Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как определяется налоговая база по транспортному налогу? Налоговый словарь — Н Определяется налоговая

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспорта (в лошадиных силах) на основании данных регистрации транспортного средства. Но иногда при расчете налоговой базы действуют и другие правила. Подробнее об этом и некоторых других вопросах, связанных с расчетом транспортного налога, вы узнаете из этой статьи.

Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета

Данный налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется транспорт (ст. 357 НК РФ).

Предприятия рассчитывают данный налог и причитающиеся авансовые платежи по нему самостоятельно. Физлицам сумму налога необходимо оплатить по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.

Основные принципы расчета и уплаты налога:

  • налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
  • авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
  • предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
  • предприятия в отношении транспортного средства с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн (зарегистрированного в реестре) исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ);
  • итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Мнение налоговиков о применении повышающих коэффициентов узнайте .

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база транспортного налога в 2017-2018 годах рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ, раздел V Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Вид транспортного средства (ТС)

Налоговая база для расчета транспортного налога

Источник информации о налоговой базе

Комментарии

ТС, имеющие двигатели

Мощность двигателя(Nд) в лошадиных силах (л. с.)

Показатель для расчета:

  • определяется исходя из техдокументации;
  • отражается в регистрационных документах

Если Nд или Nдс указан в кВт, необходимо перевести этот показатель в л. с. по формуле:

Nд (л. с.) = Nд (кВт) × К,

где К = 1,35962 - переводной коэффициент из кВт в л. с.

Результат вычислений округляется с точностью до 2 знаков после запятой

Водные ТС

Мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным ТС (Nдс)

Водные, несамоходные (буксируемые) ТС, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах (р. т.)

Мерительное свидетельство судна, выдаваемое органами технадзора

Показатель устанавливается путем обмера внутреннего объема судна

1 р. т. = 100 куб. футов = 2,83 м 3

Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (кгс)

Паспорт воздушного ТС

В ст. 361 НК РФ для самолетов, имеющих реактивные двигатели, установлена ставка налога 20 руб. за каждый кгс - перевод в л. с. для определения налога не требуется

Иные водные и воздушные ТС, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость

ЕТС (единица транспортного средства)

К подобным ТС относятся:

  • плавучая землечерпательная техника;
  • плавучие краны;
  • дебаркадеры;
  • иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения

Если данные о мощности двигателя (валовой вместимости) отсутствуют, в расчете могут быть использованы (п. 22 Методических указаний, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177):

  • предоставленное налогоплательщиком экспертное заключение;
  • результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

В каких еще ситуациях может понадобиться экспертиза, расскажут сообщения и материалы:

  • ;
  • .

Объект и ставка по налогу

Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.

Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:

  • категория единицы транспорта;
  • мощность двигателя;
  • валовая вместимость;
  • срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.

Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Обратите внимание: существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.

Подробнее об этом читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога» .

Итоги

Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств - это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов - из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя.

Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.

При определении налоговой базы учитывается доход, полученный Клиентом от операций, осуществленных Брокером в интересах Клиента в рамках брокерского договора. К таким операциям относятся:

  1. купля-продажа ЦБ, обращающихся на ОРЦБ;
  2. купля-продажа ЦБ, не обращающихся на ОРЦБ;
  3. купля-продажа ПФИ, обращающихся на ОРЦБ;
  4. купля-продажа ПФИ, не обращающихся на ОРЦБ;
  5. операции РЕПО;
  6. операции, связанные с открытием (закрытием) коротких позиций.

Определение налоговой базы происходит совокупно по всем субпозициям Клиента. Операции, совершаемые с использованием денежных средств и ценных бумаг с одной субпозиции, учитываются в составе общего объема операций при определении налоговой базы, и суммы налога, подлежащие удержанию, списываются безотносительно субпозиций.

Финансовый результат по операциям, указанным в пунктах 1-6 выше, определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов.

Финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных в подпунктах 1–6. Общая налоговая база определяется с учетом сальдирования финансовых результатов по видам операций (см. раздел «Как зачесть убытки? »).

При реализации ценных бумаг расходы в виде стоимости приобретения ценных бумаг признаются по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ЦБ и ПФИ определены в статье 214.1 НК РФ.

  • доходы от купли-продажи ЦБ, полученные в налоговом периоде включая доходы, полученные в виде процента (купона, дисконта);
  • доходы от реализации ПФИ, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам;
  • доходы в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ЦБ, ПФИ;
  • доходы по операциям РЕПО;
  • доходы по операциям, связанным с открытием/закрытием коротких позиций.
  • денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые):
    • эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;
    • в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг.
  • суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями срочных сделок;
  • оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;
  • расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг;
  • биржевой сбор (комиссия);
  • оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;
  • суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;
  • суммы документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ЦБ в собственность на безвозмездной основе либо с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования, с которых был исчислен и уплачен налог;
  • другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ЦБ, ПФИ, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

Обратите внимание: При продаже ЦБ, номинированных в иностранной валюте налогооблагаемая база рассчитывается в рублях (п.5 ст.210 НК РФ). Сумма дохода в валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату получения дохода (поступления денежных средств в валюте на счет Клиента). Полученная сумма уменьшается на расходы на приобретение тех же ценных бумаг (в соответствии с методом ФИФО), которые также пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату возникновения расходов (списания денежных средств валюте со счета Клиента).

Таким образом, увеличение (уменьшение) курсовой стоимости валюты, в которой получены доходы (произведены расходы), за период с момента приобретения ценных бумаг до момента их продажи, могут привести к увеличению (уменьшению) налогооблагаемой базы по этим ценным бумагам.

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, определены в статье 214.3 НК РФ. Сделка РЕПО состоит из двух частей - первая и вторая часть (прямая и обратная часть). Для целей налогообложения сделок РЕПО учитывается фактическая цена реализации (приобретения) ценной бумаги как по первой части РЕПО, так и по второй части РЕПО независимо от рыночной (расчетной) цены таких ценных бумаг.

Для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО признается:

  • доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной;
  • расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной.

Для покупателя по первой части РЕПО разница между ценой реализации ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО признается:

  • доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной;
  • расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной.

Налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО. Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, - для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза - для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения ограничений, указанных в предыдущем абзаце.

Если величина расходов, принимаемых для целей налогообложения, превышает величину доходов, указанных в настоящем пункте, налоговая база по операциям РЕПО в соответствующем налоговом периоде признается равной нулю.

Сумма превышения расходов, указанных выше, над доходами признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.

Под открытием короткой позиции по ценным бумагам (далее - короткая позиция), являющимся объектом операции РЕПО и находящимся у покупателя по первой части РЕПО, понимается реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО (ст. 214.3 НК РФ).

Обратите внимание: в случае если Клиент продает ценные бумаги, предоставленные брокером в заем, в течение торговой сессии и в течение этой же торговой сессии покупает их и возвращает брокеру, вследствие чего не заключается обратная сделка Спец. РЕПО по итогам дня, такая операция не считается открытием короткой позиции в понимании НК РФ. Указанные сделки включаются в налогооблагаемую базу операций с ЦБ в соответствии со статьей 214.1 НК РФ и попадают в расчет ФИФО.

Открытие короткой позиции осуществляется при условии отсутствия ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска) в собственности у покупателя по первой части РЕПО, реализация которых не приведет к открытию указанной короткой позиции.

Закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения (получения в собственность по основаниям, отличным от операции РЕПО, договора займа ценными бумагами) ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция.

Закрытие короткой позиции осуществляется до момента приобретения ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), покупателем по первой части РЕПО, последующее (немедленное) отчуждение которых не приведет к открытию короткой позиции. В случае, если в течение одного дня одновременно осуществлялись сделки по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг, закрытие короткой позиции происходит по итогам этого дня только в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг. В первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой (метод ФИФО).

Налоговая база по операциям, связанным с открытием короткой позиции, определяется в следующем порядке:

Доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются на дату закрытия короткой позиции.

Финансовый результат (независимо от результата) по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, учитывается при определении налоговой базы по следующим операциям:

  • с ЦБ, обращающимися на ОРЦБ;
  • с ЦБ, не обращающимися на ОРЦБ.

Возникновение материальной выгоды

Материальная выгода возникает в случае приобретения Клиентом ЦБ или ПФИ, обращающихся на ОРЦБ, по цене ниже, чем рыночная цена данных ЦБ или ПФИ с учетом предельной границы колебаний этой цены.

Налоговая база по материальной выгоде рассчитывается отдельно от налоговой базы по операциям с ЦБ и ПФИ (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ) и определяется как сумма превышения рыночной цены ЦБ или ПФИ с учетом предельной границы колебаний этой цены над ценой приобретения данных ЦБ или ПФИ.

Налоговая база по материальной выгоде рассчитывается Брокером и учитывается в расходах на приобретение соответствующих ЦБ или ПФИ при расчете налоговой базы по операциям с ЦБ или ПФИ.

Обращаем внимание, что представленная информация носит исключительно справочный характер, и не должна расцениваться в качестве анализа и/или консультации относительно порядка налогообложения. Указанный порядок рекомендуем уточнять у налоговых консультантов.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Абзацы 4 - 7 утратили силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли , установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрациююридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель , назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

    Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;

    Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

    Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

    проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

    производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

    осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

    анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Прежде чем платить какой-то налог, гражданин, или же предприниматель исчисляет соответствующую базу. Все свои действия он должен производить в строгом соответствии с законодательством.

Конкретная ставка налога на прибыль, между тем, может отличаться от общеустановленной в 20%, если законом предусмотрен отличный от стандартного порядок начисления сборов. Примеры бизнесов, в отношении которых могут применяться иные налоговые режимы, несмотря на то, что они работают в рамках общей системы - это коммерческие банки, страховые фирмы, НПФ, а также трейдинговые организации, ведущие работу с ценными бумагами.

База и внереализационные доходы

Налоговая база в рамках общей системы начисления сборов может зависеть от так называемых внереализационных доходов. К таковым причисляется выручка, которая не связана с выпуском товаров и последующей их продажей (или перепродажей), а также предоставлением услуг.

Главная особенность таких доходов - налогоплательщики могут сами формировать учетную политику относительно них. Кроме того, в 250-й статьей НК РФ есть перечень доходов, которые можно не учитывать в процессе определения налоговой базы на прибыль. В ней же, а также в 249-й, в свою очередь, есть список источников выручки, которые можно классифицировать как те, что формируют внереализационные доходы. Однако, как отмечают эксперты, он не исчерпывающий.

База при методе начисления

Есть несколько распространенных подходов, в процессе которых исчисляется налоговая база по выручке. Один из таковых - метод начисления. Главный критерий, влияющий на то, как формируется в данном случае налоговая база - налоговый период. При методе начисления доходы фиксируется в том периоде, когда совершены сделки - даже если поступление денежных средств (или ценностей в натуральной форме) на расчетные счета предприятия или в кассу не было по каким-либо причинам обеспечено.

Таким образом, с точки зрения НК РФ, если выручка фирмой оформлена (права на владение товаром переданы покупателю или клиенту), то, вне зависимости от того, поступили средства на счет компании или нет, она подлежит включению в налоговую базу за расчетный период.

Одним из возможных критериев, позволяющих фиксировать факт передачи имущественных прав, может выступать подписание соответствующих актов приемки.

Если речь идет об услугах, то доход от их предоставления признается начисленным по факту потребления клиентом соответствующих сервисов.

База при кассовом методе

Это другой подход, посредством которого определяется, если предприниматель исчисляет налог на прибыль, налоговая база. Он называется "кассовый метод". Дата получения дохода в этом случае фиксируется, как правило, после того, как денежные средства от покупателя или клиента приходят на расчетный счет компании или в кассу.

Главная особенность кассового метода зключается в том, что применять его могут не все организации. Основной "ценз" здесь - чтобы выручка была не более 1 млн. рублей за один квартал в среднем. Если она будет больше, то налогоплательщик обязуется, в соответствии с нормами НК РФ, показывать доход по методу начисления.

А как же авансы? Многие фирмы продают товары и оказывают услуги при обязательной предоплате. Приравниваются ли авансовые платежи к выручке, которая должна становиться составной частью базы для исчисления налога на прибыль? Одно из Информационных писем Президиума Высшего арбитражного суда гласит, что предварительная оплата за товары или услуги считается доходом, если налогоплательщик применяет метод начисления (или если он имеет право использовать только его). При кассовом формате учета доходов, несмотря на то что средства уже на счету, фиксировать выручку (которая затем станет основой налоговой базы) нельзя. Экспертами объясняется это тем, что фактически имущественные права еще не переданы покупателю или клиенту.

База и документы

На основе каких документов подтверждается выручка. которая ложится в основу исчисления налоговой базы? К таковым, как правило, относят:

  • первичную документацию (включая бухгалтерскую);
  • регистры, относящиеся к налоговому учету;

Использование бумаг первого типа регулируется ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с данным правовым актом, все типы хозяйственных операций в компании должны сопровождаться подписанием документов, относящихся к так называемому "оправдательному типу". Практически все они наделены способностью выполнять функции "первичных", на основе которых, в свою очередь, строится весь бухучет.

Регистры налогового учета, как сказано в 314-й статье НК РФ, представляют собой документы, отражающие данные, которые классифицированы по нормам, изложенным в 25-й главе Кодекса. Конкретные формы регистров, о которых идет речь, а также то, как в них должны вноситься данные, налогоплательщик определяет самостоятельно.

Фактор убытка при общей системе налогообложения

Налоговый Кодекс дозволяет российским плательщикам сборов уменьшать соответствующую базу на величину убытков, которые получены в предыдущих отчетных периодах. Но не более, чем на 30%. Вместе с тем, остаток по убытку может быть перенесен на последующие налоговые периоды. Но более, чем 10 кряду. Самое главное - иметь документальные подтверждения того, что убытки имели место для каждого из отдельных периодов.

Есть некоторые ограничения на применение такого рода льготы. Нельзя, в частности, использовать право на зачет убытков, полученных в ходе деятельности, облагаемой налогами в общем режиме при переходе на режим единого сельскохозяйственного сбора, равно как и наоборот.

Рассмотрим примеры практических расчетов, где используется налоговая база. В числе сфер, в которых соответствующие сборы в казну собираются наиболее активно - купля-продажа недвижимости и бизнес. В первом случае плательщиками на регулярной основе уплачивается налог на имущество, налоговая база которого формируется под воздействием сразу нескольких факторов. Если речь идет о бизнесе - чаще всего предприниматели имеют дело со сборами, отражающими прибыль.

Правило, схожее с тем, с которым мы сейчас познакомились, действует также и в одном из режимов УСН - когда налоговая база формируется, исходя из разницы между доходами и расходами, а сам сбор при этом составляет 15% от получившейся суммы.