Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Паспорт инвентаризации образец. Формы приказа, актов и описей по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Акт инвентаризации основных средств (или инвентаризационная опись) составляется каждой организацией не реже, чем один раз в три года. Для чего предназначен этот документ, как он оформляется и где найти заполненный образец, расскажем далее в статье.

Для чего необходимо проведение инвентаризации

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности у всех организаций есть обязанность сверить наличие активов и обязательств с данными учета, то есть провести инвентаризацию (ст. 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Эти действия совершаются с целью отражения в годовом балансе реальных фактов.

Инвентаризации подлежат активы фирмы, ее обязательства, источники финансирования, кредиторская и дебиторская задолженность, прочие операции, связанные с доходами и расходами. Сверка наличия имущества и обязательств может носить либо добровольный, либо обязательный характер. И если мероприятия по добровольной проверке наличия активов определяются самими организациями, то проведение обязательных инвентаризаций закреплено законодательно — п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н.

Основаниями для обязательной ревизии могут служить следующие факты:

  • смена материально-ответственных лиц;
  • передача имущества по договорам аренды, купли-продажи;
  • выявление фактов порчи и хищения;
  • при форс-мажорных обстоятельствах;
  • предстоящая ликвидация или реорганизация;
  • предстоящее составление бухотчетности;
  • прочие обстоятельства в соответствии с законодательством.

Как составить акт инвентаризации основных средств

Сверку фактического наличия имущества необходимо проводить по всем объектам фирмы, в том числе по основным средствам. С этими целями издается приказ о проведении инвентаризации, создаются соответствующие комиссии, состоящие из сотрудников предприятия. Фактические данные фиксируются в инвентаризационной описи основных средств, которую можно составить по унифицированной форме ИНВ-1.

Допустимо заполнение описей вручную или с использованием технических средств. Если в ходе составления документа были допущены ошибки, их исправление заверяется подписями членов комиссий.

Выявление расхождений в ходе инвентаризации

В тех случаях, когда были обнаружены несоответствия между данными учета и фактическим наличием основных средств, оформляются сличительные ведомости по форме ИНВ-18. Суммы излишков или недостач указываются на основании оценки организации. Инвентаризационная комиссия запрашивает объяснения по полученным расхождениям у материально-ответственных лиц, принимает решение о дальнейших действиях.

О форме ИНВ-18 см. в материале «Унифицированная форма № ИНВ-18 - бланк и образец» .

Результаты расхождения данных отражаются в бухучете следующим образом:

  • излишки оприходуются по рыночной стоимости;
  • суммы недостач в пределах норм списываются на издержки организации, при наличии сверхнормативных показателей ― за счет виновных лиц.

Юридические лица, которые не проводят инвентаризацию перед составлением бухотчетности, рискуют отразить недостоверные данные учета, тем самым нарушив требования законодательства. Привлечение к ответственности за отсутствие сверки фактического состояния имущества и обязательств невозможно. Однако за нарушения правил составления бухотчетности предусмотрена административная ответственность.

Итоги

По итогам инвентаризации ОС всегда оформляют акт инвентаризации. Чтобы зафиксировать излишки и недостачи, составляют сличительную ведомость. Оба документа можно оформить по унифицированным формам. Образцы их заполнения вы можете найти по ссылкам, которые мы привели в статье.

Как в любой компании, в учреждениях государственного сектора периодически осуществляются инвентаризации . Для оформления полученных итогов используют специализированные формы документов, применяемые в соответствии с приказом Минфина № 52н от 30 марта 2015. Об особенностях одной из них – формы 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» узнаем из настоящей публикации.

Когда применяется акт о результатах инвентаризации ф. 0504835

Алгоритм осуществления инвентаризации активов идентичен и для коммерческих компаний, и госорганов, и казенных учреждений. Происходит он поэтапно, в следующем порядке:

  • распоряжением по учреждению руководитель назначает инвентаризационную комиссию;
  • проводится подготовка к мероприятию (оформляются необходимые первичные документы на поступление и расход активов, подбиваются учетные остатки);
  • подотчетные лица оформляют расписки-подтверждения наличия имущества находящегося на ответственном хранении;
  • в назначенный приказом день проводится инвентаризация. Необходимым является участие комиссии в полном составе и присутствие подотчетных лиц.

Соблюдение перечисленных этапов обязательно, поскольку игнорирование любого из них может повлечь опротестование итогов. От общего порядка оформления отличаются лишь формы описей по видам имущества, а результаты инвентаризации оформляются актом формы 0504835.

Акт о результатах инвентаризации: особенности оформления

Форма № 0504835 составляется на основе оформленных инвентаризационных описей. Состоит акт из трех частей:

  • заголовка с наименованием и кодом документа, названием субъекта, оформившего акт, дата составления;
  • содержательной части, где фиксируется блок сведений о проведенной инвентаризации. В нем перечислены члены комиссии, объекты проверки и ее итоги;
  • оформляющей части, т. е. подписей членов инвентаризационной комиссии с расшифровкой подписей и указанием должностей.

Составленный документ передается для утверждения руководителю учреждения или госоргана. Акт о результатах инвентаризации достаточно удобная и понятная форма, обобщающая полученные итоги.

Акт о результатах инвентаризации: образец заполнения

Инвентаризационные описи составляются по подотчетным лицам, участкам и счетам бухучета. Т. е., если один сотрудник, являясь материально-ответственным лицом, отвечает, например, за сохранность нефинансовых активов (инвентаря и материалов) на складе и в эксплуатации, то инвентаризационные описи составляют отдельно по каждому участку, а результаты проверки объединяют в акте по итогам инвентаризации, пример заполнения которого, мы представляем вниманию читателя. Если расхождений между учетными данными и реальным наличием проведенной проверкой не установлено, то акт формы 0504835 составляется на основе описей.

Если же в ходе проверки были обнаружены несоответствия между наличием имущества и данными бухгалтерского учета, то к акту о результатах инвентаризации прилагается ведомость расхождений (ф-ма 0504092), прилагаемая к соответствующей описи. Она демонстрирует выявленные расхождения по каждой позиции, устанавливая излишки и недостачи в количественно-денежном выражении. И в этом случае кроме описей в акт обязательно включаются итоги ведомости. Предлагаем пример заполнения документа:

Оформленный акт подписывается членами комиссии, и утверждается руководством. По фактам расхождений ответственное лицо пишет объяснительную записку, которую также прикладывают к акту. В зависимости от установленных результатов руководитель принимает решение: излишки приходуются, а недостачи, как правило, взыскиваются с виновных лиц.

Согласно Приказу Минфина от 30 марта 2015 года №52н инвентаризационный процесс происходит во всех организациях по определенному алгоритму. Результатом этой деятельности становится ряд документов. Главный из них, завершающий и подводящий итоги, – акт о результатах инвентаризации.

ФАЙЛЫ 2 файла

Механизм прохождения

Начинается все с приказа руководителя (формы ) о начале прохождения этой процедуры. Выбирается комиссия. Она может состоять как из руководителей учреждения, так и из привлеченных аудиторов или простых сотрудников компании, специалистов по измерениям чего-либо и пр.

Каждое материально ответственное лицо предварительно составляет расписку в том, что материальные ценности, находящиеся под его контролем, классифицированы, а затем списаны либо оприходованы (и переданы для инвентаризации). Сотрудники делают это согласно п. 2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49.

Комиссия приступает к процессу в назначенный день. Все лица, которые перечислены в приказе, должны при этом присутствовать, иначе всё мероприятие может быть признано недействительным со всеми вытекающими последствиями.

Элементы документа

Бумага основывается на данных сличительных ведомостей (описей) и состоит их трех частей:

    1. Шапка документа. Включает код ОКУД, число заполнения, название учреждения.
  • Тело акта. В нем содержатся данные о членах комиссии, непосредственно учтенных объектах, сроках.
  • Заключительная часть. В ней указаны подписи каждого из членов комиссии с расшифровкой и указанием занимаемых должностей.
  • Важный момент! Ведомость расхождений формы 0504835 составляется только при том варианте развития событий, если были обнаружены какие-либо излишки или недостача. При полном соответствии нужды в составлении ведомости нет.

    Какие активы (ценности) инвентаризируются

    Каждая разновидность ценностей предполагает составление акта соответствующей формы. Это описано в пункте 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98. Итак, выделяют:

    • Основные средства. Акт будет составлен по форме .
    • Товары. .
    • Нематериальные активы. Товарные знаки, программы и пр. ИНВ-1а.
    • Материалы, отдельные элементы товаров.
    • Деньги. Как наличные, так и размещенные на банковских депозитных счетах.
    • Долговое содержимое учреждения.

    За каждую единицу, подлежащую проверке, отвечает назначенное материально ответственное лицо (МОЛ). Обычно сотрудник берет на себя обязательства материальной ответственности, устраиваясь на работу и заключая соответствующий договор.

    Принципиально важно! Информация о фактическом состоянии материальных и других средств заносится в акт минимум в 2 экземплярах.

    Члены комиссии могут использовать все доступные способы (оговоренные в Методических рекомендациях), которые дают информацию о проверяемых объектах, их количестве и качестве.

    Причины расхождений

    Если фактическое наличие объектов при подсчете не совпадает с документально зафиксированным, то причиной этому может быть:

    • Бракованная продукция, которую вовремя не списали.
    • Пересортица.
    • При нормативном методе учета – погрешности при соблюдении технологических норм списания.
    • Допущение ошибок при принятии на учет либо списании.
    • Кражи.

    В каждом конкретном случае при расхождении следует составлять ведомость расхождений и принимать меры по приведению в соответствие реальной и документальной информации.

    Сопутствующие документы

    Бумага не будет иметь силу без:

    • Приказа руководства о начале формирования комиссии. В нем подробно прописаны объекты проверки, дата (или даты начала и окончания), место и участвующие лица.
    • Инвентаризационной описи. Подробности по каждой позиции никогда не будут лишними.
    • . Она является своеобразным приложением к предыдущему документу.

    Кем утверждается, где регистрируется

    Помимо подписи состава комиссии, акт обязательно должен «закрепить» своей подписью руководитель организации. Приказ, который содержит список членов комиссии, обязательно заносится в специальную книгу контроля за выполнением приказов учреждения.

    Если в учреждении маленький штат и небольшое количество материальных и других ценностей, участвующих в деятельности, то допускается использование присутствующей ревизионной комиссии.

    Если допущена ошибка

    Исправления в уже составленной бумаге допустимы, но они производятся особым образом. Неверные данные зачеркиваются, а над ними пишутся верные. Потом каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо должны поставить рядом с этим исправлением свою подпись в знак того, что они в курсе и согласны с исправлением.

    Недопустимо оставлять какие-либо строки документа пустыми. Если бумага содержит больше строк, чем нужно, то лишние после завершения процесса зачеркиваются.

    В случае длительных проверок

    Если комиссия работает с перерывами (ночь, обед и пр.), то вся документация во время ее отсутствия должна быть заперта в сейф или шкаф без возможности постороннего доступа. Помещение, в котором проходил процесс и должен продолжаться, обычно опечатывают на ночное время суток.

    Контроль

    Инвентаризация сама по себе – форма контроля. Но после её окончания возможно проведение контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Состав участников при этом может лишь расшириться.

    Начинать такую проверку можно строго до срыва печатей с помещения, где проводился первичный учёт ресурсов.

    Итоги специальных контрольных проверок бывают оформлены в виде акта о контрольной проверке правильности проведения (ф ИНВ-24) и подлежат регистрации в книге учета контрольных проверок правильности проведения процесса.

    Также в больших учреждениях могут проводиться внеплановые мероприятия, связанные с выборочным учетом материальных ценностей. Что касается сроков, то проверка реализуется в любой период по усмотрению руководителя.

    Где отражаются расхождения

    Бухучет обязан содержать данные обо всех видах проверок. Причем отчетный период должен включать дату (или даты) инвентаризации, проходившей в это время.

    Помимо составления , понадобится ещё занесение документа в общий бухучет в программе 1С.

    Проводя полную или частичную инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ТМЦ), комиссия выделяет группу товаров, материалов и продукции, которые уже были отгружены покупателю, но еще не оплачены. В ходе проверки составляется акт инвентаризации ИНВ-4.

    К товарно-материальным ценностям предприятия относятся: готовая продукция, сырье, товары, излишки производства, при этом заполняется бланк инвентаризационной описи ИНВ-3 и не учитываются отгруженные заказчиком товары, за которые еще не прошла оплата. По этой группе товаров заполняется отдельный акт ИНВ-4. Если товары приняты на хранение, то основная информация отражается в . Все ТМЦ, которые находятся на пути следования, инвентарная комиссия отражает .

    Если ТМЦ уже отгружены, но не оплачены, или оплата не поступила в срок, то при этом заполняется акт ИНВ-4. Все другие документы также заполняются инвентаризационной комиссией, которая утверждается специальным приказом для проведения плановых (внеплановых) инвентаризаций. Всего будет 2 бланка: один отдают в бухгалтерию, другую отправляют материально-ответственному лицу.

    Акта инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма ИНВ-4) – пример заполнения

    При заполнении бланка есть некоторые особенности, например, форма заполняется с двух сторон. Лицевая сторона содержит шапку и заполняется как бланк описи ИНВ-3.

    На бланке ставится порядковый номер и дата заполнения. Далее следуют графы, в которые включают данные по всем отгруженным материалам, товарам и продукции. Одна позиция – 1 группа, в которой имеется 16 граф.

    1 - № по порядку;

    2, 3 – наименование и ОКПО заказчика услуг, покупателя, лица, которому отгружались товары;

    4, 5 – наименование ТМЦ, х-ка и номенклатурный № ТМЦ;

    6, 7 – наименование и ОКЕИ единицы измерения;

    8 – число, месяц, год отгрузки;

    9 – 13 – графы заполняются на основании имеющихся отгрузочных документов, это может быть товарно-транспортная, товарная накладная накладные и другие расчетно-платежные и т.д. Наименование документа и его № и дата выдачи вносятся в отдельную графу. Также указывается количество товара, вес и сумма

    Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.

    Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:

      Закон о бухгалтерском учете;

      Положение по ведению бухгалтерского учета;

      Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).

    В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.

    Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:

    N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";

    N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";

    N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";

    N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";

    N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";

    N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";

    N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";

    N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";

    N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";

    N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";

    N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";

    N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";

    N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";

    N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";

    N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

    Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

    N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";

    N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";

    N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";

    N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";

    N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";

    N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";

    N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

    С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.

    Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.

    В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).