Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Рейтерн михаил христофорович реформы. Финансовая реформа рейтерна. Михаил Христофорович Рейтерн

Председатель Комитета министров Российской империи 1881 - 1886
Министр финансов Российской империи
23 января 1862 - 7 июля 1878
Глава правительства Дмитрий Николаевич Блудов ;
Павел Павлович Гагарин ;
Павел Николаевич Игнатьев Монарх Александр II Предшественник Александр Максимович Княжевич Преемник Самуил Алексеевич Грейг Рождение 12 (24) сентября (1820-09-24 )
Поречье , Смоленская губерния Смерть 11 (23) августа (1890-08-23 ) (69 лет)
Царское Село , Санкт-Петербургская губерния Место погребения Курляндия Род Рейтерны Отец Христофор Романович Рейтерн Мать Екатерина (Каролина) Ивановна Гельфрейх Образование Царскосельский лицей Награды Медиафайлы на Викискладе

Биография

Лютеранин. Сын генерал-лейтенанта Христофора Романовича Рейтерна и жены его Екатерины Ивановны, урождённой Гельфрейх (1789-1869). Образование получил в Царскосельском лицее .

Начал службу в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции , а в 1854 году перешёл в Морское министерство , где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 году Рейтерн был пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

Министр финансов

4 февраля (23 января) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов . Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег.

Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ . В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита.

М. Х. Рейтерн, 1865

При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская , Киево-Брестская , Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации , выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии . Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа , Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому , Брянскому , Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

Налоги

М.Х. Рейтерн, 1865 год

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати , с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимое имущество в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское , а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом , от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор , а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Отмена крепостного права и проведение промышлен­ной революции поставили на повестку дня задачу дальней­шего реформирования финансовой системы, преобразова­ние всей системы кредитно-денежных отношений в России.

Успешная деятельность Министерства финансов созда­ла условия для организации Государственного банка Рос­сии.

Определенную роль в его создании сыграл Государствен­ный контролер В. В. Татаринов, изучавший финансовое дело в европейских странах в 1850-е гг. Много лет его деятель­ность направлял М. X. Рейтери, занявший в 1862 г. пост министра финансов.

Реформирование банковского дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859 г. и от 31 мая, 10 июня 1960 г. В соответствии с названными документами были лик­видированы все государственные кредитные учреждения; прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.

31 мая 1860 г. был утвержден устав Государственного банка Российской империи. Уставный капитал был опреде­лен в 15 млн руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и прика­зов общественного призрения. Миллион рублей был отчис­лен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть бан­ковских контор в городах, игравшую важную роль во внут­ренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые прини­мались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет - 4,5%. Пла­тежи для физических лиц, а также для юридических - торговых домов и обществ - производились банком бес­платно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.

Постепенно определился круг основных операций Гос­банка:

♦ краткосрочное кредитование предприятий и органи­заций основных отраслей экономики;

♦ учет векселей;

♦ выдача ссуд под залог недвижимости, государствен­ных бумаг, акций и облигаций частных обществ;

♦ покупка и продажа золота и серебра, русских и ино­странных векселей и чеков;

♦ прием денежных вкладов от населения, т. е. выпол­нение функций сберкасс;

♦ осуществление денежной эмиссии.

Однако Государственный банк в первые годы своей де­ятельности не играл активной роли в торгово-промышлен­ной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ по­пулярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт - Петербургский частный Коммерческий банк и Петербург­ское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а пра­вительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело Рос­сии. Госбанк в 1860-1870-е гг. занимался по поручению вла­стных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотрен­ные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и проч.

Огромную работу по поручению правительства в целях поддержания помещичьего хозяйства Государственный банк провел по выкупной операции крестьян с 1861 по 1881 г. Объективно эта деятельность Государственного банка со­действовала становлению рыночной экономики в России.

Расширялись постепенно коммерческие операции Го­сударственного банка. Если в 1861 г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн руб., то в 1875 г. - уже 255,7 млн руб.

Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т. е. торго­во-промышленная буржуазия все чаще имела дело не толь­ко с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными бумагами, Госу­дарственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т. д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В. Д. Мехряко - ва, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С. Ю. Витте.

Вместо того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, воспри­емником которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Го­сударственный банк занимался преимущественно операци­ями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регу­лированием выкупных сделок бывших помещичьих кресть­ян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы кон­ца XIX в.

Накопленный в эти годы опыт работы помог Государ­ственному банку России в 1890-е - 1914-й гг. занять дос­тойное место в системе рыночной экономики страны. Госу­дарственный банк продолжал играть для акционерных бан­ков роль резерва, откуда они по мере необходимости заим­ствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зре­ния юридического статуса и фактической деятельности. Де - юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-фак­то был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и стремясь стать "банком банков".

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном смысле не стал к 1917 г. главным банком Рос­сии, что объяснялось недостаточной зрелостью всей нацио­нальной кредитно-банковской системы.

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Хрис - тофорович Рейтери (1820-1890 гг.), назначенный в 1862 г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредника­ми между лицами, сберегающими капитал, и теми, кото­рые желают занять сбережения других".

Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862 г.). Еще 12 ноября (30 октября) 1841 г. Николаем I был подписан указ об уч­реждении в России сберегательных касс. Первые из них на­чали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М. X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865 г. образованы и начали функ­ционировать ссудосберегателъные товарищества. Они на­ходились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.

Исходя из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обес­печенные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшие­ся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875 г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183 тыс. че­ловек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн руб., вклады населения достигли 3,1 млн; займы 3,4 млн; ссуды 11,2 млн руб.

Ссудосберегателъные товарищества при М. X. Рейтер - не превратились в важный элемент рыночной инфраструк­туры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

М. X. Рейтерн предпринял ряд мер для упорядочива­ния бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась полити­ка государственного поощрения деятельности в 1860-. 1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том чис­ле Первого Акционерного Коммерческого банка в Петер­бурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.

Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского и Кре­стьянского поземельных государственных банков (как фи­лиалов Государственного банка России) коммерческие бан­ки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 - начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных земельных банков Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет с 1867 по 1877 г., вырос более чем в 4 раза - с 99,6 до 415 млн руб.

Как уже отмечалось, при содействии М. X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдей­ских повинностей.

Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного креди­та. Правительственным законом 1872 г, ужесточались усло­вия их учреждения, в том числе определили, что внесен­ный акционерный капитал должен составлять не менее 500 тыс. руб.

После учреждения 49-го банка (1873 г.) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с зас­тоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточ­ный был еще опыт их работы.

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895 гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председа­тель Комитета министров в 1887-1895 гг.

В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр фи­нансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Буше о механизмах ре­гулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложе­нии"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной сто­роны на посту Управляющего Киевской конторой Государ­ственного банка России (1862 г.) и ректора Киевского уни­верситета (1871-1875; 1879-1880 гг.).

Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра фи­нансов, он уже в 1881 г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статис­тике, основам политической экономии, разработке идей эко­номической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изу­чив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугуби­лось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российс­кими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н. X. Бунге предпринимает меры на государ­ственном уровне по подготовке крупномасштабной денеж­ной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обо­сновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:

♦ обеспечить правильный рост промышленности в ус­ловиях покровительства (протекционизма) со стороны го­сударства;

♦ укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

♦ направить кредит в сферы , не став­шими особенно привлекательными для частной предпри­имчивости;

♦ преобразовать систему налогов;

♦ добиться превышения доходов над расходами в госу­дарстве, "соблюдая разумную бережливость во всех от­раслях управления".

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государ­ственных займов.

Н. X. Бунге понимал, что для проведения денежной ре­формы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Го­сударственный банк.

В 1880-е гг. Н. X. Бунге организовал выкуп казной част­ных железных дорог, доходы от государственных дорог на­правлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назре­вал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективно­го хозяйствования размеров надельных участков; череспо­лосицы; ряда неурожайных лет и т. д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положе­ние, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крес­тьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянс­ком поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к по­купке земли в тех случаях, когда владельцы земель поже­лают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сель­скому населению, что не будет "даровой помощи в позе­мельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равно­ценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользова­нием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн руб.

В то же время 10 из И частных земельных банков, созданных в 1860-1870-х гг., успешно работали параллель­но с Крестьянским поземельным банком и выдали кресть­янам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обще­ствам, в которых имелись хозяйства различной экономи­ческой мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в со­стоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Кре­стьянский поземельный банк не столько помогал кресть­янам купить землю, сколько содействовал дворянам про­дать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики под­тверждают противоречивость социально-экономических про­цессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н. X. Бунге содействовала развитию рын­ка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороні., городского населения, трудовой его части. По инициатив! Н. X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводс­кого законодательства. Проходило это в условиях начав­шихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увели­чение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизиро­вал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдава­лись на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т. е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие дол­га, который числился на имениях по залогам в акционер­ных земельных банках, где взимались более высокие про­центы по займам. К тому же многие дворяне так и не на­учились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посред­ники.

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сме­нил Н. X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., про­работав до этого год управляющим Министерства финан­сов. Ученый и государственный деятель, профессор прак­тической механики, он основал научную школу по констру­ированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации круп­ных военных предприятий России.

Самым положительным в деятельности И. А. Вышне - градского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке де­нежной реформы и в достижении бездефицитного бюдже­та; планомерное накопление золотого запаса; продолже­ние политики протекционизма: если при Н. X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары - металл и машины, то при И. А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в пре­жние годы, перехода частных железных дорог под конт­роль государства; продолжение деятельности Крестьянс­кого и Дворянского поземельного банков; изыскивание но­вых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.

Как ведущий специалист страны в области конструиро­вания машин, министр финансов более других высокопос­тавленных чиновников того времени разбирался в особен­ностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государствен­ной казны. Пристально следил он и за дальнейшим разви­тием промышленной инфраструктуры, в том числе транс­портной сети. Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890 г. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.

Тяжелая промышленность страны в конце 80-х - на­чале 90-х гг. XIX в. обслуживала не только железнодо­рожное строительство, но и различные отрасли промыш­ленного производства. В это время усилились вложения в российскую экономику иностранного капитала, который иг­рал немаловажную роль и в развитии кредитной системы России.

Целенаправленное инвестирование иностранных бач ков в российскую промышленность началось с 1886 г. Фирм: Ротшильдов (Париж) приобрела контрольный пакет аь ций Каспийско-Черноморского нефтепромышленного торгового общества. Скупая нефть в Баку - на первых России нефтяных промыслах - Ротшильды организовал переработку нефти и в большом объеме экспортировали из России керосин.

История проникновения иностранных капиталов в Рос­сию началась еще в XVIII в., когда правительство Екате­рины II в 1769 г. впервые организовало иностранный займ. Вначале инициатива находилась в руках голландских бан­кирских фирм типа Rosenthal и др. К середине XIX в. с ними стали конкурировать английские банки.

После отмены крепостного права за границей стали размещаться не только государственные, но и гарантиро­ванные правительством облигационные займы учрежден­ных в России железнодорожных обществ.

Основным рынком реализации российских ценных бу­маг - государственных и частных (под правительственную гарантию) - становится в 1870-е гг. Германия. Размещени­ем их занимался в этой стране "Русский синдикат", состо­явший из ряда банков и банкирских домов Германии. После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880-х гг. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских бан­ков. Такова была предыстория усиления роли французско­го капитала в России.

Общая сумма иностранного капитала в акционерных обществах страны составила в 1890 г. 214,7 млн руб. Вслед за М. X. Рейтерном и Н. X. Бунге регулировал этот процесс в интересах российской экономики И. А. Вышнеградский. Банки России не утеряли независимости и не попали в под­чинение иностранным банкам. Дело в том, что финансовая зависимость появляется не на основе капитальных вло- усений в ту или иную отрасль экономики, как это проис­ходило в России, а в случаях массового финансирования обо­ротов. Эти явления в Российской экономике не наблюда­лись вплоть до 1917 г.

Главным направлением деятельности И. А. Вышнеград - ского оставалась подготовка денежной реформы. В 1890 г. были проведены большие закупки золота за границей. Под золотое обеспечение в 1891-1892 гг. было выпущено кре­дитных билетов на сумму 150 млн руб.

Осуществлению задуманной еще Н. X. Бунге денежной реформы помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за силь­ной засухи было собрано очень мало хлеба, ряд губерний империи поразил голод. В 1892 г. И. А. Вышнеградский оста­вил пост министра финансов.

Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849-1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905-1906 гг. возглавил Совет Министров.

Возглавив Министерство финансов в 1892 г., он в тече­ние одиннадцати последующих лет являлся общепризнан­ным реформатором и выдающимся организатором: подъема отечественной экономики; оздоровления ее денежной сис­темы; создания российской школы экономической мысли.

Министерство финансов выполняло в те годы важней­шие функции: министерства экономики; управления тор­говлей и промышленностью; управления железнодорожным строительством; министерства (управления) народного про­свещения; управления коммерческим и аграрным кредитом; ряд лет активно занималось таможенными делами и т. д.

Министерство имело прочные связи с представителя­ми предпринимательских кругов типа Саввы Морозова и А. Путилова, банкира Ротштейна. Управляющим палатой мер и весов министерства был приглашен крупнейший уче­ный Д. Менделеев, а во главе департамента торговли и про­мышленности был поставлен В. Ковалевский. Примеры эти свидетельствуют об умелом привлечении на работу в Ми­нистерство выдающихся профессионалов своего дела.

Объективно вся деятельность С. Ю. Витте была на­правлена на становление рыночной экономики в стране.

С. Ю. Витте являлся создателем определенной эконо­мической системы. Сутью ее было обоснование государ­ственного вмешательства в экономику.

Составляющими экономической системы С. Ю. Витте были: протекционизм по отношению к отечественным про­изводителям, который сдерживал конкуренцию на товар­ном рынке; привлечение иностранных капиталов в виде госзаймов и инвестиций в различные отрасли промышлен­ности; мобилизация капиталов внутри страны за счет: а) налогообложения; б) государственной монополии на про­дажу спиртных напитков.

С. Ю. Витте предполагал, что с помощью таких меха­низмов, несмотря на их видимое расхождение с постулата­ми рыночной экономики, российская промышленность че­рез десять лет достигнет западноевропейского уровня, а ее товары будут успешно конкурировать на рынках Востока с товарами развитых стран.

Но история на отпустила России десять лет - впереди была Первая мировая война и последовавшая за ней рево­люция, поэтому трудно судить об окончательных позитив­ных результатах этой политики в создании рыночной эко­номики. Основы экономических и социополитических воз­зрений С. Ю. Витте были изложены в опубликованных до прихода в Министерство финансов работах: "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" (Киев, 1883 г.) и "Национальная экономия и Фридрих Лист" (1889 г.). Интереснейшими его работами являются "Конс­пект лекций о народном и государственном хозяйстве" и поданная в 1902 г. Николаю II "Записка по крестьянскому делу", в которой предвосхищаются идеи Столыпинской аг­рарной реформы.

С. Ю. Витте много писал о государственном хозяйстве. Любопытны его рассуждения о частном хозяйстве и от­личии его от государственного. Если частное хозяйство получает доход путем хозяйственной деятельности и ис­пользования капитала, то основной статьей государствен­ного хозяйства является налогообложение.

Структуру госрасходов он определял следующим обра­зом:

1) огромные расходы на армию и флот;

2) финансирование полиции и юстиции;

3) на народное просвещение, народное здравоохране­ние и общественное призрение, т. е. на социальные нужды;

4) на содействие сельскому хозяйству;

5) развитие промышленности;

6) активизацию торговли;

7) развитие путей и средств сообщения;

8) на оплату процентов и погашение государственных долгов.

Практическая деятельность С. Ю. Витте была направ­лена на поддержку крупной и средней промышленно-торго - вой буржуазии, предпринимателей. Россия в его лице была готова распрощаться с первоочередной заботой о благопо­лучии дворянства как основы государства.

Вершиной реформаторской деятельности С. Ю. Витте было завершение денежной реформы в 1895-1897 гг., под­готовка которой проводилась еще Рейтерном - Бунге - Вышнеградским. В итоге был накоплен опыт стабилизации российского рубля, имеющий значение и в настоящее вре­меня. Накануне перехода к завершающему этапу реформы был проведен:

♦ анализ ведущих, для того времени, мировых тен­денций в стабилизации национальных валют;

♦ выбран временной период с благоприятной социаль­но-экономической ситуацией в стране для ее проведе­ния;

♦ привлечены к этой работе ведущие ученые и прак­тики России.

Последние 25-30 лет XIX в. характеризовались бур­ным развитием мировой экономики, с рядом малых цикли­ческих кризисов, характерных для нового этапа формиро­вания мирового хозяйства - переходом к рыночной эконо­мике монополистической конкуренции. В связи с огромным ростом товарного обращения большинство стран, особенно ведущих, перешло к золотовалютной системе. Золотой мо­нометаллизм облегчал развитие денежно-кредитных отно­шений. Поэтому Россия, если она планировала интегриро­ваться в мировую экономику, тоже должна была перейти в денежном обращении к золотому монометаллизму. Кру­шение этой системы в 1914-1918 гг. произошло в мировом масштабе, в том числе в России.

Обстановка в стране благоприятствовала завершению реформы. Экономика страны находилась на подъеме: боль­шие успехи наблюдались в развитии промышленности и в железнодорожном строительстве; усилилась капитализация сельского хозяйства; торговый баланс имел положитель­ное сальдо.

Золотой запас вырос до 645,7 млн руб. Для окончатель­ного формирования национального народнохозяйственного комплекса нужно было укрепить денежную систему, пре­вратив ее в каркас единого национального рынка.

Еще за два года до завершающего этапа реформы пра­вительством были предприняты усилия для ослабления ва­лютной интервенции, сокращения объема спекулятивных сделок, в том числе за пределами страны. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено любое содействие игре на курсе рубля. Была введена "статистическая" пошлина (1 коп. на 100 руб.) на ввоз и вывоз кредитных билетов. За их тайный ввоз и вывоз накладывался штраф в 25% с контрабандной суммы. Особенно в больших объемах спекуляции с россий­скими рублями проходили на Берлинской бирже. Там в 1894 г. проведена была массовая (на 30 млн руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и зак­лючение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт С. Ю. Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наи­большего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась, и ее экспорт в России облагался пошлиной по повышенной ставке. Гер­мания была вынуждена пойти на уступки. В 1884 г. был зак­лючен новый торговый договор, т. е. Россия выиграла тамо­женную "войну" и укрепила курс рубля.

В феврале 1895 г. предложения по реформе денежной системы, сделанные С. Ю. Витте, были в принципе одобре­ны Комитетом финансов и Государственным советом. По­становление Госсовета было в мае того же года утвержде­но царем и приобрело силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золо­той рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными руб­лями) операции с золотой валютой шли крайне медленно.

В марте 1896 г. Витте предложил окончательный про­ект денежной реформы для рассмотрения в финансовом ко­митете и Государственном совете. Новая денежная систе­ма, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы: десятирублевая золотая монета новой чеканки становилась основной монетой России и законным средством платежа. Золотые монеты чеканки по ранее принятому закону 1885 г. были обязательны к при­ему по всем платежам до изъятия их из обращения в соот­ношении 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки; платежная сила серебра ограничивалась 50 руб­лями; государственные кредитные билеты оставались за­конным средством платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кре­дитных билетов на 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золо­том за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложив­шегося в период накануне 1895 г.; эмиссия кредитных биле­тов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До суммы в 1 млрд руб. кре­дитные билеты обеспечивались золотом на 50%; свыше 1 млрд руб. - полностью; все обязательства по правитель­ственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до 1896 г. оставались неизменными, т. е. подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золо­тых монет" был подписан Николаем II 3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты -- импери­алы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кре­дитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 ав­густа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По срав­нению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредит­ных билетов, обеспеченных золотом на 50% в размере 1 млрд руб., она была уменьшена до 600 млн руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан "Указ об основах обращения серебряной монеты" (до 15% в обращении). Ей была отве­дена роль вспомогательных денег, что явилось и опреде­ленной уступкой сторонникам биметаллизма. Таким обра­зом, завершением денежных реформ можно считать нача­ло 1899 г.

Денежная реформа сыграла огромную роль в экономи­ческом росте России, ускорила развитие национальных про­изводительных сил. В результате подготовительных мер она проводилась по фактически сложившемуся до ее нача­ла на рынке соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществле - иа без замены денежных знаков, без пересчета цен и обяза­тельств. Происходивший при этом процесс перераспреде­ления доходов между различными социальными группами населения был не одномоментным, а длительным. Подобный механизм осуществления денежной реформы получил вы­сокую оценку в России и за рубежом.

Важным условием успеха реформы явилось привлече­ние к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны, в том числе профессора Киевского уни­верситета П. Цитовича, профессора Петербургского уни­верситета И. Кауфмана, доктора уголовного права Н. Не­клюдова, автора трудов по гражданскому праву А. Борови­ковского. С проектом денежной реформы выступали работ­ники Министерства финансов, очень опытные специалисты А. Гурьев и В. Касперов. Принцип золотого монометаллиз­ма в журнале "Вестник финансов" официально пропаган­дировал профессор Юрьевского университета А. Микла­шевский. Запросы в правительство по поводу реформы де­лались не только учеными, но и банкирами, представите­лями торговли и промышленности, некоторые из них на­правляли соответствующие докладные в правительствен­ные структуры.

Важным является вопрос о степени привлечения в стра­ну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами после окончания реформы. Здесь надо различать два момента. С одной стороны, учи­тывать прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и, с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны и первой русской революции. Кста­ти, как показали исследования, все неудачи денежных ре­форм в России в XIX в. были обусловлены войнами: Отече­ственной войной 1812 г., Крымской кампанией, войной с Тур­цией (1877-1878 гг.). Однако в период нахождения у власти С. Ю. Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но умень­шила стоимость заимствования.

Успех денежной реформы 1880-1890-х гг. во многом связан с политикой финансовой стабилизации в стране, ко­торую проводили Рейтерн - Бунге - Вышнеградский - Витте. С. Ю. Витте выступил против примитивной трактов­ки экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. Бюрократической бережливости он противопоставил финан­совую политику, направленную на всемерное "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны".

Завершение денежной реформы в России в 1895- 1898 гг. происходило на фоне острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся систему. За денежную реформу выступали представители промыш­ленности и торговли, идеологи рыночной экономики. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с заверше­нием формирования российского национального рынка и са­моутверждением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капиталов, что сближало интересы промышленников и банкиров.

Против денежной реформы выступало дворянство, так как ее осуществление лишило это сословие дешевых де­нег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими ра­ботниками, получая прибыли за продажу своего хлеба за границей европейским золотом. Этим и объясняется сопро­тивление реформе со стороны Государственного совета, которое С. Ю. Витте преодолел с помощью Николая II.

Осуществив к концу XIX столетия денежную реформу и превратив рубль в конвертируемый, Россия встала в один ряд с великими европейскими державами. Опыт проведе­ния денежной реформы в России был учтен во Франции в 1926-1928 гг.

Недостатки реформы проявились в сохранении 15% се­ребряных , что затрудняло проведение денежных опе­раций; некотором принижении роли кредитных билетов; созданием, по мнению ряда общественных деятелей, в стра­не того времени излишне благоприятных условий для ино­странной валюты путем привлечения инвестиций через вы­сокий ссудный процент.

Успехи в осуществлении денежной реформы содейство­вали формированию в стране рыночной инфраструктуры.

(1881-1886).


Герб графа М. Х. Рейтерна
Председатель Комитета министров Российской империи
1881 - 1886
Министр финансов Российской империи
23 января 1862 - 7 июля 1878
Глава правительства Дмитрий Николаевич Блудов ;
Павел Павлович Гагарин ;
Павел Николаевич Игнатьев
Монарх Александр II
Предшественник Александр Максимович Княжевич
Преемник Самуил Алексеевич Грейг
Рождение 12 (24) сентября (1820-09-24 )
Поречье , Смоленская губерния
Смерть 11 (23) августа (1890-08-23 ) (69 лет)
Царское Село , Санкт-Петербургская губерния
Место погребения Курляндия
Род Рейтерны
Отец Христофор Романович Рейтерн
Мать Екатерина (Каролина) Ивановна Гельфрейх
Образование Царскосельский лицей
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Лютеранин. Сын генерал-лейтенанта Христофора Романовича Рейтерна и жены его Екатерины Ивановны, урождённой Гельфрейх (1789-1869). Образование получил в Царскосельском лицее .

Начал службу в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции , а в 1854 году перешёл в Морское министерство , где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 году Рейтерн был пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

Министр финансов

4 февраля (23 января) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов . Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег.

Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ . В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита.

При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская , Киево-Брестская , Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации , выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии . Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа , Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому , Брянскому , Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

Налоги

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати , с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимое имущество в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское , а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом , от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор , а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Доклад на тему: « М. Х. Рейтерн».

Дисциплина: «История финансов России».

Выполнили: студенты гр.1.3

Байрамгулов А. и Садыков Р.

Проверил: ст.преподаватель

кафедры бухучета Насыров Г.М.

Граф Михаил Христофорович Рейтерн - статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета, министр финансов, председатель Комитета Министров. Родился 12 сентября 1820 г. в г. Поречье, Смоленской губернии. Древний дворянский род фон Рейтернов, из Лифляндии, ведет свое начало от Иоганна Рейтерна, переселившегося в XVII столетии из Любека в Ригу и получившего дворянское достоинство от шведского короля Карла XI; ближайшие потомки Иоганна фон Рейтерна занимали почетные должности в Риге, а некоторые из них состояли на службе в германских государствах; так, дед Михаила Христофоровича был Саксонским камергером. Замечательная семья, к которой принадлежал Михаил Христофорович, верой и правдой служила России, как на поле брани, так и на мирном поприще общественной деятельности. Отец Рейтерна, Христофор Романович, боевой офицер, служил в русской армии, был начальником кавалерийских войск в Южной России, участвовал в Отечественной войне и умер в 1833 году в чине генерал-лейтенанта; мать – Екатерина Ивановна, урожденная фон Гельфрейх, осталась вдовой с 14 детьми при самых ограниченных средствах, в то время, когда Михаилу было 13 лет; она была женщина образованная, умная, необыкновенной доброты и силы воли; развитием своих способностей Рейтерн во многом был обязан как ее руководительству, так и влиянию просвещенной среды, в которой рос.

Первоначальное, тщательное воспитание Р. получил дома, затем подготовлялся в пансионе г. Верро и поступил в Императорский Царскосельский (теперь Александровский) Лицей, где воспринял многие благородные, истинно человечные идеи Пушкинской эпохи; образование свое он окончил здесь 19 лет от роду, награжденный за отличные успехи серебряной медалью, с чином IX класса, принадлежа к X лицейскому курсу, и к выпуску 1839 года

5 февраля 1840 г. Рейтерн определился на службу в Министерство Финансов, в Особенную Канцелярию по Кредитной части; пройдя в этой Канцелярии должности младшего и старшего помощника столоначальника, Рейтерн в 1843 году перешел в Департамент Министерства Юстиции чиновником особых поручений, а в следующем году получил должность столоначальника. В 1854 году перешёл в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства. В 1858 году Рейтерн пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

Министр финансов

23 января 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег. Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей. С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%. Даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Ррейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии. Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки, стали зарождаться ссудосберегательные товарищества

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа, Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

Налоги

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимые имущества в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор, а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Критика финансовых мер в газетах и журналах никогда не вызывала со стороны Рейтерна обращения к карательной или предупредительной власти администрации.

В 1880 году стал Почётным гражданином Казани. В 1881 году Рейтерн был назначен председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров. Первую должность он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 года), вторую - до конца 1886 года. Итак, Михаил Христофорович провел реформы финансовой системы, способствовал расширению железнодорожного строительства, созданию новой кредитной системы, развитию новых отраслей промышленности.. Рейтерн умер 11 августа 1890 года в Царском Селе. В том же году Рейтерн возведен в графское достоинство.

Михаил Христофорович Рейтерн

(1820-1890)

государственный деятель.

Михаил Христофорович Рейтерн

Рейтерн Михаил Христофорович (1820-1890) - государственный деятель. Служил в министерствах финансов, юстиции, морском. Статс-секретарь (1858). Член Редакционных комиссий по разработке "Положения" о крестьянской реформе. Управляющий министерства финансов, министр финансов (1862-1878). Осуществлял руководство развитием всей промышленности и внешней торговли России. Автор реформ в области финансов, денежного обращения, банковского дела. Председатель кабинета Министров (1882-1886). Являлся предшественником С.Ю. Витте в деле разработки и реализации программы индустриальной модернизации России.

Рейтерн Михаил Христофорович (12.09.1820-11.08.1890), граф (1890), государственный деятель, министр финансов (1862-1878). Образование получил в Царскосельском лицее. Начал службу в Министерстве финансов, из которого переходил в Министерства юстиции и морское и куда вернулся в 1862 в качестве министра финансов. Главными заслугами Рейтерна на этом посту были предание государственного бюджета гласности, проведение начал единства касс и учреждение системы доходов и расходов с первого же года правления. Замыслы Рейтерна сократить пользование государственным кредитом для исполнения росписей вначале продвигались успешно, но встретили не зависевшее от него препятствие в виде экстренных нужд, вызванных войной 1877-1878. Более того, государственный долг увеличился при нем вследствие связанной с освобождением крестьянства выкупной операцией и самого активного периода российского железнодорожного строительства. Хотя Рейтерн был сторонником строительства частного, а не казенного, злоупотребления железнодорожных обществ и строителей по выпуску облигаций вынудили его сосредоточить это дело в руках казны в форме выпуска консолидированных облигаций (1870). Другие меры борьбы со злоупотреблениями железнодорожными концессиями были менее удачны. И все же при Рейтерне было отстроено в общей сложности более 20 тыс. верст железных дорог, в основном частными обществами, но с правительственной гарантией дохода. Стремясь упорядочить и сократить государственные займы, Рейтерн в то же время позаботился о создании организованного частного кредита в форме акционерных и общественных банков, при нем начали развиваться и учреждения мелкого кредита в виде ссудо-сберегательных товариществ. К числу заслуг Рейтерна относятся: 1) издание таможенного тарифа в 1868, несмотря на либеральный характер которого российская промышленность стала успешно развиваться; 2) преобразование податной системы, как то: отмена винных откупов, замененных акцизной системой (1863), усовершенствование системы сахарного и табачного акцизов, уничтожение соляной монополии и замена ее акцизом (что, впрочем, привело к вздорожанию соли), отмена подушной подати с мещанства и введение вместо нее налога на недвижимое имущество в городах, посадах и местечках (1863), упразднение государственного земского сбора (1873) и замена его государственным поземельным налогом (1875), преобразование системы торговых и промысловых сборов (1863). В 1881-1886 Рейтерн занимал пост председателя Комитета министров.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Российские руководители страны, территорий и ведомств (биографический справочник).

Княжевич Александр Максимович (1792-1872), предшественник Рейтерна на посту министра финансов.

Грейг Самуил Алексеевич (1827-1887), преемник Рейтерна на посту министра финансов.