Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Инвестировать в образование. Монетизация знаний. Как инвестировать в сервисы онлайн-образования. Вложение денег на рынке Forex

Утверждения о том, что являются лучшим вложением в себя, давно не новость. Однако до недавнего времени они оставались во многом спорными и не подтвержденными системным анализом. Тем более что уровень обучения в российских вузах значительно упал. К примеру, авторитетное агентство Times Higher Education, оценивая мировые ВУЗы, не включило в рейтинг качества обучения ни один из российских

Однако проведенные исследования немецких специалистов подтвердили необходимость инвестиций в систему образования в цифрах. А уровень вложений отечественных компаний в процесс обучения в России и тематические научные исследования позволяет утверждать, что в России не так все запущено, как видится в первом приближении. Но обо всем по порядку

Обнадеживающие результаты немецких исследователей

Инвестиции в образование себя неизбежно оправдывают. Именно это утверждение стало результатом десятилетней работы немецкого агентства HIS. Оно дало ответы на несколько важных вопросов: оправдываются ли расходы на учебу, способствует ли диплом успешной карьере и в какие сроки. Были исследованы достижения около пяти тысяч немцев, окончивших ВУЗ в 2000-2001 годах

Срез производился трижды: через год после выпуска, через пять и десять. Абсолютное большинство (89%) добилось впечатляющих успехов, только 1% не смог реализоваться по специальности. Причем ни кризис, ни экономические спады на процесс не повлияли. Обычно первый год является определяющим в поиске работы и старта карьеры. Через 10 лет человек становится авторитетным специалистом и, в большинстве случаев, руководителем

Конечно, имеются определенные трудности – треть молодежи в первые годы довольствуются временными договорами найма и дополнительными подработками. В приоритете медицинские и инженерные специальности, остальным тяжелее. Однако инвестиции в образование себя полностью оправдывают, причем студенты заранее готовы к первоначальным трудностям

Как и везде в мире, немецкие компании с удовольствием принимают молодых специалистов с богатым опытом, что является парадоксом. Именно поэтому большинство немецких студентов совмещают обучение с практикой, чтобы к моменту окончания ВУЗа иметь достаточный опыт. Здесь тоже необходима активность и обширный круг знакомств, которые облегчают карьерный старт

Нужны ли в России инвестиции в образование?

Вопрос риторический и задается только с целью проявить проблему. Считается, что отечественная наука в глубоком упадке, а университеты влачат жалкое существование. Однако это неправда. Оказывается, по уровню финансирования наши ВУЗы находятся всего на 11 месте. Правда, это отнюдь не забота государства и вкладываются не бюджетные деньги. Это объем суммы, которую в расчете на одного ученого вкладывает в эту сферу бизнес

Необходимость инвестиций в образование и исследования бизнес понял давно. Поэтому большинство крупных компаний сами оплачивают обучение будущих специалистов, научные разработки и исследования. Данный показатель на сегодня составляет порядка $36,5 тысяч на университетского ученого. Для сравнения, от России отстают и Германия , и Израиль , и Гонконг

Первое места уверенно удерживают Южная Корея (почти $98 тысяч), Сингапур ($84,5) и Голландия ($72,8). Причем такая синергия науки и бизнеса принесла свои плоды: разработки на основе стволовых клеток, плазменные экраны, интернет-разработки, МР3 и т.д. Россия несколько отстает в этом отношении, причем большую часть помощи получают ведущие ВУЗы. Но помощь регулярно растет, достигая уже процента от ВВП

Естественно, инвестиции в образование должны быть сегодня в приоритете. В особенности это касается IT-технологий, электроники, машиностроительной, химической и других отраслей. Подготовка данных специалистов иногда отстает на десятилетия от реальной ситуации, многим приходится переучиваться заново

Как бизнес развивает инвестиции в образование

Все высокотехнологические компании имеют в бюджетах соответствующую статью расходов. Владельцы понимают, что без развития соответствующего научного и кадрового потенциала они могут начать терять деньги. На развитие различных молодежных программ, поддержку фондов и т.п. ежегодно тратятся миллионы долларов. Заключаются договора с ВУЗами, набираются студенты на новые специальности, назначаются именные стипендиаты, поддерживаются конкурсы

Таким образом, компания не только обеспечивается кадрами, повышает квалификацию специалистов, но и формирует лояльное к себе отношение. В конечном итоге инвестиции в образование окупаются достаточно быстро. Разумеется, предпочтение отдается техническим факультетам, которые обеспечивают, помимо учебных, реальными результатами в виде разработанных программ, исследований, материалов.

Разговоры про нехватку средств в региональных и муниципальных бюджетах на развитие системы образования давно стали общим местом. Некоторые регионы, которые побогаче, строят больше школ и комплектуют их самым необходимым, но в целом по стране ситуация довольно печальная. Сказался и экономический кризис 2014-2015 годов, усугубляли дело «майские указы», когда регионы сокращали капитальные затраты (расходы на строительство и покупку оборудования) в пользу оплаты труда.

Ярослав Кузьминов,
ректор НИУ ВШЭ

Сейчас, когда экономика перешла к росту, необходимо подумать о новых моделях финансирования образовательной инфраструктуры. Механизмы, которые помогут регионам облегчить бремя расходов, разработаны. Настало время их активного внедрения. О чем идет речь?

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования» предложено несколько моделей государственно-частного партнерства, с помощью которых можно избавиться от второй смены, справиться с проблемой создания новых школьных мест и новой школьной инфраструктуры. При этом мы говорим не только о строительстве новых школ, но и о капитальном ремонте старых школьных зданий, близком к реконструкции.

Первая модель - «инфраструктурная ипотека». Ее предлагал министр экономического развития Максим Орешкин для строительства инфраструктурных объектов, и, по нашему мнению, она прекрасно подходит для школ. В ее основе – распределение бюджетных расходов на строительство образовательных объектов на более долгий срок, скажем, вместо двух лет - на семь. На старте государство (в нашем случае – регион) потратит меньше, а потом последовательно, в течение определенного срока, будет выплачивать оставшуюся часть девелоперу.

Интерес к такой модели уже есть, и сейчас эксперты ВШЭ совместно с Минфином и Минэкономразвития работают над ее расчетами. Однако, на мой взгляд, гораздо интереснее две другие модели, пока нетрадиционные для системы образования в России.

Вторая модель предусматривает расширенные обязательства инвестора. Она подойдет для любой крупной компании, как, например, «Яндекс» или «Просвещение», которая заинтересована в инвестициях в образовательные ресурсы и сервисы. Компания не просто строит школу, но и берет на себя обязательства, наряду со строительством и реновацией, вложиться в дизайн, в повышение квалификации учителей, в оснащение школы новыми цифровыми ресурсами - электронными учебниками и игровыми симуляторами. Речь идет о комплексном образовательном продукте и сервисе.

Наконец, третья модель - это концессия. Она используется в здравоохранении и в некоторых несоциальных секторах. Сейчас в России есть порядка десятка крупных проектов, когда инвестор вкладывается в образование - строит школу на свои средства и затем ее развивает. Это, как правило, экспериментальная школа, рассчитанная, прежде всего, на друзей и знакомых, для узкого круга избранных, поскольку предприниматель действует без государственной поддержки.

Есть десятки предпринимателей, готовых инвестировать деньги в школы полного цикла и потом развивать их, применяя передовые подходы к управлению. Это будет бесплатная школа, где может учиться каждый, но в ней появятся новые технологии и современная материально-техническая база, которые в дополнение или взамен уже имеющихся государственных механизмов предложит частный инвестор. Положительные примеры таких инвестиций в образовательные учреждения уже есть в Москве, Татарстане, ХМАО.

Готовность инвестировать в развитие школ сегодня велика и у семей, и у бизнеса. Но в случае с привлечением ресурсов семей есть определенные ограничения из-за проблемы социального неравенства. Мы не должны допускать увеличения вклада семей, а значит, - расслоения в общем образовании. А вот задействовать средства бизнеса необходимо, тем более что предприниматели готовы к этому не только ради получения прибыли, но и в силу желания отдать часть ресурсов на общее дело. Развитие школы - это именно общее дело, она формирует человеческий потенциал страны на десятилетия вперед.

Предлагаю перейти к широкой дискуссии с региональными властями и бизнесом о предлагаемых моделях. Ведь именно инвестиции в образовательную инфраструктуру и образовательную среду без преувеличения можно назвать инвестициями в будущее.

Высокооплачиваемая работа является одной из составляющих благополучной жизни. Но для того, чтобы ее получить, сложно обойтись без должного образования.

Если не брать в учет социальный аспект образования, а сосредоточиться только на экономическом, любое образование можно рассматривать как классическую инвестицию. В качестве дохода здесь выступает дополнительный заработок, получаемый специалистом.

Под расходами стоит понимать не только стоимость обучения, но и упущенный заработок за период обучения. Однако расчеты специалистов показывают, что отказ от дохода на период получения образования не только полностью окупается, но и приносит реальные выгоды в виде более высокого заработка.

Исследования показывают, что уровень доходов находится в тесной корреляции с уровнем образования. По данным ЮНЕСКО, уровень доходов на 60% зависим от образования. В этой связи можно выделить ряд трендов:

  • более образованные работники зарабатывают больше, чем менее образованные (хотя сила этой тенденции в России в последние годы снижается вследствие дефицита квалифицированных рабочих);
  • заработок увеличивается с опытом специалиста и его возрастом;
  • однако, чем выше образование, тем в более позднем возрасте достигается предельный заработок.

Получается, что образование – долгосрочная инвестиция с длительным периодом окупаемости.

Рассмотрим насколько выгодным для специалиста может быть получение образование по следующим программам:

  • высшее (послевузовская подготовка, второе высшее) образование;
  • курсы иностранного языка.

Высшее (второе высшее) образование

Согласно проводимым исследованиям, при инвестировании в высшее образование до 25 лет, зарплата к 45 годам будет выше как минимум в 2.7 раза, максимум – в 8 раз. Рентабельность инвестиций составляет в среднем – 7% в год. Дополнительное образование дает приблизительно такие же результаты рентабельности — 7-10%.

Для получения должного эффекта достаточно важно выбрать «правильное» образовательное направление. Вспомнить хотя бы, наблюдаемый в последние годы массовый выпуск юристов и экономистов. Результатом стал переизбыток таких специалистов на рынке, предложение превысило спрос, что сдерживало рост зарплат.

Ряд образовательных программ может принести 100%-ную окупаемость вложений уже в первые годы работы. Сегодня в списке таковых можно выделить программистов (средняя зарплата в 2013 г. от 60 тыс. руб.), специалистов по IT- технологиям (с зарплатой от 50 тыс. руб), замыкают список лидеров веб-программисты и квалифицированные юристы (от 40 тыс.руб.).

В каком вузе получать образование? Вопрос достаточно сложный, здесь за основу необходимо брать комплекс факторов (сложность поступления, наличие нужной специальности и пр.). Согласно рейтингу РА «Эксперт», сегодня среди работодателей наибольшим спросом пользуются: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МФТИ и МИФИ.

Стоит отметить, что окупаемость вложений в российское образование более длительная, чем, например, в Европе. Так как уровень зарплат более низкий, чем в развитых странах, а образование – одно из самых дорогих в мире. Эксперты банка HSBC поставили Россию по данному критерию на 9 место, год обучения в вузе здесь стоит в среднем около 3.13 тыс. долл.

MBA

На сегодняшний день во многих сферах ажиотаж на MBA среди работодателей прошел. Дело в том, что наличие МВА не всегда гарантирует необходимые знания и навыки у работника.

Многие работодатели также отдают предпочтение зарубежным бизнес-школам, т.к. российское образование отличается излишним увлечением теоретическими аспектами ведения бизнеса и недостаточно места уделяет практике.

Тем не менее, по оценкам представителей рекрутинговых агентств, наличие MBA на 25-30% повышает оклад сотрудника. При этом зарплата топ-менеджеров за 2 года после окончания курса в среднем выросла в 1.5 раза. Наиболее востребованным сегодня является степень МВА в госуправлении, банковско-инвестиционной сфере, HR.

Согласно статистике, до 39% всех выпускников удалось продвинутся по карьерной лестнице за 2-5 лет. Для рядовых специалистов данные более внушительные – МВА помог карьере 76% учеников (данные Superjob).

Стоимость российских программ МВА существенно варьируется. На рынке MBA можно выделить три основных сегмента

  • Верхний ценовой сегмент – в пределах 550-750 тыс. руб. за 1.5-2 года обучения.
  • Cредний ценовой сегмент обойдется в 390 – 550 тыс. руб.
  • В нижнем ценовом сегменте стоимость обучения не превышает 390 тыс. руб.

В среднем курс МВА обходится в 600 тыс. руб. в год. Возьмем среднюю зарплату топ-менеджера (например, финансового директора или директора по маркетингу) в размере 100 тыс. руб. и предположим ее среднестатистический рост через 2 года после МВА в 1.5 раза. Несмотря на упущенную выгоду за 2 года обучения в 2.4 млн руб. получается, что МВА не только окупится через 3 года, но и принесет дополнительный доход в 1.2 млн руб.

Курсы иностранных языков

Владение иностранными языками сегодня является одним из главных конкурентных преимуществ на рынке труда. Без знания хотя бы одного иностранного языка сегодня закрыт доступ на многие перспективные должности, особенно в крупных западных компаниях.

Ввиду глобализации экономики, знание языков становится таким же базовым навыком, как и умение работать на компьютере. Кадровые агентства даже рекомендуют соискателям присылать резюме на двух языках – русском и английском.

Сегодня до 50% вакансий требует языковых навыков. Конечно, часто бывает, что такие знания работодатель указывает «для галочки», т.к. сотруднику не придется их использовать в процессе работы. Тем не менее, собеседование без языка он не пройдет.

Вдобавок к этому, без знания языка сотруднику будут недоступны престижные стажировки или МВА.

Какие языки наиболее востребованы? Конечно, на первом месте идет английский, далее следуют немецкий или французский. В пятерке наиболее востребованных языков также испанский и итальянский. Требуемый уровень владения языком зависит от должности, чаще всего требуются уровни уровне Intermediate или Pre-Intermediate.

Языки особенно значимы сегодня для менеджерских позиций и секретарей. Применимо к сферам это – фармацевтика, торговля, логистика, финансы и пр.

Разница в оплате труда специалиста со знанием и без знания языка может составлять от 200 до 1500 долл. и зависит от уровня владения языком. По данным рекрутинговой компании «Амплуа-Брокер», разница в стартовых зарплатах составляет:

  • для секретарей – 400 долл. (без языка) – 600 долл. (с языком);
  • для менеджеров по продажам – 400 — 800 долл.;
  • для производственных менеджеров – 1000 – 1500 долл.;
  • для руководителей отдела продаж/директоров по маркетингу – 1000 – 2000 долл.

Таким образом, если специалист вложит в такие курсы 600 долл. (в среднем по Москве), они окупятся за 1-3 месяца. Это при условии, что сотрудник уже владел базовым уровнем знания языка – для того, чтобы с нуля дорасти до Intermediate потребуется около 2.5 тыс. долл.

В заключение стоит отметить, что инвестиции в образование сопряжены и с определенными рисками неокупаемости и даже отрицательной доходности. Любое образование – не является гарантией успеха на рынке труда. Здесь также имеет значение насколько эффективно сам человек распорядился полученным «образовательным капиталом».

    Образование, подтвержденное наличием у молодого специалиста диплома известного ВУЗа, а также (по возможности) сертификатами о дополнительном повышении квалификации, практически гарантированно открывает ему двери в большинство если не крупных, то средних и вполне стабильных компаний в выбранной сфере. Наличие высшего образования существенно увеличивает шанс занять хорошую должность, поскольку для менеджеров среднего и тем более высшего звена наличие образования является строго обязательным.

  • Инвестиции в обучение кадров. Крупные компании за рубежом давно практикуют этот вид вложений, «примечая» талантливых студентов и оплачивая им обучение в обмен на дальнейшее трудоустройство в свой штат. Такой подход дает отличные результаты, поскольку в течение всего срока обучения студент усваивает материал и оттачивает навыки именно в той форме, в которой они потребуются ему для дальнейшей работы. В итоге - компания получает молодого специалиста, уже знакомого с нюансами своей будущей работы и готового приступить к ней. Инвестиции в обучение молодых кадров достигают нескольких десятков тысяч долларов на человека. Так, в Южной Корее эта цифра колеблется на уровне 90-95 тысяч долларов, в Голландии - на уровне 70 тысяч долларов. И это действительно дает заметные результаты - ведущие разработки в области медицины, физики, высоких технологий принадлежат университетам и крупным компаниям, которые вложили средства в обучение молодых талантов. В России ситуация пока не настолько радужна - уровень и актуальность знаний, которые даются студентам в российских ВУЗах, на несколько порядков отстают от требуемых, отчего молодым специалистам при поступлении на работу приходится переучиваться или в спешке «подтягивать» свои знания уже на месте. Многие российские предприятия уже начинают понимать необходимость инвестиций в обучение кадров - ведь без развития кадрового потенциала недалеко и до ухудшения положения на рынке. На развитие молодежных обучающих программ, поддержку кадров, выдачу грантов тратится все больше средств. Многие предприятия регулярно организуют для своих сотрудников обучающие семинары, заключают договора с институтами и университетами, поддерживают конкурсы среди молодых талантов и назначают специальные стипендии самым успешным студентам. Это позволяет не просто обеспечить компанию специально подготовленными кадрами, но и сформировать более лояльное отношение к компании в глазах общества.

Цели и задачи инвестирования в образование

Основная задача инвестиций в образование - в долгосрочной перспективе получить инструмент для повышения дохода, неважно, будет ли это вложение в собственное обучение, обучение детей или повышение квалификации кадров.

Риски инвестирования в образование

Основной риск при инвестировании в образование заключается в том, что полученные знания и навыки могут попросту не пригодиться. Причем это относится, главным образом, к самообразованию или обучению детей. Что касается вложений в обучение молодых кадров, то здесь рисков практически не бывает, поскольку студент подписывает с компанией договор, подтверждающий, что по завершении обучения он поступит на работу именно в эту компанию. Таким образом, фирма практически гарантирует себе зачисление в штат еще одного специалиста.

Результат инвестирования в образование

При инвестировании в собственное образование или образование детей результатом, в первую очередь, становится более уверенное социальное положение. Человек с высшим образованием в глазах общества занимает более высокую позицию и может претендовать на более широкий круг должностей. Как правило, от наличия образования, квалификации и опыта напрямую зависит уровень заработной платы. Следовательно, улучшается и благосостояние - и вложения, ранее сделанные в образование, окупаются в несколько раз.