Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Управляющие компании бухгалтерский и налоговый учет. Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ. Формирование проводок. Налогообложение управляющих компаний ЖКХ

В прошлой статье мы рассмотрели деятельность и , в этой статье обратим внимание на следующие вопросы: какова основная деятельность Управляющей компании (УК) и каковы особенности бухучета в Управляющей компании?

УК покупает жилищно-коммунальные услуги у поставщиков и продает их населению. Рассмотрим, как организован бухгалтерский учет в Управляющей компании.

Бухгалтерские проводки в УК.

Д-т 20 К-т 60 – поступили счета от поставщиков ЖКХ.

Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС со счетов поставщиков ЖКХ.

Д-т 26 К-т 60 – поступили счета от ЕРЦ за услуги населению.

Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС от ЕРЦ.

Д-т 76 "ЕРЦ" К-т 90.1 – начислены ЖКУ по справке ЕРЦ за текущий месяц.

Аналитический учет отдельно по каждому плательщику (оплата и начисление) ведется именно в ЕРЦ. Организации ЖКУ (а именно, УК) получают от ЕРЦ только сводные данные по начислению и оплате, соответственно, УК отражает в бухгалтерском учете только общую задолженность граждан по ЖКУ, которую собирает ЕРЦ.

Получается немного непонятная ситуация с организацией бухучета в Управляющей компании, впрочем, для России таких предостаточно. А именно: УК в учете отражает задолженность населения только в качестве задолженности ЕРЦ по сбору платежей. ЕРЦ же в своем балансе не указывает долг перед УК, поскольку средства, проходящие через него – транзитные. Часто ЕРЦ указывают задолженность перед ЖКХ (УК) только после получения платежей от населения. При этом делаются проводки:

Д-т 50, 51 К-т 76 "Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг"

Поступили платежи от населения.

Затем ЕРЦ перечисляет деньги поставщикам ЖКУ за минусом своего вознаграждения и эту операцию отражает проводкой:

Д-т 76 "Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг" К-т 51.

Следовательно, деятельность Управляющей компании заключается в установлении договорных отношений с гражданами и с ЕРЦ. С ЕРЦ может быть заключен и агентский договор. Возьмем для примера следующую ситуацию.

ЕРЦ занимается оказанием услуг по начислению платы за ЖКУ гражданам, и в квитанциях указывает расчетный счет УК. По окончанию месяца ЕРЦ передает все данные о начислениях в УК. УК в этом случае сама ведет аналитический учет по каждому гражданину отдельно: по начислению и уплате ЖКУ.

Тогда у УК будут сделаны следующие проводки по каждому человеку отдельно.

Д-т 76 К-т 90.1 – начислена задолженность граждан по ЖКУ.
Д-т 90.3 К-т 68 "НДС" - начислен НДС по услугам.
Д-т 90.2 К-т 20, 26 – списание затрат.
Д-т сч. 90.9 К-т сч. 99 (или Д-т сч. 99 К-т сч. 90.9) – рассчитан финансовый результат от деятельности УК.

На основании п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг по регулируемым государственным ценам, для налогообложения принимаются государственные цены. Если организации реализуют налоги гражданам по льготным ценам, то выручку за услуги они обязаны отразить по государственным ценам без применения льгот, которые устанавливаются для определенных категорий граждан.

Т.е. льготные суммы включаются в реализацию и с них начисляется НДС. При этом делается запись:

Д-т 76 "Задолженность бюджета по льготам" К-т 90.1
Д-т 90.3 К-т 68 - начислен НДС в бюджет.

Аналитический учет по льготникам ведется в разрезе каждой категории и соответствующего бюджета (федерального, областного или местного) по дебету счета 76 "Задолженность бюджета по льготам".

Бывают случаи, когда УК берет в аренду или на обслуживание муниципальное имущество (котельные, теплосети, сети водоснабжения, канализации и т. п.) или какую-то их часть. Таким образом, УК имеет право заниматься предоставлением коммунальных услуг сама. Тогда в затраты предприятия будут включаться и затраты по аренде муниципального имущества.

По закону оказание услуг – это уже предпринимательская деятельность (п. 1 ст. 2 ГК РФ) , которая направлена на получение прибыли от пользования имуществом и осуществляется на свой страх и риск. Это коммерческая деятельность, которая уже подлежит налогообложению в общем порядке. Следовательно, бухучет в Управляющей компании нужно вести по общим правилам ведения бухгалтерского учета.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Расчет платы за коммунальные ресурсы

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354:

Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Ситуация: с какого момента у гражданина возникает обязанность вносить коммунальные платежи за квартиру, приобретенную по договору участия в долевом строительстве?

C момента передачи гражданину квартиры по передаточному акту.

По общему правилу обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента получения права собственности на квартиру (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как подтверждает судебная практика, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент госрегистрации права собственности, а момент передачи квартиры гражданину при условии, что дом введен в эксплуатацию. Это подтверждено в определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 373-О. Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012).

Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

  • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
  • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании.

Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Сроки, в течение которых управляющая компания должна выставить потребителям счета на оплату коммунальных услуг, а также сроки оплаты коммунальных услуг нужно указать в договоре на управление многоквартирным домом. Если такие сроки не предусмотрены, то:

  • платежный документ нужно выставить не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом;
  • плату потребители должны вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Такой порядок предусмотрен пунктами 66 и 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Перечень сведений, которые нужно указать в платежном документе на оплату коммунальных услуг, можно найти в пункте 69 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Управляющая компания может заключить договор со специализированной организацией для:

  • снятия показаний счетчиков;
  • доставки платежных документов;
  • начисления платы за коммунальные услуги.

Об этом сказано в подпункте «е» пункта 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если в договоре о предоставлении коммунальных услуг не указан другой порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг?

Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме.

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано. Однако имеются судебные решения, подтверждающие, что размещения этих сведений в СМИ и на доске информации недостаточно (см., например, определение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2010 г. № 33-2872-10).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете предоставления коммунальных услуг зависит от того, самостоятельно управляющая компания оказывает услуги или является посредником по агентскому договору.

Если управляющая компания оказывает услуги самостоятельно, сделайте следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 60
- отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 19 Кредит 60
- отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- принят к вычету входной НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 20 Кредит 19
- входной НДС отражен в составе затрат на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса (если управляющая компания применяет освобождение от НДС);

Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена реализация услуги потребителям;

Дебет 90-2 Кредит 20
- отражена себестоимость услуги;


- начислен НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 51 Кредит 62 (76)
- получены денежные средства от потребителей (из бюджета);

Дебет 76 Кредит 62
- зачтена задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (при оплате услуг за счет средств из бюджета);

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

Такой подход следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 90).

Если управляющая компания работает по агентскому договору, то операции отразите так:

Дебет 76 Кредит 60
- отражена задолженность жильцов за оказанные услуги ресурсоснабжающей организацией;

Дебет 76 Кредит 90-1
- начислено агентское вознаграждение по договору управления;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС с суммы агентского вознаграждения;

Дебет 50 (51) Кредит 76
- поступили платежи от собственников жилых помещений;

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены средства ресурсоснабжающей организации.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 76, 90).

Бухучет в жилищно-коммунальной сфере весьма специфичен и обусловлен обширной структурой расходов, многочисленными вариантами проведения взаимных расчетов, возможностью управления домами компаниями с различными формами применяемых систем учета. Рассмотрим особенности ведения учетных операций в бухучете ЖКХ.

Бухгалтерский учет в ЖКХ: проводки и специфика

Специальной законодательно-регулирующей базы по осуществлению учета ЖКУ нет. На основе утвержденных норм и методик в действующих ПБУ, предприятия ЖКХ устанавливают алгоритмы и способы ведения учета, фиксируют их в учетной политике и применяют на практике.

Административно-управленческие расходы отражаются в составе общехозяйственных затрат на сч. 26. По окончании месяца конечные сальдо счетов 25 и 26 закрываются переносом сумм в Д/т сч. 20, а затем суммированные затраты, отражающие себестоимость, переходят в Д/т сч. 90-2. Доходы формируются в УК на сч. 90-1 «Выручка».

Учет взаиморасчетов обусловлен спецификой производства. В деятельности УК возможно несколько вариаций взаиморасчетов с квартиросъемщиками и поставщиками ресурсов. Наиболее распространен способ, когда УК выступает одной из сторон в соглашении об оказании услуг на возмездной основе. Поступающие платежи от проживающих в МКД составляют выручку организации, а расходы за полученные ресурсы или предоставленные услуги других фирм - затраты.

Рассмотрим, как на практике осуществляется бухгалтерский учет в ЖКХ. Проводки:

Хозяйственные операции

Предъявление счетов на ЖКУ от поставщиков ресурсов

Начисление платежей населению

Начислен НДС

Списаны затраты УК

Поступление оплаты счетов от населения

Оплата ЖКУ поставщикам

Учет целевых поступлений

Получение из бюджета средств на определенные цели отражают на сч. 86 «Целевое финансирование». Бухгалтерские записи таковы:

Поскольку обязанность формировать фонд капремонта (по сути являющийся целевым) сегодня возложена на жильцов МКД, то УК должна учитывать ежемесячно поступающие средства, как целевые. Согласно ст. 251 НК РФ взносы на капремонт не входят в налоговую базу по прибыли и учитываются обособленно. Обычно для этого используют субсчета к сч. 51 и 86. Аккумулирующиеся средства по капремонту не должны отвлекаться на другие цели. Если нецелевой расход произошел, то ИФНС посчитает сумму затрат выручкой, и она войдет в налогооблагаемую базу.

УК вправе переложить обязанность по сбору платежей, например, на ЕРКЦ, заключив с ним агентский договор. Принятую от плательщиков сумму ЕРКЦ распределяет между ресурсопоставляющими предприятиями и УК. Для учета взаимоотношений с ЕРКЦ применяют сч. 76-5 «Расчеты с ЕРКЦ». Отражение в бухучете следующее:

Если поставщики ресурсов предъявляют УК счет предоставленным услугам, а ЕРКЦ уже оплачивает их, то неизбежно проведение взаимозачета между компаниями.

Бухгалтерия отражает операцию так:

Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ

Особенностью ЖКХ являются расчеты с жильцами домов по пеням за просрочки платежей. Эти суммы обычно указываются в платежном документе, ежемесячно предъявляемом потребителям услуг.

Но начислять пени совместно с отражением выручки от основной платы коммунальные услуги нельзя. Основанием для начисления пени являются решение суда либо факт признания их плательщиком, т. е. уплата. Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХД/т 62 – К/т 91. Необходимо учитывать эту особенность. Записей по начислению пеней, соответствующих фигурирующим в предъявляемых плательщикам квитанциях, счетным работником не производится. К примеру, из указанных в квитанции на оплату услуг ЖКХ пеней в размере 1000 руб., оплачено 500 руб. Запись бухгалтера будет такой: Д/т 62 – К/т 91 на сумму 500 руб. Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ фиксирует лишь факт ее оплаты без начисления и, следовательно, признание полученного прочего дохода.

10. 06. 2018 | сайт

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме

При этом собственники помещений многоквартирного дома на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.

Деятельность управляющей организацией регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что управляющей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирным домом. С 1 июля 2015 года для ведения деятельность управляющим организациям необходимо получение лицензии надзорного органа.

При выборе способа управления многоквартирным домом при помощи управляющей компании, собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры управления, а управляющая компания заключает договоры с организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг от имени собственников помещений в доме.

Бухгалтерский учет в управляющей организации ведется в соответствии с общепринятыми правилами и Планом счетов. Руководитель организации обязан приказом определить учетную политику организации, рабочий план счетов, утвердить формы первичных документов, правила документооборота и проведения инвентаризации, методику оценки имущества и обязательств по нему, порядок контроля финансовых и хозяйственных операций.

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (УСН) при выполнении необходимых условий.

И в том, и в другом случае налогообложение управляющих организаций осуществляется за счет налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

В управляющей организации находящейся на УСН организации не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный сбор за использование упрощенной системы. Размер сбора зависит от объекта обложения и составляет 5% или 15Счет 15 - Заготовление и приобретение материальных ценностей (Активные) %.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн рублей. а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей управляющая организация заключает договора о возмездном характере оказанных услуг. Средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков - к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Бухгалтерские проводки, используемые Управляющей компанией, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с жителями многоквартирного дома.

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями ресурсов управляющие компании заключают договора о возмездном характере оказанных услуг. При этом оплата услуг по счетам поставщиков ресурсов образует кредиторскую задолженность и относится к расходам Управляющей компании, а средства, поступившие от собственников многоквартирного дома, относят к доходам компании и формируют дебиторскую задолженность.

Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 20 Кредит 60 - приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;
  • Дебет 19 Кредит 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) - отражен НДС по приобретенным ресурсам;
  • Дебет 68 Кредит 19 -принят к вычету НДС;
  • Дебет 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) Кредит 51 - на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;
  • Дебет 62 Кредит 90-1Счет 90-1 - Выручка (Активно-пассивные) - собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;
  • Дебет 90-2Счет 90-2 - Себестоимость продаж (Активно-пассивные) Кредит 20 - отражена себестоимость оказанных услуг;
  • Дебет 90-3 Кредит 68 - начислен НДС;
  • Дебет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) - на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;
  • Дебет 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) - зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Если при ОСНО Управляющая компания имеет льготы по оплате НДС, а также при использовании Управляющей компанией УСН, проводки Дебет 68 Кредит 19 и Дебет 90-3Счет 90-3 - Налог на добавленную стоимость (Активно-пассивные) Кредит 68 не используются.

Необходимо также учесть, что Управляющие компании обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.

В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму Управляющие компании получают из бюджетов

При получении Управляющей компанией из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

  • Дебет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) Кредит 86Счет 86 - Целевое финансирование (Пассивные) — получены целевые денежные средства из бюджета.
  • Дебет 20 Кредит 10Счет 10 - Материалы (Активные) (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дебет 86Счет 86 - Целевое финансирование (Пассивные) Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Управляющие компании часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (ЕРКЦ). ЕРКЦ - это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.

Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76Счет 76 - Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».

При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:

  • Дебет 20 Кредит 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) - получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.
  • Дебет 19 Кредит 60Счет 60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) - отражен НДС
  • Дебет

Расходов, расчетов с потребителями и поставщиками?

Естественно, понятия «баланс дома» не существует. Тем не менее вполне очевидно, что именно хотят увидеть собственники помещений, запрашивая такой документ у управляющей организации.

В ГОСТ Р 51929-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст) приведено понятие лицевого счета МКД (п. 3.18). Это учетный регистр, предназначенный для формирования персонифицированных данных об объектах и источниках финансирования, а также для учета операций, связанных с начислениями, заимствованиями, поступлением и расходованием денежных средств, в соответствии с договорными обязательствами, взятыми в процессе эксплуатации, управления и содержания МКД .

Согласно терминологии бухгалтерского учета учетный регистр – это документ, предназначенный для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах (ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). На основе данных, приведенных в регистрах бухучета, составляется бухгалтерская отчетность организации (ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

О необходимости вести подомовой учет

Обратим внимание, что в законодательстве нет прямых указаний вести доходов, расходов, расчетов в разрезе домов, находящихся в управлении. Составить бухгалтерскую отчетность, содержащую достоверную и полную информацию, можно и без такой «аналитики». При этом обязательным является аналитический учет расчетов с потребителями в разрезе не только каждого потребителя, но и каждого выставленного счета. Таково требование Инструкции по применению Плана счетов (см. комментарий к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).

Нередко УК ведут такой учет в отдельной программе посредством открытия лицевых счетов потребителей – карточек, в которых отражаются все начисленные суммы и поступившие платежи. Также распространено поручение вести такой учет специализированным организациям – информационно-расчетным центрам. Однако у УК должен быть полный доступ к этим данным, поскольку они положены в основу показателей бухгалтерской отчетности, а также работы по принудительному взысканию долгов. Выписка из лицевого счета – традиционное подтверждение существования задолженности потребителя за жилищно-коммунальные услуги.

Группировка потребителей по принадлежности к одному МКД и систематизация информации о начисленных суммах платы и стоимости выполненных работ, оказанных услуг стали не только целесообразными, но и необходимыми в связи с повсеместным введением в документооборот акта приема оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (его форма утверждена Приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр). Данный акт составляется в отношении мероприятий по дому в целом и является первичным документом для признания выручки от оказания услуг, выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД.

Сумма начисленной и предъявленной к внесению потребителям платы в разрезе каждого месяца не совпадает с выручкой от оказания услуг, выполнения работ, признаваемой в том же периоде. При этом по итогам 12 месяцев данные суммы в идеальной ситуации должны совпасть.

В нескольких национальных стандартах указано, что оплата (списание денежных средств с лицевого счета МКД) производится на основании и при наличии у исполнителя оформленных и подписанных актов выполненных работ (см. п. 4.11 ГОСТ Р 56192-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1444-ст, п. 10.2 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, п. 5.12 ГОСТ Р 56038-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 546-ст).

Если обратиться к определению лицевого счета МКД, видно, какая именно информация должна накапливаться и систематизироваться в данном учетном регистре:

    об объектах финансирования (общем имуществе в МКД, видах работ, услуг);

    об источниках финансирования (плате собственников помещений, субсидиях, поступлениях от пользователей общего имущества);

    о начислении денежных средств (сумме начисленной потребителям в МКД платы за содержание жилого помещения);

    о заимствовании денежных средств;

    о поступлении денежных средств (суммах, поступивших от собственников помещений, пользователей общего имущества, из бюджета);

    о расходовании денежных средств (в терминах национальных стандартов имеются в виду суммы, списываемые с лицевого счета за фактически оказанные услуги, выполненные работы по содержанию общего имущества, управлению МКД на основании актов).

Именно эта информация интересует собственников помещений, когда они хотят узнать баланс дома и направления расходования средств, полученных, например, за аренду общего имущества.

Обратим внимание, что вся эта информация представлена в отчете об исполнении УК договора управления по форме 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр. Однако в соответствии со Стандартом раскрытия информации данный отчет составляется только по итогам календарного года. Причем далеко не всегда в бухгалтерском учете УК формируется такой регистр. Нередко отчет заполняется на основании данных других регистров специально в целях раскрытия информации. Если же сведения из первичных учетных документов регистрируются непосредственно в таком учетном регистре, сальдо по лицевому счету МКД можно узнать на любую отчетную дату.

Раскрытие информации из лицевого счета дома

Обязана ли УК предоставлять по запросу собственника помещения лицевой счет МКД? Формально – нет, ее обязанности ограничены Стандартом раскрытия информации, то есть сводятся к публикации отчета об исполнении договора управления по истечении календарного года.

Обратим внимание: в соответствии с пп. «б» п. 33 и пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право получать, а исполнитель обязан предоставлять потребителю сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги. Раскрывать информацию о состоянии расчетов соседей УК не позволяет законодательство о защите персональных данных. При этом сводные сведения по дому не относятся к персональным данным, ввиду чего их публикование не нарушает ничьи права. Значит, УК может (при наличии такой технической возможности) предоставлять эти сведения (состояние лицевого счета дома на любую дату) потребителям добровольно.

Добавим, что обязанность УК предоставлять потребителям по запросу какую-либо дополнительную информацию может быть преду­смотрена договором управления. Если такое условие в договоре есть, УК должна ознакомить собственника помещения с соответствующими сведениями (например, только с показателем поступивших от всех собственников помещений денежных средств или со всем массивом данных, содержащихся в лицевом счете дома).

Как может выглядеть лицевой счет дома?

Если лицевой счет МКД рассматривается УК как регистр бухгалтерского учета (его форма утверждена руководителем УК как приложение к учетной политике организации), нужно помнить о соблюдении обязательных требований к реквизитам такого документа. Они перечислены в ч. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете:

    наименование регистра (лицевой счет МКД по адресу…);

    наименование экономического субъекта, составившего регистр (наименование УК);

    даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен (учитывая обязательность составления отчета об исполнении договора управления, такой регистр целесообразно открывать на каждый календарный год);

    хронологическая и (или) систематическая группировки объектов бухгалтерского учета (таблица, куда заносятся все данные, которые должны содержаться в лицевом счете);

    величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

    наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

    подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вид поступления

Остаток на начало года

Финансирование в году

Списано со счета в году

Остаток на конец года

Начислено

Фактически поступило

Начислено

Фактически поступило

Согласно актам приема

Начислено

Фактически поступило

Плата за текущий ремонт

Арендная плата (ОИ)

Лицевой счет дома – это учетный регистр, в котором аккумулируется информация о поступлении и расходовании денежных средств (источников финансирования) в связи с управлением каждым конкретным домом. Действующее бухгалтерское законодательство прямо не обязывает УК обеспечить подомовой учет затрат и выручки, тем не менее эти данные необходимы для выполнения обязанностей по раскрытию информации об управлении МКД. Поэтому целесообразно оценить рациональность введения такой «аналитики» к счетам бухучета.