Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Новое в бухгалтерском учёте. Сближение рсбу и мсфо: адаптация российского бухучета к международным стандартам Сравнительный анализ мсфо 1 и пбу 4 99

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
(ФБОУ ВПО «СПГУВК»)

Реферат по дисциплине «МСБУ»

На тему: «Сравнение ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 8»

Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание:

Введение

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) все основательнее входят в нашу жизнь в отечественных нормативных документах появляются категории явно заимствованные из МСФО. При этом нередко говорят, что учет в России не соответствует МСФО, и переход к МСФО – это процесс еще далеко не завершенный. И следует признать, что многое, касающееся МСФО, на сегодняшний день остается туманным и не до конца понятным.
Идея МСФО заключается в том, чтобы сделать сопоставимой отчетность компаний разных стран.
Следует учитывать, что при переходе на МСФО последствия для компании могут стать как положительными, так и отрицательными. В качестве положительных аспектов можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности компании и как следствие - облегчение доступа к международным рынкам капитала.
Финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить не только финансовое положение и результаты деятельности компании, но и качество работы менеджмента компании в целях принятия экономически оправданных решений. В западной экономике основными пользователями отчетности публичных компаний являются существующие и потенциальные инвесторы. В России в настоящее время основная группа заинтересованных пользователей состоит из банков, финансирующих деятельность организаций, и акционеров, которые требуют точной и надежной информации, отражающей экономическую сущность деятельности компании.
МСФО имеют важное значение, а исследование вопросов их применения в российской учетной теории и практике для гармонизации принципов и правил является актуальным.

I. Основные понятия и определения

Таблица 1. Основные понятия и определения
Наименование
РСБУ
МСФО
Комментарий
Определение учетной политики
Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. п.2 ПБУ 1/08).
Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. (см. п.5 МСФО 8)
Определение учетной политики, представленное в МСФО, аналогично определению, данному в РСБУ. Отличие заключается в том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета.
Существен-ность
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности организации (см. п.17 ПБУ 1/08).
Искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного пропуска или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого (см. п. 5 МСФО 8).

Определение существенности также содержится в Принципах подготовки финансовой отчетности.

Существенность в МСФО определена как самостоятельный критерий, в российских правилах существенность определяется применительно к раскрытию способов ведения бухгалтерского учета.
В РСБУ указан возможный количественный критерий существенности. Указанный критерий не является обязательным и должен рассматриваться в контексте общего похода к определению существенности.
Ошибки предшествую-щего периода
Ошибки предшествующего периода – это неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажения данных, представленных в финансовой отчетности за прошлый отчетный год (см. п.11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).
Ошибки предшествующего периода - это пропуски и неверные данные в финансовой отчетности организации за один или более предшествующих периода, которые происходят вследствие игнорирования или не правильного использования надежной информации, которая была доступна и должна была быть получена и принята в расчет при подготовке и представлению финансовой отчетности на момент ее утверждения к выпуску (см. п. 5 МСФО 8).
По существу используемых определений различия отсутствуют. Но в отличие от РСБУ, в МСФО дано более подробное определение.

II. Подходы к формированию учетной политики

Таблица 2. Подходы к формированию учетной политики
Наименование
РСБУ
МСФО
Комментарий
Допущение имуществен-ной обособлен-ности
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.5 ПБУ 1/08).
В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации.
Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам.
Требование приоритета содержания перед формой
Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.6 ПБУ 1/08).
Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
На уровне общих положений различий нет. В то же время, порядок отражения хозяйственных операций, закрепленных в ПБУ, в ряде случаев приводит к нарушению требования приоритета содержания перед формой.
Требование непротиворе-чивости
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.6 ПБУ 1/08).
Требование непротиворечивости в МСФО не определено.
Отсутствие в МСФО определения требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.
Существен-ность при применении учетной политики
Учтенная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (п.6 ПБУ 1/08).
Пунктом 8 МСФО 8 установлено, что положения учетной политики не следует применять, когда воздействие их применения несущественно. Однако, не следует допускать или оставлять без внимания и несущественные отступления от МСФО, допущенные с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации.
Допущение о неприменении положений учетной политики реализовано в РСБУ косвенно, путем требования соблюдения принципа рациональности при формировании учетной политики и, соответственно, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

III. Изменение учетной политики

Таблица 3. Изменение учетной политики
Наименование
РСБУ
МСФО
Комментарий
Основания изменения учетной политики
Согласно п.10 ПБУ1/08 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Согласно п. 14 МСФО 8 изменения в учетной политике допускаются только в случаях, когда они обусловлены требованиями конкретного стандарта МСФО или Толкованием, либо приводят к лучшему (более надежному) представлению информации в финансовой отчетности.
Требования РСБУ к изменению учетной политики, по сути, повторяют перечисленные в МСФО основания, однако с одним добавлением: в соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики допустимо при существенном изменении условий деятельности.
Обстоятель-ства, которые не являются изменениями учетной политики
Согласно п.10 ПБУ1/08 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Согласно п.16 МСФО 8 не являются изменениями учетной политики:
- применение учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые отличаются по существу от ранее происходивших;
-применение новой учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее или были несущественными.
Различий нет.
Дата вступления в силу изменений учетной политики
Изменение учетной политики производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (см. п. 12 ПБУ1/08).
Порядок вступления в силу изменений учетной политики МСФО не установлен.
В МСФО, в отличии от РСБУ не содержатся прямых указаний на порядок вступления в силу изменений учетной политики. МСФО не запрещает применять изменения учетной политики в течение финансового года, при условии корректировки данных за отчетный период и сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды.

IV. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок

Таблица 4. Изменение в расчетных оценках и отражение исправления ошибок
Наименование
РСБУ
МСФО

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99

В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств».

В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:

Отчет о финансовом положении;

Отчет о совокупном доходе;

Отчет об изменениях в собственном капитале;

Отчет о движении денежных средств;

Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.

Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают «рекомендуемые формы» отчетности.

Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.

МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.

МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.

Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.

Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.

Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.

МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.

Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).

В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.

Определение понятий «долгосрочные» и «краткосрочные» применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:

«Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные».

При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.

МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.

Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе

Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68)

Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20)

Основные средства

Основные средства

Инвестиционное имущество

Доходные вложения в
материальные ценности

Нематериальные активы

Нематериальные активы

Финансовые активы (кроме (инвестиций, учтенных по методу участия), (торговая и прочая дебиторская задолженность, (денежные средства и их эквиваленты)

Долгосрочные и краткосрочные

Инвестиции, учтенные по методу участия

финансовые вложения

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям

Торговая и прочая дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность

Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства

Торговая и прочая
кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы

Оценочные обязательства

Краткосрочные и долгосрочные заемные

Финансовые обязательства (кроме (Торговая и прочая кредиторская задолженность), (Оценочные обязательства)

средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Обязательства и активы
по текущим налоговым платежам

Задолженность перед бюджетом и
государственными внебюджетными фондами

Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала

Выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного
капитала материнской компании

Капитал и резервы

Применение ставки дисконтирования при подготовки по МСФО.

В отличие от российского бухгалтерского учета при формировании отчетности по МСФО широко применяется процедура дисконтирования будущих денежных потоков. От того, какая ставка дисконтирования будет использована, зависит результат оценки различных элементов отчетности. Чтобы обосновать размер ставки дисконтирования, нужно не только учесть требования различных стандартов, но и обладать информацией о рисках, характерных для компании.

Отражение доходов в финансовой отчетности.

Сегодня у большинства компаний существует несколько видов доходов: выручка от продажи готовой продукции и оказания услуг, проценты по приобретенным облигациям, дивиденды, полученные от владения акциями других компаний. В отличие от российского бухгалтерского учета в отчетности, составленной по МСФО, доходы компании признаются по справедливой стоимости. Чтобы обеспечить достоверность финансовой отчетности, следует четко представлять, как оценивать размер доходов и в какой момент они должны быть признаны. Учет доходов компании по международным стандартам финансовой отчетности регламентируется МСФО (IAS) 18 «Доходы» («Revenue»).Справедливая стоимость - это сумма сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить операцию независимыми друг от друга сторонами.

Список использованной литературы

финансовый отчетность стандарт баланс

1. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 №180.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н

4. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н

5. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 29.12.2006 г.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные положения регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности. Сравнительный анализ соответствия допущений, требований РПБУ положениям МСФО. Сравнительный анализ соответствия правил составления финансовой отчетности по МСФО положениям РПБУ.

    учебное пособие , добавлен 27.09.2008

    Общие требования, состав, представление и публичность бухгалтерской отчетности, формирование ее показателей. Понятие и структура международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Основные цели и причины перехода Российской Федерации на МСФО.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2014

    Краткая характеристика международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Основные понятия и принципы. Методы подготовки отчетности в соответствии с МСФО. Корректирующие записи, реклассификация счетов и формирование финансовой отчетности по МСФО.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Сравнительный анализ требований РСБУ положениям МСФО. Правовые различия нормативной базы. Состав финансовой отчетности и ее элементы. Трансформация баланса предприятия "А&П" согласно стандартам МСФО, его оборотно-сальдовая ведомость, коррекция проводки.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Реформирование российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Перспективы перехода на международные стандарты в РФ, проблемы реформирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Особенности подготовки к составлению отчетности по МСФО. Обеспечение и формирование учетной политики по МСФО и специфика ее дальнейшего изменения. Проведение трансформации отчетности в формат МСФО, первичное составление отчетности в этом формате.

    лекция , добавлен 22.04.2010

    Законодательные требования к годовой бухгалтерской отчетности. Корректирующие и некорректирующие события после отчетной даты. Отражение в отчетности дивидендов. Требования к раскрытию информации о событиях после отчетной даты, финансовые последствия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Сущность международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Предпосылки их разработки. Процедура создания международных стандартов. Элементы и состав финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2012

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО. Основные функции индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемент метода бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 17.06.2015

    Понятие и назначение, структура Международных стандартов финансовой отчетности. Требования МСФО в отношении раскрытия информации об основных средствах в финансовой отчетности. Особенности построения бухгалтерского баланса в соответствии со стандартами.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

Кафедра финансов и кредита

Тема: «Сравнительный анализ МСФО 1 И ПБУ 4/99»

Выполнил Сухоцкая Н.В

Проверил

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99 4

2. Сравнение отчета о движении денежных средств по МСФО (IAS) 7

3. Список использованной литературы 9

1.Сравнительная характеристика МСФО 1 с ПБУ 4/99

В МСФО основными стандартами, регулирующими состав показателей отчетности, которые должны быть раскрыты непосредственно в отчетности и требования к порядку их раскрытия, являются МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств".

В РСБУ требования к порядку составления бухгалтерской отчетности, составу форм отчетности и порядку формирования отчетных показателей установлены ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает:

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях в собственном капитале;

Отчет о движении денежных средств;

Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики, и прочие пояснительные примечания.

Статья 13 Закона "О бухгалтерском учете" определяет, что бухгалтерская отчетность организаций состоит из следующих документов:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках;

Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Пояснительной записки.

Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий можно привести в пример, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают "рекомендуемые формы" отчетности.

Сказанное справедливо в первую очередь для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.

МСФО (IAS) 1 определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.

МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе.

Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные.

Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.

Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.

МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.

Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).

В РСБУ предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.

Определение понятий "долгосрочные" и "краткосрочные" применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично:

"Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные".

При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.

МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.

Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе

Линейные статьи - МСФО (IAS) 1 (п. 68)

Группы статей - ПБУ 4/99 (п. 20)

(a) Основные средства

Основные средства

(b) Инвестиционное имущество

Доходные вложения в
материальные ценности

(c) Нематериальные активы

Нематериальные активы

(f) Финансовые активы (кроме
(e), (h), (i))

Долгосрочные и краткосрочные

(e) Инвестиции, учтенные по методу участия

финансовые вложения

(g) Запасы

Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям

(h) Торговая и прочая дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность

(i) Денежные средства и их эквиваленты

Денежные средства

(j) Торговая и прочая
кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками; задолженность перед персоналом организации; авансы полученные; прочие кредиторы

(k) Оценочные обязательства

Краткосрочные и долгосрочные заемные

(l) Финансовые обязательства (кроме (j), (k))

средства; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

(m) Обязательства и активы
по текущим налоговым платежам

Задолженность перед бюджетом и
государственными внебюджетными фондами

(n) Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы

(o) Доля меньшинства, представленная в составе собственного капитала

(p) Выпущенный капитал и резервы, относящиеся к владельцам собственного
капитала материнской компании

Капитал и резервы

Список использованной литературы

    Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

    Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.

Федеральное агентство по образованию

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования -

Всероссийского заочного финансово-экономического института

Контрольная работа

по дисциплине

«Международные стандарты учета и финансовой отчетности»

Вариант 1.

Выполнила: студентка 5(2) курса

Факультета: учетно-статистического

Специализации: бухучет, анализ и аудит

Группы: дневной

номер личного дела:

Проверила: Лёвкина Н. Н.

Теоретическая часть

Введение

1. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

2. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

3. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" и ПБУ 1/08 "Учетная политика организации"

Заключение

Список литературы

Практическая часть

Теоретическая часть

Введение

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.

Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наиболее близким российским аналогом стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ.

Выполнение контрольной работы направленно на развитие теоретических знаний и закрепление практических навыков по дисциплине «МСУ и ФО» в целях формирования комплексного представления об особенностях международных стандартов учета, и их влияние на развитие системы бухгалтерского учета в РФ.

Цель контрольной работы – сравнительный анализ сущности и взаимосвязи МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", а также МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" и ПБУ 1/08 "Учетная политика организации".

Для достижения цели были решены следующие задачи:

Представлены особенности представления финансовой отчетности по МСФО 1 и отличия от ПБУ 4/99;

Показан порядок формирования отчета о движении денежных средств МСФО (IAS) 7;

Рассмотрены основные особенности учетная политика в соответствие с МСФО и проведено сравнение ПБУ 1/2008.

В ходе выполнения работы были использованы МСФО 1, МСФО 7, МСФО 8, нормативно-правовые акты, регулирующие ведение учета в РФ, книги и статьи периодической печати по исследуемой теме, а также материалы справочно-правовых систем.

1. Сравнительная характеристика МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

1.1. Сфера применения

МСФО (IAS) 1 формулирует правила по представлению организацией финансовой отчетности, сопоставимой как во времени (за ряд отчетных периодов), так и с финансовой отчетностью других организаций, а также устанавливает требования по представлению финансовой отчетности, содержит указания по ее структуре, а также определяет минимальные требования к содержанию отчетности.

Положения МСФО (IAS) 1 относятся ко всей финансовой отчетности, представленной в соответствии с МСФО.

МСФО (IAS) 1 не распространяется на промежуточную финансовую отчетность (см. МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»). МСФО (IAS) 1 действует в равной степени для всех организаций, независимо от того, должны ли они составлять консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность.

Дополнительные требования для банков и аналогичных финансовых институтов, не противоречащие МСФО (IAS) 1, устанавливает МСФО (IFRS) 7.

ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование ПБУ 4/99.

Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

    типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

    упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

    особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

    особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

    особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

    порядка публикации бухгалтерской отчетности.

1.2. Основные определения

По МСФО (IAS) 1 финансовая отчетность – это структурированное представление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.

Задача финансовой отчетности состоит в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств, которая может оказаться полезной для широкого круга лиц при принятии решений.

Финансовая отчетность также показывает результаты деятельности руководства по управлению ресурсами организации. Для решения указанной задачи финансовая отчетность представляет следующую информацию об организации:

(i) активы;

(ii) обязательства;

(iii) капитал;

(iv) доходы и расходы, включая прибыли и убытки;

(v) прочие изменения капитала;

(vi) денежные потоки.

Сравнительный анализ этих понятий представлен в таблице 1.

Таблица 1

Понятийный аппарат финансовой (бухгалтерской) отчетности

(сравнительная характеристика)

Наименование

Комментарий

Определение активов отсутствует. Активы представляются в виде показателей разделов «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» автива бухгалтерского баланса.

Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

В ПБУ4/99 в отличие от МСФО 1 не содержится определения активов.

Обязательства

Определение обязательств отсутствует. Обязательства представляются в виде показателей бухгалтерского баланса в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».

Текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из компании ресурсов, приносящих экономическую выгоду (там же).

В ПБУ 4/99 в отличие от МСФО не содержится определения обязательств.

Определение капитала отсутствует. Капитал представляется в виде показателей раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

Доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств (там же).

В ПБУ 4/99 в отличие от МСФО не содержится определения капитала.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала (подп.(a) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Различия отсутствуют.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала (подп.(b) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Различия отсутствуют.

Наряду с информацией, приведенной в примечаниях, указанные сведения помогают пользователям финансовой отчетности прогнозировать движение денежных средств организации, определять сроки возникновения и степень определенности денежных потоков.