Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

За что отвечает осаго. Почему повышение стоимости полиса осаго – это очередной обман. Что такое осаго

Или при его оформлении навязали дополнительные услуги? Назначили дату для предоставления пакета документов и оформления полиса через месяц-два после окончания действия текущего полиса страхования? Эти действия страховщика противоправны, и призвать его к порядку можно и нужно.

Почему страховщики не продают полисы ОСАГО?

Страховые компании устроили искусственный дефицит бланков автогражданки ровно по одной причине. Страхование ОСАГО стало невыгодно, а то и просто убыточно. Так, за первый квартал 2014 года в трех регионах России: Амурской, Ульяновской и Мурманской области – выплаты достигли 90% сборов, а в Камчатском крае сумма выплат превысила сумму собранных страховых премий и составила 107%.

Еще в начале года страховщики повсеместно стали закрывать свои представительства в ожидании повышения тарифов, обусловленного летними изменениями в законодательстве.

Закон об ОСАГО обновлен, график изменения тарифов на год утвержден, порядок установления базовых тарифов и поправочных коэффициентов отдан ЦБ РФ. Тем не менее, ситуация во многом остается критичной.

Что гласит законодательство РФ?

За первое полугодие 2014 года Федеральная антимонопольная служба зарегистрировала 1 500 жалоб от автовладельцев на страховщиков 66 регионов России. Страховые организации повсеместно отказывают в оформлении полиса ОСАГО и навязывают дополнительные услуги. 47 страховщиков получили предупреждения, в отношении 34 – возбуждены дела, по 27 нарушениям суд уже вынес решения. И вердикт всегда один: страховщик неправ.

В списке недобросовестных компаний оказались: «Ингосстрах», «ВТБ Страхование», «Югория», АСКО, «Ренессанс страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», ВСК, ЖАСО, «СОГАЗ», «Альянс», БАСК, «Гута-страхование», МАКС, СГ МСК, «РЕСО-гарантию», «Согласие», «Цюрих», «УралСиб». Министерство финансов на своем сайте опубликовало однозначную позицию относительно этого вопроса и предложило автовладельцу последовательность действий в случае неправомерного отказа.

Итак, обратимся к законам:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. гласит, что владелец ТС обязан иметь полис ОСАГО.
  • В ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается . Отказ не допускается.
  • В п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 года) говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена .
  • В п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.

Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность . Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Наказание: штраф в размере 50 000 рублей, наложенный на должностное лицо, совершившее правонарушение.

Компетентный орган – ЦБ РФ, мегарегулятор рынка страхования. Руководители территориальных подразделений уполномочены решать вопросы по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в т.ч. страхового.

Суммируем.

  1. Автовладелец может обратиться в любую страховую компанию.
  2. Страховщик не вправе отказать в продаже полиса ОСАГО.
  3. Также неправомерно принуждение купить дополнительные опции (например, полис страхования жизни страхователя или водителей, вписанных в полис).

Если же это происходит, то, согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, страховая организация принуждается к заключению договора в судебном порядке и возмещению убытков, причиненных автовладельцу своим отказом .

Ремарка РСА

В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:

  • отсутствие связи с АИС РСА;
  • непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
  • непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
  • отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.

Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.

Порядок приобретения полиса ОСАГО

Так как договор ОСАГО признан публичным, для его заключения достаточно желания одной из сторон. Вариантов приобретения полиса несколько.

  1. При личном обращении в страховую компанию требуйте письменный отказ. Устный вы нигде не сможете предъявить.
  2. При отправке Почтой РФ предложения-оферты (заявления по соответствующей форме, утвержденной Минфином РФ 01.07.2009 года) с приложением пакета необходимых документов вручается уведомление о доставке. В случае отказа оно будет служить доказательством того, что страховщик получил предложение-оферту.

На его рассмотрение, а также оформление и отправку ответа страховщику отпускается 14 рабочих дней. Ответом может быть извещение:

  • об акцепте (принятии),
  • об отказе,
  • о принятии на иных условиях.

Что делать, если отказали?

Если вы не согласны с ответом страховщика, имеете право обжаловать его действия. Для этого нужно письменно обратиться, приложив переписку со страховой организацией или письменный отказ. Пакет документов нужно отправить в одну из инстанций:

  • территориальное подразделение ЦБ РФ;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратура;
  • отделение РСА;
  • Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11.

Обычно при личном обращении к страховщику и угрозе передать письменный отказ в одну из выше указанных организаций страховая компания находит возможность заключить договор ОСАГО . И желание появляется, и бланки находятся, и вопрос решается в досудебном порядке.

Какие документы нужны для оспаривания отказа?

  1. Во-первых, письменное заявление страхователя (предложение-оферта) о заключении договора ОСАГО. На том экземпляре, который остается у автовладельца, ставится печать, дата и подпись лица, принявшего заявление.
  2. Во-вторых, письменный отказ страховщика . Нужен для обращения в компетентные органы.

Что делать, если спорить нет времени?

Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.

  • Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
  • На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
  • В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.

Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.

  • Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
  • Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.

Очевидные минусы такой «самодеятельности».

  1. Согласно Правилам страхования, договор вступает в силу после оплаты страхователем взносов (полной суммы или определенной ее части). Так что у страховщика остается возможность на законных основаниях уклониться от выплаты страхового возмещения, если Верховный суд не присудит обратного.
  2. Инспектор ГИБДД, остановив машину, не удовлетворится копией заявления-оферты и подтверждением получения его страховщиком. Во-первых, это, как ни крути, не полис ОСАГО. Во-вторых, возникает закономерный вопрос об исправности ТС и возможности его эксплуатации.
  3. Даже если в самодельном «полисе» будет указано, что это дубликат, действительный до момента выдачи оригинала, времени и нервов на общение с инспектором уйдет очень много. Возможные варианты развития: штраф, снятие номеров, запрет на участие в дорожном движении.

Возможно, несколько десятков прецедентов создадут надежную базу для быстрого решения подобных вопросов, пока же развитие событий по этому сценарию не зафиксировано.

Хорошие водители, если что-то и знают об ОСАГО, то никогда не прибегали к помощи страховых компаний. Главное, чтобы полис всегда лежал в бардачке автомобиля. Однако что делать при наступлении страхового случая?

ОСАГО - это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено.

Всеобщность и обязательность страхования

Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО - это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые именно вы, не другой участник, причинили третьим лицам - транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.

Что касается вас, вашего автомобиля, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО к ним не имеет никакого отношения. Компенсировать ущерб, который понесли лично вы, придётся за счёт собственного кошелька. Если вы хотите защитить и свой автомобиль от повреждения и угона, то тогда нужно купить .

Каждый водитель обязан приобрести полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него вписан. Правило это действует даже тогда, когда вы просто перегоняете своё авто от автосалона до дома или места регистрации (исключение составляют случаи, когда полис ОСАГО подразумевает неограниченное количество лиц, имеющих право на управление автомобилем).

Без полиса ОСАГО вы не только не имеете права выезжать на проезжую часть (иначе штраф - от 5 до 8 МРОТ), но не сможете поставить свой автомобиль на учёт в ГИБДД. Кроме того, заработаете серьёзные неприятности, если вдруг произойдёт ДТП с вашим участием, а полиса ОСАГО вы предъявить не сможете.

Управляя автомобилем, оригинал полиса вы всегда должны иметь при себе, равно как права и документы на машину. Если полис у вас есть, но вы его, например, забыли дома, инспектор имеет право отправить техническое средство на штрафстоянку, откуда вы его можете забрать опять же только предъявив полис.

Страховые выплаты по ОСАГО

Законодательством также предусмотрен ряд условий, когда ущерб, нанесенный по вашей вине, при помощи полиса ОСАГО компенсировать нельзя. Полный список ограничений по полису ОСАГО можно прочитать в статье Путеводителя .

Срок

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обычно заключается на год, при этом минимальный срок заключения договора по закону может составлять всего три месяца. А если вы являетесь владельцем автомобиля, зарегистрированного за рубежом, но планируете ездить на нем на территории РФ, то полис можно оформить на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

Стоимость полиса ОСАГО

Цену на полис ОСАГО определяют водительский стаж, марка и мощность транспортного средства, регион, в котором вы используете автомобиль и другие расчётные параметры. На каждый из показателей устанавливается свой повышающий или понижающий коэффициент, величина которого жестко регламентирована правительственными постановлениями. О том, как устанавливается цена на полис, вы узнаете в статье Путеводителя , а рассчитать и оформить сам полис сможете с помощью .

Как действует ОСАГО?

Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчётов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была обращаться к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Однако с недавних пор в процесс получения страховой компенсации были внесены законодательные изменения с тем, чтобы как-то упростить процедуру получения компенсации при наступлении страхового случая. Согласно внесённым поправкам, если в ходе ДТП не нанесен вред здоровью людей, а также соблюдается ряд дополнительных условий, вы можете обратиться за компенсацией ущерба непосредственно к своему страховщику - здесь работает так называемое . Кроме того, если ущерб имуществу не превышает 50 тысяч рублей, то нет надобности вызывать представителей ГИБДД - в таком случае используется Европейский протокол.

На рассмотрение заявок о выплате ущерба каждой страховой компании отводится 20 календарных дней, при этом установлено, что за каждый день просрочки страховщику придется выплачивать штраф в 1/75 от ключевой ставки Центробанка от суммы ущерба.

Ограничение верхней границы возможных страховых выплат по ОСАГО приводит к тому, что сумма страховки может не покрывать полностью размер причиненного вами ущерба. Если вы по дороге снесли автобусную остановку, рекламную конструкцию и въехали в витрину магазина, возмещать всю сумму свыше лимита по ОСАГО придётся из своего кошелька. Поэтому все страховые компании предлагают полисы на добровольное страхование гражданской автоответственности () - именно для того, чтобы вы сумели расплатиться в случае, если размер ущерба превысит верхнюю границу выплат по полису ОСАГО.

На первый взгляд кажется, что «подводных камней» в значительно меньше, чем в выборе и расчёте добровольного страхования каско. Даже если это так, не стоит халатно относиться к выбору страховой компании и доверять оформление полиса первой попавшейся. Степень надёжности страховщика никого кроме вас интересовать не будет, потому что став виновником ДТП, вы обязаны возместить ущерб пострадавшей стороне - с помощью страховщика или без него.

Совет Сравни.ру: Если хотите сэкономить на ОСАГО, то выбирайте полис с ограниченным кругом лиц, вписанных в страховку.

Абсолютно каждый водитель, приобретая собственный автомобиль, знакомится с процедурой страхования транспортного средства. Обязательное автострахование ОСАГО регулируется на законодательном уровне . Основные требования утверждены в Федеральном законе Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Если водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия, становится понятно для чего нужна страховка автомобиля - с помощью ОСАГО водитель может за счет средств страховой компании.

Что такое полис ОСАГО

Страховка ОСАГО - это полис, являющийся юридическим документом и защищающий имущественные интересы водителя и собственника автомобиля. Расшифровка аббревиатуры «ОСАГО» обозначает «обязательное страхование автогражданской ответственности».

На законодательном уровне еще с 2000 года в Государственную думу были представлены на рассмотрение законопроекты, регулирующие страховую деятельность в отношении автогражданской ответственности. Потребовалось несколько лет, чтобы окончательно сформировать и утвердить федеральный закон. 1 июля 2003 года введен в действие закон об ОСАГО в России (Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ). Именно с 2003 года ОСАГО стало обязательным. На протяжении более 10 лет в закон вносятся изменения, статьи адаптируются к смежным законодательным актам и текущей ситуации на рынке страхования.

ОСАГО дает автовладельцу гарантию выплаты компенсации в случае возникновения ДТП. Компенсируются материальные затраты на ущерб, доставленный:

  • транспортному средству;
  • имуществу;

Таким образом, водителю-виновнику не придется оплачивать из собственного «кармана» расходы на ремонт машины или лечение людей, потерпевших в дорожно-транспортном происшествии.

Если причиной аварии является другой водитель, то вам будет возмещен ущерб из средств страховой организации, даже при .

Что такое Е-ОСАГО

Кроме стандартного полиса автовладелец может воспользоваться услугой «Электронное ОСАГО». Такая возможность появилась в 2015 году и действует по настоящий момент. Простым языком, водитель может через сайт страховой компании. Нет необходимости отстаивать очереди и тратить время на посещение офиса организации. Достаточно заполнить заявку на сайте выбранной компании . Менеджер проверит указанные сведения и, если все в порядке, вышлет реквизиты для оплаты на адрес электронной почты, оставленный в заявке.
Оплатить страховку можно безналичным расчетом. После этого, собственник транспортного средства получит ссылку на скачивание Е-ОСАГО.

Электронный вариант полиса абсолютно идентичен бумажному. Договор страхования также подписывается в онлайн-режиме. Желательно распечатать полис на бумажном носителе . Однако, его наличие «на руках» не является правонарушением, и любой сотрудник ГИБДД при проверке документов может сделать моментальный запрос через базу.

Электронный вариант полиса ОСАГО:


Кто такой страхователь в полисе ОСАГО

Страховой полис имеет две строки для указания сведений о страхователе и собственнике транспортного средства. Наиболее часто владелец автомобиля становится его страхователем. Однако, возникают случаи, когда «на бумаге» владельцем машины является супруг, а находится автомобиль в постоянном пользовании у жены. Супруге удобнее сделать страховку самостоятельно и тогда, страхователь и собственник могут быть разными лицами . Страхователю понадобится предоставить в страховую компанию , выданную владельцем машины.

Кроме доверенности страхователь обязан предоставить следующие документы:

  • собственный паспорт;
  • водительские права;
  • паспорт транспортного средства, подтверждающий постановку на учет;
  • действующий .

Данные о страхователе и собственнике автомобиля заполняются в двух разных строках:


Кто такой страховщик

Страховщиком является страховая компания, выдающая полисы ОСАГО с целью защиты имущественных интересов водителей. Данный документ является платным. регулируется и рассчитывается согласно законодательным требованиям. Оформить полис можно не только напрямую в страховой компании, но и через косвенных представителей:

  • страховых агентов;
  • брокеров.

Страховые агенты, как правило, представляют услуги конкретной компании-страховщика. Стоимость такого полиса немного дороже, так как агент берет комиссию за работу . Водитель получает преимущество в виде экономии личного времени. Агент может подъехать в удобное для клиента место и время для заключения договора страхования.

Брокеры представляются услуги сразу нескольких страховых компаний и у страхователя появляется возможность выбора более выгодного по стоимости полиса.


Какие существуют виды страхования автомобилей

Большинство граждан знает, что ОСАГО - обязательная страховка. Однако, существуют и другие виды автострахования в России, которые относятся к категории добровольного страхования. «Дополнительные» страховки на машину бывают следующих видов:

  • ДСАГО;
  • КАСКО.

ДСАГО представляет собой дополнительное страхование к стандартному полису ОСАГО. Такой «расширенный пакет» позволяет получить больший размер выплат . Полисы могут быть оформлены в разных страховых компаниях, но на один и тот же срок действия, а также на одно транспортное средство. и стоимость тарифа зависит от условий конкретной страховой организации. Обычно такой «предел» составляет не более 3 000 000 рублей. ДСАГО покрывает ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц, а также их имуществу.

КАСКО рассчитан на покрытие широкого спектра рисков, но не имеет отношения к гражданской ответственности. КАСКО возмещает убытки материального характера, нанесенные имуществу : угон автомобиля, повреждения любого характера, включая стихийные бедствия или иные обстоятельства. Несмотря на то что КАСКО не является обязательным видом страхования, если машина приобретена за счет кредитных средств, полученных в банке, собственнику придется оформить КАСКО.


Полное страхование автомобиля позволяет получить максимальные выплаты не только при получении ущерба в случае дорожно-транспортного происшествия, но и в случае угона или повреждения транспортного средства другими способами.

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник

Основная цель получения полиса ОСАГО - страхование собственной гражданской ответственности на случай возникновения аварии на дороге. Если вы станете виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого потерпевшая сторона получит материальный или физический ущерб, в пределах утвержденных сумм. Таким образом, обе стороны получают гарантии : виновник - сохранение личных денежных средств, потерпевший - возмещение ущерба здоровью и имуществу.

Страховка ОСАГО на машину включает в себя следующие компенсационные выплаты:

  • ремонт автомобиля;
  • покупку запчастей;
  • лечение потерпевшего;
  • оплату ремонта имущества потерпевшей стороны;
  • расходы на погребение погибших.

Если в аварии виноваты обе стороны, то каждая из них может претендовать на возмещение ущерба в размере .

Новое в страховании ОСАГО

С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ правовой акт претерпел значительное количество изменений и правок. Одним из главных требований к водителям является . Если водитель автомобиля не оформил данный документ, при остановке сотрудником ГИБДД ему будет выписан штраф в размере 800 рублей . Если полис оформлен и является действующим, но заполнен некорректно либо забыт дома, сотрудник ГИБДД выпишет штраф в размере 500 рублей .

С 1 ноября 2018 года изменился порядок наложения штрафной санкции за отсутствие полиса. Если раньше нерадивого водителя мог «поймать» только сотрудник ГИБДД, то по новым правилам нарушителя будут фиксировать роботизированные видеокамеры . Данные о регистрационном номере автомобиля будут автоматически переданы в базу данных, где произойдет сверка с наличием действующего полиса. Если такой документ отсутствует, собственник машины получит штраф по почте.

Важно ! Для подтверждения данных сверка регистрационного номера транспортного средства будет проведена повторно, через 10 календарных дней после получения информации о нарушении.

Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году

Размер ОСАГО в 2019 году будет увеличен на 20% в отношении минимальной и максимальной цены. С 1 сентября 2019 года страховые компании получат возможность увеличивать начальную и конечную ставку базового тарифа на 30%.


Максимальные размеры тарифов, коэффициенты, а также порядок их использования страховыми компаниями утверждены в Указании Центрального Банка России от 04 декабря 2018 года № 5000-У. Данный документ был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ 29 декабря 2018 года и можно скачать по ссылке ниже.

Скачать Указание ЦБ РФ

Придется по формуле:

базовый тариф * коэффициенты (повышающие или понижающие).

На стоимость полиса ОСАГО влияют следующие показатели :

  • базовый тариф (цена «от и до»);
  • город проживания (в расчет берется коэффициент, утвержденный правительством в зависимости от региона пребывания автовладельца);
  • безаварийная скидка ();
  • возраст и стаж водителя;
  • вид полиса (ограниченный или неограниченный);
  • сезон использования автотранспортного средства;
  • мощность двигателя машины;
  • имеющиеся нарушения законодательства, касающегося страхования (в соответствии с коэффициентом).

Подорожание ОСАГО в 2019 году вызвано изменением базового тарифа и введением новых коэффициентов по возрасту и стажу автовладельца.

Условия страхования по ОСАГО

На стоимость полиса ОСАГО влияют не только коэффициенты, но и количество лиц, допущенных к вождению автомобилем . Обычно при заключении договора страхования специалист компании уточняет, какое количество водителей планируется допускать для внесения в страховку.


Страхователь может выбрать одно из следующих условий страхования :

  • ограниченная страховка на автомобиль (до управления транспортным средством допускается некоторое число водителей);
  • неограниченная страховка на машину (управлять автомобилем могут даже водители, не вписанные в страховку).

В первом случае стоимость страховки будет гораздо ниже, чем во втором. Однако, выбирать такой вариант следует только если страхователь планирует безраздельно управлять транспортным средством. К тому же не лишним будет большой водительский стаж и «безаварийная репутация».

Во втором случае при расчете стоимости полиса коэффициент будет максимальным, а итоговая цена значительно выше. Управлять автомобилем на законных основаниях смогут разные водители.

От чего защищает страховка ОСАГО

Обязательная автостраховка покрывает риски имущественного и физического характера.

В страховку ОСАГО входит компенсация следующих материальных затрат :

  • оплата лечения водителю и/или пассажирам, получившим увечья;
  • полис страхует от ущерба имущества, то есть ремонт и покупка автозапчастей будут компенсированы потерпевшей стороне;
  • прочие виды материального ущерба, нанесенного потерпевшей стороне (повреждение конструкции, забора или другого объекта);
  • ОСАГО покроет ущерб, нанесенный здоровью пешехода.

Возмещение ущерба по страховке распространяется на потерпевшего. Виновник аварии ремонтирует собственный автомобиль за счет личных денежных средств.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО

При возникновении дорожно-транспортного происшествия потерпевшую сторону интересует вопрос о том, какую . В 2017 году произошли изменения в размерах страховых выплат в сторону увеличения.

Сумма покрытия ущерба при аварии составляет :

  • для ремонта и восстановления автомобиля максимально может быть выплачено 400 000 рублей;
  • компенсация вреда, нанесенного здоровью (телесные увечья) - не более 500 000 рублей.

В каждом конкретном случае размер выплаты определяется индивидуально , в зависимости от полученных повреждений. Если максимальной суммы выплаты недостаточно, чтобы полностью покрыть нанесенный ущерб, виновнику аварии придется компенсировать оставшуюся часть из собственных сбережений.


Что входит в страховой случай

При возникновении вопроса о выплате страховой суммы в учет берется понятие о том, является ли . Ответственность по ОСАГО распространяется именно на случаи, связанные с дорожным движением.

Страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении нескольких условий :

  • наличие двух сторон: виновник аварии и потерпевший;
  • участником дорожно-транспортного происшествия должен быть застрахованный автомобиль (страхуется не водитель, а конкретное транспортное средство).

Перечень страховых случаев ОСАГО регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ .

Пример страхового случая: водитель засмотрелся, не заметил, как зажегся красный сигнал светофора и въехал в задний бампер впереди стоящей машины.


Нестраховые случаи по ОСАГО

Перечень нестраховых случаев по ОСАГО утвержден в статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ .

Сегодня страхование автомобиля – не роскошь, а необходимость. Обязательный вид автострахования – ОСАГО, добровольный – КАСКО. Страховки отличаются друг от друга, поэтомудажеесли есть КАСКО, ОСАГО нужно обязательно оформлять

Масло масляное, или зачем платить дважды?

В законе четко прописано, что ОСАГО – это обязательный вид страхования машины . А значит, полис должен быть у каждого водителя. Без него ездить просто нельзя, иначе придется платить штраф.

Изображение 1: Выписка из статьи 12.37 КоАП РФ

ОСАГО подразумевает выплату страхового вознаграждения в случае виновности автовладельца. То есть при наступлении ДТП, страховщик покрывает расходы на ремонт машины пострадавшей стороны. А виновнику аварии приходится ремонтировать авто за свой счет. Максимальная сумма обязательных выплат – 400 тыс. руб.

КАСКО оформляется на добровольной основе. Страховые случаи по этой страховке намного шире – угон, хищение, нанесение ущерба и т.п. Можно включить дополнительные услуги – выезд аварийного комиссара, эвакуация, сбор документов и пр.

Стоимость полиса зависит от разных факторов – года выпуска авто, затрат на ремонт и пр., поэтому он может влететь в копеечку. Но с другой стороны, при наступлении ДТП такая страховка способна хорошо выручить. Так как страховщик покрывает расходы на ремонт машины владельца полиса КАСКО. Единственно, затраты на проведение ремонтных работ не должны превышать страховой суммы, на которую застраховано транспортное средства.

В каско не важно кто виновник. Выплата производится только владельцу полиса каско и не важно виноват он или нет.

Важно! Если подумать логически, получается, что полис ОСАГО и вовсе не нужен, ведь КАСКО покрывает ущерб, только владельцу полиса КАСКО, и сумма страхового возмещения намного выше. Несмотря на это, даже если есть КАСКО, нужно ОСАГО в обязательном порядке!

Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО, или какой вариант страховки лучше?

Мы выяснили, что полис ОСАГО – обязательный атрибут каждого водителя, а оформление КАСКО является сугубо добровольным делом. Так стоит ли дополнительно страховать один и тот же автомобиль? Проведем сравнительный анализ.

Таблица 1: Сравнительные характеристики двух видов автострахования
Вид ОСАГО КАСКО
Основа Обязательная Добровольная
Тарифы Тарифы устанавливаются государством Страховщик сам определяет базовый тариф
Стоимость Страховка относительно доступна большинству людей. Разброс цен между страховыми компаниями – 20% Стоит сравнительно дорого, по карману не всем. Цены могут значительно различаться
Страховые случаи Причинение ущерба ТС, вреда здоровью водителя и пассажиров. Страхует ваше имущество — покрывает ущерб, причиненный вашему имуществу третьими лицами. Угон, хищение, нанесение ущерба авто, вреда здоровью водителя и пассажиров. Страхует ваше имущество — покрывает ущерб, причиненный вашему имуществу третьими лицами.
Страховые выплаты Покрываются затраты на ремонт только пострадавшей стороны. Выплата производится с учетом средней стоимости ремонта с учетом износа Ущерб возмещается только владельцу полиса КАСКО
Возраст авто Возраст ТС не имеет значения Страхованию подлежат только машины не старше 10 лет

Из таблицы видно, что оба вида страхования имеют свои плюсы и минусы. Поэтому мы рекомендуем добровольно страховать свой автомобиль, если он стоит слишком дорого. Так будет спокойнее в финансовом и моральном планах. Рассчитать приблизительную стоимость страховки можно на нашем .

В других случаях нет смысла переплачивать за то, что уже предусмотрено обязательным полисом. Вопрос, нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО, можно считать закрытым.

А стоит ли добровольно страховать автомобиль?

Хоть КАСКО и стоит недешево, где-то 10% от цены транспортного средства, зато договором гарантируются выплаты не только при наступлении страхового случая, но и при форс-мажорных обстоятельствах. Ущерб возмещается деньгами или ремонтом.

В некоторых случаях, например, при покупке авто в кредит, КАСКО является обязательным условием. Это связано с тем, что банки стараются себя обезопасить. Если отказаться от оформления полиса, кредит могут не дать.

Но если посмотреть с другой стороны, будущему владельцу новенького авто лучше согласиться с банком и оформить «доброволку». Ремонт новых автомобилей стоит достаточно дорого, а ведь если произойдет ДТП по его вине, то согласно ОСАГО покрывать ущерб, нанесенный своей машине, придется самому!

Взяли машину в кредит и думаете, нужно ли оформлять ОСАГО, если есть КАСКО? Конечно, надо. Наличие добровольной страховки не освобождает от обязательного страхования.

«Обязаловка» тоже имеет свои плюсы. Например, скидки за безаварийное вождение (), страховые выплаты даже при банкротстве страховщика.

Какую страховку использовать при ДТП?

Изображение 2: КАСКО или ОСАГО

Если оба полиса на руках, при ДТП возникает вопрос, по какому из них лучше получить страховое возмещение?

  • Условия страхового договора.
  • Масштаб повреждений.
  • Кто страховщик.
  • Обстоятельства аварии.
  • Скорость выплаты («доброволка» оплачивается быстрее).

Важно! Если вы не виновник ДТП и сумма ущерба меньше 400т. руб. лучше воспользоваться ОСАГО. Так как если вы решите получать выплату по КАСКО, то в следующем году полис КАСКО будет для вас существенно дороже.

Независимо от того, кто является виновником аварии, у страхователя должен быть обязательный полис. Поэтому не надо сомневаться, нужно ли делать ОСАГО, если есть КАСКО. Иначе с выплатой могут возникнуть проблемы.

Внимание! Чтобы не было проблем со страховым возмещением, в полис КАСКО надо вписать водителей, допущенных к управлению. Если за рулем будет лицо, не обозначенное в полисе, выплаты не будет. Если неизвестно, кто будет управлять машиной, рекомендуется купить неограниченное КАСКО.

Где лучше оформить обязательную и добровольную страховки?

Мы разобрались, нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО. Теперь поговорим о том, в каких компаниях их лучше покупать – в одной или разных? В любой! Но тут есть маленькие нюансы. При заключении двух договоров с одним страховщиком могут предоставляться скидки. Также ускоряется и упрощается процесс оформления документов.

При обращении в разные компании есть риск того, что одна из них окажется неблагонадежной. Если это не брать в расчет, то стоит посмотреть предложения разных страховщиков. У них могут быть более выгодные условия по КАСКО, чем в той, где оформлялось ОСАГО.

Затрудняетесь с выбором? Авто-Услуга поможет! Свяжитесь с нашими консультантами, чтобы получить нужную информацию.

Автомобилисты в регионах Сибири массово жалуются на проблемы оформления электронного полиса ОСАГО - при попытке заключить договор на сайтах страховых компаний появляются сообщения об ошибках или оплата полиса зачастую невозможна из-за использования нечитаемой капчи. Участники рынка прокомментировали, действительно ли застраховать авто стало сложнее и что в случае затруднений стоит предпринять автовладельцу.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Центробанк. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля, от региона и срока безаварийной езды.

Среди сибиряков е-ОСАГО становится все более популярной формой, на 1 октября только в Новосибирской области было выдано 166 тысяч полисов через интернет.

Почему е-ОСАГО вызвало нарекания

Странности с ОСАГО начались еще в 2015 году - уже тогда страховщики стали сокращать количество офисов в «токсичных» регионах и начали навязывать дополнительные договоры страхования «в нагрузку» к обязательному полису. В итоге это привело к тому, что автовладельцы стали массово жаловаться на дикие очереди в офисах.

После этого государство решило помочь водителям и разрешило оформлять электронный полис в домашних условиях. Изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года. При этом всех страховщиков обязали оформлять е-ОСАГО на своих сайтах. Однако в реальности для получения электронного полиса многим автовладельцам нужно пройти «семь кругов ада».

Так, из общего количества жалоб на ОСАГО, поступивших в Банк России с начала года, 24% были связаны с покупкой электронных полисов, сообщается на сайте регулятора. Основные нарушения, которые выявляются - необоснованный отказ в продаже такой страховки и перенаправление на сайт замещающего страховщика.

Исполнительный директор компании «ЛОТиОС» Михаил Большов считает, что сейчас ситуацию на рынке ОСАГО можно охарактеризовать как «картельный сговор страховщиков» - компании всеми силами стараются минимизировать количество договоров ОСАГО, и появление электронного вида страхования никак не помогло автовладельцам.

«Я представляю автомобильное профессиональное сообщество, руковожу двумя автотранспортными предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками по Новосибирску. После введение е-ОСАГО мы надеялись, что оформить полис станет проще, однако на деле ситуация только ухудшилась», - говорит Большов.

По его словам, все страховщики действительно запустили возможность оформления электронных договоров на сайтах, однако на деле эта система фактически не работает. «Когда начинаешь заполнять заявку на получение электронного полиса, тебе пишут, что автомобиля нет в базе. Или приходит SMS с недействительным кодом», - приводит примеры эксперт.

Также, добавляет он, некоторые страховые компании на этапе заключения договора предлагают ввести цветовой код с картинки, однако разглядеть его невозможно - при любых вариантах автовладельцам отвечают, что введенная последовательность неправильная. По словам Большова, система как будто настроена на саботаж, хотя страховщики обычно объясняют проблемы «обновлением базы».

Как ОСАГО стало убыточным

Представитель крупнейшего игрока страхового рынка ПАО СК «Росгосстрах» Андрей Бирюков признал, что в последние годы ОСАГО действительно стало убыточным, однако опроверг наличие «сговора», направленного на минимизацию заключаемых договоров. Проблемы на сайтах страховых компаний Бирюков объяснил необходимым наличием сразу нескольких систем.

«ОСАГО действительно является убыточным видом страхования. Согласно последним данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата в ОСАГО за девять месяцев выросла на 17% и составила 77,253 тысячи рублей, а средняя премия сократилась на 3%, до 5,814 тысяч рублей», - уточнил Бирюков.

При этом представитель «Росгосстраха» сослался на президента РСА Игорь Юргенса, который назвал ОСАГО «наиболее проблемным сегментом страхового рынка». Однако проблемы в сегменте е-ОСАГО не носят массового характера, подчеркнул Бирюков. В частности, это подтверждает статистика роста числа электронных полисов, которых в компании оформляют более 200 тысяч каждую неделю.

«Не стоит забывать, что е-ОСАГО - сложный программно-аппаратный комплекс, включающий в себя слаженную работу сразу нескольких внутренних и внешних систем, включая системы РСА, где на любом этапе интеграции возможны технические сбои. Кроме того, проблемы могут быть на стороне пользователя - например, устаревшая версия браузера», - сказал Бирюков.

Представитель «Росгосстраха» подчеркнул, что в ситуации, когда ОСАГО убыточно для компаний, необходима реформа системы, чтобы этот важнейший вид страхования «вновь стал интересным для страховщиков». В частности, речь может идти о поэтапной либерализации тарифа и отмены установления государством фиксированных значений коэффициентов.

Кто научился зарабатывать на ОСАГО

Председатель правления «Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников считает, что проблемы на сайтах страховых компаний в основном связаны с резким ростом популярности е-ОСАГО. Огромное количество обращений приводит к перегрузкам системы, а убыточность обязательного автострахования привела к тому, что страховщики не заинтересованы тратить деньги на создании более устойчивого механизма.

«В этой ситуации единственная рекомендация, которую я могу дать автомобилистам - начать оформление полиса заблаговременно - за 20-30 дней. Если с покупкой электронного полиса возникают проблемы, всегда можно приехать в офис и заключить бумажный договор», - посоветовал эксперт.Верховный суд разъяснил правила страховых выплат

Плотников подтвердил, что у страховых компаний есть неофициальные «черные списки» людей, с которым заключение договоров ОСАГО нежелательно, однако отметил, что туда входят только мошенники, которые занимаются оформлением подставных аварий. У таких людей в течение года может быть несколько десятков ДТП, однако их фиктивность приходится доказывать через суд.

В частности, с начала года 1,5 миллиарда рублей были выплачены страховыми компаниями в Новосибирской области различным юристам, которые специализируются на подобных делах. При этом законы обычно на стороне потребителей, так что суды часто выносят решения в пользу автовладельцев, которые с помощью различных схем завышают ущерб от аварий.

В итоге Новосибирская область в этом году впервые вошла в число так называемых «токсичных» для страховщиков регионов, где выплаты превышают собранные премии. Такую ситуацию Плотников связывает именно с активизацией мошенников. В этой ситуации правительству необходимо реформировать ОСАГО, считает он.

В частности, речь может идти об отмене избыточных штрафов для компаний за незначительные нарушения, а также запрете договора цессии в страховании, который дает возможность передать права на задолженность страховщика перед страхователем юридическому или физическому лицу. Такие договоры приносят страхователям серьезные убытки, отмечает Плотников.

Как автовладельцам защитить права

Центробанк требует от страховщиков непрерывной и бесперебойной работы их сайтов для возможного заключения договоров е-ОСАГО, сообщил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев. В частности, технологический сбой на сайте страховой компании не может превышать 30 минут в сутки.

«Если человек несколько раз за день попытался оформить полис на сайте страховой, но из-за технического сбоя это не получилось, то страховая компания нарушает закон, и нужно жаловаться в Банк России. Проще всего это сделать через интернет-приемную на сайте cbr.ru», - уточнил Музяев.

К жалобе необходимо приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховщика, а если создан личный кабинет на сайте - логин от него. Часто даже запрос от Банка России в страховую компанию приводит к тому, что страховщик начинает должным образом выполнять свои обязательства перед потребителями.

«Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в СФО за девять месяцев 2017 года возбуждено 81 дело об административных правонарушениях в отношении страховых компаний из-за недоступности электронных полисов», - добавил представитель регулятора.

Музяев также напомнил, что единственная законная причина отказа - если представлены не все документы. Сейчас для оформления полиса нужен паспорт, ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическая карта. Новый регламент ГИБДД не обрадовал водителей

«В случае предоставления полного комплекта документов страховщики не имеют права отказаться от его заключения, это нарушение закона. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за это нарушение: от 20 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юридических лиц», - сказал он.

Для бесперебойного заключения договоров ОСАГО Российским союзом автостраховщиков была введена система «Е-гарант». Она гарантирует заключение договора ОСАГО в электронном виде после перенаправления на сайт замещающего страховщика. Если после перенаправления происходят технические сбои, можно также направить жалобу в Банк России, заключил Музяев.