Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Валютный контроль в отношении юридических лиц. Валютный контроль в банке

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Организация заключила договор с иностранной компанией, или человеку предложили устроиться на работу в международную компанию и получать заработную плату из-за рубежа. В этих случаях каждое из действующих лиц обязательно услышит словосочетание «валютный контроль». Под его действие попадает и любой россиянин, который поедет в отпуск и будет ввозить или вывозить валюту через границу РФ. Так что же такое «валютный контроль»?

Понятие о валютном контроле и его функциях

Валютный контроль в Российской Федерации– это меры по государственному инспектированию валютного рынка. То есть это надзор за движением валюты как за пределы государства, так и внутри страны. Касается это и простых граждан, и предприятий, и организаций.

Вот несколько основных функций, которые выполняет валютный контроль (далее - ВК):

  1. Выдача всех возможных разрешений и проверка работы обменных пунктов, которые могут покупать и продавать валюту. Это означает, что все официальные «обменники» должны иметь лицензию и их работа находится под пристальным вниманием органов валютного регулирования и контроля.
  2. Купли-продажи иностранной валюты в пределах России. Покупая денежные знаки «импортного производства» перед отпуском, человек автоматически становится объектом внимания валютного контроля и законодательства в данной сфере.
  3. Провоз валюты через границу. При вывозе или ввозе сумм, превышающих 10000 долларов в любой валюте, владелец денег обязан их задекларировать. Если наличных менее чем 10000 долларов, то это делается по личному желанию.
  4. Расчеты по экспортно-импортным сделкам, контрактам и покупкам. В большей степени это относится к юридическим лицам, так обычно сюда включаются сделки между российскими и иностранными организациями по всем видам договоров. Хотя этот пункт касается и физических лиц, которые получают за свою работу деньги из-за границы или оплачивают крупные заграничные покупки. Мелкие валютные покупки в интернет-магазинах или аукционах обычно не привлекают внимания органов ВК.

Буква закона, или Федеральный закон о валютном контроле

Как и большинство видов деятельности в России, подконтрольные валютные отношения регламентируются федеральным законом
(далее - ФЗ) о валютном контролеот 10.12.2003. Этот документ не меняет своего основного содержания с 2003 года и имеет только ряд нововведений, связанных в основном с формулировками.

Так, в связи с изменениями в Налоговом кодексе, валютный контроль в РФ 2014сменил ряд наименований «действующих лиц». Например, «банки» заменили на «кредитные организации». Основные акценты и сфера распространения закона остались без изменений.

Органы валютного регулирования и контроля

173 ФЗ о валютном контроле четко распределяет: кто, что и за кем должен контролировать. Органами валютного контроля являютсяЦентральный Банк и Правительство РФ. Эти органы проверяют своих агентов. Если обобщить, то основные моменты, которые проверяют агенты, это:

  • суммы операций с участием иностранной валюты (то есть кто, сколько и кому перевел);
  • основания для использования именно «импортных» денежных знаков, а не рублей;
  • сроки предоставления документов, которые доказывают, что инвалюта была переведена или получена именно за услугу или товар.

Самими агентами валютного контроля являются:

  • банки, которые подчиняются ЦБ;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • таможенные и налоговые органы.

Цепочка контролеров и подконтрольных организаций только кажется сложной. Если фирма перевела деньги своему заграничному партнеру и получает от него товар или комплекс услуг, то при декларировании инспектировать ее будет таможня и российский банк, через который эта оплата прошла. Это предусматривает закон о валютном контроле.

Организация в этом случае должна доказать, что она не просто так перевела эти деньги заграницу. В таможню будет предоставляться платежное поручение на оплату, а в банк - декларация на товары. А уже эти два агента будут контролироваться ЦБ и Правительством. И несоблюдение сроков или условий операций приводит к достаточно суровым штрафам, но уже в рублях. Например, несвоевременное предоставление декларации грозит организации штрафом в 50000 рублей.

Штрафные санкции применяются и к физическим лицам. Если гражданин России открыл банковский счет на территории иностранного государства, то он обязан сообщить об этом налоговым органам РФ в течение одного месяца. Или банк может отклонить платеж, направленный в пользу или от физического лица, если считает, что эта операция сомнительна и лицо не имеет подтверждающих документов для такого перевода. Штрафы за нарушение валютного контроля установлены ст. 15.25. КоАП.

  1. Если физическое лицо работает на иностранную компанию и получает свои «кровные» в валюте или переводом из-за рубежа, то оптимальным вариантом является переход в формат юридического лица, например ИП. В случае неподтверждения человеком такого платежа, банк имеет право отклонить операцию. К тому же, при таком варианте не производится отчислений налогов, а это уже может не остаться без внимания налоговых органов.
  2. Если сумма договора на товары или услуги, заключенной с иностранным партнером, больше 50000 долларов, то нужно открывать паспорт сделки в банке. Если в рамках этого контракта производится несколько поставок или оказывается несколько услуг, то как только сумма приближается к этому рубежу, во избежание штрафных санкций лучше заранее оформить паспорт сделки в банке.
  3. Если физическое лицо перевозит более 10000 долларов в любой валюте, то лучше задекларировать их в аэропорту при прохождении таможенного контроля. Избавить себя от проблем с декларированием сумм и потерей времени на это можно, просто открыв валютный счет в российском банке и привязав к нему банковскую карту. Это, конечно, приведет к комиссиям при расчетах, но более безопасно и не требует заполнения документов и формальностей при прохождении пограничного контроля.

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Или короче –

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

    Регистрация и статистический учет валютных операций;

    Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

    Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

    Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

    Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

    Предварительный;

  • Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

В расчётах по большинству сделок на территории РФ участвует российский рубль. Однако есть ряд случаев, в которых организация вынуждена использовать национальные валюты других государств при осуществлении финансовых операций. Именно такие ситуации регулирует валютное законодательство, определяющее правила и порядок подобных расчётов.

Валютный контроль - это мера по обеспечению соблюдения правил и законов, связанных с расчётами в валюте иностранных государств.

В России контролем над соблюдением валютного законодательства занимается:

  • Правительство;
  • Центральный банк;
  • Министерство финансов;
  • Таможенный комитет;
  • Различные органы исполнительной власти.

Это глобальные регуляторы. Непосредственно валютным контролем занимаются агенты - уполномоченные Центральным банком коммерческие банки. Именно они отвечают за правильность обработки всех подобных платежей и предоставление соответствующих сведений.

Особенности валютного контроля в России

Согласно Законодательству, валютное регулирование в РФ должно соответствовать принципам:

  • запрета незаконного вмешательства государства и уполномоченных структур в валютные операции;
  • защиты интересов резидентов и нерезидентов при взаиморасчётах в иностранной валюте по различным сделкам;
  • единства внешней и внутренней политики в этом вопросе.

Исходя из этого, можно заключить, что не все валютные операции попадают в зону интереса регуляторов и их агентов. И это действительно так. Согласно Федеральному Закону №173 от 10.12.2003 г. (с изменениями и дополнениями), только три укрупненных разновидности сделок в валюте подлежат соответствующему контролю.

  1. Расчёты между резидентами и нерезидентами. Государство заинтересовано в соблюдении законодательства обеими сторонами, а также в защите их интересов.
  2. Сделки с участием внешних и внутренних ценных бумаг. Многие ценные бумаги имеют номинал, выраженный в долларах США или другой иностранной валюте. Любая сделка с участием таких активов подлежит валютному контролю.
  3. Сделки с расчётами в иностранной валюте. Если валюта используется в качестве платежного средства по договору с каким-либо контрагентом за рубежом, такая сделка должна пройти валютный контроль.

Валютное законодательство РФ весьма либерально. Например, в упомянутом выше ФЗ №173 указано, что предпочтение отдаётся не декларативным, а рыночным методам воздействия на внешнеэкономическую деятельность резидентов.

Правила осуществления валютных операций для юридических лиц

Для прохождения процедуры , юридические лица и индивидуальные предприниматели должны придерживаться нескольких правил.

  1. Для расчётов в валюте необходимо открыть соответствующий счёт в уполномоченном банке.
  2. За некоторыми исключениями, взаиморасчёты в валюте между резидентами РФ запрещены.
  3. При осуществлении ВЭД, резидент обязан предоставить банку-агенту информацию о приблизительном максимальном сроке выполнения зарубежным партнером обязательств по договору, а также об ожидаемых сроках поступления валюты.
  4. При работе с нерезидентом, резидент должен обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также получение средств в валюте иностранного государства за предоставленные услуги или поставленные товары.
  5. Для перевода на открытые за рубежом собственные счета, резидент должен предоставить отправленное налоговой службе уведомление с отметкой о его получении.

Валютный контроль в банке и государстве в целом - комплекс мер, направленных на обработку валютных сделок с целью соблюдения требований законодательства в секторе денежного оборота.

Если исходить из общегосударственного уровня, к основным мерам можно отнести :

  • Оформление лицензий на осуществление тех или иных валютных сделок.
  • Регулирование покупок и платежей в зарубежной валюте на территории РФ.
  • Контроль перемещения денег через границу.
  • Проверка экспортно-импортных операций.

Валютный контроль: регулирующий орган и группы операций

В ФЗ о валютном контроле в банке выделяется три типа сделок :

  • Сделки с применением денег другой стороны . К данной категории относятся простейшие транзакции, среди которых расчеты с поставщиками из других стран, обмен валют и прочие. Здесь подключаются органы валютного контроля.
  • Финансовые транзакции между гражданами РФ и нерезидентами страны . При оформлении сделки с жителем другого государства органы валютного контроля заинтересованы в корректности проводимых сделок, а также защите интересов страны. Это связано с тем, что отсутствие контроля является одной из причин развития теневой экономики и потере капитала.

Читайте также —

  • Операции с применением внутри- и внешнегосударственных ценных бумаг . Здесь принцип тот же, что в сделках между резидентами и нерезидентами. Если активы номинированы в денежных единицах другой страны, валютный контроль банка является обязательным.

Главным органом валютного контроля выступает ЦБ РФ. Если говорить точнее, в России такие функции возлагаются на ряд учреждений:

  • Правительство РФ.
  • ЦБ РФ.
  • Федеральную службу ФБН.
  • Уполномоченные банки, которые отчитываются банку России.

Главная роль возлагается на Правительство РФ, которое выполняет свои функции через ЦБ страны. Функции валютного контроля берет на себя и служба финансово-бюджетного надзора. Что касается рядовых граждан, а также ИП и компаний, они взаимодействуют с агентами - структурами, которые осуществляют непосредственную проверку с учетом законодательства РФ.

На территории России к агентам стоит отнести :

  • Финансово-кредитные организации, которые подчинены ЦБ РФ.
  • Небанковские структуры. К этой категории относятся ФНС, различные регистраторы и прочие.

Какие функции возлагаются на агентов?

Главные функции валютного контроля заключаются в обеспечении законности проведения операций с валютой, а также исключение негативного воздействия валютных операций на финансовый рынок страны. Алгоритм следующий:

Что предлагают банки?

Органы валютного контроля (кредитные организации) предлагают следующие опции клиентам :

  • Оформление документов.
  • Предъявление данных и комментариев по факту запросов с таможенных структур.
  • Передача по первому требованию паспорта и прочих бумаг, среди которых договора, инвайсы, декларации и прочие. Благодаря такой опции, удается в онлайн-режиме контролировать протекание операций с валютными средствами.
  • Предоставление консультаций, касающихся функций валютного контроля.
  • Оформление и последующая рассылка писем информационного характера, задачей которых является защита от нарушений законодательства РФ.
  • Высокая скорость оформления бумаг с учетом действующих нормативных актов.
  • Оптимальная тарифная политика.

Итоги

Получается, что валютный контроль в банке - комплекс процедур, которые становятся частью обычной сделки и проводятся для защиты интересов государства в валютной и внешнеэкономической деятельности.