Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Темы для составления плана по обществознанию егэ. Планы по обществознанию (С8). Подготовка к ЕГЭ по обществознанию онлайн

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!

Итак, Вы проработали очередную тему и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».

Вот Вам пример плана:

35. «Социализация индивида» .

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— церковь

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как , советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — . Все наши пункты раскрывают это понятие.

3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с , а закончили (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: , школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, соответствуют : семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) человека 2) (вид по ) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

А теперь задание для самостоятельной тренировки:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе

Задание типа С8 в ЕГЭ по обществознанию требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;


При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.


Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые нижеперечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…

Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия... (сущности...) . Например:
- Тео рии происхождения…
- Взгляды мыслителей на…

Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире) .

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Максимальный балл, который можно можно получить при выполнении задания С8 - 3 балла.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла
Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.

2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.

1 балл

Примеры задания С 8:

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

ОТВЕТЫ:
Тема 1

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

Тема 2

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

Тема 3

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция

Гусарова Людмила Чеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «СОШ №12»

В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание - составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами.

Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Как составить план ответа по заданной теме?

Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.

Существуют две разновидности задания 28.

Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.

Например, задание 28: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис - лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы.

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о глобальных проблемах.

2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.


б) потребительское отношение к природе;

4) Проявления и последствия экологического кризиса.

5). Пути преодоления экологического кризиса:


б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;

Вопросная форма плана раскрытия данной темы:

1) Что такое глобальные проблемы?

2) В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?

3) Каковы причины экологического кризиса?

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.

4) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?

5) Каковы пути преодоления экологического кризиса?

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Тезисная форма плана раскрытия данной темы:

1) Глобальные проблемы - совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.

2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:

а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

3) Причины экологического кризиса:

а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;
б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.

4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:

а) преодоление потребительского отношения к природе;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).

Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме. Пример: «Деятельность как способ существования людей»:

1. Понятие деятельности.

2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

3. Структура деятельности:

а) цель
б) средства
в) действия
г) результат

4. Основные виды деятельности:

а) практическая
б) духовная

5. Роль деятельности в жизни общества и человека.

  1. мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
  2. разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
  3. озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
  4. в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
  5. проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
  6. в случае необходимости внесите корректировки;
  7. помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
  8. в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное - мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

  1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…
  2. Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
  3. Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
  4. Функции… (детализировать в подпунктах).
  5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
  6. Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
  7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
  8. Пути решения.

Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.

Алгоритм составления плана по теме:

1. Понятие, сущность …

2. Характерные черты (признаки):

а)
б)
в)

3. Важнейшие задачи, основные функции:

а)
б)
в)

4. Формы, типы, виды классификации:

а)
б)
в)

5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху

6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.

Своим учащимся я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 - используя учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ - 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Как видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия:

  1. выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
  2. продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
  3. составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;
  4. проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
  5. проверить корректность формулировок.

Система оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.

Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе ответа учитывается:

  • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
  • наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
  • корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных организаций:

а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.

4. Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.

6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах (Мне кажется, оптимальный вариант ответа - составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу. Предложена более простая формулировка - через «наличие пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.

В новой редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.

Формальные изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).

Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).

Критерий 28.1 - раскрытие темы - связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.

Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий 28.2 - количество пунктов плана - связан с требованием задания о том, что план должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные ситуации - 0 баллов.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 - корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, - в соответствии с которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.

Тренинг:

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие избирательной системы.

2. Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право;
б) избирательный процесс.

3. Основные принципы демократического избирательного права:

а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.

4. Стадии (этапы) избирательного процесса:

а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.

5. Типы избирательных систем:

а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

6. Особенности избирательной системы Российской Федерации.

Литература:

  1. ЕГЭ по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию. ФИПИ.
  2. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М. 2017.
  3. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017.
  4. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2011.