    производство машин и оборудования 11,7 12,9 13,7
    производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,9 11,2 11,1
    производство транспортных средств и оборудования 6,0 6,0 5,2
    прочие производства 5,4 4,3 4,0
    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
    в том числе:
    4,8 5,4 6,1
    производство, передача и распределение электрической энергии 4,9 5,7 6,4
    производство и распределение газообразного топлива 2,7 1,9 3,3
    производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 5,2 5,6 4,7
    Строительство 12,3 12,7 10,9
    Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
    в том числе:
    2,6 2,7 2,8
    торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,2 2,8 2,4
    оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,4 2,4 2,6
    розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,6 3,7 3,7
    Гостиницы и рестораны 9,0 9,0 9,5
    Транспорт и связь
    в том числе:
    7,8 7,3 7,2
    деятельность железнодорожного транспорта 9,5 10,2 8,4
    транспортирование по трубопроводам 3,5 1,7 3,2
    деятельность водного транспорта 11,1 13,6 13,1
    деятельность воздушного транспорта 2,9 1,4 отр.
    связь 12,9 12,8 12,6
    Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,5 17,2 15,4
    Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
    в том числе:
    25,8 25,6 23,4
    деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 29,1 29,1 25,6

    * - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

    ** - Расчет за 2006 г., 2010-2016 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование