Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как проверить налоговую нагрузку предприятия. Расчет налоговой нагрузки: формулы, методы, примеры

Налоговая нагрузка - это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год - от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций - менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в нашей статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Что такое налоговая нагрузка? Это один из показателей финансовой стабильности вашей компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчет этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка * 100 %

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение. Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики. «Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Нагрузка по налогу на прибыль = (весь исчисленный налог / (выручка + доходы от внереализационной деятельности)) * 100 %

Показатель менее 2-3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Нагрузка по НДС = (вычеты по НДС / начисленный НДС) * 100 %

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала.

Что изменилось в 2018 году

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году считается без страховых взносов. Нужно учитывать все «личные» налоги компании как налогоплательщика и НДФЛ. Ориентироваться нужно также на показатели налоговой нагрузки за прошлый год.

Однако уже в первом квартале 2018 года, вероятно, учитывать страховые взносы придется. В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года (начиная с 2014-го), поэтому вам нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/ Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/ , его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/ , регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе - для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля - для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности - непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/ , обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/ - одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ - несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

Налоговую нагрузку организации ИФНС признает низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли. ФНС ежегодно определяет такие показатели и должна публиковать их до 5 мая на своем официальном сайте Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/ .

Значение налоговой нагрузки, определенное ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г., — 9,5%.

ООО «Альфа» занимается ресторанным бизнесом и применяет ОСН. Выручка компании по строке 2110 отчета о финансовых результатах за 2017 г. — 50 млн руб. По данным налоговых деклараций за 2017 г., организация исчислила к уплате:

  • НДС — 1,3 млн руб.;
  • налог на прибыль — 1,5 млн руб.;
  • налог на имущество — 550 тыс. руб.;
  • транспортный налог — 300 тыс. руб.

С выплат работникам удержан и перечислен НДФЛ — 900 тыс. руб. Уплаченные страховые взносы (2 077 тыс. руб.) в расчете налоговой нагрузки не учитываются.

Налоговая нагрузка ООО «Альфа» — 9,1% ((1 300 000 + 1 500 000 + 550 000 + 300 000 + 900 000) / 50 000 000 x 100%). Это значение ниже показателя нагрузки, определенного ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г. (9,1%

Какой должна быть налоговая нагрузка по налогу на прибыль

С 01.07.2018 количество регионов, в которых реализуется пилотный проект Соцстраха по прямым выплатам, возрастет с 33 до 39.

Собственники ликвидируемой компании не могут претендовать на то, чтобы сумму излишне уплаченных фирмой налогов или взносов вернули им.

Если в заявлении на регистрацию организации не указан номер офиса, налоговики вправе отказаться регистрировать компанию.

Для уплаты личных налогов гражданам больше не обязательно заполнять платежное поручение «от и до». Достаточно ввести всего один номер.

Предприятие общепита, чьи залы обслуживания посетителей располагаются на нескольких этажах, может применять ЕНВД, если общая площадь залов не превышает 150 кв.метров.

Недавно налоговики начали исключать из ЕГРЮЛ организации, в отношении которых в реестр внесены записи о недостоверности сведений. Такое право есть у регистрирующего органа, если запись о недостоверности содержится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев. При этом исключить могут даже реально работающую компанию.

Как заполнить Лист 02 декларации по налогу на прибыль

В Листе 02 декларации по налогу на прибыль приводится расчет налога и авансовых платежей. Его показатели формируются на основании уже заполненных вами Приложений к листу 02 и других Листов декларации. Если какой-либо показатель отсутствует, то в соответствующей строке ставьте прочерк.

Прибыль (убыток) рассчитывается в строках 010 — 060. В них указываются п. 5.2 Порядка заполнения декларации:

  • в строке 010 — итоговая сумма доходов от реализации, отраженная по строке 040 Приложения N 1 к Листу 02;
  • в строке 020 — сумма внереализационных доходов, отраженная по строке 100 Приложения N 1 к Листу 02;
  • в строке 030 — сумма расходов, уменьшающих доходы от реализации. Ее вы переносите из строки 130 Приложения N 2 к листу 02;
  • в строке 040 — общая сумма внереализационных расходов и приравниваемых к ним убытков. Это сумма строк 200 и 300 Приложения N 2 к листу 02;
  • в строке 050 — общая сумма убытков, указанная по строке 360 Приложения N 3 к Листу 02. Это убытки, которые не учитываются для целей налогообложения или учитываются в особом порядке ст. ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ. Например — убытки от продажи ОС;
  • в строке 060 — сумма прибыли или убытка отчетного (налогового) периода. Она рассчитывается как разница между суммой строк 010, 020 и 050 Листа 02 и суммой строк 030 и 040 Листа 02. Если в результате получилось отрицательное число, т.е. убыток, то укажите его со знаком «-» («минус») п. 2.3 Порядка заполнения декларации.

Налоговая база рассчитывается в строках 070 — 120. При их заполнении:

  • в строке 070 укажите сумму доходов, исключаемых из прибыли. Это, в частности, дивиденды, полученные от российских организаций п. 5.3 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 080 поставьте прочерк п. 5.3 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 100 отразите налоговую базу отчетного налогового) периода, уменьшив строку 060 для организаций, заполняющих Лист 05, — сумму строк 060 Листа 02 и 100 всех Листов 05 на сумму строк 070 Листа 02 и 400 Приложения 2 к Листу 02. Если в результате получилось отрицательное число, то укажите его со знаком «-» («минус» п. 5.4 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 110 укажите сумму убытка прошлых лет, учитываемого в расходах текущего периода. В декларации за 1 квартал и год его сумма берется из строки 150 Приложения N 4 к Листу 02 п. 5.5 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 120 отразите налоговую базу для исчисления налога (авансового платежа). Она равна разнице строк 100 и 110 Листа 02. Если эта разница меньше нуля, то в строке 120 напишите «0» п. 5.5 Порядка заполнения декларации.

Ставки налога отражаются по строкам 140 — 170. При их заполнении укажите:

  • в строке 140 — общую ставку налога на прибыль (для большинства организаций это 20%);
  • в строке 150 — ставку налога на прибыль в федеральный бюджет;
  • в строке 160 — ставку налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. Если вы используете пониженную ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет, которая установлена законом субъекта РФ, то надо заполнить также строки 130 и 170 Листа 02.

Сумма исчисленного налога указывается в строках 180 — 200. Заполняйте их так:

  • в строке 180 — общая сумма налога за отчетный (налоговый) период. Она должна быть равна сумме строк 190 и 200;
  • в строке 190 — сумма налога за отчетный (налоговый) период, начисленная в федеральный бюджет. Она равна произведению строк 120 и 150 Листа 02;
  • в строке 200 — сумма налога за отчетный (налоговый) период, начисленная в бюджет субъекта РФ. Она равна произведению строк 120 и 160 Листа 02.

Если вы отдельно платите налог по месту учета обособленного подразделения, то в заполнении строк 140 — 160, 200 Листа 02 есть особенности. О них читайте здесь.

Сумма авансовых платежей указывается в строках 210 — 340. Порядок их заполнения зависит от того, как вы уплачиваете авансовые платежи по налогу на прибыль и платите ли вы торговый сбор. Выберите интересующую вас ситуацию из списка.

Организация не платит торговый сбор, не имеет обособленных подразделений и уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала. Ставка налога на прибыль 20%.

Сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных на 1 квартал, — 3 036 000 руб. (строка 320 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.), в т.ч.:

  • 455 400 руб. — в федеральный бюджет (строка 330 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.);
  • 2 580 600 руб. — в региональный бюджет (строка 340 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.).

Организация за 1 квартал 2018 г. учла для налога на прибыль:

  • доходы от реализации — в сумме 38 488 000 руб.;
  • внереализационные доходы — в сумме 9 792 000 руб. (в т.ч. дивиденды, полученные от российской организации, — в сумме 2 500 000 руб.);
  • расходы, уменьшающие доходы от реализации, — в сумме 22 372 000 руб.;
  • внереализационные расходы (в т.ч. убытки, приравниваемые к внереализационным расходам) — в сумме 7 488 000 руб.;
  • Летняя оздоровительная кампания – 2017 Уважаемые родители! В связи с досрочным выездом детей из ДОЛ «Чайка» вы можете обратиться с 21 августа по 21 сентября с заявлением на возврат денежных средств за три дня, по адресу: ул. Хомякова, 5а, кабинет 9 (график приема заявлений: понедельник - четверг с 09:00 до 17:00, […]
  • Удержание алиментов при УСН «доходы минус расходы» Отправить на почту УСН - удержание алиментов в расходы - возможно ли оно и при каких условиях? Таким вопросом задается любой бухгалтер, в штате у которого появился алиментщик. В данной статье рассмотрим порядок удержания алиментов с сотрудников, а также разберем, […]
  • Есть ли штраф за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ? Отправить на почту Штраф за несвоевременную сдачу 3-НДФЛ может стать неожиданностью для физлица, не подозревающего о возникновении у него «отчетной» обязанности. Когда такая обязанность появляется и каков размер штрафа за ее неисполнение, узнайте из нашего […]
  • НДФЛ (подоходный налог с физических лиц) в 2016–2017 годах Отправить на почту НДФЛ удерживается из доходов физлиц и перечисляется в бюджет налоговыми агентами. В противном случае сами налогоплательщики-физлица (в том числе и ИП) самостоятельно уплачивают за себя этот налог с полученных доходов. Расшифровка […]
  • Где и как получить ИНН в Москве физическому лицу (алгоритм получения)? Где получить ИНН в Москве? Ответ на этот вопрос заинтересует постоянных и временных жителей столицы, у которых этого документа в силу определенных причин не имеется. ИНН необходим для осуществления налогового учета всех граждан, поэтому […]
  • Закон муна Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия Федоровича […]
  • Почему не прибавили пенсию в августе Работающие пенсионеры в августе получили необычно высокую пенсию. У некоторых увеличение достигало 3 500 рублей и выше. Конечно это вызвало радость и надежды на то, что теперь она - пенсия, таковой и будет. Но это не так. Разберемся и о бъясним, откуда появилось такое увеличение, […]
  • Сколько процентов сейчас составляет НДС в России (2018 год) Отправить на почту НДС сколько процентов составляет? Обычно этим вопросом задаются начинающие бухгалтеры. Исходя из ст. 164 НК РФ, существует три размера ставок НДС. Подробнее об этом рассказывается в нашей статье. НДС - это сколько процентов? Многих […]

Станислав Джаарбеков , заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты

Поговорим о новых данных, предоставленных ФНС России. Это данные по налоговой нагрузке и по рентабельности за 2016 год.

Напомню, что Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В чем суть этих критериев? В этом важном документе налоговая служба раскрыла механизм, алгоритм того, как она выбирает – к кому прийти с выездной налоговой проверкой. В документе указаны 12 критериев, по которым налоговая делает этот выбор. Если вы в своей налоговой значимый – вас, скорее всего, будут проверять, вне зависимости от этих критериев. Но, если вы находитесь в «золотой серединке», и у вас по всем критериям нет ничего подозрительного, вас могут и не проверять. Если же появилось что-то подозрительное, то вас, скорее всего, будут проверять по тем болевым точкам, которая нащупает налоговая, руководствуясь этими 12 критериями.

Среди этих 12 критериев один посвящен налоговой нагрузке, другой – рентабельности.

Налоговая нагрузка – это критерий под номером один. Он указан в п. 4 Приложения 1 , а в Приложении 2 указываются данные по налоговой нагрузке по отраслям. То есть для каждой отрасли указаны сложившиеся данные по налоговой нагрузке.

Как использует данный критерий? Если у налогоплательщика налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, то тогда ФНС рассматривает это как подозрительный признак. Планка отклонения принимается как 10%. То есть если налоговая нагрузка в вашей отрасли – 10%, а у вас, например, 10,5% –9,5%, то это в пределах нормы. А если налоговая нагрузка 9% и ниже, то это уже факт, который может налоговую инспекцию заинтересовать. Поэтому важно следить за налоговой нагрузкой предприятия и вовремя сравнивать ее с налоговой нагрузкой, сложившейся в отрасли.

Эти данные указаны в Приложении 2 к этому Приказу, и недавно, в мае, Налоговая служба впервые разместила данные за 2016 год. Рекомендую вам изучить эти данные, посчитать налоговую нагрузку по своей компании, найти данные по сложившейся налоговой нагрузке в вашей отрасли в приказе ФНС России, который я вам только что назвал, и посмотреть, отличается ли ваша налоговая нагрузка от отраслевой. Если она существенно ниже отраслевой, вы должны быть готовы к тому, что вас спросят о причинах этого отклонения. И вы должны будете это отклонение пояснить. Ситуации, когда налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли, а со стороны предприятия никаких нарушений нет, очень часты. У вас может быть по каким-то причинам убыточная деятельность, нерациональная организация бизнеса, инвестиционный расход. Таких ситуаций, повторюсь, множество, когда ваша нагрузка ниже отраслевой, но вы должны сами для себя идентифицировать причины и быть готовы их объяснить.

Если вы зайдете в официальный текст Приказа, то вы там этих данных за 2016 год не увидите. Потому что механизм обнародования, как правило, следующий. ФНС до 5 мая выкладывает данные на сайт ФНС России, в виде таблицы в Экселе. На сайте nalog.ru надо найти этот приказ. Можно в поисковике задать запрос «самостоятельная оценка налоговых рисков, nalog.ru». Внизу страницы в виде квадратиков обозначены приложения. Соответственно, в Приложении 2 будет указана налоговая нагрузка для каждый отрасли (для данных по ОКВЭД). Файл можно сохранить к себе на компьютер.

За 2016 год налоговая нагрузка снизилась, но очень несущественно.На сайте Налоговая служба приводит данные этой нагрузки в целом по стране и отдельно по каждой отрасли. Так вот, по стране она снизилась до 9,6% с 9,7%. То есть за год, с 2015 по 2016, налоговая нагрузка по стране снизилась на 0,1%. Разница несущественная, почти незаметная.

Хочу обратить внимание на отрасли, где налоговая нагрузка за год выросла больше всего:

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году),

    производство целлюлозы, древесной массы, картона, бумаги и изделий из них – 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году),

    производство кокса и нефтепродуктов – 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Снизилась налоговая нагрузка больше всего в следующих отраслях:

    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – 35,6% (41,5% в 2015 году),

    издательско-полиграфическая деятельность – 11,6% (13,4 в 2015 году),

    химическое производство – 3,5% (4,2% в 2015 году),

    строительство – 10,9% (12,7% в 2015 году).

    операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 15,4% (17,2% в 2015 году).

То есть в одних отраслях налоговая нагрузка выросла, в других – снизилась. Поэтому еще раз рекомендую выяснить свою налоговую нагрузку, сравнить ее со среднеотраслевой и быть готовыми объяснить эту разницу (если она существенна) налоговым органам.

Также в этом документе Налоговая служба рассчитывает рентабельность и тоже по отраслям. Напомню, что всего существует 12 критериев, по которым вы можете подвергнуться налоговой проверке, и как раз 11-й критерий – это существенные расхождения между уровнем рентабельности компании и уровнем рентабельности в отрасли. Под «существенным расхождением» имеется в виду «существенно ниже». Если рентабельность вашего предприятия существенно выше среднеотраслевой, вряд ли вас кто-то будет проверять и наказывать. Для примера: допустим, в вашей области средняя рентабельность – 10%, и налоги идут с этой прибыли, а рентабельность вашего предприятия – 3%. Вот такая разница налоговую может заинтересовать.

За год (с 2015 по 2016) рентабельность изменилась, но изменилась как-то разнонаправленно. Дело в том, что Налоговая служба считает рентабельность двух видов: рентабельность продаж и рентабельность активов. Для каждой отрасли рассчитаны два вида рентабельности: а) – продаж и б) – активов.

Интересно, что в 2016 году в среднем рентабельность продаж снизилась, а рентабельность активов выросла. То есть в целом рентабельность продаж в среднем снизилась до 8,1% (против 9,3% в 2015 году), а рентабельность активов повысилась до 6,4% (против 5,0% в 2015 году).

Такая вот странность. Я не стал выбирать по отраслям, где рентабельность упала, где выросла. Но из-за разнонаправленного характера рентабельности призываю вас из Приказа ФНС России взять данные за 2016 год, просчитать рентабельность по вашей отрасли, просчитать рентабельность продаж и активов для вашего предприятия, сравнить данные, и при значительной разнице задать себе вопрос – почему это произошло? И быть готовым ответить на этот вопрос, если его будет задавать вашей компании Налоговая служба.

– один из главных показателей для отбора ИФНС кандидатов на выездную налоговую проверку. Рассмотрим, что еще выделяет налоговую нагрузку по налогу на прибыль , и какие еще данные важны для ИФНС.

Представление о налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) – достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:

  • Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
  • Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.

Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:

  • Выручкой (с НДС или без НДС).
  • Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
  • Налоговой базой для расчета конкретного налога.
  • Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
  • Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.

Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.

Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.

Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.

О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье .

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

  • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
  • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

  • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
  • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
  • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
  • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
  • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.

Главные критерии при ОСНО

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО (таблица 8.2 приложения № 8 к письму № АС-4-2/12722@).

Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

согласно формулировке, содержащейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

;

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Что определяет величину нагрузки по прибыли

напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Формула налоговой нагрузки по НДС

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС , рекомендованный ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки (приложение № 4 к письму № АС-4-2/12722@).

Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:

ННндс = 100 × Нндс / НБрф,

;

Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:

ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),

;

НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).

Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:

  • продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
  • продаже предприятия как комплекса;
  • авансам полученным.

Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.

Что определяет величину нагрузки по НДС

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале .

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.