Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

В каких случаях возникает обязанность платить транспортный налог. Транспортный налог О прекращении уплаты транспортного налога

Вопрос:

Когда прекращается обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога?

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Минфин России в письме от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123 разъяснил, с какого момента прекращается обязанность плательщика по уплате транспортного налога. В письме сделан вывод, что взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно ст. 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Статьей 362 Кодекса установлено, что в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Отдел по работе

с налогоплательщиками и СМИ

УФНС России по Орловской области

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу прекращения уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Согласно статье 362 Кодекса исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Учитывая вышеизложенное, уплата транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах.

Согласно статье 373 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

При организации бухгалтерского учета основных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, в соответствии с которым активы принимаются в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01, и подлежат в соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 списанию с бухгалтерского учета при их выбытии.

Следовательно, основные средства подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в установленном выше порядке.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В.РАЗГУЛИН

Комментарий эксперта

О прекращении уплаты транспортного налога

Многие фирмы оказывались в ситуации, когда, не имея денег для погашения долгов, приходилось расставаться с имуществом. Данное имущество изымают судебные приставы-исполнители для последующей реализации на торгах и погашения задолженности. Зачастую имуществом, которое изымается, являются автомобили организации.

В связи с этим у бухгалтеров возникают вопросы, относительно уплаты транспортного налога. Ведь транспорт все еще числится в органах ГИБДД, но фактически пользоваться им компания не может.

По данному вопросу в финансовом ведомстве достаточно давно сложилась твердое мнение, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования. Другими словами, пока автомобиль не снят с учета, его владелец обязан платить налог. При этом не имеет значения исправно ли данное транспортное средство, существует ли оно фактически или же только на бумаге. Подобная точка зрения находит свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2012 № 03-05-06-04/09, а также в комментируемом документе. Аналогичного мнения придерживаются и в ФНС России (письмо от 27.01.2012 № БС-3-11/241).

Что говорят судьи

В судебной практике большая часть споров по данному вопросу решалась не в пользу организаций. При этом довод, что обязанность по уплате транспортного налога отсутствует по причине изъятия органами следствия, не принят во внимание Конституционным Судом РФ. Об этом сказано в Определении от 29.09.2011 № 1267-О-О.

В практике также встречаются споры с налоговыми органами, в которых главным аргументом организации было утверждение, что фактически фирма автомобилем больше не владеет. Но данные доводы судьи проигнорировали и заняли сторону инспекторов.

Среди прочих судебных решений есть одно, в котором арбитры поддержали компанию. Они сделали следующий вывод: поскольку объектом обложения по налогу являются именно транспортные средства, то факт их регистрации при отсутствии самого объекта налогообложения не может повлечь за собой обязанности по уплате транспортного налога (постановление Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009).

Однако Президиум ВАС РФ поставил точку в этом вопросе. Высшие арбитры признали правоту контролирующих органов и постановили, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает ее от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Объяснили судьи свою позицию просто: в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Таким образом, не сняв автомобиль с регистрации, компаниям придется платить за него. Обращение в суд положительного результата, скорее всего, не принесет.

Эксперт "НА" Д.А. Начаркин

Ответ:

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 декабря 2014 г. N 03-05-06-04/66762

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Кодекса).

Кроме того, пунктом 1 статьи 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3 статьи 362 Кодекса).

Следовательно, взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах .

Списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, за исключением случаев, когда у налогоплательщика не было объективной возможности осуществить соответствующие действия по снятию транспортного средства с учета.

Судебная коллегия отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Компания указывала на наличие объективного препятствия для исключения воздушного судна из реестра воздушных судов, поскольку совершение данных действий невозможно без представления акта списания гражданского воздушного судна, составляемого по результатам осмотра, дефектации, разбора и его утилизации.

Между тем до момента завершения расследования уголовного дела по факту данного авиационного происшествия Отделом по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проведение налогоплательщиком всех поименованных действий не представлялось возможным.

Налоговый орган и суды проигнорировали указанное обстоятельство, придав решающее значение лишь наличию факта государственной регистрации судна, как единственного условия для возникновения обязанности по уплате транспортного налога, без учета указанных обстоятельств объективного характера.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609.

Нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика

Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужили выводы инспекции о том, что общество при исчислении транспортного налога не включило в налоговую базу незарегистрированные, но фактически эксплуатируемые транспортные средства.

Признав, что неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет исключения данных транспортных средств из числа объектов налогообложения по транспортному налогу, суды, между тем, исходили из того, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика. Вместе с тем инспекция доказательств недобросовестного поведения общества с целью уклонения от уплаты транспортного налога не представила. При рассмотрении спора суды учли незначительный период времени с момента приобретения транспортных средств до их постановки на учет.

Признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Соответственно, с момента госрегистрации автомобиля в органах ГИБДД организация признается плательщиком транспортного налога.

Контролирующие органы в своих разъяснениях не раз обращали внимание налогоплательщиков на то, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от , а не от его фактического наличия или использования. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета ТС в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона ТС либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (см., напр., Письма Минфина России от 12 мая 2015 г. N 03-05-06-04/27048, от 24 января 2012 г. N 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241 и т.д.).

Таким образом, в общем случае до тех пор, пока на организацию зарегистрирован автомобиль, в отношении данного ТС она признается плательщиком транспортного налога со всеми, что называется, вытекающими. В этом случае придется уплатить налог и представлять отчетность в ИФНС по общим правилам.

"База" в угоне

Однако из данного правила есть исключение, которое в принципе мы уже назвали. Речь идет о ситуации, когда автомобиль, зарегистрированный на фирму, угнали. Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 Кодекса прямо предусмотрено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако все не так просто. В соответствии с данной нормой для прекращения начисления транспортного налога необходимо, чтобы факт угона был документально подтвержден уполномоченным на то органом.

В силу п. 17.4 Методических рекомендаций по применению гл. 28 Кодекса в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт его кражи (возврата). Таковой выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Минфин России в Письме от 9 августа 2013 г. N 03-05-04-04/32382 разъяснил, что взимание налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон. Документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

В то же время чиновники отметили, что помимо названной справки факт угона также может быть подтвержден и справкой о возбуждении уголовного дела. И если месяц, в котором автомобиль был угнан, по тем или иным причинам определить невозможно, то взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело.

Пример 1. В феврале 2015 г. у ООО "Ромашка" был угнан автомобиль. Данный факт подтвержден справкой органа МВД. В июне 2015 г. автомобиль был найден и возвращен обществу.
Поскольку при исчислении транспортного налога месяц угона и месяц возврата ТС включаются в период его нахождения у налогоплательщика, то транспортный налог за 2015 г. должен быть рассчитан с учетом коэффициента, равного 0,75 (9 мес. : 12 мес.).

Необходимо учитывать, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска. При этом если период поисков, что на практике, увы, встречается довольно часто, растягивается на несколько лет, то факт нахождения автомобиля в розыске нужно подтверждать ежегодно, вплоть до снятия угнанного транспортного средства с учета.

В этой связи представляется целесообразным снять "пропавший" автомобиль с регистрационного учета, чтобы у налоговиков не возникало "лишних" вопросов. Такая возможность предусмотрена п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.

Пример 2. Справка, выданная органом МВД, подтверждает, что в феврале 2015 г. у ООО "Гвоздика" был угнан автомобиль. Предположим, что до конца года данное ТС так и не будет найдено. В этом случае транспортный налог уплачивается за 2015 г. с коэффициентом 0,1667 (2 мес. : 12 мес.).

Обратите внимание! Для целей прекращения взимания транспортного налога необходимо представить в налоговый орган справку, которая подтверждает факт угона. То есть, к примеру, копии заявления, поданного в МВД о том, что ТС украдено, в подобных ситуациях недостаточно. Ведь такое заявление носит односторонний характер и непосредственно факт угона не подтверждает (см., напр., Постановления ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-6557/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 31 октября 2011 г. N А15-2503/2010 и т.д.).

Отметим также, что в налоговый орган может быть представлен как подлинник справки об угоне, так и ее копия. Отличие в том, что, получив копию, налоговики направят запрос в орган, который выдал эту справку, чтобы убедиться, что факт угона действительно имеет место быть (см. Письмо от 13 мая 2015 г. N БС-3-11/1919@).

Закрытый перечень

До недавнего времени перечень случаев, когда налогоплательщик мог "сэкономить" на транспортном налоге в отношении зарегистрированного на него ТС, ограничивался лишь тремя ситуациями (см., напр., Письмо ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241):

  • в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах;
  • на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • при возникновении права на налоговую льготу.

Минфин России в Письме от 6 мая 2015 г. N 03-05-06-04/26019 также указал, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога Кодексом не предусмотрено. При этом чиновники отметили, что в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Симметричные "корректировки"

В то же время судебная практика не ограничивается лишь буквальным толкованием норм гл. 28 Кодекса.

Дело в том, что, как мы уже сказали, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, являющиеся объектом налогообложения. Выходит, для того чтобы не платить транспортный налог, просто не нужно ставить автомобиль на регистрационный учет. Вот тебе и реальная экономия.

Конечно же, налоговики с таким подходом не согласны (то есть в этой части инспекторы положения Кодекса читают с оговоркой). И по этому вопросу их суды поддерживают. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 29 октября 2014 г. N 301-КГ14-2926 указал, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по госрегистрации транспортных средств. И положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика.

Таким образом, отсутствие регистрации ТС - это вовсе не основание, чтобы не платить транспортный налог. Все зависит от того, по какой причине автомобиль не был зарегистрирован в установленные на то сроки. И если в этом случае имеет место вина налогоплательщика (умышленно не ставил на учет в ГИБДД транспортное средство), то платить придется по полной.

С другой стороны, предположим, что в силу тех или иных обстоятельств организация, напротив, не может снять с регистрационного учета автомобиль, например имеют место какие-либо юридические помехи. Нужно ли при таких обстоятельствах платить в отношении данного ТС транспортный налог?

Верховный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609 в этой части указал, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, но...

В то же время судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика. В рассматриваемом деле компания не имела возможности снять с учета ТС просто потому, что необходимые для этого документы не выдавал другой госорган... и тоже по уважительной причине. То есть по факту налогоплательщик оказался в заложниках ситуации. Его вынуждают платить налог в отношении ТС, которого у него, собственно, и нет уже (произошла авария), только лишь на том основании, что данное транспортное средство не снято с учета. Причем и снять-то его с учета налогоплательщик не может, поскольку в данном конкретном деле это не от него зависело.

Примечательно, что указанное Определение Верховного Суда РФ N 306-КГ14-5609 содержится в Обзоре решений ВС, который Федеральная налоговая служба направила Письмом от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12693@ для сведения налоговиков "на местах", чтобы они использовали его в работе. Это позволяет сделать вывод, что в ФНС, наконец, согласилась с тем, что первоочередное значение имеет не только факт регистрации ТС на налогоплательщика, но и объективные обстоятельства, позволяющие или, наоборот, мешающие ему заявить о снятии ТС с учета.

Таким образом, фактически в ФНС (не без помощи Верховного Суда) признали прописную истину: при отсутствии вины налогоплательщика в том, что автомобиль не снят с регистрационного учета, обязанность по уплате в отношении его транспортного налога у него не возникает. Однако не стоит забывать, что в любом случае придется документально подтвердить момент, когда ТС реально выбыл из базы по транспортному налогу.

Октябрь 2015 г.