Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Списание запчастей в бухгалтерском учете. Как организации списать расходы на автозапчасти. Неверные действия по учету операций с запчастями

В некоторых разделах НДС-декларации есть необходимость отражать код совершаемой операции. Такими разделами являются второй, а также разделы с четвертого по седьмой. О том, какие именно отражаются коды операций в декларации по НДС, читайте в следующей статье.

Код совершаемых операций необходимо указывать в таких разделах НДС-декларации:

  • 2-ой раздел – его формируют только лица, являющиеся налоговыми агентами;
  • 4-ый, 5-ый и 6-ой разделы – его должны заполнять фирмы и предприниматели, которые в периоде отчета совершали операции экспортного характера;
  • 7-ой раздел – его формируют те фирмы и предприниматели, которые не признаются плательщиками НДС, освобожденные от обязанности уплачивать данный налог.

Как можно заметить, кодами вида операций в декларации по НДС обозначаются не стандартные операции по продаже продукции в России, а особые операции по НДС.

Найти действующие коды можно в первом приложении к приказу налоговой службы №ММВ-7-3/558.

Действующие коды в 2017 году

В текущем году используются следующие коды для отражения вида совершаемых операций:

  • 1011410 – продажа продукции через экспорт;
  • Код операции 1010274 в декларации по НДС – продажа лома, остатков цвет. металлов и чермета;
  • 1010421 – продажа продукции в государства ЕАЭС;
  • 1010447 – корректирование размера вычетов и базы по налогу;
  • 1010204 – реализация отечественных и ин. мед. товаров по следующему списку:
  • Лекарства, необходимые для жизни в первую очередь;
  • Очки и линзы, предназначением которых является исправление зрения;
  • Протезы;
  • Материалы для производства мед. изделий.
  • Код операции 1010410 в декларации по НДС – реализация продукции на экспорт, в том числе в оффшоры;
  • 1010806 – операции, которые не являются объектом обложения НДС, в том числе продажа участков земли;
  • 1010211 – мед. услуги, кроме услуг ветеринарного, косметического и санитарно-эпидемиологического характера;
  • 1010292 – заем денежными средствами или ценными бумаги, включая начисляемые проценты по нему;
  • Код операции 1010256 в декларации по НДС – реализация прав пользования на различные базы данных, уникальные изобретения, ноу-хау, ПО для ЭВМ, образцы промышленного характера;
  • 1011711 – продажа продукции ин. лиц, которые не зарегистрированы в налоговой службе в качестве плательщиков;
  • 1010243 – реализация:
  • Долей в УК;
  • Паев в фондах корпоративного и инвестиционного характера;
  • Ценных бумаг;
  • 1011703 – предоставление имущественных объектов во временное использование органами власти и управления;
  • Код операции 1010245 в декларации по НДС – услуги образовательного характера, предоставляемые некоммерческими фирмами, за исключением услуг консультационного характера;
  • 1010425 – услуги транспортно-экспедиционного характера, которые осуществляются на основании соответствующих контрактов;
  • 1011422 – продажа сырьевых товаров посредством экспорта;
  • Код операции 1010288 в декларации по НДС – передача продукции или исполнение работ на безвозмездной основе в рамках деятельности благотворительного характера.

Спец. коды для регистров

Налоговое законодательство предусмотрело еще один список кодов операций по НДС, которые указываются в следующих регистрах учета:

  • В покупной книге и доп. листах к ней;
  • В продажной книге и доп. листах к ней;
  • В книге фиксирования счетов-фактур.

Получение запчасти для ремонта автомобилей, находящихся на балансе организации, относится к затратам на оглавление и эксплуатацию основных средств. Списание их фактической стоимости в составе прочих затрат производится в том налоговом периоде, когда они были осуществлены. Инструкция 1. Оприходуйте запасные части к автомобилям, поступившие в организацию, на основании товарно-транспортной убыточной, счета-фактуры, если они приобретались за безналичный расчет, либо на основании товарного чека, если их приобрели в магазине за наличные. Составьте приходный ордер по форме М-4, подписываемый кладовщиком. В бухгалтерском учете проводка по оприходованию запчастей будет такая: «Дебет счета 10-5 «Запасные части», Займ счета 60-1 «Расчеты с подрядчиками» (71 «Расчеты с подотчетными лицами»)». 2. Передайте запасные части для ремонта автомобилей в транспортный участок.

Как списывать запчасти

При этом в документе должны наличествовать обязательные реквизиты, позволяющие признать таковой первичным. Структура акта на списание запчастей автомобиля выглядит следующим образом: Данные о владельце Название организации, реквизиты, юридический адрес Наименование документа Регистрационный номер, дата составления Реквизиты структурного подразделения Списывающего запчасти Данные о видах запчастей Подлежащих списанию, указание их номеров согласно номенклатуре Количество и стоимость Списываемых запчастей Информация о счетах Применяемых для учета списания запчастей Составленный акт подписывается представителем организации или подразделения-инициатора, работником ремонтного цеха, главным бухгалтером и руководителем. Назначение документа Списание автомобильных запчастей предполагает, что потребуется приобретение новых деталей.
То есть организация понесет определенные расходы.

Внимание

Оформите требование-убыточную по форме М-11. Документ должен быть подписан кладовщиком и механиком участка, тот, что в конце месяца обязан составить физический отчет об применении материалов и акт о ремонте автомобилей. В акте указывается, на какое транспортное средство израсходованы запасные части. Документ подписывается комиссией по списанию материалов, назначаемой по приказу начальника.

На основании физического отчета и акта о ремонте автомобилей отнесите стоимость запчастей, переданных в транспортный участок, в расходы на оглавление вспомогательного производства проводкой: «Дебет счета 23 «Вспомогательное производство», Займ счета 10-5 «Запасные части». 3. Оформите изношенные запчасти на основании дефектной ведомости и акта о ремонте автомобиля.

Особенности акта на списание запчастей автомобиля в россии

Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01). При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку: Дебет 10-5 Кредит 91-1 – оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11). Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их.

В этом случае в стоимость восстановленных запчастей нужно включить затраты на ремонт (п. 11 ПБУ 5/01).Если в организации создана собственная ремонтная служба, отнесение стоимости ремонта на цену запчасти отразите проводкой: Дебет 10-5 Кредит 23 – учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Как проводится учет автозапчастей

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой: Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44…), 10-7 – оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом. Стоимость запчастей, по которой они списываются на затраты, определите одним из способов их оценки, закрепленных в учетной политике организации (ФИФО, по стоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости). Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г.
№ 119н. Подробнее об этом см. Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство). Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п.

Учет запасных частей, устанавливаемых на транспортные средства

При этом открывается займ по счету 10.5 в корреспонденции со счетом, тот, что отражает данную операцию. К примеру, если замена запчастей производиться ремонтниками предприятия, то применяется дебет счета 20 «Основное производство» либо 23 «Вспомогательное производство». Если же компания воспользовалась службами ремонтной организации, то затраты списываются на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Инфо

Дабы списать монитор, необходимо собрать особую комиссию. Члены комиссии определят, что монитор невозможно отремонтировать, утвердят надобность его списания и подпишут соответствующие документы. Вам понадобится

  • Перечень нужных документов:

Акт решения комиссии о ликвидации монитора. 1-й из 2-х экземпляров этого акта идет в бухгалтерию, 2-й отдается лицу, на подотчете которого находится монитор

  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему. Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Отражение приобретенных запчастей Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами.

Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части».

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование.


    Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики.

Как списывать запасные части в расходы

В бухгалтерском учете сделайте проводку: Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части» (Запчасти на складе), Займ счета 60, субсчет 1 «Расчеты с подрядчиками» - учтена запасная часть для автомобиля по фактической стоимости. Если она приобретена в магазине за наличный расчет, проводка будет дальнейшей: Дебет счета 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части» (Запчасти на складе), Займ счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Заведите карточку складского учета, где должна быть информация о том, для какого автомобиля была приобретена запчасть. 2. Оформите передачу запчасти в транспортный участок для ремонта автомобиля на основании служебной записки механика. Составьте требование - убыточную, которую обязаны подписать кладовщик и механик.

Важно

Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кредит 10-5 – списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит.

Помимо того, передача примеров может быть произведена и без завершения договора – довольно оформить все остальные первичные документы по передаче и приобретению примеров. В этом случае во внутренних документах продавцу следует прописать обоснования такой передачи. Если на балансе вашей организации имеются автомобили, то неминуемо возникают расходы на их оглавление и обслуживание.

Учесть и списать запчасти для ремонта транспортных средств нужно дальнейшим образом. Вам понадобится

  • Первичные документы, подтверждающие получение запчастей (счет-фактура, товарно-транспортная убыточная, товарный чек, авансовый отчет).

Инструкция 1. Оприходуйте запасную часть на основании сопроводительных документов.

Оформите передачу запчасти на склад приходным ордером по форме М-11.

Отремонтировать вышедший из строя автомобиль, экскаватор, грейдер и т. д. можно, обратившись в специализированную фирму, либо собственными силами строительной организации. Какими документами необходимо обосновать произведенные затраты в каждом из этих вариантов? Какие претензии чаще всего предъявляют инспекторы, проводящие налоговую проверку?

Ответы на эти вопросы - в данной статье.

Ремонт выполняет сторонняя компания

Законодательством не определен перечень документов, которые нужно составить в этом случае, поэтому имеются некоторые отличия в составе документов, применяемых фирмами, выполняющими работы по ремонту и обслуживанию автомобилей и спецтехники. Как правило, стороны заключают договор, например на год, и по мере необходимости отправляют технику в ремонт. Предварительная стоимость работ по ремонту и необходимых запасных частей фиксируется в заявке на ремонт. Факт сдачи машины в ремонт подтверждается актом приема-передачи транспортного средства исполнителю (в нем указываются комплектность автотранспортного средства, видимые наружные повреждения и дефекты и т. д.). Окончательная стоимость фактически выполненных работ и использованных запасных частей и материалов указывается в заказе-наряде, на основании которого составляются акт приема-передачи выполненных работ и счет-фактура. Возврат автомобиля стройфирме удостоверяется актом приема-передачи транспортного средства заказчику.

Для наглядности представим вышесказанное в виде блок-схемы.

Однако это не единственно возможный способ оформления взаимоотношений со специализированной компанией. Иногда стороны не заключают договор. Бывает, что заказ-наряд одновременно является актом приемки-передачи выполненных работ. Случается, что отдельно оформляются приобретение запчастей и заказ-наряд на выполнение работ по ремонту. Словом, варианты допустимы, что не должно негативно влиять на возможность признания расходов на ремонт и техническое обслуживание автомобилей и спецтехники для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

Для бухгалтера важно, чтобы имеющиеся у строительной организации документы подтверждали факт несения расходов по оплате ремонтных работ и использования автомобиля в хозяйственной деятельности, направленной на получение доходов, облагаемых НДС. При выполнении этих требований инспекторы не смогут лишить вас права признать затраты в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и принять к вычету предъявленный исполнителем НДС. А если решение по результатам налоговой проверки принято не в пользу организации, не стоит торопиться перечислять в бюджет начисленные контролерами суммы. Нужно идти в суд и отстаивать право на получение налоговой экономии. Арбитры не столь придирчивы к документальному оформлению и при рассмотрении споров во главу угла ставят не формальности, а факты (осуществления расходов и использования техники в основной деятельности). Например, ФАС ПО (Постановление от 09.09.2008 № А57-7577/07) отклонил довод инспекции о ненадлежащем подтверждении расходов в связи с отсутствием договора, заключенного со специализированной фирмой, производившей ремонт, и непредставлением дефектных ведомостей. Судьи решили, что представленные предприятием заказы-наряды, акты выполненных работ, счета свидетельствуют о выполнении работ по ремонту автомобилей.

В другом случае (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.02.2010 № А81-3471/2009 ) инспекторы поставили под сомнение реальность операций по ремонту автосамосвалов и экскаваторов и добросовестность налогоплательщика. Арбитры, изучив представленные документы (договоры на ремонт техники, сметы стоимости ремонта, дефектные ведомости, акты о приеме-сдаче отремонтированных объектов, путевые листы и др.), пришли к выводу, что расходы, понесенные организацией на оплату работ по ремонту техники, носят производственный характер, указанная техника использовалась в основной деятельности (при производстве строительных работ). Ремонт техники вызван наличием повреждений, неполадок, что подтверждается дефектными ведомостями. Необходимые узлы и агрегаты заменены и установлены на соответствующих машинах.

И еще один нюанс, касающийся необходимости составлять унифицированную форму ОС-3. Некоторые налоговые инспекторы, исключая расходы на ремонт, обосновывают свое решение отсутствием у налогоплательщика названной формы. Налоговики отмечают: поскольку для строительной организации - заказчика ремонтных работ автотранспортное средство является основным средством, его передача-приемка из ремонта должна осуществляться по унифицированной форме ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №  7 .

К сведению

Напомним, предусмотрено, что форма ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Ее подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на приемку объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо, затем документ сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй передается фирме, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Данные о ремонте, реконструкции, модернизации вносятся в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

И в таких случаях с инспекторами можно поспорить. Нередко этот аргумент суды также признают неубедительным. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 08.02.2011 № А69-564/2010 указал: поскольку текущий ремонт и техобслуживание автотранспортных средств осуществляются в процессе эксплуатации автомобиля без его остановки на длительное время, в данных случаях достаточно составить акт выполненных работ в произвольной форме, который в соответствии со ст. 753 ГК РФ подпишут обе стороны.

Исходя из положений гл. 37 «Подряд» ГК РФ законодательством не установлена форма документа, подтверждающего работы по ремонту и техобслуживанию, а также в нем нет требования о подтверждении таких расходов актом по форме ОС-3. Таким образом, в случае когда на основании документов, оформляемых сторонами договора в подтверждение выполняемых исполнителем работ (в том числе актов принятия результата работ, заказов-нарядов, заявок на осуществление работ, иных документов, предусмотренных договором), возможно установить объект имущества, в отношении которого осуществлялись ремонтные работы, а также объем работ, данные документы являются достаточным основанием отражения расходов по ремонту основного средства.

Примечательно, что в рассматриваемом ФАС ВСО случае нарушителем было Управление ФНС, а претензии ему предъявил Росфиннадзор, настаивавший на том, что налоговики ненадлежащим образом израсходовали бюджетные средства. Как видим, суд не согласился с мнением контролирующего ведомства и указал, что доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться любые первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их отношение к ремонту конкретных транспортных средств и его оплате.

Однако вернемся к налоговым спорам и в качестве примера приведем выдержку из Постановления ФАС ВВО от 10.09.2009 № А82-1209/2008-99 . В этом случае ИФНС отказала организации в признании расходов на ремонт ввиду отсутствия актов формы ОС-16 и ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы ОС-6. Рассуждали арбитры так.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке формы ОС-6 на основании соответствующих документов. В рассматриваемом случае был произведен текущий ремонт двигателей, при котором не требуется внесение записей в инвентарную карточку.

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС-16 составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный документ не был представлен налогоплательщиком, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами, а именно большой степенью износа двигателя и перерасходом топлива, и подтверждена документами, включенными в материалы дела.

Акт формы ОС-3 применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Однако в данном случае производился ремонт части основного средства - двигателя, при этом выбытие самих основных средств для ремонта не происходило, поэтому составлять указанный акт не требовалось.

Подведем итог. Отсутствие каких-либо документов еще не повод для исключения затрат из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, и не основание для отказа в вычете «входного» НДС. Расходы на ремонт можно подтвердить самыми разными документами.

Ремонт собственными силами стройфирмы

При таком способе проведения ремонта претензий к документальному подтверждению расходов еще больше. Обратимся к конкретным примерам, чтобы выяснить точку зрения налоговых инспекторов и позицию судов.

Постановление ФАС ЦО от 28.04.2011 № А 35-6355/2010. В целях поддержания арендованных транспортных средств в надлежащем состоянии налогоплательщик приобретал запасные части на автомобили, которые приходовались на склад, о чем свидетельствуют приходные ордера.

По мере возникновения необходимости проведения ремонта издавались приказы на списание запчастей на текущий ремонт автомашин. В соответствии с такими приказами и на основании требований-накладных со склада водителям выдавались запчасти.

При этом налогоплательщик вел журнал учета использованных запчастей для ремонта автомобилей, в нем указывались сведения о марке и номере автомобиля, на который была установлена запасная часть, о наименовании запчасти, ее количестве и цене, а также ФИО водителя и его подпись.

Суд решил, что такой порядок оформления документов позволяет определить, какие именно запчасти и на какой автомобиль были установлены. Поэтому арбитры отклонили довод налогового органа о необходимости составления дефектных ведомостей и актов на списание запасных частей.

Постановление ФАС ЗСО от 15.12.2008 № Ф 04-7695/2008 (17399-А45-25). Исключив расходы на ремонт, инспекторы указали, что затраты отражены не в регистрах налогового учета, а в калькуляционных ведомостях, которые не являются первичными бухгалтерскими документами.

Арбитры исходили из того, что гл. 25 НК РФ не установлены формы документов, являющихся первичными в целях начисления налога на прибыль. Не определены такие формы для целей признания расходов на ремонт и правилами бухгалтерского учета.

На основании учетной политики организации ремонт объектов основных средств производится в соответствии с планом и оформляется соответствующими документами (дефектная ведомость, утвержденная смета, заказ, акт выполненных работ).

В связи с отсутствием унифицированной формы для определения статей затрат и планируемой стоимости ремонта использовалась калькуляционная ведомость, в которой суммировались расходы на ремонт конкретного объекта основных средств.

Необходимость проведения ремонтных работ подтверждена дефектной ведомостью, которая составляется на каждый объект основных средств, подлежащий ремонту.

Фактические расходы на ремонт объекта основных средств подтверждаются актом приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств (унифицированная форма).

На основании перечисленных обстоятельств суд встал на сторону налогоплательщика.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 №  09АП-15448/2010-АК . Инспекция указала, что организация включила в состав расходов в целях налогообложения прибыли стоимость запасных частей, использованных для ремонта автотранспортных средств, без документов, подтверждающих необходимость ремонта и его выполнение, факт использования тех или иных запасных частей, замену автошин и связь произведенных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода. В обоснование своей позиции ИФНС сослалась на отсутствие документов, предусмотренных постановлениями Госкомстата РФ от 28.11.1997 №  78 и от 21.01.2003 №  7 .

Данный довод судьи отклонили, обратив внимание на следующее. Материалами дела установлено, что для осуществления деятельности по оказанию автотранспортных услуг у организации имеются числящиеся на балансе основные средства, в том числе автомашины.

Для проведения текущего ремонта автомобилей предприятие располагает ремонтным боксом, местом хранения запасных частей, имеет штат соответствующих работников, что подтверждается материалами налоговой проверки.

Необходимость проведения текущего ремонта устанавливается на основании ежедневного осмотра автомобилей и жалоб водителей. Проведение текущего ремонта подтверждает механик.

Указанные обстоятельства подтверждены включенными в материалы дела приходными ордерами, товарными накладными, требованиями-накладными, актами технического осмотра автомобиля, заявками, ведомостями на установку запасных частей, сертификатом соответствия запчастей.

Списание использованных запасных частей для текущего ремонта производилось по унифицированной форме М-11, что инспекцией не оспаривалось.

Необходимость и объем произведенных текущих ремонтов инспекцией также не поставлена под сомнение.

Дефектная ведомость, на которую сослался налоговый орган, не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Отражение текущего ремонта в карточках формы ОС-6 не предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете.

При таких обстоятельствах совокупность представленных организацией документов подтверждает обоснованность списания в расходы стоимости использованных запасных частей.

Постановление ФАС ЗСО от 05.03.2007 № Ф04-231/2007 (31203-А70-25). Основной аргумент инспекторов: отсутствуют дефектные ведомости. Вывод суда: законодательством не предусмотрено обязательное составление дефектных ведомостей в целях подтверждения обоснованности затрат на содержание и ремонт автомобиля.

Приведенные судебные акты наглядно свидетельствуют о том, что инспекторы при желании всегда найдут повод для исключения затрат на ремонт из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и отказа в применении вычета «входного» НДС. Однако, поскольку суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиков, есть смысл обращаться в суд и отстаивать право на налоговую экономию.

Рассмотрим еще одну показательную ситуацию, изложенную в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 № 09АП-14258/2011-АК. Организация своими силами отремонтировала принадлежащие ей на праве собственности объекты основных средств, используемые в основной деятельности. Контролерам были представлены:

  • план ремонтных работ;
  • дефектные ведомости;
  • документы, свидетельствующие о наличии в штате организации главного инженера и механиков;
  • заявки главного инженера на покупку запчастей, накладные, счета-фактуры, платежные документы, подтверждающие в совокупности факт закупки запасных частей у специализированных фирм;
  • требования-накладные на запасные части;
  • акты о списании материальных затрат с указанием наименований запасных частей, израсходованных при ремонте, их количества, стоимости, норм расхода, направления расходования, счетов бухгалтерского учета, по которым отражены данные операции;
  • инвентарные карточки основных средств по форме ОС-6, в которых сделаны отметки о датах проведения ремонта, указаны номера документа и суммы затрат.
Как вы думаете, на что сослались налоговики, начислив недоимку по налогу на прибыль и НДС (при наличии у фирмы такого объемного пакета подтверждающих документов)? Инспекторы решили, что, во-первых, ремонт следовало проводить в сервисном центре, во-вторых, при отсутствии актов по форме КС-3 расходы являются неподтвержденными.

Налогоплательщик обратил внимание арбитров на то, что налоговый орган в ходе проверки не затребовал акты по форме КС-3, поэтому они были представлены непосредственно в суд.

И, конечно, весьма предсказуемой является отмена судом решения ИФНС о доначислениях.

К сведению

Если для выполнения ремонта производилось перемещение техники из одного структурного подразделения организации в другое (например, со стройплощадки в ремцех), налоговики могут потребовать еще и накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2. Вместе с тем, по мнению автора, ее отсутствие не помешает суду поддержать налогоплательщика.

О дефектной ведомости особо

На конкретных примерах мы показали, что дефектная ведомость, по мнению налоговиков, является обязательным документом, причем независимо от способа, которым производился ремонт: силами организации или специализированной фирмы (например, автосервиса). Тем не менее обязанность ее составления законодательством не установлена, что позволяет судам признавать требования инспекций необоснованными. Следовательно, выбор остается за организацией: оформлять дефектные ведомости или защищаться от предъявленных инспекторами претензий в арбитражном суде.

Обратите внимание

Для подавляющего большинства случаев форма дефектной ведомости не утверждена , поэтому налогоплательщик вправе разработать ее самостоятельно и предусмотреть обязанность ее применения в приказе об учетной политике.

Итак, организация может «изобрести» собственную форму дефектной ведомости или воспользоваться одной из существующих, например рекомендованной одним из ведомств для организаций соответствующей отрасли. В частности, в Методических рекомендациях по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях (утверждены Минсельхозом РФ 16.05.2005) представлены примерные формы ведомости дефектов оборудования и акта о выявленных дефектах оборудования (машин, зданий и сооружений). Кроме того, форма дефектной ведомости имеется в Рекомендациях по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. РД 10‑112‑1‑04 (одобрены Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004). Еще один вариант дефектной ведомости содержится в Письме Минсельхоза РФ от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 .

Представляем один из возможных, по мнению автора, вариантов дефектной ведомости:

Об определениях и пояснениях

Некоторые бухгалтеры испытывают трудности в понимании отдельных терминов. Разобраться поможет ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 №  2986 ). В соответствии с этим документом:

Капитальным признается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия (автомобиля, спецтехники) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые . При этом значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации;

Текущим является ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;

Техническое обслуживание включает регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т. д.

Напомним, Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств предусмотрено, что сведения о проведенном капитальном ремонте должны отражаться в унифицированной форме ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств».

Предполагается, что поломки устраняются не по гарантии.

Постановлением ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13995-10 данное постановление оставлено без изменения.

Для некоторых специфических отраслей предусмотрены свои унифицированные формы дефектной ведомости. Например, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.06.2003 № 94 введена ведомость дефектов трубопроводов, которая используется для трубопроводов тепловых электростанций, Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждена форма дефектной ведомости, применяемая при обследовании объектов защитных сооружений гражданской обороны, и др.

Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей. Применительно к автомобилю капитальным ремонтом признается, например, замена двигателя, рамы.

В практике хозяйственной деятельности предприятий все чаще встречаются случаи покупки техники, бывшей в употреблении (б/у). На то могут быть разные причины. Иногда имеет смысл купить не новое оборудование, автомобили, станки, погрузчики и т.д., что дает возможность при меньших капитальных затратах получить планируемую выручку.

О бычно б/у техника приобретается:

  • для использования по прямому функциональному назначению. Чаще временно, так как оставшийся ресурс такой техники все же небольшой;
  • для продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Рассмотрим эти случаи подробнее.

Для временного использования в своих нуждах

При приобретении техники для использования в своих нуждах с последующей возможной разборкой на запчасти приходуем объект на счете 01 (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н).

После чего амортизация в процессе использования техники как основного средства начисляется в обычном порядке. Через некоторое время, когда затраты на возможный ремонт превысят доход, получаемый от эксплуатации данного ОС, принимается решение о его разборке, так как это стало более выгодно экономически.

Далее производим разборку основного средства. Стоимость материальных ценностей, полученных при разборке, можно определить исходя из пропорционального уменьшения их стоимости с учетом начисленной амортизации и количества деталей.

Имеет смысл создать на фирме комиссию по определению возможности использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и определению их текущей рыночной стоимости по данным сторонних организаций. Например, в виде приказа, который может быть Приложением к учетной политике или одним из ее пунктов (Пример 1).

Пример 2

Свернуть Показать

Организация приобрела бывший в употреблении шлифовальный станок, уплатив за него 118 000 рублей (включая НДС).

Бухгалтеру следует отразить операцию следующими проводками:

  • Дебет 08 Кредит 60 - 118 000 руб. - оплата поставщику техники;
  • Дебет 01 Кредит 08 - 100 000 руб. - приняли на учет основное средство;
  • Дебет 19 Кредит 08 - 18 000 руб. - учтен НДС;
  • Дебет 68 Кредит 19 - 18 000 руб. - принят к вычету НДС.

Руководство приняло решение о списании шлифовального станка, несмотря на то, что это ОС не до конца амортизируемо. Бухгалтер делает следующие проводки:

  • Дебет 01-2 Кредит 01-1 - 100 000 руб. - списана стоимость ­основного средства;
  • Дебет 02 Кредит 01-2 - 20 000 руб. - списан начисленный износ;
  • Дебет 91-2 Кредит 01-2 - 80 000 руб. - определен результат ­от выбытия основного средства.

Разобрав основное средство, фирма отражает произведенные операции в бухгалтерском учете предприятия:

  • Дебет 91-2 Кредит 60 - 15 000 руб. - расходы, связанные с разборкой ОС;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 2 700 руб. - сумма НДС;
  • Дебет 68 Кредит 19 - 2 700 руб. - принят к вычету НДС;
  • Дебет 10-5 Кредит 91-1 - 90 000 руб. - оприходованы запчасти по текущей рыночной стоимости плюс затраты на разборку (15 000 руб. + 75 000 руб. = 90 000 руб.) (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (далее - ПБУ 5/01), письмо Минфина РФ от 10.09.2007 г. № 03-03-06/1/656).

Рыночная цена по данным пунктов приема металлолома и т.п. составляет 25 000 руб. Соответственно, бухгалтер делает следующую проводку:

  • Дебет 10-6 Кредит 91-1 - 25 000 руб. - оприходован металлолом по рыночной стоимости.

Кроме того, в подобных случаях имеет смысл использовать дефектную ведомость, которая может быть использована как приложение к акту списания (см. Пример 3).

В налоговом учете появляются внереализационные доходы согласно пунк­ту 13 статьи 250 Налогового кодекса. Доход будет признан на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ), то есть непосредственно в тот момент, когда была проведена ликвидация (письмо Минфина РФ от 19.09.2007 г. № 03-03-06/1/675), что существенно при выведении объекта из эксплуатации и ликвидации в разных налоговых периодах.

Акт следует составить по форме № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7.

Также следует составить приходный ордер по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а (далее - Постановление № 71а). Приходный ордер является основанием для оприходования материалов, полученных при демонтаже ­ликвидированных основных средств.

Но при учете запчастей (металлолома) в ремонтных работах или при реализации в расходы можно будет списать лишь сумму налога на прибыль (стоимость запчастей х 24%) (п. 2 ст. 254 НК РФ - при учете в ремонтных работах, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ - при реализации).

В нашем примере 90 000 руб. х 24% + 25 000 руб. х 24% = 27 600 руб.

Данный подход объясняется позицией, согласно которой в расходы принимаются затраты, реально понесенные налогоплательщиком, а в данном случае это как раз налог на прибыль, исчисленный с внереализационного дохода.

Датой расхода в случае использования запчасти в ремонте будет дата передачи материалов в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ). При этом составляется требование-накладная по форме № М-11 (утв. Постановлением № 71а).

В случае реализации (продажи) запчастей расход принимается на дату продажи (ст. 320 НКРФ) и одновременно составляется накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (утв. Постановлением № 71а).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не включается в доходы стоимость материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к указанной Конвенции (ратифицирована законом от 05.11.1997 г. № 138-ФЗ).

Также обращаем внимание, что при использовании запчастей в оборотах, не облагаемых НДС (например, гарантийный ремонт), следует восстановить НДС на остаточную стоимость следующей проводкой: Дебет 68 Кредит 19.

В бухучете НДС будет списан проводкой: Дебет 91 Кредит 19.

В налоговом учете он не будет принят в уменьшение налоговой базы налога на прибыль. Возникает постоянное налоговое обязательство, которое следует отразить проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль ­организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

В случае использования запчастей в операциях, облагаемых НДС (случаи, рассмотренные выше, - продажа, обычный ремонт техники), налог восстанавливать не требуется.

Приобретение техники для последующей продажи или для разборки на запчасти

При приобретении б/у техники для продажи отражаем ее приобретение по счету 41 «Товары» согласно пункту 2 ПБУ 5/01.

Если с течением времени выясняется отсутствие спроса на данный вид б/у техники, то принимается решение разобрать ее на запчасти и продать по частям или использовать запчасти в ремонтных работах, производимых предприятием.

Согласно ОК005-93 (утв. постановлением Госкомстандарта от 30.12.1993 г. № 301) детали, полученные при разборке, квалифицируем как материальные ценности, так как б/у техника выполняет в данном случае своего рода роль материала для переработки, в результате которой мы получим запчасти.

Поэтому после решения о разборке («переработке») б/у техники ­отражаем ее на счетах бухгалтерского учета как материалы.

Полученные при разборке запасные части следует оприходовать на одноименный счет 10-5 «Запасные части». Согласно пункту 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, цену ­оприходования определяем следующим образом:

Цена оприходования = Сумма разборки (сч. 70, сч. 69...) + Стоимость б/у техники (сч. 41) - Стоимость некондиции (сч. 10-6).

Подетально стоимость запчастей можно определить пропорционально исходя из общей суммы деталей, их количества и общей стоимости б/у техники за минусом количества некондиционных деталей.

Пример 4

Свернуть Показать

Организация приобрела технику, бывшую в употреблении. Бухгалтер сделал следующие проводки:

  • Дебет 41 Кредит 60 - 118 000 руб. - оприходование техники;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 18 000 руб. - учтен НДС.

Организация приняла решение о разборке приобретенной техники. ­Бухгалтер сделал следующие записи:

  • Дебет 10-1 Кредит 41 - 100 000 руб. - отражаем б/у технику как материалы;
  • Дебет 20 Кредит 10-1 - 100 000 руб. - переданы в разборку («переработку»);
  • Дебет 20 Кредит 70, 69… - 35 000 руб. - расходы на разборку ­(зарплата, начисление на зарплату и прочее).

Полученные при разборке запчасти бухгалтер приходует на счет 10-5.

Цена оприходования = 35 000 руб. + 100 000 руб. - 10 000 руб. = 125 000 руб.

  • Дебет 10-5 Кредит 20 - 125 000 руб. - оприходованы запчасти.

Часть деталей после разборки техники оказалась в некондиции.

  • Дебет 10-6 Кредит 20 - 10 000 руб. - оприходованы некондиционные детали.

В данном случае отсутствует внереализационый доход, так как отсутствует безвозмездность получения запчастей. Производится разборка неиспользовавшегося основного средства, поскольку оно было куплено не для использования его по прямому назначению, а для разборки на детали, из которых ОС состоит.

Также следует отметить, что при последующем использовании запчастей (в ремонте или продаже) в расходах налогового учета принимается стоимость оприходования на счете 10-5, то есть в сумме реально понесенных затрат на покупку деталей в составе б/у техники.

Все письма ФНС РФ касаются разборки ОС после их использования на предприятии. В данном же случае происходит покупка по сути дела деталей, которые могли продать оптом (без разборки ОС) или по частям (разобрав ОС).

Следует отметить, что по деталям, которые нельзя реализовать (некондиция), Налоговый кодекс не предусматривает включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, то есть это будет убыток, покрываемый за счет собственных средств предприятия.

По таким деталям следует составить акт о ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15). Первый экземпляр отдают в бухгалтерию для списания потерь ТМЦ, второй остается в подразделении, третий - ­у материально ответственного лица.

Также необходимо восстановить НДС по этим списанным материальным ценностям, так как они не будут использоваться в операциях, облагаемых НДС, следовательно, вычета по ним не будет (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Если при покупке «входной» НДС по ним был уже принят к вычету, то его необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором списаны реализованные детали. НДС можно определить из пропорции стоимости списанных и проданных материальных ценностей.

Дебет 68 Кредит 19 - НДС на остаточную стоимость (сторно) и далее списать в бухучете проводкой Дебет 91 Кредит 19.

Как и в предыдущем примере, этот НДС не будет учтен в расходах по налоговому учету. Кроме того, здесь также возникает постоянное налоговое обязательство, оформленное проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль.


Практически каждая организация имеет в составе своих основных средств автотранспорт, часто и не одно-два наименования. Это значит, что для него необходимо периодически покупать запасные части, кроме того, они могут появиться в результате разборки списываемого авто.

Как провести эти средства по бухгалтерии и отразить на балансе или забалансовых счетах? Можно сделать это автоматически через программу 1-С, нужно только помнить о важных нюансах. Разберемся в статье.

Где юрлицу брать запчасти

Поскольку содержание автомобильного транспорта является постоянной статьей расходов, организации заключают договоры на поставку запасных частей с одним или несколькими поставщиками. Коммерческие организации используют обычные договоры поставки. Если речь идет о транспорте бюджетных организаций, то регламент поставок запчастей выписан в следующих законодательных актах:

  • ФЗ №44 – для казенных учреждений;
  • ФЗ №223 – для автономных организаций;
  • За счет субсидий либо дохода от сопутствующей деятельности (согласно положений вышеупомянутых ФЗ) – для бюджетной сферы.

В зависимости от объема будущих заказов их можно делать с единственным поставщиком либо с группой, которых нужно выбирать свободно либо конкурентно (путем конкурса, аукциона, сравнивания коммерческих предложений и т.п.).

ВАЖНО! У одного поставщика можно брать запчасти для фирмы на сумму не более 100 тыс. руб., если закупаемое количество относительно невелико — в течение года на них тратится меньше 2 млн руб. либо 5% всех закупок.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему. Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Отражение приобретенных запчастей

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ . Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.

Учет запчастей, поступивших от разборки

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство. Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Учет запчастей, оставшихся после ремонта

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Учет отпуска запасных частей

Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:

  • учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
  • средняя себестоимость запчастей;
  • метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.

Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:

  • такой же, какой она была при поступлении;
  • средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
  • такой, какая была у первого поступившего редуктора.

Проводка:

  • дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.

Окончательное списание запчастей

Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:

  • дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
  • дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
  • дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.