Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Управляющие организации могут использовать размер платы за содержание жилого помещения, установленный органами местного самоуправления или утверждённый собственниками помещений в доме.

Объясним, какие последствия ожидают управляющую организацию, если она не рассчитала плату за содержание жилого помещения для многоквартирного дома как индивидуального объекта.

Законодательство об установлении размера платы

Жилищный кодекс РФ изменил представление об управлении и содержании жилищного фонда - вовлёк в эти процессы собственников помещений в МКД. Законодательство тесно связало собственника и управляющую организацию.

За собственниками помещений закрепилась обязанность утверждать на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, условия их оказания и выполнения и размер финансирования (п. 17 ПП РФ от 13.08.2006 N 491).

Управляющие организации же предоставляют собственникам свои предложения о перечне, объёмах и качестве услуг и работ (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ , п. 31 ПП РФ N 491). Эти предложения должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества.

Первичным является предложение управляющей организации, вторичным - проведение общего собрания собственников помещений и утверждение необходимых условий на основании информации, полученной от управляющей организации.

Что будет, если не проставить стоимость работ и услуг

Нередки случаи, когда управляющие организации выходят к собственникам помещений в многоквартирном доме с предложением размера платы за содержание жилого помещения, ориентируясь на средний размер платы по муниципальному образованию или на размер платы по дому, отдельные свойства и характеристики которого схожи с подведомственным им многоквартирным домом.

При этом у управляющей организации нет информации о стоимости по каждому виду работ и услуг, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в МКД.

Впоследствии такие УО не могут предоставить собственникам полноценный отчёт: соответствуют ли выполненные работы и оказанные услуги утверждённой стоимости по каждому виду таких работ и услуг.

Не могут такие управляющие организации и перерасчитать плату за содержание жилого помещения в случаях, установленных ПП РФ N 491 : при предоставлении услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Как в этом случае действует ГЖИ?

Представьте ситуацию: в городе N департамент ГЖН рассмотрел обращение гражданина о невыполнении управляющей организацией отдельных видов работ и услуг. УО в свою защиту предоставила информацию о перечне работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД с указанием периодичности и годового объёма.

Департамент ГЖН проанализировал это приложение к договору управления МКД и установил, что в нём нет сведений о размере стоимости каждой конкретной работы и услуги.

Так как работы и услуги, предусмотренные договором управления МКД, не имели стоимости, УО не могла произвести перерасчёт платы за содержание жилого помещения - уменьшить её размер пропорционально количеству дней, в течение которых были нарушены требования к услуге. А это прямое нарушение законодательства.

Орган ГЖН выдал управляющей организации предписание об устранении нарушений. К тому же УО должна была представить для утверждения общему собранию собственников помещений МКД перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Подготовить такой перечень нужно согласно ПП РФ от 15.05.2013 N 416 , ПП РФ N 290 .

Наличие расчётов экономически обоснованной стоимости работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества позволит оградить управляющие организации от вышеуказанных негативных последствий. Прозрачность и доступность информации для граждан создадут доверительные отношения между исполнителями и потребителями услуг.

На что следует обратить внимание при расчёте

Подготовка расчётов на каждый многоквартирный дом - трудоёмкий процесс, требующий времени, которого у управляющих организаций практически нет. Тем не менее, требования законодательства об индивидуальном подходе к каждому многоквартирному дому существуют и подлежат исполнению (ч. 2 ст. 154, ч.1 ст. 156, ч. ч. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ).

Ключевыми данными для расчёта стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются сведения из технической документации на дом. Чем более подробными будут эти сведения, тем более детальный расчёт можно произвести.

Современные МКД отличаются от домов, построенных несколько десятилетий тому назад. Сейчас при строительстве и проведении работ по внутренней отделке дома применяются новые технологии и материалы. Например, в современных домах, в том числе в помещениях общего пользования, установлены пластиковые окна взамен деревянных.

При определении материальных и трудовых затрат управляющая организация может столкнуться с недостатком информации о нормах времени на работы и материалы, которая бы учитывала произошедшие изменения.

  • Приказ Госстроя РФ от 09.12.1999 N 139 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда»;
  • Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда. Часть 1. Нормы расходов материальных ресурсов и обеспеченности уборочным инвентарем на санитарное содержание домовладений (утв. Приказом Госстроя РФ от 22.08.2000 N 191);
  • Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда. Часть 2. Нормы расхода материальных ресурсов на обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (утв. );
  • Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда. Часть 3. Нормы расхода материальных ресурсов на ремонт конструктивных элементов жилых зданий (утв. Приказом Госстроя от 22.08.2000 N 191).

Сформировать стоимость выполняемых работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту можно на единицу таких работ и услуг или на весь объём. При этом необходимо учесть прямые и косвенные затраты, «заложить» прибыль.

Косвенные затраты ещё называют общеэксплуатационными. Под ними мы понимаем затраты, связанные с управлением МКД. Например, это оплата труда:

  • юристов, которые готовят договоры, связанные управлением многоквартирным домом и подготовкой общих собраний собственников помещений;
  • экономистов, ведущих расчёты, необходимые для осуществления деятельности по управлению МКД;
  • специалистов по работе с населением;
  • технических специалистов.

Общеэксплуатационные затраты можно выделить отдельно как стоимость услуги по управлению многоквартирным домом.

При формировании затрат организации необходимо учитывать применяемую систему налогообложения. Некоторые управляющие организации в настоящее время находятся на «упрощёнке». В случае применения упрощённой системы налогообложения расходы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг у поставщиков и подрядчиков, учитываются с учётом НДС, предъявляемого указанными поставщиками и подрядчиками.

Размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, которую рассчитывает УК, нередко серьезно отличается от принятого муниципалитетом тарифа.

Объясняется это текущим состоянием МКД, не учитывающимся в муниципальном тарифе из-за его усредненности. В то же время управляющим компаниям приходится снижать плату до определенного местными властями уровня, потому что потребители не хотят переплачивать.

В Минрегионе такую практику считают неправильной. Представители министерства говорят о том, что УК и подрядчикам стоит отказаться от установки владельцам квартир той же платы за содержание и ремонт, которую органы местной власти определили для нанимателей. Если тариф для нанимателей занижен, то его перенос на собственников работающими в том же муниципалитете УО и ТСЖ говорит о признаках согласованности действий хозяйствующих субъектов.

Мы расскажем, как собирать дополнительные платежи на законных основаниях. В статье есть самые частые ситуации, когда можно обязать платить всех собственников, и документы, которые делают платеж законным.

Все собственники помещений обязаны платить за работы и услуги, без которых невозможно обеспечить надлежащее содержание общего имущества в МКД. Такие работы и услуги называют обязательными. Дополнительные платежи можно взимать только за дополнительные работы и услуги. Но дело в том, что перечень обязательных работ и услуг от дома к дому может меняться.

Описанные ситуации должны изучаться Госжилинспекцией, так как они способны не допустить, ограничить или устранить конкуренцию. Органы местной власти не могут допускать подобных действий или договоренностей. Если такие случаи выявляются, то о них необходимо сообщать работающему в регионе антимонопольному органу.

Похожие нарушения происходят, когда местные власти устанавливают для муниципальных УО заниженные тарифы. Это тоже ограничивает или устраняет конкуренцию, а также ставит такие организации в преимущественное положение.

Минрегион в опубликованном письме еще раз отметил, что УК и ТСЖ нужно самостоятельно рассчитывать тарифы на жилищные услуги, а не пользоваться предложенными муниципалитетом. В противном случае контролирующие органы могут увидеть здесь нарушения антимонопольного законодательства.

Вывод для управляющих компаний из этого можно сделать однозначный – при установке платы за содержание и ремонт жилых помещений использовать нужно те тарифы, которые имеют экономические обоснования. Делать упор на тарифы муниципалитетов не нужно.

Как формируется плата за ремонт и содержание жилого помещения

«Утверждение величины платы за содержание и ремонт жилья на 20___ год.

1. Новая плата за содержание.

2. Новая плата за ремонт.

3. Новая плата за вывоз мусора.

4. Новая плата за услуги по управлению домом.»

До начала собрания УК разносит бюллетени всем владельцам помещений. При заочном голосовании заполненные листы собственники передают в указанное место. Обычно это офис управляющей компании, но при работе ТСЖ прием документации может происходить и в квартире ответственного работника.

В бюллетене должно быть указано следующее:

  • информация о голосующем лице;
  • документ с подтверждением права собственности этого лица на помещение;
  • решение владельца по каждому из вынесенных на голосование вопросов. Он может проголосовать за, против или воздержаться.

Заполненный бюллетень владелец помещения или его представитель доставляет в указанное место в те дни, которые определены для этого на собрании.

Подведение итогов голосования. Для принятия правомерного решения необходимо, чтобы в голосовании поучаствовало больше половины собственников. Голоса владельцев определяются в зависимости от той доли в общедомовой собственности, которая им принадлежит. Эта доля пропорциональна площади квартиры или нежилого помещения, находящегося в собственности у голосующего человека.

Чтобы решение о новом размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также о том, что туда входит, было принято, необходимо получить большинство голосов собственников. По итогам голосования готовится протокол, он вместе с бюллетенями передается в архив (при наличии такового).

У инициатора собрания далее есть 10 дней на уведомление всех владельцев о принятом решении. Для этого рассылаются извещения или информация размещается в общедоступных местах, определенных как раз для таких целей общим собранием.

Принятое на общедомовом собрании решение считается обязательным для всех владельцев, даже если они в голосовании не участвовали. Не будет обязательным оно в нескольких случаях:

  • при его принятии нарушен порядок изменения повестки;
  • при голосовании не было кворума;
  • на собрании решались вопросы, которые не относятся к его компетенции и так далее.

Если собственник считает решение неправомерным, то он может оспорить его в суде. Для таких споров предусмотрен срок давности – он составляет полгода.

И в каждой есть раздел «Содержание жилья и текущий ремонт». Что входит в него? Необходимо более подробно остановиться на этой теме, чтобы понять, за что оплачиваются деньги. Это утверждается Жилищным кодексом РФ. Законодательством определяется, какие тарифы ЖКХ будут действовать. Чтобы убедиться в правильности заполненной квитанции, нужно ознакомиться с каждым разделом.

Список услуг

Если оплачивается раздел «Содержание жилья и текущий ремонт», что входит в перечень услуг? Управляющие компании обязаны выполнять следующие :

  • осмотр помещений на соответствие безопасности: обычно для этой работы направляют пожарные бригады, спасатели, лифтеры;
  • уборка территории и помещения: на улице работает дворник, а в подъезде - уборщица;
  • качественное освещение помещений: не в каждом доме это правило соблюдается, поэтому жильцам приходится самостоятельно заботиться об этом;
  • утилизация отходов: уборка мусора выполняется работниками управляющей компании;
  • ремонт: может быть косметическим и капитальным;
  • около дома необходимо озеленение;
  • обеспечение в доме установленной температуры и влажности.

Этот перечень является основным, который входит в раздел «Содержание жилья и текущий ремонт». Что входит еще в него, определяется управляющими компаниями. Но даже главные услуги не всегда выполняют должным образом. У жильцов есть право написания жалобы в случае каких-либо несоответствий по поводу качества услуг. Тогда органы ЖХК будут вынуждены отчитываться за свою работу.

Дополнительные услуги

Часто в квитанцию включают пункт «Вывоз мусора». Цена его невелика, но многие не знают, за что именно платится. По этой услуге предоставляется утилизация отходов.

Кроме главных услуг, в оплату включаются дополнительные. Назначение новых видов работ утверждается на общем собрании жильцов дома. Это мероприятие позволяет обсудить многие волнующие вопросы. К примеру, жильцы могут отказаться от уборки, поскольку будут ее выполнять сами.

Как создаются тарифы?

Какие тарифы ЖКХ будут действовать, определяется законодательством. Как же они создаются? Нужно учитывать, что жильцы квартир, входящих в муниципальную или государственную собственность, платят дополнительный налог - наем жилья. Но им не требуется вносить деньги за текущий ремонт многоквартирного дома, поскольку эту работу выполняет собственник жилья.

За что мы платим по В них входит компенсация за:

  • наем: за это платят только те жильцы, у которых квартира не приватизирована;
  • текущий ремонт подъезда и других помещений;
  • капитальный ремонт: эта строчка квитанции должны быть только у жильцов многоквартирных домов;
  • чистоту: регулярно выполняется уборка подъезда в многоквартирном доме.

Все представленные пункты должны быть в единой графе, а не по отдельности, иначе это считается нарушением. Если какие-либо нормы не соблюдаются, то жильцы имеют право обратиться в ЖКХ или налоговую службу с претензией. Когда решений по жалобам не поступает, необходимо обращаться в суд. Причем сделать это можно и коллективно.

Если во всем разбираться, то на это может уйти много времени, поэтому большинство жильцов просто не хотят этим заниматься. И продолжают оплачивать дополнительные услуги. Но куда поступают средства? Чтобы это понять, нужно подробнее рассмотреть виды предоставляемых услуг.

Оплата домофона

Во многих домах располагаются удобные устройства - домофоны. Но они требуют обслуживания, ремонта, за что тоже взимается плата с жильцов. Домофон может быть установлен государственными учреждениями, но это очень редко. Если жильцы на собрании решили установить это устройство, а также обратились по этому вопросу к представителю ЖКХ, то это будет входить в «Содержание жилья и текущий ремонт». Что входит туда еще, зависит от выбранных услуг.

Обычно домофон устанавливается жильцами самостоятельно. Для этого определяется ответственный человек, который собирает деньги, договаривается с фирмой и контролирует весь процесс. После установки необходимо платить за обслуживание прибора. В этом случае предоставляется отдельная квитанция для оплаты услуг.

Вывоз мусора

В квитанциях есть другая услуга - вывоз мусора, цена которой достаточно невелика. Эта графа должна входить в раздел содержания, иначе это считается нарушением. Иногда жильцы отказываются от подобной услуги, но для этого должны быть основания.

Жители дома могут самостоятельно нанять фирму, которая будет выполнять этот вид работы. Сделать это несложно. К примеру, дом располагается на окраине города, и сборщики мусора могут не доезжать сюда каждый день. Жителям надо собрать подписи и отказаться от услуги. Тогда придется платить фирме, а из квитанции эту графу должны убрать.

И есть другой вариант ситуации. Вывоз мусора, цена которого прописана в квитанции, обозначается в отдельной графе. Поскольку суммы за это небольшие, то многие даже не заметят эту надпись. А ведь это считается нарушением закона.

ЖКХ

Нужно понимать, из каких услуг состоит оплата жилья. ЖКХ - это и есть плата за содержание. Но это государственное учреждение нередко нарушает права и превышает полномочия. Если были такие ситуации, то жители могут обращаться в вышестоящие инстанции для восстановления справедливости.

Жильцы оплачивают и сезонные работы, которые тоже входят в содержание. К таким услугам относят:

  • восстановление крыш;
  • ремонт водостоков, вентиляций, мусоропровода;
  • установку перил, ступенек;
  • реставрацию дверей и окон;
  • уход за придомовой территорией;
  • обновление заборов, ворот;
  • озеленение;
  • контроль за детскими площадками;
  • аварийное обслуживание;
  • полив деревьев.

Список услуг обязательно должен находиться в договоре, составленном на общем собрании жильцов и представителей ЖКХ. Из перечня могут быть убраны некоторые услуги, а дополнительные внесены. Жильцы могут контролировать исполнение всех работ, поскольку это право есть в законе.

Проверки

Нередко собственников квартир интересует не цена услуг, а регулярность их выполнения. Ведь многие сотрудники коммунальных служб не выполняют весь перечень работ. К причинам таких действий они относят отсутствие средств, рабочих. Периодичность и сроки проведения работ должны быть указаны в договоре. Если там нет соответствующего раздела, то тогда в организации приняты свои графики выполнения различных услуг.

  • устранение пыли с потолков - дважды в год;
  • мытье окон - 2 раза в год;
  • мытье полов - каждый день;
  • подметание - ежедневно;
  • обработка стен - 2 раза в год;
  • протирка подоконников - каждый месяц;
  • обработка почтовых ящиков - 1 раз в месяц.

Этот перечень услуг необходим для обеспечения чистоты в общих помещениях. Если эти работы не выполняются, то необходимо обращаться в вышестоящие инстанции. Их могут выполнять и жильцы самостоятельно, и тогда оплата не должна взиматься.

Виды работ по времени

Работы бывают сезонными, плановыми и необходимыми. Первые проводятся ежегодно, когда дом нужно подготовить к отопительному сезону, а также после него. Для этого выполняют проверку готовности работы труб и другие мероприятия. Плановый ремонт может выполняться в течение года. Это обязательно согласуется с жильцами, чтобы могли быть внесены изменения.

Необходимый ремонт требуется для устранения неполадок, которые возникли случайно, и их требуется срочно убрать. Например, была поломана коммуникация по поставке воды, газа или электричества. Такие работы выполняются при необходимости.

При получении квитанций необходимо обращать внимание на графу содержания. Также следует учитывать состояние своего дома и определить, все ли выполняется должным образом. Только когда сами жильцы защищают свои права, можно надеяться на порядочность работы управляющей компании.

Что делать при необоснованном повышении цен?

По закону у жителей есть право подачи жалоб в вышестоящие инстанции. Если было обнаружено необоснованное завышение тарифов за любые услуги, необходима коллективная претензия. Обычно за такие поступки компаниям приходится выплачивать штрафы. Причем они предоставляются не государству, а пострадавшим гражданам.

Желательно подавать именно коллективную жалобу, поскольку она будет рассмотрена намного быстрее. В ней надо изложить необходимость выполнения перерасчета, а также обоснованность начислений. Если неправомерность цен будет доказана, то компания выплачивает компенсацию.

Изменения в законодательстве

С 2016 года в платежных документах появилась новая строка - ТКО. За твердые коммунальные отходы плата взимается от количества мусора на 1 человека. Не будет раздела общедомовых нужд, поскольку его перенесли в ремонт и содержание.

Сейчас действует закон, по которому управдом обязывают оплатить штраф в случае некачественного выполнения работы. Это же относится к случаям неправильно насчитанной квитанции.

Таким образом, жителям не всегда удается разобраться в квитанциях по оплате за коммунальные услуги. Не все знают, за что конкретно взимаются деньги. А ведь кроме жильцов с этим разбираться никто не будет.

Каждому жителю надо ознакомиться с договором, составленным с ЖКХ. Также необходимо регулярно изучать информацию в квитанциях. Если были обнаружены какие-то нарушения, это следует решать сразу. Собрания жильцов тоже помогают многое узнать. Если все будут интересоваться по поводу оплаты услуг, то вряд ли жильцы будут обмануты. Жителям важно действовать решительно, и тогда их права не будут нарушены.

Данной статьей АКАТО продолжает цикл публикаций, посвященных развенчанию . Указанные мифы (или лжетеории) по мнению специалистов АКАТО являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию « » между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются не только для специалистов жилищной сферы, но в первую очередь для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о неправильном порядке расчета стоимости услуги «содержание жилого помещения», а именно: о недопустимости применения в расчете площади квартиры.

Суть лжетеории

Статья 158 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) устанавливает:
«
».

Из приведенной нормы делается вывод, что при расчете платы за содержание жилья тариф, установленный в рублях с квадратного метра, должен умножаться не на площадь помещения в собственности, а на площадь доли плательщика в общем имуществе .

Логика понятна - раз речь идет о содержании общего имущества, об оплате расходов соразмерно доле в этом общем имуществе, то и умножать тариф надо на площадь этой самой доли в этом самом общем имуществе.

Расчеты стоимости содержания

Для понимания принципиального различия принятого метода расчета и метода, предлагаемого изучаемой теорией, приведем пример:

Возьмем типичный пятиэтажный многоквартирный дом. Пусть площадь помещений в собственности будет 3000 кв.метров, количество квартир примем равным 60, площадь каждой квартиры 50 кв.метров (всего 60 Х 50 = 3000). Площадь общих помещений МКД примем равной 450 метров. Тариф на содержание жилья пусть будет 15 рублей с квадратного метра.

Проведем расчет по применяемому методу и по правилам рассматриваемой теории. Для наглядности представим расчет в таблице:

Как видно из приведенного примера, расчет по методу сторонников рассматриваемой теории дает значительно более низкий результат. Это, собственно, главная причина, по которой количество сторонников такой лжетеории растет существенными темпами.

Расчет тарифа на содержание

Для понимания сути тарифа на содержание рассмотрим порядок его расчета.

Итак, сначала определяется перечень и периодичность работ и услуг по содержанию. Разумеется, этот перечень не может быть меньше «Минимального перечня», утвержденного ПП РФ от 03.04.2013 N290 . Сейчас не будем подробно разбирать вопрос состава услуг, поскольку рассматриваемая лжетеория его не затрагивает.

Далее оценивается стоимость каждой работы и услуги, включенной в состав сформированного перечня, путем суммирования находится общая стоимость перечня работ. Здесь необходимо отметить, что перечень работ устанавливается на год. Именно рассчитанная сумма и будет являться общей стоимостью работ и услуг по договору управления (при управлении домом управляющей организацией), либо сметной стоимостью (при управлении домом ТСЖ).

Почему важна плата именно за год? Дело в том, что в разное время года могут производиться разные виды работ. Например, летом промываются системы отопления, заделываются швы, зимой сбиваются сосульки и т.д. Это разные виды работ, и их стоимость будет разной, то есть и расходы в разные конкретные месяцы, в разные периоды года будут разными. А тариф на содержание жилья минимум в течение одного года должен быть одинаков - часть 7 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме… устанавливается на срок не менее чем один год ».

Поэтому сначала рассчитывают сумму, требующуюся за год, полученную годовую сумму (а в нее входит и обслуживание труб, и содержание общих помещений, и обслуживание земельного участка, и уборка подъездов, и посыпка противогололедными материалами, и ремонт всех видов общего имущества и т.д. и т.п.) необходимо превратить в ежемесячный платеж с каждой конкретной квартиры. Причем, таким образом, чтобы общая сумма, предъявленная к оплате собственникам в течение года, как раз и была равна рассчитанной годовой смете.

В настоящее время применяется следующий метод: годовая сумма делится на 12, в результате получается ежемесячная сумма. Полученная ежемесячная сумма делится на площадь помещений в собственности, таким образом получается тариф на содержание.

Рассматриваемая в лжетеория ни в коей мере не оспаривает такой порядок расчета тарифа, приверженцы теории не согласны лишь с тем, что для определения стоимости услуг по содержанию для конкретной квартиры указанный тариф умножается на площадь этой квартиры.

Вернемся к нашему примеру и покажем, откуда взялся тариф 15 рублей с квадратного метра в месяц.

Итак, совокупная стоимость услуг и работ по содержанию оценена в 540 000 рублей в год, в месяц это будет 540 000 / 12 = 45 000 рублей. Полученную ежемесячную стоимость услуг разделим на площадь помещений в собственности: 45000 / 3000 = 15. Это как раз и есть тот самый тариф 15 рублей с квадратного метра в месяц.

Напомним - указанный порядок расчета не оспаривается сторонниками теории!

Теперь посчитаем, сколько же средств имеет право получить организация, оказывающая услуги по содержанию общего имущества, исходя из применяемого на данный момент метода расчета и исходя из метода, предложенного рассматриваемой теорией:

Применяемый метод

Предлагаемый теорией метод


750 рублей .


750 Х 60 = 45 000 рублей.


45 000 Х 12 = 540 000 рублей .

1) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственнику одной квартиры:
112,5 рублей .

2) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД:
112,5 Х 60 = 6750 рублей.

3) Стоимость содержания жилья, предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД за год:
6750 Х 12 = 81 000 рублей .

Как видно из приведенного примера, количество средств, предъявляемых к оплате собственникам помещений дома за год, по принятому в настоящее время методу составляет 540 тысяч рублей, что соответствует рассчитанной годовой стоимости услуг, а вот результатом расчета в соответствии с теорией является сумма 81 тысяча рублей при той же самой годовой сметной стоимости услуг 540 тысяч рублей. Кто же должен оплатить недостающие 459 000 рублей? Авторы теории не дают ответов на этот вопрос. Единственное возникающее предположение - с точки зрения приверженцев теории указанные денежные средства должно само себе оплатить лицо, предоставляющее услуги по содержанию общего имущества. При этом, разумеется, ни качество, ни количество услуг снижаться не должно.

Варианты расчетов

Попробуем все же применить метод предлагаемой теории, изменив при этом порядок расчета тарифа на содержание. А именно: установленную в примере ежемесячную стоимость услуг по содержанию 45 000 рублей разделим не на площадь помещений в собственности, а на площадь помещений общего пользования. Ведь если теория предлагает умножать тариф на долю в площади помещений в общем имуществе, то и при расчете тарифа разумным представляется применять именно площадь помещений в общем имуществе. Напомним, в нашем примере общая площадь квартир составляет 3000 кв.метров, а площадь помещений общего пользования 450 кв.метров. Для расчета тарифа, который может быть применен в предлагаемом теорией методе разделим рассчитанную сумму 45000 рублей не на 3000 кв.метров, а на 450 кв.метров: 45000 / 450 = 100. То есть тариф на содержание составит 100 рублей с квадратного метра!

Теперь сравним два метода расчета, учитывая и различный подход к расчету тарифа на содержание:

Применяемый метод

Предлагаемый теорией метод

3000 кв.метров (50кв.метров Х 60 квартир)

45 000 / 3 000 = 15 руб./кв.м в мес.

6) Стоимость содержания с каждой квартиры (площадь 50 кв.м):

15 Х 50 = 750 рублей в месяц

7) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за месяц:

750 руб. Х 60 квартир = 45000 рублей

8) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за год:

45000 руб. Х 12 мес. = 540 000 рублей

1) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за год 540 000 рублей

2) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за месяц: 540000/12=45000 рублей

3) Общая площадь помещений в собственности:
3000 кв.метров (50кв.метров Х 60 квартир)

4) Площадь помещений общего пользования 450 кв.метров

5) Тариф на содержание жилья (в рублях с кв.метра в месяц):
45 000 / 450 = 100 руб./кв.м в мес.

6) Доля собственника каждой квартиры в общем имуществе:
50/3000 = 1/60;

7) Площадь доли собственника каждой квартиры в общем имуществе:
1/60 Х 450 = 7,5 кв.метра;

8) Стоимость содержания с каждой квартиры:
100 Х 7,5 = 750 рублей в месяц

9) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за месяц:
750 руб. Х 60 квартир = 45000 рублей

10) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за год:
45000 руб. Х 12 мес. = 540 000 рублей

Как видим, расчеты по обоим методам совпали! Но результат расчета по методу рассматриваемой теории будет верным только в том случае, если применяется тариф не 15 рублей с квадратного метра в месяц, а 100!

Однако, сторонники теории абсолютно не согласны с тем, что для расчета тарифа необходимо применять площадь помещений общего пользования - ведь цель их рассуждений состоит не в поиске истины, а в стремлении любым способом доказать, что плата за содержание жилья завышена! И доводы могут быть совершенно абсурдными, система доказательств может противоречить логике, а исходные данные для построения этой системы могут абсолютно не соответствовать ни законодательству, ни здравому смыслу.

Тем не менее, применив альтернативный метод расчета тарифа на содержание, проведя расчет по предлагаемому рассматриваемой теорией методу (кстати, расчет более сложный, чем применяемый сейчас - лжетеоретики всегда предлагают сложные расчеты для минимизации возможности в них разобраться!), вроде бы можно признать, что такой метод имеет право на существование - ведь итоговые цифры совпали. Однако, на самом деле это не так!

Несостоятельность теории

Самый главный аргумент против рассматриваемой теории заключается в необоснованности выбора в качестве количественного показателя площади доли в общем имуществе!

На первый взгляд, кажется разумным, что если речь идет об общем имуществе, то и расчет можно проводить, опираясь на площадь помещений, входящих в состав общего имущества, рассчитывая площадь доли собственников конкретных квартир. Однако, необходимо учесть ряд обстоятельств.

Часть 1 статьи 36 ЖК РФ устанавливает: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности
».

Как видно из процитированной нормы, к общему имуществу дома относятся не только помещения общего пользования, но и земельный участок, крыши, различные конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование . То есть общее имущество не может быть измерено в каких-то универсальных единицах измерения! Площадь помещений и земельного участка можно измерить в квадратных метрах, объем труб можно измерить в кубических метрах, количество технических устройств (например, лампочек, выключателей) и таких объектов как элементы детских площадок можно измерить в штуках, длину электропроводки можно измерить в обычных метрах, количество крепежных деталей можно измерить в килограммах и т.д. и т.п.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, дополнительно устанавливают:
«2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях… ».

Так почему же сторонники теории предлагают умножать тариф именно на площадь доли собственности на общие помещения? А почему, например, не на длину доли собственности на перила в подъезде? А как быть, например, с такими многоквартирными домами, в составе которых лишь две квартиры, выход из которых осуществляется прямо на улицу? В таких домах может не быть никаких помещений общего пользования, но общее имущество имеется в виде крыши, несущих конструкций, земельного участка и т.д. С квадратного метра чего рассчитывать в этом случае тариф на содержание, если исходить из рассматриваемой теории?

А вот как раз принятый в настоящее время метод определения тарифа на содержание в рублях с квадратного метра помещений в собственности абсолютно соответствует действующему законодательству.

Математическое обоснование

».

Если вернуться к нашему примеру, то для предъявления к оплате всем собственникам помещений дома общей стоимости услуг по содержанию в размере 45 000 рублей необходимо эту сумму разделить на собственников пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.

Доля собственника конкретной квартиры площадью 50 кв.метров: 50 / 3000 = 1/60.

То есть стоимость содержания общего имущества для собственника этой конкретной квартиры составит 1/60 Х 45 000 = 750 рублей.

Поскольку доля в праве собственности на общее имущество и, соответственно, доля в общей оплате стоимости содержания этого имущества, пропорциональны площади помещения собственника, то размер платы за содержание в зависимости от площади этого помещения можно записать в виде формулы:

P i = C . k . S i ,

где:
P i i -того помещения, руб./мес.;
C
k - коэффициент пропорциональности (размерность необходимо определить );
S i - площадь i -того помещения, м 2 .

Для определения размерности коэффициента пропорциональности представим формулу в виде:

k = P i / (C . S i)

Представим размерности величин в формуле для определения размерности k :

[ k] = (руб./мес.) / (м 2 . руб./мес.) = 1 / м 2

А теперь рассчитаем числовое значение k , исходя из данных взятого нами примера:

k = P i / (C . S i) = 750 / (45 000 . 50) = 750 / 2 250 000 = 1 / 3000

Таким образом, коэффициент пропорциональности представляет собой величину, обратную общей площади помещений в собственности: k = 1 / 3000 м -2 . Поскольку величина (C . k) в течение года не меняется и является одинаковой для всех собственников помещений МКД, обозначим ее T :

T = C . k

Для нашего примера:

T = C . k = 45 000 . 1/3000 = 15

Именно величина 15 рублей с квадратного метра и является тарифом на содержание жилья. То есть тарифом на содержание жилья является величина, равная частному от деления стоимости услуг по содержанию на общую площадь помещений в собственности.

Перепишем формулу расчета размера платы за содержание жилья, предъявляемой к оплате собственнику i -того помещения с применением тарифа T :

P i = C . k . S i = T . S i ,

где:
P i - размер платы за содержание жилья с собственника i -того помещения, руб./мес.;
C - размер платы за содержание жилья со всех собственников МКД, руб./мес.;
k - коэффициент пропорциональности, 1/м 2 ;
S i - площадь i -того помещения, м 2 ;
T - тариф на содержание жилья, руб. / (м 2 . мес.).

Как видно из приведенной формулы, для расчета размера оплаты услуг по содержанию жилья для собственника i -того помещения используется именно площадь этого помещения, но никак не площадь помещений общего пользования. И тариф на содержание жилья необходимо умножать именно на площадь помещения, которым владеет этот собственник.

Юридическое обоснование

Статья 158 ЖК РФ устанавливает: «Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт
».

Часть 1 статьи 37 ЖК РФ устанавливает: «Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения ».

Из двух приведенных норм следует, что размер платы за содержание общего имущества, предъявляемой к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет. Следовательно, размер платы за содержание пропорционален именно площади помещения, которым владеет собственник . И коэффициентом пропорции выступает как раз тариф на содержание.

Сторонники лжетеории утверждают, что приведенный вывод вовсе не логичен, и законодательство не содержит прямого указания на то, что размер платы на содержание рассчитывается исходя из площади помещения, которым владеет собственник. Опровергает такое мнение абзац 4 пункта 2 «Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденных ПП РФ от 06.02.2006 N75 :
«"размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения ... »

Выводы

Теория о том, что расчет стоимости содержания жилья, подлежащей оплате собственниками помещений МКД, должен производиться с использованием площади помещений, входящих в состав общего имущества, ничем не подтверждается, а наоборот - опровергается приведенными в настоящей статье аргументами.

Привлекательность рассмотренной лжетеории для потребителей жилищно-коммунальных услуг заключается в том же самом постулате, который присущ большинству других мифов ЖКХ: «С потребителей требуют оплату в размере большем, чем положено ». Именно этот лозунг способствует росту приверженцев опровергнутой в данной статье теории.

Что туда входит? В тек. ремонт МКД включается ремонт общего имущества, коммуникаций, технической части дома и облагораживание придомовой территории.

Ссылаясь на (закон № 176 – ФЗ от 29. 06. 15) можно утверждать, что оплата за текущий ремонт взимается с жильцов (собственников) квартир. Для этого в квитанцию за коммунальные услуги вписывается определенная сумма взноса.

Расшифровка пункта о содержании и текущем ремонте в квитанции

В расшифровку тарифа «Содержание и текущий ремонт общего имущества» входят следующие пункты:

  • обслуживание внутридомового инженерного оборудования;
  • обслуживание внутридомового газового оборудования;
  • обслуживание частей конструкций дома.

Как самостоятельно рассчитать затраты на него в многоквартирном доме?

Сумма взноса напрямую зависит от того, кто ее устанавливает. Размер оплаты может быть утвержден решением общего собрания, на котором присутствуют владельцы квартир и местная администрация. Тариф начисляется в зависимости от места нахождения, масштабов работ, стоимости материалов и др.

На практике УК (управляющая компания) настаивает на установлении муниципального тарифа для содержания и ремонта общего имущества. Это неправильно, сначала необходимо составить конкретную смету (план работ), и на основании ее формировать финансирование.

Новые цены должны утверждаться решением собраний. В общую копилку должна упасть разница в тарифах, рассчитанных для собственников приватизированного жилья и для нанимателей.

УК имеет право изменить расценки только в случае не состоявшегося вовремя собрания. Если же собственники могут предоставить акт о проведенном в оговоренные строки собрании, заверенный подписями всех жильцов, то только они могут диктовать изменение цен. В противном случае можно смело отказываться от уплаты и возбудить дело против превышения полномочий представителями УК.

Самое обидное, что при своевременной оплате законопослушными гражданами ремонтных работ самого процесса дождаться очень сложно. А УК нередко повышают тариф, даже не предупредив жильцов заранее.

Собираются ли взносы за эту услугу в новостройке или в аварийном доме?

В новостройке начисление всех коммунальных услуг и платы за содержание жилья (включая текущий ремонт) производится:

  • только после введения дома в эксплуатацию;
  • вторым условием является вступление в право собственности, до этого времени так же не должно быть представлено потенциальным жильцам никаких требований об уплате.

После законного введения в эксплуатацию застройщик имеет право выбора управляющей компании, с которой будет подписывать договор (он должен быть составлен в течение пяти дней).

Так же плата за текущий ремонт не взимается, если дом признан в статусе аварийного, а жилые помещения признаны непригодными для проживания в них.

Текущий ремонт и содержание жилого помещения — в чем разница?

Содержание общего имущества включает в себя меры поддержания его в состоянии, пригодном для эксплуатации, не допуская угрозы жизни жильцов.

  1. обеспечение освещения подъездов.
  2. Поддержание температурного режима.
  3. Соблюдение мер пожарной безопасности.
  4. Уборка общих помещений.
  5. Своевременный вывоз отходов.
  6. Обработка прилегающего земельного участка.

Сумма оплаты за содержание жилого помещения (ЖП) включает в себя оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества.

Как происходит расчет стоимости, если собственники сами хотят его заказать?

Жилищный кодекс Российской Федерации () описывает несколько способов определить, в пределах какой суммы проиходит оплата за ремонт:

  1. на общем собрании всех владельцев квартир, с непосредственным участием управляющей компании.
  2. Отдельно рассматривается неприватизированная квартира. Если собственник – муниципалитет или государство, то оплату обязан вносить наниматель, по установленной местным самоуправлением цене. Т.е. нанимателей не касается решение общего собрания.
  3. Если собственник является членом ТСЖ, то тариф оплаты утверждает управленческий состав ТСЖ, на основании устава.
  4. Если управление домом производится посредством ТСЖ, но собственник не входит в состав членства – тариф прописывается в договоре, что заключается между собственником и ТСЖ.

Расчет стоимости платы за содержание помещений в квартирах и проведение текущего ремонта можно произвести по такой формуле — P = S / S1 * S2 * C, где:

  • Р – сумма месячной уплаты за содержание жилых помещений и текущий ремонт в рублях;
  • S – общая площадь жилья;
  • S1 – общая жилая площадь;
  • S2 – жилая площадь комнаты (комнат), пребывающего в собственности жильца или соответственно договору найма;
  • С – цена за 1 кв. м общей площади, учитывая степень благоустроенности.

Что произойдет, если не платить по данному тарифу?

Круг обязанностей граждан неудержимо растет. Заработная плата не может угнаться за все время растущими ценами и тарифами. Где же брать деньги обычным трудящимся, их катастрофически не хватает?

Если не платить по квитанции

Оглядываясь на случаи, когда управляющие компании не очень добросовестно начисляли оплату по квитанциям, Минстрой разрешил жильцам платить меньше нормы, но только в том случае, если ресурсы расходовались меньше нормы. Т. е. оплачивать можно только фактический расход.

А вот касательно ремонта (текущего и капитального) – тут все выглядит менее оптимистично. В этом году в Жилищный кодекс были внесены поправки, которые не дают выбора собственникам квартир – нужно платить.

Теперь оплата ремонта – это обязательный платеж, он входит в состав единого платежа. В случае уклонения от оплаты грозит пеня. И перепиской с фондом уже ничего не добьешься, протокол разногласий уже никого не интересует.

Закон есть закон. Теперь можно только обжаловать неправильность принятого закона в судебном порядке, но даст ли это положительный результат – берут сомнения.

На практике наблюдается хроническая неуплата. Управляющие компании изо всех сил стараются пресечь этот процесс:

  • вывешиваются списки неплательщиков на досках объявлений и печатаются в местных газетах. Иногда с опровержениями.
  • назначены неустойки. предусмотрела наложение фиксированной пени за несвоевременную оплату всех видов коммунальных услуг. Она составляет 1/300 часть ставки рефинансирования Банка РФ за каждый день платежной отсрочки.

ВАЖНО. Если же со стороны УК работы выполняются некачественно или не вовремя (соблюдение величины установленного перерыва), плата за ремонт должна быть снижена. Не позже шести месяцев после такого нарушения владельцы жилья могут составить письменное заявление о просьбе снизить плату.

Такое заявление можно сделать устно, обратившись в УК лично, но оно обязательно должно быть зарегистрировано. Оплата текущего ремонта снижается способом вычитания рабочих дней, во время которых зафиксирован простой.

Если не вносить плату за инициативу других собственников

Ссылаясь на , надо уточнить, что пользоваться имуществом, которое состоит в долевой собственности, можно лишь после согласования со всеми ее участниками .

Если же возникло желание отделить свой лицевой счет на оплату взносов за ремонт, то нужно составить письменно заявления (от каждого собственника индивидуально) с просьбой разделения счетов. К таким заявлениям, в обязательном порядке, прилагаются следующие документы:

  • копия свидетельства о регистрации права собственности (с указанием своей доли);
  • письменное соглашение между владельцами данной жилой площади, которое составляется в свободной форме.

Если же другие собственники не хотят проведения выше описанной процедуры, можно лично обратиться в суд, написав исковое заявление.

Как заключение: благоустройство дома прямо пропорционально зависит теперь от денег жильцов, значит им дано право подробно интересоваться организацией, соблюдением сроков и течением данного процесса, участвовать в формировании справедливых тарифов.