Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как противостоять ошибочным требованиям налоговой? Ответственность налоговой за ошибки

П одскажите, пожалуйста, несет ли ответственность директор, которого уволили, за операции, которые были в период её правления, и несет ли ответственность вновь принятый директор за чужие грехи

Прежний генеральный директор самостоятельно несет ответственность за свои виновные действия за тот период, когда он являлся руководителем. Новый директор будет нести ответственность за свой период. Это правило касается случаев, когда к ответственности привлекается директор как физическое лицо. На ответственность организации как юридического лица это правило не распространяется.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Главбух » vip - версия.

Статья: Бухгалтер уволился: кто ответит за ошибки?

Бухгалтер строительной фирмы уволился. Ошибки, относящиеся к периоду его работы, обнаружены при налоговой проверке после его увольнения. Кто за них будет отвечать? И какова возможная ответственность?

Если выявлены налоговые правонарушения...

В соответствии с налоговым законодательством за совершение налоговых правонарушений предусмотрена ответственность, которая возлагается на налогоплательщика. Так, статьей 107 Налогового кодекса РФ установлено, что в определенных законом случаях ответственность несут организации и физические лица.

Если налогоплательщиком выступает организация – юридическое лицо, то и ответственность несет организация.

Одновременно за выявленные налоговые нарушения могут привлекаться к административной, уголовной или иной ответственности и должностные лица организации при наличии соответствующих оснований. Об этом сказано в пункте 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

За что отвечает главный бухгалтер

В случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном порядке, искажения отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации руководитель компании и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Такая норма содержится в статье 18 закона № 129-ФЗ.*

Привлечь к ответственности можно не всегда

Рассмотрим подробнее виды ответственности и возможности их применения.

Административная ответственность

Ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов установлена в главе 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Конкретные меры наказания зависят от вида нарушения.

Так, несвоевременное представление налоговой декларации влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5).

Такое же наказание предусмотрено и за непредставление в установленный срок в налоговые, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление их в неполном объеме или в искаженном виде (п. 1 ст. 15.6).

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Под грубым нарушением понимается:
– искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
– искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

При этом постановление за нарушение законодательства о налогах и сборах (а также таможенного, валютного и некоторых других видов законодательства РФ) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Ответственность вновь принятого главного бухгалтера

С увольнением прежнего бухгалтера деятельность организации не прекращается. И нового бухгалтера также волнует вопрос об ответственности – ведь учет ведется непрерывно.

Позиция Минфина России разъяснена в письме от 23 октября 2008 г. № 03-02-08/20 . Финансисты высказали свое мнение по вопросу о том, какие меры ответственности могут быть применены к главному бухгалтеру за нарушения его предшественников, выявленные в ходе налоговой проверки.

Так, в отношении административной ответственности должностного лица было обращено внимание на обязательное установление наличия вины нарушителя, которое предусмотрено пунктом 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А в отношении уголовной ответственности по статье 199 Уголовного кодекса РФ выражено согласие с мнением верховных судей об обязательном установлении наличия умысла обвиняемого и о перечне обстоятельств, исключающих его вину, установленном статьей 111 Налогового кодекса РФ.

Из чего можно сделать вывод, что за чужие ошибки главный бухгалтер нести ответственность не должен. Его могут наказать только за то, в чем он действительно виноват.*

Материальная ответственность

Можно ли привлечь уволившегося бухгалтера к материальной ответственности?

В части компенсации работником потерь от причиненного им организации ущерба (например, в связи с уплатой налоговых санкций – штрафов, пеней и т. п.) подобная возможность действующим законодательством предусмотрена. Указанные вопросы регулируются, прежде всего, нормами законодательства о труде. Так, статьей 238 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. А вот неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.*

Ущерб должен быть реальным. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества. Таким образом, обязательным условием применения материальной ответственности является наличие реального ущерба.

Реальным ущербом от ошибок бухгалтера могут быть, например, налоги, пени, штрафы, начисленные по результатам проверки. Но только фактически уплаченные. Ведь согласно статье 246 Трудового кодекса РФ, ущерб возникает при утере имущества. То есть в отношении доначисленных налогов и начисленных штрафных санкций – в момент их уплаты компанией в добровольном порядке на основании требования налогового органа, либо в момент списания денежных средств с расчетного счета организации на основании решения о взыскании, либо в момент удовлетворения требований за счет имущества налогоплательщика.

Материальная ответственность работника должна быть предусмотрена. Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с главным бухгалтером. Об этом сказано в статье 243 Трудового кодекса РФ.

При этом необходимо учесть следующее.

Если организация пропустила срок для обращения в суд, судья вправе отказать в иске.

Обратите внимание: если реальная уплата недоимки, пеней, штрафа произошла позже (например, из-за отсутствия денежных средств), момент обнаружения ущерба и момент его возникновения могут значительно различаться. В этом случае судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотиву пропуска работодателем годичного срока. На это указано в постановлении Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 .

Однако помните: для обращения в суд организация должна располагать доказательствами вины уволившегося бухгалтера.

К ним относятся:
– несоблюдение норм налогового и бухгалтерского законодательства, повлекшее причинение ущерба, подтвержденного актом проверки, решением о привлечении организации к ответственности;
– наличие и размер причиненного ущерба, подтвержденные платежными документами;
– трудовой договор, где должно быть указано, что в обязанности главного бухгалтера входит соблюдение норм налогового законодательства РФ. Кроме того, трудовой договор должен содержать положение о полной материальной ответственности.

Если договором не предусмотрена полная материальная ответственность, то работник несет за причиненный ущерб материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ). В таком размере ущерб можно взыскать через суд.

С уважением, Виктория Рыбалкина,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»

Ответ утвержден Натальей Колосовой

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»

  • Скачайте формы

Деятельность бухгалтера может способствовать развитию бизнеса или наоборот тормозить его. Какая ответственность возлагается на бухгалтера за неправильные действия?

Общие сведения

Основная ответственность за надлежащее оформление финансовых вопросов возлагается на главного бухгалтера. Единственный бухгалтер в организации, независимо от наименования должности, считается главным.

Несмотря на повышенную ответственность, данный специалист является наемным сотрудником. Это обуславливает наличие трудовых прав и функциональных обязанностей.

Но главбух так же и лицо должностное. Это обстоятельство отражается на правоспособности. Бухгалтер может привлекаться как к административному виду, так и к уголовному виду ответственности.

Кроме прочего, бухгалтер — должностное лицо со специфичной функциональностью. Он представляет второстепенное лицо компании в финансовой сфере.

Деятельность его сопряжена и с публичностью. Вследствие всего этого основные бухгалтерские права и обязанности прописываются на нормативном уровне.

Непосредственно от бухгалтера зависят следующие моменты:

  • своевременность и правильность учета имеющихся средств организации;
  • достоверность формируемой отчетности;
  • оптимизация управления финансами;
  • размер сумм добавленных налогов или штрафов, начисляемых по результатам ;
  • предоставление нужной информации о состоянии дел в компании в кратчайшие сроки;
  • правильность оценки финансовой и хозяйственной деятельности компании;
  • выявление «слабых» моментов при анализе доходов и расходов;
  • оптимизация налогообложения.

Что это такое

При грубых правонарушениях возникает ответственность административного или уголовного вида.

Ст. 199 УК РФ предполагает наказание за уклонение от выплаты налогов посредством не предоставления налоговой декларации или включения в нее заведомо неверных сведений:

Особенно грубые нарушения наказываются такими мерами как:

Если бухгалтерские обязанности осуществляет руководитель, то и соответствующую ответственность несет он же.

Особенности возникновения ответственности на должности

Согласно законодательству работодатель вправе установить для главного бухгалтера полную материальную ответственность.

Если полная ответственность не предусмотрена при оформлении трудовых правоотношений, то взыскать с бухгалтера можно лишь сумму, составляющую оплату за один месячный период.

Если имеют место обстоятельства полной материальной ответственности, то работодатель не может начать вычет с зарплаты сотрудника в принудительном порядке.

Одного приказа руководителя недостаточно для начала процедуры возмещения. Требуется документальное оформление согласия двух сторон с указанием порядка и условий погашения.

В противном случае взыскание может осуществляться лишь в судебном порядке. Материальная ответственность для бухгалтера, как полная, так и общая, наступает только после доказательства вины.

Для этого работодатель должен сформировать специальную комиссию. При этом у предположительно виновного сотрудника должна быть потребована письменная объяснительная.

Административная ответственность для бухгалтера возникает при:

  • грубом нарушении норм ведения бухучета;
  • несвоевременном предоставлении в ИФНС необходимых отчетных данных;
  • нарушении сроков постановки на учет;
  • нарушении порядка проведения кассовых операций;
  • нарушении российского законодательств в финансовой сфере.

При условиях, характерных для административной ответственности, бухгалтер может привлекаться к уголовной ответственности, если имеют место такие условия:

  • главбух по собственной инициативе совершал правонарушения;
  • нарушения совершались с целью наживы и собственного обогащения.

На налоговые правонарушения

За налоговые правонарушения для бухгалтера может наступить административная или уголовная ответственность:

Следует учесть, что ответственность бухгалтера за неуплату налогов может наступить одновременно с ответственностью для руководителя.

Если по итогам следствия доказывается наличие предварительного сговора, то оба лица отвечают по . Правда, для этого необходимо документальное подтверждение преступного взаимодействия.

За ошибки

Этот документ изменяет Кодекс об административных правонарушениях. Так, одна из внесенных поправок как раз касается исключения бухгалтерской ответственности за наличие ошибок в отчетности.

Но для этого требуется выполнение двух условий:

Ответственность за ошибки для бухгалтера наступает только, если таковые допущены им лично. Ни в коем случае не может нести ответственность бухгалтер за ошибки своих предшественников.

«Слабое» место при этом заключается в недостаточной точности идентификации того или иного события. Но в любом случае вина бухгалтера должна быть официально подтверждена.

Уволившегося бухгалтера нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, поскольку его с предприятием прекращены.

Не освобождает стороны от материальной ответственности за период работы.

Если ошибки влекут за собой административную или уголовную ответственность, то привлечен может быть бухгалтер, работавший в период возникновения данных нарушений.

При этом привлечение к ответственности возможно, если исковой срок давности не завершен.

Видео: как возбуждают уголовные дела в отношении главных бухгалтеров и директоров

За нарушение обязанностей бухгалтера

При оформлении трудового договора с бухгалтером обязательно прописываются должностные его обязанности. Перечень таковых представлен в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и иных служащих.

Вступление бухгалтера в должность должно быть документально оформлено. Это позволяет:

За невыполнение или неподобающее исполнение должностных обязанностей главный бухгалтер может привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Руководствуясь , работодатель вправе применять такие взыскания дисциплинарного характера как:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

При этом дисциплинарное наказание может быть выражено только одной мерой. Недопустимо за одно и то же нарушение наказывать дважды.

С бухгалтером может расторгаться на основании – при принятии бухгалтером безосновательного постановления, повлекшего за собой возникновение ущерба для предприятия.

За неправильное начисление заработной платы

Бухгалтер несет ответственность за расчеты с работниками предприятия, то есть за начисление зарплаты персонала. При этом ошибка в расчетах может стать причиной возникновения ответственности для бухгалтера.

Если переплата заработка случилась в результате арифметических ошибок, то с работника может быть удержана лишняя сумма. Во всех других случаях бухгалтер отвечает в пределах своей среднемесячной зарплаты.

При неправильном начислении заработка основная ответственность возлагается на бухгалтера из расчетной группы. В этой ситуации работники бухгалтерского отдела принимают меры к понуждению работника возвратить переплаченную сумму.

Видео: уголовная ответственность бухгалтера

Если ошибка возникла не в результате неправильного подсчета, а работник отказывается от удержания из зарплаты, то виновный бухгалтер возмещает ущерб лично в размере своего среднего заработка.

Повышенная ответственность бухгалтеров обусловлена тем, что они имеют доступ ко многим финансовым отраслям бизнеса.

Велика вероятность, что ненадлежащее исполнение бухгалтером своих обязанностей или допущенные им ошибки приведут к частичному или полному разорению предприятия.

Потому столь высоки требования к бухгалтерам и столь строгим является наказание.

Сомневаетесь, несет ли главный бухгалтер ответственность и если да, то в каких случаях? Для поиска ответов на такой вопрос стоит обратиться к законодательной базе, актуальной в 2019 году. Ошибки не грозят только тем, кто ничего не делает. Это касается и работы главного бухгалтера. Ведь кто из таких сотрудников может похвастаться...

Главный бухгалтер – должность достаточно ответственная, налагающая множество обязанностей. Ко всем ним необходимо относиться максимально ответственно. В противном случае возможно возникновение серьезных проблем, вплоть до уголовного наказания. На сегодняшний день главный бухгалтер должен выполнять все требования...

Сегодня бухгалтерская деятельность подразумевает большую ответственность. В первую очередь это связано именно с множество законодательных актов, в соответствии с которыми требуется формировать отчетность такого рода. Причем бухгалтер обязан выполнять свои обязанности в соответствии со всеми федеральными...

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки. Именно об этих ошибках и пойдет речь в статье.

Отсутствие доказательств совершения нарушения

Основной ошибкой налоговых органов, которой может воспользоваться налогоплательщик, является «недоказанность факта нарушения».

В соответствии с п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте такого правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Особенно сложно для налоговых органов доказать, что налогоплательщик воспользовался «схемой ухода от налогов».

Еще в письме ВАС РФ от 17 апреля 2002 г № С5-5/уп-342 говорилось, что судебная практика свидетельствует о крайне слабой доказательственной базе, представляемой налоговыми органами в арбитражные суды. Так называемые схемы правонарушений, на которые ссылаются инспекции, доказательствами по конкретным делам не подкрепляются. Уголовные дела во многих случаях не возбуждаются, и расследование не проводится. Более того, при рассмотрении дел в судах выясняется, что нередко уголовные дела оказываются прекращенными или приостановленными из-за неустановления виновных лиц.

Также, по мнению Президиума ВАС РФ, решение налогового органа об имеющейся задолженности общества перед бюджетом не является обстоятельством, освобождающим инспекцию от обязанности доказать факт такой задолженности (Постановление от 21 июня 2012 г. № 17140/11 (есть оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам)).

Приведем конкретные примеры судебных споров, в которых суд, исследовав представленные доказательства, встал на сторону налогоплательщика.

Так, в Постановлении от 12 февраля 2013 г. по делу № А39-3823/2011 ФАС Волго-Вятского округа удовлетворил требования налогоплательщика об отмене решения налогового органа, поскольку последний не доказал недобросовестность налогоплательщика (реальность хозяйственных операций с контрагентами подтверждена).

Аналогичное решение было вынесено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 октября 2012 г. по делу № А03-16722/2011. Суд признал позицию инспекции неправомерной. По мнению судей, по сути доводы налогового органа направлены на оценку гражданско-правовых взаимоотношений между сторонами и не могут являться основанием для признания расходов нецелесообразными и неэффективными, с учетом свободы договора и волеизъявления сторон. Поскольку стоимость оказанных услуг предъявлена обществу к оплате с учетом НДС, общество имеет право на вычет суммы налога в порядке, предусмотренном ст. 171 НК РФ.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2013 г. по делу № А10-1755/2012 также указано, что налоговым органом не подтверждена обоснованность произведенного расчета подлежащего возмещению НДС в зависимости от факта использования соответствующих товарно-материальных ценностей в производстве конечной продукции в определенном налоговом периоде.

Таким образом, случаи, когда налоговые органы не могут подтвердить обоснованность своих расчетов и нарушений, не являются редкими.

Обратите внимание: при отсутствии выявленных ошибок в ходе камеральной проверки налоговый орган не может истребовать документы и привлечь к ответственности за их непредставление (Постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Поволжского округа от 7 марта 2012 г. по делу № А12-13971/2011 , ФАС Московского округа от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/3003-10).

Вместе с тем существует и противоположная судебная практика. В Постановлении от 25 октября 2007 г. № А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07 ФАС Восточно-Сибирского округа отклонил довод общества о том, что налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным ошибкам в представленных декларациях. Суд указал, что данный аргумент не основан на нормах Налогового кодекса РФ, поэтому инспекция законно привлекла налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Процессуальные нарушения

При проведении налоговой проверки налоговые органы допускают и различные ошибки процессуального характера. Требования к камеральной проверке представлены в ст. 88 НК РФ, а выездной - в ст. 89 НК РФ.

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Несоблюдение данного порядка может служить основанием для отмены решения налогового органа.

К основным ошибкам налоговых органов можно отнести, в частности:

  • несоблюдение срока проведения проверки;
  • проведение повторной проверки по одним и тем же основаниям;
  • истребование значительного перечня документов при проведении проверки;
  • непринятие возражений на акт проверки;
  • рассмотрение документов в период более трех лет.

В некоторых случаях нарушение срока проведения проверки может являться основанием для отмены такого решения. В качестве примера можно назвать Постановление ФАС Московского округа от 5 апреля 2010 г. № КА-А40/2875-10. В данном судебном споре суд установил, что камеральная проверка проводилась с превышением срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ, в пределах срока инспекцией не истребованы документы, а также пояснения налогоплательщика. Поэтому решение о привлечении к ответственности по результатам такой проверки незаконно. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2010 г. по делу № А70-1902/2010. Суд пришел к выводу, что длительный срок проведения проверки (свыше трех месяцев со дня представления налоговой декларации) свидетельствует о нарушении инспекцией целей налогового администрирования.

Тем не менее налогоплательщику рекомендуется использовать и иные основания для обжалования решения. Все дело в том, что не все суды так единодушны в принятии решения об отмене актов налоговых органов в связи с нарушением сроков проверки. Например, в Постановлении от 14 мая 2010 г. № КА-А40/4445-10 ФАС Московского округа отклонил довод налогоплательщика о нарушении инспекцией срока проведения камеральной проверки, поскольку это не является основанием для отмены решения налогового органа.

В попытках «докопаться до истины» налоговые органы часто проводят проверки по одним и тем же основаниям. Это незаконно. Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 2 августа 2011 г. по делу № А65-18729/2010 установлено, что в ходе выездной проверки общество представило должностному лицу налогового органа все истребуемые документы. На основании данного факта суд пришел к выводу о незаконности требования налогового органа о повторном представлении тех же документов. В Постановлении от 18 апреля 2008 г. по делу № А41-К2-16546/07 Десятый ААС также обратил внимание на то, что Налоговый кодекс РФ запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате за уже проверенный налоговый период.

Часто во время проверки налоговые органы также истребуют значительное число документов, например все документы за трехлетний период. Понятно, что для больших компаний такое требование исполнить невозможно. Инспекторы порой хотят получить гораздо большую информацию о контрагентах проверяемой организации, чем это обусловлено предметом проверки. В Постановлении ФАС Московского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А40-1846/11-75-9 указано, что в порядке ст. 931 НК РФ могут быть истребованы только документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (в том числе о конкретных сделках). Таким образом, не могут быть истребованы документы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.

Однако не все процессуальные ошибки столь существенны. Например, налоговый орган может допустить опечатку в ИНН или неверно указать либо вовсе не указать сведения о дате, номере акта проверки, лицах, проводивших проверку, или о периоде, за который проведена проверка. Такого рода нарушения не являются самостоятельным основанием для отмены решения по камеральной проверке.

Кроме того, по ряду вопросов налогового администрирования существуют различные решения налоговых органов. Так, в отношении внесения изменений ИФНС России в акты и решения налоговой инспекции судьи занимают неоднозначную позицию.

Часть судов приходит к мнению, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу права вносить какие-либо изменения и дополнения в принимаемые акты проверки и решения (Постановления ФАС Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № А55-3313/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2008 г. № А78-6071/07-С3-8/317-Ф02-5344/08). Некоторые же судьи, напротив, полагают, что ИФНС России может внести изменения и в акт проверки, и в решение (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2008 г. № А79-2031/2008, ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2005 г. № А05-24629/04-29).

Как доказать свою правоту

Самым важным является вопрос: что же делать, если вы уверены в своей правоте? Бороться за свои права.

Если ошибки налоговых органов выявлены в акте проверки, возможно подготовить возражения на акт проверки. В возражениях следует отдельно указать на процессуальные нарушения и нарушения материального права налоговыми органами.

Обжалование данного вида решений производится в следующем порядке:

  • апелляционное обжалование;
  • обжалование решения после вступления его в силу.

Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (п. 2 ст. 140 НК РФ):

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Налоговым кодексом РФ (п. 2 ст. 139) прямо не предусмотрено восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, даже если он пропущен по уважительной причине. В связи с этим во избежание споров необходимо, чтобы жалоба фактически поступила в налоговый орган до окончания этого срока.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

Однако налогоплательщику необходимо учитывать, что пени по доначисленным в результате проверки налогам продолжают увеличиваться до тех пор, пока сумма недоимки не будет погашена. Причем независимо от того, вступило решение в силу или нет и было ли приостановлено его действие. В связи с этим актуальным является вопрос добровольного исполнения решения по результатам проверки до рассмотрения апелляционной жалобы. Решать этот вопрос следует с учетом оценки вероятности удовлетворения жалобы и готовности организации уплатить пени.

В жалобе следует указать:

  • налоговый орган, в который подается жалоба;
  • данные о налогоплательщике;
  • позицию налоговой инспекции;
  • позицию налогоплательщика с указанием ссылок на нормы НК РФ, позицию Минфина России, судебную практику.

В заключительной части следует сформулировать, какого решения хочет добиться налогоплательщик. Это может быть отмена акта налогового органа или же изменение решения.

  1. Если ошибка не повлияла негативным образом на права и обязанности организации как налогоплательщика, не повлекла за собой каких-либо негативных последствий для налогоплательщика и была устранена налоговым органом самостоятельно, то оспорить такую ошибку налогоплательщик не сможет.
  2. Налоговому органу целесообразно представить все документы по его запросу. Вместе с тем следует учитывать, что при отсутствии выявленных ошибок при осуществлении камеральной проверки налоговый орган не может истребовать документы и привлечь к ответственности за их непредставление. Однако стоит иметь в виду, что с 2010 г. налоговые органы не могут требовать ранее представленные документы (п. 5 ст. 93 НК РФ).
  3. Если налоговый орган адресовал документы неуполномоченному лицу, то такие действия возможно оспорить.
  4. Не исключена возможность проведения выездной проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной проверки. Оспаривать законность такой проверки нет смысла.
  5. Направление акта только по юридическому адресу при условии, что налоговый орган располагал сведениями о фактическом адресе, может лишить налогоплательщика права представить возражения и объяснения на акт. По данному основанию возможно оспорить акт налоговой проверки.
  6. Если проверку провел неуполномоченный орган, то этот факт возможно оспорить в суде.
  7. Если налоговый орган дважды проверяет начисление одного и того же налога, то это является неправомерным.
  8. Согласно абз. 3 ст. 87 НК РФ запрещено проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сборов) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сборов) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
  9. Добиться отмены итогового решения по выездной проверке, ссылаясь только на нарушение срока проверки, не получится.
  10. Налогоплательщику необходимо учитывать, что пени по доначисленным в результате проверки налогам продолжают увеличиваться до тех пор, пока сумма недоимки не будет погашена.

В заключение отметим, что наличие ошибок в актах налоговой проверки и решениях является козырем в руках налогоплательщика, а значит, стоит обжаловать неправомерные решения.

Определением ВАС РФ от 15 ноября 2012 г. № ВАС-8834/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Определением ВАС РФ от 15 февраля 2008 г. № 1465/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Если фирма обнаружила в уже сданной декларации по налогу на прибыль ошибки или неточности, она обязана внести изменения и представить в инспекцию «уточненку». Но что делать, если прошлая декларация подписана директором, который уже не работает?

Именно такую ситуацию разбирали специалисты ФНС России в письме от 15 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18440. Сразу же оговоримся, что разъяснения давались акционерному обществу. Однако они актуальны и для других организационно-правовых форм.

Сначала специалисты налогового ведомства указали на то, что правильное исчисление налога на прибыль организаций за налоговый период, то есть календарный год,

— обязанность налогоплательщика. Чтобы ее исполнить, организации необходимо использовать информацию из регистров налогового и бухгалтерского учета.

Дело в том, что по пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса налогоплательщики-фирмы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе:

— данных регистров бухгалтерского учета;

— иных документально подтвержденных

Сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним.

В свою очередь пункт 313 Налогового кодекса требует, чтобы фирмы определяли базу по налогу на прибыль по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основе показателей налогового учета, то есть данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Устранение ошибки — еще одна обязанность

Допустим, фирма обнаружила в уже сданной ею в ИФНС декларации ошибки, которые привели к занижению суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет. В этом случае она обязана выполнять ряд действий.

Во-вторых, внести необходимые изменения в налоговую декларацию.

В-третьих, представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Сделать все это нужно и в том случае, если произошла смена директора. Обязательства перед бюджетом данного налогоплательщика никак не связаны с тем, кто именно возглавляет организацию. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) организацию и должностных лиц будет ждать наказание. Причем тут может возникать сразу несколько видов ответственности: административная, налоговая и уголовная.

Административная ответственность

Административная ответственность должностного лица фирмы, совершившего правонарушение в области налогов и сборов, предусмотрена статьями 15.3-15.9 и 15.11 Кодекса об административных правонарушениях.

По статье 15.11 этого Кодекса об административных правонарушениях занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% из-за искажения данных бухгалтерского учета — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за которое должностное лицо фирмы может быть оштрафовано в размере от 2000 до 3000 рублей. Остается разобраться, кому нести ответственность: бывшему директору, который может уже и не иметь отношения к организации, или новому, который декларацию с ошибками не подписывал и по сути не должен нести ответственность за чужие просчеты.

Согласно разъяснениям ФНС России в письме N ЕД-4-3/18440, при обнаружении ошибки в декларации по налогу на прибыль привлечению к административной ответственности подлежит физлицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа акционерного общества на момент подписания и подачи в ИФНС такого налогового отчета. То есть это бывший директор.

Причем следует иметь в виду, что в отношении экс-директора постановление по административным делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено, если со дня совершения им административного правонарушения прошло больше года.

Учтите, что должностные лица и вовсе могут быть освобождены от административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухотчетности (такая возможность в КоАП появилась благодаря Закону от 21 октября 2013 г. N 276-ФЗ). Для этого фирме следует:

— сдать уточненную налоговую декларацию (расчет) и перечислить на ее основании неуплаченные суммы налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса;

— исправить ошибки, в том числе представить пересмотренную бухгалтерскую отчетность, до утверждения бухотчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

От административной следует отличать уголовную ответственность. Она наступает для должностного лица в случаях, когда оно уклоняется от уплаты налогов путем включения в декларацию или документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений. Причем совершенно неважно, занимает ли человек должность, на которой были совершены правонарушения, или нет.

Преступление, совершенное в крупном размере, чревато одним из видов наказаний:

— штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей;

— штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать некоторые должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;

— арестом на срок до шести месяцев;

— лишением свободы на срок до двух лет с отсутствием права занимать некоторые должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 199 УК РФ).

Если то же деяние должностное лицо совершило в группе лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, то оно подлежит одному из следующих наказаний:

— штрафу в размере от 200 000 до 500 000 рублей;

— штрафу в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— привлечению к принудительным работам на срок до пяти лет с лишением права занимать некоторые должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;

— лишение свободы на срок до шести лет с отсутствием права занимать некоторые должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет или без этого (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Крупным размером признается сумма налогов и сборов, которая либо составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей (условие — доля неуплаченных обязательных платежей превышает 10%, подлежащих уплате сумм налогов и сборов), либо превышает 6 000 000 рублей.

Особо крупный размер — это сумма, которая составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей (условие — доля неуплаченных обязательных платежей превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и сборов) либо превышает 30 000 000 рублей.

Уголовная ответственность за неуплату налогов налагается на тех, кто непосредственно подписывал документы и обязан был представить декларации в инспекцию. Следовательно, бывший генеральный директор не сможет избежать привлечения к ответственности, ссылаясь на то, что он больше не имеет отношения к данной организации. Также не предусмотрено освобождения от ответственности в случае ликвидации фирмы.

Таким образом, пока не истек срок давности (по ч. 1 ст. 199 УК РФ — два года с момента совершения преступления, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ — 10 лет), экс-директор организации может быть в любой момент привлечен к ответственности в случае, если следствием будет установлен факт уклонения от уплаты налогов.

Это важно. Бывший директор освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести прошло два года (п. 1 ст. 78 УК РФ).

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, и объектов налогообложения предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса. Для целей этой нормы под таким правонарушением понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Привлечение к налоговой ответственности чревато штрафными санкциями. Если упомянутые деяния совершены в течение одного налогового периода, фирму могут оштрафовать в размере 10 000 рублей. Если они совершены в течение более одного налогового периода, организацию ждут штрафы в размере 30 000 рублей, а когда те же действия повлекли занижение налоговой базы — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Фирму нельзя привлечь к налоговой ответственности, если объект налогообложения занижен не в документах учета, а в налоговой декларации.

Вернемся к ситуации, когда декларация была подписана бывшим директором. Если на основании поданной декларации оказался недоплаченным налог, к ответственности налогоплательщика скорее всего привлекут. Смена руководящего состава не избавит организацию от ее обязательств перед бюджетом.

Комментарий к Федеральному закону от 21.10.2013 N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Не ошибается тот, кто ничего не делает. При обнаружении ошибки в бухгалтерском учете и счетный работник обычно быстренько прикидывает: исправлять свои и чужие расчеты или не брать в голову.

Грубые нарушения в бухгалтерском учете влекут сразу несколько видов санкций: административную, налоговую и, возможно, материальную ответственность в силу наличия у главного бухгалтера или руководителя организации трудового договора с работодателем.

Федеральным законом от 21.10.2013 N 276-ФЗ законодатель уточнил понятие "грубое нарушение" правил бухгалтерского учета и представления отчетности, влекущее применение административной ответственности к должностным лицам в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, установлены основания для освобождения от административной ответственности за подобные нарушения.
Комментарий поможет бухгалтеру проанализировать цену вопроса и сроки, на которые можно ориентироваться, откладывая в долгий ящик.
Кроме того, разберемся с тем, кто будет отвечать за это безобразие - руководитель или главный бухгалтер. Впрочем, может все сложиться так, что отвечать никому не придется.

Материальная ответственность главбуха и руководителя

В соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 243) материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 разъяснено следующее. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований , дающих право на привлечение этих лиц к такой ответственности, он может нести ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка (то есть в порядке, установленном ст. 241 ТК РФ для всех работников).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случае причинения им ущерба в результате административного проступка (о котором мы поговорим ниже), если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Пленум Верховного Суда РФ комментирует эту норму следующим образом (п. 12 Постановления N 52).

Работник может быть привлечен к полной материальной ответственности , в том числе если:

  • по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания;
  • работник был освобожден от административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с его малозначительностью (при этом факт совершения правонарушения и его состав установлены).

В случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности работника не привлекают ни к административной, ни к полной материальной ответственности по основаниям, установленным п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Но работодатель вправе требовать от этого работника возмещения ущерба в полном размере по иным основаниям. Если иных оснований нет, то работника можно привлечь только к ограниченной материальной ответственности (в пределах его среднего месячного заработка).

Заметим, что прописанная в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему конкретная материальная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения сторон этого договора от материальной ответственности (ст. 232 ТК РФ).

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, это должностное лицо возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством (ст. 277 ТК РФ).

Если главбух или руководитель организации на момент совершения административного проступка находятся на испытательном сроке, то возложение на них полной материальной ответственности не исключается. Ведь в период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов (ст. 70 ТК РФ).

Согласно ГК РФ (п. 3 ст. 53) лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Отдельные вопросы возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица, рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62.

В нем (п. 10), в частности, разъяснено, что в случаях, когда соответствующее требование о возмещении убытков предъявлено самим юридическим лицом, срок исковой давности исчисляется не с момента нарушения, а с момента, когда юридическое лицо, например в лице нового директора, получило реальную возможность узнать о нарушении.

В п. 4 Постановления N 62 указано, что в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого юридическим лицом убытки могут быть взысканы с директора. Однако директор вправе оспаривать обвинения, если представит доказательства того, что квалификация действий (бездействия) юридического лица в качестве правонарушения на момент их совершения не являлась очевидной, в том числе по причине отсутствия единообразия в применении законодательства налоговыми, таможенными и иными органами.

Административный проступок

Возвращаясь к административному проступку, зафиксированному уполномоченными госорганами и влекущему полную материальную ответственность, рассмотрим "бухгалтерскую" статью КоАП РФ.

Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц.

Комментируемым Законом N 276-ФЗ в эту статью с 1 ноября 2013 г. внесены существенные изменения. Сравним старую и новую редакции ст. 15.11 КоАП РФ, которые мы свели в таблицу.

Статья 15.11 КоАП РФ

Старая редакция

Новая редакция

на должностных лиц

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Примечание:

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%

Примечания:

1. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета ;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке

Старая формулировка о том, что административное наказание полагается за любое искажение (как в большую, так и в меньшую сторону) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, заменена на новую. Теперь административным правонарушением считается только занижение сумм начисленных налогов и сборов по причине бухгалтерских ошибок.

Следует иметь в виду, что некоторые налоги взаимосвязаны между собой. К примеру, занижение суммы налога на имущество, который непосредственно увязан с бухгалтерской остаточной стоимостью основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ), немедленно повлечет за собой завышение налога на прибыль, поскольку налог на имущество списывается на прочие расходы в налоговом учете (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). И наоборот, завышение налога на имущество приводит к занижению налога на прибыль.

А еще, учитывая, что речь идет о налоговых ошибках, нельзя обойти ст. 81 НК РФ. Согласно ей при занижении начисленной суммы налога налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, а при завышении налога он не обязан, но вправе поправить расчеты с бюджетом в свою пользу.

В части признания грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета искажения любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% требования ст. 15.11 КоАП не изменились.

Основная идея, побудившая законодателя "взяться за перо", - это несправедливость применения кары за административный проступок без предоставления нарушителю шанса исправиться. При налоговом правонарушении, обусловленном бухгалтерскими ошибками, налоговые санкции могут быть предупреждены налогоплательщиком путем своевременного исправления своего недочета.

Теперь аналогичный шанс и, что самое интересное, по тем же налоговым правилам предоставлен и должностным лицам, которым угрожает административное наказание. Правда, налоговые правила применяются, если ошибки в бухгалтерском учете повлекли искажение сумм налогов. А для исправления "чисто бухгалтерских" ошибок применяются правила для сдачи бухотчетности.

Исправление налогово-бухгалтерских ошибок . Если вследствие искажения данных бухгалтерского учета были занижены налоги и сборы, то для освобождения от ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ необходимо представить "уточненку" и доплатить на основании нее неуплаченные суммы налогов и сборов, а также соответствующие пени. При этом применяются правила, установленные п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ.

Допустим, ошибка выявлена по истечении срока подачи налогового расчета и срока уплаты налога. В этом случае нужно подсуетиться (подать уточненный расчет, заплатить налог и пени) до того момента, когда ошибку обнаружит налоговый орган или будет назначена налоговая проверка по данному налогу за данный период.

На самом деле указанные меры налогоплательщик и раньше принимал, чтобы избежать налоговой ответственности. А с 1 ноября 2013 г. эти меры будут вдвойне эффективны, поскольку избавят от штрафа не только организацию, но и ее должностных лиц.

Исправление бухгалтерских ошибок . Ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ можно избежать, если внести исправления в бухгалтерскую отчетность до ее утверждения в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Заметим, что сроки утверждения и соответствующий уполномоченный орган юридического лица устанавливаются соответствующим законом. Например, срок утверждения бухгалтерской отчетности акционерного общества установлен Законом об акционерных обществах, бухгалтерской отчетности ООО - Законом об ООО.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ определить не так-то просто. Если имеется нарушение налогового законодательства (искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%), то этот срок равен одному году (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Челябинского областного суда от 27.08.2012 по делу N 4а12-652).

Длящимся нарушением такой административный проступок не считается, поэтому год отсчитывается от момента его совершения, а не обнаружения (Постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N 49-АД12-1, Письмо ФНС России от 15.10.2013 N ЕД-4-3/18440@).

Когда наступает момент совершения нарушения - вопрос тоже спорный. Верховный суд Удмуртской Республики (Решение от 28.05.2012 по делу N 12-61), к примеру, считает, что годичный срок давности по такой категории дел начинает течь с момента наступления срока подачи налоговой декларации. Причем судьи в данном случае рассматривали искажения по разным налогам с разными сроками подачи налоговой декларации (по налогу на прибыль и НДС).

Дата вступления в силу внесенных Законом N 276-ФЗ поправок в КоАП РФ - 1 ноября 2013 г. Они смягчают ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. А в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Период для "уточненки"

При принятии решения о составлении уточненной налоговой декларации всегда возникает вопрос: за какой период нужно исправлять данные?

Разъяснения по этому поводу представлены, в частности, в Письме Минфина России от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299. В нем рассмотрен частный случай: организация получила документы, подтверждающие расходы, в налоговом периоде, следующем за отчетным, после представления налоговой декларации по налогу на прибыль.

Минфин России подчеркнул, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При этом перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения) , относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, производится в двух случаях (п. 1 ст. 54 НК РФ):

  • невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
  • допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (в этом случае у налогоплательщика есть право и нет обязанности осуществлять перерасчет налоговой базы за прошлый период).

Налоговики на местах могут не согласиться с позицией Минфина России, поскольку их руководство говорит, что повод для перерасчета налога текущим периодом только один: невозможно определить период совершения ошибки (искажения) (Письма ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-3/13421, УФНС России по г. Москве от 26.03.2010 N 16-15/031541@).

Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет именно об ошибках. Но ситуация с запоздалым получением первичных учетных документов в НК РФ не регламентируется. В результате Минфин России обращается к правилам бухгалтерского учета - к ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".

В перечне причин появления ошибок в бухгалтерском учете (п. 2 ПБУ 22/2010) запоздалое получение подтверждающих документов тоже не значится. Зато черным по белому написано: не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Эту цитату в Письме N 03-03-06/1/43299 и заодно такую же в похожем Письме от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40 Минфин России приводит без комментария. Однако, исходя из тематики этих Писем (исправление налоговых ошибок), можно заключить, что для исправления искажений в налоговом учете из-за просрочки получения подтверждающей "первички" Минфин России предлагает использовать бухгалтерский прием: новые записи производятся в текущем периоде, а точнее в периоде получения новой информации.

В связи с отсутствием единообразия в толковании положений ст. 54 НК РФ официальными органами и "белых пятен" в НК РФ на предмет запоздалого получения первичных учетных документов представляется целесообразным выбранный налогоплательщиком вариант (период отражения исправлений в налоговом учете) закрепить в учетной политике.

Два наказания за бухгалтерские ошибки

При наличии бухгалтерских ошибок есть вероятность назначения сразу двух штрафов: одного - должностному лицу, второго - организации как налогоплательщику.

В соответствии со ст. 120 НК РФ грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенные в течение одного налогового периода, влекут наложение штрафа в размере 10 000 руб., а совершенные в течение более одного налогового периода - 30 000 руб. Те же деяния, повлекшие занижение налоговой базы , влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Грубым нарушением считаются отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

До 2014 г. эти санкции налагались только на налогоплательщика-организацию, а с 1 января 2014 г. (ст. 120 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) - на любое лицо, которое проверяющие сочтут субъектом этого правонарушения.

Должностных лиц вряд ли будут привлекать к ответственности по этой статье. В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 разъяснено, что субъектами ответственности, установленной ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, являются должностные лица организаций. В силу гл. 15, 16 (включая ст. 120 НК РФ) и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, поэтому привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Налоговых агентов тоже вряд ли будут привлекать, поскольку их налоговые обязанности ограничены, а наказание за невыполнение этих обязанностей предусмотрено ст. 123 НК РФ. В противном случае придется разграничивать правонарушения, предусмотренные ст. ст. 120 и 123 НК РФ, как это имеет место в связи с недостаточным разграничением составов налоговых правонарушений по ст. ст. 120 и 122 НК РФ. При наличии такой неопределенности для ст. ст. 120 и 122 НК РФ Конституционный Суд РФ (Определение от 18.01.2001 N 6-О) запрещает применять налоговые санкции одновременно по обоим основаниям.