Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Лукашенко отправил на доработку скандальный «закон о тунеядцах. В новой редакции декрета о тунеядстве белорусов ждет "сюрприз"



«И пусть сегодня декрет № 3 юридически не отменён, формально его действие приостановлено - Министерство по налогам и сборам не взыскивает сбор за 2016 год и не применяет никаких санкций к полумиллиону неплательщиков. Более того, начался возврат некоторым категориям граждан уплаченного сбора за 2015 год», - написала на своей странице в Фейсбук депутат Палаты представителей Анна Канопацкая.

Она также опубликовала стенограмму обсуждения депутатами в мае 2015 года нашумевшего декрета по тунеядству. «Палата представителей прошлого созыва обсуждала тунеядский декрет. Здесь не было единогласного "одобрямс"», - пояснила Анна Канопацкая.

Декрет по тунеядству на рассмотрение в палате представителей 6 мая 2015 года «в соответствии со статьей 101 Конституции" представила тогдашний министр труда Марианна Щеткина. По ее словам, при разработке декрета был "проанализирован исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, его нормы практически встроены в законодательство республики с учетом льгот, преференций, особенностей налогообложения», а «положения декрета основные на конституционной обязанности граждан Беларуси принимать участие в финансировании государственных расходов посредство уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».

Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов, рассказала, что при подготовке декрета "обрабатывались и разрабатывались различные подходы".

- Один из подходов был такой, что если люди не работают, не платят налоги, то пускай, допустим, они полностью платят за детский сад, пусть они полную стоимость возмещают по здравоохранению и так далее. Но это очень дорого и очень сложно, - отметила тогдашний министр труда.

По ее словам, в 2013 году в стране было почти 60 тысяч человек, которые "не имеют желания работать и не видят смысла работать".

- Но мы все прекрасно понимаем, что все мы живем на определенные доходы. И кто бы как бы ни относился к деньгам, но без денег в магазин ты не пойдешь. Поэтому соответственно встает вопрос: откуда у людей доходы? - задалась вопросом Марианна Щеткина. - Речь идет не о том, чтобы взять и наполнить бюджет деньгами. Вовсе нет. Речь идет о том, чтобы человек легально работал и участвовал в финансировании государственных расходов и, соответственно, имел те же самые права, то есть мы все обладаем абсолютно одинаковыми правами.

У министра поинтересовались, удастся ли заставить работать тех, кто не хочет работать.

- Если люди сегодня платить не могут, не хотят, это же тоже будет исключительная мера. Штраф тоже на них не действует. И это не платят, тогда, пожалуйста, на 15 суток по решению суда на арест. Но ты не будешь сидеть и смотреть в окно, а ты будешь привлечен к общественно-полезным работам. Пожалуйста, подметай асфальт, убирай листья. Местные органы власти определят, что нужно сделать для того, чтобы это обществу было полезно, - отметила министр.

При обсуждении декрета депутат Ольга Политико обратила внимание на рост безработицы, сокращение вакансий (такая ситуация на рынке труда была в 2015 и 2016 годах, в прошлом году она начала выравниваться), на рост числа тех, кто трудится на неполной занятости. Кроме того, депутат отметила, что в Беларуси небольшое пособие по безработице.

«Мы, конечно, понимаем, что пособие по безработице не должно быть настолько большим, чтобы у человека не было никаких стимулов трудоустраиваться. Но в тоже время он не должен умереть с голоду. Особенно сейчас, когда все труднее найти работу», - сказала депутат и уточнила, не планируется ли повысить пособие по безработице или усилить оказание социальной адресной помощи. Министр ответила, что «никто с голоду не умрет» и что необходимости в повышении выплат официально нетрудоустроенным нет, многие подпадают под действие адресной социальной помощи.

Депутат Николай Колтунов отметил, что для «людей, которые не хотят сегодня работать, 20 базовых величин заплатить никакого труда не составит и в дальнейшем». «Не лучше ли сделать для них те же расценки, как в частных клиниках, поликлиниках, больницах, и пускай они ходят, лечатся, водят детей в садики и все остальное, чтобы снять это напряжение в обществе», - сказал депутат. Он также обратил внимание на тех, кто накопил денег, открыл счет в банке и живет на проценты, «но его тоже могут причислить к тунеядцам».

- Если сегодня, наверное, у человека лежат миллионы (до деноминации - Прим. ред.) в кассе и он на них живет, я думаю, что 3600 для него несложно заплатить, потому что он же тоже ходит и пользуется всеми благами. То есть у этого же человека тоже должна быть какая-то социальная обязанность, - сказала министр. Марианна Щеткина привела пример с владельцами квартир, которые сдают их в аренду: если уплачивают налог на сумму больше 20 базовых величин, то им не нужно платить налог на тунеядство. «Живите так, как вы хотите - демократическое общество», - отметила министр.

При этом Марианна Щеткина заявила, что «декрет временный».

- Временный почему? Потому что как только заработает интегрированная информационная система, которая будет введена в нашей стране (работы уже начаты), тогда, когда будут социальные электронные карты, где информация о каждом человеке будет на социальной карте, тогда будем платить все по-разному, в зависимости от того, какой вклад мы вносим, - рассказала экс-глава ведомства. - Поэтому просто эта работа начата чуть пораньше. Но я думаю, что она только пользу даст, мы, по крайней мере, будем знать, что, чего и как предпринимать и какие меры.

Тогдашний заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам палаты представителей Лариса Богданкевич отметила, что «занятое население считает, что декрет своевременный и будет способствовать восстановлению ценности труда и трудящегося человека, а также восстановлению конституционной справедливости о равенстве перед законом».

«Был один депутат (не буду называть его фамилию), так он конкретно внес предложение: для тех, кто обманывает, не платит налоги, но живет или вообще не хочет работать, создать резервации. Но эта мысль, конечно... Депутаты посмеялись, но не поддержали, безусловно», - отметил тогдашний заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Виктор Гуминский.

Напомним, ранее Анна Канопацкая обратилась в Министерство по налогам и сборам с просьбой рассказать о расходах, связанных с обслуживанием декрета № 3. Налоговая потраченную сумму назвать не смогла, потому что не учитывает администрирование декрета как отдельную строку расходов.

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.

МИНСК, 1 окт — Sputnik. Изменения и дополнения в декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" планировалось представить президенту Беларуси Александру Лукашенко на рассмотрение до 1 октября. Однако пока заинтересованные министерства и ведомства не спешат обнародовать основные новации в самый резонансный нормативный правовой акт последних лет.

Сейчас предложения о новых подходах к реализации декрета №3, которые разработала специальная межведомственная рабочая группа, находятся на согласовании в Администрации президента. О сроках рассмотрения предложений не сообщается.

Тем не менее, Sputnik анализирует, какие изменения и дополнения ждут так называемый "декрет о тунеядцах".

Новый смысл и название

В последние дни уходящей недели стали известны некоторые подробности о судьбе обновленного декрета. Как рассказал заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков, ожидается, что документ получит название "По содействию занятости".

В целом, новая редакция декрета будет направлена на то, чтобы органы власти оказали максимально возможное содействие желающим работать, чтобы человек мог работать или был трудоустроен на какое-то рабочее место.

Ковальков отметил, что в определенной мере декрет будет состыкован с указом №337 "О регулировании деятельности физлиц". Этим документом расширен список видов деятельности, которыми можно заниматься без регистрации в качестве ИП. Для таких видов деятельности будет достаточно уведомить о своих планах налоговые органы и уплатить единый налог.

"Если говорить о том, кого мы будем относить к занятым в экономике и не занятым в экономике (уже такие понятия в новом декрете используются), опять же, будет зависеть от того, является ли он ремесленником или нет. Если человек зарегистрирован в налоговой, уплатил сбор, то он является занятым в экономике, никто контролировать не будет, фактически занят он в этой деятельности или нет", — сказал Ковальков.

По его словам, таким лицам будет не обязательно регистрироваться в качестве плательщиков в ФСЗН.

Со своей стороны заместитель министра по налогам и сборам Светлана Шевченко во время онлайн-конференции пояснила, что лица, которые самостоятельно занимаются деятельностью, не требующей регистрации в качестве ИП, при условии уплаты единого налога, не будут признаваться плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

"Это учтено в декрете №3. Указ №337 расширяет виды деятельности, он не устанавливает новопорядка, он расширяет виды деятельности, соответственно, на тех лиц, которые будут заниматься штукатурными, малярными работами, пошивом одежды, на них точно такие же условия будут распространяться. Уплатил налог, заявил, что ты занимаешься деятельностью, соответственно, ни о какой уплате сбора уже речи быть не может", — сказала замминистра.

Отменять декрет не будут

В первые дни августа глава государства еще раз предупредил общество о том, что отменять декрет не планируется, и поручил до 1 октября представить ему проект обновленного документа.

На совещании о демографической политике и занятости населения, которое прошло у главы 3 августа, Лукашенко подчеркнул, что декрет направлен на те 300 тысяч граждан, которые должны работать, но официально нигде не трудятся и не платят налогов государству.

"Общество должно знать, что никакой отмены декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где?" — задал вопрос президент.

Он подчеркнул, что именно этих людей надо "заставить работать". "Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо", — добавил Лукашенко.

Во время совещания президент заявил, что к 1 октября ждет от заинтересованных министерств и ведомств обновленного проекта декрета. Он отметил, что уже завершена подготовка новой редакции документа, и подчеркнул, что на начало октября страна уже должна его получить.

Президент также отметил, что уже не раз говорил о своем видении этого документа.

Кто должен работать?

По мнению Лукашенко, все желающие трудиться должны получить рабочие места. Помощь в этом им должны оказать местные органы власти и депутаты разных уровней. Если по той или иной причине профессия безработного не востребована на рынке труда, он должен получить возможность переобучения за государственный счет либо помощь от государства на открытие своего дела.

Тех же, кто работать может, но не хочет, "надо заставить", считает президент.

Не работаешь — плати за госуслуги

По итогам совещания у президента министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала журналистам, что реализацией норм обновленного декрета №3 будут заниматься местные органы власти.

Согласно предложениям белорусского правительства, планируется обязать граждан, которые являются социальными иждивенцами, платить за госуслуги, которыми они пользуются.

Как пояснила министр труда и социальной защиты Беларуси Ирина Костевич, речь идет об оплате услуг, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении.

Костевич подчеркнула, что к разработке этого перечня услуг подключатся и местные органы власти. Возможно, они конкретизируют общий перечень, предложенный правительством, для своих регионов.

Некоторых от уплаты сбора освободили, но перечень неполный

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был принят в апреле 2015 года и распространил свое действие на все отношения с 1 января того года. По нормам декрета, граждане, не участвующие в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, признавались плательщиками сбора в размере 20 базовых величин.

В январе этого года в декрет внесли изменения. От уплаты сбора был освобожден ряд категорий граждан. В марте 2017 года в Беларуси прошли массовые выступления против декрета, которые, в том числе, были огранизованы и белорусской оппозицией. После этого власти пообещали, что перечень категорий граждан, которые могут быть дополнительно освобождены от уплаты сбора, будет пересмотрен. Тогда же было принято решение о том, что действие декрета будет приостановлено: лица, которые трудоустроились в 2017 году, освобождаются от уплаты сбора за 2015-2016 годы, если в это время они официально нигде не работали.

Однако от уплаты сбора за неучастие в финансировании госрасходов освободили не все проблемные категории граждан. Из-за этого для разработки новой концепции декрета № 3 была создана специальная межведомственная рабочая группа, в которую включили глав многих ведомств, а также ученых.

25 января Александр Лукашенко подписал Декрет №1 «О содействии занятости населения». Фактически это версия Декрета «о дармоедах 2.0.» Медиа-Полесье вспомнило историю вопроса и изучило, что нового несёт новый документ для жителей Беларуси.

, Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан 2 апреля 2015 года. Нормативный акт устанавливал обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, уплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Долгое время жители Беларуси не обращали внимания на принятый документ. Ведь госорганы чуть ли не ежедневно принимают различные нормативные акты, в которых мало кто разбирается. А многие думали, что их не настигнет рука государства, и просто жили себе прежней жизнью.

Но в декабре 2016 года к потенциальным тунеядцам стали приходить «письма счастья» из налоговой с требованием уплатить 20 базовых величин сбора.

Нарушителей ожидали штрафные санкции и даже административный арест на 15 суток с обязательным привлечением к общественным работам.

Оказалось, что всё время со дня подписания Декрета №3 государственная машина с завидным упорством искала дармоедов, чиновники различного уровня и из различных ведомств сверяли информацию и составляли электронные базы данных. Планировалось, что на чистую воду выведут около 400 тысяч человек, уклоняющихся от финансирования госрасходов, а с них соберут около 100 миллионов долларов сбора.

Причём, декрет не учитывал множества жизненных ситуаций, в тунеядцы записывали больных людей, «дембелей», людей, которые ухаживали за больными родственниками, выпускников вузов, которые не успели распределиться на работу.

Всё это вызвало справедливое возмущение у населения Беларуси. Люди не понимали, за что они должны платить, указывали, что во всех странах государство помогает безработным, а не отбирает у них последние деньги.

Сначала белорусы возмущались на кухнях и в соцсетях, затем стали судиться с налоговыми инспекциями и собирать подписи за отмену документа.

Сроки рассылки извещений несколько раз переносились. В Декрет вносились изменения, чтобы расширить список тех, кого освободят от уплаты сбора, а местным органам власти было дано право освобождать от уплаты налога граждан, попавших в тяжёлые жизненные ситуации.

Минздрав разработал инструкцию, которая даёт право учреждениям здравоохранения выдавать справки, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан для предоставления в налоговые органы. Изменения в свои нормативные акты вносили и другие белорусские ведомства.

Независимые эксперты уверяли, что Декрет №3 необходимо отменить, так как расходы, связанные с его выполнением, могут в 100 раз превысить запланированный сбор (затраты на работу контролирующих органов, судов и органов МВД).

Весной 2017 года по стране прокатились массовые выступления граждан против «дармоедскоего» декрета. Таких многочисленных протестов в стране не было с середины 90-х годов. К акциям подключились регионы. Оказалось, что в малых городах работы нет, а цифры официально зарегистрированной безработицы удивляют своей мизерностью. Да и по данным статистики, с момента принятия Декрета на 155.500 человек уменьшилось число занятых в экономике страны.

Белорусские власти были озадачены такой реакцией. Начались многочисленные заседания комиссий, на которых чиновники решали судьбу «тунеядцев», были организованы серии встреч населения с депутатами и чиновниками разного уровня, выездные приёмы осуществляли министры и сотрудники Администрации президента.

Наиболее активных участников протестов штрафовали или садили на «сутки». Президент страны неоднократно требовал трудоустроить всех безработных. В конце концов, Александр Лукашенко приостановил действие Декрета №3, но заявил, что он не отменяется, а будет значительно доработан.

Сроки принятия доработанного документа также переносились. В итоге 25 января 2018 года Президент подписал Декрет №1, в котором предусмотрены меры по содействию занятости населения.

СПРАВКА “МП”

За время действия Декрета №3 было разослано 470 тысяч уведомлений на уплату сбора на финансирование госрасходов. 109 нормативных актов было принято и изменено в стране для реализации Декрета. 62700 белорусов заплатили «налог на тунеядство» на сумму 18.6 миллионов рублей. 15 200 человек вернули уплаченный сбор (на сумму 4,5 миллиона рублей). Более 63 тысяч человек подписали петицию об отмене декрета. По некоторым данным на составление базы о тунеядцах было затрачено 500 тысяч долларов.

Причём, Декрет был подписан вечером, однако чиновники начали быстро на него реагировать и давать комментарии. Например, было сказано, что людям, которые оплатили «дармоедский» сбор, вернут деньги, и налоговая уже определила порядок их возврата (до этого эти средства вернуть было трудно). А потенциальные «тунеядцы» будут полностью оплачивать услуги, субсидируемые государством (например, ЖКХ).

Еврорадио рассмотрело , чем отличаются «антидармоедские декреты»:

Отличие первое. Цель декрета

Декрет №3

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Декрет №1

В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

Вывод: Меняется позиционирование Декрета. Первый был про "социальное иждивенчество", нынешний вариант о "стимулировании занятости" и "ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни".

Отличие второе. Кто такой тунеядец?

Декрет №3

Граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов или участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

Декрет №1

Пока не известно. Совет Министров должен определить порядок отнесения трудоспособных граждан к незанятым в экономике.

Вывод: в Декрете не прописан объект, на который он направлен.

Отличие третье. Ресоциализация

Декрет №3

В тексте декрета "ресоциализация" не фигурирует, как и "лица ведущие асоциальный образ жизни".

Декрет №1

Со слов о «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» начинается текст декрета. Известно, что будут созданы комиссии, им будет предоставлено право принимать решения о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Вывод: Похоже, что «ресоциализация» - это отправление людей в ЛТП, раньше это было возможно только по решению суда.

Отличие четвёртое. Что возьмут с тунеядцев?

Декрет №3

20 базовых величин.

Декрет №1

В Декрете это не определено. До 1 апреля Совет министров должен определить список услуг, которые придётся возмещать, а также условия их предоставления. Известно, что, как минимум, это будут услуги ЖКХ.

Вывод: Пока неизвестно, кто точно подпадает, а кто освобождается, кто признаётся финансирующим госрасходы и на кого не распространяется документ. Нет списка услуг, которые придётся оплачивать по экономически обоснованным тарифам. И совершенно не ясно, как будет действовать механизм оплаты и условия предоставления услуг, которые придётся возмещать.

Правительство до 1 апреля должно придумать и воплотить механизмы, с помощью которых будет работать этот Декрет, кто под него подпадает, а кто освобождается. То есть за три месяца правительство должно придумать то, что ему не удалось сделать на протяжении 34 месяцев, пока действовал прежний "декрет о тунеядцах".

БДГ отмечает, что новая редакция Декрета переносит ответственность за реализацию всей этой стимуляции занятости на местный уровень. Предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий. А правительству поручено сформулировать, чем эти комиссии конкретно займутся.

В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, ЖКХ, внутренних дел, других подразделений исполкома. В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений – такая информация о комиссарах оговорена в Декрете.

Именно комиссия будет принимать решение о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, от обязанности уплаты госуслуг по полным тарифам. А также – о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Как эта комиссия будет способствовать содействию занятости, непонятно. Возможно, она просто будет дублировать функции существующих «бирж труда».

Что касается уплаты «тунеядцами» полных тарифов на госуслуги, то в этом вопросе очень много неясного. Медицина и образование в Беларуси по Конституции бесплатны. Тарифы же ЖКХ и так стремятся к 100% возмещению гражданами (за исключением отопления). Да и как справедливо распределить эти тарифы, если, например, в квартире проживают два работающих и один дармоед? Есть ещё тарифы на проезд в общественном транспорте, которые также субсидируются государством, так что, возможно, тунеядцы будут покупать талончики по особым документам, увеличивающим тариф.

И ещё раз можно вернуться к формулировке цели Декрета №1: «В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Издание «Солидарность» подчёркивает ущербность такого подхода, достаточно открыть закон о государственном бюджете на 2018 год. В этом документе чётко написано, что доходная его часть» составляет около 10,4 миллиардов долларов .

Самый крупный источник поступлений – это налоги. А именно доходы от налога на добавленную стоимость (НДС). То есть, все товары, которые мы покупаем в магазинах, все услуги, которыми мы пользуемся, облагаются НДС, который может достигать 20%.

И НДС приносит в государственный бюджет около 5,4 миллиарда долларов ежегодно. То есть, более половины доходов казны финансируется за счёт покупок белорусских граждан и юридических лиц. И совсем не важно, работает среднестатистический гражданин или нет – он является полноправным налогоплательщиком просто из-за того, что ходит за покупками в ближайший магазин.