Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятия микро- и макроэкономики. Различия между макро- и микроэкономикой

Экономические отношения составляют важную часть человеческой жизни и оказывают существенное влияние как на целые государства, так и на отдельных индивидуумов. Невозможно абстрагироваться от взаимодействия с другими субъектами и изолироваться от них. Неудивительно, что на протяжении нескольких столетий круг данных отношений пристально изучается учёными, которые стараются выявить закономерности. Разделение теории на микро- и макроэкономику позволило ответить на различные вопросы, стоящие перед человечеством. В чём разница между данными категориями и какое направление является приоритетным?

Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает взаимодействие систем, а также экономики как единое целое. Все события исследуются в совокупности и не дробятся на исходные элементы. Круг вопросов, который изучает наука – занятость, экономический рост и равновесие, ценообразование и ценовая политика, торговый баланс. Основателем направления считается Джон Кейнс, английский учёный, который некогда вывел США из Великой депрессии.

Микроэкономика – раздел науки, изучающий работу экономических агентов: домохозяйств, фирм и государств, а также их взаимодействие в ходе хозяйственной деятельности. Анализ ведётся на уровне конкретных субъектов, что позволяет разрешить проблемы, стоящие перед конкретным юридическим или физическим лицом. Ключевые вопросы, которые изучаются микроэкономикой – это проблема потребителя и производителя, равновесие рынка, экономическая эффективность и многое другое.

Сравнение

Понимание данных разделов экономической теории лучше всего проявляется на практике. Они взаимосвязаны и выступают как общее и частное. Проводя сравнение, можно сказать, что микроэкономика изучает строение дома, но не замечает квартал, а макроэкономика – функционирование городов, за которыми не видно отдельных сооружений. Это в полной степени проявляется при сравнении круга изучаемых вопросов.

Для макроэкономики интерес представляет общий уровень цен системы, для микроэкономики – стоимость отдельных товаров и услуг. Таким образом, проявляются разные подходы к пониманию инфляции, по-разному оценивается её значение. Макроэкономика изучает национальный доход государства, региона или мира, а микроэкономика – различные доходы, в том числе на уровне фирмы или домохозяйства. Учёным, которые занимаются макроэкономикой, интересно национальное производство, в то время как их коллегам из другого лагеря – эффективность конкретной фирмы и её деятельность.

Выводы сайт

  1. Уровень. Микроэкономика исследует отдельные экономические объекты, макроэкономика – взаимодействие экономических систем.
  2. Круг изучаемых вопросов. Микроэкономика занимается частными проблемами и взаимодействием экономических агентов, а макроэкономика – исследованием крупных систем в их совокупности.
  3. Ценообразование. Микроэкономика изучает цены на конкретные продукты, макроэкономика – общий уровень цен.
  4. Занятость. Для макроэкономики важна занятость в экономике в целом, для микроэкономики – занятость в конкретных отраслях и на определённых предприятиях.
  5. Рынки. Микроэкономика изучает отдельные рынки, макроэкономика – их взаимосвязь друг с другом и взаимодействие.

Макроэкономика - часть экономической теории, исследую­щая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны как единого целого.

В отличие от микроэкономики, макроэкономика не занима­ется изучением проблем функционирования отдельных рынков, особенностей ценообразования в условиях совершенной и не совершенной конкуренции, не рассматривает механизм взаи­модействия спроса и предложения на рынках факторов произ­водства, оставляет за рамками анализа мотивацию поведения отдельного потребителя или отдельного производителя на рын­ке. Макроэкономический анализ требует абстрагирования от различий между отдельными рынками и обнаружения ключе­вых моментов функционирования целостной экономической системы.

Макроэкономический подход к исследованию имеет ряд особенностей.

1. В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, например показа­тель ВВП (валовой внутренний продукт), а не выпуск продукции отдельной фирмы; уровень цен в экономике, а не цены на кон­кретные товары; рыночную ставку процента, а не ставку процен­та отдельного банка и т. п. В агрегированные совокупности объ­единяются и основные субъекты национальной экономики - производители и потребители.

2. Макроэкономика оставляет за рамками своего анализа, поведение отдельных экономических агентов - домохозяйств и фирм. При микроэкономическом анализе решения производите­лей и потребителей (домохозяйств) исследуются как независи­мые, а макроэкономический анализ призван учитывать взаимо­действия между производителями и домохозяйства ми через сис­тему взаимосвязанных рынков - товарных и ресурсных.

3. При макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов. Сюда помимо производителей и потребителей включают государство, а при анализе экономики как открытой системы учитывают (тоже в виде агрегированных совокупностей) иностранных производителей и потребителей, а также правительства других стран. При микроанализе влияние внешнеэкономических факторов на поведение отдельных потребителей, производителей и ситуацию на локальных рынках обычно не учитывают.

Макроэкономика занимается изучением проблем эффективного функционирования национальной экономики как целост­ной системы. Объектом макроэкономического анализа становятся условия, факторы и результаты развития целостной экономии ческой системы, изучение крупномасштабных экономических проблем.

Итак, макроэкономика отражает целостность всего нацио­нального хозяйства. Эта целостность проявляется не только во взаимосвязи и взаимодействии экономических субъектов через систему рынков, но и в специфических закономерностях, взаи­мосвязях и фактах.

1. Макроэкономика - не просто общая механическая сумма всех элементов национального хозяйства - различных локальных отраслевых, региональных, ресурсных рынков, сумма множества потребителей и производителей. Макроэкономика - совокупность экономических связей, которые объединяют и соединяют все отдельные элементы национальной экономики в единую целостность. Эта целостность проявляется:

В наличии общего разделения труда межу крупными сферами производства, как в рамках всей экономики, так и по регионам;

Существовании кооперации труда, обеспечивающей эконо­мическую и производственную взаимозависимость между структурными подразделениями экономики;

Существовании национального рынка, представляющего собой единое экономическое пространство страны.

2. Материальным фундаментом макроэкономики является материальное богатство, под которым в широком смысле следует понимать совокупность всех ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства благ и обеспечения жизни людей.

К сведению. Накопленные и имеющиеся в распоряжении об­щества в каждый данный момент времени активы в форме средств производства и предметов потребления, а также природ­ные ресурсы составляют национальное богатство общества. В национальном богатстве выделяют две составляющие - мате­риальное и нематериальное национальное богатство. Матери­альное национальное богатство - созданное трудом и накоплен­ное рядом поколений общественное богатство и естественное богатство, включающее в себя природные ресурсы общества. Не­материальное богатство - часть национального богатства, вклю­чающая накопленные духовные ценности общества - достиже­ния науки, культуры, образования, искусства. Экономическое развитие и прогресс предполагает, что одновременно накаплива­ются и совершенствуются как материальные, так и нематериаль­ные предпосылки производства в экономике.

3. Макроэкономика предполагает наличие специфической экономической базы, призванной обеспечить общенациональ­ные потребности и интересы: производство общественных благ и организацию их коллективного потребления; наличие общена­циональной инфраструктуры (производственной и социальной); проведение государством экономической политики в интересах всего общества - одного из важнейших проявлений целостно­сти национального хозяйства.

  1. Высшее образование (3)

    Учебное пособие

    Потенциала России вносит осуществляемая «реформа» высшего образования , проводящаяся по западным рецептам тоталитарными... выпуска полноценных, профессионально подготовленных специалистов с высшим образованием , она ориентирует на «скороспелую» подготовку...

  2. Высшее образование*

    Статья

    Должно оплачивать те виды высшего образования , в которых страна нуждается... против того, чтобы оплачивать все высшее образование за счет налогоплательщиков. 4. ... что я - не враг высшего образования . Но я враг высшего образования в той форме, в...

  3. Высшее образование

    Документ

    Или уполномоченным адвокатом в Греции. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОЦЕСС ПРИЗНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМОВ (АСПИРАНТУРЫ... обслуживания населения (KЕП) ДОСТУП К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОСТУП К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ ГРЕЧЕСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Лица греческой...

  4. Образование XXI века (развитие отрасли высшего образования)

    Документ

    Примерно одинаковая занятость людей и с высшим и без высшего образования высшим все-таки больше), то для... развитой цивилизации вызвано появлением массового высшего образования . Высшее образование коренным образом отличается от начального...

  5. Высшее образование в чехии (1)

    Документ

    Получение высшего образования и приступить к трудовой деятельности или продолжить высшее образование в... высшее профессиональное образование , или высшее профессиональное образование в консерватории на основании закона о школах или высшее образование ...

  6. В русском языке, в отличие от английского, термином экономика определяются два разных понятия: экономическая наука и экономика как хозяйство.

    Экономика как хозяйство (в англ. Economy) отражает всю совокупность так называемых экономических институтов данной страны, включая её природные ресурсы, предприятия (фирмы) и домашние хозяйства, существующую систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе убеждения и господствующие ценности, традиционный образ жизни и формы собственности. В этом смысле говорят, например, что "экономика переживает кризис", или в экономике страны наметились положительные тенденции.

    Экономическая наука (в англ. Economics) изучает взаимодействие участников экономических отношений (субъектов экономики). В экономических отношениях участвуют индивиды и домашние хозяйства, различные государственные органы, отдельные фирмы и целые отрасли.

    Экономическая наука сочетает в себе теорию с ее практическим применением.

    Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п. Предметом нашего изучения является общая экономическая теория , в дальнейшем - просто экономическая теория.

    Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. В чем суть их? Она очевидна. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания, благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

    Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

    Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Предметом изучения данного подхода является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

    Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в первом подходе, но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

    Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

    Каждый из названных подходов расширяет круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

    Предмет экономической теории и ее объект. Обобщая изложенное, можно сказать, что предметом курса экономической теории являются экономические отношения , складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

    Углубленная характеристика предмета экономической теории предполагает раскрытие содержания и структуры ее слагаемых, элементов. Так, потребности людей подразделяются на материальные, духовные и социальные, а само производство по своей структуре - на материальное и нематериальное производство благ и услуг. Инфраструктуру производства обеспечивают отрасли и сферы его обслуживания - транспорт, связь, система водообеспечения и др.

    Таким образом, экономическая теория предстает перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

    Структура экономической теории. Известно, что процесс исследования и процесс изложения различаются между собой. Исследуются массовые, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи и явления, позволяющие выявить их глубинную сущность, закономерности и законы развития всей общественной жизни и отдельных ее сторон.

    В марксистской политической экономии обосновывается формационный подход и так называемый "позаконный" способ изложения курса, когда в системе экономических законов выделялись основной экономический закон, закон планомерного развития, другие специфические и общие экономические законы для раскрытия каждого экономического закона. В современной экономике изложение ведется по элементам рыночного хозяйственного механизма. В основу положено раскрытие спроса и предложения, цены и ценообразования, конкуренции и рассматривается поведение отдельных субъектов в условиях изменяющейся рыночной среды.

    Таким образом, кроме общих основ экономической теории, выделяются три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки, получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

    Задачи и функции экономической теории. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношениями к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил.

    Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации, целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

    В числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить выявление особенностей:- перехода общества от командно-административной системы к рыночной;- формирования механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснования экономической политики для смешанной экономики;- выхода из социально-экономического кризиса и достижения стабилизации экономического развития;- становления национальной модели рыночной экономики.

    Для решения этих задач необходимы своеобразный научный метод познания экономики, изучение реальной действительности и умелое использование достижений мировой экономической мысли.

    Современную экономическую теорию можно условно разделить на две ветви: микроэкономику и макроэкономику (табл.1).

    Таблица 1

    Основы деления экономики на уровни

    Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача -- анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика, и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

    Выделение этих двух уровней подхода к экономике вовсе не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований.

    Макроэкономика - это наука, которая исследует вопросы, приводящие к пониманию общей экономической картины.

    Макроэкономические показатели - это сводные усредненные показатели, отражающие общие тенденции в экономике.

    Макроэкономика исследует следующие вопросы:

    Насколько быстро изменяется уровень безработицы в стране?

    Есть ли тенденция к росту цен?

    Каков уровень безработицы и инфляции?

    Как изменился общий доход нации?

    Каков уровень бедности в стране?

    Каков уровень экономического роста в стране?

    Микроэкономика изучает поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики. Под индивидуальным экономическим субъектом понимается (неделимый) некий первичный (простой) элемент хозяйственной системы, которую невозможно разбить на составные части в терминах этой системы и которая самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном системы считается фирма, домашнее хозяйство, производитель, потребитель и т.д. Поведение экономического субъекта - это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.

    Микроэкономика, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы -- индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуациями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих потребностей каждым человеком и максимизации своих доходов каждой фирмой. В этой связи микро - экономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко по-разному влияет на изменение величины спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей противостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма. В этих и многих подобных им случаях микроэкономика изучает, как решается проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов отдельным субъектом экономики.

    Микроэкономика - это наука, которая изучает выборы, совершаемые отдельным человеком, семьей или фирмой.

    Компромиссный выбор- это ситуация, в которой приходится отказаться от некоторого количества одного блага с целью получения большего количества другого.

    Микроэкономика изучает такие вопросы, как

    а) Выборы, совершаемые отдельным человеком, семьей или фирмой.

    б) Сколько должны стоить товары и услуги?

    в) Какова зарплата работников предприятия?

    г) Стоит ли вкладывать деньги в покупку товаров или услуг?

    Объекты микроэкономики:

    а) личная экономика

    б) семейная экономика

    в) экономика предприятия

    г) экономика города

    д.) экономика холдинга и т.д.

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое экономика как наука?

    2. Какое практическое значение имеет знание экономики?

    3. Перечислите известные вам экономические факторы, которые определяют ответы на главные вопросы экономики.

    4. Перечислите три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

    5. На какие две ветви условно разделяется экономическая теория?

    Микроэкономика анализирует хозяйственную деятельность первичных ячеек (фирм, домашних хозяйств, собственников факторов производства). Она объясняет, как принимаются экономические решения на уровне этих ячеек и как они реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования на рынках отдельных товаров и проблемы частичного рыночного равновесия.

    Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Макроэкономика, как особая самостоятельная часть экономической теории, появилась в 30-е годы ХХ века. Ее появление связывают с именем Дж. М. Кейнса и его работой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

    В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены конкретного товара), рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

    Макроэкономика – это наука об агрегированном поведении в экономике. 11

    Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. Макроэкономические факторы оказывают воздействие на решения домашних хозяйств и фирм о количестве сбережений, инвестиций, потребительских расходов, что, в свою очередь, определяет величину и структуру совокупного спроса.

    Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании результатов подчинены единой цели – исследованию закономерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Микро- и макроэкономика – это не две отдельные науки, а отдельные отрасли единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Макроэкономика является постоянно развивающейся наукой. Ни в одном разделе макроэкономической теории не наблюдается такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы.

    Система национальных счетов и ее роль в рыночной экономике

    Все показатели системы национальных счетов отражают текущий объем производства, распределения и потребления, но не накопленное за предыдущие периоды богатство. В то же время его величина во многих отношениях является определяющей для верной оценки макроэкономических параметров экономики.

    Национальное богатство - это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав включается воспроизводимое, невоспроизводимое и нематериальное имущество, а также сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам

    Невоспроизводимое имущество – это сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли, полезные ископаемые, а также исторические и художественные памятники и произведения.

    Воспроизводимое имущество включает производственные активы (основной и оборотный капитал) и непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций).

    Нематериальное имущество – это прежде всего интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.), а также интеллектуальный потенциал нации.

    Национальное богатство, таким образом, представляет собой мерило результатов экономического развития за многие циклы производства ВВП.

    Специалисты Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), подчеркивая важность этого показателя, предложили оценивать рейтинг стран по показателю «национальное богатство на душу населения» в отличие от традиционной оценки по показателям размера ВВП, дохода на душу населения, темпов роста производства и др.

    Роль макроэкономических показателей

    Управление – элемент всякого процесса труда. Правильное управление – обязательное условие успеха всякой экономической деятельности как в микро-, так и в макроэкономическом масштабе.

    Условием принятия правильных управленческих решений является сбор и анализ информации о состоянии и динамике развития управляемого объекта. Этот акт управления настолько важен для осуществления процесса управления в целом, что в политике обладание информацией резонно отождествляют с обладанием властью.

    Макроэкономические показатели в каждой стране обладают своими особенностями, но в целом являются сопоставимыми, так как отражают в сущности одинаковые экономические характеристики. Значительно расходились между собой только показатели стран бывшего социалистического лагеря и ведущих капиталистических стран, поскольку выражали разные способы управления национальным хозяйством и создавались по разным методикам. Методика, применявшаяся в СССР, имела следующие существенные недостатки:

    Совокупный (валовой) общественный продукт содержал оценку продукции материального производства, но в него не включалась значительная часть сферы услуг;

    Сумма совокупного общественного продукта содержала повторный счет, т.е. исходная и промежуточная продукция учитывалась в одном показателе по несколько раз, что искажало реальные итоги хозяйственной деятельности;

    Система показателей была недостаточно развита, особенно в области финансов.

    После образования ООН, когда начали подводить ежегодные итоги экономического и социального развития входящих в нее стран, стало очевидным, что необходимы единые стандартизованные показатели развития экономики во всем мире. Такая необходимость также диктовалась быстрым развитием и усилением интеграции мирового хозяйства.

    Система национальных счетов (СНС) служит той же цели в макроэкономическом масштабе, которой на предприятии служит бухгалтерский учет: она позволяет своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие в народном хозяйстве. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени, раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики и в конечном счете проводить в жизнь правильную государственную экономическую политику.

    Первые попытки создания СНС были предприняты в Великобритании в 1946 г., в США – в 1947, во Франции – в 1949. Стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН, применяется с 1953 г. Существенный вклад в разработку современной СНС был сделан американским экономистом С. Кузнецом, в 1971 г. ставшим лауреатом Нобелевской премии, и англичанином Р. Стоуном.

    Система национальных счетов (СНС), создаваемых каждой страной согласно общепринятым международным нормам, обеспечивает систему критериев, посредством которых можно оценить результаты экономической деятельности, сопоставить их во времени и в пространстве.

    Вместе с тем система предполагает определенные взаимосвязи, соотношения, взаимодействия, зависимости составляющих ее элементов. Изменение в одном из них может повлечь цепную реакцию, и изменится вся совокупность элементов. Одним из разработчиков системы национальных счетов – Ричардом Стоуном в связи с этим однажды было сделано довольно интересное замечание о том, что факты и теории встречаются в анализе. Их объединение имеет существенное значение для развития экономической науки, так как ее предмет не остается чистым, как у математики, где никто не требует, чтобы теория была применима к реальным явлениям, и он не сводится к набору фактов в виде предметов из мусорной кучи, взаимосвязями между которыми не интересуется никто.

    Владение системой национального счетоводства послужит мощным фундаментом макроэкономического регулирования.