Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что такое моральный долг. БАД: библиотечно активные добавки: Моральный долг. Моральный долг человека — понятие оспоримое

У каждого человека, как члена общества и члена коллективных отношений, есть определенный долг. Ведь именно долг связывает человека с обществом и другими людьми.

Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности . По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях - если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги - и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.

Общественный и моральный долг

Зачастую в понятии долга различают две стороны - моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека - на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.

Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это - индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им - предъявлять самому себе такое требование.

Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом - он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.

Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Совесть

Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль .

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

Выражение "моральный долг" можно найти не только в литературе, но и услышать в устных беседах современных людей. За этим немного пафосным словосочетанием таится сложная этическая конструкция, которая уже много лет является предметом изучения таких наук, как философия и этика.

Понятие морального долга

В.И. Даль в своём словаре определяет понятие долга, как "всё должное, что надлежит исполнить, его обязанность Богу, государству и семье". Мораль же - некая система взглядов, представлений и правил, которые выражаются в поступках и поведении людей, регулируют их отношения друг к другу, государству и обществу. Её формируют и поддерживают личные убеждения, воспитание в семье, общественное мнение и традиции. Таким образом, моральный долг человека - это сформированное на основе нравственных требований личное побуждение поступить тем или иным образом в конкретной ситуации.

Вопрос долгов и обязательств всегда был актуален для общества. Эта его востребованность нашла отражение в фольклоре, самом надёжном хранилище народной памяти:

  • Долг платежом красен.
  • Не всё должно, что можно.
  • Долг не плачет, не ревёт, а спать не даёт.

В общем смысле нравственные обязательства можно разделить следующим образом:

  • Социальный моральный долг - воинский, патриотический, служебный или профессиональный (врачебный, долг судьи, юриста и пр.).
  • Личные обязательства - сыновние, родительские, супружеские, дружеские.

Сущность и элементы

Существует несколько различных типов мировоззрения, каждое из которых по-разному отвечает на вопрос, что такое моральный долг:

  • Социоцентризм - нравственные обязательства распространяются только на членов определённой группы или класса, к которым принадлежит носитель долга.
  • Антропоцентризм - нравственные обязанности должны исполняться только перед людьми. В центре этой концепции находится человек и его потребности.
  • Биоцентризм - при выполнении моральных предписаний следует оберегать всё живое (животные, растения и пр.).

Долгое время антропоцентризм доминировал в мире, но в последние годы отношение к нему всё больше негативное. Времена, когда нравственность оправдывала любые поступки человека по отношению к другим живым существам, проходят.

Философия выделяет следующие элементы морального долга:

1. Объективная сторона - совокупность предписаний, которым должен следовать человек, исходя из того, какое место в социуме он занимает.

2. Субъективная сторона - осознание человеком тех требований, которые предъявляется к нему общество, коллектив или группа, применительно, как к исполнителю. Этот элемент морального долга полностью зависит от индивидуальных черт.

Соотношение морали и нравственности

Моральный долг также часто именуют "нравственным", превращая их в синонимы. Но смысл у этих понятий разный. В частности, мораль - это сложившаяся исторически в пределах страны или группы система взглядов, убеждений, жизненных принципов, оценок, находящих выражение в поступках людей, регулирующих отношения друг к другу, социуму, государству. В рамках этого термина существуют такие понятия, как "добро", "зло", "благородство", "стыд", "совесть".

С другой стороны, под нравственностью подразумевают личные взгляды и представления человека, сформировавшиеся в результате условий общества, воспитания. Эта часть духовной составляющей подвержена изменениям в течение жизни, постепенному или быстрому из-за резких перемен.

Очевидно, что понятия не соотносятся между собой. Мораль "принадлежит" обществу, а "нравственность" - человеку. Как правило, смысловое наполнение их совпадает полностью или в большей части, но нередки и конфликты.

Проблема реализация морального долга

Моральный долг имеет несколько ступеней выраженности у различных людей, то есть разный уровень индивидуального развития:

  1. Исполнение предписаний из-за опасений осуждения обществом, классом или конкретной группой. Такие люди живут по принципу "поступай, как долг велит -иначе греха не оберёшься".
  2. Выполнение морального долга, чтобы заслужить признание, похвалу и награды.
  3. Понимание обязательств, как тяжёлой, но важной и нужной обязанности человека.
  4. Необходимость следования моральному долгу - это внутренняя потребность человека, без которой он ощущает дискомфорт и не может в полной мере испытывать счастье.

Нравственный долг и обязанности человека перед законом и обществом часто противоречат друг другу, что вызывает лишнюю напряжённость и конфликты. Например, мораль требует гуманности и следования принципу "не убий", но исполняя воинский долг необходимо убивать врагов. Нравственность осуждает поклонение "золотому тельцу", но современные реалии призывают все силы отдавать поиску денег, экономным и выгодным расходам.

Права и обязательства людей в обществе

В рамках общества каждый человек является личностью, которая обладает разумом, свободной волей и, соответственно, может обладать и реализовывать права и обязанности. Последние индивидууму предоставляет не только закон, но и породивший его социум (моральные права). Таким образом, реализовывая моральный долг, человек прибегает к одному из своих прав или исполняет какую-либо обязанность.

Права человека - это правомочие, позволение действовать в ситуации, а не выгода или привилегия. Их наличие ставит человека в особое, более защищённое положение.

Теоретическая наука делит права физических лиц на следующие группы:

  1. Индивидуальные неотъемлемые права человека, как личности. Они неотчуждаемы и не зависят от гражданства. К личным правам, традиционно, относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность (личную, жилища, частной жизни), национальное и религиозное самоопределение, свободу передвижения и определения места жительства. Они составляют основу статуса человека в обществе.
  2. Приобретённые (гражданские) права человека. В свою очередь эта категория делится на 2 вида:
  • Политические свободы - право на участие в управление государством, свобода мысли, слова, информации (сбор, хранение, доступ, получение), собраний, создания объединений.
  • Социально-экономические права и свободы составляют "материальную" сторону жизни общества и государства. К ним относится право на собственность, свободный равный труд и отдых, предпринимательскую деятельность, на защиту семьи, образование, социальное обеспечение и благоприятную экологию.

Вышеперечисленные права неразрывно связаны с обязанностями одной и той же личности, которая является их субъектом. И те, и другие обретают свою основу, содержание, нерушимую силу в естественном законе. Который дарует человеку права, либо налагает на него соответствующие обязанности.

Понятие морального выбора личности

Обращаясь к термину "моральный выбор человека" подразумевают акт самоопределения человека в отношении следующих целей:

  1. Определение системы ценностей, моральных ориентаций и норм, придающих смысл нравственной деятельности человека, определяющих его "цель жизни".
  2. Подбор вариантов действий в конкретной ситуации (постановка нравственной цели, принятие решения о цели и средствах её достижения, практическое исполнение морального решения и получение результата).

Моральный выбор человека - это существенная черта любого аспекта деятельности, в которой ситуация предполагает несколько возможностей и может быть разрешена только выбором одной из них. Он совершается исключительно по внутреннему убеждению, а не по чьему-либо указанию, и несовместим со стремлением избежать ответственности за свои поступки. Наличие принуждения, ссылка на традицию или обычай "обнуляет" выбор, так как он перестаёт быть свободным.

Понятие стыда и совести

Выясняя, что такое моральный долг, на бытовом уровне можно столкнуться с такими категориями как "честь", "достоинство", "стыд" и "совесть". Под последним, как правило, понимают способность осуществлять нравственный самоконтроль, собственную оценку событий и личных поступков с позиции соответствия нравственности и морали. То есть совесть - это рациональная способность судить самого себя. И расхожее выражение -"у тебя совести нет", означает отсутствие нравственного контроля в отношении своих поступков.

Стыд - это импульсивная эмоциональная реакция человека на реальное или мнимое несоответствие поступков, мыслей или намерений распространённым нормам морали или правилам поведения. Он выражается в недовольстве, самообвинении (осуждении). Человек может испытывать стыд не только при оценке своих действий, но и при наблюдении за поведением других лиц. Это естественная реакция на отсутствие нравственного самоконтроля (совести).

Следовательно, понятия совести и стыда тесно связаны, так как второе является следствием отсутствия первого. И оба эти явления функционируют при выполнении морального долга.

Кроме того, существует термин "честь" - вариация совести в героической направленности.

Понятие и виды моральной ответственности

Следуя какому-либо нравственному обязательству человек делает осознанный выбор, которые предполагает не только независимость поступков, но и осознание ответственности, которая может последовать за его действиями.

Моральная ответственность - это выражение способности человека осознавать и принимать последствия своих поступков и поведения, быть готовым принимать противодействие, осуждение других людей и общества в целом. Её разделяют на следующие виды:

1. Личная. Ответственность перед самим собой. Часто проявляется в сомнениях, страхах (опасениях) и в беспокойстве. Человек также может испытывать чувство стыда.

2. Ответственность перед другими людьми. Причём, под последними могут понимать небольшую группу, класс или общество в целом.

3. Ответственность перед миром. Этот вид проявляется, если человек полагает свои действия особо важными, влияющими на состояние мира в целом, истории или массовых общественных настроений. Например, готовность к моральной ответственность перед миром выражают историки, проводящие ключевые исследования, врачи и фармацевты, исследующие новые препараты.

Принявший решение человек проходит несколько стадий ответственность за свои действия: личное осознание последствий, получение оценки окружающих, наступление результата и реакция третьих лиц на него. Всё это тем или иным образом отражается на эмоциональном состоянии личности.

Что такое долг? Весь мир потрясла трагедия Армении - землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главное: сократить число жертв.

Яркий пример - случившееся спустя год после Армении землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать... Должны были...

А еще раньше был Чернобыль - величайшая в истории авария... Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, контролировать, заботиться о безопасности и т. д. Должны были...

Вы, возможно, подумали, что примеры приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы сразу обострить ваше внимание.

Давайте теперь присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни.

Вот знакомые купили цветной телевизор - радость для всей семьи. Долго собирали деньги, волновались, выбирали и наконец стали счастливыми обладателями современной техники. Однако радость была недолгой: вскоре телевизор запылал, как костер, едва квартиру не спалил.

А бывает, горят дома, гибнут люди... Но ведь тот, кто произвел этот телевизор, должен был, обязан был сделать его хорошо, надежно... Должен быть...

Друг поклялся всегда быть рядом - и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть...

Случайно разбил в лаборатории прибор, но не признался, соврал да еще пытался свалить вину на другого - сподличал.

А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен...

Пишет анонимщик гнусный донос на невинного человека, рассчитывает, что на освободившееся место назначат его. А ведь должен честно заслужить свое продвижение по службе... Должен...

Выросли дети, живут своей жизнью - все вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают - так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них... Должны...

Примеры можно продолжать. Однако вы, конечно, поняли, что речь идет о долге, и даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем вам сопоставить ваши личные мысли с мыслями тех, кто специально занимается вопросами морали.

Люди верующие считают долг «искрой Божьей», которая вместе с разумом и голосом совести дана людям от Бога. Есть ученые, которые, как бы продолжая линию религии, утверждают, что моральный долг является для человека врожденным законом или общественным инстинктом, сходным с инстинктами животных. Атеисты спорят с этими утверждениями, доказывая, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории.

Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением. Давайте подумает о сути, о главном.

Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Вступая в отношения с окружающими, с обществом, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности - это во-первых, а во-вторых, ответственность, т. е. столь же объективную необходимость эти обязанности постоянно выполнять. Ну, например, вы ученик. Есть у вас обязанности? Несомненно, сами знаете. Другой пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм, не мусорить и т. д. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина, Земля. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е. хотим мы или не хотим, но непременно должны выполнять свои обязанности). Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвел товарища - можешь остаться вообще без друзей; скверная, халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т.д.

Долг общественный н долг моральный . Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять (или, как говорят ученые, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, в отношении к друзьям, окружающим людям, природе, а также по отношению к самому себе. Чтобы общество и отдельный человек могли жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей - должен, и все тут! Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем - и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить ее, найти четкий ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг?

Предлагаем вновь обратиться к примерам. Одним из первых российских фермеров был Николай Сивков («Архангельский мужик», как назвали свой фильм о нем сценарист А. Стреляный и режиссер М. Голдовская). Огромное мужество понадобилось этому человеку, чтобы преодолеть сопротивление местных бюрократов. Не убоялся, выстоял. Почему?

А почему не побоялись все те, кто боролся против тоталитарной системы? Мы теперь знаем, сколько мужества, здоровья, а порой и жизней потребовала от них борьба. Вот и давайте подумаем вместе: можно ли утверждать, что люди лишь честно исполняли свой общественный долг? Мог же Сивков ограничиться честной работой в колхозе, а не брать на себя одного целую ферму? И не знал бы всех тех мучений, что выпали на его долю. И с общественным долгом было бы все в порядке. Мог же академик А. Д. Сахаров - выдающийся физик - ничем, кроме физики, не заниматься. И это тоже было бы вполне достойным исполнением общественного долга. Но он стал заступаться за несправедливо обиженных людей, бороться за права человека в нашей стране. Его оскорбляли, преследовали, потом сослали на семь лет, но он не сдался, не отступил. Общественный долг? И да и нет. Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек сознательно предъявляет моральные требования самому себе. Заметьте: не кто-то другой (начальник, окружение и т. д.), а именно сам к себе. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Осознавая его, человек действует по внутреннему побуждению, мужественно, смело, стойко. Вот из всего этого и состоит моральный долг.

Если вы сравните долг общественный и долг моральный, то заметите, что они взаимосвязаны. И все-таки между ними есть разница. Если общественный долг есть совокупность общественных обязанностей человека, то моральный долг не сводится к выполнению обязанностей. Когда человек сознательно предъявляет требования самому себе, он действует добровольно, по внутреннему нравственному побуждению, из искреннего стремления сделать людям добро.

Вместе с тем не следует упрощенно толковать моральный долг как всегда непротиворечивое согласие с внутренним побуждением. В человеке часто борются между собой разные мотивы и склонности.

Философы утверждают, что высшее проявление морального долга как раз и состоит в умении преодолевать противоречие между своими желаниями и долгом. Нередко бывает, что выполнить долг трудно, а может быть, и опасно и человеку хотелось бы уклониться от его выполнения, но он преодолевает себя, свою слабость, лень, трусость, и тогда моральная ценность выполненного долга становится значительно выше.

Следовательно, для выполнения морального долга человеку нужно, во-первых, действовать осознанно, добровольно, во-вторых, иметь мужество преодолеть себя, смело идти к цели. Осознание морального долга помогает достигнуть такого состояния души, когда долг не тягостен и дисциплина слагается сама собой. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает стойкость человеку, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. Вы, конечно же, знаете таких людей, видели, слышали, читали о них. Назовите их имена, объясните, почему вы считаете их людьми высокого морального долга.

Совесть . Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?

Существует, и даже двойной: внешний - контроль общества (общественного мнения) и внутренний - самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим.

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак - великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, конечно же понимая, что ничего уже не сможет изменить в их судьбе?

Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же с вами способны лишь предполагать, строить гипотезы, высказывать личное мнение.

Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором Дома сирот. Со своими многочисленными обязанностями, судя по всему, он справлялся прекрасно. Иначе говоря, свой общественный (педагогический) долг он исполнял честно. Но вот для детей наступил особый день: их последний урок в этой жизни - урок национальной ненависти, урок невиданной жестокости. Преподали его фашисты, не щадившие даже детей.

Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для морального человека способ действия.

Но возможны разные пути сопротивления злу. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым сберег бы жизни других детей. Однако Корчак избирает свой путь: он идет на самопожертвование, чтобы в трагический час быть моральной опорой для несчастных сирот, примером нравственной стойкости. Таков был личный путь борьбы Януша Корчака со злом во имя добра.

Почему же он выбрал именно этот путь? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, говорило ему, что не потом, а именно сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть, детям нужна его поддержка - единственно близкого человека. И не смог он оставить своих воспитанников одних, даже во имя будущей победы, даже осознавая их и свою обреченность.

На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. Но было бы несправедливо утверждать, что любовь исключает другие высокие чувства. Напротив, хорошо известно, что она связана, например, с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь.

Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, конечно, не сомневаемся, что Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть? Иначе говоря, считаем ли мы самопожертвование общественным долгом учителя? Нет, конечно, это противоречит гуманистической морали. Никто не вправе требовать от учителя отдать жизнь. Поэтому мы можем утверждать, что поступок Януша Корчака нельзя считать его общественным долгом. Как же быть?

Ну а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? Тогда все меняется, хотя и обстоит значительно сложнее. Когда речь идет о моральном долге, в этом случае все решает только сам человек - лично, один на один с самим собой, глубоко в душе своей, по глубокому личному убеждению, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем, как это сделал Корчак. Он нашел единственно приемлемый для себя вариант поведения - идти на казнь вместе с детьми.

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно критикует себя, дает оценку своим поступкам. Короче, совесть - это личное глубокое осознание своего долга и ответственности, т. е. внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Интересно, что во многих европейских языках слово «совесть» означает «совместное знание». В русском языке оно имеет такой же смысл и происходит от слов «со» (т. е. совместно) и «весть» (т. е. ведать - знать). Значит, совесть - это сознание, совместное знание. Совместно с кем? Наверное, с другими людьми. А верующие полагают, что совместно с Богом.

Совесть, сознание.долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и (а иногда и прежде всего) на уровне глубоко личностного чувства. Человек может даже и не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Значит, совесть - это не только сознание, но и, может быть, прежде всего сочувствие, со своим глубоким внутренним чувством, со скрытыми душевными ощущениями. Руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т. е. не совершил ничего плохого, злого, выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести - что тогда ждет его? Постарайтесь сами ответить на этот вопрос.

И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут раскрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что она результат долгого развития человеческого опыта. Впрочем, так ли уж это важно? Важно, что она есть.

    Основные понятия

  • Мораль, совесть.

    Термины

  • Моральный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Как вы думаете, какие общие черты могут характеризовать таких людей?
  2. Докажите, что свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора. Кто или что помогает нам сделать выбор? Почему моральный выбор и свобода выбора взаимосвязаны? Приведите конкретный пример.
  3. Как вы понимаете смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «больная совесть», «нечистая совесть», «спокойная совесть»?
  4. Известно, что совесть свидетельствует о морали человека, его духовной глубине. Объясните почему.

Задания

  1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д...» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен... Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
  2. Вы уже знаете, что долг - это обязанность, помноженная на ответственность. Подумайте, что такое формализм, формальное понимание долга. Дайте свою оценку этому явлению.
  3. Знаменитый русский писатель В. И. Даль в своем словаре так охарактеризовал совесть: нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

    Как вы думаете, почему писатель приводит такое сложное определение? Постарайтесь разъяснить, как вы понимаете смысл каждой фразы. Укажите ключевые слова в этом определении. Что хотелось бы вам самим добавить к определению совести?

  4. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

    Раскройте смысл этих слов. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чем может быть причина страха? А в каких случаях совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?

  5. Есть философы (например, представители древней знаменитой школы тейквондо - корейского карате), которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота (внутренняя и внешняя) и чистая совесть. Объясните, как вы понимаете, что такое чистая совесть. Почему она так высоко оценивается философами и почему ее ставят рядом с красотой?
  6. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите ваше мнение. Постарайтесь его обосновать.
  7. Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Попробуйте раскрыть смысл изречения.
  8. Великий индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясните почему.

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Долг - понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

  • Обязанность.

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

  • Благодарность.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

  • Осознанное желание.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

  1. Осознание.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Прежде всего, следует:

  1. Распознать ситуацию и прояснить ее.
  2. Составить все варианты морального выбора.
  3. Проверить каждый выбор, задав три вопроса:
  • «Законно ли это действие?».
  • «Правильно ли это действие?».
  • «Принесет ли пользу другим людям это действие?».

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

  • «Как отразится на мне это действие?».
  • «Как я себя почувствую, если не совершу это действие?».

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Как гордо звучит заявление: «Я буду поступать по совести!»… Если бы не она, то человечество ожидало бы ужасные последствия, а так мир держится на поступках хороших людей.

Заключение

С одной стороны, совесть как внутренний регулятор проверяет действия человека и выступает в качестве главного основания для выполнения морального долга. С другой - между долгом и совестью может произойти конфликт, так как иной раз интересы самого человека не совпадают с общественными интересами. Понять, кто прав - долг или совесть, можно лишь с учетом всех обстоятельств и в зависимости от правильной личной интерпретации слова «долг».

Моральные ценности носят императивный характер и обязательны к исполнению. Императивность морали находит выражение в понятии «долг».

Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а самопринуждения . Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходимость совершать какие-либо действия. Долг является проявлением необходимости, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказаться от собственного выбора. Долг несёт в себе нравственное начало только в том случае, когда его выполнение является добровольным делом . Нравственный долг – сознательное и свободное подчинение требованиям морального поведения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала, чем наши собственные интересы.

Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно моральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной, профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) – это бескорыстное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например, между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловеческой моралью.)

Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом обществе существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению). Оно гласило: «око за око, зуб за зуб». Талион действовал только применительно к другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной ответственности.

В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Средневековая христианская этика рассматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нравственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Иисуса Христа.

И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармонию между людьми.


Человек, исполняя долг

– выполняет его требования без внешнего принуждения;

– относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;

– убеждён в правильности требований;

– выполняет долг бескорыстно.

Моральный долг человека предполагает:

– содействовать благу других людей;

– противостоять злу;

– добродетельность;

– не допускать в себе порочности.

Моральный долг – это осознание необходимости того, что предписывается моральным идеалом. Как пишут А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением. Мораль представляет собой систему взаимных обязанностей.Моральным долгом в отношениях с другими людьми является такое отношение, при котором человек является только целью и никогда средством . Это утверждение является одной из формулировок категорического императива И. Канта. Моральный долг выражается в бескорыстном, доброжелательном отношении друг к другу. Категорический императив должен действовать при любых условиях. Он основан на чистой воле, не затронутой чувствами. Долг суров и требует от человека спокойного и последовательного служения.

Моральный долг перед самим собой состоит в том, чтобы никогда не становиться средством в чужих руках , не соглашаться на кабальные отношения, попытаться быть счастливым. Человек не должен забывать о своём счастье, это позволит лучше выполнять нравственный долг перед другими людьми.

Контрольные вопросы

1. Является ли чувство долга результатом воздействия идеологии, воспитания? Ответ аргументируйте.

2. Можно ли долг рассматривать как результат самодисциплины?

3. Санкции морального долга носят идеальный характер, обращены к сознательной, свободной личности. Согласны ли вы с этим утверждением?

4. Почему этику Канта называют этикой долга?

Стыд

Стыд является переживанием своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей. Стыд характеризует зависимость человека от мнений окружающих людей. Человек может испытывать стыд даже в тех случаях, когда убеждён в своей нравственной правоте. Проявляя свои негативные качества, человек подвергается осуждению со стороны других людей, сердится на себя самого. Маркс, характеризуя такое состояние человека, писал: «Стыд – это гнев, обращенный внутрь».

В стыде мы понимаем важность связи с другими людьми, переживаем, как трудно быть не принятыми. Стыд – это наши реальные действия, которые предстают перед глазами других людей. Человек испытывает стыд в следующих ситуациях:

– когда осознаёт своё несоответствие ценностям, господствующим в обществе (ценности успешности, морального достатка, культуры, образованности и т. п.);

– будучи не в состоянии воспроизвести существующие в обществе стандарты поведения: ничего не понимать в Интернет и т. п.;

– в случае вмешательства других людей во внутреннюю, интимную жизнь;

– когда не способен проявить качества (смелость, честность и т. п.), необходимые в конкретной ситуации.

Ложный стыд возникает, когда человек чувствует своё несоответствие перед лицом аморальных требований (например, человек стыдится неумения проявлять агрессивность).

Контрольные вопросы

1. Может ли человек испытывать стыд из страха быть отвергнутым?

2. Может ли человек испытывать стыд от неспособности следовать стандартам моды?

3. В чём нравственное значение стыда?